Студопедия — Глава 12. Обращение к своему сердцу в поисках истины — вопрос не только честности, но сострадания и уважения к тому
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 12. Обращение к своему сердцу в поисках истины — вопрос не только честности, но сострадания и уважения к тому






Взросление

Обращение к своему сердцу в поисках истины — вопрос не только честности, но сострадания и уважения к тому, что предстает перед нашим взором.

У меня в кабинете есть свиток с японской каллиграфией и портрет Бодхидхармы, мастера дзен. Бодхидхарма изображен человеком тучным, неуклюжим, с густыми бровями. Он выглядит так, словно у него несварение желудка. Каллиграфический текст гласит: «Указывая прямиком на свое сердце, вы найдете Будду».

Беседы о дхарме, об учении Будды или о медитации есть не что иное, как познание самого себя. Чем бы мы ни занимались — работой, принятием пищи, разговорами, — смысл нашего существования остается прежним. Он заключен в самопознании.

Возможно, беседы и книги о дхарме существуют специально для того, чтобы побудить нас к пониманию простого учения: мудрость, раскрывающую природу страдания, и безграничность сознания можно найти только в собственном опыте.

Буддизм из Индии в Китай принес Бодхидхарма, известный своей суровостью и непреклонностью. Говорят, что он отрезал себе веки после того, как уснул во время медитации. Когда он бросил их на землю, из них взошли ростки чайного дерева, после чего Бодхидхарма осознал, что этот напиток помог бы ему сохранить бодрость! Он был непреклонен в своем желании познать истину и не принимал во внимание ничьи советы. Величайшим его открытием было то, что Будда живет в каждом человеке, нужно лишь заглянуть непосредственно в свое сердце — и нам откроется кристально чистый образ истинного положения вещей.

Угол, щель, черная дыра, пятно света, мрак, леденящий холод, ужас, удивление, испуг, радость, вдохновение, умиротворенность, гнев — в любой ситуации, в любом состоянии мы способны познать истину, начав изучать самих себя. Для этого существует множество стимулов, и медитация дает нам метод, технику. Впервые познакомившись с буддизмом, я испытала глубокое облегчение от того, что мне стали ясны не только теоретические рассуждения, но и практики, раскрывающие и подкрепляющие эти учения.

Однако подобная практика рискует стать весьма болезненной, когда во время медитации мы обращаем внутренний взор на себя. Мы можем набраться решимости докопаться до самого дна этой вонючей выгребной ямы. Если продолжать занятия в подобном ключе, они начнут приносить сплошные страдания, наполняя вас чувством вины. Многие ломаются и задаются вопросом: «Да где же тут радость

Помимо чистого, незамутненного взгляда, есть еще одно важное условие — доброта. Похоже, мы не сможем далеко продвинуться без ясности и честности. Но если мы будем стремиться только к голой правде, то очень быстро станем довольно мрачными, придирчивыми людьми. Мы так глубоко погружаемся в дебри самоанализа, что теряем остатки удовлетворенности и благодарности по отношению к жизни. Разумеется, это всепоглощающее раздражение просто невыносимо. По­этому особый акцент нужно делать именно на доброте.

Иногда это называют пробуждением сердца, кротостью, мягкостью. Иногда — безграничным дружелюбием. В сущности, доброта есть приземленный способ описания крайне важной составляющей, уравновешивающей картину в целом. Она открывает перед нами двери, ведущие к безусловной радости. Как сказал вьетнамский учитель по имени Тич Нхат Нанх: «Одного лишь страдания недостаточно».

Важное значение имеет дисциплина. Во время медитации учитель дает нам указания, и мы должны добросовестно следовать им. И отчего нужно быть столь строгими к себе? Разве мы медитируем, потому что «должны»? Разве мы занимаемся этим, чтобы стать «хорошими», «порядочными» буддистами, порадовать учителя и не попасть в ад? То, как мы принимаем происходящее во время медитации, по сути своей является отражением нашего отношения ко всему, что происходит в жизни в принципе. Здесь важно развить сострадание наряду с ясным видением, научиться воспарять вместо того, чтобы отдавать себя на съедение комплексу вины и бесплодным терзаниям. В противном случае мы просто унижаем самих себя, а вместе с собой — и всех остальных. Нет ничего, что могло бы нас удовлетворить. Без доброты, юмора и сердечности, правдивость является всего лишь средством. От начала и до конца обращение к своему сердцу в поисках истины — вопрос не только честности, но сострадания и уважения к тому, что предстает перед нашим взором.

Важно научиться доброте и самоуважению. Открывая в своем сердце истинную природу вещей, понимая, что запутано, а что ясно, что сладостно, а что горько, мы познаем не только себя, а всю Вселенную — именно поэтому нам так нужна доброта. Открывая в себе Будду, мы осознаем, что все сущее есть Будда. Обнаруживается, что все и вся пробуждены. Все в мире в равной степени ценно, неделимо и прекрасно. Открыто и с юмором воспринимая свои мысли и эмоции, мы так же воспринимаем и Вселенную. Можно наблюдать, как естественно и спонтанно совершается очень интересный переход. Мы начинаем замечать, что с полной уверенностью готовы забыть себя и открыться навстречу миру (разумеется, если в нас достаточно смелости и доброты, а также стремления заглянуть вглубь своего сердца).

Мы остаемся закрытыми по отношению к людям по одной-единственной причине: они вызывают в нас довольно сильное чувство смущения, но чем более открыто мы смотрим на самих себя, тем меньше боимся заглянуть в глаза другому.

Опыт раскрытия навстречу миру положительно сказывается и на нас самих, и на окружающих. Чем больше мы общаемся с людьми, тем быстрее понимаем, что именно в нас закрыто, где недостает доброты, что вызывает страх и заставляет нас замыкаться. Знать это весьма полезно, но вместе с тем и болезненно. Чаще всего наша реакция носит исключительно защитный характер. Нам не хватает смелости, мы в любой момент готовы сдаться. Однако стоит применить на практике простое указание — быть мягкими и не давать никаких оценок происходящему в данный момент, — и сразу же ужасное отражение в зеркале обретает изящные черты, становится нашим другом. Созерцание этого силуэта побуждает нас становиться светлее, ведь мы знаем, что это единственный путь, приносящий пользу миру.

Это начало роста, начало взросления. Мы останемся детьми до тех пор, пока не начнем быть честными и добрыми по отношению к себе. Однако стоит сделать первый шаг, попытаться принять себя, и старое бремя больного самомнения становится значительно легче. Наконец, мы освобождаем место для чистого любопытства, и вскоре к нам возвращается аппетит, настоящая жажда познания: а что же потом?

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 322. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия