Студопедия — Смысл натуралистической, социопсихологической и идеалистической концепций общества
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Смысл натуралистической, социопсихологической и идеалистической концепций общества






Натуралистическая концепция экстраполировала методологические особенности естествознания на социально-гуманитарное знание и формировала идеалы и нормы научности по образу естественных наук, с помощью которых объяснялось развитие социума. Натуралистическая программа в обществознании выражена в трех основных версиях: редукционистской, этноцентристской и органицистской.

С точки зрения редукционизма, социальная жизнь может быть объяснена на основе природной закономерности. Сен-Симон в работе «Труд о всемирном тяготении» полагал, что наши рассуждения о политике могут быть выведены из знаний физики, в частности из закона всемирного тяготения. Ш. Фурье поведение человека объяснял действием закона притяжения по страсти. Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, К. Гельвеций полагали, что общественная жизнь есть взаимодействие автономных индивидов, удовлетворяющих свои природные интересы.

Натурализм высшие формы бытия сводит к низшим, человека растворяет в природе, лишает своей качественной определенности, свободной воли. Натуралистический подход к обществу опирается на принцип «от природы к обществу», где подчеркивается особая определяющая роль географических (Ш. Монтескье, Л.И. Мечников и др.) и космических (К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский и др.) факторов.

С позиций этноцентризма в роли ведущего фактора социальных изменений выступают природно-национальные особенности. Так, Лев Николаевич Гумилев (1912 - 1992, основные труды: «Этногенез и биосфера Земли», «Этносфера. История людей и история природы», «Ритмы Евразии») появление этноса объяснял за счет космического энергетического толчка. Этносы скрепляются в целое этническими полями, имеющими энергетическую природу и определенный тип колебаний. Действия этнических полей порождают симпатию, антипатию и безразличие этносов друг к другу. Способность этноса к совершению работы (преобразованию ландшафта, строительству и т.п.) прямо пропорциональна, утверждал Гумилев, уровню «пассионарного» напряжения («пассионарность» - способность и стремление к нарушению агрегатного состояния среды). Ученый стремился понять движение этносов, исходя из единства этногеографического, исторического и биоэнергетического подходов. Вряд ли корректно считать этнос «явлением природы», тем самым умаляя роль специфической ментальности, социокультурных факторов. Однако сама идея космического генезиса человека и общества плодотворна. Наукой XX в. сформулирован антропный принцип, который требует рассматривать Вселенную как сложную самоорганизующуюся систему, важнейшим элементом которой является человек. Тем самым преодолевается разрыв между объектом и субъектом, а мир природы и мир человека сближаются.

Органицистскую версию натурализма наиболее четко выразил Г. Спенсер, уподоблявший общество организму и пытавшийся объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями. Философ считал основным законом истории выживание наиболее приспособленных индивидов и народов к естественным условиям существования. В рамках органицистского варианта натурализма обществу приписывались все черты организма - единство, целесообразность, специализация органов. Так, роль кровообращения выполняет торговля, функции головного мозга - правительство, обмена веществ — экономика (П.Ф. Лилиенфельд, А. Шеффле). Конечно, общество имеет нечто сходное с природой, ибо оно - ее часть, хотя и обособившаяся, но социум не сводится к организму, а выступает как особый вид реальности, где материальное и духовное, объективное и субъективное переплетено.

Американец Р. Парк (1864 - 1944) считал, что биология лежит в основе социального развития, а движущей силой этого развития является конкуренция. Общество как организм, полагал Парк, имеет четыре порядка: экологический, экономический, политический и культурный. По мере движения к культурному порядку усиливается социальное начало и сдерживается биологическая стихия, социум достигает оптимальной «соревновательной кооперации» и «согласия».

К натурализму примыкает программа (концепция) социопсихологизма, которая объясняет общественные отношения с позиций определяющей роли психологии индивида, его эмоций и воли, сферы бессознательного, социальной психологии групп и межиндивидуальных отношений.

Лестер У орд (1841-1913) основой всех действий личности считал «желания», выражающие природные импульсы человека. Многообразие человеческих желаний группируется вокруг удовлетворения голода и жажды, связанных с поддержанием жизни человека, и половых потребностей, отражающих стремление к продолжению рода. Прирожденные интересы людей действуют, как правило, в противоположных направлениях, поэтому интересы индивидов сталкиваются и между ними идет постоянная борьба за существование. В результате, единственной основой для формирования социальных учреждений является групповое чувство безопасности. В целом, Уорд полагал, что движущей силой исторического развития выступают социопсихические факторы цивилизации; экономия труда и экономия духа.

Французский социолог Габриэль Тард (1843 - 1904) исходил из того, что индивидуальное творчество, формирующее образцы для подражания, есть основа общественного развития. Механизм подражания, по Тарду, является психологическим и социальным воплощением всеобщего закона повторения. Столкновение различных образцов подражания порождает процессы оппозиции, которые могут быть основой любых форм конфликтов. Преодоление оппозиционных процессов происходит через действие адаптационных процессов. Большое внимание Тард уделял разработке проблематики «психологии толпы». Специфическими чертами толпы он называл иррациональность, внушаемость, подавление индивидуального начала. Творчество Тарда способствовало постановке проблем массового общества, механизмов социального контроля и др.

Австрийский психолог 3. Фрейд обосновал динамическую и энергетическую модель психики человека, состоящую из трех систем: бессознательного - предсознательного - сознания. Фрейд распространил парадигму психоанализа на сферы общечеловеческой культуры и ранние формы религиозных верований.

Отталкиваясь от идеи русских космистов о воздействии солнечных излучений на поведение людей, некоторые современные исследователи трактуют социальные катаклизмы как своего рода психические эпидемии.

Идеализм, в отличие от натурализма, отрывает человека от природы, чересчур его одухотворяет. Причина преувеличения роли духовного заключается в реальной сложности общественных процессов:

а) проявляется действительная роль осознанных целей, идеалов, «здравого смысла»;

б) отделение духовного производства от материального и последующее закрепление интеллектуальной деятельности за господствующими в обществе социальными слоями подняло значение духовных компонентов жизни;

в) все сферы общественной жизни пронизаны духовными элементами.

Абсолютизация духовного фактора в человеческом бытии означает следование просветительскому принципу «мнения правят миром». Идеализм не отвергает объективного фактора истории, но функцию творящего начала выполняет или мировой разум (объективный идеализм, ведущий к фатализму), или духовно-волевая активность человека (субъективный идеализм с его волюнтаристским пониманием исторического хода). Приведем примеры идеалистического толкования общества в XX в. Русский религиозный философ и психолог C.JI. Франк полагал, что для истинного человека приоритетным оказывается реальность его душевно-духовного внутреннего мира в сравнении с материальным эмпирическим бытием. Поэтому движущей силой истории выступает человек как духовное существо, вмещающее в себя, однако, не только идеи, но и материальные потребности. П.А. Сорокин первичным в социальной истории считает умственную деятельность, утверждая, что «материальная революция не может быть причиной психологической, а может быть только ее следствием». Из этого делается вывод: «Идеи управляют (социальным) миром». Двигателем исторического процесса, по К. Ясперсу, выступает, прежде всего, духовный фактор. Все то, считал философ, что не имеет смысла с точки зрения усредненных запросов масс людей, что не встречает веры, должно исчезнуть. Типичной чертой домарксистской социально-философской мысли была созерцательность. Она особенно присуща метафизическому материализму. Но и для идеалистического понимания истории характерны отрыв теории от практики, формирование фетишистских форм сознания, символов (образ «золотого века», идеального знания и т.д. которые начинают господствовать над реальностью, людьми. Такой подход обрекает субъекты, оказавшиеся во власти мифов, на погоню за миражами.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 647. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия