Студопедия — X. Реформация
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

X. Реформация






История движения. Реформация проходила под лозунгами «исправления» Церкви, которое преимущественно понималось как избавление от всего излишнего и вредного, что привнесено было стараниями римского руководства и не соответствовало первоапостоль-скому христианству. Далеко не случайно Реформация началась в Германии. Германия формально входила в состав Священной Римской империи, но фактически политические связи между Италией и Германией были ослаблены. Император олицетворявший идею единого государства, давно превратился в чисто номинального правителя, избираемого более могущественными князьями. Сама империя уже не была прочно организованным целым и являлась простым конгломератом княжеств, городов и еще более мелких социальных структур. Немецкое бюргерство видело в Римской Церкви опору феодальных властей и консервативный институт, препятствующий свободному решению экономических задач. Князья и дворянство видели в лице Церкви мощного конкурента и желали его разорения с тем, чтобы присвоить церковное имущество. Охотно поддерживали нападки на Церковь и немецкие гуманисты, неустанно критиковавшие ее иерархов.

Поэтому, когда раздался призыв к разрыву с Римом Мартина Лютера, многие уже давно были готовы на него откликнуться.

Знаменитый реформатор родился в Тюрингии в семье со скромным достатком. Тем не менее он получил хорошее образование в Эрфуртском университете. В то время был искренним католиком, глубоко верующим человеком, почитателем блаженного Августина. Много времени проводит за чтением Библии. В 1505 г. ушел в августинский монастырь, что вызвало недовольство родителей. Впоследствии Лютер перебрался в г. Виттен-берг для служения в приходском храме и преподавания в университете.

В 1510г. был направлен орденом августинцев в Рим по служебным делам. Город произвел на Лютера смешанное впечатление. Великолепие и упадок католицизма ощущались там в равной степени. Кроме того, его заинтересовало повальное увлечение идеями гуманизма, а также он испытывал стремление овладеть древними библейскими языками — ивритом и греческим — для чтения Библии в подлиннике. В 1517 г. в окрестностях Виттенберга появился доминиканец Те-цель, торговавший индульгенциями в пользу папы Льва X, имеющего нужду в деньгах для довершения строительства храма св. Петра в Риме.

Прихожане Лютера стали пренебрегать посещением церковных служб, уверовав в отпущение грехов через покупку папских индульгенций за деньги. Эти обстоятельства заставили Лютера не только задуматься о существе индульгенций, но и выразить резкий протест Тецелю. Возник конфликт.

Результатом этих событий стали 95 тезисов, направленных против индульгенций и обнародованных публично у ворот Виттенбергского храма 31 октября 1517 г.

Тезисы эти были полемически остры, и смысл их сводился к тому, что только исключительно через глубочайшее покаяние и действие Божией благодати обретается истинная вера, которая одна только и может оправдать человека в глазах Бога. Он утверждал: непреложно одно Священное Писание, и христианин оправдывается на суде Божием одною верой. (Эти два главных свои заблуждения: отвержение священного предания, как живого голоса Церкви и отрицание необходимости для спасения подвигов добродетели христианской — более подробно и полно развил Лютер в сочинениях против своих противников позже).

Что же касается добрых дел (внешних выражений благочестия), то они лишены всякой ценности. Между человеком и Богом устранялись всякие посредствующие инстанции.

Тецель пожаловался в Рим. Дело дошло до Папы Льва Х-го, который, будучи весьма просвещенным гуманистом, увидел в этом инциденте лишь проявление традиционной конкуренции между монашескими орденами, но для прояснения ситуации все-таки вызвал Лютера в Рим.

Вмешательство Фридриха Мудрого избавило Лютера от необходимости совершить это опасное путешествие. Римский Престол удовлетворился обязательством теолога не выступать публично со своими идеями до окончательного разрешения вопроса на ближайшем Соборе. Лютер ждал Собора до 1520 года. Тем временем его воззрения все более и более приобретали популярность среди различных слоев населения и становились знаменем общенемецкого движения. В этих условиях Лютер решился на открытый конфликт с Церковью. Выступая на диспутах, он заявлял что власть папы и Соборов не может распространяться на души христиан. Ответом на это выступление стало отлучение от Церкви и предание анафеме (церковному проклятию). Властям предлагалось схватить и наказать еретика открыто вставшего на путь разрыва с Римской Церковью. Покровительствуемый Фридрихом, Лютер публично сжег папский документ (буллу) о своем отлучении 10 декабря 1520 г.

В 1521 году Лютеру однако пришлось предстать перед собранием высших чинов империи в Вормсе. Присутствовал и сам император. Но и в этом высоком собрании Лютер на предложение отречься от высказанных ранее взглядов ответил, что это для него невозможно, если только его не убедят свидетельствами из Писания или же очевидными доводами разума. После этого он был отпущен, а обсуждение прекращено. Но в последний день заседаний, когда Лютер и большинство его сторонников уже покинули Вормс, не ожидая ничего нового, папские прелаты сумели добиться принятия резолюции, осуждавшей учение Лютера как еретическое, а его самого объявлявшей вне закона.

Отныне Лютер вынужден был прятаться под чужим именем. Фридрих укрыл его в замке Вартбург, где он оставался до весны 1552 г. и где приступил к переводу Библии на немецкий язык.

Идеи Лютера во время его вынужденного заключения продолжали распространяться. Нередко они принимали более радикальный характер в практическом осуществлении последователей Лютера. Ведь сам Лютер предлагал отказаться только от того, что, по его мнению, Писание отвергает. Другие из его лагеря считали, что упразднить нужно все, что в Писании не находит поддержки. Если Лютер отверг пять из семи Таинств Церкви, почитание святых, св. мощей, посты, священноначалие, монашество и поминовение усопших; то к 1522 г. по сути начался мятеж против всякой власти, как Божественной, так и человеческой. Это движение получило название анабаптизма. Постепенно это движение приобрело грубо политическую окраску, а его религиозная система была поглощена социально-политической под лозунгом «свержения католицизма». Суконщик Николай Шторк, магистр искусств Томас Мюнцер и группа мятежников явились в г. Виттенберг и стали проповедовать «святость невежества» — что искусство и знания являются грехом. Студенты отказывались учиться, жгли книги. Начались церковные погромы, преследование инакомыслящих в университете. Фридрих Мудрый, на глазах которого все это происходило, понимал, что обретение истины связано со спорами и тревогами, но никак не мог согласиться с тем, что свобода от заблуждений должна и может быть навязана насильно. Он вызвал из Вартбурга Дютера для установления спокойствия. С большим трудом последнему удалось прекратить бесчинства, но только в этом городе. Идеи анабаптизма* нашли поддержку в широких массах. Успех их проповеди, дополнявшийся радикальными социальными идеями уравнительного характера, призывом к вооруженной борьбе с угнетателями и немедленному установлению Царства Божия в Германии, явно обнаружился в ходе Великой Крестьянской войны 1524-1525 гг.

Зачинщики гражданских смут широко использовали мотивы борьбы с Католической Церковью пытаясь Писанием обосновать свои радикальные политические, социальные и экономические притязания. Естественно, что восставшие, ссылаясь часто на Лютера, были далеки от него в своих намерениях и убеждениях.

Хотел того Лютер или нет, но радикалы перевели вопрос о реформе в практическую плоскость, и он был вынужден заняться устройством новой церковной жизни, что, в конечном итоге было закреплено документом, называемом «Аугсбургским Вероисповеданием», представленным сотрудником Лютера Филиппом Ме-ланхтоном рейхстагу в Аугсбурге в 1530г.

В этом систематическом изложении лютеранского вероучения утверждалось помимо всего прочего, что главой Церкви по праву должен являться светский владетель. Это решило все. Составился сильный союз князей — протестантов для совместного отстаивания дела реформы. После двух войн с католиками, предводительствуемыми императором, князья — протестанты добились признания права устраивать религиозную жизнь в своих владениях по собственному усмотрению. По Аугсбургскому мирному договору (1555 г.) католицизм и лютеранство уравнивалось в правах. Другие же христианские конфессии исключались.

Так появилась первая ветвь Протестантизма — Лютеранство.

Несколько позднее чем Лютер, включился в дело реформы Церкви Жан Кальвин (1509-1564 гг.). Ему удалось создать наиболее последовательную доктрину и встать после смерти Лютера во главе всей Реформации, которая к этому времени приобрела уже характер широкого международного движения. Кальвин родился во Франции в состоятельной семье, имевшей связи в церковных и аристократических кругах. Образование получил в Париже и Орлеане — по философии и праву. Как и многие в его время, Кальвин увлекался гуманистическими идеалами, но в 1532 г. усвоив основной догмат Лютера, он быстро превратился в весьма популярного среди парижских протестантов проповедника и погрузился в теологическую проблематику.

Поскольку французское правительство стремилось воспрепятствовать распространению в стране протестантизма и преследовало инакомыслящих, Кальвин был вынужден оставить Францию. Обосновался он в Женеве, где встал не только во главе основанной им Церкви, но фактически и во главе управления городом, превратив его в центр протестантского образования и в убежище гонимых единоверцев.

Основным теоретическим сочинением Кальвина является труд «Наставление в христианской вере». Он работал над ним всю жизнь публикуя все новые редакции, несколько обратные от первоначальной 1536 г. Последняя авторская редакция вышла в 1559 г.

Его вероучительная особенность, по сравнению с лютеранством, заключалась в том, что Кальвин дополнил учение Лютера догматом о безусловном предопределении. Разделяя мысль Лютера об оправдании верой, с особой резкостью подчеркнул традиционную, свойственную и предшественнику (как всякому последователю блаж. Августина) мысль, что сама вера — есть свободный дар Божий, несоизмеримый по своей значимости с человеческим ничтожеством и, естественно, не зависящий от усилий человека. Дарует веру и спасение только Бог Своей собственной волей, Он изначально и непреложно предопределил одних к спасению, а других — к гибели. Истинная и невидимая Церковь и есть союз избранных. Но поскольку пути Господни неисповедимы, и никто не может знать своей судьбы, то всем следует поддерживать готовность к высокому избранию.

Церковь видимая и есть союз для взаимного поддержания такой готовности. Отсюда вытекает право и обязанность Церкви добиваться от своих членов правильных взглядов и повеления, используя отлучение, покаяние и прочие виды наказаний.

Что касается церковного устройства, то Кальвин пошел в этом вопросе по стопам бернского реформатора Цвингли, но с существенными отличиями. Дисциплинарная власть присваивается не общине, а пастору и совету пасторов — консистории. Выборы пасторов производились общиной, но по представлению опять же консистории.

В вопросе о Таинствах Кальвин в основном следовал мнению Лютера. Однако он полагал, что реальное Пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Господню происходит только в том случае, если причащается

человек, избранный Богом, являющийся членом истинной невидимой Церкви.

Единственным праздником у Кальвина считалось воскресение. Влияние Кальвинизма распространилось в той или иной степени на Англию, Шотландию, Голландию, Данию, Францию. Во Франции это движение называлось гугенотами, а в Англии пресвитерианами. В Германии же кальвинизм был легализован только в 1648 г., но никогда не мог составить существенной конкуренции лютеранству.

Так появилась вторая ветвь протестантизма — реформаты.

Своеобразный характер приобрела реформация в Англии. Она началась по инициативе короля и парламента с 1530 г., а поводом к отпадению Англии от Рима послужило дело о разводе короля с Екатериной Арагонской.

Поскольку Екатерина Арагонская была родственницей немецкого короля, то Святой Престол, не желая возникновения неурядиц и политической нестабильности в Западной Европе, а также неприязни и непонимания немецкого короля, отказал Генриху VIII-му в расторжении брака. Король Генрих VIII-ой женился уже шестой раз и, конечно, формальный повод для отказа был. Английский король аппелировал к своему парламенту.

3 ноября 1534 г. парламент провозгласил короля единственным главой английской Церкви. С 1535 г. началась конфискация монастырской собственности, завершившаяся к 1539 г. Параллельно начинается работа над богословски обоснованной концепцией, призванной оправдать действия властей. Первоначально предполагается весьма умеренный вариант, сохраняющий многие черты католицизма, но сокращающий число Таинств до трех и сводящий все церковное предание только к решениям первых четырех Вселенских Соборов. Позднее англиканское исповедание существенно приблизилось к лютеранству: признавалось, что одного усвоения Писания достаточно для спасения; Таинств три (Крещение, Исповедь, Причастие); учение о сверхдолжных заслугах святых ложно; обет безбрачия священнослужителей не обязателен (хотя епископальная система сохранилась).

События, связанные с английской революцией, распространением сектантских идей (пуритане, инде-педенты) мало повлияли на английскую Церковь, которая была одинаково нетерпима как к сектантам, так и к протестантам других ветвей.

Так появилась третья ветвь Протестантизма — ан-гликане.

XI. Современное состояние Протестантизма

Лютеранство, кальвинизм и англиканство далеко не исчерпывает всего разнообразия Протестантизма.

Это так называемый ортодоксальный Протестантизм, а есть модернистский, к которому относится огромное множество более мелких направлений, называемых деноминациями или проще — сектами. И если первую группу протестантов еще можно с натяжкой именовать Церквями, то у последних никакой Церкви

не может быть в принципе. Более того, их дезинтеграция (расслоение, распад на еще большее число) столь очевидна, что сориентироваться в этой лавине сект и направлений они и сами не в состоянии.

«Секта» — слово латинское и в переводе на русский язык значит «правило» или «метод». Для различных сект характерна претензия на исключительность своей роли, идейных принципов и установок. Доминирует настроение избранничества и тенденция к активному миссионерству. Резко выражено стремление к духовному возрождению, признаком чего является строгое соблюдение определенного нравственного кодекса и обрядовых предписаний. Полностью отрицается институт священства, подменяясь принципом «всеобщего священства», а пастырство внутри общины избирается по мистически-субъективной внутренней установке совокупно всеми членами секты.

Считается, что избранный лидер получил как милость Божию особую способность и мудрость к руководству общиной. Подчеркивая равенство всех членов, добровольность их объединения, акцент делается на возрождение (или обращение), которое предшествует членству. Эти основные указанные черты присущи многим религиозным объединениям, то есть являются своеобразной моделью сектантства.

Прошли столетия, и с усилением христианской Церкви слово «секта» стали применять лишь к тем христианским обществам, которые хотели жить лишь сами по себе, совершенно отдельно от ортодоксальной Церкви и обособляясь от нее в учении или порядке, управлении или дисциплине, имели в себе характерные

признаки ереси или раскола.

В третьем и четвертом веках количество сект особенно увеличивается. Возникают секты донатистов, монтанистов, эмбионитов. Обращаясь к Новому Завету, уже на его страницах увидим упоминание об имеющихся и грядущих отступлениях от истины. В книге «Откровение Иоанна Богослова» святой апостол упоминает николаитов, сторонников Иезавели. Также в 1 Послании к Коринфянам апостол Павел убеждает отступится верующих от разделения и не говорить «Я Павлов», а «Я Кифин...» (1 Кор. 1:11-12).

В настоящее время у нас под сектой разумеется такое отделившее себя от единства Кафолической Церкви, ее учения и Таинств, религиозное общество, которое имеет особое, отличное от Нее учение, богослужение и структуру, и живет отдельной самостоятельной жизнью, стремясь в своей замкнутой среде осуществить религиозные идеалы.

Наиболее крупными известными сектами в настоящее время являются: баптисты, пятидесятники, адвентисты 7-го дня, свидетели Иеговы, меннониты, квакеры, методисты, «Церковь» Христа (ЦХ), Армия Спасения, мормоны, «Богородичный центр» и ряд других.

К модернистскому Протестантизму можно отнести и ряд деструктивных (тоталитарных) культов псевдохристианской направленности.

Культ — это группа людей, убеждения которых основаны на представлении о превосходстве определенного лидера, что неизбежно влечет отрицание центральных доктрин христианства, как они изложены в Библии.

Наиболее известные культы: «Церковь Единения» Муна, Аум-Синрике, «Белое братство», «Церковь Христа» Кил Мак Кина, «Христианская наука» Мер-ри Беккер, Теософское общество, культ «Форум» Эр-харда и многие другие.

Все культы делятся на пять категорий: (1) псевдохристианские, (2) восточные, (3) псевдонаучные, (4) синкретические, (5) оккультные.

1. Псевдохристианские культы. Сторонники их считают свое учение истинно христианскими, тогда как на самом деле таковыми их не назовешь. Это: «Международный путь», «Христианская наука», «Вселенская Церковь Божья», «Иглезия ни Кристо на Филиппинах».,,.

2. Восточные. Эти культы не претендуют на связь с христианством. Их мировоззрение существенно связано с индуизмом, буддизмом, даосизмом, шинтоиз-мом, язычеством. К этой категории принадлежат движения: Хари Кришна, Миссия Божественного света, Трансцендентная медитация, приверженцы гуру Радж-ниша, общество Рерихов, Японское буддийское движение Сока Гоккай и еще несколько других.

3. Псевдонаучные. К этой категории принадлежат культы, которые представляют себя в основном как психотерапевтические организации. Они проводят сеансы для лечения людей — как физически, так и душевно. В то же самое время их мировоззрение связано с языческими культовыми идеями. К ним относят культы: «Наукологию», «Умственный контроль Сильвы», «Форум Эрхарда», Основание человеческого понимания Роя Мастерса, экстрасенсорика.

4. Синкретические. Учения культов этой категории преимущественно состоят из элементов двух или более религий. Очень часто это сочетание происходит путем переистолкования противоположных идей так, чтобы они согласовались друг с другом. К этой категории принадлежат культы: Теософское общество, Бехаизм, Масонство, Церковь Единения Сет Мен Муна.

5. Оккультные. Слово «оккультизм» обозначает скрытый, тайный, мистический. В эту категорию входят культы: Движение нового века, астрология, сатанизм, группа эканкар, спиритуалистическая церковь.

Иногда дифференцировать культ достаточно сложно, так как грань сглажена. Например, «Теософское общество» является одновременно синкретическим псевдохристианским и оккультным, а, например, «Церковь Единения» Муна — псевдохристианское и синкретическое и так далее.

Х11 Заключение

Обобщая все вышесказанное и подводя его к общему знаменателю, следует заметить, что хотя сущность христианской догматики и излагается в Символе Веры, однако христиане разных ориентации вкладывают разный смысл в слова Символа. Вот как говорит об этом православный философ — славянофил Хомяков:

«...Важность правильного понятия о Церкви такова, что между тем как ложный догмат, касающийся даже самых основных влияний истин христианства, может ограничивать свое вредоносное влияние одним кругом

понятий к нему относящихся, оставляя все прочее неповрежденным и истинным, то ложное понятие о Церкви неминуемо ведет хотя иногда и медленным, но неизбежным логическим процессом к ниспровержению всего христианского учения, лишая его всякого основания и всякой опоры».

«Во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» — предваряем мы окончание Символа веры таким чином. Поэтому само значение Откровения (что является доминирующим звеном в Православии) будет зависеть от того, какое значение придаётся понятию Церкви, ибо отношение Церкви к Откровению совершенно то же, как отношение суда к гражданскому закону с тою, конечно, разницей, что внутренняя достоверность заменяется в последнем случае внешней обязательностью. То есть, иначе говоря, самое значение Откровения будет зависеть от того, какое значение придается понятию Церкви и нераздельному с нею понятию о ее непогрешимости. Таких понятий в христианском мире существует три. Так, понятие православное утверждает, что Церковь есть собрание всех верующих всех времен и народов во главе с Иисусом Христом и под водительством Святого Духа приписывающее Церкви, таким образом понимаемой, непогрешимость. Католическое понятие сосредотачивает понятие о Церкви в лице Папы и потому приписывает ему непогрешимость. Понятие протестантское переносит право толковать Откровение на каждого члена определенной деноминации (секты), а потому и переносит на каждого же и непогрешимость относительно его самого.

Поэтому вся сущность религии, по протестантскому воззрению, необходимо сводится на одно лишь субъективное чувство.

То есть, представитель, скажем, мистических сект не удостоит вниманием всего того в Св. Писании, что покажется ему слишком простым и естественным (ведь в мистических сектах непогрешимость последователей идет от непосредственного просветления каждого из них Духом Святым), тогда как рационалист, наоборот, отвернется от всего, что покажется слишком таинственным и сверхъестественным. Так, отвергнув церковные предания, Лютер, вместе с тем, устранил из проповеди текст апостола Павла, где повелевается держаться преданий (1 Кор. 11:2 и 2 Фессал. 2:15). Кальвин идет дальше и совсем не упоминает беседу Иисуса Христа с учениками о значении Причащения.

Одним словом, после Лютера, Кальвина и англи-кан расколы пошли быстрее, чем можно было ожидать. Дробление продолжается и сейчас. Но судьба протестантизма постигла и русский раскол XVII века. Появились беспоповцы, беглопоповцы, дьяконово согласие, лушковское согласие, перемазанцы, окружники, раз-дорники, перекрещенцы, нетовцы, авраамовцы, расст-риженцы, дырники, странствующие, молокане, прыгуны, скопцы, хлысты и многие другие. И все они (или их большинство), как неугодные Богу, как творение человеческому своеволию, исчезли. И если русский раскол перестал дробиться, поскольку и дробить-то стало нечего, то на западе этот процесс даже и сейчас набирает силу. «Многие придут под именем Моим»,— говорит Христос (Мф. 24:5).

Под Его именем пришли в мир многие лжепророки: Сет Мен Мун со своей «Церковью унификации» и уже объявившим себя третьим Адамом, и Моисей Берг со своей общиной «Дети Бога», где воплощены все мерзости мира — сластолюбие, цинизм, стяжательство, и Джон Джонсон, который основал колонию «Народный храм» 914 членов которой в 1978 г. по призыву своего вождя приняли яд, и Марина Цвигун, объявившая себя новым богом...

Цель духа тьмы предельно ясна: раздробить Церковь Христову на мелкие куски, превратить по возможности в пыль и, таким образом, руками же верующих уничтожить дело Божие. «Симоне, Симоне, се сатана просил сеять вас, яко пшеницу...» (Лк. 22:31).

И сектантские вожди вольно или невольно, сознательно или несознательно, но помогают ему в этом. Вот и получается подгонка Истины Божьей к самому себе, к своему греховному пониманию. Западный богослов Уильям Баркли писал: «Ересь происходит от желания и попыток создать религию, которая бы устраивала людей, была бы популярной и привлекательной. Сделать это — значит разбавить религию водой, устранить из нее муки, самоосуждение, смирение и нравственные требования».

Брат американского президента Уильямсон Кеннеди рассказал об одном старике, который вспомнил однажды факт своего детства. «Когда я был мальчишкой,— рассказывал старик,— я часто играл на большом пустыре, в центре которого пересекались две дороги, и на их перекрестке стоял покосившийся указательный столб. Помню, как однажды я повернул его.так, что он стал показывать неверное направление. И с тех пор я часто думаю о том, сколько людей пошло по неверной дороге по моей вине». Если пилот авиалайнера уклонится в воздухе всего на градус от маршрута, то он приземлится не только не в пункте назначения, но скорее всего в другом регионе страны...

Сектантство дает людям неверное направление, или полуправду, а словами И.Кронштадского — «истину в неправде». Христос Спаситель говорил о едином камне веры, на котором созиждется Его Церковь. (Мф. 16:18).

В 1054 году этот камень дал первую трещину, о которой мы теперь сожалеем. В 1517 году католический камень треснул повторно, и в мире появился Протестантизм. Теперь на протяжении сотен лет каждый желающий отбивал и отбивает себе от последней глыбы кусочек, создает на нем свою человеческую церковь вместо Христовой. Дробление этого камня происходит все интенсивнее, с воодушевлением и завидной настойчивостью, так что есть все основания полагать,— этот камень веры вскоре превратится в пыль. То, к чему стремился сатана и от чего предостерегал Христос в первые века н.э. совершается сейчас, и к тому же, к сожалению руками самих христиан.

Вопросы к теме:

1. Что такое грех? Формула греха. Дать пояснение.

2. Канон Священного Писания. На какие книги делится Библия?

3. Переводы Библии.

4. Основные ветви христианства.

5. Что такое Церковь? Дать ее определение.

6. Что такое церковные Таинства?

7. Что такое православный катехизис? Из каких частей он состоит?

8. Определение веры, надежды, любви.

9. Виды молитв. Перечислить по порядку заповеди.

10. Православие и Католицизм.

11. Ортодоксальный и модернистский Протестантизм.

12. Деноминации и культы.

13. Крестная символика.

 

Необъятный мир Вселенной

Разве можно не понять язык звезд? Нас ждут чудеса, отзвуки которых, даже далекие, похожие на легкий шепот, достигая Земли на протяжении столетий, завораживают и манят к себе людей. Но лишь сегодня с помощью мощных телескопов, позволяющих проникнуть в космос на 6 тысяч триллионов миль и обладающих светочувствительностью в миллион раз большей, чем человеческий глаз, лишь сегодня с помощью этих научных приборов человек мог преобразовать эти едва различимые шорохи Вселенной в дивные аккорды.

Хочу пригласить Вас в короткое увлекательное путешествие в страну звезд. Мы поднимемся к высотам света и печали, неизреченного восторга и удивления на борту суперсенсорного космического корабля, бороздящего просторы Вселенной со скоростью более чем скорость света (300 000 км/сек).

Пусть нашей первой планетой будет Солнце. Только ему можно было бы посвятить не один час, ибо это — чудо нашей солнечной системы. Трудно даже себе представить гигантские масштабы топки, которая выдавала бы столько света и тепла, сколько исходит от Солнца. Откуда берется весь этот неиссякаемый и кол-лосальный жар, непостижимо даже для ученых.

Вся проблема в том, что определить каким источником этот жар поддерживается на протяжении тысячелетий бессильны не только гипотезы, но даже воображение. Поверхность Солнца — это гигантские языки пламени, взвивающиеся на 300, 400 и 500 тысяч километров в космос. Предполагается, что эти мощные языки пламени — результат водородных взрывов, по аналогии взрывов водородной бомбы созданной человеком, но вот источник этих взрывов остается загадкой.

Вот планета Марс. Эта таинственная планета давно интриговала научные умы. Была запущена серия космических кораблей «Маринер» в рамках исследования этой загадочной планеты.

На фотографиях видны красно-оранжевые пустыни, каньоны, серо-голубые моря, которые четко просматриваются в мощные телескопы с Земли. И все-таки что это наблюдается: пыльные бури, грозовые тучи или оазисы в марсианских пустынях; чем объяснить активное перемещение темных участков на поверхности планеты? Есть ли на Марсе растительность? И каков характер его атмосферы? Ясно просматривается и южная полярная шапка этой планеты — не ясно одно, что же она из себя представляет — замерзшую воду или сухой лед? Разглядеть существование жизни на Марсе телескопом, к сожалению, не под силу. Загадочная красная планета не открыла большинства своих тайн.

А вот еще одна планета нашей Солнечной системы — Сатурн, окруженный великолепными концентрическими кольцами, проносящимися как гигантская золотая комета в его ночном небе. Кольца эти состоят из миллиардов твердых частиц. Трудно себе представить, что внешний диаметр колец Сатурна составляет300 000 километров, и при этом толщина их всего порядка 20 километров.

Но вот мы покидаем нашу Солнечную систему и преодолеваем пространство, на которое нам понадобилось бы 36000 лет, если бы мы двигались не спеша, со скоростью света — 300 000км/сек.

А между тем, наша вера в Создателя и в явленное Им Слово неизбежно находит подтверждение и подкрепляется все новыми открытиями в этих космических коридорах. Раз за разом мы убеждаемся, что движением звезд правит порядок и продуманность, а не случай и хаос.

Однажды мудрец изрек: «О Боге свидетельствуют две вещи: звездное небо над нами и внутренний закон правды внутри нас.» Библия как бы продолжает эту мысль: «Можешь ли ты взять узел Хима и разрешить узы Кесиль? Можешь ли ты выводить созвездия в свое время и вести Ас с ее детьми?» (Иов 38:31, 32).

Хима. Как известно астрономам — древневосточное наименование цепи Плеяд (Стожары и Воложары) в созвездии Тельца, которые имеют общие направления, связующие их в одну гроздь. Двигаясь с огромной астрономической скоростью эти звезды, невзирая на то, что они разбросаны на необычайно далеком друг от друга астрономическом расстоянии, имеют какое-то непостижимое свойство держаться друг за друга. Бог спрашивает: Может ли кто иной, кроме Него, Творца мира, завязывать подобные планетарные узлы?

Кесиль — в современном названии это созвездие Ориона. Оно состоит из двух звезд первой величины и огромного числа более мелких звезд, образующих так называемый «Пояс Ориона». Астрономы и астронавты,

наблюдавшие небо в полете, единодушно утверждают, что созвездие Ориона самое изумительное по красоте.

Ас. Звезда Ас имеет современное название Арк-тур — звезда первой величины в созвездии Большой Медведицы (Волопаса). Это самая удаленная от нас в пространстве звезда, но постоянно руководит движением других звезд в созвездии как своими детьми.

Безусловно, что в этой гармонии и точном порядке, подчиненном неведомому уставу должен быть Хозяин.

Размеры Вселенной поистине внушают благоговейный страх. Но то же самое можно сказать о ее чудесном устройстве. От безмерно большого, до бесконечно малого, от скоплений галактик до атома — повсюду для Вселенной характерна великолепная организация. Американский журнал «Дискавер» заявил: «Мы с удивлением ощутили порядок, и наши космологи и физики продолжают находить новые, удивительные грани этого порядка. Мы привыкли говорить, что это чудо, и по-прежнему позволяем себе говорить о Вселенной как о чуде».

Бывший астронавт Джон Гленн обратил внимание на «порядок во всей окружающей Вселенной» и на то, что галактики «все движутся по установленным орбитам в определенном соотношении друг ко другу». Поэтому он спросил: «Могло ли это произойти просто случайно? Было ли это случайностью, что дрейфующие предметы вдруг сами себе начали перемещаться по этим орбитам?»

Его заключение гласило: «Я не могу в это поверить. Разумная Сила привела все эти предметы на орбиту и удерживает их там». Вся наша Вселенная, начиная с атомов и кончая галактиками, управляется оп-

268 В. М. Чернышев Религиоведение

ределенными физическими законами. Например, есть законы управляющие теплом, светом, звуком и тяготением. Ракетостроитель Вернер фон Браун заявил: «Законы природы во Вселенной настолько точны, что у нас нет трудностей с постройкой космического корабля для полета на Луну, и мы можем рассчитать полет по времени с точностью до доли секунды. Но эти законы должны были бы быть Кем-то установлены».

Мы же, тем временем, продолжаем наш полет в безграничной и бесконечной Вселенной. Непостижимые небесные расстояния прорезают великолепные по своей красоте жемчужные мироздания, каждая по своей четкой орбите.

Они составлены из миллиардов огненных солнц, подобных нашему. И куда бы мы не кинули взор, все находится в постоянном движении. Они плывут по безбрежным просторам бесконечности, словно пассажиры океанского лайнера — гиганта, двигаясь в разных направлениях по его многочисленным палубам, при этом все плывут в одном и том же направлении на борту одного корабля.

Вот мы наблюдаем созвездие Геркулеса — гигантская группа из пятидесяти тысяч солнц, которые похожи на сверкающие алмазы, разбросанные на черном бархате ночного неба.

Приблизившись, мы понимаем, что каждая точка света есть не что иное, как гигантское солнце, подобное нашему, и склонны сделать вывод, что вокруг нет места для вращения планет. Но вот обнаруживаем, что среднее расстояние между каждым из этих солнц составляет более десяти триллионов километров!

Это можно представить себе таким образом. Огни наших городов складываются из отдельных огоньков:

уличных фонарей, неоновых реклам, света окон и автомобильных фар. Но когда мы наблюдаем ту световую гамму в иллюминатор самолета, то каждый такой огонек сливается с тысячу других, и центр большого города предстает нашему глазу как одно сплошное световое пятно.

Так же и с Геркулесом. Находясь от нас на расстоянии 34 000 световых лет, его звезды кажутся единым сгустком, единым световым пятном, и нам трудно представить себе, что между ними огромное расстояние.

И вот эти скопления звезд, бесчисленные, как песчинки в море, образуют гигантские галактики, такие как наш Млечный Путь (составляющий более 100 миллиардов звезд), или Андромеда, или скопление галактик в созвездии Девы, удаленном от нас на 50 миллионов световых лет...

Но наше путешествие было бы неполным, если бы мы не рассмотрели созвездие Ориона. Туманность Ориона подобна «сверканию и слиянию, исходящему из-за Геркулесовых Столбов, из жемчуга или слоновой кости, усеянных миллионами алмазных точек», каждая из которых — это сияющая звезда.

И все эти звезды — это гигантские пылающие солнца, по сравнению со многими из которых наше Солнце просто карлик, Например, Бетельгейзе, размеры которого точно рассчитаны на компьютере, достигает 350 000 000 миль в диаметре!

А диаметр нашего Солнца всего лишь 860 000 миль. Бетельгейзе настолько огромен, что окажись он

на таком же расстоянии от нас, как наше Солнце, он бы полностью закрывал горизонт, заслоняя собою все небо. А это лишь одна из звезд, смотрящих на нас из созвездия Ориона.

Орион! Пред ним теряют дар речи блестящие умы, и перо их не в силах описать и выразить, что они видят. Ибо на негативах с гигантских суперсовременных телескопов видна пустота шириной в девятнадцать триллионов миль — огромный каньон в небесах, неописуемо прекрасный — этакий королевский коридор! Поистине чудо из чудес небесных.

Все это необъятное величие потрясает человеческие разум! Безграничность Божьей Вселенной вызывает в нас чувство растерянности, восторга, ошеломленности и одновременно подавленности величием зрелища.

Пытаясь постичь всю полноту этого величия, нельзя не вспомнить библейские слова царя Давида: «Когда взираю на небеса Твои — дел







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 403. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия