Студопедия — Поучение в Неделю 6-ю по Пятидесятнице 216
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Поучение в Неделю 6-ю по Пятидесятнице 216






В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите (Рим. 12, 11).

На этих словах нынешнего апостольского чтения и остановимся, братие и сестры, возлюбленные сотрудники и сотрудницы в деле духовного просвещения.

По-видимому, вы и стремитесь исполнить их в своей жизни и деятельности. Когда видишь усердие, с каким большинство из вас относится к делу, ради которого приехали сюда,. серьезное отношение, внимание и одушевление всеми вопросами, касающимися этого дела,. ваше усердное и проникнутое чувством церковное пение, особенно здесь, в храме, то невольно хочется думать, что слова апостола в вашей жизни и деятельности близки к исполнению.

Но прежде чем так думать о себе, тщательнее испытаем себя.

Здесь, прежде всего, мы трудимся вместе, а лучи хотя и слабые, но собирающиеся в одну точку расплавляют лед и металл. Что же будет с нами, когда опять рассеемся? Не утратят ли, быть может, некоторые огонь, который, находясь здесь, усилили в своем сердце,. подобно тому, как потухнет постепенно не только отделившаяся от огня искра, но и громадный, не поддерживаемый ничем пожар?

Затем, ведь о каждом деле нужно судить не по тому, как человек за него принимается, но по тому, как его оканчивает. Только в конце своей жизни великий апостол Павел говорил: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил (2 Тим. 4, 7), притом не благодаря моим трудам, но «благодати Божией, которая со мною» (1 Кор. 15, 10). Итак, необходим постоянный труд над поддержанием огня, воспламенившегося в сердце, чтобы жар и пылкость, с какими многие отдаются делу, сохранились до конца.

Создалась ли в нас решимость трудиться над поддержанием огня, воспламенившегося здесь почти без собственных усилий,. трудиться и тогда, когда потребуется много собственных усилий для поддержания этого огня?

Но пусть создалась в нас и подобная решимость, исполним ли мы и тогда слова святого апостола Павла, вначале нами приведенные? Ведь святой апостол говорит: Духом пламенейте, Господу служите. Между тем мы, постоянно вращаясь в кругу дел, занятий и забот земных, не одушевляемся ли только лишь светскими, хотя, по-видимому, и возвышенными, но все же лишь земными идеалами? Совершаем ли каждый свой труд и шаг жизни с таким настроением, как бы они были «служением Господу», а не миру? Ведь даже люди, занятые постоянно предметами, имеющими ближайшее отношение к Слову Божию, могут быть сердцем далеки от них. Так, сердце книжников и законников, изучивших священные книги до последней буквы, не было ли предано страстям мира и не «поучалось» ли на предание Господа? Не изменяем ли мы Господу нередко в тайне своего сердца, более отдавая его миру, чем Господу? Тогда только можем мы исполнить в своей жизни и делах слова святого апостола: Духом пламенейте, Господу служите, когда будем, по заповеди Господа, «собирать себе сокровища» не на земле, а на небе, испытывая тщательнее свое сердце в том, где оно полагает свое сокровище, т. е. что считает за наиболее для себя дорогое. любовь Господа или блага мира.

Знаем ли мы о той борьбе «плоти и духа», которая так прекрасно изображена в посланиях святого апостола Павла, о борьбе со страстями, разветвления которых со всею тонкостью изображены в «забытых сокровищах духа», т. е. в писаниях духовных отцов подвижников? Многие люди, живущие в мире, не испытывая усиленной борьбы страстей, готовы думать, что, следовательно, они и не подвержены последним. Как часто и печально подобные люди обманываются! Ведь эти люди иногда не испытывают борьбы со страстями потому лишь, что слишком свыклись и сжились с ними, или, почитая себя свободными, незаметно для себя самих находятся в «плену» у них, как говорят святые отцы подвижники. Так, иной человек почитает себя благодушным и мирным, но первая вспышка самолюбия показывает, как он несвободен от гнева. Иной, не достигши власти, почитает себя чуждым властолюбия, но, получив даже малую власть, обнаруживает, как глубоко, хотя и скрытно, гнездилась в нем страсть властолюбия. Еще более все это нужно сказать о страсти плотской.

Многие ли люди, считающие себя свободными от страстей, знают о пагубных действиях в душе самой опасной из них. гордости? Сколь многих людей остановила она в самом начале, когда они только хотели начать жизнь духовную! Сколько было людей в мире, в том числе юношей и юных девиц, с самою пламенною ревностью принимавшихся за подвиги жизни духовной, удивлявших своею ревностью даже давних подвижников обителей; но вот многие из них погибали от гордости, и они, по словам святого апостола, «начавши духом, оканчивали плотью» (Гал. 3, 3)! И как скрытны и опасны действия в душе гордости! Душа гордая иногда пред всеми уничижает себя, но лишь пока не коснулись заветного сокровища сердца; когда кается и умиляется, она втайне восторгается собою. Вот почему искренно каявшиеся блудницы и разбойники оказывались в очах Божиих лучше неукоризненных, по видимости только, праведников.

У иного человека гордость находит себе пищу в постоянно «деловом» настроении и занятости, возбуждающих в человеке гордое сознание и услаждение мыслью о великой пользе, приносимой окружающему обществу. Забывает такой человек об апостоле, «более всех потрудившемся» и, однако, говорившем о себе, что он только насаждал и поливал, возращал же все Бог (1 Кор. 15, 10; 3, 6). Вот почему и Господь, и святые апостолы так часто предостерегали верующих от гордости. Блажени нищии духом (Мф. 5, 3),. начал Господь изображение совершенства и блаженства евангельского и часто повторял, что всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется (Лк. 18, 14). Не бываим тщеславни... блюдый себе, да не и ты искушен будеши (Гал. 5, 26; 6, 1),. повторяет святой апостол Павел. Только тот прочно построил дом свой, т. е. твердое основание положил жизни духовной, кто, как говорит Господь, «копал и углубился», прежде чем положить основание (Лк. 6, 48), то есть, по духовному изъяснению отцов подвижников, смирение положил в основу своих подвигов духовных и добродетелей. Только «слез теченьми и иже из глубины воздыханьми», идущими от искреннего сердца, можно возделать ниву души и «во сто трудов уплодоносить» ее.

Сегодня в апостольском чтении слышали мы увещание, чтобы каждый из нас служил другим соответственно своему дарованию, полученному от Бога по мере веры (Рим. 12, 5.6). Но и дарования, полученные от природы или по наследству от родителей, легко могут быть утрачены, если обладающие ими не будут прилагать неослабных трудов над их удержанием и развитием. Приложим же этот труд и направим его в особенности внутрь, в глубь самого сердца, искореняя там с великим усилием терние страстей и смиряясь в сердце своем пред Господом, от Которого все свои дарования получили. Без такого труда самые дарования наши если и не совсем утратятся, то утратят свое духовное благоухание, как испарившаяся из сосуда благовонная жидкость.

Итак, «последуя смиренным» (Рим. 12, 16), полагаясь не на природные или приобретенные, быть может, случайно собственные дарования, а на Подателя их. Господа, будем неленостно совершать труды и подвиги жизни, и тогда Господь, Которому мы неленостно трудились, воспламеняя усердие своего духа на служение Ему, «вознесет нас в свое время» (1 Пет. 5, 6). Аминь.

216 Произнесено в церкви Олонецкой Духовной семинарии 13 июля 1908 года во время педагогических курсов для церковных школ. (ОЕВ. 1908. № 15. С. 345.347.)

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 362. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия