Студопедия — Начальный резонанс
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Начальный резонанс






 

В XVI в. в политических, дипломатических и военных кру­гах различных стран Западной Европы строились многочислен­ные планы решительного прекращения османской агрессии и сокрушительного разгрома Османского государства. Т. Джувара в своей книге «Сто проектов раздела Турции» характеризует 16 та­ких проектов, относящихся к упомянутому столетию.

Первое известное западноевропейское сообщение о каза­ках и их войне с османами появилось во Франции в 1521 г. За­тем поток подобных сообщений нарастал, и уже в последней четверти XVI в., еще до развертывания широкой казачьей вой­ны на море, в Европе стали просчитывать возможности эффек­тивного наступления казаков на Балканы. «Не сомневались, — пишет В.В. Макушев, — что при первом появлении наших ка­заков на Дунае присоединятся к ним волохи, молдаване, болгаре и сербы, которые не могут более сносить тяжелого ига ту­рецкого»1.

Согласно европейским представлениям, у казаков была уни­кальная возможность ударить по Турции «с тыла» —- не со сторо­ны хорошо защищавшегося и укреплявшегося Средиземного моря, а со стороны мирного и спокойного Черного моря. По этой причине в Западной Европе задолго до начала казачьей Босфорской войны появились планы нанесения казаками мощ­ного удара по турецкому побережью Малой Азии и непосред­ственно по Стамбулу.

Одним из первых среди западноевропейцев заговорил о воз­можности казачьих набегов на османскую столицу веронец Алес-сандро Гваньини, «граф Латеранского дворца» (до XIV в. являв-шегося резиденцией римских первосвященников). При Сигиз-мунде II Августе он перебрался в Польшу, участвовал в ее войнах и заинтересовался ее историей.

В «Хронике Европейской Сарматии», впервые опублико­ванной на латинском языке в 1578 г. и затем изданной в рас­ширенном польском варианте в 1611 г., А. Гваньини, характе­ризуя казачьи чайки, замечал: «В таких же точно лодках преж­де Русь чинила шкоды греческим (византийским. — В.К.) императорам, заходя иногда даже под самый Константинополь, как о том Зонарас, греческий историк, пишет. Да и сегодня едва ли не то же делали бы казаки, если бы их было так много». Эти же фразы мы находим в «Хронике польской» И. Бельского, вышедшей в свет в 1597 г. и использованной при написании труда А. Гваньини.

В 1584 г., незадолго до смерти польского короля Стефана Батория, состоялись его переговоры с папским нунцием в Польше Альберто Болоньетто, на которых обсуждалась идея со­здания антиосманской лиги. Король предложил оригинальный вариант, показывавший, в чем заключались главные интересы монарха. В качестве первого этапа борьбы с Турцией должно было последовать завоевание Москвы, а уже потом предполагалось попытаться взять Стамбул общими силами Польши и Моско-вии, с помощью татар и казаков.

Польский историк Казимеж Доперала, рассказавший об этих переговорах, подвергся критике Н.С. Рашбы за то, что будто бы слишком доверчиво отнесся к турецкой части плана Стефана Батория, у которого в действительности не было никаких анти­османских замыслов. Вообще польский автор недвусмысленно показывает, что в течение всего своего правления король нахо­дился в дружественных отношениях с Турецким государством, но нас в данном случае интересует лишь сам факт обсуждения Стефаном и представителем Ватикана возможного участия ка­заков в будущем взятии Стамбула.

Наибольший интерес в Европе вызывало Войско Запорож­ское как более крупное и тогда более известное казачье образо­вание, а главными интересующимися сторонами были Ватикан, организатор «сопротивления исламу», и Венецианская респуб­лика, соперница Турции в Средиземноморье.

«Уже во времена Стефана Батория, —говорит П. А Кулиш, — в Венеции и Риме составляли проекты "союза с казаками" на случай войны с Турцией. Казацкие становища за Порогами были предметом особенного любопытства людей, заинтересованных стратегическою обстановкою Турции. Италианцы знали такие подробности о казаках, которые не дошли до нас путем польской и русской письменности. Им было известно, что казаки, зимуя на днепровских островах, окружали себя ледяными крепостя­ми, укрепляли острова дубовыми засеками, изрезывали тран­шеями и т.п. Казаков заискивали, казаков ласкали, казаков пре­возносили и католики, и протестанты; но все это делалось в том смысле, что их можно употребить как истребительное орудие против любого неприятеля».

В 1580-х гг. начались и прямые переговоры западноевропей­ских представителей с сечевиками. В 1585 г. Карло Гамберини, секретарь упомянутого выше нунция, подал венецианскому дожу «Записку о том, какую пользу можно извлечь из союза с казака­ми в случае войны с Турцией». Автор во время пребывания в Вильне, где находился тогда польский двор, познакомился и сблизился с гетманом украинских казаков, беспрестанно вое­вавших с турками, и теперь излагал содержание своих бесед с ним.

Отметив, что слава казаков — великолепных воинов — рас­тет по мере их подвигов, а их имя наводит ужас на самого султа­на, К. Гамберини сообщал, что гетман среди прочего высказал­ся за союз казаков с другими странами в борьбе против Турции и за нападение на нее, уверяя, что при первой надобности набе­рет до 15 тыс. казаков. «Что касается непосредственного напа­дения на турок, сказал гетман, то, пользуясь настоящею войною с Персиею, казаки в союзе с соседними народами легко могли бы проникнуть врасплох до самого Константинополя, ибо тур­ки ныне столь ослаблены и истощены, что не могли бы оказать им надлежащего сопротивления». При этом гетман добавил, что когда Осман-пашу вызвали из Персии для низвержения и умер­щвления крымского хана, бейлербей Греции при всех своих уси­лиях не мог доставить паше больше 14—15 тыс. «весьма плохой конницы», хотя и было объявлено, что османское войско якобы состоит из 50 тыс. человек.

Относительно народов, на помощь которых могли бы рас­считывать запорожцы, гетман заявил о своих дружественных сношениях с донскими казаками, а также с черкесами, «храб­рейшими в тех странах воинами», о легкой возможности при­влечь на свою сторону ту часть крымских татар, которая не рас­положена к туркам, и выразил несомненную уверенность в том, что при первом появлении сильного казацкого войска к нему примкнут волохи, молдаване, болгары и сербы. Наконец, по сло-вам гетмана, в самом Стамбуле постоянно находится от 4 до 5 тыс. христианских невольников, которые сразу же по освобож­дении станут отважными помощниками.

Гетман заметил, что означенное предприятие не будет тя­желым для казаков, если только им окажут помощь. На вопрос К. Гамберини о характере этой помощи собеседник ответил, что казакам было бы достаточно от 15 до 20 тыс. дукатов на при­обретение оружия и военных припасов.

Тогдашняя Венеция после войны с Турцией, закончившей­ся в 1573 г., держала вооруженный нейтралитет и, хотя искала союзников, но не собиралась пока снова воевать с Османской империей. Тем не менее, по замечанию В. В. Макушева, запис­ка К. Гамберини обратила на себя внимание сената Венеции, который с тех пор стал внимательно следить за действиями ка­заков.

В 1593 г. произошел уникальный случай непосредственно­го обращения к украинскому казачеству главы католической церкви. В конце этого года папа Климент VIII направил патера Александра Комуловича (Алессандро Комулео), хорвата по про­исхождению, в страны Восточной Европы для привлечения их к антиосманской лиге. Он должен был в тайне от польского пра­вительства, выступавшего против войны с Турцией, встретиться с представителями казаков, которым вез два папских письма от 8 ноября (29 октября). Первое из них адресовалось «избранно­му сыну и благородному мужу, генеральному капитану казаков»2, а второе всем казакам — «избранным сыновьям казацким воен­ным».

«Мы знаем, — говорилось в послании "капитану", — как славна твоя казацкая милиция, и поэтому она может быть очень полезной христианскому обществу в борьбе с общими врагами нашей веры. Тем более, что мы проинформированы о твоей сме­лости и знании военного дела, ибо ты не уступаешь храбрей­шим людям в смелости и умении командовать войсками». «Ус­лышь, поистине храбрейший муж, — призывал папа, — голос матери твоей, католической церкви, смелость свою и власть над воинствующим народом отдай Богу и святому Петру, выполни замыслы найти — будет тебе и твоему народу слава в веках, что в тяжелейшее время немало храбрости своей и любви уделили апостольской столице».

Во втором письме говорилось об «отцовской любви» автора к казакам, их храбрости и отваге и содержался призыв к «совме­стной защите христианского общества»: «Вы... покроете себя как надежные военные слуги господни бессмертным пальмо­вым венком, который никогда не увянет».

О конкретных направлениях необходимых казачьих военных действий речи не шло, и их, несомненно, должен был обсудить А. Комулович. Из другого источника видно, что патеру требова­лось склонить казаков, в частности, к взятию Монкастро (Ак-кермана) и дальнейшему продвижению вдоль Черного моря. Т. Джувара отмечает, что план А. Комуловича заключатся в объе­динении против Турции западноевропейцев, персов, трансиль-ванцев, казаков, молдаван, валахов, болгар и других народов и свержении османского ига; казакам обещалось до 12 тыс. фло­ринов, но только при их вступлении во враждебные страны.

Не исключено, что в переговорах с казаками мог быть затро­нут и вопрос о нанесении удара по району, прилегающему к Босфору. О Стамбуле как цели борьбы в Ватикане помнили по­стоянно. Тот же А. Комулович должен был уговаривать москов­ского царя направить свое войско в Молдавию, чтобы вести вой­ну с турками во Фракии и через нее занять города на Средизем­ном море, позади Босфора. Что касается Черного моря, то московиты, как должен был говорить А. Комулович, без особен­ных затруднений могли бы овладеть рядом прибрежных горо­дов, укрепиться там и открыть себе дорогу к завоеванию Кон­стантинополя.

Неизвестно, дошли ли послания Климента VIII до адреса­тов — очевидно, запорожцев. Узнав, что они во главе со своим кошевым атаманом Богданом Микошинским находятся в мор­ском походе, папский представитель в 1594 г. вел переговоры с руководителем реестровых казаков Николаем Язловецким и гла­вой показачившихся крестьян Северином Наливайко. Первый согласился возглавить поход против татар, а со вторым не уда­лось достичь согласия.

Сокрушительные походы на Анатолию и Босфор в первой четверти XVII в. принесли казакам гром кую извести ость и авто­ритет на европейском и азиатском континентах. «Казачество, — по справедливому замечанию А.А. Новосельского, — проявило себя силой, имевшей международное значение». Естественно, в странах, которые воевали или враждовали с Турцией, не могли не учитывать стремительно возраставшую роль казаков в анти­османской борьбе. Они заняли свое место и в составлявшихся планах сокрушения Османской империи. Т. Джувара насчитал их для XVII в. как раз 17, но на самом деле таких проектов было гораздо больше, и они разрабатывались не только в Европе.

Персидский шах Аббас I в 1602-1613, 1616—1618 и 1623— 1639 гг. вел тяжелейшие и затяжные войны с Турцией, и черно­морские набеги казаков объективно облегчали его положение. Вот почему когда в 1617 г., в разгар очередной войны, этот пра­витель обратился с предложением об антиосманском союзе к польскому королю Сигизмунду III, считавшемуся сюзереном Войска Запорожского, то мог реально рассчитывать на усиление казачьих ударов по малоазийским и босфорским берегам Тур­ции. Шах предлагал собственными средствами построить кре­пость на грузинском побережье Черного моря, сравнительно близко к Трабзону, и передать ее казакам для активизации их операций против турок, а королю обещал, что все грузины-хри­стиане окажутся под его властью. О том же говорилось и в пись­ме Аббаса римскому папе Павлу V.

Однако черноморским побережьем Персия не владела, и Я. Р. Дашкевич предполагает, что основной военной ударной силой при исполнении шахского замысла, касавшегося кре­пости, также должны были стать запорожцы, «поскольку при положении, которое сложилось в 1617г. (османская армия находилась у стен Тебриза. — В. К.) трудно было думать, что­бы сами персы могли пробиться к Черному морю или чтобы польские военные части... отважились принять участие в та­кой операции».

В том же 1617 г. независимо от шахского обращения к Польше казаки сами предложили свою помощь Персии. Их флотилия, оказавшаяся у берегов Мегрелии или Гурии, решила направить к шаху 40 своих «самых решительных и самых благо­родных» товарищей с предложением услуг в сухопутной войне с Турцией. Из Имеретии в летнюю резиденцию Аббаса в Фарра-хабаде отправился один из казаков, «поляк по происхождению, католик по религии», которого П. делла Балле называет Этье-ном, а украинские историки считаю г Степаном или Стефаном3. Входе этой миссии, как увидим, будет обсуждаться вопрос о перекрытии Босфора.

В конце февраля — начале марта 1618г. Этьен прибыл в Фаррахабад и был принят шахом «с большим изъявлением благово­ления» с его стороны, но не смог «изложить... мысли», так как «не знал местного говора», говорил, «кроме родного языка», толь­ко «на рутенском языке» и не имел толмача, которого не оказа­лось и при дворе. Будучи в неопределенном положении, каза­чий посол неожиданно узнал, что в этом же городе находится П. делла Балле, и, по словам последнего, полагая его как католик «ангелом, посланным ему Богом», немедленно направился к итальянцу и нашел среди его слуг переводчика, немного знав­шего язык московитов.

Римский дворянин Пьетро делла Балле, путешествуя по странам Востока, в 1617—1619 гг. как раз пребывал в Персии, где схоронил жену-грузинку, говорил на фарси и чрезвычайно об­радовался Этьену. Итальянец интересовался казаками и, какой писал, «уже давно был вполне осведомлен о нынешнем положе­нии их дел, об их политике и их обычаях... первоначально от христиан и гораздо лучше в Константинополе», общался с не­которыми представителями казачества.

В первую очередь П. делла Балле занимали казачьи военно-морские действия, и он был от них в восторге, отмечая «влады­чество» казаков на Черном море, непрерывные захваты ими при­морских поселений и утеснение турок, которые «уже не внуша­ют такой страх с тех пор как... казаки стали... хозяевами и преследуют их в любом случае», вплоть до того, что «турецкие корабли не осмеливаются там появляться».

Видя такие громадные казачьи успехи и задумываясь, «не имеют ли казаки право претендовать однажды на что-то более высокое», П. делла Балле приходил к убеждению, что со време­нем они «образуют очень сильную республику, поскольку... ни знаменитые спартанцы, или лакедемоняне, ни сицилианцы, карфагеняне, даже римляне, а в наше время голландцы не име­ли ни более прекрасных, ни более счастливых начал». «И если в истекшие тридцать с лишним лет... турки не смогли ни уничто­жить их (казаков. — В.К.), ни даже добиться над ними какого-либо превосходства, но, напротив, они с каждым днем стано­вятся все сильнее, то есть основание надеяться, что в дальней­шем их влияние беспредельно увеличится и что они станут непобедимыми». Наконец, с большой заинтересованностью П. делла Балле лично услышал от казаков, что они надеются в будущем освободить Константинополь.

Итальянец стал горячим сторонником установления союза двух боровшихся с османами сил — казачества и Персии — «на погибель туркам», «для чести и пользы христианства». «Бог, — писал П. делла Балле, — не преминет воздать однажды... мне за заботу и усердие о создании, насколько я мог, союза персов не только с казаками, но и с польским королем, если это возмож­но, зная хорошо о преимуществах, которые христиане могли бы извлечь из этого союза, и о потерях, которые турки, наши об­щие враги, могли бы понести».

Примечательно, что речь шла о связи Персии только с запо­рожцами, которые, по мнению итальянца, были «христианами и почти все католиками», но не с донцами. П. делла Балле, как он замечал, «никогда не мыслил об объединении этих (каза­ков. — В.К.)... с персами», потому что донцы были «все еретики, или схизматики», жили дальше от Турции, чем запорожцы, по­чему и не могли много беспокоить османов, и, кроме того, име­ли «не очень хорошие отношения с персами», иногда нападая на Каспии и Волге на персидские суда.

Автор плана предполагал, что союз украинских казаков и шаха будет легко осуществим и чрезвычайно выгоден участни­кам. Рассуждения на этот счет сводились к следующему. Аббас I «ничего так страстно не желает, как поражения и уничтожения турок», и не может не довериться П. делла Балле как рожденно­му римлянином, имеющему отношение к папе, который весьма уважаем шахом, прекрасно информированному и умеющему «го­ворить о разных вещах глубоко и ясно». Для казаков нет «ничего более выгодного и полезного», чем принятие помощи от шаха, «хотя и владетеля другой религии», и они должны довериться автору «как христианину». Грузинские же владетели, без кото­рых нельзя обойтись в союзе, — «все христиане», и в противо­стоянии с Турцией «для них дружба с казаками не может быть невыгодной».

П. делла Балле видел реальное проявление будущего союза в том, что шах «легко заставит» упомянутых владетелей «или дружбой, или силой, если понадобится, предоставить... каза­кам свободу передвижения и торговли и дать им у себя обеспе­ченное пристанище, чтобы казаки, имея в этом краю, по другую сторону моря, определенное и постоянное местопребывание, могли не только совершать набеги и наносить с большей легко­стью и смелостью урон соседним государствам, находящимся в подчинении у турка, но и защитить и навсегда сохранить с по­мощью перса то, что они завоюют однажды у турок». При этом имелось в виду не только усиление обычных казачьих набегов, но и отвоевание и потом защита земли «главным образом в ок­рестностях Требизонда и на рубежах, которые отделяют терри­торию государств Персии».

Итальянец, как он писал, решил добиться создания персидско-казачьего союза «всеми возможными средствами», не жалея «ни сил, ни труда, даже если бы пришлось самому пересечь Чер­ное море, чтобы договориться с казаками и вернуться обратно в Персию с их ответом на руках и подлинными мнениями». Но когда путешественник, «преисполненный всеми этими прекрас­ными проектами», направлялся в Фаррахабад, туда же «благода­ря божьему провидению» с аналогичным предложением ехал и Этьен.

С большой радостью П. делла Балле встретил казака и пред­ложил ему всяческую помощь, а Этьен, в свою очередь, просил собеседника «быть посредником, так сказать, консулом или аген­том его народа». Вслед за энергичными действиями посредника последовала и его аудиенция у шаха. Монарх, беседуя, между прочим, не сделал даже намека на свое уже состоявшееся обра­щение к польскому королю, и П. делла Балле два следующих года, пока не узнал истину, думал, что он первый предложил шаху идею союза с казаками.

Беседа началась с упоминания о «восточном фронте». Аб­бас спросил, почему король Испании не желает с помощью своего флота, находящегося в Индии, закрыть туркам вход из Индийского океана в Красное море, что привело бы к гибели «от голода и нищеты» Каира и Египта. П. делла Балле восполь­зовался вопросом, чтобы развить свою мысль о союзе персов с казаками, и произнес «большую речь, которую... готовился произнести уже давно», детально обрисовав ситуацию и выго­ды такого союза.

«Государь, — начал итальянец, — если не закрывают туркам Красное море, то не угодно ли будет вашему величеству пове­леть, чтобы им закрыли Черное море? А это дело, которое мож­но очень легко осуществить, вследствие чего гибель и падение Константинополя станут неизбежными». И далее П. делла Бал­ле заговорил о полной зависимости Стамбула от снабжения со стороны Черного моря.

Аббас стал «весьма тщательно» расспрашивать, каким обра­зом можно было бы блокировать Босфорский пролив. «Я, — писал П. делла Балле, — сказал ему, что нет ничего легче и что он добьется успеха, если только призовет казаков Черного моря на свою службу, на которой они будут охотиться на турок со всеми выгодами, изложенными его величеству. Что если он ока­жет им некоторую помощь на суше, где море ближе всего подхо­дит к его государству, и обеспечит им пристанище на берегу, что очень легко сделать, укрепив какую-либо гавань, если подходя­щая имеется, или устье какой-либо из рек, которых множе­ство, — то тем более могущественными они станут. Что под та­ким добрым покровительством они добились бы очень значи­тельных успехов, ездили бы таким образом по рекам Требизонда и всего этого берега, что они легко стали бы хозяевами этого моря, чтобы заставить турок никогда тут не появляться к их сты­ду. Поскольку Черное море не очень обширное, первый, кто приобрел бы на нем определенную славу, как уже начали делать казаки, господствовал бы там полностью и диктовал бы свои законы другим».

Посредник, обратив внимание шаха на то, что сами казаки первыми предлагают сотрудничество, убеждал собеседника не упустить «такой прекрасный и благоприятный случай, за кото­рый он в долгу перед пославшим его провидением». Аббас, от­мечал П. делла Балле, «был очень внимателен, ни разу... не пре­рвал» говорившего, а по окончании речи «ответил... с исключи­тельным пылом, что если Бог позволит, то он сделает это»4.

1 мая 1618г. Этьен был снова принят монархом, но, как пи­сал П. делла Балле, не мог вести переговоры о союзе «не из-за отсутствия способностей, а из-за незнания языка», и особенно потому, что «не имел никакого специального и конкретного поручения» на этот счет. Шах пожаловал казака «несколькими одеяниями золотого шитья» и «весьма значительной суммой денег» и вручил письмо, адресованное казачьему «генералу» (гет­ману). П. делла Балле снял с него копию и позже излагал его содержание. Аббас заявлял, что «хотел бы наладить обоюдную дружбу» с казаками, выражал сожаление, что Этьен «не умеет говорить на языке страны», и предлагал прислать других, пол­номочных представителей, «с которыми можно было бы вести переговоры... о важных государственных делах».

21 мая П. делла Балле имел беседу с персидским государ­ственным секретарем Агамиром и убеждал его в необходимости заключения того же союза. Посредник доказывал «легкость, с которой можно было завладеть у турок Требизондом и многими другими местами, которые находятся поблизости от Черного моря и границ Персии», и замечал, что если бы шах «с армией со стороны суши поддержал это предприятие», то пункты, кото­рые казаки захватили бы с моря, оказались в руках персидских гарнизонов: одни казаки не смогут сохранить завоеванное, так как их мало, их сила заключается в морском войске, а жилища находятся весьма далеко.

Но итальянец развивал свою идею перед Агамиром и с тор-гово-экономической стороны, предложив доставлять персид­ский шелк в Европу фактически под охраной казачьего флота через Черное море, а не по тогдашним путям — через турецкий Халеб (Алеппо), центральный шелковый рынок Османской империи, и затем по Средиземному морю или через португаль­скую факторию на острове Ормузе в Ормузском проливе, соеди­няющем Персидский залив с Индийским океаном, и далее по Индийскому и Атлантическому океанам.

П. делла Балле говорил, что океанская дорога занимает восемь — десять месяцев и больше, а средиземноморская как минимум два-три месяца, причем оба пути опасны из-за штор­мов, неизбежных во время столь долгого плавания, и из-за «ог­ромного множества корсаров и пиратов», тогда как черноморс­кий путь занимал бы 10—15 или максимум 20 дней «с легким попутным ветром», при опасениях только со стороны турок, которых ныне так «укротили» казаки. Шелк направлялся бы в Польшу, а оттуда в Германию, Московию и другие страны, ныне покупающие его по дорогой цене у англичан, фламандцев и прочих иноземных торговцев, которые получают большую прибыль. Государственный секретарь обещал передать все эти со­ображения шаху.

Заметим, что П. делла Балле значительно преувеличивал легкость установления казачье-персидского союза и осуществ­ления предполагавшихся операций. Достаточно напомнить о принципиальной разнице в общественном устройстве Запоро­жья и Персии, об огромном расстоянии и сложностях сообще­ния между ними (особенно при исключении географически бо­лее близкого к Персии Войска Донского), о трудностях персид­ского прорыва к грузинскому побережью или Трабзону, а также о том, что на пути персидского шелка по Черному морю в Польшу лежали северочерноморские или румелийские владения Турции.

Впрочем, осложнения появились вскоре же после отпуска Этьена. В трех днях пути от Фаррахабада он получил повеление шаха вернуться ко двору. П. делла Балле терялся в догадках от­носительно причин возвращения и среди прочего предполагал, что Аббас, может быть, хотел лучше узнать о намерениях турок на этот год, чтобы отослать Этьена с более определенным отве­том. Позже, однако, выяснилось, что правитель Имеретин Георгий III выдал Турции 39 казаков, дожидавшихся возвращения своего товарища из Персии, и что шах предотвратил такую же участь, уготованную Этьену.

Казачий посол далее следовал за двором в его передвиже­ниях и сопровождал Аббаса «в войнах», не видя исполнения своего дела и не зная причин задержки. Восьмерым из 39 вы­данных казаков удалось бежать из турецкого плена в Персию и присоединиться к Этьену. Шах тянул время, пока 13 ноября 1618 г. не было заключено перемирие с Турцией, очень выгод­ное персам, в результате чего Аббас утратил интерес к возмож­ному созданию антиосманской коалиции и персидско-казачьего союза5.

Но и после этого казакам не удалось сразу уехать на родину. Шах не пожелал чем-либо вознаградить восьмерых беглецов и лишь «тешил их добрыми надеждами», и если бы европейская колония в Исфахане не взяла казаков под свою опеку, то им пришлось бы совсем худо. Этьену же Аббас перестал оказывать милости, однако не отпускал его домой. Было похоже, что каза­ков хотят обратить в ислам. Чтобы избежать этого, летом 1619 г. П. делла Балле и названная колония решили тайно, вопреки воле шаха отправить их через Индию в Европу. Дальнейшая судь­ба этих казаков неизвестна.

В отместку за выдачу 39 своих товарищей османам запорож­цы затем опустошили грузинское побережье, но владетель Имеретии, собственно виновник вероломства, не пострадал, посколь­ку его земля была «весьма удалена от моря».

Король Сигизмунд, получив упомянутое выше послание Аббаса, собрал совет с участием казачьего гетмана, французско­го посла и двух представителей Ватикана и в результате обсуж­дения согласился с «пропозицией» шаха. Перед 30 октября 1618 г. персидский дипломатический агент и разведчик армя­нин Яков через Венецию и Стамбул доставил Аббасу послание короля, австрийского эрцгерцога Фердинанда и других европей­ских властителей и письма Сигизмунда, казачьего гетмана и французского посла в Варшаве. Вся эта корреспонденция край­не запоздала, и персидский монарх, выслушав отчет Якова и не читая всех писем, передал их «на сохранение» Агамиру.

Уже накануне Хотинской войны, 6 апреля 1620 г., в Исфа­хан из Польши прибыли некие армяне с новыми письмами для шаха и генерального викария доминиканцев в Армении Паоло-Марии Читтадини. Письмо викарию было подписано «Оливарием де Марконесом, П.К.» (Olivarius de Marcones, Р.К.). П. дел­ла Балле, скопировавший этот документ, предполагал, что он принадлежал перу одного из королевских тайных государствен­ных советников, возможно, выступавшего представителем каза­ков, и что Р. К. означало Palatinus Kioviae — воевода киевский. Н. Вахнянин видел в П.К. гетмана Петра Конашевича Сагай­дачного, а Я. Р. Дашкевич полагает, что письмо написал Олифер Остапович Голуб, известный соратник П. Сагайдачного, руко­водитель первого набега на Босфор 1624 г., может быть, француз или итальянец по происхождению, подписавшийся своим под­линным именем и добавивший к подписи сокращенное «рЫкошпПс когасК!» (полковник казацкий)6.

Содержание же письма О. де Марконеса 1620 г. таково. По­ляки согласились с планом Аббаса захватить порт Яни на Чер­ном море (согласно П. делла Балле, это порт на реке Трабзоне), с тем чтобы в дальнейшем он оставался персидским владением; поляки и казаки готовы действовать, если будет поддержка шаха; автор с нетерпением ожидает от него ответ на это и предыдущее письмо и готов лично прибыть в Персию для переговоров с ее властителем7.

Теперь Аббасу 1 такие переговоры не требовались, и на этом дело закончилось. Анатолийское побережье Турции вместе с Трабзоном и Босфор с предместьями Стамбула вскоре затем подверглись сокрушительным ударам казаков, но, разумеется, без всякого участия и содействия Персии.

Итальянский историк И. Чампи и швейцарский исследова­тель П.-Г. Битенгольц рассматривают запорожско-персидские и польско-персидские переговоры как одно из звеньев в скла­дывании антиосманской коалиции в первой половине XVII в. Н. Вахнянин пишет, что хотя сношения казаков с персами 1618 г. оказались безуспешными, они показывают большой политичес­кий разум П. Сагайдачного, который искал союзников против Турции в крымском хане, Грузии и Персии, а Я.Р. Дашкевич отмечает, что переговоры 1617—1620 гг., не доведенные до кон­ца, тем не менее являются «одним из свидетельств большого удельного веса Запорожья, который оно получило уже до Хо­тинской войны 1621 г.».

 

Казаки в европейских планах

 

В результате казачьих морских набегов, которые один из историков называет «поистине фантастическими по их дерзос­ти», и активного участия казаков в Хотинской войне их слава распространилась по всей Европе. П.А. Кулиш замечал, что «все соседние державы и даже отброшенная далеко Швеция стара­лись воспользоваться козаками, как пользуются огнем для вре­менных надобностей», хотя ни одна страна не принимала их идеал равноправия.

Союзные Войско Запорожское и Войско Донское, воевав­шие с Турцией, находились в определенной зависимости от Польши и России, которые были враждебны друг другу, однако обе не желали войны с Турцией. Казачьи сообщества объектив­но являлись союзниками Венеции и Испании, боровшихся с османами, но одновременно и друг с другом. Испания, Вене­ция, Австрия и Персия были заинтересованы в том, чтобы каза­ки сковывали флот и армию Турции на Черном море, а Франция и Англия — в том, чтобы эти силы были высвобождены с черно­морского театра и вовлечены в европейские дела. Англия, Фран­ция и Голландия поставляли Турции вооружение и военное сна­ряжение, использовавшееся и против казаков.

Из-за разного отношения держав к Стамбулу и по причине раскола Европы на два враждебных лагеря — габсбургский, куда входили Испания, Австрия и Польша, и антигабсбургский с уча­стием Франции, Голландии, Турции, Венеции, отчасти Англии и России, ни в 1620-х гг., ни позже не удавалось создать союз, направленный против Османской империи.

Однако многие представители правящих кругов и образо­ванных слоев Западной Европы независимо от конкретных ин­тересов своих правительств, даже и находившихся в «дружбе» с Турцией, выражали изумление и нередко восхищение дерзос­тью и поразительными успехами казаков на Черном море и осо­бенно в Босфорском проливе. Уже приводились впечатляющие оценки западноевропейских современников Л. Лудовизио, Л. де Курменена, Т. Роу, Ф. де Сези, Ж. ле Лабурёраде Блеранваля, П. Рикоута и др. Известный французский писатель Теодор-Агриппа д'Обинье в 1620-х гг. видел в казаках — «христиан­ских рыцарях» — аванпост всеевропейского фронта борьбы с турецко-татарской агрессией и утверждал, что без них татары «бывали бы гораздо чаще в Европе».

В непосредственной связи с казачьими набегами к Стамбулу рождались различные предположения, ожидания, опасения или сожаления о неиспользованных и упущенных возможностях.

По мнению Т. Роу, в его время Османское государство было так ослаблено, что европейская армия из 30 тыс. воинов, даже не прибегая к оружию, могла бы беспрепятственно дойти до самых стен Стамбула, однако недоставало «сильной руки, что­бы свалить эту расшатанную стену». Комментируя первый набег казаков на Босфор 1624 г. и поражаясь выявившимся при этом слабостям и неподготовленности турок, посольство Т. Роу от­мечало, что их счастье иметь «слепых врагов».

«Белое море находилось без кораблей (османских. — В. К.), без охраны, без защиты, — писал вскоре после того же набега М. Бодье, — и тогда земля и море турка предоставляли христи­анам большие возможности вернуть обратно то, что он удержи­вал, если бы они сумели или захотели это сделать». Разве мог быть лучший случай напасть на европейские владения оттома­нов, спрашивает автор, раз они были обессилены, запорожцы и донцы «вносили беспорядок», а «в Порте наблюдалось большое смятение»?

Рассказывая в одной из корреспонденции о том, как казаки едва не разбили капудан-пашу в Карахарманском сражении. Ф. де Сези рекомендовал Парижу: «Поразмыслите немного об этом и учтите, пожалуйста, что менее чем с пятьюдесятью тыся­чами экю в год, распределенными среди этих казаков, можно занимать основные силы турок на Черном море для защиты ус­тья канала (Босфора. — В.К.), которое только в четырех лье от­сюда (от Стамбула. — В. К.)».

Если у представителей «дружественных» Турции стран воз­никали такие мысли, то вполне естественно, что проекты усиле­ния казачьего воздействия на Османскую империю и Стамбул и взаимодействия с казаками рождались и в государствах, пытав­шихся сопротивляться турецкой экспансии.

Источники скупо повествуют о плане, связанном с запорож­цами и принадлежавшем Ватикану, который уже начал «делить» Турцию. В 1623 г. в Варшаву от папы Урбана VIII прибыл новый нунций — епископ Джан Ланцелотти. Врученная ему инструк­ция от 14 (4) декабря 1622 г. (одну фразу из нее мы уже вкратце приводили) отмечала, что «теперь самое лучшее время сокру­шения Турецкого государства, падению которого Польша боль­ше всего может способствовать, если уж горстка казаков на не­больших судах не раз могла морить голодом, грабить или стра­щать его столицу».

Среди прочего нунцию предлагалось внушать королю Си-гизмунду III, чтобы он позволил казакам и другим охотникам помочь его сыну, королевичу Владиславу, основать для себя от­дельное королевство в распадающейся Турции.

Но вообще источники, относящиеся к 1620-м гг., сохрани­ли довольно мало сведений о европейских планах, которые были связаны с казачьими набегами на побережье Малой Азии, и вы­текавших отсюда контактах, что вступает в противоречие с силь­нейшей военно-морской активностью казачества именно в то время. Соображения французского посла относительно 50 тыс. экю наводят на предположение, что прямые переговоры о со­трудничестве и согласовании действий с казаками могли тайновестись непосредственно с последними, в первую очередь с за­порожцами, в обход «сюзеренов», и не оставили следов в источ­никах. Отмеченное историками усиление казачьих набегов на Турцию во время ее кампаний на Средиземном море может объясняться не только отвлечением османского флота с Черно­го моря и казачьей информированностью об этом, но также и соответствующими секретными договоренностями.

Одна такая попытка договориться с казаками в 1620-х гг. провалилась, однако наделала много шума в Стамбуле. В лите­ратуре ее упоминает А.А. Новосельский. «В начале 1626 г., — пишет он, — в турецких дипломатических кругах произвело на­стоящую сенсацию разоблачение сношений самого императора (Филиппа IV, императора Священной Римской империи гер­манской нации и одновременно короля Испании. — В.К.) с за­порожскими казаками с целью побудить их к нападениям на Турцию. Французский посол видел в этом разоблачении важ­ный козырь в пользу своего мирного между Турцией и Польшей посредничества и своей деятельности против императора». За­метим, что Т. Роу узнал об этой «сенсации» еще в 1625 г.

По информации Ф. де Сези, в этом году император и испан­цы пытались подталкивать казаков к действиям на Черном море, чтобы занять там все галеры султана и тем облегчить положение Неаполя и Сицилии. О том же сообщал Т. Роу из Стамбула ар­хиепископу Кентерберийскому: Испания, обещая большую пла­ту, пыталась убедить казаков продолжать нападения на осман­ские владения в Причерноморье, чтобы туркам пришлось







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 483. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия