Студопедия — КУЛЬТУРА УКРАИНЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ СТ.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КУЛЬТУРА УКРАИНЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ СТ.






 

Илья Мечников (1845 - 1916) - Рос. микробиолог и патолог, биолог, один из основоположников эволюционной эмбриологии, сравнительной патологии, микробиологии и иммунобиологии. и медицины (совместно с П. Эрлихом). Получил Нобелыську премию за исследование природы иммунитета. Родился в с. Ивановка близ Харькова. Окончил Харьковский университет, специализировался в университетах Гессена, Геттингена и Мюнхена, изучал эмбриологии в Италии. Защитил докторскую диссертацию в Петербургском университете. В 1870-1882 годах был профессором зоологии Новороссийского университета в Одессе, успешно сочетая преподавательскую деятельность с научной работой.

Выйдя в отставку, в знак протеста против реакционной политики в области образования, осуществляется царским правительством и правой профессурой, организовал в Одессе частную лабораторию, затем (1886, совместно с Н. Ф. Гамалея) первую русскую бактериологическую станцию ​​для борьбы с инфекционными заболеваниями.

В 1887 г. переехал в Париж, а в 1888 г. принял предложение Луи Пастера возглавить лабораторию в его институте. С 1905 г. - заместитель директора этого института. Оставаясь до конца жизни в Париже, Мечников постоянно поддерживал связь с Россией, и у него специализировались и работали многие российские ученые, он систематически переписывался с И. П. Павловым, Д. И. Менделеевым, И. М. Сеченовым и другими учеными.Установил общие закономерности в развитии позвоночных и беспозвоночных животных, предложил теорию происхождения многоклеточных организмов. Открыл явление фагоцитоза (1883), за что ему была присуждена Нобелевская премия (1908). Мечников уделил внимание разработке проблем иммунитета, долголетия, защите растений, изучению инфекционных болезней. В 1886 г. Мечников вместе с М. Ф. Гамалией основал в Одессе первую в России бактериологическую станцию ​​(теперь - Одесский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии имени И. И. Мечникова)Мечникову принадлежат многочисленные работы по микробиологии. Он занимался вопросами эпидемиологии холеры, брюшного тифа, туберкулеза и других инфекционных заболеваний. В опытах, поставленных на самом себе, доказал роль холерного вибриона как возбудителя азиатской холеры. Исполнил классические исследования по изучению экспериментального сифилиса у обезьян (совместно с Э. Ру) (1903)..Первые исследования Мечникова были посвящены зоологии беспозвоночных (губок и кишечнополостных), эволюционной эмбриологии. В 1879-1886 годах он разработал оригинальную теорию происхождения многоклеточных организмов (теорию фагоцителлы). В 1882 г. обнаружил явление фагоцитоза - активного поглощения частиц и живых клеток одноклеточными организмами или особыми клетками - фагоцитами (такими клетками являются, например, некоторые типы лейкоцитов). На основе теории фагоцитоза разработал теорию фагоцитарного иммунитета (1883) и сравнительной патологии воспаления (1892).Мечников создал первую русскую школу микробиологов, иммунологов и патологов; активно участвовал в создании научно-исследовательских учреждений, разрабатывающих различные формы борьбы с инфекционными заболеваниями ряд бактериологических и иммунологических институтов России носит имя Мечникова. Почетный член многих зарубежных АН, научных обществ и институтов. Умер в Париже.

 

Даниил Заболотный (1866 -1929) - украинский микробиолог, эпидемиолог, Президент АН СССР (1928-1929), основанные вник Института микробиологии и эпидемиологии в Киеве. Важнейшие работы: «О фосфоресценцию живых организмов», «Исследования по холере», «Исследования по чуме», «Иммунитет при заразных болезнях», «Аглютина ция при тифе», «О внутриклеточные ферменты лейкоцитов».

 

Дмитрий Яворницкий (1855 - 1940) - рус., Укр.историк, археолог, этнограф, фольклорист, лексикограф, писатель, академик АН УССР (1929), член Москов. археологического общества, исследователь запороз. Казачества

Окончил Харькова. университет (1881), преподавал в Московском, Петербургском и Катеринославсь кому-либо (Днепропетровск) университетах; Последняя создал кафедру украиноведения. В 1902-32 годах был директором краеведческого музея в Екатеринославе (сейчас Днепропетровский нац. Ист. музей им. Академика Д. Яворницкого). В 1929 г. избран академиком Академии наук УССР.

Яворницкий был арестован по подозрению в изготовлении и хранении литературы буржуазно-националистического содержания, а за неделю до смерти уволен. В тюрьме академик заболел воспалением легких и умер.Сбором материалов о Войско Запорожское он занятий вся, как был студентом, а затем внештатным стипендиатом при кафедре русской истории Харьковского университета. За это его обвинили в сепаратизме и лишили государственной стипендии. Когда он попытался продолжить работу в Петербурге, то как политически неблагонадежный за "пристрастия к истории Малороссии" был сослан в Ташкент. Лишь через несколько лет он смог защитить диссертацию, преподавал в Москве, а с 1902 г. стал заведовать краезнав чем музеем в Екатеринославе (Днепропетровске). Труда Яворницкого носят бытовой и описательный характер. Издал большое количество документов. Собрал весомый материал (сб. «Малоросс. Народные песни, Собранные в 1878-1905 гг.», 1906). Яворницкий писал также повести («Наша судьба - божья воля», 1901; «За чужой грех», 1907, «В бурсу! В бурсу! В бурсу!», 1908, и др.), сатирические рассказы, стихи. Д.И.Яворницкий издал капитальный "История запорожских козаков", серию монографий о казацких вожаков, популярные очерки, художественные альбомы, собрал богатейшую коллекцию памятников материальной культуры казацкой эпохи. Научную деятельность Яворницкий продолжал и после революции.

 

Агафангел Крымский (1871 - 1942) - укр. филолог, ученый, востоковед, писатель, академик АН УССР, засл. деятель уки УССР. Автор трудов по семитологии, истории ислама, истории и литературы арабов, персов, исследований «Хамаса», Павла Халебского т.д.. Свободно владея почти шестьюдесятью языках, а также зная все диалектные особенности украинского языка, внес значительный вклад в украинское и российское востоковедение и украинистику.

Вивчав укр. фольклор, литературу, язык («Укр. грамматика», «Древнекиевского говор», «На черты из истории укр. языка...»). Поэтическое наследие «Пальмовое ветви». Сборник рассказов: «Повестки и эскизы с укр. жизни»,«бейрутский рассказы». Повесть «Андрей Лаговский».

 

Леся Украинской (1871-1913) - (Лариса Квитка-Косач) укр. поэтесса, переводчица, общественный деятель. Она разорвала круг традиционной самобытной тематики, обогатила украинскую поэзию, драматургию образами мировой истории, глубокими художественными обобщениями, картинами Зитко ние философских, этических идей. В его воспитании, образовании ярко проявились национальные традиции, которые сложились до 70-х лет. Отец - участник движения "Общин", друг М. Драгоманова, мать - писательница Олена Пчилка.

Поэмы: "Старая сказка", "Самсон", "Роберт Брюс король шотландский», «Одержимая».драматические поэмы ("В катакомбах", "Касан дра") и поэтические драмы ("Лесная песня").Драмы: «Голубая роза», «Руфин и Присцилла», «Лесная песня», «Осенняя сказка», «Каменный хозяин», «Боярыня», «Адвокат Мартиан», «Кассандра»Драматические поэмы: «Вавилонский плен», «Оргия», «На руинах», «Магомет и Айша», «Иоанна, женщина Хусова», диалоги: «Три минуты», «На поле крови», «В катакомбах» и др.

 

Иван Франко (1856 - 1916) Родился в с. Нагуевичи в семье сельского кузнеца. Учился в сельской начальной школе, затем - в Дрогобычской гимназии.

По окончании 1875 гимназии поступил на философский факультет Львовского университета, включился в работу студенческого "Академического кружка» и его печатного органа - журнала "Друг". В 1877 г. вместе с Павликом, О.Терлецкий и др.. членами редакции был арестован за социалистическую пропаганду и заключенный почти на восемь месяцев.

Увлекшись учением К.Маркса и Ф.Энгельса, принимал активное участие в создании рабочего комитета во Львове, читал лекции по политической экономии для рабочих 1878 г., вместе с Павликом и с участием О.Терлецкого, организовал журнал "Общественный друг", два номера которого были конфискованы. Такая же участь ждали организованные им сборник "Колокол" и "Молот".В конце 70-х гг организовал издание "Мелкой библиотеки" - серии брошюр по различным отраслям науки. В марте 1880 г. вновь арестован и в мае сослан в Нагуевичи под жандармский надзор.

В 1881 г. перевелся в Черновицкий университет, а через два года вернулся во Львов. Дважды (1885, 1886) ездил в Киев, где установил связи с прогрессивной студенческой молодежью, познакомился с Н.Лысенко, М.Старицким и другими деятелями украинской культуры. 1891 г., после десятилетнего перерыва, окончил Черновицкий университет и уехал в Вену.

Под руководством профессора В.Ягича подготовил докторскую диссертацию, которую защитил в Вене-ском университете (1893), получив степень доктора филологии. За выдающиеся заслуги в области филологии ученый совет Харьковского университета в 1896 г. единогласно присудила И.Франко степень почетного доктора филологии. Но официальные научные звания так и не открыли ученому дороги к университетских кафедр, из-за политической неблагонадежности.

Неоднократно выдвигался кандидатом в депутаты австрийского парламента, однако ни разу не был избран. Более того, на баденские выборах 1897 правительство учинил расправу над крестьянами - избирателями, которые поддержали кандидатуру Франко.

По мнению ученого природа и общество находятся в постоянном движении. Общественное развитие - это закономерный процесс развития, в основе которого лежит общественный труд, наполняющей жизнь людей содержанием, объединяет их в одну семью. Полностью поддерживал марксистское положение о том, что экономическое положение народа является основой прогрессивного развития общества. Но у Франко было свое понимание сути марксизма, особенно в осмыслении тех проблем, которые связаны с характером общественного развития, сущности и направленности общественного программе. Опираясь на новые формы европейского рабочего движения, он вскрывал и негативные последствия, практического воплощения теоретических положений марксизма.

Умер 28 мая 1916 во Львове. Похоронен на Лычаковском кладбище. укр. поэт, прозаик, драматург и публицист, новеллист, литературной кри тик, историк, этнограф, философ и политик. Сын крестьянина-кузнеца из-под Дрогобыча, который получил возмож ность закончить школу и гимназию. Литературно-издательская деятельность (альманах "Друг" во Львове), политическая борьбе (несколько раз был арестован за социалистические взгляды, участвовал в засну ванной украинской радикальной партии) литературное творчество: лирические сборники "С вершин i низин", "Зив" яле листья ", историческая повесть" Захар Беркут ", остросоциальный" Борислав смеется ", поэма" Моисей ", психологическая драма" Украденное счастье ". И.Франко много сделал для сближения литератур ного процесса в Западной и Восточной Украины, для расширения контактов с ев ропейськимы литературами (был избран членом многих научных обществ, переводил Бай рона, Гейне, Гете. А также опреде ческих поэтов и писателей разных времен итальянской, французской, английской, норвежской, чешской, словацкой, польской, русской, немецкой, греч кой, древнеримской, древнеиндийской и других литератур мира).

 

Иван Карпенко-Карый (1845 - 1907) - укр. драматург, актер, режиссер и театральный деятель. Настоящее имя - Иван Карпович Тобилевич. Одно из основополагающих ков укр. профессионального реалистического театра.

В 1888-1890 годах Иван Карпович Тобилевич - актер труппы Николая Карповича Садовского. Выйдя оттуда вместе с Афанасием Саксаганским Карповичем, создал «Общество русско-малороссийских артистов под руководством Саксаганского», которое на рубеже веков было лучшим укр. театральным коллективом. На его базе в 1900 году возникла знаменитая «Малороссийская труппа Марка Лукича Кропивницкого под руководством Саксаганского и Садовского с участием Марии Константиновны Заньковецкой», а после выхода из нее двух последних и Марка Лукича Кропивницкого - «Общество малороссийских артистов под руководством П. К. Саксаганского с участием Ивана Карпенко-Карого»(1905-1907 гг.)Работая на сцене с 1889 г. и до конца жизни как профессиональный актер, Иван Тобилевич создал ряд неповторимых сценических образов, которые являются настоящим сокровищем создаваемого им реалистично бытового театра и предпосылкой возникновения современного театра. Его актерская палитра имела широкий диапазон - от ярко-комических (Мартын Боруля, Терешко Сурма, Прокоп Шкурат) до героически-романтических (Назар Стодоля) образов. Для Тобилевича-актера, по свидетельству современников, было характерно философское понимание и обобщение жизни. Он достигал вершин простоты и правдивости, опираясь на психологическую углубленность, непосредственность и искренность игры. Каждый его персонаж обозначен особым украинским колоритом.

В 1906 г. И. Карпенко-Карый заболел, оставив сцену и выехав на лечение в Германию. 15 сентября 1907 он умер в Берлине. Тело перевезено в Украину и похоронен на кладбище в с. Карлюжины у хутора.

Больше Иван Карпенко-Карый прославился как драматург.

Произведения: пьеса «Новобранец»; драма: «Бурлак»; сатирич. комедии: «Умный и дурак», «Сто ты-сяч», «Хозяин»; реалистические бытовые драмы: «Служанка», «Несчастная»; пьесы на исторические темы: «Савва Чалый».

Марко Кропивницкий (1840 - 1910) - укр. драматург, актер, режиссер. Основоположник укр. профессионального реалистического театра.

Всю жизнь Кропивницкий боролся против тенденции трактовать укр. народ как «племя», а его язык - как «южнорусский диалект». В своих произведениях выступил новатором жанра социально-психологической драмы. Написал более 40 укр. пьес. Среди самых известных - «Дай сердцу волю - заведет в неволю», «Пока солнце взойдет, роса глаза выест», «Мироед, или Паук», «По ревизии», «Олеся», «Заиленные источники», «Две семьи»,«Чмырь»,«Затруднительный сутки».Пьесы: «Дай сердцу волю, заведет в неволю», «Пока солнце взойдет, роса глаза выест», «Мироед или Па-вук».С именем Кропивницкого связано первое общественное исполнение песни композитора Д.КРЫЖАНИВСКИЙ на слова Т.Шевченко - «Ревет и стонет Днепр широкий». Это исполнение едва не стоило ему свободы. Ведь читать произведения, печатать тексты к нотам укр. было запрещено (II Эмский указ 1876 г. запрещал все украинське_.

Марко Кропивницкий первым принес в украинский театр принципы профессиональной режиссуры.

Кропивницкий сыграл множество образов. По воспоминаниям Марьяненко, он прекрасно играл Тараса Бульбу:

Созданный им театр течение нескольких десятилетий был, единственным публичным центром культур. жизни нации. А современники называли Кропивницкого отцом украинского театра.Кропивницкий занимался художественными переводами. Впервые перевел укр. м. «Ревизора», «Отелло» др...

 

Николай Садовский (1856 - 1933) (псевдоним настоящее имя Николай Карпович Тобилевич) - укр. актер, режиссер театральнийи общественный деятель, писатель. Корифей украинского бытового театра; брат И. Карпенко-Карого, П. Саксаганского и М. Садовской-Барилотти.

Учился Николай Садовский в Елисаветградском реальном училище, в юности участвовал в любительских кружках. С началом русско-турецкой войны прямо из училища идет на фронт добровольцем. Он участвует в боях на Балканах, в переправе через Дунай, обороне Шипкинского перевала, в конце кампании дошел до самого Константинополя. Был награжден Георгиевским крестом, представлен к офицерскому чину. Однако Николай Тобилевич не соблазнился военной карьерой, а, вернувшись на Елисаветградщину, занялся семейным увлечением - театром. С 1881 г. работает в профессиональном театре в труппе Г. Ашкаренко, М. Кропивницкого, М. Старицкого, а в 1888 г. организовал собственную труппу. В 1898 р.трупа Садовского объединилась с «Обществом российско-малорусских артистов» братьев Тобилевичей (И. Карпенко-Карого и П. Саксаганского), в 1900 г. к ним присоединился ансамбль М. Кропивницкого. В 1905 г. Садовский возглавлял театр «Русской Беседы» во Львове, чем (вместе с Марией Заньковецкой) способствовал значительному подъему театральной культуры на за-хидноукр. землях.

Вернувшись в Киев, Садовский основал в Полтаве первый украинский стационарный театр (1906), который начал свою и просуществовал вплоть до 1919 года в Киеве.В годы украинской государственности Садовский работал главным уполномоченным по делам народных театров, с 1921 года - возглавлял театр «Просвещение» в Ужгороде. С 1923 г. жил в Праге. По возвращению в СССР (1926 г.) Садовский в тогдашней полет. ситуации уже не имел права на собственный театр и выступал со своим репертуаром в различных театрах, снимался в главной роли в фильме «Ветер с порогов» (1929 г.) оставил воспоминания «Мои театральные воспоминания», опубликованные посмертно (1956 г.).Как актер Садовский отмечался исключительной пластичностью, простотой, глубиной и искренностью чувств. Садовский прославился в героически-историческом амплуа - Богдан Хмельницкий (в одноименной пьесе М. Старицкого), Савва Чалый (Ивана Карпенко-Карого), Гетман Дорошенко (Л. Старицкой-Черняховской) и героически бытовом репертуаре: Дмитрий («Не судьба»М. Старицкого), Афанасий («Бурлака»И. Карпенко-Карого). Был первым командором («Каменный властелин» Леси Украинский) и Городничим на украинской сцене («Ревизор» Гоголя). Кроме того, выступал в оперном и прославился как исполнитель украинских народных песен.

Садовский также способствовал обогащению украинского репертуара переводами («Ревизор» Н. Гоголя, либретто опер «Галька» С. Монюшко, «Проданная невеста» Б. Сметаны и др.). Как режиссер Садовский воспитал целую плеяду украинских актеров (А. Петляш, О. Корольчук, Е. Хуторна, М. Малыш-Федорец, И. Ковалевский и многие др.), давая им большую свободу в создании образа.

 

Николай Лысенко (1842 - 1912) -укр. композитор, пианист, педагог, собиратель песенного фольклора, общественный деятель. Композитор, один из основоположников укр. классической музыки. Окончил Киевский университет св. Владимира, учился в Лейпцигской консерватории. В 1904 г открыл в Киеве музыкально-драматическую школу.

Этнографическая наследие: запись свадебного обряда (с текстом и музыкой) в Переяславском уезде, запись дум и песен кобзаря О.Вересая, разведки «Характеристика муз.особенностей малорусских дум и песен, исполняемых кобзаря Остапа Вересая», «О торбан и музыку песен Видорта», «Народные муз. инструменты на Украине».В композиторском наследии Лысенко особо важное место занимают произведения на тексты Шевченко Музыка к «Кобзарю», «Радуйся, нива неполитая», «Бьют пороги», «Гайдамаки», «Иван Гус» и др.), которая стала краеугольным кам нем дальнейшего развития укр. академического музыкального искусства и утверждения его самобытности.

Лысенко - автор опер «Рождественская ночь», «Утопленница», «Тарас Бульба», «Энеида», детских опер «Коза-дереза», «Пан Коцький», «Зима и Весна», оперетты «Черноморце», которые стали основой укр. нац. оперного искусства.Н. Лысенко обработал более 600 образцов укр. музыкального фольклора, написал музыку к пьесе И. Котляревского «Наталка-Полтавка»,

 

Семен Гулак-Артемовский (1813 - 1873) - укр. композитор, драматический актер, оперный певец (баритон). Выступал автором в пьесах Котляревского.

Пел во многих церковных хорах, в том числе семинарском, митрополичьем, позже - в капелле Киевского викария. При наборе певчих в Украине до Придворной певческой капеллы (1838) Гулак-Артемовский был приглашен М. Глинкой в ​​Санкт-Петербург, где под его руководством готовился к деятельности оперного певца. Музыкальные знания и вокальное мастерство совершенствовал в Италии у П. Романи. Его дебют состоялся в Флорентийском оперном театре (1841). У1842-1864 пел в театрах Петербурга в составе рос.опернои труппы, выступал в итальянских операх, исполнял роли в драм.х спектаклях. 1864-1865 гг - солист Большого театра в Москве.В его репертуаре была 51 оперная партия, среди которых - Руслан («Руслан и Людмила» М. Глинки), Мазетто («Дон Жуан» В. Моцарта), Антонио, Эштон («Линда ди Шамун»,»Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти) и др.. Как драматический актер выступал в пьесах И. Котляревского, имел незаурядный талант художника.

Композиторскую деятельность начал в 1851 г. созданием музыки к «Картины степной жизни цыган» и вокально-хореографического дивертисмента «Укр. свадьба». Он автор первой укр. оперы «Запорожец за Дунаем», впервые поставленной на сцене Мариинский театр в Санкт-Петербурге (1863), где исполнял главную партию Карася. Среди других произведений отличается музыка к водевиля «Ночь накануне Иванова дня», к драме «Кораблекрушение», песни-романсы «Стоит явор над водой»,»Спать мне не хочется» и др..Широкий диапазон художественных интересов сблизил Гулака-Артемовского с Т. Шевченко (с которым дружил, помогал ему в годы ссылки) и другими передовыми деятелями укр. и ро.культуры. Он является также автором статистико-географической таблицы городов Рос. империи (1854) и проекта Петербургского водопровода (1858).

 

Николай Пимоненко (1862 - 1912) - украинский художник-живописец, автор многих картин на соль-скую и мы скую тематику.

Творы бытового жанра на сельскую тематику: «Сенокос», «Проводы рекрутов», «Жница» и др.. Глубокое понимание жизни народа ярко проявилось в таких картинах, как «Сваты», «В поход», «Ярмарка», «Свадьба в Киевской губернии», «Гадание». Также художник в своем творчестве обращался к портрету

 

Сергей Васильковский - укр. художник, пейзажист. Картины из укр. мотивами: «Утро (Отара в степи)», «Днепровские плавни», «Утро на Днепре». Пейзажи на истор. сюжетами из эпохи казачества: «Казачий пикет», «Запорожец в разведке», «Казаки в степи», «Казачья левада»; картины с бытовыми сюжетами: «Казак в степи», «Ярморок в Полтаве».

 

Николай Леонтович (1877 - 1921) - украинский композитор, хоровой дирижер, общественный деятель, педагог. Автор художественных обработок для хора укр. народных песен (около 200), создатель жанра изящной хоровой миниатюры на основе текстов и мелодий народных песен. Среди его лучших обработок народных песен выделяются своей мелодичностью "Щедрик", "Дударик", "Прачка", "Казака несут", "поют петухи", "Ой из-за горы каменной", "Женчичок-бренчичок", "Зашумела лищинонька "и др.. Его обработка «Щедрика» известна во всем мире как рождественская колядка «Carol of the Bells»..

 

Соломия Крушельницкая (1873 - 1952) - укр. певица (лирико-драматическое сопрано). Выполняла камерные произведения и укр. народные песни.

Окончила Львив.консерваторию, совершенствовала мастерство в Милане. Малая мировую славу как мастер пения бельканто. Пела на сценах ведущих театров мира: в Одессе, Петербурге, Варшаве, Риме, Париже, Милане и др.. В ее творческом багаже ​​более 60 оперных партий. Пропагандировала за рубежом укр.народни песни, произведения укр. композиторов. С концертами выступала во Львове, Тернополе, Черновцах. В 1939 г. вернулась во Львов, где преподавала в консерватории.

 

Мария Заньковецкая (1860 - 1934)- укр. советская актриса и театральный деятель, народная артистка УССР (1922)Уже с юных лет Мария Заньковецкая выступала на любительских концертах. В 1882 году состоялся ее дебют на профессиональной сцене. Красивый голос Марии Константиновны (меццо-сопрано) способствовал ее успеху на сцене.

Работала в крупнейших укр. трупах под руководством М. Л. Кропивницкого, М. П. Старицкого, Н. К. Садовского, П. К. Саксаганского, И. К. Карпенко-Карого и др.. В 1907 году вместе с Садовским организовала первый профессиональный стационарный украинский театр в Киеве. После Октябрьской революции возглавляла Народный театр в Нежине (1918), участвовала (вместе с Саксаганским) в создании Народного театра в Киеве (1918, ныне Украинский драматический театр им. М. Заньковецкой во Львове).Рано почувствовала влечение к сцене. Родители были против ее артистической карьеры, но она решила отдаться сцене и дебютировала в «Наталке-Полтавке», в Елисаветграде (1882).Среди глубоко реалистических образов, созданных Заньковецкой, особое признание получили: Наталка, Терпилиха («Наталка-Полтавка» Котляревского), Галя («Назар Стодоля» Шевченко), Елена, Зинка («Пока солнце взойдет, роса глаза выест», «Мироед, или Паук»Кропивницкого), Харитина, София («Служанка»," Несчастная "Карпенко-Карого), Аза («Цыганка Аза»Старицкого).Расцвет таланта Заньковецкой относится ко времени ее игры в богатой артистическими силами труппе Кропивницкого и позже в труппе Н. К. Садовского. Сценическая творчество Заньковецкой характеризовалась искренностью переживаний, простотой и непосредственностью, мастерством внутреннего и внешнего перевоплощения. Ее искусство оказало большое влияние на развитие укр. драматургии; лучшие пьесы украинских драматургов 80-90-х гг. XIX в. были написаны под ее непосредственным влиянием. Критика, без различия направлений, очень высоко ценила артистическое дарование Заньковецкой. Непосредственная очарование игры Заньковецкой была очаровательной. В своей сценическом творчестве артистка, не только воплотила национальные образы, но поднялась до общечеловеческих типов. Ее работа прокладывала пути будущего укр.театру. Гастроли же в Москве и Петербурге создали ей большую популярность.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 447. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия