Студопедия — Поучение в день святого пророка Илии 228
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Поучение в день святого пророка Илии 228






В духовном облике святого великого пророка Божия Илии, память коего празднует сегодня святая Церковь прежде всего невольно обращает на себя наше внимание его ревность, которою он возревновал о Господе Вседержителе (3 Цар. 19, 10).

Он жил в то время, когда в Израиле вместо служения Богу истинному распространилось служение Ваалам и Астартам, а вместе с тем усилились постыдные страсти, потому что самое служение идолам весьма часто было исполнено духом прелюбодеяния. Святой пророк озирался кругом себя, ища служителей Бога истинного, и не находил их и в скорби души своей говорил, что он один остался в Израиле из служащих Богу истинному, пророки Божии убиты и поклоняющихся Богу Израилеву нет.

Много ли теперь, братие, подобных пророку Илии ревнителей о Боге истинном?

Сколько совершенно равнодушных к тому, растет ли в мире вера в Бога или умножается неверие и нечестие, есть ли в них самих вера в Бога или нет! Если же иные в глубине души и искренно любят Бога, болеют сердцем об увеличении неверия и нечестия в мире, то все это только в глубине души, втайне от других. Как немногие решаются, невзирая на насмешки и гонения, деятельно выступить на защиту попираемой людьми веры во Христа, на борьбу с усиливающимся нечестием!

Между тем, братие и сестры, ведь ко всем христианам обращается завет святого апостола, о котором говорили мы в прошлый раз: Духом пламенейте, Господу служите (Рим. 12, 11). Кроме того, не в таком ли приблизительно положении находится и церковная школа, в каком находился пророк Илия? Как он остался один в Израиле и не видел кругом служителей Бога истинного, так и церковная школа едва не одна наиболее искренно заботится о внедрении любви к святой Церкви в сердцах народа. Как усиливаются в самом обществе жалобы или признания, что современные люди все более и более уходят от Церкви, и не только интеллигенция, но и массы народа! И как святой пророк Илия говорил: Остался я один, но и моей души ищут (3 Цар. 19, 10), так не усиливаются ли все более и гонения на церковную школу? Из нее хотят изгнать то, что составляет душу ее - церковность, хотят сделать совершенно светскою или передать светскому ведомству, как будто и последнее не должно с такою же ревностью заботиться о воспитании народа в духе любви к Церкви, Самим Христом устроенной для научения всех народов.

И вот поэтому-то мы, истинные ревнители о служении Богу истинному, особенно деятели церковной школы, не слышим ли сегодня призыв святой Церкви проникнуться жалостью к этому духовно изнуренному и рассеянному в городах и селениях от недостатка попечения пастырского народу (Мф. 9, 35.36), не слышим ли также и призыв великого пророка ревнителя. хранить как зеницу ока преданность святой Церкви в сердцах народа? Разве может Церковь Христова когда-либо остаться без своей школы? Разве может не внедрять начала жизни Христовой в детских сердцах, еще неиспорченных? Нет!

Если даже усилятся гонения на Церковь и школу ее, церковное учительство не исчезнет: оно притаится, может быть, в забытых углах, в местах, менее доступных взорам человеческим, но не исчезнет.

Но пока не наступило еще время подобных усиленных гонений. В ваших руках еще могущественные средства для того, чтобы любовь к святой Церкви внедрять в сердца народа. Вы в церковнославянском языке имеете ключ к неисчерпаемым богатствам духовным, скрытым в церковном богослужении и в слове Божием. Сколь неисчислимы эти богатства, увидел бы каждый, если бы, например, день за днем стал бы вместе со святой Церковью почерпать их из книг, их содержащих, например из Октоиха. А какие богатства в круге богослужения праздничного, великопостного! И вот те из вас, которым по отдаленности церквей приходится молиться с народом в часовнях, не должны ли поревновать о том, чтобы в большей полноте сделались доступными эти сокровища народу? Если же кому и не приходится быть непосредственными устроителями богослужения, то, подготовляя детей к праздникам и временам поста путем чтений и обычных бесед, сколько каждый имеет поводов к внедрению начал церковной жизни в сердца детей, к воспитанию нежной любви к Матери Церкви в народе!

Поэтому не к изменчивым настроениям людей века сего нужно нам применяться, определяя меру церковности в воспитании, а к мере, указываемой самим сердцем, проявляющим в отношении ко Христу любовь полную и преданность безраздельную. Вспомним, что люди века сего могут быть исполнены вражды к Богу, что некоторым из них доселе невыносим образ Христов, полный неизреченной духовной красоты, и самое Его имя. Точно так же и ныне пусть идет жизнь человечества куда-то вперед, однако куда именно? И ко всем ли настроениям этого человечества должны мы, деятели церковной школы, применяться, зная, что с движением человечества вперед неизменно умаляется вера в людях, растет неверие, умножаются преступления и беззакония?

Да будет же наша церковная школа неизменно ревнительницею правды Христовой вечной, которую еще до пришествия Христа на землю проповедали святые пророки, которую проповедует доселе святая Церковь и будет проповедовать неизменно до скончания века! Пусть сменяются настроения человечества, пусть оно, как утверждают, постоянно движется куда-то вперед, мы, заимствуя с великою осторожностью лишь лучшее в этом движении, должны идти неизменно царским путем правды и любви Христовой.

Будем готовы встретить и насмешки, злословия злословящих, даже гонения по примеру Самого Христа (Рим. 15, 3; Пс. 68, 10) или еще ранее по примеру пророков, явивших нам образ злострадания и долготерпения (Иак. 5, 10),. и мы сподобимся утешения, какое было послано великому Илии пророку. Как этому пророку, неутешно скорбевшему, что кроме него не осталось в Израиле служителей Бога истинного, сказано было Господом: Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом (Рим. 11, 4; 3 Цар. 19, 18), так и ревнители о Боге, истинные сыны и дщери святой Церкви, увидят, как еще много в народе преданности святой Церкви и какой великий остаток его может быть спасен для Господа. Аминь.

228 Произнесено в церкви Олонецкой Духовной семинарии 20 июля 1908 года во время педагогических курсов для церковных школ. (Приложение к № 17 ОЕВ. 1908. С. 1.3.)

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 291. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия