Студопедия — К.и.н., доцент Л.А.Комаристая 4 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

К.и.н., доцент Л.А.Комаристая 4 страница






Бориса не любили бояре, и преследовал рок событий. В начале века на Руси был трехлетний голод, что привело к восстанию в 1603 г. некоего Хлопка. Царь приказал продавать хлеб нуждающимся из государственных запасов по низким ценам, велел организовать общественные работы, чтобы люди могли содержать себя. Но всего этого было недостаточно. Неудачи преследовали Бориса и в личной жизни, а в довершении всего в Литве, в I603 г., объявился «чудом спасшийся царевич Димитрий» (возможно, Григорий Отрепьев, беглый монах). Самозванец, сколотив отряд волонтеров, в октябре 1604 г. перешел русскую границу. Ему сдались города Чернигов, Путивль, Рыльск и др. На его сторону стали переходить дворяне и бояре, недовольные по тем или иным причинам Б. Годуновым. В январе 1605 г. он потерпел поражение у с. Добрыничи, но с помощью населения юго-западной России восстановил войско и продвигался к Москве. В апреле 1605 г. умирает Борис Годунов, оставляя престол сыну Федору. Но 16-ти летний юноша не смог удержать власть в своих руках. Войско в мае 1605 г. заявило о поддержке самозванца. Восстание в Москве привело к убийству Федора Годунова и его матери. 20 июня 1605 г. Лжедмитрий вступил в Москву.

Во многих отношениях он показал себя неплохим государем. Отказался крестить Русь по католическому обряду, хотя и клялся в этом полякам. Не отдал те земли, которые обещал Сигизмунду III и при этом сумел не поругаться ни с папой Римским, ни с королем Польским. Он предоставил свободу тем холопам, которые дали на себя кабальные записи в голодные годы, освободил на 10 лет от налогов жителей, поддержавшей его Комарицкой волости, думал о заведении школ и реформах государственного управления. Но он был и оставался авантюристом на троне. Обещание «вольности» обернулось увеличением «урочных лет» до шести, разговоры о поддержке казаков - роспуском казачьего войска. Самозванец демонстративно презирал русские обычаи (например, обычай спать после обеда). Нуждаясь в поддержке, Лжедмитрий сорил казной налево и направо, а когда она опустела, полез за церковными деньгами. Но главное было в том, что «чудом спасшийся» Дмитрий нужен был боярам только как средство устранения годуновской династии. После того как эта задача была решена, бояре стали плести паутину заговора против него самого. 17 мая 1606 г. в Москве вспыхивает восстание. Самозванца убивают, а 19 мая царем провозглашают боярина князя Василия Ивановича Шуйского.

 

«Смута» в России в начале ХVII в.: Василий Шуйский, Иван Болотников и Лжедмитрий II

«Выкрикнув» на площади своего царя Василия Шуйского (1606-1610 гг.) бояре по-видимости могли торжествовать победу. Государь, вышедший из их среды, при восшествии на престол дал «крестоцеловальную запись», в которой обещался править совместно с боярами, никого не наказывать и не казнить без суда с Боярской думой. В угоду дворянству крестьянский сыск в 1607 г. был продлен до 15 лет. Однако правящие круги просчитались. Далеко не все хотели видеть В. Шуйского на престоле. Это был старый интриган, неоднократно менявший свои показания в деле царевича Дмитрия, личность слабая, лживая и непопулярная. Против него выступили те, кто были обласканы Лжедмитрием I. Не признали В. Шуйского царем тульские и рязанские дворяне, окраинные города России. «Смута» не только не прекратилась, но превратилась во всеобщую. Вновь поползли слухи о «чудесном спасении» Дмитрия.

Знамя борьбы против боярского царя поднял Иван Болотников, называвший себя воеводой царя Дмитрия. Движение Болотникова (1606-1607 гг.) охватило значительную часть европейской России. В его войске собрались холопы, деклассированные элементы, казаки. На начальном этапе его поддержали дворянские отряды П. Ляпунова, И. Пашкова, желавшие свержения В. Шуйского. В августе 1606 г. он разбил правительственные войска под Кромами, а осенью осадил Москву. Здесь повстанцы потерпели поражение из-за перехода дворян в стан В.И.Шуйского, отступили к Калуге, потом к Туле. В 1607 г. войска Шуйского взяли Тулу. Вожди движения были казнены.

В 1607 г. новый поход на Москву начал Лжедмитрий II. Мало кто верил в его «истинность», но под его знамена стекались все противники государственного порядка, любители пограбить и погулять на чужой счет. Самозванец в 1608 г. разбил свой лагерь у дер. Тушино. В стране стало два царя, две Боярские думы, даже два патриарха. В. Шуйский обратился за помощью к Швеции, пообещав отдать им Корелу с уездом. Соединенный русско-шведский отряд под ко­мандой М.В. Скопина-Шуйского очистил от шаек Лжедмитрия северо-западные территории и в марте 1610 г. вошел в Москву. «Тушинский вор» (так звали Лжедмитрия II) бежал в Калугу, его войско стало распадаться. Воспользовавшись вмешательством шведов в русские дела осенью 1609 г. Сигизмунд III осадил Смоленск. Положение В. Шуйского и без того не очень прочное, особенно ухудшилось после внезапной кончины М. Скопина-Шуйского. В июле 1610 г. группа дворян свергла царя с престола и заставила принять монашеский постриг. Власть перешла к боярскому совету - «семибоярщине». Москва присягнула польскому королевичу Владиславу. К столице вновь подошли отряды Лжедмитрия II. Москвичи впустили в город польский отряд С. Жолкевского, который отгоняет самозванца к Калуге, где его убивает служивший ему татарский князь П. Урусов.

 

Национально-освободительное движение в период «смуты». Земский собор 1613 г.

К концу 1610 г. положение в стране было катастрофическое. Поль­ский гарнизон (под предлогом приготовлений к встрече Владислава) оккупировал Москву, войска Сигизмунда осаждали Смоленск. Шведы, не дождавшись обещанного правительством жалованья, захватили Новгород с целью отторжения его от России. «Семибоярщина» стояла за приглашение на престол Владислава, но он отказывался принять пра­вославие, многие казаки, крестьяне, холопы поддерживали «вора», т.е. Лжедмитрия II. Гибель последнего в конце 1610 г. развязала руки для национальной агитации патриарху Гермогену. Он выступил с патриотическим призывом очистить страну от оккупантов и восстановить государственный порядок. Этот мужественный поступок стоил ему жизни. Патриарх был уморен голодом, но призыв был услышан.

В 1611 г. началось формирование первого ополчения во главе с предводителем рязанских дворян П. Ляпуновым и казачьими вождями, служившими прежде «вору»: И. Заруцким и князем Д. Трубецким. Все важнейшие вопросы решались советом войска. В марте 1611 г. москвичи подняли восстание против поляков. Ополченцы поспешили им на помощь, но их атаки были отбиты. Дворянско-казачье войско приготовилось к длительной борьбе. Вскоре дали о себе знать противоречия между дворянами, хотевшими возвращения холопов и крепостных крестьян в прежнее состояние и казаками, в числе которых было много холопов и крестьян, требовавшими освобождения. После убийства казаками П. Ляпунова первое ополчение распалось.

Осенью 1611 г. началось формирование второго ополчения. Поволжские города в ответ на призыв Гермогена поднимались на защиту русской земли. Первым их действием было наложение на себя поста, с тем, чтобы никто в дальнейшем не мог никого попрекать участием в «смуте». Под руководством К. Минина в Нижнем Новгороде начался сбор средств для ополчения. В качестве военачальника был приглашен князь Дм. Пожарский. Для управления подконтрольной территорией был создан «совет всея земли» и некоторые приказы. Формирование войска закончилось в Ярославле, а осенью 1612 г. Москва была освобождена. В начале 1613 г. Земский собор избрал нового царя - Михаила Федоровича Романова (1613-1645 гг.). В 1617 г. был заключен Столбовский мир со Швецией, по которому Россия теряла выход в Балтийское море. В 1618 г. подписано Деулинское перемирие на 14 лет с Польшей. Смоленская, Черниговская и Новгород-Северская земли оставались под властью Речи Посполитой.

Смута наложила глубокий отпечаток на историю России. Экономи­ческое и политическое положение страны оставляло желать много лучшего, но в тяжелых испытаниях окреп народный дух, выросло национальное самосознание и стремление к независимости.

Экономическое развитие России в ХVII в. Начало формирования нацио­нального рынка.

ХVII в. - начало «нового времени» в русской истории. На престоле воцарилась новая династия, в экономике начинает складываться национальный рынок, в культуре намечается сближение с Европой, крестьянам грозит полное закрепощение.

После окончания «смуты» намечается процесс восстановления сельского хозяйства в центральных областях России. Земледелие распространяется на окраины – к югу от р. Оки, в Поволжье, Приуралье и За­падную Сибирь. Главный путь развития сельского хозяйства – экстенсивный, т.е. за счет расширения посевных площадей, увеличения поголовья скота, а не за счет увеличения урожайности и продуктивности. Больше всего сеяли рожь и овес. В южных районах больше сеяли пшеницы. Распространены были просо, гречиха, горох, конопля. разводили огородные культуры: огурцы, капуста, морковь, свекла и др. Урожайность была невысокой как из-за природно-климатических условий, так из-за господства крепостнических порядков. В Поморье, Ярославле и в южных уездах развивалось животноводство. В морях, озерах и реках добывали рыбу.

В отличие от сельского хозяйства промышленность развивалась быстрее. Широкое распространение получила домашняя промышленность тесно связанная с земледелием (летом - полевые работы, зимой - пошив одежды, изготовление крестьянского инвентаря, домашней утвари и др.). Постепенно она, особенно в крупных городах, перерастает в мелкое товарное производство в виде ремесленной мастерской. Здесь ремесленники уже не связаны с полеводством, а круглый год работают либо на заказ, либо на рынок. Особенностью ХVII в. было появление мануфактур - крупных предприятий основанных на ручной работе и раз­делении труда, с применением простых механизмов, движимых водой, ветром, мускульной силой животных. Особенностью российских ману­фактур было то, что они принадлежали чаще всего казне или дворцу и основывались на подневольном, крепостном труде. Они либо обслуживали оборонный сектор, либо поставляли предметы роскоши для дворца. Частновладельческие мануфактуры были немногочисленны, а их существование было непродолжительным.

Специализация отдельных районов на производстве одного или нескольких видов товаров обеспечила оживленный торговый обмен между различными территориями. Орел и Воронеж, Елец и Белгород были крупными поставщиками хлеба. Вологда, Соль Камская, Нижняя Волга давали соль. Нижний Новгород стал крупнейшим центром обмена. Ведущие позиции в торговле занимали привилегированные купцы: «гости», члены гостиной и суконной сотен. Однако торговая специализация развивалась слабо, капитал обращался медленно, отсутствовали банки и банковский кредит. Обмен товаров часто осуществлялся по бартеру, 75% внешнеторгового оборота давал Архангельск. В торговле с Востоком ведущая роль принадлежала Астрахани. Ведущие позиции, как во внутренней, так и во внешней торговле занимало государство.

В 1649 г. были отменены торговые привилегии англичан, в 1667 г. утверждается Новоторговый устав, свидетельствующие об усилении позиций русского купечества.

 

Политический строй России в ХVII в.

Русский царь считался самодержавным монархом, но его нельзя назвать абсолютным государем. Он правил страной вместе с Боярской думой, куда входили: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. Обычно Дума собиралась не в полном составе из-за служебных отлучек ее членов. Думское «сидение» продолжалось с утра до вечера. Обсуждались наиболее важные государственные дела: объявление войны, заключение мира, сбор налогов, принятие законов и т.д. В течение ХVII в. роль Думы уменьшается. При царе выделяется «ближняя» или «тайная» дума, куда входили бояре по усмотрению царя. Существенно ограничивал власть царя «освященный собор» - собрание церков­ных иерархов во главе с патриархом. До середины ХVII в. важную роль в политической системе играли Земские соборы - органы представительства дворян, посадских людей, отчасти «черносошных крестьян». В начале правления Михаила Романова Земские соборы превратились в орган распорядительной власти. В течение первой половины ХVII в. значение соборов стало падать. Последний из них был созван в 1653 г. для решения вопроса о присоединении Украины. В последующем их сменили сословные собрания (в основном со служилыми людьми).

Управление страной шло через приказы. Существовало до 80 приказов, но постоянных почти вдвое меньше. Одни из них строились по функциональному признаку (Посольский, Стрелецкий, Разрядный), другие по территориальному (Казанского дворца, Сибирский, Малороссийский). Особое место занимала группа дворцовых и патриарших приказов. Смешение функций приводило к неразберихе, некомпетенции и знаменитой «московской волоките».

Основной территориальной единицей был уезд. Еще в середине ХVI в. в уездах вместо наместников и волостелей появились земские избы с земскими старостами. Уголовные дела рассматривали губные старосты, избираемые из числа дворянства. Однако в ХVII неизмеримо возрастает роль воевод не только как военачальников, но и как судей по гражданским и уголовным делам. К 80-м гг. ХVII в. они полностью вытеснили губных старост.

Низшим звеном управления и одновременно органом самоуправления выступали «миры» - крестьянские и посадские общины, служилые корпорации и казачьи станицы. здесь решались вопросы раскладки «государева тягла» или службы, обеспечивались «тишина и покой» на подведомственной территории, проводились определенные мероприятия по социальной поддержке членов своих ассоциаций.

Высшими судебными инстанциями были царь и Боярская дума, но основная масса судебных дел решалась в приказах, воеводами, вотчинниками и помещиками. Суд отличался самовластием приказных, волокитой, мздоимством. Судебные функции не были отделены от исполнительной власти.

 

Сословный состав населения России в ХVII в.

Население России в ХVII в. делилось на «чины» или состояния: верхнюю ступень занимали служилые люди «по отечеству». Они состояли из чинов думных (бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки), чинов московских (московские дворяне разных категорий) и чинов городовых (городовые дворяне и дети боярские). Все они имели право на владение землями и крепостными крестьянами. Бояре часто владели вотчинами с правом передачи их по наследству, с правом отчуждения, дарения и проч. Дворяне, как правило, довольствовались поместьями - земельными владениями, за которые нужно было нести государственную службу. Поместья нельзя было продать, подарить. Передача по наследству допускалась при условии, если сын займет на службе место отца. Однако Соборное уложение 1649 г. сделало крупный шаг в деле уравнения в правах вотчины и поместья. Уже с 50-х гг. ХVI в. вотчинники были обязаны служить со своих земель. С середины ХVII в. поместье можно было выкупить в вотчину, обменять на нее, часто правительство переводило поместье в вотчину в виде вознаграждения за службу.

Служилые люди «по прибору» (по набору) состояли из стрельцов, казаков, пушкарей, затинщиков, воротников и др. Как и служилые «по отечеству» они несли военную службу, но главным образом за жалованье. На окраинах страны им порой отводили земли «вповал», т.е. для всего гарнизона: под сенокосы, огороды, частично под посев зерновых. Особой разницы между стрельцами и казаками не наблюдалось. Различие заключалось в происхождении. Казаки вели свое происхождение от вольных, жителей Дона, Яика, Терека, которые уже в ХVI в. целыми станицами переходили на царскую службу. В военном отношении они подчинялись воеводам, а во внутренних делах сохраняли самоуправление.

Подавляющее большинство населения состояло из «тяглых людей». Верхушку тяглого населения составляли купцы («гости», члены гостиной и суконной сотен в Москве, городское купечество - в прочих городах). Наряду с торговыми делами купцы привлекались к государственной службе: таможенными головами, счетчиками казны, кабацкими головами и др. Ремесленники делились на белослободчиков (проживавших в «белых слободах» бояр, монастырей, свободных от го­сударственных налогов) и чернослободчиков, несущих все повинности. Соборное уложение 1649 г. ликвидировало «белые слободы», включив их в государственное тягло, и навечно прикрепило ремесленников к посадским общинам. Количество посадских людей в ХVII в. было относительно невелико.

Большую часть тяглых людей составляли крестьяне. «Черносошные» крестьяне работали на государство, платили все налоги и выполняли повинности по поддержанию дорог, по починке крепостей и др. Частновладельческие крестьяне (вотчинные, монастырские и помещичьи) зависели от своего господина и платили ему оброк, иногда «сидели» на барщине, выполняя как полевые работы, так и оказывая различные услуги по хозяйству. Соборным уложением 1649 г. все крестьяне были потомственно прикреплены к господам. Во второй половине ХVII в. наметился перевод части крестьян на денежную ренту. Это усилило расслоение крестьянства. Часть из них превращалась в «капиталистых», другая часть становилась неимущими и нанималась на работу к первым.

Во дворах многих бояр и помещиков проживали холопы, как из числа военнопленных, так и из кабальных должников. Многие служилые люди, избегая государева тягла, становились холопами добровольно. Они обычно обслуживали двор боярина, но со временем господа часть холопов сажали на землю и они постепенно превращались в крестьян.

 

Народные движения в ХVII в.

ХVII в. в истории России назван «бунташным». Он начался всеобщей «смутой», а закончился стрелецкими восстаниями, особого размаха народные движения достигли в середине - третьей четверти ХVII в. Причинами восстаний было: усиление крепостного права и превращение России в абсолютную монархию, что требовало коренной ломки векового уклада и с чем не могли согласиться широкие слои населения. В 1648 г. в Москве вспыхнул «Соляной бунт». Население столицы выразило свое недовольство увеличением акциза на соль и самоуправством высокопоставленных бюрократов (Б.И. Морозов, Л.С. Плещеев и др.). Восстание было подавлено. Для предотвращения бунтов на Земском соборе 1648 - I649 гг. был принят ряд мер, нашедших свое отражение в Соборном уложении 1649 г. Городские восстания в 1648 - 1650 г. охватили 20 городов России, в т.ч. Новгород, Псков, Томск.

В 1662 г. из-за роста налогов и введения медных денег вместо серебряных произошел «Медный бунт». Его участники требовали не только сокращения налогового бремени и совершенствования финансовой системы государства, но и созыва Земского собора для обсуждения программы действий. Правительство, опираясь на дворянство, подавило восстание самым жестоким образом.

Наибольшего размаха народного сопротивление достигло в войне под предводительством Степана Разина (1667- 1671 гг.). На Дону с незапамятных времен проживало вольное казачество со своими органами самоуправления (казачий круг, выборные атаманы), со своими традициями и жизненным укладом. Каждый пришедший на Дон становился вольным человеком и казаком. В ХVII в, спасаясь от крепостнических порядков, сюда бежали толпы людей. Они получали волю, но не имущество. В отличие от зажиточных «домовитых» казаков эта голытьба перебивалась либо временными скудными заработками, либо создавала ватаги вольных грабителей. Нужен был вождь, чтобы увлечь за собой эту массу маргиналов. Таким вождем стал С.Т. Разин. В 1667 г. его войско отправилось «за зипунами» на Волгу и Яик, в 1668-1669 гг. совершило персидский поход и с богатой добычей возвратилось в Кагальницкий городок. Летом 1670 г. повстанцы заняли все нижнее и среднее течение Волги. Воевод и дворян казнили, стрельцов записывали в казаки и везде устанавливали казачье самоуправление. Осенью 1670 г. Разин потерпел первое крупное поражение под Симбирском, ушел на Дон, где был схвачен домовитыми казаками и выдан царскому правительству. В начале 1671 г. атаман был казнен, но сопротивление царским войскам продолжалось до конца этого года. Причинами поражения были: недостаток единства в крестьянско-казачьей среде и отсутствие позитивной программы.

Присоединение и хозяйственное освоение Сибири в конце ХVI- ХVII вв.

К приходу русских, на просторах Сибири проживало от 200 до 220 тыс. чел. Только у сибирских татар сложилось раннее государство - Сибирское ханство, остальные народы находились на разных этапах разложения первобытнообщинного строя. Наиболее крупными племенами были ханты и манси (на верхней Оби), эвенки (тунгусы), кочевавшие между Енисеем и Леной, буряты (около оз. Байкал), якуты (по р. Ле­не), юкагиры (по р. Колыме) и чукчи (на Чукотском полуострове). Русские были знакомы с Зауральем еще с XI в., но продвижение их в Сибирь началось с экспедиции Ермака (I581 -1585 гг.). Вслед за Ермаком и его дружиной в Сибирь устремились правительственные отряды, охотники за пушниной и крестьяне. За 50 лет отряды русских людей прошли от Урала до берегов Тихого океана. По пути продвижения строились города и остроги: Тюмень (1586 г.). Тобольск (1587 г.), Томск (1604 г), Красноярск (1628 г.), Иркутск (1652 г.), Якутск (1632 г.) и др. Русские землепроходцы, устремляясь вглубь Сибири, включали в состав государства обширные области. В. Поярков первым вышел на р. Амур (в 1643 - 1646 гг.). Семен Дежнев открыл в 1648 г. пролив между Азией и Америкой (сейчас Берингов пролив). Ерофей Хабаров в 1649 -1651 гг. начал хозяйственное освоение Приамурья, в 1696-1699 гг. В. Атласов совершил поход на Камчатку.

Следом за землепроходцами шли крестьяне, принесшие в Сибирь пашенное земледелие, в городах селились ремесленники и торговцы. К концу ХVII в. русские сибиряки освоили все виды хозяйственной деятельности, известные в Европейской России. Развивалась торговля с аборигенами и сопредельными странами (Китай, Джунгария и др.). Сословный состав населения Сибири, с одной стороны, повторял сословный состав метрополии, а с другой стороны, заметно от него отличался. В Сибири не было вотчинников и помещиков, а служилые люди очень часто занимались хлебопашеством, ремеслом, торговлей и промыслами. Управлением Сибирью вначале ведал Приказ Казанского дворца, а в 1637 г. был образован Сибирский приказ. Город Тобольск стал как бы сибирской столицей. Посылаемые Сибирским приказом воеводы следили за безопасностью границ, руководили колонизацией края, с помощью служилых отрядов собирали ясак - дань с местного населения. Сибирь стала основным поставщиком пушнины. к концу ХVII в. здесь были обнаружены полезные ископаемые, включая руды драгоценных металлов.

Хотя в ходе присоединения Сибири нередко случались кровавые стычки с местными племенами, в целом, все-таки этот процесс протекал относительно мирно. Присутствие русских избавляло от межплеменных столкновений, привезенный русскими хлеб спасал от голода. Культурные контакты взаимно обогащали друг друга.

 

Раскол в русской православной церкви в ХVII в.

В ХVII в. положение в русской православной церкви было достаточно сложным. С одной стороны накопилось множество внутренних проблем. Проникновение светской культуры в Россию требовало изменений в чине богослужения, в иконописи. Не всегда похвальным было поведение священников и монахов. За долгие годы в священных книгах отложилось немало ошибок, и с этим тоже нужно было что-то делать. С другой стороны, Россия выходила из международной изоляции, рос авторитет царя как защитника всех православных, особенно в связи с вхождением в состав России Украины. Очень важно было унифицировать обряды и ввести единообразие в богослужение.

В церкви и в обществе образовалось три «партии». Протопоп Аввакум Петров, И. Пустосвят и др. отстаивали национальный вариант православия, их последователей стали именовать старообрядцами. Царь Алексей Михайлович и его окружение стояли за изменение обрядов по греческим образцам, но и за верховенство государства в церковных делах. Ставший в 1652 г. патриархом Никон также был за исправление обрядов, но подчеркивал, что «священство выше царства».

Реформы начались в 165З г. Всем прихожанам предписывалось троеперстное крещение, поясные поклоны в церкви, священникам следовало ходить «обсолонь» (против солнца), литургию заканчивать трегубой аллилуйей вместо прежнего двоеперстия, земных поклонов, хождения «посолонь» и сугубой аллилуйи. Собор 1654 г. утвердил нововведения, а староверов отправил в ссылку. В 1658 г. произошла размолвка царя с патриархом. Никон в гневе удалился в монастырь, но от сана не отказался. Так продолжалось до 1667 г., когда по решению собора он был лишен патриаршества. Этот же собор признал все реформы каноническими, а старообрядцев объявили еретиками.

Раскол в православной церкви ослабил русское общество перед лицом наступающего абсолютистского государства.

 

Россия на рубеже ХVII- ХVIII вв.

Во второй половине ХVII в. все заметнее было военно-техническое и общее экономическое отставание России от стран Европы. Нуждаясь в военных специалистах, правительство приглашало из Европы подготовленных людей для обучения полков иноземного строя. Под Москвой возникла Немецкая слобода для обслуживания ремесленных и бытовых нужд москвичей. Все это были каналы западного влияния. Многие русские из правящего слоя осознали необходимость европейских заимствований. Спор шел лишь о формах и методах.

При царе Федоре Алексеевиче (1676 - 1682 гг.) были предприняты некоторые шаги в области изменений во внутреннем управлении. В 1667 г. в государстве провели всеобщую перепись населения, а в следующем году ввели подворное обложение - налоги стали брать не с земли, а со двора. В области военного строительства родственные приказы были сведены под команду одного воеводы. В январе 1682 г. было уничтожено местничество, определявшее до того место и роль знатных родов в политической системе России.

В 1682 г. после смерти Федора в Москве произошло стрелецкое восстание. Поводом для него послужила передача престола не 16 летнему брату Федора - Ивану, а 10 летнему Петру, рожденному от второй жены - Н. Нарышкиной. Стрельцы добились провозглашения Ивана первым, а Петра - вторым царем. Фактической правительницей стала их старшая сестра - царевна Софья (1682- 1689 гг.). При ней открыли Славяно-греко-латинскую академию (1687 г.), широко приглашали заграничных мастеров. При назначениях на службу она отдавала предпочтение уму и знаниям перед знатностью. Некоторые послабления были сдела­ны крепостным крестьянам. Софья продолжила борьбу с Крымом, но два похода под руководством В.В. Голицина окончились неудачей.

Петр со своей матерью был фактически сослан на житье в подмосковное село Преображенское. Здесь он собрал два «потешных» полка и изучал основы регулярного боя, а также посещал знаменитую Немецкую слободу (Кокуй). В 1689 г. мать Петра женила его на Е. Лопухиной. Этим она надеялась остепенить своего упрямого и не по годам самостоятельного ребенка. Кроме того, женитьба царя означала его совершеннолетие. Отпадала необходимость в регентстве.

Софья попыталась опереться на стрельцов, но не была поддержана. Петр бежал из Преображенского в Троицкий монастырь, собрал преданные ему войска и в сентябре прибыл в Москву. Софья была постриже­на в Новодевичьем монастыре. К власти пришла группировка Нарышкиных.

 

Культура и быт России в ХVII в.

Для культуры ХVII в. характерно пробуждение общественного и индивидуального сознания под влиянием «смуты», присоединения Сибири и других событий. Заметно расширялся круг грамотных лиц. В ХVII в. грамотеев нередко можно было встретить среда посадских и даже черносошных крестьян, хотя в целом процент грамотных оставался мал. Появились новые пособия: букварь В. Бурцева (1634 г.) и грамматика Мелентия Смотрицкого, издавались таблицы умножения и др. Большинство, конечно, использовало рукописные материалы. Ф.М. Ртищев основал в 40-х гг. ХVII в. гуманитарную школу в Андреевском монастыре, потом появилось еще несколько «гимнасионов», а в 1687 г. открыли Славяно-греко-латинскую академию.

Освоение Сибири стимулировало расширение географических знаний. Появилась «Книга Большому Чертежу» с перечнем городов России и краткими сведениями этно- и географического характера. В самом конце ХVII в. тобольский сын боярский С.У. Ремезов составил «Чертежную книгу Сибири». Помимо летописей, появляются исторические сочинения переходного от летописного к монографическому жанрам, например, «Сибирская история» С. У. Ремезова или «Синопсис» И. Гизеля, архимандрита Киево-Печерского монастыря. В последнем дан обзор русской истории до второй половины ХVII в.

Особое место принадлежало литературе. События «смуты» нашли художественное отражение в «Сказании» Авраамия Палицына, «Временнике» И. Тимофеева. В 40-х гг. ХVII в. Ф. Порошин создает «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков». По-прежнему пользовались успехом у читателей «жития» традиционного стиля, но протопоп Аввакум создает новое, свое «Житие» - острую, полемичную, талантливую автобиографию. Широко распространяются произведения сатирического жанра: «Служба кабаку», «Повесть о Шемякином суде» и др. В них высмеиваются жадность, пьянство, распущенность. В литературе проявляются демократические черты, рождаются светские жанры, хотя все это делает еще первые шаги.

Для русской архитектуры ХVII в. характерно сочетание народных традиций и инноваций. В каменные постройки перешли основные элементы деревянного зодчества, например, известный прием в строительстве колоколен и шатровых церквей - «восьмерик на четверике». В городах развивается частное каменное строительство в стиле московского или нарышкинского барокко. Оформляются знаменитые комплексы Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего и др. монастырей.

В изобразительном искусстве дальнейшее развитие получает Строгановская школа с тончайшей прорисовкой деталей. В творчестве С.Ф. Ушакова (1626 - 1686 гг.), крупнейшего русского художника, намечается переход к реализму. Реалистические мотивы проникают и в церковную среду, используются при росписи стен храмов. Развивается искусство портрета, реалистические пейзажи изображаются даже на иконах. Из других новшеств нужно отметить появление театра. В 1672 г. И.Г. Грегори по поручению царя организовал труппу из иноземцев, которые ставили представления на библейские темы.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 410. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия