Студопедия — Андре Леруа-Гуран. Структурализм в изучении палеолитического искусства
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Андре Леруа-Гуран. Структурализм в изучении палеолитического искусства






Структурализм был очень модным направлением в гуманитарных науках второй половины XX в.Его суть состоит в поисках логической структуры изучаемой предметной области, будь то язык, фольклор, искусство. Например, наш выдающийся фольклорист В. Я. Пропп установил, что всё разнообразие русских волшебных сказок сводится к разным логическим сочетаниям 28 исходных композиционных элементов. Родоначальником структурализма в изучении первобытного искусства является Макс Рафаэль (1889-1952). Почти все составляющие современных исследований можно найти в его работах, которые, к сожалению, были малоизвестны даже во Франции. Его фундаментальная монография «Настенное палеолитическое искусство» была опубликована только в 1986 году (Raphael, 1986). Рафаэль поднял весь комплекс проблем, связанных с искусством палеолита. Он поставил вопросы, которых не было в публикациях того времени. Они актуальны и сейчас: являются ли изображения животных простой копией реально существующей природы, или это символы охотничьей магии, или графическое выражение самого человека или социальной группы, или, может быть, они связаны с религиозными верованиями и мифологическими представлениями. Это был новый шаг в области интерпретации палеолитических изображений.

В 1935 г. во время посещения пещер Лез Эйзи, Рафаэль обратил внимание на пространственные соотношения между изображениями животных и предположил, что в этом возможно, имеется какой-то смысл, который необходимо раскрыть. Он занялся разработкой вопроса об организованном характере рисунков в пещере. Один из наиболее крупных специалистов в области искусства палеолита М. Лорбланше считает, что подход к изучению пещеры с изображениями как к святилищу, в котором живопись и графика расположены не хаотично, а в определенном порядке, отражающем его внутреннюю логическую структуру, ознаменовал новую эру в изучении пещерного искусства. Если Брейль считал комплекс изображений в пещере простым сочетанием отдельных рисунков, то именно Рафаэлю принадлежит идея о закономерной пространственной организации пещерной живописи: «…изображения животных находятся в определённой связи, и эта связь имеет какое-то значение», – писал он (Raphael, 1986: 8, 25).

Рафаэль подверг решительной критике метод копирования, которым пользовался Брейль и видел необходимость полностью обновить копии палеолитических изображений и впредь при копировании учитывать топографический контекст. Рафаэль первым подчеркнул необходимость копировать все штрихи и линии и принимать во внимание особенности скальной поверхности, на которой они были начертаны. Принцип точнейшего копирования каждой точки и каждого штриха сейчас соблюдается всеми европейскими археологами.

Рафаэль отказался от магической теории, выдвинутой Рейнаком и поддержанной Брейлем. Он считал её вульгарной и поверхностной и стремился показать разницу между реальной практикой и магией. Он также полагал, что нужно воспринимать палеолитическое искусство как своеобразное духовное проявление и анализ его должен быть внутренним.

Именно эта идея – не зависимого ни от чего «внутреннего» анализа палеолитических пещер-святилищ – была взята на вооружение Аннетт Ламинь-Эмперер ( рис. 1.12 ) и Андре Леруа-Гураном. В их работах повторяется ряд положений Рафаэля. Именно он первым предположил существование полового символизма в палеолитическом искусстве, показав, например, противопоставление двух категорий знаков: мужских, символизирующих понятия «стрела – фаллос – мужчина – убивать – смерть», и женских – «вульва – женщина – давать жизнь – жизнь».

Началось с того, что Ламинь-Эмпрер (рис. 1.13) обнаружила в пещере Ляско ритмические чередования рисунков разных животных, особенно, – быка и лошади. В этих чередованиях она увидела некую закономерность. Леруа-Гуран (рис. 1.14) тоже заметил подобные чередования во многих из обследованных им 63-х пещер. Около половины росписей и гравировок в этих пещерах он считал связанными семантическими связями. В работах Ламинь-Эмпрер и Леруа-Гурана, методы содержательного анализа палеолитического искусства были подвергнуты строгой ревизии. Дело в том, что еще начиная с Э. Тайлора, Дж. Фрэзера, Г. Обермайера и других ученых, для объяснения тех или иных находок эпохи первобытности постоянно привлекались наблюдения европейских путешественников и этнологов из жизни отсталых племен Австралии, Африки, Южной Америки и т.д. Главная идея Леруа-Гурана состояла в отказе от такого этнографического компаративизма, т.е. в том, чтобы объяснения произведений палеолитического искусства следовали из них самих и из окружающего их археологического контекста, а не из сопоставлений с этнографическими наблюдениями, т.е. из источников, внешних по отношению к самим изображениям.

Красивая с точки зрения строгой науки идея, оказалась на самом деле не вполне продуктивной в практическом применении. Насколько, в самом деле, возможно понять содержание древних изображений, не обращаясь к этнографическим параллелям? В ряде своих работ Леруа-Гуран высказал гипотезу о том, что в палеолитической живописи отражены самые ранние мифологические представления человека об окружающем мире и, в частности, – символическое противопоставление мужского и женского начала, т.е. одной из древнейших логических оппозиций, осознанных людьми. Возможно, что догадка Леруа-Гурана и верна. Ниже мы увидим ее дополнительные обоснования. Но, во-первых, мужским символом скорее всего был бык, а не лошадь. Во-вторых, разве это объяснение выводится непосредственно из изображений и их контекста? По отношению к ним эта гипотеза принесена извне не в меньшей мере, чем любое сравнительно-этнографическое объяснение.

В настоящее время на Западе в области искусства палеолита наиболее активно работают французские специалисты: Мишель Лорбланше, Жан Клотт, Доминик Сакки, Бриджит и Жиль Деллюки и многие другие. Благодаря усилиям Клотта в парижском издательстве «Сёй» выходит серия прекрасно иллюстрированных книг большого формата, посвященных памятникам первобытного искусства. В Испании много лет успешно трудится в этой области один из патриархов первобытной археологии А. Бельтран, ряд интересных открытий сделал С. Лопес. Вместе с П. Баном они открыли первый памятник пещерной живописи в Англии. В Португалии стали широко известны исследования палеолитических петроглифов под открытым небом в долине реки Коа (руководитель работ З. Жиляо). В Италии успешно функционируют два центра изучения первобытного искусства: Валькамоника (Е. Анати) и Пинероло (Д. Селье). Англию в этом перечне специалистов представляет П. Бан, автор целого ряда популярных книг по археологии и, особенно, – по палеолитическому искусству. В Южной Африке многими проблемами первобытного искусства, в том числе и палеолитического, очень интересно и результативно занимается Д. Льюис-Вильямс (Lewis-Williams, 1997; 2002 и др.).







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1203. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия