СинтоизмСинтоизм является национальной религией Японии, и он испытал сильное влияние со стороны буддизма, конфуцианства и, в последнее время, христианства. Учение «синто» (буквально — «путь богов») представляет собой сочетание множества концепций; практика и философия синтоизма многовариантна. Синтоизм — неразвитая, примитивная религия, по большей части заключающаяся в поклонении духам природных стихий и обожествленным людям. Определяющая идея синтоизма — поклонение Ками, совокупному представлению о богах, природных стихиях, сверхъестественных силах и обожествленных людях. Ками — это все сущее, и все сущее есть Ками. Это некое божественное сознание, пронизывающее вселенную, жизненная сила мира. Синтоизм, таким образом, по своей сути пантеистичен; в нем не проводится четкой границы созданием и Создателем. Происхождение этой древней религии неясно. Название ее состоит из двух китайских слов: «шен» (дух) и «тао» (путь). Существует и японское название синтоизма — «ками но мичи», означающее «путь богов». Буддизм проник в Японию в 522 г. н.э. из Китая и Кореи. Приблизительно через 200 лет в результате реакции на буддизм появились две книги священных текстов синтоизма: «Кодзики» («Хроники древности») — в 712 г. и «Нихонги» («Японские хроники») — в 720 г. В книгах этих повествуется, что после образования неба и земли два божества Идзанаки и Идзанами стояли на парящем небесном мосту. Идзанаки, скучая, играл копьем и мутил им воды океана. Когда Идзанаки поднял копье, с неба упали капли, образовавшие Японские острова. Идзанаки и Идзанами сошли на острова и породили другие божества и весь японский народ. Одно из основных божеств, появившихся в результате этого союза,— богиня Солнца Аматэрасу. Внук этой богини Тэнно сошел на острова и стал первым японским императором (микадо) в 660 г. до н.э. Японская традиция утверждает, что все императоры этой страны происходят по прямой линии от первого микадо; с этим связано весьма распространенное в стране поклонение императору. Синтоисты настаивают на любви и преданности японской нации к ее императору. Ярко выраженный национализм делает учение «синто» чисто японской религией. Синтоисты считают, что спасение достигается соблюдением множества общественных и индивидуальных табу, которые стали органической частью жизни большинства японцев. Ритуальная чистоплотность (омовение тела и аккуратность в быту) при этом имеет очень большое значение, так как синтоисты верят, что чистота отпугивает злых духов. Кроме того, синтоисты умилостивляют богов и духов предков приношениями пищи и рисовой водки (сакэ). Жрецы синто совершают регулярные ритуалы в более чем 100 000 святилищ. В доме каждого синтоиста тоже есть святилище, называемое «камидана»; здесь хозяин дома приносит жертвоприношения и молится. Домашнее святилище -это обычно невысокая полка, на которой расставлены изображения богини Солнца и других богов. Спасанием синтоисты называют такое состояние, в котором человек недосягаем для злых духов и несчастий этого мира. У них нет ясной концепции греха и праведности. Человек хорош постольку, поскольку он создан богами,— считают синтоисты. Поэтому тот, кто умилостивляет богов и духов умерших, в точности соблюдает все табу и поклоняется Ками (совокупности богов языческого пантеона), обретает покой и бессмертие, соединяясь с духами предков в бестелесной субстанции. Буддисты, постепенно внедряя свое учение на японских островах с 800 до 1700 гг. н.э. в форме Ма-хаяны, не отвергли синтоистские божества, но включили их в свою систему, отождествляя каждое с различными Буддами и Бодхисатвами. Однако националистические настроения в Японии привели к тому, что в 1882 году император Мейдзи официально провозгласил синтоизм государственной религией. Синтоизм стал политической силой, с помощью которой подогревались идеи превосходства японской нации и божественного предназначения Японской империи. Были учреждены государственные храмы общенационального значения. Синтоистское государство стало одной из движущих сил мировой войны. Поэтому, когда 1 января 1946 г. император Хирохито отказался от обожествления своей личности, основы синтоизма пошатнулись. Синтоизм как государственная религия был отменен, но народные его формы сумели пережить время. В настоящее время насчитывается почти 150 синтоистских сект различного направления и отличающихся большой активностью, помимо приверженцев народных верований. В массовой форме синтоизм сводится лишь к обычаям и нормам поведения, тогда как сектанты имеют конкретную программу действий. Таким образом, синтоизм — примитивная этническая религия, имеющая языческую окраску. Его концепция Ками (совокупность божеств) далека от личного библейского Бога — Творца. Люди, не принадлежащие к японской нации, согласно учению синтоизма, ставятся на порядок ниже. Всячески поощряется националистический дух. Идея греха и нравственной вины почти не играет никакой роли. Вместо системы этических представлений предлагается набор общественных и индивидуальных запретов. В отличие от Библии учение синто основано на сказочных мифах и легендах, никак не подкрепленных научными или историческими фактами. Вопросы к теме: 1. Чем объяснить такое разнообразие религий в мире? 2. В чем заключается уникальность христианства по отношению к другим религиозным культурам? 3. Перечислите великие мировые религии. Какие религии бывают еще? 4. Расскажите об этнической религии индуизме..5. Расскажите об этнической религии Китая даосизме. 6. В чем особенности религии синтоизм?
|