Студопедия — Драматургия массовых мероприятий в культуре Древней Греции и Рима.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Драматургия массовых мероприятий в культуре Древней Греции и Рима.






Из истории Древнеримской цивилизации доподлинно известно, что гораздо больше, чем музыка, выступления танцоров и даже театральные представления, жителей притягивали к себе состязания на колесницах в цирке и кровавые действа в амфитеатрах.Как и в Греции, происхождение римских празднеств и зрелищ неотделимо от истории местных верований, культов и религиозных обрядов. Существовали многие формы молитв, заклинаний и обрядовых песен, часто связанные с определенными районами страны. Здесь можно назвать фесценнины-народные сатирические песни или стихи в форме диалога, происхождение которых связывают с этрусским городом Фесценнией. Эти полные насмешки, задиристые, иногда едкие и язвительные куплеты, понизанные «италийским остроумием», звучали на торжествах в честь сельских богов, например в праздник урожая, а также на некоторых семейных празднествах, чаще всего на свадьбах. Скорее всего, что в фесценнинских песенках таились уже зачатки местной, италийской драмы, подобно тому, как в Греции из песен комосов - участников праздничных деревенских шествий, прославлявших животворящие силы природы, - родилась древнегреческая комедия. Быть может, театральное искусство в Риме развивалось бы иными, самобытными путями, если бы в III в. до н.э. благодаря греку Ливию Андронику на римской сцене не утвердилась бы греческая драма.

Хотя сельские обряды и праздники носили культовый характер, они не стали общегосударственными празднествами. Праздники подразделялись на общегосударственные и праздники низшего ранга, официальные и семейные, сельские и городские, те, которые справлялись постоянно или от случая к случаю, праздники отдельных божеств и профессий. Программы празднеств в течение столетий менялись: к элементам постоянным, таким, как жертвоприношения, молитвы, торжественные шествия, добавлялись мероприятия чисто зрелищные, развлекательные. Это могли быть схватки гладиаторов или бои с дикими зверями в амфитеатре, гонки на колесницах в цирке, театральные представления. Если в Греции зрелища были одной из форм культовых торжеств, формой почитания богов, своего рода мистериями, а кроме того, долго сохраняли характер соревновательный, агонистический, то в Риме зрелища рассматривались исключительно как массовые развлечения. В один и тот же день устраивали зрелища разных видов, так что публика имела свободу выбирать - что кому больше по вкусу. Общегосударственные праздники справлялись с особой пышностью. Очень торжественно проходило, например, празднование Нового года, ставшее с 153г. до н.э. традицией и в Риме, и во всей Италии, а после того, как влияние Рима распространилось и на отдаленные земли, во всей империи. В этот день проходили официальные торжества, связанные со вступлением в должность новоизбранных консулов; сначала 1-го марта, затем 1-го января. После завершения официальной части празднества начинались пиры и приемы.

Из всех римских сельских праздников самым известным и популярным были декабрьские Сатурналии, справлявшиеся как в деревне, так и в городе. Праздник длился 5 дней и был посвящен древнеиталийскому богу посевов и земледелия Сатурну. Это были дни, исполненные радости, всяких забав, смеха. Рабам в эти дни предоставляли немалую свободу, в том числе и свободу слова - они могли позволить себе даже весьма вольные шутки по адресу своих хозяев. Рабы усаживались пировать - и хозяева должны были прислуживать им за столом. В Сатурналии полагалось обмениваться подарками - обычай этот римляне блюли неукоснительно. Существовали праздники людей труда. В середине марта справляли Большие квинкватры - пятидневные празднества в честь Марса, а позднее - в честь Миневры, культ которой постепенно утверждался в Риме как культ ремесленников и людей искусства, а так же учащейся молодежи. В первый день квинкватр богине приносили в жертву лепешки, маслины, вино. В следующие дни устраивали рецитации, выступления поэтов, чтецов.К праздникам военным относились все торжества в честь бога Марса, и в первую очередь Эквиррии в конце февраля и в середине марта. В программу праздника входили конные состязания на Марсовом поле.

К старейшим и важнейшим причисляли и Римские, или Великие, игры, проходившие ежегодно начиная с 4 сентября. Они были посвящены Юпитеру и поначалу длились всего 4 дня. При Августе игры растянулись на 16 дней. После торжественных жертвоприношений Юпитеру на Капитолии процессия направлялась по улицам города к цирку. Возглавлял шествие сам Юпитер Копитолийский - в лице консула или претора, одетых как триумфаторы и окруженные толпою граждан, отрядами войска и молодежью. Несли статуи богов; далее шли танцоры, актеры мимов, иные были переодеты сатирами и разыгрывали всевозможные комические сценки. Меньше ясности в происхождении знаменитых Секулярных игр, устраивавшихся всего один раз в столетие, к юбилею Вечного города. Присхождение Секулярных игр связывают иногда с Терентинскими играми, проходившими в Теренте - части Марсова поля. Терентинские игры были устроены впервые в 249г.до н.э., в разгар 1-ой Пунической войны. В жертву подземным богам (Отцу Диту-прозвище Плутона) были тогда принесены Черный бык и корова. В программу торжеств тогда входили конные состязания в цирке. Этим жители пытались умилостивить богов в пору тяжких испытаний и войн, а так же во времена нашествия эпидемий чумы.

Нетрудно заметить, как тесно связан был римский календарь праздников с местными культами. В течение долгих столетий римской истории некоторые торжества утратили свое значение, а другие продолжали справляться по традиции, хотя их религиозный или исторический смысл мало кому был известен, так что римским писателям часто приходилось объяснять публике происхождение того или иного обычая или обряда.

Для того, чтобы сделать зрелища более привлекательными для римлян, приглашали актеров и музыкантов из Греции или из Передней Азии.В I в. до н.э. игры по случаю побед, триумфаторов прославленных военачальников приобрели характер официальный. В 82г.до н.э. в честь победы Луция Корнелия Суллы над его противниками в самой Италии власти организовали игры, программа которых совпадала с торжествами в честь Аполлона 5 июля. К празднествам, происходившим от случая к случаю, следует отнести и торжества, связанные с освещением храмов, - они также сопровождались играми, театральными представлениями, другими зрелищами. Так по 2-3 дня шли спектакли в театре, когда в Риме освящали храм богини Флоры в 240 или 238 г. до н.э.Поводом к устройству массовых зрелищ бывали и торжественные погребения видных граждан. Поначалу близкие родственники умерших организовывали на собственные средства бои гладиаторов, со временем к ним добавились и театральные постановки Помимо боев имели место роскошные пиры, сценические представления и раздача мяса народу. Спустя 14 лет на похоронах прославленного военачальника Луция Эмилия Павла была впервые показана комедия Теренция «Братья».Программы празднеств расширялись, добавлялись дополнительные дни на зрелища, росло число праздников - невозможно даже представить себе, сколько впечатлений приносил жителю Рима каждый год.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1433. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия