Студопедия — СУБЛИЧНОСТИ.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СУБЛИЧНОСТИ.






СУБЛИЧНОСТИ.

Одно из самых вредных заблуждений - представление о себе как о неделимом, неизменном и во всем последовательном существе. Мы можем легко убедиться в своей многозначности, осознав, как часто мы меняем привычную, поэтому жизнь временами кажется нам болотом, временами - гонками, приключением, кошмаром, загадкой, праздником и т.д. Различные модели мира, шаблоны нашего сознания по-разному окрашивают наше восприятие и влияют на наш образ жизни. Для каждой из них у нас есть соответствующий образ себя, систему поз и жестов, чувств, поступков, привычек и мнений. Эта совокупность элементов образует нечто вроде личности в миниатюре или, как мы будем называть ее, субличность.

Субличности - это психоэнергетические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве нашей личности. Каждая субличность ведет собственный стиль жизни и имеет свои собственные движущие мотивы, зачастую отличные от стиля жизни и мотивов других субличностей. В каждом из нас - толпа. Здесь могут быть бунтарь и домохозяйка, мыслитель и авантюрист, саботажник и аскет, организатор и лентяй - каждый со своей мифологией, и все они более или менее благополучно уживаются в одном человеке.

Будучи в состоянии различать свои субличности, можно относительно ясно увидеть картину своей внутренней жизни.

Когда мы выявляем субличность, у нас появляется возможность отделить себя от нее и наблюдать со стороны. Это дает относительную свободу, поскольку над нами властвует то, с чем мы себя отждествили. Поскольку мы все склонны отождествлять себя - становиться одним и тем же - с той или иной субличностью, мы начинаем считать себя ею и верить, что мы есть она и ничто иное. Что значит быть пленником субличности? Это значит, что она навязывает нам свойственные себе стереотипы и не допускает других. Но если какая-то установка или форма отношения к происходящему оказывается единственной для меня возможной, она становится нетерпимостью. Если какая-то форма поведения оказывается для меня единственно возможной - она становится вынужденной. Если какая-то точка зрения становится для меня единственной - она становится шорами. Разотождествление является разрывом с этой иллюзией и возвратом к себе. Нередко это сопровождается чувством просветления и освобождения.

До того, как мы приступили к работе, субличности - это миры, почти не связанные между собой, которые не принимают во внимание и не понимают друг друга. Но едва их пронизывает осознание, как между ними начинают устанавливаться связи. Осознание не только освобождает, но и объединяет - словно лед тает между населяющими личность обитателями, и они сливаются между собой, сохраняя в то же время свои изначальные черты..

Субличность - определенная сосвокупность установок, стереотипов поведения, верований, влечений и т.д., образ, несущий не только смысловую, но и энергетическую нагрузку. Различные субличности представляют разные формы единой энергии.

Субличность - это психоэнергетическое образование, и в соответствии с универсальным законом о неуничтожимости энергии, энергию (субличность) нельзя уничтожить. Разрешение энергетического конфликта состоит в преобразовании субличности. Чем больше мы пытаемся избавиться от того, что нас не устраивает, тем больше оно выходит наружу, обостряя конфликт. Поскольку энергия неуничтожима, ее подавление приводит лишь к тому, что она находит свое проявление в других областях жизни. Так что мы занимаемся перераспределением энергии, вместо того, чтобы преобразовывать ее. Конфликт между субличностями преодолевается на пути объединения, интеграции конфликтующих сторон.

 

 

Рассмотрим диаграмму: это состоящее из субличностей поле нашего сознания. Находясь в поле сознания, мы имеем возможность вводить в него как подсознательные, так и сверхсознательные элементы. В центре поля находится "я". И все это составляет единое целое.

Некоторые субличности более близки к осознанию, некоторые удалены от него, некоторые находятся в инстинктивной, подсознательной зоне, некоторые в области сверхсознательного.

Каждая из субличностей состоит из известных 3-х уровней - подсознания, сознания и надсознания. Каждая субличность имеет высшее "Я" и витальную энергию, расположенную в нижней части карты. И только из центра 4 можно управлять этими энергиями.

«Я» каждого человека содержит в себе первичные «я», отрицаемые или подавляемые «я» и недоразвитые «я».

Первичные «я» — это те «я», которые стоят на поверхности сознания и руководят действиями человека в соответствующих ситуациях. Они, в основном, представляют из себя правила и нормы поведения в обществе и направлены на выживание индивида. Если взять в качестве примера компьютер, тогда первичные «я» можно сравнить с теми основными и вспомогательными программами, которые помогают компьютеру решать поставленные перед ним задачи.

Первичные я обладают в нашей жизни очень большой силой и влиянием. Фактически они есть то, с чем человек себя отождествляет. Вселенная часто становится недружественной к нам, именно когда мы отождествляемся с правилами поведения, то есть с первичными я. Первичные я возникают как условный ответ на отрицание чего-то. Например, если вы отрицаете слабость, то создаете силовую субличность.

Хотя они и стоят на поверхности сознания, человек все равно не осознает этого, потому что он отождествляет себя с ними. Можно утверждать, что человек — марионетка в руках этих «я»; как они говорят ему, так он и поступает. Как рыба не знает, что она плавает в воде, пока ее не вытащишь и не покажешь ей воду, так и человек не способен увидеть, что им руководит какая-то из субличностей.

Вторичные или отделенные я находятся в подсознании. Они по тем или иным причинам отрицаются человеком. В силу ряда обстоятельств у всех них стоит оценка “плохо”, поэтому человек всячески избегает иметь с ними дело, подавляя их в себе и не выпуская на поверхность сознания. Наверное, родители играют самую важную роль в формировании этих я. Отрицаемые «я» — это те чувства, мысли и энергии, которые человек подавляет в себе с помощью первичных «я». Первичные «я» считают, что выход отрицаемых «я» на поверхность сознания и позволение им действовать по собственному усмотрению может грозить большими неприятностями или даже гибелью. Например, многие люди боятся открыто проявлять свою сексуальность. Если это произойдет, за этим может последовать нечто страшное, считают они; дальше первичные «я» рисуют человеку, что именно может произойти и как это ужасно.

Недоразвитые я — это то, в чем мы чувствуем в себе недостаток, и то, что стремимся развить. Недоразвитые «я» — это те энергии, которые человек не развил в себе. Например, когда вы видите перед собой взрослого человека, который ведет себя беспомощно, подобно ребенку, вы с большой долей вероятности можете утверждать, что его энергия взрослого человека, который берет ответственность за жизнь на себя, недоразвита.

Существует также понятие оперативного я. Это я часто включает в себя все первичные субличности — либо это один контролер.

Как все это происходит, как зарождаются субличности? Это происходит в глубоком детстве, с самого рождения, а может быть, еще и в утробе. Ребенок, рождаясь, является беззащитным, уязвимым и полностью зависимым от взрослых. Так он начинает понимать, что ему необходимо установить какой-то контроль над окружением, чтобы избежать неприятных ощущений. Начало контроля обозначает начало развития личности, потому что контроль означает уход от беззащитного и уязвимого состояния и приобретение силы.

Состояние открытости миру, а, следовательно, уязвимости, и есть наше первоначальное «я». Чем больше мы развиваем в себе контроля и силы, тем дальше уходим от нашего начального «я»; часто мы полностью теряем с ним связь. И это самая огромная потеря, которую мы можем перенести, потому что с установлением контроля и обретением такого рода силы в нашей жизни начинается самый настоящий ад.

Как развивается контроль? Например, ребенок понимает, что его мама счастлива, когда он улыбается. Он начинает чаще улыбаться и наслаждается наградой, которая за этим следует. Потом он узнает, что за улыбкой не всегда следует награда, что его могут и наказать. Например, он, улыбаясь, разбил самую дорогую вашему сердцу кружку или вазу. В начале жизни ребенка всячески поощряют ходить в туалет, а потом ругают и наказывают, если он сделал это в штаны. За проявление гнева, агрессии, лжи, жадности, силы, слабости, сексуальности и др. ребенка тоже могут или поощрить, или наказать. Например, мальчиков поощряют быть сильными и наказывают, если они проявляют слабость; с девочками, как вы знаете, обычно поступают наоборот. В зависимости от того, какие правила устанавливают родители и окружение ребенка, так он и развивается, расщепляя себя, подавляя одни энергии и культивируя другие.

Конечная цель работы с субличностями заключается в том, чтобы сильнее почувствовать себя как "я", как центр личности. Углубляя знакомство с субличностями, мы стремимся снова стать единым целым, а не распадаться на множество противоборствующих маленьких "я".

Из центра мы можем обращаться к той или иной субличности, управлять ею, поправлять ее, заботиться о ней. Нужно научиться быть гибким, чтобы не зависеть от субличностей, но в то же время и не подавлять их самовыражения и не игнорировать их потребности. Иными словами - уметь им сочувствовать.

"Я" и содержания сознания. Самоотождествление.

Каждое утро, когда мы пробуждаемся и восстаем из мрака сна к осознанию окружающей на действительности, текущего времени и своего присутствия в этом мире, мы за несколько мгновений проходим путь, на который ушли миллионы лет: путь пробуждения из глубин бессознательного. Эта история началась, когда на планете возникли первые формы жизни и достигла своей высшей точки с появлением самосознания и индивидуальности.

Именно сознание себя позволяет нам испытывать одиночество и любовь, чувствовать себя ответственными перед другими людьми, осознавать, что есть прошлое и будущее, жизнь и смерть, принимать ценности, строить планы, сознавать свое развитие и даже влиять на ход последнего.

Психосинтез рассматривает "я" как самую элементарную, далее не разложимую часть нашего существа - иными словами - ядро нашего существа. Природа этого ядра полностью отличается от природы остальных элементов (телесных ощущений, мыслей, чувств и т.д.), составляющих нашу личность. Благодаря этому, оно может выступать в качестве объединяющего центра, который руководит своим окружением и организует в одно органичное целое.

В этом плане "я" отделяет нас не только от других людей, но и от вечно изменяющихся содержаний нашего собственного сознания. Как "я" мы можем выйти из собственных содержаний нашего сознания, разотождествиться с ними и наблюдать за ними как за чем-то внешним по отношению к себе. Содержания сознания становятся просто одним из психологических объектов с присущими ему четко очерченными границами.

"Я" можно определить также как единственную нашу часть, которая никогда не меняется. Будучи однажды обнаружена и вполне испытана, эта неизменная часть становится вездесущей точкой опоры для всей остальной личности, внутренней твердыней, на которую мы всегда можем положиться, чтобы вернуть себе чувство равновесия и устойчивости. Впоследствии мы обнаруживаем, что "я" остается неизменным в экстазе и отчаянии, в покое и суете, в боли и наслаждении. Говоря языком поэзии Рабиндраната Тагора: "Все то же солнце встает в новых землях в кольце бесконечной зари".

Ясное дело, что если мы обратимся к своему психофизиологическому организму, нам покажется на первый взгляд, что никакой точки опоры здесь нет, что все находится в постоянном движении. Наше тело иногда устает, а иногда полно энергии, оно бывает здоровым и больным, молодым и старым, сонливым и бодрым, голодным и сытым. Наши чувства столь же изменчивы и еще более непостоянны, чем мысли.

И все же если мы достаточно пристально вглядимся в себя, то обнаружим один постоянный элемент. Телесные ощущения меняются, чувства угасают, мысли текут, но кто-то продолжает следить за этими течениями. Этот кто-то и есть "я". Можно сказать, что "я" - это сознание в его химически чистом, неразведенном виде. Это состояние психологической наготы, в котором мы сбросили с себя психологические одежды - мысли, чувства, представления, телесные ощущения.

Это чистое сознание непроизвольно принимает формы того с чем соприкасается. Если я радуюсь, сознание мое становится радостью, если у меня болит зуб, оно становится болью и т. д. Этот процесс, называемый отждествлением, протекает в каждом из нас. Обладая определенным навыком, мы можем отделить свое сознание от оформляющих его состояний (разотождествление) и получить опыт сознания, лишенного какого бы то ни было содержания (самоотождествление).

Отождествление можно приравнять к помрачению сознания, сновидению или иллюзии. Мы отождествляем себя со своими чувствами, желаниями, мнениями, ролями, телом. Проблема состоит в том, что если я, например, отождествился с какой-то идеей, в истинность которой верю и которая вдруг оказалась неправильной, то я чувствую неправым самого себя. Если я отождествлюсь со своим желанием и желание это останется неудовлетворенным, я чувствую себя неудовлетворенным.

Поскольку все содержания сознания меняются и в какой-то момент неизбежно исчезают, отождествление с любым из них неизбежно ведет к своего рода смерти. С другой стороны, отождествление с самим собой, с "я" дает ощущение постоянства своего бытия. "Я" человека - место его максимальной свободы.

Таким образом, когда мы находимся в центре, мы можем вводить в поле осознания как сверхсознательные, так и подсознательные энергии - мы можем вводить не только различные содержания в это поле, но и выводить их из него, выражая вовне в виде деятельности. Тем самым центр осознания "я" становится организующим принципом нашей психики, выражающимся через волю вовне.

По мере того, как мы учимся осознавать свое центральное положение и удерживаться в нем, становится очевидным, что лишь заняв центральное положение, мы можем преобразовывать энергии бессознательного в приемлемую для нас форму и тем самым актуально осуществлять в нашей жизни возможности, заключенные в подсознании и надсознании. Осуществляя работу по вхождению в круг осознания и утверждению себя в его центре, мы сможем, в конце концов, втянуть в этот круг всю карту - это уже работает расширенное сознание.

Пустые круги - содержания нашего сознания - чувства, ощущения, мысли, идеи, желания и т.д. Точка на диаграмме - это "я", которое на протяжении дня непроизвольно переходит от одного отождествления к другому.

Можно переживать себя как чистое сознание "я есмь" без какого-либо содержания. Из точки "я" наблюдает все содержания сознания, не отождествляясь с каким-либо из них.

Здесь "я" не является ни пассивным зрителем, ни актером. Я - режиссер-постановщик представления, отвечающий за его качество, своевременность и чуткое руководство.

Если "я" есть в личном опыте, можно легко и полностью отождествиться с любым состоянием сознания, но в любой момент сознательно разотождествиться. Сознавая себя как "я", человек постоянно имеет свободу выбора.

До тех пор, пока мы отождествляем себя с теми или иными чувствами, ощущениями, желаниями, мыслями, наше ощущение собственного бытия (я есмь) привязано к ним, и поэтому они могут захлестывать нас, управлять нами, ограничивать наше мировосприятие и отсекать от нас все другие ощущения, чувства, желания и мнения. С другой стороны, когда мы отождествляем себя с собой, с "я", нам гораздо легче наблюдать любые содержания нашего сознания, а также управлять ими, направлять их и оставлять их, идти дальше, поскольку мы с ними разотождествились.

Разотождествление происходит путем наблюдения. Вместо того, чтобы растворяться в ощущении, чувстве, желании или мысли, мы наблюдаем за ними со стороны, без какой-либо оценки, без намерения изменить их, без какого-бы то ни было взаимодействия с ними. Мы смотрим на них как на нечто внешнее, как будто рассматриваем некий пейзаж.

Первым результатом такого наблюдения является освобождение от наблюдаемого. Если мне страшно, я наблюдаю свой страх, я ясно вижу его очертания, я вижу, что страх - это не я, что он представляет собой нечто внешнее, я вижу, что я сам свободен от этого страха.

"Я" - это та наша часть, которая способна наблюдать любое содержание психики, не будучи вовлеченной в его атмосферу. Наличие такой части позволяет личности обрести и сохранять равновесие, которое в противном случае было бы невозможным. Эту ситуацию можно проиллюстрировать восточной притчей о десяти глупцах.

Десять глупцов переплыли реку; добравшись до другого берега, они захотели убедиться, что все живы и здоровы. Один из них начал считать, но забыл о себе и сосчитал только девять остальны. "Нас только девять! - заявил он. - Один из нас, должно быть, утонул". "Ты уверен, что посчитал правильно?", - спросил другой глупец и принялся пересчитывать, но о себе тоже забыл. Тут и другие глупцы этим занялись, но сколько ни считали, результат был тот же - девять. Уверившись, что один из них утонул, они стали оплакивать его гибель, но не могли сообразить, чью именно. Проходивший мимо человек поинтересовался, что случилось, и глупцы ему объяснили. Поскольку перед ним стояли все десятеро, прохожий догадался в чем дело, и стал считать их, прикасаясь к каждому по очередии требуя, чтобы тот назвал свой порядковый номер. "Один" - сказал первый, "два" - произнес второй, и так добрались до последнего, который сказал "десять". Пораженные глупцы поблагодарили прохожего и порадовались благополучному исходу дела.

Эта история показывает, как легко стать жертвой иллюзии, не располагая единой точкой зрения на происходящее. Чтобы иметь возможность составить ясное и верное представление о ситуации, нужно быть независимым от игры вовлеченных в нее сил. В случае человеческой личности такие условия достигаются путем самоотождествления.

Самоотождествление можно сравнить с панорамной смотровой площадкой, поскольку с наблюдательного пункта "я" мы можем обозревать общую картину вечно изменчивого содержания своей личности.

Не забывайте, что НАД НАМИ ВЛАСТВУЕТ ВСЕ ТО, С ЧЕМ МЫ СЕБЯ ОТОЖДЕСТВИЛИ. МЫ МОЖЕМ ВЛАСТВОВАТЬ НАД ТЕМ И КОНТРОЛИРОВАТЬ ВСЕ ТО, С ЧЕМ МЫ СЕБЯ РАЗОТОЖДЕСТВИЛИ. В этом принципе заключен секрет нашей свободы и нашего порабощения.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 263. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия