Студопедия — Казахская Академия транспорта и коммуникаций им. М.Тынышпаева 5 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Казахская Академия транспорта и коммуникаций им. М.Тынышпаева 5 страница






Время появления полковой организации у донских ка­заков трудно определить из за ограниченности данных по этому вопросу. Можно предполагать, что в городках военной единицей была ста­ница, а в Главной войске формировались пятисотен­ные полки с полковыми го­ловами. Пятисотенными они были на Дону еще и в на­чале XIX в. Казачий полк позднейшей формации со­стоял из шести сотен с соответствующим обозом, об­щим числом несколько боль­ше тысячи человек при 25 штаб и обер-офицеров. К началу Первой Мировой вой­ны в штаты казачьих полков введены конно-пулеметные команды. Та же организа­ция оставалась без измене­ний на независимом Дону в гг. 1918-19, где и пешие ба­тальоны были сведены в пла­стунские полки.

ПОЛКИ ГВАРДЕЙСКИЕ - 1) Лейб-гв. Сводно-казачий сформирован в конце XIX в. из призывной мо­лодежи части казачьих Войск, пропорционально их численности: уральцы, оренбургцы и сибиряки по 1 сотне, астраханцы, смиреки, забайкальцы, амурцы, уссурийцы и енисейцы по одному взводу. 2) Лейб-гв. Атаманский разрешен фор­мированием в 1775 г., до средины XIX в. находился при атаманах в Новочеркасске. Полк действительной службы комплектовался из донских казаков, красивых блондинов. Последняя фор­ма: заправленные в сапоги серосиние шаровары без лам­пас, мундир василькового цвета и такой же верх фу­ражки или папахи. Имел наг­рады: за войны с Наполеоном — Георгиевское знамя и белый бунчук с георгиевским крестом, на древках серебря­ные орлы; знак на головные уборы: «3а Варшаву 25 и 26 августа 1831 г.». Стоянка в Петербурге, почетный шеф — наследник цесаревич. 3) Лейб-гв. Казачий выделен в 1798 г. из Лейб-гв. Гусаро-казачьего полка; полк дей­ствительной службы ком­плектовался из Донских Казаков, красивых брюнетов. Последняя форма: заправлен­ные в сапоги серосиние ша­ровары без лампас, алые мун­диры и такой же верх фу­ражки или папахи. Награж­ден Георгиевским штандар­том и серебряными трубами за отличия в войнах с На­полеоном. Стоянка в г. Петербурге, почетный шеф — государь император.

Кроме этих П. Г. су­ществовал еще Собственный конвой императора из ку­банцев и терцев (по 2 сотни) и номерная 6-я Донская гв. батарея. На гвардейском положении считался также Варшавский Кубанский ди­визион.

ПОЛОЗИТЬ - ползать.

ПОЛОНЕННИК (некр.) - военнопленный.

ПОЛОНКА - свободное ого льда место на замерзшей по­верхности реки или озера.

ПОЛЬСКИЙ КОТЕЛ - ко­тел для варки пищи в степи на полевых работах.

ПОЛЫННОЕ ВИНО - особый сорт донского вина; бе­лое, очень сухое типа шампанского и с небольшим привкусом полынной горечи.

НИНН, ПОЛЧАПОЛЧА (муж.) - однополчанин.

ПОЛЧАНИН, ПОЛЧОК - сослуживец по полку.

ПОМИНКИ - между XV и XVII вв. так назывались по­дарки крымским ханам в деньгах и мехах, регулярно посылавшиеся из Москвы, для снискания их дружбы.

ПОМОЛЧИ, ЧЕСТНАЯ СТАНИЦА! АТАМАН ТРУХМЕНКУ ГНЁТ! - на казачьих Кругах так есаулы призывали выслушать атамана. Народные собрания на майданах, обычно очень шумные, подчинялись поряд­ку, установленными обычаями. Если атаман хотел выс­казать свое мнение, то молча поднимал вверх папаху сложенную вдвое; тогда есаулы шли в толпу и обращали внимание присутствующих на этот знак. Наступала тишина, и граждане выслушива­ли своего выборного вождя.

ПОНОЧЁВКИ (только мн.) - вечернее развлечение казачьей молодежи, с разговорами, танцами и ухаживанием.

ПООБТЕРХАТЬСЯ - пообноситься, обветшать.

ПОПСАВАТЬ - испортить.

ПОРЕЧЬЕ или ПОРЕШНЯ - особый вид донской выдры; живет около воды, в которой проводит много времени; между пальцами коротких ног имеет плава­тельные перепонки. В старину из ее черного блестящего меха делалась опушка на женских шубах, а также ши­лись женские шапки с атласным верхом.

ПОРОЖКИ - ступеньки.

ПОРТУПЕЙ-ЮНКЕР - в казачьих военных училищах первая и вторая степени начальников из рядовых; млад­ший П. Ю. и старший П. Ю. по положению в строю со­ответствовали мл. и ст. пол­ковым урядником.

ПОРУХА - ошибка, вина; «В этом нашей порухи не было».

ПОСАД - торговое и ремес­ленное поседение при стенах какой-либо крепости, куда жители П-да скрывались в случае нападения неприяте­ля. На казачьей земле поса­дом считался Азов, хотя в его границах находились и прежняя крепость и порт и два предместья.

ПОСЛЯ - после.

ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ — в Московском государстве так называлось министерство иностранных дел. П. П. учрежден вначале царствова­ния Михаила Федоровича (1613-1645), который передал в его ведение дела сношений с независимым Доном. В 1666 г. подьячий П. П-а Г. Котошихин писал о донских казаках: «а как они к Москве приезжают и ни честь бывает такова, как чужеземским нарочным людем». Петр I в 1718 г. прео­бразовал П. П. в иностран­ную коллегию, а дела казаков в 1721 г. передал военной коллегии.

ПОСТАЛЫ - мягкая обувь из сыромятной кожи, особый фасон чевяков; русские — поршни.

ПОСТАВ - посудный шкаф.

ПОСТАВАЛ - производитель войлока и валенок, ва­ляльщик шерсти.

ПОСУДА - запрещенный рыболовный снаряд; веревка ок. 50 м длиною, снаб­женная поплавками и вися­щими на ней большими стальными крючками, укреп­ляется поперек течения реки; проходящая мимо крупная рыба цепляется за крючья, но часто срывается с них и после пропадает, от ран без пользы.

ПОСЫЛЬЩИК - посланец по какому либо обществен­ному делу.

ПОТЕКЛИНКА - впадаю­щий в реку поток вешней воды.

ПОТНИК - войлочная под­стилка под седло; у Казаков П. состоял из трех-четырех листов плотного войлока и был покрыт кожей.

ПОТРОЩИТЬ - помять.

ПОТЫЛИЦА - затылок, загривок.

ПОЧЕТНЫЙ (некр.) - поч­тительный; «У меня сын почетный, завсегда слушается».

ПОЧУНЕТЬ - прийти в себя, опомниться, очнуться.

ВДАТЬПРА - содержать, воспитывать, кормить кого-либо; напр. «правдать общественного бугая».

ПРАВО СЛОВО - верно, верное слово, честное слово.

ПРАЗДНИКИ - нерабочие дни, посвященные памяти какого либо знаменательного события в жизни религиоз­ной, национальной или го­сударственной. Церковные П. делятся по своей значи­мости и по роду богослуже­ния на великие, средние и малые. К первым относятся: а) П. св. Пасхи, день Вос­кресения Христова; б) два надесятые П. — числом двенадцать в году: Рождество Христово, Сретение, Креще­ние или Богоявление, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница (Троица), Воздвижение честного и жи­вотворящего креста, Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение, Успение Пр. Богородицы; в) П. в честь особо чтимых святых; Рож­дество Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла; г) воскресные, седьмые дни недели. Средними считаются П. в честь прославленных икон Богородицы, в честь ангелов и некоторых святых; малыми в церковном смысле признаются П. престольные, храмовые, гражданские, национальные, полковые, ор­денские и т. п. У казаков день Покрова Пресвятой Бо­городицы (14 октября) почитается наравне с великими П-ками.

ПРАПОРЩИК - младший офицерский чин в русской армии; с 1884 г. в строевых частях был упразднен и ос­тавлен только, как «П. за­паса»; во время Первой Ми­ровой войны восстановлен снова.

ПРАХ (некр.) - пыль.

ПРЕДАНИЕ - изустный рас­сказ о каком либо событии, хранящийся в народе из поколения в поколение; одна­жды зачитанное, П. может служить существенным вкладом в отечественную ис­торию.

ПРЕДБУДУЩИЙ - следу­ющий, будущий; «предбуду­щее воскресенье».

ПРЕДВЕЩЕВАТЬ - пред­сказывать.

ПРЕДЛЕЖАТЬ - надле­жать.

ПРЕДМЕР (дон.) - пример, образец.

ПРЕДТЕЧА - предшествен­ник; по-казачьи — Предотеча относилось к Иоанну Крылатому-Крестителю, который своим появлением предварял пришествие Иисуса Христа. Иоанн Крылатый особенно почитался у казаков, как провозвестник торжества Христианской веры, как зна­мение основного христиан­ского Таинства — Крещения. Его имени было посвящено много казачьих храмов, а среди них азовский, заложен­ный не позднее 1637 г.

ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЕ - догмат православной веры, согласно которому во время литургии хлеб и вино претворяются в истинное Тело и истинную кровь Христову; процесс П-ния называется Таинством Евхаристии.

ПРЕТВОРИТЬСЯ (некр.) - превратиться.

СКАПРИБА - выдумка; пословица, поговорка; меткое изречение.

ПРИБЕГ - прибежал, при­скакал на лошади.

ПРИБОР НА СЛУЖБУ - в Московском государстве пополнение войск путем приема «охочих» добровольцев из вольных людей и каза­ков. Казачьи городовые пол­ки комплектовались по П-ру.

ПРИВАДА - приманка; в частности приманка для ры­бы, которую казаки ловят на удочки «за хлеб или за червяка».

ПРИВИЛЕГИЯ - в Римской империи так назывался за­кон, касавшийся интересов частного лица вне общих законодательных установле­ний. По примеру Рима в В. княжестве Литовском и в Речи Посполитой «привилеем» назывался декрет в. князя и короля, предоставляв­ший особые социальные или имущественные права отдельной этнической группе, классу, общине или частно­му лицу. Напр., запорож­ские казаки, уйдя от татар из Крыма, получили от Польско-литовского короля Сигизмунда I в 1506 г. право беспрепятственно расселить­ся вдоль рек Сулы, Псиола и Врсклы, при чем король, по словам историка Ригельмана, «одарил их вольностя­ми и разными преимущест­вами и на то привилегиею своею им подтвердил». П. это закон для каждого от­дельного случая.

В русском законода­тельстве понятие П. тракто­валось, как право собствен­ности изобретателя на сде­ланное им изобретение, но в бытовой речи оно имело значение какого то преиму­щественного состояния. Напр., остатки казачьих ис­торических прав на землю и особый общественный строй в глазах русских представ­лялись как «казачьи приви­легии».

ПРИКАЗНЫЙ - звание младшего начальника из рядовых бойцов, помощник урядника по поддержанию дисциплины и порядка во взводе, командир отделения; у русских в старину так на­зывались низшие чиновники официальных учреждений — приказов.

ПРИКИДЫВАТЬСЯ - притворяться, выставлять себя в ложном виде.

ПРИКЛАД - в древнеславянской речи понималось, как «пример»; то же значе­ние сохраняется у некрасовцев и черноморцев-кубанцев с ударением на первом сло­ге; с ударением на последнем слоге, в настоящее время — деревянная часть ружья, которая прикладывается к плечу; у портных и сапожников — дополнение к основному материалу: подкладка, пугов­ки и т. п.

ПРИМУЧИВАТЬ (некр.) - принуждать грубой силой.

ПРИНЧ (дон.) - рис; у ка­бардинцев — прунж, у тюрок — биринч, у осетин и ар­мян — бринч.

ПРИПИСНЫЕ КАЗАКИ - иногородние по народному постановлению принятые в замкнутую казачью среду. Если на казачьи земли при­ходили казаки, имеющие доказательства своего казачьего происхождения, то принимали их сразу и считали их при­родными, а не приписными.

ПРИПИСНЫЕ КРЕСТЬ­ЯНЕ - в XVIII в. особый тип поселян на Дону; по большей части запорожские казаки, ушедшие с Днепра и пожелавшие остаться на положении мирных земледельцев. Приписными они назывались по той причине, что каждый из них, явившись на казачью землю, должен был обяза­тельно приписаться к станице или за частным владель­цем отдельного хуторского хозяйства. Вначале это был своего рода надзор за пове­дением новых, незнакомых людей, а с 1763 г., когда для всех П. К-ян был введен «семигривенный» податной оклад, их опекуны (станицы и частные хозяева) стали отвечать за исправное поступление от них податей.

ПРИРОДА (дон.) - происхождение: «Помни свою природу» — не забывай свое­го происхождения.

ПРИСМЫКНУТЬ - затя­нуть узел, привязать.

ПРИСОВЕТОВАТЬ - по­дать совет, уговаривать

ПРИСУГЛАСИТЬ - при­гласить.

ПРИСУД КАЗАЧИЙ - по понятиям предков казаков, земля назначенная Богом (присужденная) в вечное ка­зачье владение; степной бас­сейн Дона, Старое Поле. Русская история трактует П. К., как область подвласт­ную казачьему войсковому суду, территорию, на кото­рую распространялась власть казачьих кругов.

ПРИСУХА - ворожея, кол­дунья.

ПРИСЯГА - всякое торже­ственное обещание перед крестом и евангелием, в част­ности обещание свидетель­ствовать беспристрастно и правдиво на суде или честно выполнять обязательства, принятые на себя, добро­вольно, по принуждению или по гражданскому долгу.

ПРИТВОРЫ - оконные ставни.

ПРИТУГИ - рыболовный снаряд, удочка.

ПРИТЫН - барьер, упот­реблявшийся при скачках с препятствием.

ПРИЧАЩЕНИЕ - в пра­вославной церкви часть дог­матического учения о евха­ристии, по которому верую­щие, вкушая освященные дары, хлеб и вино, под их видом причащаются Тела и Крови Христовой, во остав­ление грехов и в жизнь вечную. П. совершается по за­вету Иисуса Христа: «Сие творите в мое воспоми­нание.

ПРОВА - передняя часть судна.

ПРОГОН (некр.) - дорога.

ПРОЕЗЖИЙ ЛИСТ (некр.) - пропускное свидетельство для продвижения по стране.

ПРОЗВИШША - родовое имя, фамилия.

ПРОКУДНЫЙ - зловред­ный.

ПРОПАСТИШША (дон.) - множество.

ПРОСЛЕДОК - колея, уг­лубленный след проехавших подвод.

ПРОСТРАННО (некр.) - привольно, в достатке: жить пространно — не чувствовать ни в чем недостатка.

ПРОТОИЕРЕЙ - старший священник.

ПРОТОПОП - прежнее наз­вание для протоиерея, те­перь устаревшее и вышедшее из употребления.

ПРОТОПРЕСВИТЕР - по­четное звание протоиерея; П. армии и флота — началь­ник всего военного духовен­ства.

ПРОХУДИТЬ - истрепать, продырявить одежду.

ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕ­СЕНЬЕ - последний день масленицы.

ПРЯ (некр.) - спор.

ПРЯЖКА - поясной ремень.

ПРЯМИТЬ - верно служить; это слово встречается в отписках донских казаков московским царям.

ПРЯСЛО - часть плетня.

ПСАЛМЫ - религиозные песнопения из книг Ветхого Завета; их составление относят к 1500-1150 гг. до н. э.

ПСАЛОМЩИК - светское лицо, прислуживающее свя­щеннику во время богослу­жения; иногда вне алтаря частично замещает дьякона.

ПСАЛТИРЬ - собрание псалмов; книга содержит псалмы царя Давида, Моисея, Левитов, Асафа и др. псал­мопевцев.

ПСОТИТЬ - портить.

ПТА (некр.) - птица; мн. ч. — птахи.

ПУШКИ - общее название для артиллерийских орудий. В Европе П. появились по­чти одновременно с изобретением пороха (1330 г.). Уже в 1312 г. ими была воору­жена мавританская крепость в Испании — Алжедирас. В 1399 г. история вспоминает П. Литовского князя Витовта; он пользовался ими при битве с татарами на реке Ворскла. Дальше на востоке они появляются несколько позднее в виде малокалибер­ных «затинных пищалей» и сеящих картечь «тюфяков». В 1475 г. Москва основала пушечную избу, где кова­лись стволы я для тяжелых пушек, «большого наряда». В 1500 г. там же появились мастерские пушечно-литейные.

Казаки стали обладате­лями собственной артилле­рии вскоре после того, как расстались с татарами и Москвой, и возвратились на свои прежние юрты вдоль Дона и Днепра.

Вначале они добывали П. от турок с боя в их при­морских укреплениях, а нес­колько позднее получили возможность приобретать их у кавказских мастеров, в Москве и на Западе.

К концу XVI в. на До­ну и в Запорожье сущест­вовала стройная организация подрывного и пушкарского дела, самостоятельно добывалась превосходная селитра, вырабатывался порох, картечь и каменные ядра. При взятии Азова в 1637 г. и при обороне его от турок в 1641 г. донцы пользовались мно­гочисленной и хорошо снаб­женной артиллерией — «войсковым нарядом». Так же и казачья армия Богдана Хмельницкого имела в своем распоряжении солидную ар­тиллерию, которой командо­вал «войсковой обозный».

В 1738 г., уже под рус­ской властью, некоторым донским станицам пришлось перенести опустошительное нападение татар и тогда из Петербурга, для усиления обороноспособности Дона казакам были присланы 67 пушек. Они были распределены по укрепленным го­родкам.

Указом императора Павла I от 20 октября 1797 г. казачьи полевые П. на Дону были сведены в две конные роты по 12 орудий в каждой. Первым органи­затором и начальником этих артиллерийских соединений стал премьер-майор Аким Акимович Карпов. В 1813 г. образована третья рота и учреждена запасная полуро­та. Они были снабжены глад­коствольными, шестифунто­выми (по весу снаряда) медными пушками образца 1805 г. Позднее введены «едино­роги», бившие гранатами и картечью, а также П. образ­ца 1815 г.; с 1854 г. — двенадцатифунтовые облегченные. Все они заряжались с дула, поджигались фитиля­ми и били прямой наводкой по видимым целям.

С 1867 г. введены но­вые П. образца 1863 г., по-прежнему медные, но уже нарезные и с замками в ка­зенной (задней) части ство­ла, с ударными приспособле­ниями. Следующими были — стальные нарезные образца 1877 г., а с 1899 г. их заменили П. образца 1895 г. В 1900 г. появляются скорострельные П., заряжавшиеся с казенной части готовыми гранатными, шрапнельными и картечными патронами. Еще более совершенный об­разец 1902 г. был введен в казачью артиллерию с 1907 г. Это было трехдюймовое скорострельное орудие со щитом, компрессором и прицельной панорамой. С нею казачьи батареи вышли на фронт Первой Миров о и войны.

ПУЩАЙ - пусть будет.

ПЫРНУТЬ - уколоть, ударить острием.

 

Р

 

РАЗВЕДЕНТЫ - члены ста­ничной общины, уполномочен­ные для раздела паевой пахот­ной, луговой и огородной зем­ли.

РАЗВИЛОК - место, где до­роги расходятся в стороны, раздвоение дороги.

РАЗВОД РУБЕЖЕЙ - опре­деление границ юрта для каж­дого казачьего поселения. Р. р. производился по поруче­нию Войскового правительст­ва специально назначенными для этого людьми, которых называли «правдами». С ро­стом числа казачьих поселе­ний на Дону потребовалось и точное разграничение их юртов. Для каждой станицы, получившей от Войскового Кру­га разрешение на оседлость, «правды» точно определяли и её юрт. После этого станица получала «разводную грамоту», которая служила вечным актом земельного владения и охраняла границы юрта от за­хватов со стороны соседей и влиятельных старшин. При воз­никновении межевых споров между старыми городками так­же производились провероч­ные Р. р.

РАЗВЯЗКА - лихость, лов­кость.

РАЗИ - разве.

РАИНА - пирамидальный то­поль.

РАЙТАРЫ - немецкие кавалеристы, служившие как и казаки, чужим монархам, в ча­стности королям Польши, Франции и царям московским.

РАМО (некр.) - плечо.

TPACKA - плоская насыпь или помост под валом крепости для постановки пушки; часть укрепления старых казачьих городков.

РАССТЁБЫВАТЬ - расстёги­вать.

РАССЫПНОЙ СТРОЙ - рас­положение бойцов в одну ред­кую линию; в казачьей конни­це то же, что и лава, в пехоте же пластуны располагались в стрелковой цепи с интервала­ми в два, три и больше шагов, чтобы избежать сильного по­ражения боевым огнем неприя­теля.

РАСХЛЕБЕНИТЬ - отворить настежь.

РАХМАНКА - молоки красной рыбы, осетра, севрюги и т. п.

РАХУНКИ НЕ ДАТЬ (дон.) - не справиться с делом.

РАХУНКУ ДАТЬ (некр.) - до­вести дело до конца.

РЕГАЛИИ - знаки государст­венной и местной власти; у ка­заков — перначи, насеки, бунчу­ки, знамена, штандарты и т. п.

РЕГУЛЯРНЫЕ ВОЙСКА - со­стоят из молодых людей, при­званных для прохождения слу­жбы и обучения военному строю в постоянно существую­щие полки; в русской армии Р. Войскам противопоставля­лись войска иррегулярные — казачьи и туземные, которые несли службу на основании особого положения с собствен­ными лошадьми, сбруей, об­мундированием и холодным оружием. В Р. В-ках всё это солдаты получали от казны.

РЕЕСТРОВЫЕ КАЗАКИ - часть запорожских казаков, принятых на постоянную ко­ролевскую службу в Речи Посполитой и записанные в спе­циальный реестр. Они верста­лись из среды тех ордынских казаков, которые, оставив ха­нов, пришли из-за порогов вме­сте с семьями в конце XV в. и поселились на окраинах Вел. Княжества Литовского. Неско­лько сот из них записано впер­вые в реестр при короле Сигизмунде Августе в 1572 году, но порядок их службы офор­мил только следующий король Стефан Баторий. Р. К. прино­сили присягу на верность ко­ролю и Речи Посполитой, по­лучали жалованье, в граждан­ских правах равнялись с мел­кой шляхтой, имели право из­бирать своих командиров и главного начальника — гетма­на, а зато, в качестве терри­ториального ополчения, долж­ны были находиться в посто­янной боевой готовности, обо­роняя границы государства от неожиданных татарских набе­гов. Им же приходилось усми­рять украинских крестьян, когда те восставали против сво­их панов, а также участвовать в походах на Москву и Крым. Реестр пре­кратил существование после того, как разрозненные восста­ния запорожцев обратились при гетмане Богдане Хмель­ницком в тотальную казачье-польскую войну, закончившу­юся в 1654 г. отпадением ка­зачьего Левобережья от Речи Посполитой.

РЕЗКА (некр.) - громко, бы­стро, очень сильно; «резка воз­радовались, резка истомилися».

РЕЙД - 1) нападение на ты­лы противника. 2) участок моря перед входом в порт; в том случае, если он закрыт от ветров и не особенно глубок, суда могут становиться там на якорь.

РЕЛИ - качели, а иногда виселица.

РЕЛЬ - заливной луг в реч­ной пойме.

МЕЦРОДИ - родственник казака на русских землях в XVI-XVII вв.

РОДИМЦЫ (некр.) - родственники.

КРОЖА - уроженец.

РОЗНО (некр.) - несогласно, в раздоре.

РУБАТЬ - рубить шашкой или топором.

РУБЕН (некр.) - рубин, дра­гоценный камень кроваво-красного цвета.

РУДА - кровь.

РУЖО (некр.) - ружье.

РУКОМЕСЛО - ремесло.

РУКОПИСАНИЕ (некр.) - завещание: «курень мне по от­цову рукописанию пришёлся, а кони да быки мому брату».

РУКОПОЛОЖЕНИЕ - посвя­щение в сан священника или диакона.

РУНДУК - закрытый ящик, сундук, крылечко со ступень­ками.

РУЧЕНИЧКИ - связки льна или шерсти, из которых прядут нитки.

РЫБАЛИТЬ - ловить рыбу сетью.

РЫЛЕШНИК - народный певец; исполнял казачьи песни, аккомпанируя себе на донской лире или рыле.

РЫНГАЧ - рабочий вол, сохранивший внешность и некоторую свирепость быка-производителя.

РЫСКАТЕЛЬ - не боящийся риска.

РЫСКОЙ - рысцой.

РЯДАНТ (некр.) - холм, воз­вышенность.

РЯД РЯДИТЬ (некр.) - за­ключать договор: «На кругу казаки суды судили, ряды ря­дили».

РЯТОВАТЬ (некр.) - спасать, придти с помощью.

 

С

 

САБЛЯ - обычно украшенная, старинная, тоже один из символов атаманства. Лично ему не принадлежала, а была у него на хранении на время правления. Могла храниться в церкви и надеваться на круги и по праздникам.

САГАЙДАК - казачье и татарское название колчана; по-киргизски — садак, по-алтай­ски — саадак.

САГВА – см. МУЗГА.

САДОВИНА (некр.) - фрук­товое дерево.

САК - вид женской верхней одежды.

САКВЫ - парные кожанке мешки цилиндрической фор­мы, каждый на 10-12 фунтов (фунт = 409,512 г) овса; приторачивались по обе стороны передней луки к седлу.

САККОС - по-гречески «ме­шок»; парчовое архиерейское облачение с рукавами.

САКМА - проторенный кон­ницей степной путь, широкий битый шлях.

САЛ - река, левый приток Дона, ок. 650 км длиною; в прежнем течении доступен для судов небольшого тоннажа.

САЛАМАТА - густой как ка­ша молочный суп, кипящее молоко заправленное мукой, ку­да иногда добавляют еще и каймак; также суп с салом или маслом, густо заправленный гречневой, просяной или пше­ничной мукой. Обычная казачья пища в степных походах старого времени.

САЛТАНУШКИ (некр.) - служивые, «славные атаманушки».

САЛЫ - камышовый плотик для седла и оружия при переправе через реку вплавь; при­вязывался к конскому хвосту.

HCAMA - крупный сырцовый кирпич из глины смешанной с мелкой соломой и некоторым количеством навоза; огнеупорный и нетеплопроводный материал для стен жилых домов и хозяйственных построек.

САМОСТРЕЛ - метательное оружие, выпускающее стрелы; род арбалета.

САНДАЛЯ - трезубец, которым бьют сазанов во время икрометания, когда они идут стадами при самом береге ре­ки. С. иначе называется — ости.

ПАСА - змея, гадюка.

САПЕТКА - круглая корзин­ка с двумя ручками.

САПУХА - печная сажа.

САТАИЛ, САТАНАИЛ - не­чистый дух, дьявол.

САЯН - см. КАВРАК.

СБАТОВКА - в коннице при пешем строе, особый способ связывания лошадей от седла к седлу, при котором уменьшается число коноводов и в бой выводится большее число спешенных всадников. В образной казачьей речи «сбатовать» значит призвать к порядку, не допустить своеволия.

СБОЧЬ - со стороны.

ХТУС БУХТУ БАРА - неожиданно, непроизвольно, ни с того ни с сего.

СВЕДЕНЦЫ - особая строевая команда, созданная по царскому указу в 1700 г. из служилых городовых казаков городов Орла, Курска, Обояни и Чугуева. К полученным из них трем казачьим ротам добавили 2 роты крещёных татар и калмыков; поэтому их и называли С.

СВЕЖЕНИНКА - свежее мя­со.

СВЕРЗИТЬ - стянуть вниз, низвергнуть.

СВЕТЕЦ - лучина.

СВЕТОК ЛАЗАРЕВЫЙ - тюльпан.

СВЕТЫ (некр.) - цветы.

СВЕРБЕТЬ - зудеть, чесаться.

СВИРИСТЕТЬ - верещать.

СВЯЗКА (некр.) - жемчужное ожерелье.

СВЯЗЬ - хата из двух комнат, разделенных сенями и чуланом.

СВЯЩЕНСТВО - у правос­лавных и католиков Таинство, соединённое с религиозным об­рядом рукоположения в духов­ные пастыри лиц, специально к тому подготовленных. У хри­стиан существует три основных степени С-ва: епископ, иерей и диакон.

СЕДЛО - снаряжение, облег­чающее всаднику долговременное пребывание на конской спине. Конструкция седла и его вес зависят от назначений: военного, спортивного или бы­тового; самые тяжёлые — ка­валерийские, самые лёгкие жо­кейские. Ковбойские, мекси­канские и казачье-горские со­ставляют особый тип.

Основные части казачье-горского седла: потник, арчак или ленчик (деревянная основа с луками), три подпруги, стре­мена, тебеньки и подушка. Потник из трёх или четырех листов войлока, покрыт ко­жей и приторочен к лукам арчака; по бокам арчака приве­шены на ремешках тебеньки, четырёхугольные куски твёр­дой кожи, которые прикрыва­ют пряжки подпруг, а спутлища со стременами расположе­ны над ними. Между лук арча­ка лежит продолговатая кожа­ная подушка, притянутая к не­му средней подпругой или чересподушечным ремнём. Стре­мена, более или менее однооб­разные, выкованы из прута стали с плоским упором для ноги, с широким прорезом вверху для спутлища и ремённой скашёвки, связующей стремена под грудью лошади.

К полному комплекту строе­вого С-ла принадлежат также кожаные или ковровые перемётные сумы и саквы для овса.

Таким типом седла казаки пользовались в армии и в до­машнем быту.

СЕЛИТРА - составная часть пороха. Казаки добывали ее из перегноя своей богатой поч­вы или из скифских курганов-храмов, воздвигнутых когда-то из хвороста. Как С. добыва­лась рассказывает турецкая хроника 1740 г.: «Раскапывает­ся земля и на яму накладывает­ся длинная выдолбленная ко­лода, на которой укрепляются бочонки и трубы, наполнявши­еся выкопанной землей. Свер­ху наливается горячая вода, которая, стекая, попадает в ко­тёл, где размешивается и ки­пит. Затем в котел кладут па­лочки, на которых за ночь от­кладывается селитра толщи­ной в палец. Чтобы добиться лучших результатов, опера­цию необходимо повторить много раз».







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 364. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия