Студопедия — Вопрос 5. Концепция предмета социологии в трудах Дюркгейма и Гумпловича.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Вопрос 5. Концепция предмета социологии в трудах Дюркгейма и Гумпловича.






Объект – фрагмент реальной действительности, который подлежит изучению в данной области знания. Объект всегда внешен по отношению к исследователю. Много споров о предмете социологических исследований. Во многом это объясняется неоднозначностью понятия «социальное». С одной из точек зрения социальное - общественное. Социальная реальность – общество в целом. Социологи отождествляли социологию со всем обществознанием. Выход из кризиса был в начале ХХ в., когда выделили специфичный для социологии объект исследования - не общество в целом (обществознание), не общие законы его бытия и развития (социальная философия), а одну из частных сторон общественной жизни. Социология превращалась в науку аналитического типа. Так, для одного из родоначальников социологии и человека, который возглавил первую кафедру социологии во Франции - Эмиля Дюркгейма (1858-1917) - «О разделении общественного труда» (1893), «Метод социологии» (1895), «Самоубийство» (1897) и «Элементарные формы религиозной жизни» (1912) социальная реальность - это вся область надындивидуальной жизни общества.

Она представлена:

1. коллективными (общественными) способами действия, мышления и чувствования: законодательством, обычаями, языком, религиозными и моральными нормами и т.п

2. коллективными формами бытия, сложившимися в данном обществе формами общения, спецификой расселения, плотностью населения и его подвижностью и т.д. Для этой социальной среды (сферы) характерно: строгая объективность существования, независимость от индивидов и строгая принудительность и обусловленность жизни индивидов.

Вот так интерпретируемая социальная реальность и является, по определению Дюркгейма, "собственной областью социологии", сосредотачивающейся на исследованиях генезиса и функционирования конкретных социальных явлений и социальной среды в целом. Предмет социологии, согласно Дюркгейму, - социальные факты, которые, характеризуются двумя основными признаками: они существуют вне индивидов и оказывают на них принудительное воздействие. После рождения индивид усваивает сложившиеся традиции и обычаи, которые существуют объективно. Вследствие объективности этих факторов и их давления индивид действует определенным образом. А общество и есть совокупность социальных фактов.

В целом социология тогда делилась на три основные отрасли: социальную морфологию (исследует общественную структуру, материальную форму), социальную физиологию (исследует “жизненные проявления обществ” – социология религии, социология морали, юридич. социология, эконом. социология) и общую социологию (устанавливает наиболее общие законы - философская сторона науки).

На него повлияли идеи, прежде всего, французского просвещения (Монтескье, Кондорсье, Руссо, Сен-Симон, Конт), этика Канта, и, в частности, философ Вундт.

Основополагающие принципы социологии Дюркгейма часто обозначают как «социологизм». Для понимания дюркгеймовского «социологизма» необходимо выделить и различать в нем два аспекта: онтологический и методологический. Онтологическая сторона «социологизма» выражена в следующих базовых положениях:

1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок;

2. Общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам.

Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной. Методологический аспект «социологизма» тесно связан с онтологическим. Поскольку общество - часть природы, следовательно, социология подобна наукам о природе в отношении методологии. Ее познавательной целью провозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Общество не есть результат договоренностей индивидов, и оно легко могло бы погибнуть, будучи раздираемым противоречащими друг другу интересами отдельных людей. Следовательно, в обществе есть нечто большее. Дюркгейм в этой связи вводит понятие коллективной совести, то есть по сути общественного сознания, способствующего объединению людей. Такое объединение Дюркгейм называет солидарностью. Труд "Самоубийство"; интересен в первую очередь тем, что Дюркгейм анализирует наиболее индивидуальный акт самоубийства как то, что в конечном счете так или иначе обусловливается социальным окружением.

Другая трактовка содержания социальной реальности была в те же годы предложена австрийским социологом Людвигом Гумпловичем (социал-дарвинист) (1838-1909) – «Раса и государство», «Расовая борьба», «Основы социологии». Отправной тезис его концепции состоял в том, что элементарными клеточками общества являются не отдельные индивиды, а их так или иначе организованные совокупности - общества и группы, вне которых человека нет. Социальное же - это область взаимоотношений как этих общественных коллективов, так и самих людей, выступающих в качестве членов этих коллективов. Соответственно, по мысли Гумпловича, задача социологии состоит в изучении самих первичных элементов - групп; человека как продукта и члена этих групп; социальных процессов как процессов взаимодействия групп и личностей, их представляющих. Предмет социологии - изучение социальных групп и взаимоотношений между ними. Взаимоотношения между группами Гумплович изображает как непрерывную и беспощадную борьбу. С его точки зрения, основной социальный закон - это «стремление каждой социальной группы подчинять себе каждую другую социальную группу, встречающуюся на ее пути, стремление к порабощению, к господству». На заре человеческой истории борьба происходит главным образом между ордами, т. е. группами, разделенными антропологическими и этническими признаками. Если вначале побежденные орды физически уничтожались, то впоследствии они стали порабощаться победителями. В результате возникает государство, которое является орудием этого порабощения. Наиболее общее деление социальных групп у Гумпловича - это деление на господствующих и подчиненных, причем и те и другие обладают стремлением к власти. Конечной причиной всех социальных процессов, в том числе конфликтов, он считает стремление человека к удовлетворению материальных потребностей.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1186. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия