Студопедия — СТЕПЕНИ ЛЮБВИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СТЕПЕНИ ЛЮБВИ






Ибн ал-Каййим и Ибн Абу ал-‘Изз
Ибн ал-Каййим. Мадаридж. Т. 3. С. 27-30; Ибн Абу ал-‘Изз. Шарх. С. 165-166.
пишут, что любовь
имеет десять степеней:
Первая — привязанность (‘алака) сердца к любимому.
Вторая — желание (ирада) любимого и душевное
устремление к нему.
Третья — безудержное влечение (сабаба) сердца, с кото-
рым человек не способен совладать.
Четвертая — пристрастие (гарам), т. е. любовь, не поки-
дающая сердце.
Пятая — симпатия (мавадда), т. е. чистая и искренняя
любовь.
Шестая — влюблённость (шагаф), т. е. любовь, которой
проникнуто всё сердце.
Седьмая — страсть (‘ашк), т. е. безмерная любовь, кото-
рая может навредить человеку. Этим качеством нельзя харак-
теризовать ни Господа, ни любовь раба к Нему, поскольку эта


любовь сопряжена с низменным влечением.
Восьмая — обожание (татаййум) в значении «преклоне-
ние».
Девятая — преклонение (та‘аббуд). Ибн ал-Каййим в
книге «Рауда ал-мухиббин» пишет: «Преклонение — это выс-
шая любовь и высшее смирение. Говорят: “Любовь поработила
его”, т. е. сделала его смиренным. И говорят: “Дорога протопта-
на (му‘аббад) ногами”, т. е. укрощена. Таким же образом лю-
бовь укрощает и подавляет человека. Любить таким образом
должно только Могучего и Великого Аллаха, и Он не прощает
того, кто приобщает к Нему сотоварищей в поклонении, но
прощает все остальные грехи, кому пожелает. Любовь как пре-
клонение — самая славная форма любви и исключительная
обязанность рабов перед Аллахом»1Ибн ал-Каййим. Рауда. С. 52.
Десятая — высшая любовь (хулла), т. е. любовь, которая
пронизывает (тахаллала) душу и сердце.
Ибн Абу ал-‘Изз сказал: «Есть и другие мнения о порядке
расположения степеней любви, но это расположение близко к
истине, и его правильность становится ясна при рассмотрении
перечисленных значений. Следует знать, что божественные ат-
рибуты любовь (махабба) и высшая любовь (хулла), как и ос-
тальные атрибуты Всевышнего, соответствуют Его величию и
могуществу. Аллаху присущи желание (ирада), привязанность
(вадд), любовь (махабба) и высшая любовь (хулла) сообразно
тому, что передано в священных текстах»2 Ибн Абу ал-‘Изз. Шарх. С. 165-166.
Известно, что пророк r заслужил высшую любовь Госпо-
да. Сообщается, что Джундуб сказал: «Я слышал, что за пять
дней до своей кончины пророк r сказал:
إِنِّى أَبْرَأُ إِلَى الَّلهِ أَنْ يَكُونَ لِى مِنْكُمْ خَلِيلٌ فَإِنَّ الَّلهَ تَعَالَى قَدِ اتَّخَذَنِى خَلِيلاً كَماَ اتَّخَذَ إِبْرَاهِيمَ خَلِيلاً
وَلَوْ كُنْتُ مُتَّخِذًا مِنْ أُمَّتِى خَلِيلاً لاَتَّخَذْتُ أَبَا بَكْرٍ خَلِيلاً أَلاَ وَإِنَّ مَنْ كَانَ قَبْلَكُمْ كَانُوا يَتَّخِذُونَ
قُبُورَ أَنْبِيَائِهِمْ وَصَالِحِيهِمْ مَسَاجِدَ أَلاَ فَلاَ تَتَّخِذُوا الْقُبُورَ مَسَاجِدَ إِنِّى أَنْهَاكُمْ عَنْ ذَلِكَ.
“Я невиновен перед Аллахом, ибо я не отдал высшую лю-
бовь никому из вас. Поистине, Аллах избрал меня Своим воз-
любленным (халил) так же, как Он избрал возлюбленным Иб-
рахима. Если бы я отдал высшую любовь кому-либо из моей
общины, им стал бы Абу Бакр. Слушайте! Поистине, ваши

предшественники превращали могилы своих пророков и пра-
ведников в мечети. Слушайте же! Не превращайте могилы в
мечети! Я запрещаю вам это”»1.
Также передают со слов ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда, что про-
рок r сказал:
لَوْ كُنْتُ مُتَّخِذًا مِنْ أَهْلِ الأَرْضِ خَلِيلاً لاَتَّخَذْتُ ابْنَ أَبِى قُحَافَةَ خَلِيلاً وَلَكِنْ صَاحِبُكُمْ
خَلِيلُ الَّلهِ.
«Если бы я отдал высшую любовь кому-либо из обитате-
лей Земли, это был бы Ибн Абу Кухафа [Речь идёт об Абу Бакре. Его полное имя — Абу Бакр ‘Абдаллах
ибн ‘Усман ибн ‘Амир ал-Кураши. Он принадлежал к роду бану
тайм ибн мурра. Его предок в седьмом колене Мурра ибн Ка‘б
также был предком посланника Аллаха r. Абу Кухафа — про-
звище отца Абу Бакра. Его мать — Умм ал-Хайр Салма бинт
Сахр — была двоюродной сестрой его отца. Оба родителя Абу
Бакра приняли ислам и относятся к сподвижникам, да будет
доволен ими Аллах.
Абу Бакр родился спустя два года и шесть месяцев после похо-
да Абрахи на Мекку. Во времена невежества его звали ‘Абд ал-
Ка‘ба, а после обращения в ислам пророк r нарёк его ‘Абдалла-
хом. Он был первым взрослым свободным мужчиной, обра-
тившимся в ислам, и всецело оказывал поддержку посланнику
Аллаха r в тяжёлые годы мекканского периода пророчества.
Абу Давуд в «Зухде» передал со слов Хишама ибн ‘Урвы, что его
отец рассказывал: «Когда Абу Бакр принял ислам, у него было
сорок тысяч дирхемов. ‘Аиша рассказывала мне, что, умирая,
он не оставил ни динара, ни дирхема». Ибн Хаджар в «Исабе»
(4/171) назвал иснад хадиса достоверным. Он же привёл другие
сообщения о том, что при обращении в ислам Абу Бакр имел
сорок тысяч дирхемов, которые расходовал на освобождение
рабов и поддержку мусульман, а во время хиджры у него оста-
валось всего пять тысяч дирхемов, которые он тоже потратил
на благотворительные цели.
Обладая мягким и кротким нравом, Абу Бакр был одним из
первых проповедников ислама и способствовал обращению в
веру таких выдающихся сподвижников, как ‘Усман ибн ‘Аф-
фан, Талха ибн ‘Убайдаллах, аз-Зубайр ибн ал-‘Аввам, Са‘д ибн
Абу Ваккас, ‘Абд ар-Рахман ибн ‘Ауф, ‘Усман ибн Маз‘ун. Он
сопровождал пророка r во время хиджры в Медину, а впослед-
ствии принял участие во всех его боевых походах. Он был зна-
меносцем в походе на Табук и руководил хаджем в 9 г. х., когда
посланник r остался в Медине для приёма делегаций и обуче-
ния людей исламу. После его смерти Абу Бакр был избран ха-
лифом, и мусульмане называют его «преемником посланника
Аллаха r».
За свою твёрдую убеждённость и преданность исламу Абу Бакр
получил прозвище ас-Сиддик, что означает «правдивый»,

«преданный». ‘Али ибн Абу Талиб клялся, что это прозвище
было дано Абу Бакру Аллахом и ниспослано с неба. Ибн Хад-
жар в «Фатх ал-Бари» (7/12) сообщил, что этот хадис был пере-
дан ат-Табарани, а его рассказчики заслуживают доверия.
Ал-Хаким передал, что мать правоверных ‘Аиша рассказывала:
«Когда пророк r был перенесён в мечеть ал-Акса, люди стали
говорить об этом, и некоторые из тех, кто прежде уверовал в
него и поверил ему, отреклись от веры. Люди поспешили к Абу
Бакру и сказали: “Ты веришь своему товарищу, который заяв-
ляет, что этой ночью он был перенесён в священный город и
вернулся до наступления рассвета?” Он ответил: “Да, и я верю в
то, что ещё менее вероятно. Я верю в сообщения, которые он
получает с неба по утрам и после полудня”. Поэтому Абу Бакр и
получил прозвище ас-Сиддик». Ал-Хаким назвал иснад хадиса
достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.
Одним из свидетельств превосходства Абу Бакра являются ни-
спосланные о нём аяты. Богословы единодушны в том, что
именно он находился рядом с пророком r в пещере на горе Са-
ур, упомянутой в Священном Коране:

«Если вы не поддержите его, то ведь Аллах уже оказал ему
поддержку, когда неверующие изгнали его. Он был одним из
тех двоих в пещере и сказал своему спутнику: “Не скорби, ибо
Аллах с нами”» (сура 9 «Покаяние», аят 40).
Всевышний призвал всех верующих поддерживать посланника
r и сообщил, что Абу Бакр помогал ему и находился рядом с
ним даже в самые тяжёлые дни. Джалал ад-Дин ас-Суйути в
своём тафсире привёл высказывание Суфйана ибн ‘Уйайны:
«Аллах укорил всех мусульман за их отношение к посланнику
Аллаха r, кроме Абу Бакра». Он же привёл высказывание ‘Али
ибн Абу Талиба: «Поистине, Аллах укорил всех людей и похва-
лил Абу Бакра». Потом он прочёл вышеупомянутый аят.
Беспокойство Абу Бакра было вызвано тем, что преследовав-
шие их язычники вплотную подошли к пещере и легко могли
обнаружить их. В «Сахихах» ал-Бухари и Муслима приводится
рассказ Анаса ибн Малика о том, что Абу Бакр сказал: «Когда

мы находились в пещере, я увидел стопы язычников над наши-
ми головами и сказал: “Посланник Аллаха, если кто-нибудь из
них взглянет себе под ноги, то увидит нас”. Он ответил: “О Абу
Бакр, что ты думаешь о двоих, если с ними Аллах?!”»
Таким образом, в Коране и в Сунне подчёркиваются близость
Абу Бакра к пророку r и особая поддержка, которую Всемогу-
щий Господь оказывал ему.
По поводу Абу Бакра был ниспослан и другой аят:

«Но тот, кто явился с правдой, и тот, кто поверил в неё,
действительно богобоязненные» (сура 39 «Толпы», аят 33).
Ибн Джарир передал со слов ‘Али ибн Абу Талиба, что
явившийся с правдой — это Мухаммад r, а поверивший в
неё — это Абу Бакр.
В сочинениях по тафсиру сообщается, что о нём также были
ниспосланы аяты:

«Тому, кто отдавал [должное] и был богобоязнен, кто при-
знавал наилучшее, Мы облегчим путь к легчайшему» (сура 92
«Ночь», аяты 5-7);

«Отдалён от него будет самый богобоязненный, который
раздаёт своё имущество, очищаясь, не в оплату за милость,
оказанную ему кем-либо, а только из стремления к лику сво-
его Всевышнего Господа. И он непременно будет доволен»
(сура 92 «Ночь», аяты 17-21).
О превосходстве Абу Бакра сообщается и во многих хадисах.
Некоторые из них автор упомянул в тексте книги. Есть сооб-
щения, в которых недвусмысленно указывается на то, что Абу
Бакр был самым дорогим человеком для посланника r среди
мусульман. В «Муснаде» Ахмада, а также в «Сахихах» ал-Бухари
и Муслима приводится рассказ ‘Амра ибн ал-‘Аса о том, что
пророк r назначил его руководить отрядом в походе Зат ас-

суласил. Придя к нему, ‘Амр спросил: «Кого из людей ты лю-
бишь больше всего?» Он ответил: «‘Аишу». Он спросил: «Из
мужчин?» Он сказал: «Её отца (Абу Бакра — К. Э.)». Он спро-
сил: «А потом?» Он сказал: «Потом ‘Умара». Потом он назвал
ещё несколько человек.
В других хадисах сообщается, что именно Абу Бакру полагалось
возглавить мусульманскую общину после смерти пророка r.
Ахмад, ал-Бухари и Муслим передали со слов ‘Аиши, что во
время своей последней болезни посланник Аллаха r сказал ей:
ادْعِى لِى أَبَا بَكْرٍ وَأَخَاكِ حَتَّى أَكْتُبَ كِتَابًا فَإِنِّى أَخَافُ أَنْ يَتَمَنَّى مُتَمَنٍّ وَيَقُولَ قَائِلٌ أَنَا أَوْلَى.
وَيَأْبَى الَّلهُ وَالْمُؤْمِنُونَ إِلاَّ أَبَا بَكْرٍ.
«Позови ко мне твоего отца Абу Бакра и твоего брата, чтобы я
написал завещание. Поистине, я боюсь, что некоторые станут
желать [власти] и скажут, что они достойны больше других.
Однако Аллах и верующие откажутся от всех, кроме Абу Ба-
кра». В таком виде хадис приводится в «Сахихе» Муслима.
Ахмад, ал-Бухари, Муслим и ат-Тирмизи передали со слов ‘Аб-
даллаха ибн ‘Умара, что посланник Аллаха r сказал:
رَأَيْتُ النَّاسَ مُجْتَمِعِينَ فِي صَعِيدٍ فَقَامَ أَبُو بَكْرٍ فَنَزَعَ ذَنُوبًا أَوْ ذَنُوبَيْنِ وَفِي بَعْضِ نَزْعِهِ ضَعْفٌ
وَالَّلهُ يَغْفِرُ لَهُ ثُمَّ أَخَذَهَا عُمَرُ فَاسْتَحَالَتْ بِيَدِهِ غَرْبًا فَلَمْ أَرَ عَبْقَرِيًّا فِي النَّاسِ يَفْرِي فَرِيَّهُ حَتَّى
ضَرَبَ النَّاسُ بِعَطَنٍ.
«Я видел людей, собравшихся на широкой местности, и тут Абу
Бакр встал и зачерпнул одно или два ведра. В некоторых его
действиях была слабость, но Аллах простит его. Потом [вед-
ро] взял ‘Умар, и в его руках оно превратилось в большой
чан, и я не видел среди людей другого вождя, который делал
бы своё дело так искусно, что люди [спокойно] поили своих
верблюдов».
Абу Бакр правил два года и три месяца. За этот короткий пери-
од он сумел погасить огонь смуты, охватившей арабские пле-
мена. Известно, что после смерти посланника Аллаха r одни из
них отреклись от ислама и последовали за лжепророками, дру-
гие отказались платить закят. Твёрдость, проявленная Абу
Бакром, и его мудрая политика позволили завершить объеди-
нение арабов, окончательно укрепить ислам во всей Аравии и
дать достойный ответ персам и византийцам, не желавшим ви-
деть у своих южных рубежей объединённое государство.

Ал-Байхаки в «И‘тикаде» (С. 345) передал слова Абу Хурайры:
«Клянусь Тем, кроме Кого нет другого божества, если бы Абу
Бакр не стал халифом, люди не поклонялись бы Аллаху!» Он
повторил это во второй и в третий раз, и люди сказали: «Пере-
стань, Абу Хурайра». Он сказал: «Посланник Аллаха r отпра-
вил Усаму в Шам во главе семиста человек. Когда они достигли
Зу Хашаба (местечко, находящееся на расстоянии одного дня
пути от Медины — К. Э.), пророк r скончался и проживавшие
вокруг Медины арабы отступили от веры. Сподвижники по-
сланника Аллаха r собрались и сказали: “Верни тех, кто отпра-
вился воевать с римлянами. Арабы вокруг Медины уже отсту-
пили от веры”. Он ответил:
وَالَّذِي لا إِلهَ إلا هُوَ لَوْ جَرَتِ الكِلاَبُ بِأرْجُلِ أَزْوَاجِ رَسُولِ للهِ صَلَّى للهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَا
رَدَدْتُ جَيْشاً وَجَّهَهُ رَسُولُ للهِ صَلَّى للهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَلا حَلَلْتُ لِوَاءً عَقَدَهُ رَسُولُ للهِ صَلَّى
للهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ.
“Клянусь Тем, кроме Кого нет другого божества, если даже со-
баки станут тянуть за ноги жён посланника Аллаха r, я не вер-
ну армию, которую отправил посланник Аллаха r, и не развя-
жу знамени, которое привязал посланник Аллаха r”. Усама
отправился в путь, и когда он проходил мимо племён, желав-
ших отречься от ислама, те говорили: “Не будь у них силы, они
не отправили бы этих людей. Давайте подождём, пока они не
встретятся с римлянами”. Они встретились с римлянами, на-
несли им поражение, убили многих среди них и благополучно
вернулись, а люди остались верны исламу».
Среди праведных улемов нет разногласий относительно того,
что Абу Бакр был лучшим среди мусульман после пророка Му-
хаммада r. Имам аш-Шафи‘и сказал: «Никто из сподвижников
и табиев не отрицал превосходства Абу Бакра и ‘Умара над
всеми остальными сподвижниками, и лишь некоторые из них
разошлись во мнениях относительно превосходства ‘Усмана
над ‘Али, и мы не обвиняем никого из сподвижников послан-
ника Аллаха r в том, что они ошибались». Об этом сообщил
ал-Байхаки в «И‘тикаде» (С. 369).
Имам Абу ал-Хасан ал-Аш‘ари в книге «Макалат ал-
исламиййин» сообщил, что приверженцы сунны «признают
право предшественников, которых Пречистый Аллах избрал
для сопровождения Его пророка r, говорят об их добродетелях

и воздерживаются от обсуждения разногласий, возникших
между ними, будь то стар или млад. Лучшими среди них они
считают Абу Бакра, потом ‘Умара, потом ‘Усмана, потом ‘Али,
да будет доволен ими Аллах. Они считают их халифами, указы-
вавшими прямой путь и ведомыми им, и лучшими из всех лю-
дей после пророка r».
Абу Бакр скончался в месяце джумада-л-ахира 13 г. х. в возрас-
те 63 года и был похоронен рядом с пророком Мухаммадом r.
Да будет доволен им Всевышний Аллах!Табари. Джами‘ ал-байан. Т. 24. С. 3; Байхаки. И‘тикад. С. 345, 369;
Аш‘ари. Макалат. С. 294; Ибн ‘Абд ал-Барр. Исти‘аб. Т. 3. С. 963-978; Суйути.
Дурр. Т. 4. С. 199-200; Ибн Хаджар. Исаба. Т. 4. С. 169-174; Ибн Хаджар. Фатх.
Т. 7. С. 12; Ибн Касир. Тафсир. Т. 2. С. 471]. Но ваш товарищ
— возлюбленный Аллаха»2. Из этих хадисов следует, что пророк r заслужил высшую любовь Аллаха.

.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 441. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия