Студопедия — Методические рекомендации преподавателю
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Методические рекомендации преподавателю






1. Содержание и характер дисциплины «История отечественной художественной критики» тесно интегрировано, опирается на опыт освоения студентами таких курсов как «История отечественного искусства», «История зарубежной художественной критики», «Методология истории искусства». «История отечественного искусствознания». Историко-художественные знания и теоретико-методологические представления, сформированные данными предметами, должны помочь студентам в освоении специфики данной дисциплины, формированию представлений о той сфере искусствоведческой науки, которая может стать полем их профессиональной деятельности. Установка на межпредметные связи позволяет студентам видеть целостность художественного процесса, глубже понимать его взаимообусловленный характер.

2. Содержание дисциплины предполагает большую самостоятельную работу студентов с различными типами источников: художественно-критические тексты разных жанров, исследования по истории критики. Студенты должны быть информированы о том, какие требования предъявляются к освоению источниковой базы дисциплины на разных этапах контроля знаний (семинарские занятия, зачет), в каких формах он будет осуществляться преподавателем (тест, опрос, устные выступления или письменные эссе). Желательно, чтобы к семинарским занятиям студенты готовили письменные конспекты ответов на весь комплекс рассматриваемых вопросов. Это не только форма контроля знаний, но и развитие у студентов навыков самостоятельной работы с определёнными типами текстов, формирование у будущих искусствоведов навыков анализа определённых источников, умения формулировать свою систему суждений об исследуемом явлении.

3. Знакомство студентов с особенностями, определяющими характер современной художественной критики в России предполагает самое пристальное внимание к специфике художественных процессов, всего состояния отечественной культуры, которое оказывает сильнейшее влияние на содержание и направленность критических суждений, определяет характер дискуссионного пространства, его многополярное состояние. Дифференцируя материал между лекционной и семинарской формами занятий, рекомендуется построить рассмотрение основных тенденций в современной российской художественной критике таким образом, чтобы студенты постоянно держали в поле внимания процесс изменения условий, детерминирующих критическую деятельность обстоятельств. Исчезновение политической ангажированности объекта рефлексии, разрушение старых и появление новых институтов культуры, приводит к смене типов и формы трансляции суждений, изменению литературной стилистики.

Содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Формами промежуточного контроля при изучении курса «История отечественной художественной критики» являются семинарские занятия, количество и тематика которых указаны в разделе «Объем дисциплины. Формы промежуточного и итогового контроля». Семинары предполагают ответы студентов по проблематике изучаемой темы, наличие дискуссионных ситуаций, в процессе чего выясняется знание историко-теоретического материала, степень его усвоения студентами.

Итоговая форма контроля – зачёт, проводимый по завершении Х семестра.

Примерные вопросы к зачёту

1. Особенности древнерусской эстетической мысли XI-XVI вв. Специфика критических суждений об искусстве в условиях канонической культуры (Епифаний Премудрый, Иосиф Волоцкий, Максим Грек).

2. Теоретические споры вокруг проблемы иконописи в русской эстетике XVII века. (Иосиф Владимиров, Симон Ушаков, Протопоп Аввакум).

3. Основные этапы развития русской художественной критики в XVIII в. Общая характеристика.

4. Русская художественная критика первой половины и середины XVIII в. (А. Кантемир, Ф. Прокопович, М. Ломоносов, А.П. Сумароков).

5. М. Ломоносов и его взгляды на проблемы современного искусства, журналистики и критики. Статья «Рассуждение об обязанностях журналистов» и формулирование в ней основных требований к художественной критике.

6. А.П. Сумароков и его вклад в становление отечественной художественной критики. «Трудолюбивая пчела» - первый частный журнал в России о проблемах искусства.

7. Русская просветительская эстетика второй пол. XVIII в. Специфические черты и особенности классицистического этапа истории русской художественной критики.

8. Значение творчества Н.М. Карамзина для русской критики.

9. Русская художественная критика первой половины XIX в. Общая характеристика.

10. Принципы романтического отношения к искусству в статьях В.А. Жуковского.

11. К.Н. Батюшков и его статья «Прогулка в Академию художеств» (1814). Значение данной публикации в процессах становления профессиональной критики.

12. «Журнал изящных искусств» В.И. Григоровича и его значение в процессах обособления художественно-критической журналистики от других сфер журналистики.

13. Русская литературная публицистика первой половины XIX века о проблемах современного искусства (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, В.Г. Белинский).

14. Анализ современного отечественного и зарубежного искусства на страницах «Художественной газеты Н.В. Кукольника.

15. Проблема народности в искусстве и её осмысление в критических выступлениях славянофилов (К.С. Аксаков, П.В. Киреевский, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков).

16. Русская художественная критика второй половины XIX века. Общая характеристика.

17. Русская литературная публицистика 50-х – 60-х гг. XIX века о проблемах современного искусства (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, М.Е. Салтыков-Щедрин, Д.И. Писарев).

18. Революционно-демократическая эстетика и выражение её принципов в критических статьях И.И. Дмитриева, П.М. Ковалевского, Д.Д. Минаева.

19. В.В. Стасов как крупнейший теоретик и художественный критик новой национальной школы русского искусства. Метод «реальной критики» в творческой практике Стасова.

20. Место и роль художественной критики в творческой биографии И.Н. Крамского.

21. Значение литературного-публицистической деятельности художников-передвижников для развития русской художественной критики.

22. Эволюция взглядов славянофильства в художественно-критических статьях А.А. Григорьева и Н.Я. Данилевского.

23. Русские художественные и художественно-критические издания второй половины XIX века: «Зодчий», «Пчела», «Художественный журнал», «Вестник изящных искусств» и «Художественные новости». Критическая деятельность А.В. Прахова и А.И. Сомова.

24. Консервативная (В.П. Буренин, А.С. Суворин) и буржуазно-либеральная (Н.А. Александров, Ф.И. Булгаков, А.М. Матушинский) критика в России во второй половине XIX века. Апологетика «чистого искусства» в критических выступлениях Н.М. Минского, В.В. Чуйко, В.А. Воскресенского. Общая характеристика.

25. Проблемы русского искусства в художественно-критическом отделе журнала «Артист». Общая характеристика.

26. Русская художественная критика рубежа XIX – XX века. Общая характеристика.

27. Журнал «Мир искусства» и его роль в становлении профессиональной художественно-критической журналистики.

28. А.Н. Бенуа как крупнейший художественный критик начала XX века.

29. Развитие ведущих художественных идей рубежа XIX – XX века в художественной критике журналов символистского направления («Весы», «Искусство», «Золотое руно»).

30. Журнал «Аполлон» и его место в художественной жизни России 1910-х гг. Деятельность С.К. Маковского как художественного критика и как редактора журнала.

31. Возникновение русского авангарда и его влияние на теоретическую и критическую мысль. Основные критические работы представителей русского авангарда (Н.Д. Бурлюк, Н. Кульбин, В. Хлебников, В. Кандинский).

32. Основные тенденции развития советской художественной критики 1920-х годов. Общая характеристика.

33. Особенности советской художественной критики 1930 – 1950-х годов. Пропагандистская и публицистическая роль критики «социалистического реализма». Советские художественные журналы сталинского времени.

34. Проблема традиций и освоения художественного наследия в критических работах М. Алпатова. А. Бакушинского, Б. Никифорова, Б. Терновца. Н. Щёкотова.

35. Советская художественная критика в годы Великой отечественной войны. Специфика работы критики в военных условиях.

36. Эстетические проблемы героического и эпического в советской послевоенной критике. Проблемы сюжета, художественной формы, мастерства в дискуссиях по вопросам социалистического реализма. Общая характеристика.

37. Специфика эволюции советской художественной критики с 1956 до начала 1980-х годов. Общая характеристика.

38. Возникновение феномена «другого искусства» в советской художественной культуре. Зарубежная художественная критика русской эмиграции.

39. Дискуссии о месте и роли художественной критики в системе художественной культуры на всесоюзных искусствоведческих семинарах в Паланге (1975, 1976). Статьи Б.М. Бернштейна, М.С. Кагана, А.А. Каменского, В.Н. Прокофьева.

40. Критическая деятельность на страницах журналов «Художник». «Искусство», «Декоративное искусство» и «Творчество». Сборник «Советское искусствознание» и обсуждение в нём актуальных вопросов современной художественной жизни.

41. Художественная критика перестройки и постсоветского времени (вторая половина 1980-х – начало 1990-х годов). Общая характеристика.

42. Современная художественная критика в России и её своеобразие. Общая характеристика.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 342. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.036 сек.) русская версия | украинская версия