Студопедия — Основные историко-типологические концепции культуры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Основные историко-типологические концепции культуры






Историческая типология культуры – это результат типологического описания и сопоставления различных культур.

Историческая типология культуры представляет собой выявление определённых исторических периодов её развития и классификация по различным основаниям:

1. исторический; 2. религиозный; 3. социологический; 4. по социобиологическим признакам (муж., жен.) и т.д.

Существуют 2 подхода к изучению культуры:

1. линейно-эволюционный (формационный);

2. локалистский

Представителями первого являются, в частности, К.Маркс и К.Ясперс.

Карл Маркс выделяетобщественно-экономические формации выдел. по признаку господствующего типа производства. Каждой формации присущ свой тип культуры, где решающую роль играют материальные факторы, связанные с доминирующим типом социально-экономических отношений. По Марксу: выделяются культуры неантагонистических (первоб., коммунист.) и антагонистич. (рабовлад., феод., капиталистич., для которых характерна поляризация культур господствующего класса и трудящихся) обществ. Отличительная черта концепции культуры Маркса: 1) идея принципиального противоборства культур в рамках антагонистич-х формаций как условие их эволюции; 2) выдвижение на 1 место материального фактора развития культур.

Карл Ясперс ввёл термин «осевое время». По Я., с осевого времени начинается единство человеческой истории. Ось мировой истории Я. относит ко времени около 500 лет до н.э. Тогда появился человек современного типа. Борьба рационального опыта с мифом. интенсивное духовное движение Я. видит в 3-х мирах: Китай и Индия, Эллада, Ближний Восток. Осевое время ознаменовало исчезновение некоторых древних культур (египетской, вавилонской), в которых человек не достиг подлинного самосознания. В истории Я. выделяет четыре среза: 1) возникновение языка, изобретение орудий труда, огня; 2) возникновение высоких культур в Египте, Месопотамии, Индии, позже в Китае в 3–5 тыс. до н.э. 3) духовное основоположение человечества в 8–2 вв. до н.э. 4) рождение научно-технической эры в Европе с XVII в., получает чрезвычайно быстрое развитие в XX в.

Николай Яковлевич Данилевский видел в мировой истории череду самобытных, непересекающихся «культурно-исторических типов». Культура – это набор локальных организмов, имеющих свой расцвет и закат. Д. выделял 10 культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассирийско-вавилонско-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический или аравийский, Романо-германский, или европейский.

Д. выделил пять законов развития этих типов: культурно-исторический тип создают только те народы, которые имеют «духовные задатки» к этому и способны к историческому развитию, необходимое условие возникновения КИТа – политическая независимость, причём начала цивилизации каждого типа не передаются соседним народам.

Д. называет три метода передачи цивилизации: колонизация, прививка, питание (влияние) и три различия, играющие принципиальную роль при формировании КИТов: этнографические особенности (психический строй), религиозный строй, условия исторической жизни. Именно эти различия, по его мнению, не позволяют России и всем славянским народам влиться в романо-германский (европейский) тип культуры. Цикл жизни каждого типа – 1500 лет: 1000 лет – подготовка к созреванию, 400 лет – на эволюцию КИТа, расцвет – всего 50–100 лет, остальное время уходит на угасание, упадок и умирание.

Освальд Шпенглер обосновал наличие в разных культурах собственного способа переживания жизни, уникального в своей неповторимости. Как разрушитель эволюционизма, он отказался признать единство поступательного движения всемирной культуры. По Ш., каждая культура проходит возрастные ступени отдельного человека – детство, юность, возмужалость, старость. История культуры – это биография разных культур. Типология культуры Ш. весьма сходна с типологией Данилевского. Отличие – в числе выделенных типов – не 10, а 8, т.к. Ш. не называет еврейский и новосемитический типы, а также отдельный римский тип, зато ввёл тип культуры майя и указал на появление в будущем русско-сибирского типа.

Ш. прослеживал действие прасимвола той или иной системы, который проявляется в стилях. Например, античная культура имела в качестве прасимвола тело, стилеобразующим началом её были вазовая живопись, архитектура колоннад, рельеф, фреска, а центральным символом этого единства – скульптура. В существовании каждого типа Ш. выделял время восхождения, ведущий к расцвету, и упадка, оканчивающийся неизбежной гибелью при переходе культуры в цивилизацию. Цивилизация у Ш. – это смерть культуры, т.к. она бездушна, не способна к взлётам науки и искусства и превращает людей в необработанных, естественных людей, порождает войны.

Арнольд Джозеф Тойнби отрицал идею единства цивилизации во всём мире, поскольку нельзя отождествлять цивилизацию с западным обществом, которое есть лишь факт экономики и политики, но не культуры. Цивилизация – это обособленная система со значимыми и ярко выраженными связями внутри неё. Т. эмпирически описал 21 общество, в числе которых и Россия. Из 21 цивилизации – 7 «живых» и 14 «мёртвых», 6 не связаны родственно с другими, остальные связаны, 8 связанных культур возникли в Старом Свете, 2 – в Новом Свете. Основной критерийразличения цивилизаций у Тойнби– религиозная специфика.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 640. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия