Студопедия — Cоциальное зонирование городского пространства
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Cоциальное зонирование городского пространства






А. Мень. Бытие и вера

 

Вся культура из храма. Дж. Фрэзер

То, что религия и в наши дни оказывается связанной с наиболее значительными духовными движениями современности, лишний раз напоминает об укорененности культуры в почве веры. Ведь формы культуры определяются в первую очередь тем, как воспринимает человек окружающий мир, что он думает о себе, о жизни, о Высшем, какие этические принципы руководят его поступками, какие идеалы вдохновляют его творчество. Словом, культура, в конечном счете, зарождается в недрах того, что можно называть религией в широком смысле слова.

История дает множество примеров, показывающих, как идеи и верования двигали миром, как мифы, концепции и убеждения меняли облик культуры. В сфере искусства этот факт неоспорим, но его можно проследить и в эволюции науки.

Едва ли двадцать пять веков назад люди были умственно слабее наших современников. Вспомним хотя бы всеобъемлющие исследования Аристотеля, математические теории Евклида или инженерный гений Архимеда. По каким же причинам прогресс науки и техники оказался настолько замедлен? Античный мир располагал для него всеми предпосылками, но остановился на полпути. По-видимому, важнейшим препятствием оказалось здесь языческое обожествление природы, которое преодолела лишь библейская вера. В ней были заключены те семена, которые дали всходы в новое время. Согласно Библии, человек создан по образу Божию, призван повелевать миром и созидать, а сам мир понимается в Библии как процесс, который должен подчинить материальное мироздание духу. Все эти идеи стали основанием для развития естествознания XVI-XVII веков, из которого родилась современная наука. На это указывал еще в двадцатых годах известный русский ученый В. И. Вернадский. «От религии, – писал он, – как и все другие духовные проявления человеческой личности, произошла наука».

Даже для исследователей, весьма далеких от веры, давно стало ясно, что этика и метафизика, искусство и естествознание обязаны ей своим происхождением. Искусство родилось как культовое, наука и философия возникли как попытка осмыслить религиозный взгляд на мир; мораль, право, семья базировались на заповедях веры. И это относится не только к прошлому. Вера в высший смысл Вселенной сегодня, как и в древности, является стержнем, который придает внутреннее единство любой культуре.

* * *

Что же такое сама религия, религиозная вера, и что ее порождает? Ответы на эти вопросы даются самые различные и порой противоречивые. Так, например, Кант связывал религию с чувством нравственного долго, немецкий богослов Шлейермахер – с чувством зависимости, французский историк Рейнак – с «совокупностью совестливых чувств», английский мыслитель Рассел определял ее как страх перед неведомым, немецкий философ Паульсен – как внутреннее настроение, заключающееся в «смирении и уповании». В настоящее время в литературе имеется более 70 различных определений религии и множество теорий ее возникновения.

…В настоящее время материализм ограничивается обычно тем, что рассматривает религию как неверное, но обусловленное реальными общественными факторами отражение в умах людей материальных условия их существования. Иными словами, «базис», то есть социально-экономические, географические, этнические и прочие внешние причины «первичны» в отношении к религии, которая якобы является их продуктом.

Разумеется, было бы ошибкой отрицать, что материальные факторы оказывают воздействие на духовную жизнь людей; но не менее сильно и обратное влияние, что ставит под сомнение самую идею «первичности». Поясним это примером. По отношению к статуе камень по-своему первичен, но не менее первичны замысел и мастерство скульптора. Можно сказать большее: в замысле изваяние уже присутствует, между тем как камень без него остается всего-навсего камнем. Подобная же «обратная связь» существует между творчеством, мыслью и верой человека, с одной стороны, и материальными условиями его жизни – с другой… Материалистическое объяснение религии, кроме того, плохо учитывает творческий потенциал духовного мира человека; оно не желает считаться с ролью личностного начала, подменяя его общественными отношениями. Между тем, как справедливо отмечал

С. Булгаков, «если есть область, где исключительная роль творческой индивидуальности наиболее бесспорна и очевидна, то это та, где действует вдохновение, неведомым, поистине магическим путем озаряющее человека; такой областью являются религия и искусство»…

Будучи связана с определенной исторической, географической и этнической средой, религия всегда чем-то возвышается над ней. Этим объясняется та поразительная духовная общность, которая нередко возникает у народов, разделенных психологическими, расовыми и историческими барьерами (пример тому – сходство иудейских и кальвинистских общин). И наоборот – два народа могут составлять расовое, экономическое, историческое и географическое единство, а по своему религиозному сознанию существенно различаться.

...Главные барьеры между народами – не расовые, языковые или географические, но различие духа: эллины и варвары, иудеи и неиудеи, мусульмане и индусы, христиане и язычники. Во всех этих случаях существуют разные концепции действительности. Разная мораль и эстетические нормы, словом, разный внутренний мир. В основе каждой цивилизации лежат два духовных фактора: исторически сложившаяся общность мысли и действия и внезапное озарение пророка или мыслителя.... народ, который трижды в день слышит голос муэдзина, провозглашающего единственность Аллаха, не может смотреть на мир теми же глазами, что и индуист, который обожествляет жизнь природы в ее бесчисленных формах и смотрит на Вселенную как на проявление игры космических сексуальных сил.

...Хорошо известно, что влияние современной материальной цивилизации на примитивные народы обычно не ведет к культурному прогрессу. Наоборот, если оно не сопровождается постепенным процессом духовной ассимиляции, оно разрушит культуру, которую завоевало.

Отрыв культуры от ее религиозных основ не может остаться без роковых последствий. Подлинный культурный расцвет немыслим без интенсивной духовной жизни. В самом деле, чем, например, была бы история Израиля без Библии и чем без Библии была бы европейская цивилизация? Чем была бы западная культура без католичества, индийская – без ее религий, русская – без православия, арабская – без ислама? Кризисные и упадочнические явления в культуре, как правило, бывают связаны с ослаблением религиозного импульса, которое приводит творчество к деградации и омертвению.

... Да, религия есть преломление Бытия в сознании людей, но весь вопрос в том, как понимать само это Бытие. Материализм сводит его к неразумной природе, религия же видит в его основе сокровенную Божественную Сущность и осознает себя как ответ на проявление этой Сущности.

1. Соотношение понятия и определения:
Карма – Неизбежное воздаяние человеку в последующей жизни за поступки в жизни предыдущей
сансара – Круговорот перерождений существ в мире страдания
нирвана – Понятие, не имеющее однозначного толкования, но в любом случае это – конец страдания
Бодхисаттва – Человек, достигший состояния Будды, но оставшийся среди людей, чтобы оказывать им помощь
Сутта-питака – Часть буддийского канона, содержащее популярное изложение учения Будды в форме притч, легенд и т.п.

2. Раскол русского православия на никонианское и старообрядческое произошел в …
начале XVIII в.
середине XVII в.
период правления Иоанна Грозного
период правления Петра I

3. Реформация – это …
социально-политическое движение XVI в. против феодализма, выступавшее в религиозной форме
широкое антикатолическое движение в Европе XVI в.
движение за коренную реформу католической церкви, в ходе которого возник протестантизм

4. Религиоведение включает … религии.
историю
экономику
феноменологию
философию

5. Оккультные учения
теософия
кришнаизм
Агни-йога
иеговизм
антропософия

6. Буддизм возник в …
Палестине, I в. н. э.
Аравии, VII в. н. э.
Персии (Иране), VII в. до н. э.
Индии, VI в. до н. э.

7. Первая монотеистическая религия
зороастризм
иудаизм
фетишизм
индуизм

8. Особенности, характерные для “южной ветви» буддизма:
достижение нирваны возможно только для монахов
достичь нирваны может любой последователь Будды
число Будд очень ограничено
число Будд очень велико
достичь нирваны можно исключительно личными усилиями
для достижения нирваны можно опереться на помощь Бодхисаттв

9. Направление буддизма, в наибольшей степени сохранившее особенности первоначального буддизма, т. е. является ортодоксальным
ваджраяна
махаяна
хинаяна
ламаизм

10. Особенности, характерные для “северной ветви” буддизма:
достижение нирваны возможно только для монахов
достичь нирваны может любой последователь Будды
число Будд очень ограничено
число Будд очень велико
достичь нирваны можно исключительно личными усилиями
для достижения нирваны можно опереться на помощь Бодхисаттв

11. Первоначально христианство было одной из сект …
даосизма
иудаизма
индуизма
зороастризма

12. Место и время возникновения христианства:
Китай, VI в. до н. э.
Иран, VII в. до н. э.
Аравия, VII в. н. э.
Палестина, I в. н. э.

13. Ислам возник в …
VII в. н. э. в Аравии
I в. н. э. в Палестине
X в. н. э. в Иране
VII до н. э. в Иране

14. Поклонение множеству богов характерно для …
монотеизма
генотеизма
политеизма

15. Тенденция к монотеизму впервые проявилась в древнем(ей) …
Иудее
Египте
Греции
Иране

16. II Ватиканский собор работал в …гг.
1549-1563
1869-1870
1962-1965
1978-1980

17. Характерные признаки секты:
фиксированное членство
отсутствие особого священства
широкое объединение
тенденция к изоляции от мира
деление верующих на мирян и духовенство

18. Римский император, прекративший гонения на христиан
Доминициан
Константин
Нерон
Веспассиан

19. Соотношение понятия и его разъяснения:
римская курия – Название церковного правительства в Ватикане
униатство – Церковное течение, основанное на союзе некатолических церковных организаций с католической церковью на условиях их подчинения Папе Римскому и признания собственных католических догматов
примас – Глава национальной церкви в католическом мире
конфирмация – То же, что “миропомазание” в православной церкви
иезуит – Член крупнейшего католического монашеского ордена

20. Соотношение понятия и определения:
Фетишизм – Наделение сверхъестественными свойствами неодушевленных предметов
Тотемизм – Вера в существование кровнородственных связей определенных групп людей с определенными животными или растениями
Анимизм – Вера в существование многочисленных духов, одухотворение явлений природы

21. Догматы, отсутствующие в исламе:
о рае и аде
о Чистилище
о Страшном Суде
о переселении душ
о божественном предопределении
о воскрешении из мертвых

22. Соотношение понятия и определения:
Религия – Сфера духовной жизни, основанная на вере в сверхъестественный личностный идеал высшей истины
Магия – Собрание волшебных формул и ритуалов, имеющих целью установления связи с потусторонними силами
Мистика – Использование любых средств для достижения непосредственного общения с высшей силой, полного слияния с ней

23. Для нетрадиционных религий характерно:
коллективные формы культа
авторитарный лидер
синкретический характер вероучения
оппозиционность к господствующим ценностям и идеалам

24. Датой разделения христианской церкви на православную и католическую считается … год.
1988
1054
1216
1596

25. Характерным для мировых религий не является …
приоритет учения над культом
развитая система этических предписаний
обязательное жертвоприношение
обожествление высших властителей
развитое учение о загробном воздаянии

26. Формами православного культа не является
возжигание свечей
принесение в жертву животных
поклонение мощам
чтение молитв
песнопения в сопровождении органа

27. К функциям религии относится …
сознание
мировоззрение
компенсация
деятельность
организация

28. Частью Священного Предания в православии является …
Евангелия
жития святых
Апокалипсис
деяния I Великого собора

29. Международное право признает возможным ограничение свободы совести со стороны государства, если это необходимо для охраны …
существующего политического режима
общественной безопасности
здоровья других граждан
общественного строя
общественной морали

30. Догматы, являющиеся отличительными особенностями католического вероучения:
о Троице
о Чистилище
о запасе добрых дел
о посмертном телесном вознесении Девы Марии
о единой, святой, соборной апостольской Церкви

31. Мировые религии
христианство
иудаизм
тотемизм
буддизм
индуизм
ислам

32. Религиозные течения, не имеющие отношения к протестантизму:
англиканство
униатство
арианство
лютеранство
кальвинизм
хасидизм
баптизм

33. Два вида статуса церкви в государстве:
частная церковь
государственная церковь
режим отделения церкви от государства и школы от церкви
национальная церковь

34. Вопрос, несогласие по которому привело к расколу мусульман в VII в. на
суннитов и шиитов:
о признании свободы воли человека
об источниках шариата
о том, кто может быть верховным правителем правоверных
о составе “столпов веры” ислама

35. В России буддизм исповедуют …
татары
тувинцы
чуваши
калмыки
буряты
якуты

36. Соответствие арабского термина ислама и его объяснения:
Хадж – Один из “столпов веры” ислама, предписывающий путешествие в Мекку
сунна – Собрание кратких рассказов из жизни пророка Мухаммада
шариат – Исламское религиозное законодательство
хиджра – Переселение пророка в Медину, от даты совершения которого ведется

37. Христианская часть Библии именуется … Завет.
Ветхий
Воплощенный
Божий
Новый

38. II Ватиканский собор утвердил курс на …
приспособление церкви к реалиям современного мира
ужесточение борьбы с еретиками
укрепление в церкви традиций и консервативных основ.

39. Папское государство именуется …
Андорра
Ватикан
Монако
Сан-Марино

40. В состав Нового Завета входят …
Песнь Песней
Евангелие от Марка
Апокалипсис
Псалтирь
Деяния апостолов
Книга пророка Исайи

41. Суть своего учения Будда выразил в …
“десяти заповедях”
“восьми благородных указаниях”
“четырех благородных истинах”
“восьми ступенях нирваны”

42. Особенности протестантизма
принцип “всеобщего священства”
признание Священного Писания единственным источником вероучения
непризнание икон, “мощей святых”, монашества
отказ от обряда крещения

43. Социальная роль религии определяется на каждом историческом этапе тем, способствует ли она общественному прогрессу или препятствует ему. – Данная точка зрениям принадлежит …
фрейдизму
позитивизму
марксизму
оккультизму

44. К таинствам относится:
крестный ход
брак
исповедь
молитва
отпевание умершего
миропомазание
крещение
проповедь

45. К структуре религии относится …
сознание
мировоззрение
компенсация
деятельность
организация

46. Соответствие протестантского течения и только ему присущего вероучительного положение:
Пятидесятничество – Учение о крещении Св. Духом
Иеговизм – Отрицание догмата о Троице
Адвентизм – Отрицание бессмертия души

47. Соответствие исторического лица и страны его деятельности:
Ян Гус – Чехия
Джон Уиклиф – Англия
Жан Кельвин – Швейцария
Мартин Лютер – Германия

48. По христианскому учению Иисус Христос …
посредник между Богом и людьми, младшее божество
Бог. Божественная природа поглотила во Христе природу человеческую
Богочеловек, соединивший в себе всю полноту человеческой личности и божественной природы
одна из ипостасей Св. Троицы, но не равная Богу-Отцу

49. Частью Священного Писания в православии является …
Евангелия
жития святых
творения Св. Симеона Нового Богослова и Св. Иоанна Кронштадтского
Апокалипсис
деяния I Великого собора

50. Главный праздник для православия
Покров Пресвятой Богородицы
Обрезание Господне
Иконы Казанской Божьей Матери
Пасха
Рождество Господне

 

Cоциальное зонирование городского пространства

Социально-пространственная сегрегация города является важным аспектом городского развития, при этом существует множество подходов к определению данного понятия. Так, ряд исследователей сегрегации города описывают влияние места жительства индивида на доступ к таким социально-экономическим ресурсам, как работа, магазины, образовательные и другие социальные услуги.

Сегрегация – это отделение определённых социальных групп по месту жительства (районы элитного жилья, районы трущоб; чёрные гетто; «закрытые сообщества» и проч.)

Сегрегация также может рассматриваться как субъективно воспринимаемое разделение города, тогда проблемным аспектом можно считать взаимную отчужденность и отсутствие взаимодействия между жителями из различных социальных групп в городском пространстве и, как следствие, проблемы дезинтеграции.

Исследование сегрегации городского пространства лежит на пересечении нескольких дисциплин – географии, социальной географии, социологии города, экономики города.

в начале ХХ века в США, когда в городах возник ряд проблем с городским управлением в связи с высоким уровнем иммиграции: город разделился на зоны, в каждой из которых по своим законам существовала определённая этническая группа. В послевоенный период интерес к теме социально-пространственной сегрегации города возрос в связи с увеличением городского населения, а также структурными изменениями в городе

Проблемным аспектом, связанным с интеграцией различных социальных групп, может быть концентрация гомогенных групп в определённых районах, формирование контркультуры (на основании этнических или социально-экономических характеристик) и возможные социальные беспорядки. Ярким примером такой ситуации явились массовые беспорядки 2005 года во Франции, когда результатом в том числе территориальной сегрегации малоимущих слоёв населения стало возникновение маргинальной субкультуры.

Положительными аспектами социально-пространственной сегрегации может быть комфорт проживания среди членов той же социальной группы, в некоторых случаях – взаимная польза, которые приносят различные районы друг другу. Одним из примеров последней может служить соседство «закрытого» сообщества (gated community) и бедного района, которое позволяло первым нанимать обслуживающий персонал (нянь, домработниц и проч.), а последним – находить высокооплачиваемую работу недалеко от дома.

Изучение социально-пространственной сегрегации города может иметь практические результаты в сфере городского планирования, жилищной и социальной политики. Исследования данного феномена позволяют выявить проблемы сегрегации конкретного города и принять меры по уменьшению её негативных последствий. В частности, европейские учёные подчёркивают тот факт, что жилищная политика должна выступать посредником между силами рынка и социальным развитием, смягчая негативные эффекты первого ради второго.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 488. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия