Студопедия — К.и.н., доцент Л.А.Комаристая 3 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

К.и.н., доцент Л.А.Комаристая 3 страница






Междоусобная война осложнилась кризисом в русской православной церкви. После смерти в 1431 г. митрополита Фотия Константинопольский патриарх направил на Русь митрополита Исидора – ревностного сторонника объединения православной церкви с католической. Доживавшая последние десятилетия Византия обратилась за помощью к Риму. Папа пообещал помощь в борьбе с турками в обмен на соединение церквей (унию), разумеется, под эгидой престола Св. Петра. В 1439 г. во время работы Ферраро-Флорентийского собора уния была заключена. Одним из первых поставил свою подпись митрополит Московский и всея Руси (а теперь и кардинал римско-католической церкви) Исидор. Однако великий князь Василий II и православное духовенство Флорентийскую унию не признали. Исидор бежал из Москвы, а русская православная церковь фактически стала самостоятельной (автокефальной). Этот факт был закреплен на поместном соборе в 1448 г., избравшем русским митрополитом бывшего рязанского епископа Иону.

Ликвидировав последствия междоусобной войны и кризиса в православной церкви, укрепив политическое значение великокняжеской власти среди русских земель и княжеств, Москва вплотную подошла к рубежу превращения в политический центр Российского государства.

Культура и быт Руси в XIV - середины ХV вв.

Развитие культуры было обусловлено раздробленностью страны и ордынским игом. Первое привело к появлению местных (локальных) вариантов культуры, ее дроблению в сравнении с Киевской Русью. Второе - вызвало временный упадок с последующим возрождением после Куликовской битвы. Устное народное творчество отражало в былинах, песнях, пословицах и поговорках представления людей о своем прошлом и настоящем, об окружающем мире. В былинах о Садко и Василии Буслаевиче воспевается многоликая городская жизнь, торговые караваны, плывущие в заморские страны. В это время окончательно складывается цикл былин о Владимире Красное Солнышко. Находят свое отражение и более поздние события: битва на Калке, победа на Куликовом поле.

В литературе большое место занимали жития святых («Житие святого Александра Невского», «жития» других князей и митрополитов). Особое значение придавалась героическим темам. «Задонщина» Софония Рязанца рассказывает поэтическим языком о Куликовской битве. В «Повести о разорении Москвы ханом Тохтамышем» слышен плач о погибших. После перерыва, вызванного Батыевым нашествием, при дворах князей и в монастырях возобновилось летописание. Во всех летописях отразились местные взгляды, интересы княжеско-боярских и церковных группировок. Определенным демократизмом отличались летописи Новгорода и Пскова. По мере возвышения Москвы к ней переходит ведущая роль в составлении летописей. Изложение мировой истории, с включением в нее русской, дается в «Русском хронографе» ХV в.

Русь оставалась страной преимущественно деревянной, но уже в конце ХIII в. возобновилось каменное строительство (Церковь Николы на Липне под Новгородом, 1292 г.). В городах и монастырях поднимаются каменные стены кремлей. В 60-х гг. ХIV в. кремль из белого камня был возведен в Москве. Церкви и соборы расписывались фресками. Среди иконописцев особую известность получили Феофан Грек с его монументальностью и величественностью в изображении библейских сюжетов. Вершиной русской иконописи стало творчество гениального Андрея Рублева (ок.1370 - ок.1430 гг.). Его знаменитая «Троица» глубоко национальна по мягкости и гармоничности, прозрачности и нежности красок.

Подавляющее большинство населения Руси жило в рубленых избах с подклетями (нижнее помещение для скота и имущества) и горницами (для более богатых). В очень богатых домах был и третий ярус - терем. Одежда крестьян и ремесленников была самая простая: холстяные и суконные рубахи, для зимы - медвежья шуба, на ногах - лапти (в городе - сапоги). Одежда бояр и князей отличалась от простонародной, главным образом, богатыми украшениями. Русская кухня была по преимуществу хлебно-растительной. Хлеб, щи, каши, овощи и овощные блюда постоянно присутствовали в меню простого человека. Мясо появлялось нечасто, больше была распространена рыба. Пили квасы, пиво, мед. «Заморские вина» были доступны лишь очень богатым. Русские справляли как религиозные, так и народные (языческие, в своей основе) праздники.

 

Вопросы и задания:

1. Каковы были последствия монголо-татарского нашествия?

2. Какие цели преследовали крестоносцы на Руси?

3. Дайте характеристику деятельности А.Невского.

4. Укажите причины возвышения Москвы в ХIV в.

5. В чем состоит историческое значение Куликовской битвы 1380 г.?

РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХV - ХVI ВВ.

 

Объединение русских земель вокруг Москвы при Иване III (1462 - 1505 гг.) и Василии III (1505 - 1533 гг.).

К середине ХV в. на Руси завершалось складывание предпосылок образования централизованного государства. В этом был заинтересован не только великий князь и его окружение, но также и широкие слои населения. Купцы надеялись на защиту своих торговых интересов, бояре рассчитывали получить новые земли, крестьяне ждали освобождения от татарских набегов и княжеских междоусобиц. Мощным фактором централизации стала необходимость освобождения от ордынского ига. Перед Иваном III на первом этапе его правления вставали две задачи, без решения которых невозможно было превращение Москвы в столицу нового государства. Это – освобождение от ордынского ига и ликвидация политической самостоятельности наиболее сильных земель и княжеств. Обе задачи решались одновременно.

В 1472 г. Иван III окончательно прекратил выплату дани Орде. Ее правитель - хан Ахмат, мечтавший о возрождении былого величия государства Чингизидов, решил наказать непокорного «вассала». Заключив договор с королем Польши Казимиром IV, он в 1480 г. повел войско к Москве. Иван III, заручившись союзом с крымским ханом, вышел ему навстречу. Противники сошлись на р. Угре. Попытки ханской конницы перейти реку не удались, потеряв большое число воинов, Ахмат удалился в степи, где вскоре погиб. Русь сбросила иго.

Централизация страны была невозможна без присоединения Новгорода. Он по-прежнему оставался экономически богатым городом, но его разрывали острые политические противоречия. Республиканский строй Новгорода выродился в олигархическое правление. Бояре, желавшие сохранения своих привилегий, склонялись к союзу с Литвой, рядовые граждане видели заступника против боярского произвола в великом князе. В 1470 г. пролитовская «партия» посадницы Марфы Борецкой пригласила на княжение киевского князя Михаила Олельковича. Это было нарушение договора с Москвой, и Иван III получил право наказать ослушников. В 1471 г. в битве на р. Шелони московское войско одержало внушительную победу над новгородским ополчением, а в начале 1478 г. независимость города была ликвидирована окончательно.

Великое княжество Тверское во второй половине ХV в. оставалось достаточно сильным. Однако оно уже не оспаривало прав Москвы на объединение страны, а только хотело продлить свое независимое существование. В поисках союзника Михаил Борисович Тверской обратился к Литве. Иван III расценил это как измену и двинул под Тверь в 1485 г. свои полки. Тверские бояре все как один перешли на московскую службу, а князь Михаил бежал в Литву. На рубеже 80 - 90-х гг. ХV в. к Московскому государству были присоединены земли Вятки. Примерно тогда же появляется название нового государства – Россия, и его герб – двуглавый орел.

Василий III продолжил дело своего отца. Он присоединил земли Псковской республики (I5I0 г.), отвоевал у Литвы Смоленск (1514 г.) и включил в состав государства Рязанское княжество (1521 г.). Так сложилась территория единого русского государства.

 

Русское государство на рубеже ХV- ХVI вв.

Централизация русских земель подняла на новую высоту авторитет великокняжеской власти. Иван III уже пишется в грамотах «государем Всея Руси». Для обозначения нового государства все чаще употребляется термин «Россия», появляется государственный герб - двуглавый орел как символ преемственности власти от Византии. Возвышению авторитета власти способствовал брак Ивана III с племянницей последнего императора Византии Софьей Палеолог, которая принесла с собой некоторые элементы придворного имперского этикета. На рубеже ХV - ХVI вв. слагается «сказание о князьях Владимирских», возводящее род московских государей к «Августу- кесарю», а в 1610 г. инок псковского Елизарьевского монастыря в послании Василию III излагает теорию «Москва - Третий Рим».

Высшим законосовещательным органом становится Боярская дума. Ее члены управляли отдельными отраслями государственного хозяйства, исполняли обязанности воевод, наместников в городах. Из дворцового княжеского Управления выделяется казна - место хранения государственных доходов, государственной печати и важнейших документов. Появляются первые приказы (они тогда назывались «избами» или путями). Вместо прежних удельных князей правителями территорий назначаются «кормленщики» и «волостели» (государственные чиновники, которые вместо жалования получали доход - «корм» с населения). В I497 г. утверждается Судебник - первый кодекс законов нового государства. Он впервые ограничивает выход крестьян от хозяев Юрьевым днем. Крестьянин мог уйти от господина за неделю до 26 ноября или неделю после, уплатив при этом, кроме части урожая и пожилое – деньги за пользование двором. Вместо княжеских дружин создается московское войско, подчиненное непосредственно великому князю. Его основу составило ополчение из дворян-помещиков, обязанных служить «конно, людно и оружно».

Основой экономики нового государства оставалось сельское хозяйство. Наряду с подсекой и перелогом стали применять паровую систему земледелия с трехпольным севооборотом (ярь, озимь, пар). Благодаря крестьянской и монастырской колонизации земледелие распространяется на необжитые ранее места. В хозяйствах крестьян увеличивается число лошадей, коров, мелкого рогатого скота, птицы и др. Постепенно восстанавливают свой потенциал города. Возрождают свое мастерство кузнецы, оружейники, литейщики, мастера по изготовлению обуви, одежды и др. Русь не только преодолевает последствия ордынского ига, но осваивает и новые технологии - литье пушек, чеканку монеты, вместо пергамена все чаще употребляют бумагу. Города и монастыри становятся центрами обмена товаров. Развивалась торговля и с сопредельными странами: с Золотой Ордой и Средней Азией, с Кавказом и Крымом, с Литвой и Скандинавией.

Произошли изменения и в сословном составе населения. Если в период раздробленности было много великих князей (ярославские, тверские, рязанские), то к концу первой четверти ХVI в. остается один великий князь - Московский и Владимирский. Сокращается число удельных князей, падает их политическое значение. Многие владельцы уделов добровольно переходят на службу государю и превращаются в служилых (служебных) князей. Укрепляет свои позиции старомосковское боярство, обладающее землями на наследственном праве, растет число дворян - условных землевладельцев, получивших поместья за военную службу. Горожане включали в себя купцов - от «гостей - сурожан», ведших заграничную торговлю, до мелких разносчиков товаров и ремесленников разных специальностей. Общим названием для них стало: «посадские люди». На рубеже ХIV- ХV вв. для обозначения сельских жителей появляется термин «крестьяне» (от христиане). Они делились на черносошных, обязанных податями и повинностями казне и частновладельческих (вотчинных, монастырских, помещичьих). Последние платили своим владельцам оброк продуктами и работали на барщине, т.е. в хозяйстве господина. Церковники делились на белое духовенство (служившее в церковных приходах) и черное (монахов). Весьма многочисленной категорией населения были холопы. Источники холопства оставались прежними (плен, долговая кабала, рождение в холопстве). Одни холопы работали на барской пашне, другие - управляли хозяйством, третьи были боевыми холопами.

К концу ХV в. осложнились отношения государства и церкви. Государь стремился отнять церковно-монастырские земли для того, чтобы «испоместить» служилых людей, а церковь, обладая от четверти до трети величины пахотных земель, отдавать их не хотела. Вопрос о секуляризации церковных владений встал на церковном соборе 1503 г., но великий князь не смог добиться нужного для него решения. В последней четверти ХV в. на Руси появились еретики («жидовствующие» в Новгороде и московская ересь). Еретики отрицали некоторые догматы церкви, выступали против сложившихся обрядов и за конфискацию монастырских земель. Внутри православной церкви обнаружились два течения: «нестяжатели» и «иосифляне». Первые призывали монахов отказаться от владения землями и селами, стремились к перевоспитанию еретиков, вторые доказывали необходимость «стяжания» богатств в монастырях для праведных дел, а еретиков рекомендовали «жечь и вешать»,

С образованием единого государства происходит становление единого разговорного языка, определенная унификация обрядов и обычаев. Это означает, что происходит складывание великорусской народности.

 

Реформы 50-х гг. ХVI в.

Иван IV унаследовал великокняжеский трон в возрасте трех лет, в 1533 г. после смерти отца Василия III. Правительницей страны стала его мать Елена Глинская (1533 - 1538 гг.). При ней была проведена финансовая реформа. Денежной единицей был признан рубль, состоящий из 100 копеек. Началось осуществление губной реформы. в виде опыта в ряде районов населению было разрешено выбирать губных ста­рост с административно-судебными полномочиями вместо прежних «кормленщиков». В 1538 г. Елена Глинская умерла, и начался период боярского правления, которое современники назвали «боярской чехардой» из-за частой смены правящих боярских группировок.

В 1547 г. Иван IV венчается на царство. Принятие царского титула укрепило авторитет центральной власти на Руси и во всей Европе. Московский пожар 1547 г. способствовал падению группировки Глинских. Боярское правление подошло к концу.

При царе сложился круг лиц, получивший название «Избранная рада». Ее идеи разделяли митрополит Макарий, духовник Ивана IV Сильвестр, князь А. Курбский и фактически глава правительства Алексей Адашев. Ha первом Земском соборе (собрание представителей боярства, духовенства, дворянства, посадских людей, иногда - черносошных крестьян) в 1549 г. Иван попросил прощения за все непорядки, случившиеся в годы его малолетства, и объявил о программе реформ. Были переписаны земли и проведена налоговая реформа. Единицей обложения стала «большая соха» (от 400 до 800 четвертей в зависимости от сословного статуса). В 1550 г. был утвержден новый Судебник. Он ограничивал судебные функции наместников, вводил новый порядок судопроизводства. Вводилась смертная казнь за разбой. Расширялись права посадского и черносошного населения. Составители Судебника не пошли на закрепощение крестьян, ограничившись увеличением «пожилого». В эти годы создаются основы приказной системы в России. Приказы становятся центральными исполнительными органами, в ведении которых находилась либо какая-то территория (Сибирский приказ) или какая-то отрасль (Посольский, Разрядный, Стре­лецкий и др.). Была отменена система кормлений, доведена до конца губная реформа, вводившая на местах самоуправление. В 1556 г.

вводится в действие «Уложение о службе». Каждый землевладелец был обязан выставить со 150 десятин земли одного вооруженного всадника. Так была реорганизована поместная конница. Другим нововведением была организация стрелецкого войска. Реформы укрепили государство, его вооруженные силы, способствовали укреплению его централизации, обеспечили активное проведение внешней политики.

 

Опричнина Ивана Грозного и ее последствия.

Вопрос о причинах введения опричнины во многом остается нераскрытым. Одни исследователи видят в опричнине закономерный этап в становлении централизованного государства, борьбу царя с остатками раздробленности, другие склонны объяснять ее умопомрачением Ивана IV. На самом деле в опричнине происходила борьба двух тенденций: «земской», заложенной реформами 50-гг. (самодержавный царь правит, опираясь на законосовещательные органы в лице Боярской думы, Земского собора) и восточно-деспотической, доставшейся от Орды и усиленной личными симпатиями И. Грозного. К началу 60-х гг. ХVI в. «Избранная рада» распалась. Царь охладел к реформам, поскольку они усиливали государственный порядок, но не личную власть венценосца, понимаемую как необузданный деспотизм.

В конце 1564 г. Иван сбежал из Москвы и остановился в Александровой слободе. Отсюда он направил в Москву два послания. Одно адресовалась боярам. В нем он заявлял, что оставляет престол из-за их происков. Второе послание предназначалось «черному» люду, где царь заявил, что на простой народ он не гневается и опалам не подвергает, но вынужден оставить страну, так как изменники - бояре замышляют его «извести». В слободу была направлена делегация москвичей с просьбой о возвращении царя Ивана. Вернувшись в Моск­ву И. Грозный объявил о разделении страны на «земщину», оставленную под управлением Боярской думы, и опричнину - личное владение го­сударя, куда, он мог причислить любую территорию. Неугодные царю люди либо подлежали казни, либо выселялись в земщину (после то­го как их имение основательно разграбят опричники).

В своем развитии опричнина прошла несколько этапов. На первом из них (1565 - 1566 гг.) основной удар пришелся на ростово-суздальскую знать. Второй этап (1567- 1570 гг.) связан с убийством князя Владимира Старицкого (двоюродный брат Ивана), изгнанием с кафедры и последующим убийством митрополита Филиппа Колычева, с разгромом Новгорода в 1570 г. и массовыми казнями в Москве. На третьем этапе (1570 - 1572 г.) полетели головы самих опричников. В 1572 г. опричнина была преобразована в «Государев двор». Последние годы правления Ивана Грозного отмечены гибелью его сына Ивана. В 1584 г. Иван IV скончался. Проводимая им политика опричнины принесла много бед стране. Не говоря уже о тысячах невинных жертв кровавого террора, следует отметить упадок производительных сил страны. Население, спасаясь от гнева опричников, убегало на окраины государства, а разгром Новгорода означал упадок в нем ремесла и торговли. Опричнина расшатала старый государственный порядок, но не установила ничего нового, что привело в дальнейшем к социальной смуте на Руси. Она способствовала падению нравственности, а косвенно (смерть царевича Ивана) даже пресечению династии.

 

Внешняя политика России во второй половине ХVI в.

Укрепление государства и военные реформы позволили активнее решать внешнеполитические задачи. Основными направлениями внешней политики России были: восточное, западное и южное. Действия на восточном направлении были самыми успешными. В 1552 г. пала Казань и ликвидировано Казанское ханство, в 1556 г. Москве почти без сопротивления подчинилась Астрахань, зависимость от России признала Ногайская орда. В 1581/82 гг. начался поход Ермака в Сибирь. Ермак нанес ряд поражений Кучуму (правителю Сибирского ханства), но в 1585 г. попал в засаду и погиб. Поход Ермака открыл Сибирь для русской колонизации. В 90-х гг. ХVI в. Кучум был окончательно разбит, а Западная Сибирь вошла в состав России.

Западное направление связано с проведением Ливонской войны. Военные действия против Ливонского ордена Иван IV начал в 1558 г. Его целью было захватить побережье и обеспечить выход в Балтийское море. На начальном этапе войны русским удалось взять Нарву, Дерпт и еще около 20 городов. Крупным последним успехом было вступление царя в Полоцк в 1563 г. После этого война приобрела затяжной характер. С начала 60-х гг. России пришлось вести войну с коалицией Польши, Литвы, Швеции. В 1569 г. в результате Люблинской унии образовалось Польско-Литовское государство во главе с выборным королем Стефаном Баторием. Он отобрал завоеванные Россией города, а в 1581 г. осадил Псков. Взять город ему не удалось, польско-литовская шляхта порядком устала от бесконечной войны, и все это заставило С. Батория пойти на переговоры. По перемирию, заключенному у Яма Запольского, Иван отказывался от Ливонии и Полоцка. Одновременно шведы захватили города Ям, Копорье и Орешек. После переговоров на р. Плюссе в 1583 г. Россия потеряла единственный выход в Балтийское море. Война, длившаяся 25 лет, истощила экономику страны и не принесла победы.

На южном направлении России противостояло Крымское ханство, за которым стояла Османская Империя (Турция). Крымчаки совершали постоянные набеги на русские земли, грабили и сжигали города и села, уводили в плен сотни и тысячи россиян. При этом подвижные татарские отряды - чамбулы были слабо уязвимы для тяжелой русской конницы. А. Адашев был сторонником активного наступления на Крым и в 1558 был организован поход против государства Гиреев. Однако Иван отказался от «Крымского варианта» в пользу войны с Ливонией и развить первые успехи не удалось. Во время Ливонской войны крымский хан пользовался любой возможностью напасть на русские владения. В 1569 г. Турция и Крым организовали поход на Астрахань, окончившийся, правда, неудачей. В 1571 г., воспользовавшись войной Ивана с собственным народом (опричнина), Девлет-Гирей дошел со своим войском до Москвы и сжег ее. В 1572 г. он попытался повторить набег, но русская армия М.И. Воротынского наголову разбила врага у деревни Молоди.

 

Россия накануне «смуты». Правление Федора Иоанновича (1584- 1598 гг.)

После смерти Ивана IV на престол взошел его сын Федор. Это был болезненный, неспособный к государственной деятельности человек. Зная об этом, И. Грозный назначил для управления страной регентский совет из представителей титулованной знати, «государева двора» (опричнины) и старомосковского боярства. Вначале главную роль пытался играть Б.Бельский, но его сослали в Нижний Новгород. Младшего брата Федора, царевича Дмитрия вместе с его матерью Марией Нагой удалили в Углич. Постепенно вся полнота исполнительной власти перешла в руки царского шурина Бориса Годунова. Он оказался талантливым правителем. В ходе войны со Швецией (1590-1593 гг.) России удалось вернуть южное побережье Финского залива и Карелию. Продолжалось освоение Сибири. Ситуация в стране стала спокойней, население стало забывать об ужасах опричнины. Казни не отменялись (князь И.П.Шуйский, руководитель героической обороны Пскова в 1581 г. был, например, злодейски умерщвлен в ссылке), но их число многократно уменьшилось.

Значительным событием этого времени было введение в стране патриаршества. Воспользовавшись приездом на Русь в 1589 г. Константинопольского патриарха Иеремии, Годунов добился разрешения на открытие патриаршей кафедры. Собором русского духовенства был избран патриархом ставленник Б. Годунова митрополит Иов. Русская православная церковь стала самостоятельной не только de facto, но и de jure.

15 мая 1591 г. при загадочных обстоятельствах погиб в Угличе царевич Дмитрий. Восставшие угличане расправились с агентами правительства, следившими за царевичем. Борис направил в Углич комиссию В. И. Шуйского для расследования обстоятельств трагедии. Был сделан вывод о самоубийстве царевича, будто бы он, играя «в тычку», зарезался в припадке эпилепсии. Но по Руси пошла гулять молва, что Дмитрий был умерщвлен по приказу Годунова. Впоследствии это событие оказало немалое влияние на обострение обстановки в стране.

После окончания Ливонской войны правительство предприняло описание земель и населения. На период проведения переписи в отдельных уездах вводились «заповедные лета». В эти годы крестьянам не разрешалось уходить от своих хозяев. Помещики, однако, в своих просьбах о возвращении сбежавших крестьян восприняли это мероприятие как навечное прикрепление крестьян к земле. Правительство и сам Б. Годунов в этом вопросе были всецело на стороне помещиков, составлявших главную силу русского войска. В 1597 г. были введены «урочные лета». По крестьянским делам помещик мог обратиться к властям в течение пяти лет. Спустя пять лет, он терял на крестьянина все права. В этом же году вышел указ о холопах. Каждый, кто прослужил в хозяйстве господина более полугода, считался полным холопом. В 1598 г. принимается положение «о посадском строении», по которому нормы пятилетнего сыска распространялись и на беглецов из посада. Таким образом, начиная с конца ХVI в. государство приступает к юридическому оформлению крепостного права.

 

Культура и быт России (конец XV – ХVI вв.)

С образованием единого государства культурные местные традиции уходят в прошлое, уступая место общерусским тенденциям. У единого государства было больше возможностей для поддержки культуры, но сказывалось также диктат самодержавия, опричного террора и нараставшего крепостничества. Поэтому при всем богатстве культуры этого времени здесь не было имен, сопоставимых с Андреем Рублевым. Культура развивалась в борьбе и противоречиях эпохи.

Значительное распространение получили сказки («Сказка о Борме-ярыжке», добывшего для царя знаки царского достоинства в Вавилоне, «Огненный змей», «Мудрая дева», прославлявшие сметливость и находчивость простых людей). Многие сказки идеализируют И. Грозного как защитника бедняков. В жанре исторической песни прославлялось взятие Казани, образ Ермака Тимофеевича и др.

Центрами грамотности и просвещения оставались монастыри. Здесь имелись богатые библиотеки, мастерские по переписке книг. В городах и деревнях появляются «мастера грамоты» обычно из монахов и дьяков, переходивших с места на место по мере окончания курса обучения. Учили азбуку, потом Часослов (молитвы и тексты, расписанные по часам богослужения). В богатых семьях изучали Евангелие и арифметический счет, обычно до тысячи, сложение и вычитание. Появляются первые руководства по грамматике (М. Грека) и арифметике.

Принципиальное для просвещения значение имело начало книгопечатания. В 1564 г. Иван Федоров издал в Москве первую книгу «Апостол». Всего в ХVI в. появилось около 20 книг богословского содержания. Научные знания в эту эпоху носили прикладной характер. В церкви составляли пасхалии, для чего пользовались переводными сочинениями, объясняющими движение Солнца и Луны. Исторические знания отражены в летописях и хронографах. В «хождениях» путешественники описывали страны, в которых удалось побывать (хождение посла и купца В. Познякова в Константинополь, Иерусалим, Египет в 1558 - 1561 гг.). Значительный подъем переживала историческая и политическая мысль. В «Повести о Вавилонском царстве» проводится идея преемственности власти российских монархов от византийских базилевсов и вавилонских царей. «Сказание о князьях Владимирских» выводит родословную их от Августа-кесаря. Слагались сказания и повести о важнейших событиях эпохи: о присоединении к Москве других земель и княжеств, о борьбе с иноземными захватчиками. Расцветает публицистика. Ф.И. Карпов сокрушался о несправедливом устройстве общества и надеялся на то, что государям удастся водворить справедливость и правду. И.С. Пересветов видел идеал государственного устройства в восточной деспотии, был противником бояр и защитником дворянства (воинников, по его терминологии). Священник Ермолай-Еразм призывал облегчить положение крестьян. Протопоп Сильвестр в «Домострое» проповедовал рациональное ведение хозяйства и получение «праведной прибыли». На поприще публицистики подвизался сам Иван IV. В своих посланиях князю-эмигранту А. Курбскому он развивает идеи неограниченности и богоустановленности царской власти. А.Курбский же, выступает как сторонник сословной монархии, где государь правит в совете с лучшими людьми.

Значительный шаг вперед сделало зодчество. На рубеже ХV - ХVI вв. возведен Кремлевский ансамбль в Москве под руководством итальянских мастеров (А. Фиоравенти, П. Солари, М. Руффо и др.). При этом использовались как традиции древнерусского зодчества, так и достижения эпохи Ренессанса. Строятся церковные храмы шатрового типа (церковь Вознесения в с. Коломенском). Национальный стиль ярко проявился в архитектуре собора Василия Блаженного в Москве. Для руководства строительным делом в 80-е гг. ХVI в. учреждается приказ каменных дел.

В иконописи и фресковой живописи прославился Дионисий и его школа. Красочность, пышность, торжественность - ее отличительные черты. Новгородская школа отличалась лаконичностью, строгостью. В конце ХVI в. получают известность миниатюрные, тонкие и изящные иконы «строгановского письма» (Прокопий Чирин, Истома Савин).

Знатные люди жили в богатых двухэтажных хоромах, иногда каменных. Вельможи уже тогда изредка начинали брить бороду, подражая иностранцам. Иноземные украшения часто встречались в их домах. Основная масса населения обитала в курных избах, крытых соломой или дранью. Обстановка - самая скудная (столы, лавки, сундуки). В народных гуляниях переплетались христианские и языческие традиции.

Вопросы и задания:

1. Какие социальные силы были заинтересованы в создании централизованного государства?

2. Какие изменения произошли в сословном составе на селения страны в ХIV - ХV вв.?

3. Раскройте содержание терминов: "жидовствующие", "нестяжатели", "иосифляне".

4. В чем состоит значение реформ 50-х гг. ХУ1 в.?

5. Раскройте сущность опричнины и назовите ее последствия.

6. Какие важные события произошли в период правления Федора Иоанновича? Назовите не менее трех событий.

 

 

РОССИЯ В XVII ВЕКЕ

 

«Смутное время» в России в начале ХVII в.: Б. Годунов и Лжедмитрий I

После смерти бездетного царя Федора в начале 1598 г. царем был избран потомок татарского мурзы Чета и зять Малюты Скуратова, шурин Федора Борис Годунов. В молодости он сделал благодаря своему дяде неплохую карьеру при опричном дворе, а после смерти Ивана IV фактически стал правителем России. Современники признавали за Годуновым недюжинный ум, милосердие, нищелюбие. Он правильно понимал стоящие перед государством задачи, делал шаги по сближению с Европой. Пытался улучшить жизнь простого народа, сложив недоимки, объявив амнистию, разрешив частичный крестьянский выход. Одновременно Борис отличался подозрительностью, мнительностью, верил в гадания, широко применял доносы.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 398. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия