Студопедия — ПЛОДЫ ЛЮБВИ АЛЛАХА К РАБУ 2 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПЛОДЫ ЛЮБВИ АЛЛАХА К РАБУ 2 страница






«К Нему восходит прекрасное слово, и праведное деяние
возносит [человека]» (сура 35 «Творец», аят 10)».
Более подробно об аргументах сторон по данному вопросу
можно прочесть в трудах по вероучению. Но важно знать, что
мнение большинства приверженцев сунны отличается от мне-
ния Абу Ханифы только по форме, но не по содержанию.
Большинство считало деяния составной частью веры, а Абу
Ханифа — требованием веры. Между тем улемы всех четырёх
мазхабов были единодушны в том, что мусульманин, совер-
шающий тяжкие грехи, не становится неверующим и его участь
зависит от воли Аллаха, который может либо простить его, ли-
бо наказать. Как справедливо отметил Ибн Абу ал-‘Изз, такого
рода разногласия не влекут за собой искажения мировоззре-
ния, а лучше всего об этом известно Аллаху!
Вместе с тем неправильно полагать, что успех в последней
жизни зависит от многочисленности праведных деяний. Из ха-
диса Абу Хурайры, который автор приводит в тексте, непра-
вильно делать именно такой вывод. Из сунны известно, что ни-
кто не попадёт в рай благодаря своим деяниям, но только по
милости Аллаха. Есть немало свидетельств того, что многочис-
ленность праведных поступков имеет большое значение, но
ещё более важны их искренность, соответствие велениям Алла-
ха и Его пророка r и степень приносимой ими пользы.
Поэтому Абу Бакр ибн ‘Аййаш сказал:
مَا سَبَقَكُم الصِّدِّيقُ بِكَثْرَةِ صَلَاةٍ وَلَا صِيَامٍ وَلَكِنْ بِشَيْءٍ وَقَرَ فِي قَلْبِهِ.
«Абу Бакр [ас-Сиддик] опередил вас не количеством молитв и
постов, а тем, что запечатлелось в его сердце». Об этом сооб-

щил Ибн Таймиййа в «Минхадж ас-сунна ан-набавиййа». Раз-
вивая эту мысль, он пишет: «Деяния различаются в зависимо-
сти от веры и искренности в сердцах. Двое мужчин могут сто-
ять в одном ряду, а между их намазами может быть разница как
между небом и землёй, и не каждый, кто изгибает колючую
ветку, освобождая дорогу, заслуживает прощение. Всевышний
Аллах сказал:

«Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит
лишь ваша богобоязненность» (сура 22 «Паломничество»,
аят 37).
Люди совершают жертвоприношения, но ни пролитая кровь,
ни съёденное или пожертвованное мясо не доходят до Аллаха,
но до Него доходит богобоязненность в их сердцах»

Байхаки. Шу‘аб ал-иман. Т. 1. С. 80-81; Ибн Абу ал-‘Изз. Шарх. С. 331-
357; Ибн Таймиййа. Минхадж ас-сунна. Т. 6. С. 221-222; Ибн Касир. Тафсир. Т. 1.
С. 252-253; Ибн ал-‘Усаймин. Шарх ал-‘акида. Т. 2. С. 230-232.].

2. ‘Али ибн Абу Талиб [Абу ал-Хасан ‘Али ибн Абу Талиб ибн ‘Абд ал-Мутталиб ибн
Хашим ибн ‘Абд Манаф ал-Кураши — двоюродный брат и зять
пророка Мухаммада r, четвёртый праведный халиф и один из
десятерых мужчин, которым при жизни был обещан рай. Его
мать — Фатима бинт Асад ибн Хашим ибн ‘Абд Манаф ибн Ку-
сайй. Говорят, она была первой хашимиткой, которая родила
ребёнка от другого хашимита. Она приняла ислам и совершила
хиджру в Медину.
‘Али был младшим сыном в семье, а его братьев звали Талиб,
‘Акил и Джа‘фар. С ранних лет он воспитывался в доме по-
сланника Аллаха r и стал вторым человеком после Хадиджи,
принявшим ислам. Относительно возраста, в котором ‘Али
обратился в ислам, существуют определённые разногласия. Со-
гласно Ибн Исхаку, ему было десять лет. Ибн ‘Абд ал-Барр от-
дал предпочтение мнению о том, что ему было тринадцать лет.
Во втором году хиджры ‘Али ибн Абу Талиб женился на Фати-
ме, дочери пророка Мухаммада r, которая до самой смерти ос-
тавалась его единственной женой.

Сподвижники часто называли его Абу Турабом, что буквально
означает ‘отец песка’, ‘запылённый’. Это прозвище ему дал по-
сланник Аллаха r, и оно нравилось самому ‘Али. Ал-Бухари и
Муслим передали со слов Сахла ибн Са‘да, что однажды по-
сланник Аллаха r пришёл в дом своей дочери Фатимы и ‘Али
не оказалось дома. Он спросил: «Где сын твоего дяди?» Она от-
ветила: «Мы поссорились, и он вышел из дома рассерженный и
не стал отдыхать у меня днём». Посланник Аллаха r попросил
какого-то человека:
انْظُرْ أَيْنَ هُوَ.
«Посмотри, где он!» Вернувшись, тот сказал: «Посланник Алла-
ха, он спит в мечети». Посланник Аллаха r отправился к нему.
Накидка ‘Али спала с его бока, а сам он лежал, испачкавшись в
пыли. Тогда посланник Аллаха r начал стряхивать с него пыль,
приговаривая:
قُمْ أَبَا تُرَابٍ، قُمْ أَبَا تُرَابٍ.
«Вставай, Абу Тураб! Вставай, Абу Тураб!»
Известно, что ‘Али ибн Абу Талиб принимал участие во всех
сражениях и походах пророка r, кроме похода на Табук. В тот
год пророк r оставил его править Мединой вместо себя. Ал-
Бухари и Муслим передали рассказ Са‘да ибн Абу Ваккаса о
том, что посланник Аллаха r, отправившись в поход на Табук,
оставил ‘Али вместо себя [в Медине]. Тот спросил: «Неужели
ты оставляешь меня среди женщин и детей?» Он сказал:
أَمَا تَرْضَى أَنْ تَكُونَ مِنِّى بِمَنْزِلَةِ هَارُونَ مِنْ مُوسَى غَيْرَ أَنهَُّ لاَ نَبِىَّ بَعْدِي ؟
«Разве ты не согласен занять при мне такое же место, какое Ха-
рун занимал при Мусе, с той лишь разницей, что после меня не
будет пророка?»
Одним из достоинств ‘Али ибн Абу Талиба стало пророческое
свидетельство о том, что он любил Аллаха и Его посланника r
и что Аллах и Его посланник r любили его. Ал-Бухари и Мус-
лим передали со слов Сахла ибн Са‘да, что во время битвы за
Хайбар посланник r сказал:
لأُعْطِيَنَّ الرَّايَةَ - أَوْ لَيَأْخُذَنَّ بِالرَّايَةِ - غَدًا رَجُلٌ يُحِبُّهُ الَّلهُ وَرَسُولُهُ أَوْ قَالَ يُحِبُّ الَّلهَ وَرَسُولَهُ
يَفْتَحُ الَّلهُ عَلَيْهِ.
«Завтра я вручу знамя человеку, который любит Аллаха и Его
посланника и которого любят Аллах и Его посланник. Посред-
ством его Аллах ниспошлёт победу». Люди шумно спорили всю
ночь о том, кому из них будет вручено знамя. Утром они яви-
лись к посланнику Аллаха r, и каждый из них надеялся полу-
чить знамя. Он спросил:
أَيْنَ عَلِيُّ بْنُ أَبِي طَالِبٍ ؟
«Где ‘Али ибн Абу Талиб?» Ему ответили: «У него воспалились
глаза». Он послал за ним, а когда ‘Али прибыл, он поплевал ему
в глаза, а затем помолился за него Аллаху. ‘Али исцелился, буд-
то вовсе не болел, и тогда он вручил ему знамя и сказал:
انْفُذْ عَلَى رِسْلِكَ حَتَّى تَنْزِلَ بِسَاحَتِهِمْ ثُمَّ ادْعُهُمْ إِلَى الْإِسْلَامِ وَأَخْبِرْهُمْ بِمَا يَجِبُ عَلَيْهِمْ مِنْ حَقِّ
الَّلهِ فِيهِ فَوَالَّلهِ لَأَنْ يَهْدِيَ الَّلهُ بِكَ رَجُلًا وَاحِدًا خَيْرٌ لَكَ مِنْ أَنْ يَكُونَ لَكَ حُمْرُ النَّعَمِ.
«Передвигайся без спешки, пока не достигнешь их земель. За-
тем призови их к исламу и сообщи им об их обязанностях пе-
ред Аллахом. Клянусь Аллахом, если Он наставит посредством
тебя хотя бы одного человека на прямой путь, то это будет для
тебя лучше, чем рыжие верблюды».
‘Али ибн Абу Талиб принадлежал к числу людей дома пророка
r, которых Всевышний Аллах очистил от грехов и скверных
качеств. В Священном Коране сказано:
«Поистине, Аллах желает лишь избавить вас, обитатели дома,
от скверны и очистить вас полностью» (сура 33 «Союзники»,
аят 33).
В «Сахихе» имама Муслима приводится рассказ Са‘да ибн Абу
Ваккаса о том, что после ниспослания аята ¿ ¾ ½ ¼ «Да-
вайте призовём наших сыновей и ваших...» (сура 3 «Семейст-
во ‘Имрана», аят 61) посланник Аллаха r позвал к себе ‘Али,
Фатиму, Хасана и Хусайна, а потом сказал:
اللَّهُمَّ هَؤُلاَءِ أَهْلِي.
«О Аллах, вот моя семья!»
‘Али обладал превосходными знаниями в различных областях
шариата. Сподвижники признавали его превосходство в уме-
нии выносить правильные судебные решения и распределять
наследство. К его советам прислушивались халифы ‘Умар ибн
ал-Хаттаб и ‘Усман ибн ‘Аффан. После гибели последнего в
конце 35 г. х. он был избран халифом и правил на протяжении

почти пяти лет, стремясь добиться повиновения со стороны
сирийского наместника Му‘авийи ибн Абу Суфйана, с одной
стороны, и положить конец мятежу хариджитов — с другой
стороны.
В сафаре 38 г. х. армия халифа ‘Али нанесла разгромное пора-
жение отряду повстанцев-хариджитов при Нахраване (на запа-
де Ирана). Однако внутриполитическая ситуация в Халифате
оставалась нестабильной: Му‘авийа с переменным успехом
продолжал борьбу за установление контроля над областями
Аравии и над Египтом. На рассвете 17 рамадана 40 г. х. ‘Али
ибн Абу Талиб был смертельно ранен хариджитом по имени
‘Абд ар-Рахман ибн Мулджам ал-Муради и скончался через не-
сколько дней. Да будет Всевышний Аллах доволен им и его
славным родом!1
Ибн ‘Абд ал-Барр. Исти‘аб. Т. 3. С. 1089-1133; Захаби. Тазкира ал-хуффаз.
Т. 1. С. 10-13; Ибн Хаджар. Фатх. Т. 7. С. 89-95; Шайх. ‘Акида. С. 259-274.] всем сердцем любил Аллаха и
Его посланника r, и тот сообщил об этом во время битвы за
Хайбар. Передают, что Салама ибн ал-Аква‘ сказал: «В Хайбаре
‘Али заболел трахомой и отстал от пророка r. ‘Али сказал: “Я
отстал от посланника Аллаха r?!” Потом он вышел и догнал
его. В ночь перед завоеванием Хайбара посланник Аллаха r
сказал:
لَأُعْطِيَنَّ الرَّايَةَ، أَوْ قَالَ: لَيَأْخُذَنَّ غَدًا رَجُلٌ يُحِبُّهُ للهُ وَرَسُولُهُ، أَوْ قَالَ: يُحِبُّ لله وَرَسُولَهُ،
يَفْتَحُ للهُ عَلَيْهِ.
“Завтра я непременно вручу знамя тому (или он сказал:
знамя возьмёт тот), кого любят Аллах и Его посланник (или он
сказал: который любит Аллаха и Его посланника) и через кого
Аллах дарует победу”. И вдруг мы встретили ‘Али, которого
даже не ждали, и люди сказали: “Это будет ‘Али”. А потом по-
сланник Аллаха r вручил знамя ему, и через него Аллах даро-
вал победу»1 Бухари (2970) и Муслим (2407).
3. Побратимство Са‘да ибн ар-Раби‘ [Са‘д ибн ар-Раби‘ ибн ‘Амр ал-Хазраджи ал-Хариси — извест-
ный сподвижник пророка r, принявший участие в обоих при-
сягах на верность в местечке Акаба. Он знал грамоту ещё в до-
исламские времена и был писарем. После переселения мусуль-
ман в Медину он стал побратимом ‘Абд ар-Рахмана ибн ‘Ауфа,
немедленно изъявив готовность отдать ему половину своего
имущества и даже развестись с одной из двух жён, чтобы тот
мог жениться на ней. ‘Абд ар-Рахман отказался от его предло-
жения и в ответ помолился за него.
Са‘д принял участие в битве при Бадре и пал за веру в сраже-
нии при Ухуде. Ибн Исхак привёл рассказ о том, что во время
боя посланник Аллаха r сказал:
مَنْ رَجُلٌ يَنْظُرُ لِي مَا فَعَلَ سَعْدُ بْنُ الرَّبِيعِ ؟
«Кто тот мужчина, который узнает для меня, что стало с Са‘дом
ибн ар-Раби‘?» Один из ансаров вызвался и отправился искать
его среди убитых. Он нашёл Са‘да раненым и неподвижным,
при последнем издыхании. Он сказал ему: «О Са‘д! Посланник
Аллаха r велел мне узнать, жив ты или мёртв». Са‘д ответил:
«Поистине, я уже среди умерших. Так и передай посланнику

Аллаха r и скажи, что Са‘д говорит ему: “Пусть Аллах возна-
градит тебя за меня наилучшим образом, как только вознагра-
ждают пророков за их последователей”. И передай твоему на-
роду мои пожелания мира и скажи им, что Са‘д говорит: “По-
истине, у вас не будет оправдания перед Аллахом, если они до-
берутся до вашего пророка, пока бегают ваши глаза”».
Ал-Байхаки в «Далаил ан-нубувва» привёл похожий рассказ, и
в нём сообщается, что мужчиной, которого пророк r послал
искать Са‘да ибн ар-Раби‘, был Зайд ибн Сабит. В нём также го-
ворится, что пророк r велел ему передать Са‘ду пожелания
мира и что на теле убитого было семьдесят ран.
После гибели Са‘да ибн ар-Раби‘ его имущество перешло к его
брату, а две его дочери ничего не получили. В связи с этим вдо-
ва Са‘да привела своих дочерей к посланнику Аллаха r и по-
жаловалась на их дядю. Имам Ахмад и др. передали со слов
Джабира ибн ‘Абдаллаха, что именно по их поводу были ни-
спосланы аяты о распределении наследства в начале суры
«Женщины»1.
Ибн ‘Абд ал-Барр. Исти‘аб. Т. 2. С. 589-591; Захаби. Сийар. Т. 1. С. 318-320] и ‘Абд ар-
Рахмана ибн ‘Ауфа [‘Абд ар-Рахман ибн ‘Ауф принадлежал к курайшитскому роду
бану зухра. Во времена невежества его звали ‘Абд ‘Амр или
‘Абд Ка‘ба, а после его обращения в ислам пророк Мухаммад r
нарёк его ‘Абд ар-Рахманом. Родился через десять лет после
похода Абрахи ал-Асбахи на Мекку. Его матерью была аш-
Шифа’ бинт ‘Ауф, тоже из рода бану зухра. Он был одним из
первых восьми мусульман, совершил хиджру в Абиссинию, по-
том вернулся в Мекку и оттуда переселился в Медину. Он при-
нял участие в битве при Бадре и в последующих сражениях, и
пророк r назвал его в числе десяти сподвижников, которым
был обещан рай. При жизни он назначил его наместником в
Дума-эль-Джандаль, где проживало арабское племя бану калб.
‘Умар ибн ал-Хаттаб, находясь при смерти, включил его в совет
из шестерых старейшин, которым было поручено избрать меж-
ду собой халифа, и члены совета поручили ‘Абд ар-Рахману ру-
ководить принятием решения.
В сунне много свидетельств превосходства ‘Абд ар-Рахмана ибн

‘Ауфа. Достаточно сказать, что во время похода на Табук по-
сланник Аллаха r, опоздав на начало рассветного намаза, со-
вершил позади него один ракат. Эту историю передали Муслим
в «Сахихе» и Абу Давуд в «Сунане».
Ал-Хаким передал со слов матери правоверных Умм Саламы,
что посланник Аллаха r сказал своим жёнам:
إِنَّ الَّذِي يَحْنُو عَلَيْكُمْ بَعْدِي هُوَ الصَّادِقُ البَارُّ اللَّهُمَّ اسْقِ عَبْدَ الرَّحْمنِ بْنَ عَوْفٍ مِنْ سَلْسَبِيلِ
الجَنَّةِ.
«Тот, кто проявит сострадание к вам после меня, будет правди-
вым и добродетельным. О Аллах, напои ‘Абд ар-Рахмана ибн
‘Ауфа из райского Салсабила». Ал-Хаким назвал хадис досто-
верным согласно требованиям ал-Бухари и Муслима, и с ним
согласился аз-Захаби.
Ал-Хаким передал со слов Абу Саламы ибн ‘Абд ар-Рахмана
ибн ‘Ауфа, что однажды он вошёл к ‘Аише, и она рассказала
ему, что посланник Аллаха r говорил:
أَمْرُكُنَّ مِمَّا يُهِمُّنِي بَعْدِي وَلَنْ يَصْبِرَ عَلَيْكُنَّ إِلَّا الصَّابِرُونَ.
«Меня волнует то, что будет с вами после меня, и терпеливо
отнестись к вам смогут только стойкие». Потом она сказала:
«Пусть Аллах напоит твоего отца из райского Салсабила». Ал-
Хаким назвал хадис достоверным согласно требованиям ал-
Бухари и Муслима, и с ним согласился аз-Захаби. Ал-Албани в
«Силсила ал-ахадис ас-сахиха» (4/125-126) назвал иснад хадиса
хорошим, но упомянул похожие сообщения, которые усилива-
ют его.
‘Абд ар-Рахман ибн ‘Ауф был одним из богатых сподвижников
и щедро расходовал своё имущество на нужды мусульман.
Отличаясь набожностью и богобоязненностью, он много
плакал и молил Аллаха уберечь его от скупости. Ибн ‘Абд ал-
Барр в «Исти‘абе» (2/848-849) передал со слов Умм Саламы, что
однажды ‘Абд ар-Рахман ибн ‘Ауф вошёл к ней и сказал: «Мать
моя, я боюсь, что моё большое богатство погубит меня, ведь я
самый богатый среди курайшитов». Она сказала: «Сын мой,
делай пожертвования, ибо, поистине, я слышала, как
посланник Аллаха r сказал:
إِنَّ مِنْ أَصْحَابِي مَنْ لَا يَرَانِي بَعْدَ أَنْ أُفَارِقَهُ.
“Поистине, среди моих сподвижников будет тот, кто не увидит

меня после нашего расставания”». Выйдя от неё, ‘Абд ар-
Рахман повстречался с ‘Умаром и рассказал ему об этом. ‘Умар
пришёл к ней и сказал: «Ради Аллаха, скажи, это я». Она отве-
тила: «Нет, клянусь Аллахом, но никому больше я не сообщу об
этом».
В том же сочинении (2/848) сообщается, что перед смертью
‘Абд ар-Рахман ибн ‘Ауф подарил свободу 31 рабу, а когда при-
близился его час, он сильно заплакал. Его спросили о причине
этого, и он сказал: «Поистине, Мус‘аб ибн ‘Умайр был лучше
меня, он скончался при жизни посланника Аллаха r и у него не
было [даже покрывала], чтобы обернуть его тело. Поистине,
Хамза ибн ‘Абд ал-Мутталиб был лучше меня, и для него мы
тоже не нашли савана. Поистине, я боюсь оказаться среди тех,
кому блага были заранее дарованы в мирской жизни, и боюсь,
что из-за большого богатства я отстану от моих товарищей».
Ибн Касир сообщил, что перед смертью ‘Абд ар-Рахман заве-
щал каждому из оставшихся в живых участников битвы при
Бадре, а таковых было сто человек (и среди них были ‘Усман ибн
‘Аффан и ‘Али ибн Абу Талиб), по четыреста динаров, и они
приняли их. Он скончался в 31 или 32 г. х. в возрасте более 70
лет и был похоронен на мединском кладбище Баки. Заупокой-
ной молитвой по нему руководил халиф ‘Усман ибн ‘Аффан1.
Ибн ‘Абд ал-Барр. Исти‘аб. Т. 2. С. 844-850; Ибн Касир. Бидайа. Т. 7. С. 163-165.]. Ал-Бухари передал со слов Анаса:
«‘Абд ар-Рахман ибн ‘Ауф приехал в Медину, и пророк r объя-
вил его братом Са‘да ибн ар-Раби‘ ал-Ансари. Са‘д был богатым
человеком и сказал ‘Абд ар-Рахману: “Я разделю с тобой моё
богатство и женю тебя”. ‘Абд ар-Рахман сказал: “Да благосло-
вит Аллах твою семью и твоё богатство. Покажи мне, как прой-
ти к базару”. Он не вернулся, пока не заработал на масло с сы-
ром. Прошло немного времени или столько, сколько пожелал
Аллах, и однажды пророк r увидел на нём следы жёлтой крас-
ки. Он спросил:
مَهْيَمْ ؟
“Что это такое?” Тот ответил: “Я женился на женщине из
ансаров”. Пророк r спросил:
مَا سُقْتَ إِلَيْهَا ؟
“Что ты подарил ей?” Он ответил: “Золото весом с фини-
ковую косточку”. Пророк r сказал:
أَوْلِمْ وَلَوْ بِشَاةٍ.
“Устрой свадьбу [Из приказа посланника r устроить свадьбу следует, что сва-
дебный пир относится к обязательным предписаниям, связан-
ным с бракосочетанием. Этого мнения придерживались захи-
риты, а также некоторые маликиты, шафииты и ханбалиты.
Они опирались на хадис ‘Абд ар-Рахмана ибн ‘Ауфа и на то, что
отвечать на приглашение на свадьбу обязательно. Это мнение
назвал очевидным имам аш-Шаукани. Его же поддержал шейх
ал-Албани, сославшись на хадис, переданный Ахмадом, ат-
Табарани и ат-Тахави со слов ал-Бурайды: «Когда ‘Али посва-
тался к Фатиме, посланник Аллаха r сказал:
إِنهَُّ لَا بُدَّ لِلْعُرْسِ مِنْ وَلِيمَةٍ.
“При женитьбе необходимо справить свадьбу”». Ибн Хаджар
назвал иснад хадиса неплохим, и с ним согласился ал-Албани.
Тем не менее большинство считало свадьбу не обязательным, а
желательным предписанием. Ал-Байхаки передал слова имама
аш-Шафи‘и: «Я не знаю, чтобы пророк r приказал справлять
свадьбу кому-либо, кроме ‘Абд ар-Рахмана [ибн ‘Ауфа], и я не
знаю, чтобы [пророк r сам] не справлял её»1.
Ибн Хаджар. Фатх. Т. 9. С. 287; Шаукани. Найл ал-аутар. Т. 3. Ч. 6. С. 593-
594; Сан‘ани. Субул ас-салам. Т. 3. С. 222; Албани. Адаб аз-зифаф. С. 72.], даже если найдёшь всего одну ов-
цу”»2 Бухари (2049).


4. Абу Талха [Абу Талха ал-Ансари — известный сподвижник пророка r,
приходился ему родственником по материнской линии. Его
имя — Зайд ибн Сахл ибн ал-Асвад ал-Хазраджи ан-Наджжари.
Его мать ‘Убада бинт Малик тоже принадлежала к бану малик
ибн ан-наджжар. Он был одним из двенадцати старейшин Яс-
риба, присягнувших на верность посланнику r в местечке Ака-
ба. Он также принял участие в битве при Бадре и последующих
сражениях пророка r. В битве при Ухуде он грудью прикрывал
посланника Аллаха r, не переставая выпускать стрелы в насту-
пающих язычников. В «Муснаде» Ахмада приводится досто-
верный рассказ Анаса ибн Малика о том, что всякий раз, когда
Абу Талха выпускал стрелу, посланник Аллаха r провожал её
взглядом, а Абу Талха отстранял его рукой, говоря: «Вот так,
посланник Аллаха, чтобы стрела не попала в тебя».
В «Сахихах» ал-Бухари и Муслима приводится его же рассказ о
том, что в битве при Ухуде люди обратились в бегство, бросив
пророка r, но Абу Талха стоял перед ним, прикрывая его своим
щитом. Абу Талха был хорошим лучником и туго натягивал свой
лук. В тот день он сломал два или три лука. Когда кто-нибудь
проходил мимо с колчаном стрел, пророк r говорил ему:
. انشُْرْهَا لِأَبِي طَلْحَةَ
«Рассыпь их перед Абу Талхой!» Когда же он выглядывал, что-
бы взглянуть на врагов, Абу Талха говорил ему: «Пусть мой
отец и моя мать станут выкупом за тебя! Не выглядывай, иначе
тебя поразит вражеская стрела. Пусть моя грудь заслоняет
твою!» В этом же хадисе сообщается, что в тот день меч дважды
или трижды падал из рук Абу Талхи.

Абу Талха героически проявил себя и в битве при Хунайне, ко-
гда мусульмане были близки к поражению. Абу Давуд передал
достоверный рассказ Анаса о том, что в день битвы при Хунай-
не посланник Аллаха r сказал:
مَنْ قَتَلَ كَافِرًا فَلَهُ سَلَبُهُ.
«Кто убил неверующего [в бою], тому достаётся его имущест-
во». И в тот день Абу Талха убил двадцать вражеских воинов,
оставив себе их имущество. Отмечая его доблесть и отвагу, по-
сланник Аллаха r говорил:
صَوْتُ أَبِي طَلْحَةَ فِي الجَيْشِ خَيْرٌ مِنْ أَلْفِ رَجُلٍ.
«Голос Абу Талхи среди воинов лучше, чем тысяча человек».
Этот хадис передал Симавайх со слов Анаса, и ал-Албани на-
звал его достоверным в «Сахих ал-джами‘» (3800).
История обращения Абу Талхи в ислам связана с его женить-
бой на Умм Сулайм. Это произошло после кончины её мужа
Малика ибн ан-Надра, отца Анаса ибн Малика. По словам Ана-
са, когда Абу Талха посватался к его матери, она ответила: «Я
согласна выйти за тебя. Таким, как ты, не отказывают. Но ведь
ты неверующий... Если ты примешь ислам, это будет твоим
брачным даром, и я не попрошу тебя ни о чём другом». Тогда
Абу Талха принял ислам, и они поженились. ‘Абд ар-Раззак, ат-
Тайалиси и ат-Табарани в «ал-Му‘джам ал-кабир» передали че-
рез достоверный иснад слова Сабита ал-Бунани: «Мы не слы-
шали, чтобы кто-нибудь получил более ценный брачный дар,
чем Умм Сулайм. Это было обращение [Абу Талхи] в ислам».
Во время прощального паломничества пророк r поручил Абу
Талхе раздать мусульманам его сбритые волосы. Об этом сооб-
щил Муслим со слов Анаса ибн Малика. После смерти послан-
ника r Абу Талха регулярно постился, прерывая пост лишь во
время поездок и во время болезни. Он был известен своим осо-
бым мнением о том, что пост не прерывается, если постящийся
проглотит градину. Он считал, что градины несут в себе благо-
словение от Аллаха и не являются ни едой, ни питьём. Однако
другие сподвижники не разделяли его точки зрения.
Согласно сообщению Ибн Са‘да, Абу Талха скончался на кораб-
ле во время морского похода на Средиземном море. Моряки
смогли причалить и похоронить его лишь спустя неделю, но за
семь дней его труп нисколько не разложился. Это подтверждается сообщениями о том, что Абу Талха скончался в 51 г. х. Однако, по мнению большинства биографов, он умер в Медине в 34
г. х. и заупокойную молитву по нему совершил халиф ‘Усман ибн
‘Аффан. Да будет доволен всеми ими Всевышний Аллах!1
Ибн ‘Абд ал-Барр. Исти‘аб. Т. 2. С. 553-555; Захаби. Сийар. Т. 2. С. 27-34.] жертвует пальмовой рощей Байруха. Ал-
Бухари передал со слов Анаса ибн Малика: «Из всех ансаров
самыми большими пальмовыми полями в Медине владел Абу
Талха, а больше всего из этого он любил сад Байруха, находив-
шийся напротив мечети. Посланник Аллаха r часто приходил
туда и пил там хорошую воду». Анас рассказывал, что после ни-
спослания аята «Вы не обретёте благочес-
тия, пока не будете расходовать из того, что вы любите...»
(сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 92) Абу Талха подошёл к по-
сланнику Аллаха r и сказал: «Посланник Аллаха, Всевышний и
Всеблагой Аллах говорит: «Вы не обретёте благочестия, пока
не будете расходовать из того, что вы любите...», а из того, что
мне принадлежит, больше всего я люблю Байруху. Поэтому я
жертвую ею ради Аллаха и надеюсь, что благодаря этому я об-
рету благочестие и сохраню её у Аллаха. Используй её, о по-
сланник Аллаха, как тебе укажет Аллах». Посланник Аллаха r
сказал:
بَخٍ ذَلِكَ مَالٌ رَابِحٌ ذَلِكَ مَالٌ رَابِحٌ، وَقَدْ سَمِعْتُ مَا قُلْتَ، وَإِنِّي أَرَى أَنْ تَجْعَلَهَا فِي الْأَقْرَِبينَ.
«Замечательно! Это имущество принесёт доход, обяза-
тельно принесёт! Я слышал то, что ты сказал, и считаю, что тебе
следует отдать её своим ближайшим родственникам». Абу Тал-
ха сказал: «Я так и сделаю, о посланник Аллаха», — а потом он
разделил её между своими родственниками и сыновьями сво-
его дяди»1 Бухари (1461) и Муслим (998).
5. Сухайб [Абу Йахйа Сухайб ибн Синан ар-Руми — славный сподвижник
пророка r, один из первых мекканцев, обратившихся в ислам.
Прозвище руми ‘византиец’ получил из-за того, что вырос в Ви-
зантии, а после переселения в Аравию так и не сумел избавить-
ся от акцента. Между биографами не было разногласий отно-
сительно того, что он происходил из арабского племени. Одни
считали, что он принадлежал к бану ан-намир ибн касит. Ибн
Исхак и некоторые другие возводили его родословную к Хузайме ибн Ка‘бу.
Сообщается, что отец или дядя Сухайба были наместниками
персидского царя в Эль-Убулле. Его мать звали Салма бинт
Ка‘ид. Во время войны с Византией их земли подверглись на-
падению императорских войск, и Сухайб, будучи ребёнком, по-
пал в плен. Относительно того, как он попал в Аравию, сущест-
вуют разногласия. Согласно одним сообщениям, мекканец ‘Аб-
даллах ибн Джад‘ан ат-Тайми купил его, подарил ему свободу и
скончался ещё до начала миссии Мухаммада r. В других источ-
никах говорится, что Сухайб бежал из Византии с большим бо-
гатством и поселился в Мекке, где стал союзником ‘Абдаллаха
ибн Джад‘ана.
Сухайб одним из первых принял ислам и рано объявил себя
последователем посланника Аллаха r. Поскольку у него не бы-
ло родственников среди курайшитов, он вместе с рабами и дру-
гими беззащитными мусульманами испытал на себе тяжесть
гнева неверующих мекканцев. Хиджра в Медину стала для него
ещё одним испытанием. Не желая отпускать Сухайба, язычни-
ки напоминали ему о том, что в своё время он нашёл покой и
пристанище именно среди них.
В «Мустадраке» ал-Хакима приводится рассказ ‘Икримы о том,
что, когда Сухайб совершал хиджру, мекканцы начали преследовать его. Тогда он вынул из своего колчана сорок стрел и сказал: «Пока вы доберётесь до меня, я успею пронзить каждого из вас одной стрелой, а затем возьмусь за меч. Но вы знаете, что я
мужчина и я оставил в Мекке двух рабынь. Возьмите их себе».
Тогда же пророку r был ниспослан аят:

«Среди людей есть и такой, который продаёт свою душу,
стремясь к довольству Аллаха, и Аллах сострадателен к ра-
бам» (сура 2 «Корова», аят 207). Когда же он прибыл в Медину,
пророк r сказал ему:
أَبَا يَحْيَى رَبِحَ البَيْعُ.
«Абу Йахйа, торговля принесла тебе прибыль». А затем он про-
чёл ему этот аят.
Сухайб был известен своей щедростью и правдивостью. Он
пользовался доверием и уважением среди мусульман. Когда ха-
лиф ‘Умар ибн ал-Хаттаб, получив смертельное ранение, создал
совет из шестерых сподвижников, именно Сухайбу было пору-
чено руководить коллективным намазом до избрания нового
главы мусульман. У него было восемь сыновей: ‘Усман, Сайфи,
Хамза, Са‘д, ‘Ибад, Хубайб, Салих и Мухаммад. Прозвище-
кунью Абу Йахйа ему дал сам посланник Аллаха r.
Сухайб ар-Руми скончался в Медине в шаввале 38 г. х. Наряду с
‘Абдаллахом ибн ‘Умаром он был в числе тех сподвижников,
которые решили не вовлекаться в конфликт между халифом
‘Али ибн Абу Талибом и сирийским наместником Му‘авийей
ибн Абу Суфйаном. Да будет доволен всеми ими Всевышний
Аллах!1
Ибн ‘Абд ал-Барр. Исти‘аб. Т. 2. С. 726-733; Захаби. Сийар. Т. 2. С. 17-26.] оставляет своё имущество язычникам, что-
бы примкнуть к пророку r в Медине. Ибн Хишам передал, что
Абу ‘Усман ан-Нахди сказал: «Мне рассказывали, что когда Су-
хайб намеревался переселиться, неверующие курейшиты сказа-
ли ему: “Ты приехал к нам презренным нищим, разбогател сре-
ди нас и достиг того, чего достиг, а теперь ты хочешь уйти вме-
сте со своим имуществом. Клянёмся Аллахом, этому не бы-
вать”. Сухайб сказал им: “Вы отпустите меня, если я отдам вам
моё имущество?” Они сказали: “Да”. Он сказал: “Я отдаю вам
своё имущество”. Когда посланник Аллаха r узнал об этом, он
сказал:
رَِبحَ صُهَيْبٌ، رَِبحَ صُهَيْبٌ.
“Сухайб получил прибыль. Сухайб получил прибыль”»2Ибн Хишам. Сира. Т. 1. С. 477.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 621. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия