Студопедия — ПРИЛОЖЕНИЕ. 541. Я знаю, что противоположное тому, что я говорю, верно, но для данного момента то, что я говорю все же вернее.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПРИЛОЖЕНИЕ. 541. Я знаю, что противоположное тому, что я говорю, верно, но для данного момента то, что я говорю все же вернее.






541. Я знаю, что противоположное тому, что я говорю, верно, но для данного момента то, что я говорю все же вернее.

542. Я также, как и вы, мои друзья, полагаю, что Бог, если Он существует, есть демон и людоед. Но что вы собираетесь делать вслед за этим?

543. Бог — это верховный Отец Иезуит. Он всегда творит зло, от которого может произойти благо, безпрестанно ввергает в заблуждение ради большего понимания; навсегда подавляет нашу волю, чтобы она могла обрести в конце концов безконечную свободу.

544. Наше Зло для Бога не зло, а невежество и несовершенство, а наше добро только более мелкое несовершенство.

545. Религиозный фанатик говорит правду, хотя и чересчур неистово, когда указывает на то, что наша величайшая и наичистейшая добродетель подобна подлости по сравнению с божественной природой Всевышнего.

546. Быть за пределами добра и зла не значит вести себя безразлично греховно или добродетельно, а стремиться к высшему вселенскому благу.

547. То добро, что не есть наша этическая добродетель, которая относительна, и представляет заблудший свет в мире; оно сверхэтическое и божественное.

ПРИМЕЧАНИЯ

Джнана

4. Отрицая Джнани, автор отрицает знание, принадлежащее уму. Поскольку ум лишь инструмент духа, то и не обладает знанием достаточным, чтобы определять или оценивать происходящее в духе Истины. С позиции Ауробиндо, неоднократно им высказанной, ум должен быть всегда тихим и открытым более высокому духовному сознанию для инспирации, тогда он будет получать необходимое знание для исполнения непосредственной работы.

6. “...угасает разум” — т.е. ум становится тихим и безмолвным, способным к восприятию (см. прим. 4).

7 “...ложное явление”, т. е. внешне видимое феноменальное явление при отсутствии знания того, что стоит за ним, приводит к неверному истолкованию умом.

12. В духовной практике своей йоги Шри Ауробиндо выделяет две личности в человеке: одна связана с человеческим эго, объединяющая природу ума, витальную природу и физическую, другая — истинная личность, божественное начало в человеке, скрытое за природой эго, которую он называет психическим существом, представляющим эволюционирующий элемент в человеке. Психическое существо, или истинная душа в человеке, безсмертно, оно развивается, проходя через множество воплощений, и, достигнув зрелости, становится активным, стремясь выразиться и проявиться через человеческую природу, сделать ее средством самовыражения или другими словами своим “инструментом” проявления. В этом и состоит процесс одухотворения человеческой природы, когда она отказывается от следования собственным побуждениям, добровольно предоставив себя духовному началу в человеке, сделав тем самым шаг к обретению новых возможностей и подлинного безсмертия.

15. Имеется в виду, что художник в своей обыденной жизни может проявляться достаточно рационально, разумно, в то время как в своем творчестве, отказавшись от чисто интеллектуального мировосприятия, оказывается в другой реальности, являющейся источником его творческого феномена, которую обыденный ум склонен называть галлюцинацией.

22. Вайшнавы составляют религиозную секту в Индии, поклоняются женской ипостаси бога Вишну, Вайшнави, стремятся уберечься от причинения какого-либо насилия, ценя всякое проявление жизни.

27. Сидни, Филип (1554-1586), английский поэт и писатель.

28. Кришна (черный, темный, темно-синий) в индуизме Аватара, т. е. воплощение бога Вишну. В философии Ауробиндо Кришна олицетворяет собой Ананду, т. е. восторг и блаженство любви, побуждающую силу творения Всевышнего.

37. Бриндавун (Brindavun), в “Очерках о Гите” Шри Ауробиндо использовал иную транскрипцию (Vrindavan) — это место в Индии, где согласно одной из легенд жил Кришна.

38. Бхагават (санскрит), господин, владыка, является эпитетом высших божеств Тримурти, т. е. единого Бога, обладающего или явленного в трех обликах: Брахма, Шива, Вишну.

39. “Немцы опровергли существование Христа...”, имеются в виду немецкие философы-материалисты.

41. Троя или известное в древности поселение Илион возникло в конце 4-го тысячелетия до н. э. на пути из Средиземного в Черное море и была разрушена в результате войны в 13 в до н. э. События этой войны описаны в “Илиаде” Гомера.

Арджуна, один из главных героев индийского эпоса “Махабхарата”. В “Бхагаватгите”, которая является шестой книгой “Махабхараты”, он безедует с Кришной перед боем на Курукшетра (см. прим. 499), В этой безеде Кришна, наставляя его перед боем, возвещает свое божественное учение.

51. “...а он все же тот, кто совершает триумфы в своей высшей добродетельности”. Поскольку согласно ведантическому мировоззрению весь мир — это тоже Бог или часть Его, то Он способен и зло, совершаемое грешником, использовать для своих благих намерений, творимых в этом мире.

56. Перечисленные здесь имена относятся к группе богов индийского эпоса Адитьев, т. е. рожденных верховной Матерью Адити: Варуна — бог космических вод, наполняет моря, реки, прокладывает путь потокам; Индра — бог грома и молнии, рожден для битв, бог битвы; Рудра — бог, олицетворяющий грозу, ярость, гнев, является ведийским предшественником Шивы; Маруты — божества бури, ветра, грома и молнии, их семь, они олицетворяют различные виды ветров, являются братьями, их отец Рудра; Арьяман — олицетворяет порядок, дружественность, гостеприимство; Бхакта — слабо персонифицированное божество, это имя часто используется эпитетом к другим богам, олицетворяет счастье, процветание, богатство; Митра — блюститель закона космической жизни, миролюбив и милосерден, служит объединению людей; Брахманаспати или Брихаспати — божество молитвы и жертвоприношения.

Кали (черная), в индуизме одна из ипостасей Божественной Матери (Деви), жена Шивы, олицетворение грозного начала его Шакти, т. е, божественной Силы. В своей йоге Шри Ауробиндо отводит ей особое место и характеризует следующим образом: “...действенность и сила характеризуют ее могущество. Ей присущ сокрушительный напор, могучий порыв силы к действию, божественно стремительный натиск, разрушающий любые ограничения и преграды... Ужасен ее лик Асуру, опасен и безжалостен ее гнев против ненавистников Бога, ибо она тот Воитель Миров, который никогда не уклоняется от сражений. Нетерпимая к несовершенству, она резко обходится со всем тем, что является непослушным, и обрубает все то, что упрямо остается невежественным и темным... Но поскольку она Мать, ее любовь также сильна, как и гнев, и ей присуща глубокая и пылкая добродетель”. (Шри Ауробиндо “Мать”). Одним из эпитетов Кали является Дурга, что значит “труднодоступная”.

59. “Познание добра и зла” — это возможность права выбора, предоставленная человеку Богом как разумному существу, наделенному умом в отличие от животного. Поэтому человек получил возможность как для развития, так и деградации, в то время как животное всегда остается самим собой и к нему неприложимо понятие добра и зла. И поскольку этот выбор для человека свободен, то должен совершаться добровольно и сознательно, в этом смысле он хозяин своей судьбы и стоит между “высочайшими небесами и низшей природой”, по словам Шри Ауробиндо, человек — “переходное существо”.

61. Раз истинная личность человека божественна и безсмертна (см. прим. 12), то его смертная ограниченная природа служит лишь средством оформления этого высшего начала. В этом смысле о смерти можно говорить лишь условно, как о смене костюма на маскараде, чтобы принять новый образ и обрести новые возможности для самовыражения, когда прежний больше не отвечает дальнейшим намерениям. Поэтому смерть — это шаг к новому рождению, а не прекращение существования. Кроме того, поскольку Бог трансцендентен, т. е. существует вне пространства и времени, то вопрос о времени начала и свершения Его замысла не имеет смысла, в этом случае всякое ограничение становится отрицанием Его бытия, ибо если Он существует, то Его творение также вечно, как и сам Он, но способно видоизменяться в пространстве и времени Его космической манифестации, поэтому “смертный не может как когда-либо родиться, так и умереть”.

66. Поскольку, согласно Шри Ауробиндо, мир развивается или эволюционирует как во времени, так и в пространстве, то грех можно рассматривать как стремление некоей его данности, занимавшей свое законное место в прошлом возродиться вновь, но уже в ином оформлении и временном пространстве. Иллюстрацией этого могут служить животные инстинкты в человеке, стремящиеся навязать ему отжившие формы самовыражения как разумному существу.

76. В своей работе “Человеческий цикл” Шри Ауробиндо сравнивает современную европейскую цивилизацию, возводимую на базе современной науки, с Колоссом, который в конце концов разрушится под грузом собственной тяжести.

80. Аристофан (450-385 г. до н. э.), древнегреческий философ, писатель, жил в Афинах, автор сатирических комедий.

103. Джанака (букв. “родитель”), прославленный древний мудрец и царь в одном лице, один из героев эпоса “Рамаяна”, отец Ситы, жены царевича Рамы, именем которого назван этот эпос.

106, 108. Нарада — древний мудрец и риши, его имя связано с мифами о Кришне, он считается одним из воплощений Вишну.

115, 117. Брахман или Брама, отец мира и ипостась Тримурти (см. прим. 38).

141. Васиштха (букв. “самый богатый”), один из божественных мудрецов-риши, сын Брахмы. В индийской традиции олицетворяет идеального брахмана (см. прим. 356), ему принадлежала “корова желаний” Сурабхи, являющаяся символом жизненного могущества и изобилия.

147. Анантагуна, соединение двух понятий “гуна” (качество) и “ананта” (безконечность), т. е. выражает вечное и безконечное начало в человеке.

157. Рамакришна (1836-1886), светское имя Гедадхар, родился в семье браминов Чатопадьяйя, получил прозвище Парамахамса (высоко парящий лебедь Индии), один из выдающихся индийских мистиков, считается воплощением Кришны. Получил всеобщее признание как проповедник и религиозный реформатор, стремившийся объединить Индуизм, Христианство и Ислам, однако был противником провозглашения новой религии.

Вивекананда (1863-1902), светское имя Нарендранат Датт, выдающийся йог, ближайший ученик Рамакришны и основатель ордена “Миссия Рамакришны”.

“ОМ”, знаменитая мантра, звучание которой символизирует изначального Брахмана. Абсолют и всю вселенную Им творимую.

166. Шастры, свод законов, религиозных ритуалов, этических норм поведения согласно явленному в откровении учению, которому должны следовать люди. Веды, в данном контексте, символизируют стремление непосредственно и прямо следовать воле Бога без посредничества писаных законов. Кроме того, “Веды” — это название священных книг древней Индии, начало их создания относят к середине второго тысячелетия до н. э., они включают четыре части: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхараведа. Ведийский цикл индийская традиция называет “шрути”,т. е. литературой “откровения” и рассматривает как священное писание, в отличие от последующей литературы, которую называют “смрити”, т. е. литературой “предания”, созданной людьми.

170. В Исламе нет места для монашества, тем самым отвергаются монастыри, как единственное наиболее благоприятное место для спасения, человек должен преданно служить Богу в обычной жизни.

171. Имам — это духовное лицо, наставник или религиозный лидер общины в мусульманстве. Махди — это человек, непосредственно ведомый Аллахом, в шиитской догматике это скрытый Имам в человеке, единственно способный уничтожить зло и направить род человеческий на путь истины.

172. См. прим. 166.

173. Страдание всегда связано с несовершенством, незавершенностью чего-то, с отсутствием полноты могущества, поэтому может относиться только к человеческой, а не к божественной природе. Допустить страдание Бога — значит признать неполноту Его совершенства и могущества, значит признать возможным узурпировать Его волю.

194. Валмики, легендарный поэт, автор древнеиндийской эпической поэмы “Рамаяна”, в которой сам выступает в качестве одного из ее героев.

199. Под “внешним божьим храмом” подразумевается человеческий ум, его витальная и физическая природа.

Карма

216. Кали, см. прим. 56.

221, 222. Титаны или Гиганты, в греческой мифологии сыновья Геи — матери земли — олицетворяющие могущество неразумной грубой силы. Шри Ауробиндо, в данном случае, рассматривает их и трактует более широко и универсально, как олицетворяющих виталические могущества, с помощью которых был построен материальный фундамент этого мира.

223. Равана (букв. ревущий), в индийской мифологии царь ракшасов, демонических сил, антагонист главного героя Рамы в эпической поэме “Рамаяна”. Чтобы избавиться от Равана, Вишну воплотился в образе Рамы.

245. “...то он исчерпает зло субъективно”, следует понимать в контексте предыдущего афоризма 244, т. е. через внутренние субъективные переживания.

267. Тапас, буквально означает “жар”, впоследствии приобрело смысл концентрации и накопления энергии, божественной Силы, чаще всего путем воздержания, отрешения, аскетизма; тапасия — производное от тапаса, означает совершение тапаса.

271. Под “подкупом экзаменатора” здесь имеется в виду неискреннее угодничество, создающее видимость служения Богу, за которым скрывается некая уловка или увертка от исполнения Его требования, чтобы сохранить свои эгоистические намерения, как говорят “на, Боже, что нам негоже”.

285. Бахус латинская форма имени Вакх, одного из имен Диониса — бога плодоносящих сил земли, виноделия, также известного как освободителя от мирских забот. Эрос, в греческой мифологии бог любви (Эрот). Аполлон, олимпийский бог, объединяющий в себе ряд черт как благодетельных, так и губительных; он стреловержец, губитель, целитель, порицатель, блюститель гармонии, покровитель искусств, особенно музыкальных.

Агни, в индийской мифологии бог огня, домашнего очага, жертвенного костра, один из главных богов древневедического ритуала, его основная функция — посредничество между людьми и богами, олицетворяет само пламя, горение и божественную устремленность, выражает всеобъемлющее начало, пронизывающее мироздание.

Сурья, в индийской мифологии солнечное божество, часто олицетворяет космическое солнце, изливает свет, разгоняет тьму.

306. Шанкара, знаменитый индийский философ 18 в. создатель школы строгого монизма, рассматривал мир как Иллюзию, Майю.

Во всех трех случаях, перечисленных здесь, когда “Бог смеялся над Шанкарой” имеется в виду не суть его поступков, а то, что он каждый раз отступал от собственного мировоззрения, совершая действия, которые никак не совместимы с представлениями об иллюзорности мира.

326. Саниясин, бродячий монах в Индии.

338. В индуизме Рама и Кришну считаются аватарами (воплощениями) Вишну. Данные сюжеты заимствованы из эпоса “Рамаяны” и “Брахмавайварта-пурани”.

356. Брахманы, кшатрии, вайшью и шудры образуют катурварну, четырехскладную сословную структуру древнеиндийского общества. Впервые они упоминаются в “Ригведе”, где их происхождение трактуется как символическое отображение Бога, Пуруши: “...его рот стал брахманом, руки сделались раджанья (кшатриями), его бедра — вайшья, из ног произошел шудра”. Со временем чисто символический смысл этих образов закрепляется за представителями сословных групп общества: брахманы представляют жречество, кшатрии — феодалов, воинов, вайшью — торговцев и ремесленников и наконец шудру — слуг. Мысль об исторической ретроспективе варны, использованная в данном афоризме, была раннее высказана Вивекананадой.

361. Калиюга, в индийской мифологии обозначает последнюю, завершающую часть мирового периода махаюги, т. е. большой юги, которая делится на четыре части: сатья или критаюга, трета-юга, двапараюга и калиюга. Эта последовательность знаменует постепенное падение нравов и угасание добродетели, достигающее своего предела в калиюге, когда торжествует зло, после чего цикл повторяется. Дакшана, дар, подносимый жрецу-брахману или пандиду.

368. Ведантой называют эпоху создания поздних Вед (VII-VI в.в. до н. э.). К Веданте относят так называемые “Брахманы”, содержащие описание ритуальных обрядов, а также “Упанишады”, которые, в известном смысле, представляют собой комментарии к Ведам.

386. “...костыль соглашения, протянутый из минерального и растительного царства”, т. е. обращение к силам, господствовавшим на земле до появления разумного существа, человека, это означает, по существу, обращение к силам тьмы и мрака, соглашение с ними, т. е. предание своей природы под их иго, вместо того, чтобы обращаться к духовным силам, которые не только исцеляют, но и преображают человеческую природу.

393. Гален, Клавдий — (131-200 гг. н. э.), знаменитый римский врач, анатом, физиолог и философ.

Гиппократ, древнегреческий врач и философ, жил 460-377 гг. до н. э.

397. “...не в качестве эксперимента, со спокойной и непоколебимой верой в свои недуги”, т. е. когда за действием стоит безответственное решение, предполагающее при неудаче отступление назад, вместо безоговорочной и полной сдачи себя в руки Бога.

404. В данном случае под “отступлением назад” имеется в виду популярная идея о возвращении человека назад к условиям нецивилизованной жизни и слиянию с природой, что означало бы его возвращение в свое эволюционное прошлое. Но эволюция не может дать “задний ход”, а человек вернуться к прошлым формам жизни, он должен преодолеть искусственно созданные трудности посредством духовной силы, которая способна изменить, трансформировать всю его природу, в этом состоит один из главных аспектов учения Шри Ауробиндо.

Бхакти

408. В данном афоризме использован традиционный мифологический образ Кришны-пастушка, играющего на свирели.

411. Принцип женского божественного начала находит чрезвычайно широкое и глубокое выражение в Индуизме, а также в йоге и философии Шри Ауробиндо; с ним отождествляется Сознание-Сила Всевышнего или Божественная Шакти как всемирная Мать. Она, с одной стороны, является прародительницей всего сущего, а с другой стороны неотъемлемой частью самого Бога, обращенной к Его самовыражению и творению; она же составляет суть Его Природы (Пракрити) в своей космической манифестации, как средство проявления. Поэтому женское начало в индуизме выражает символ преданности, полноты самоотдачи и любви. Жена готова всюду следовать за своим мужем, даже на погребальный костер, т. е. не оставлять его и в других мирах, как за своим Повелителем и Владыкой.

418. В данном случае вражда с Богом понимается как одна из активных форм Его признания, в отличие от пассивного и безотчетного следования своим низменным побуждениям, а следовательно неминуемо ведет к Его быстрой победе над нашей природой.

426. Сераль (перс.), дворец и его внутренние покои, гарем; в частности, султанский дворец в Константинополе.

430. Майя, в индуизме означает иллюзорность бытия, вселенной. В концепции философской школы адвайты (абсолютного монизма) майя отождествляется с миром, как божественная игра, Лила.

431. Маявадин, т. е. следующий концепции майи (прим. 430). Нирвана — это экстатическое переживание бытия, сознания и блаженства, вызванное погружением в безличностный (универсальный) аспект Брахмана (Бога). Шри Ауробиндо отвергает противопоставление Нирваны Майе, рассматривая последнюю в ведантийском духе как Божественную Шакти (Деватмашакти), см. прим. 411.

439. Сиддхи, в индуизме полубожественные существа, овладение которыми позволяет достичь сверхъестественных сил, в том числе верховной власти над миром.

456. Мара, в буддийской мифологии божество, персонифицирующее зло.

473. Кальвин, Жан (1509-64), один из видных деятелей Реформации. Занимал непримиримую позицию как в отношении католичества, так и лютеранства. После побега из Франции в 1541 г. установил в Женеве суровый диктаторский режим реформированной церкви, используя методы инквизиции в борьбе с инакомыслием. Ананда, см. прим. 28.

474. Данте, Алигьери (1265-1321), величайший итальянский поэт, автор “Божественной комедии”. Божественный свет любви действует на природу человека как ослепительная вспышка на глаза. Она вызывает временную слепоту, потемнение, спасает, от полной потери зрения. Подобному же явлению обязан своим происхождением Ад. Рудра, см. прим. 56.

481. В мифе о Кришне, играющем на свирели, и влечении к нему гопий (пастушек) выражено мистическое влечение душ, которых символизируют гопи, к Богу. В акте похищения одежд выражено стремление Бога обнажить любящую человеческую душу из-под покрова человеческой природы.

499. Курукшетра, равнина в Индии между городами Амбала и Дели, почитаемая в индуистской традиции как священная; здесь по преданию состоялась “великая битва” между пандавами и кауравами, потомками единого рода Бхараты, которому и обязан своим названием эпос “Махабхарата”.

505. См. прим. 80.

506. Калидаса, великий индийский поэт, живший предположительно в I-VI в. н. э., автор знаменитой поэмы “Шакунтала”.

508. Раван, см. прим. 223.

Хираникашипу, буквально “имеющий золотую одежду”, в индийской мифологии царь асуров, т. е. демонических сил, будучи неуязвимым захватил власть над тремя мирами, подчинив себе богов. Был убит Вишну, превратившегося для этого в нарасинху, получеловека-полульва.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 345. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия