Студопедия — II. РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

II. РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО






1. От античности к Средним векам. Влияние богословской мысли на развитие искусства. Эстетический аспект в философских и теологических взглядах эпохи. Вклад философии поздней античности в развитие христианских воззрений на искусство. Формирование нового духовного, эстетического и художественного идеала в недрах постклассической эстетики, неоплатонизма (идеи Плотина, Ямвлиха), александрийского эллинизма (Филон Александрийский). Духовные и эстетические воззрения гностиков.

Ранняя патристика и искусство. Эстетика ранней патристики. Статус и концепция сакрального образа на этой стадии развития теологии и христианской культуры и его эволюция. Выступления против эстетического и художественного наследия язычества и антропоморфных форм в зарождающемся христианском искусстве, причины и мотивы теологических споров об искусстве.

Греческая патристика: Апологеты II века - Юстин, Тациан. Апологеты из катехизисной школы Александрии - Климент Александрийский (род. ок.150 – ок. 213), Ориген (ок. 185- ок. 254).

Латинская патристика до св. Августина:Последовательная борьба Тертуллиана (ок. 160-после 220) с античным искусством, и, прежде всего изобразительным, как с причиной и формой идолопоклонства.

Эстетика св. Августина (354-430): Влияние взглядов св. Августина на латинскую теологию, на представления западной церкви о функциях религиозного искусства и природе сакрального образа, на развитие и обогащение иконографии. Философско-теологическое обоснование присутствия антропоморфных форм в храме через идею сравнения человека с храмом божьим, а также идею аналогии между единством и согласием всех частей вселенной и единством и гармонией человеческого тела.

Достижение необходимого для развития искусства компромисса между классическим философско-эстетическим наследием и богословской мыслью. Концепция «Изображения есть письменность для неграмотных» (папа Григорий Великий, VI век) и ее значение для формирования типичного для западного христианства понимания функций и роли изобразительного искусства в храме, актуального для всего средневекового периода. Акцент на познавательный, образовательный, педагогический аспект.

2. Генезис раннехристианского искусства:

2.1. Палеохристианское искусство до 313 года. Основные виды, формы и функции христианского искусства на первом этапе его развития, до принятия Миланского эдикта. Особенности выбора тем и сюжетов, интерпретации основных догматов, стилистики произведений в раннехристианскую эпоху. Характер и проблемы его взаимодействия с официальным искусством поздней римской империи в различных ее регионах. Влияние низкого социального статуса христианской церкви (отсутствие официального признания, гонения и уничтожение христиан) на развитие и функционирование искусства.

Памятники изобразительного искусства и архитектуры:

Фрески баптистерия в Дура Европос. (ок. 230 г., Месопотамия, Ирак) - место и значение в развитии позднеантичного и раннехристианского искусства. Система росписи, сюжеты и иконография сцен, стилистические особенности живописи. Функциональные и стилистические отличия фресок баптистерия по сравнению с катакомбной живописью: преобладание новозаветных сюжетов, более описательная их передача, отсутствие интереса к декоративным аспектам, отсутствие влияния античной традиции, опора на более условных и упрощенных принципах изображения, характерных для искусства Востока. Основной смысл иконографической программы – путь к спасению. Древнейший пример развернутого сотериологического цикла в христианском искусстве: сцены Исцеление паралитика, Хождение по водам, Жены-мироносицы у гроба Господня, Битва Давида с Голиафом и др. Сцены Грехопадения и Добрый пастырь.

Цикл фресок синагоги в Дура Европос (243-ок. 250) и древнееврейская традиция иконографической трактовки сцен Ветхого Завета. Вопрос о сюжетном и семантическом отличии между фресками синагоги и христианского баптистерия: выбор сцен из Ветхого Завета с точки зрения воплощения мессианской идеи, возможная ориентация на раннюю иллюстрированную рукопись Септуагинты (К. Вайтцманн), влияние стилистических особенностей сирийско-месопотамского искусства. Возможное влияние иудейских иллюстративных и монументальных ветхозаветных циклов на формирование принципов выбора и иконографического решения ветхозаветных сцен в христианском искусстве.

Катакомбная живопись – важнейшая ветвь развития христианского искусства до 313 года.

· время появления и географическое распространение катакомб: ок. 200 года, в Риме, Неаполе, Александрии, Сиракузах.

· сосуществование в римских катакомбах языческих и христианских захоронений.

· генетические связи катакомбной живописи с античным искусством. Сравнительная характеристика функций и стилистических особенностей живописи катакомб и римской монументальной живописи поздней империи: система расположения росписей на стенах и потолках, разбивка живописного пространства на небольшие композиции, заключенные в рамках, масштаб фигур и т.д.

· духовное и символическое содержание катакомбных росписей и его влияние на эволюцию художественных форм.

· начало развития христианской иконографии в произведениях катакомбной живописи. Смысловая зависимость ее иконографической программы от похоронного культа и культа умерших. Принадлежность семантики иконографических мотивов к выражению идеи двух таинств: Крещения и Причастия. Иконографическое выражение смысла христианской идеи Спасения – сюжеты Ветхого и Нового заветов о божественном вмешательстве. Вопрос о влиянии иудаизма на смысл и образное выражение идеи спасения, на изображение ветхозаветных сцен с этой темой и проблема сложения сотериологического цикла в раннехристианском искусстве. Отсутствие этого влияния в символах Крещения и Причастия. Проблема формирования иконографии новозаветных сцен в катакомбных памятниках.

· знаково-аллегорический и символический характер образов катакомбной живописи. Проблема их восприятия и интерпретации по сравнению с параллельно существующей позднеантичной живописью и средневековым искусством впоследствии: отказ от иллюстративного принципа, эзотерическая природа знака. Акцент на выражение абстрактных идей, абстрактное содержание и его значение для будущей эволюции иконографии.

· От начала III к концу IV века – значительное расширение тематики, разнообразие сюжетов, особенно ветхозаветных. Основная тенденция: от знака-символа к иллюстративной сцене. Нарастание нарративности изображения.

· Истоки, формирование и значение первоначальной системы христианских символов-знаков в живописных композициях катакомб: крест, якорь, рыба, виноградная лоза, агнец, стадо овец, Добрый Пастырь, голубь и др. Монограммы Иисуса Христа.

· Памятники катакомбной живописи. Катакомбы Сан Себастиано: фрески «Малой виллы» (около 230 - 240); мавзолей Маркуса Клодиуса Хермеса - типичный для катакомбного искусства пример “сосуществования” двух культур с их изобразительными системами - позднеантичной, в точном смысле этого слова, и раннехристианской. Катакомбы Сан Калисто (древнейшее официальное кладбище христианской общины Рима, фрески с II по рубеж VII-VIII веков). Фрески Сан Калисто - важнейшая стадия формирования классического катакомбного живописного стиля: Крипта пап (III век); Кубикулум Севера (конец III века); Кубикулум Пяти святых (начало IV века): Крипта de Lucina (середина III века); Кубикулум Святых таинств (первая половина III века). Катакомбы Домициллы: стилистическая неоднородность фресок, принадлежность разных изображений и к катакомбному стилю (Кубикулум Венеранды, Крипта Амплиатуса ) и к позднеантичному «иллюзионистическому» стилю (Крипта Доброго Пастыря). Катакомбы Присциллы: Капелла Грека (вторая половина II века), в сцене Поклонения волхвов - древнейшее изображение Богоматери с младенцем. Пример высокой для катакомбной живописи степени разработанности иконографии новозаветных сцен.; Кубикулум «La Velatio» (вторая половина III века, знаменитый образ оранты с покрывалом на голове) - плоскостная, условная манера живописи, без проработки деталей. Катакомбы Коммодилы: Кубикулум святых Феликса иАдавкта (между 384 - 389 гг.) – дискуссионный характер интерпретации содержания катакомбных сцен и уровня развития теологического аспекта в раннехристианскую эпоху на примере широких границ истолкования сцены Traditio clavium (от узко погребального смысла прощения грехов и принятия умершего в Царствие небесное, представленного на христианских саркофагах IV-V веков, до богословского символико-аллегорического истолкования как передачу церковной иерархической власти); Кубикулум Леона (конец IV - начало V века): новые черты иконографии Христа - появление образа бородатого Христа. КатакомбыПретестато (II век, возникли как языческий некрополь). Крипта св. Януария - аллегории сезонов и проблема трансляции античных иносказательных образов в средневековую, ренессансную и новоевропейскую культуру. Катакомбы наViaLatina (найдены в середине 50-х годов XX века, датировка между 320 и 350 гг., определена по монограмме императора Константина, эпиграфическому анализу, обилию античных сюжетов, истолкованных в духе христианских догматов). Новизна ряда иконографических мотивов, не имеющих более ранних аналогов. Кубикулум B – уникальные ветхозаветные сцены, нигде более в катакомбах не повторяющиеся. Широкий стилевой диапазон: от стиля, близкого к античному иллюзионизму с тонкой моделировкой кистью человеческих фигур, с точными пропорциями и пространственными соотношениями, до условной, упрощенной плоскостной манеры и игнорирования реальных пропорций человеческого тела. Кубикулум C - отсутствие правил сопоставления сцен Ветхого и Нового Заветов и проблема понимания смысла в отличие от средневековой экзегетики с ее более четкой нормативностью и определенными семантическими границами. Кубикулум I - варианты интерпретации так называемого «Урока медицины». Кубикулум N - пример адаптации античных сюжетов к новому содержанию: выражение христианской идеи спасения и христианского представления о бессмертии человеческой души через изображение подвигов Геракла. Катакомбы святыхМарцеллина и Пьетро (с второй половины III века). Цикл из жизни Ионы (середина III века) – одно из наиболее частых визуальных воплощений идеи Спасения. Кубикулум «Четырех сезонов» (325 - 350, или середина III века) - собирательный образ греческого философа как олицетворение христианского героя (здесь - Моисея). Кубикулум со сценой Крещения Христа (первая половина IV века). Кубикулум со сценой Грехопадения (первая половина IV века). Кубикулум Majesta (конец IV века) - композиционное и иконографическое повторение изображения Иисуса во славе с несохранившейся мозаики апсиды. Влияние формирующегося официального христианского искусства на позднюю катакомбную живопись. Катакомбы Джиордани. Кубикулум Граты (середина IV века). Классический пример персонификации идеи спасения души применительно к образу конкретного человека. Плоскостное, схематичное изображение, раскраска контуров без моделировки цветом. Изображение оранты в богатых одеяниях - пример живописной моделировки лица с чертами портретной и психологической характеристики. Причины и условия его появления, специфические семантические особенности образа оранты (оранта) в римском искусстве.

Рельефы саркофагов:вторая принципиально важная ветвь христианского изобразительного искусства до 313 года, активно развивающаяся и после Миланского эдикта, особенно в III - IV столетиях. Закат раннехристианской надгробной пластики к началу VIII столетия. Условия и причины для большей стилистической зависимости пластики саркофагов от современной языческой скульптуры, нежели катакомбной живописи - от сосуществующей языческой живописи. Направление эволюции - в сторону уменьшения (в позднем IV веке) стилистического сходства, выработки автономных композиционных формул, иконографических схем. Нарастание иератичности, условности; изменение законов восприятия и интерпретации: акцент на знаковую природу изображения и его символический смысл. Ведущая роль римских мастерских на стиль и иконографию саркофагов в эпоху Константина. Постепенная утрата влияния римского искусства и выход на передний план Прованса, Византии и др. в более поздний период.

· Разная смысловая трактовка общих идей и представлений в христианских и языческих сюжетных изображениях (идея спасения после смерти, некоторые стороны похоронного культа). Сравнительная характеристика стилистических особенностей христианских и языческих саркофагов.

· Сюжеты и иконографические схемы надгробной пластики. Сцены из Ветхого и Нового Заветов, раннехристианские символы-знаки и аллегории на стенах саркофагов. Иконографические элементы, типичные для поздней античности, эволюция иконографических решений сюжетов, характерных для эпохи. Более оригинальное и разнообразное развитие иконографии в IV веке.

· Параллельное развитие и, во многом, совпадение содержательной стороны катакомбной живописи и надгробной пластики, особенно в III веке. Обращение скульпторов и живописцев к одним и тем же сюжетам, композиционным решениям, иконографическим схемам.

· Влияние позднеримской культуры и уровня развития теологических и эстетических взглядов ранней церкви на специфическое содержание раннехристианской иконографии в надгробной пластике.

· Основные центры развития христианской пластики: Италия, Сицилия, Прованс, Тулуза, Испания, Северная Африка, Константинополь и другие греческие центры. Принципиальное сюжетное, стилистическое и иконографическое сходство декора саркофагов на огромной территории империи.

· Памятники раннехристианской пластики Рима: саркофаг Домициллы (саркофаг Страстей). (сер. IV в., Музеи Ватикана). Пример символического изображения Страстей и Воскресения. Моделировка в высоком рельефе, изощренная светотеневая игра, сложный архитектурный декор, организующий композиционно сцены. Саркофаг с Ватиканского кладбища. (IV век, Музеи Ватикана). В центре - передача Закона апостолу Петру. По сторонам Христа - апостолы Петр и Павел. Сцены Жертвоприношение Исаака и Иисус перед Пилатом - параллель к иносказательному выражению христианской идеи спасения в катакомбной живописи. Более плоскостная моделировка, проработка складок резче и графичнее. Саркофаг Юниуса Бассуса. (IV век, сокровищница Ватиканского собора св. Петра). Богатая декорация сценами из Ветхого и Нового Заветов, состоящими между собой в тесной провиденциальной связи: ветхозаветные события как аллюзия новозаветных. Пластичная моделировка в высоком рельефе, богатая светотеневая игра, многоплановость и сложные ракурсы, которыми скульптор владеет превосходно. Cаркофаг Пробуса (конец IV века, гроты собора св. Петра). Ранний образец выделения в иконографической схеме фигуры Христа размером и высотой. Усиление роли симметрического принципа построения композиции. Невысокий рельеф, более плоскостная моделировка, более абстрактно-орнаментальный характер складок. Саркофаг Трех пастухов. (II половина IV века, Христианский музей Ватикана). Яркий пример теснейшего переплетения классической античной образности и палеохристианских символов, далеко не полностью редуцированных от языческого содержания и мифологических представлений. Удивительно пластичная лепка, сплошное заполнение плоскости живописно извивающимся растительным орнаментом, переплетающимся с фигурками гениев. Саркофаг с Добрым пастырем и овнамипо углам (около 253-260, Христианский музей Ватикана). Проблема истолкования изображенных персонажей и всей сцены, не имеющей иконографических отсылок. Саркофаг “догматический” (саркофаг Двух Заветов, Саркофаг Троицы) (конец III-I половина IV века, Христианский музей Ватикана, происходит из базилики Сан Паоло фуори ле мура) - одно из наиболее последовательных и глубоких изложений теологической мысли эпохи. Выражение провиденциальной связи между двумя Заветами, иконография их сцен. Саркофаг с Иисусом Христом и апостолами (II половина IV века, Христианский музей Ватикана, происходит из базилики Сан-Лоренцо-фуори-ле-мура).

· Саркофаг из раннехристианского некрополя Таррагоны, так называемый Саркофаг Педагога (III век). Пример переноса распространенной позднеантичной композиции, изображающей философа-педагога с учениками, на иконографию сцены Иисус проповедующий ученикам. Иной принцип решения плоскости стенки саркофага – в орнаментальную поверхность в центре и по углам врезаны утопающие прямоугольные клейма с изображениями. Сохранение характерных формально-стилистических признаков позднеантичной скульптуры в пластической моделировке рельефа.

3. Развитие искусства Рима после принятия Миланского эдикта. Социокультурный контекст развития христианского искусства: новый статус христианской религии и его последствия во всех сферах функционирования искусства и культуры: духовной, культовой, социальной, дидактической, эстетической. Обращение к государственным организационным структурам Римской империи, широкое заимствование культовых, архитектурных и изобразительных форм для пропаганды идей христианской церкви. Значение Иерусалима и его памятников в качестве образца. Основание Константинополя и начало взаимодействия и взаимовлияния между западной и восточной (католической и православной) ветвями христианской культуры. Падение Западной Римской империи и влияние этого фактора на развитие христианской культуры и искусства. Проблема восточных влияний, идущих из Сирии, Палестины, Анатолии, Закавказья. Возникновение монашества в Египте в I - II веках и его значение для формирования монашеских орденов на Западе.

3.1. Архитектура. Потребность в широкомасштабном строительстве храмов после 313 года и активное развитие культовой архитектуры. Античная архитектура – источник форм и конструктивных решений для раннехристианской, пути и варианты влияний. Постепенный синтез христианских представлений о культовом зодчестве и влияние богословской мысли и сложившихся форм литургии на этот процесс. Сравнительная характеристика античного и христианского храма. Типология религиозных сооружений в зависимости от плана: базилики и центрические здания; и в зависимости от функций: собственно храмы, баптистерии, мавзолеи, мартирии.

Формирование нового типа храма - христианской базилики. Сходства и различия между христианской и языческой базиликами. Влияние христианских сакральных представлений о сущности и функциях храма на его топографию, внешнее и внутреннее оформление.

Базилика как основной тип христианского храма для западной церкви и крестовокупольная церковь как основной тип храма в Византии: сравнительная типологическая характеристика, причины, обусловившие их региональное распространение.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 2380. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия