Студопедия — ПЛОДЫ ЛЮБВИ АЛЛАХА К РАБУ 5 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПЛОДЫ ЛЮБВИ АЛЛАХА К РАБУ 5 страница






повелений посланника r было исполнено. Имам аз-Захаби в
«Сийаре» (2/501) привёл рассказ о том, что ‘Умар ибн ал-Хаттаб,
встречая Усаму, говорил: «Мир тебе, о эмир, и милость Аллаха!
Ты был моим командующим, когда посланник Аллаха r скон-
чался». Впоследствии Усама ибн Зайд поселился в Муззе (со-
гласно некоторым источникам — в Вади-эль-Кура), а потом пе-
реехал в Медину, где и скончался в конце правления Му‘авийи
в 54 г. х. Согласно аз-Зухри, он скончался в Джуруфе1.
Ибн ‘Абд ал-Барр. Исти‘аб. Т. 1. С. 75-77; Захаби. Сийар. Т. 2. С. 496-507.]:
أَحِبِّيهِ فَإِنِّي أُحِبُّهُ.
«Полюби его, ибо, воистину, я люблю его» 4 Тирмизи (3818).
В другом хадисе сообщается, что он сказал:
آيَةُ الْإِيمَانِ حُبُّ الْأَنْصَارِ، وَآيَةُ النِّفَاقِ بُغْضُ الْأَنْصَارِ.
«Любовь к ансарам — признак веры, а ненависть к ним —
признак лицемерия» 5 Бухари (17).
5. Ненависть к тем, кто ненавидит Аллаха и Его по-
сланника r. Всевышний сказал об отце всех ханифов [В арабском языке слово حَنِيْفٌ ханиф восходит к слову حَنَفٌ ханаф
‘уклонение от заблуждения к прямому пути’. Его антонимом
является слово جَنَفٌ джанаф ‘уклонение с прямого пути к
заблуждению’. Об этом сообщил ар-Рагиб ал-Асфахани. По
мнению Ибн ал-Асира, слово حَنَفٌ ханаф означает уклонение
любого рода, но в шариате оно приобрело значение ‘склонив-
шийся к исламу и утвердившийся в этой религии’. По мнению
советской исследовательницы К. С. Кашталёвой, термин ханиф
в Коране означает ‘обратившийся от язычества к Богу’. До
распространения ислама арабы называли ханифами тех, кто
отказывался поклоняться идолам и придерживался веры
пророка Ибрахима u. В Коране имя этого пророка восемь раз
сочетается со словом ханиф, подчёркивая его приверженность
искреннему поклонению Аллаху.
Всевышний сказал:

«Они сказали: “Обратитесь в иудаизм или в христианство, и
вы последуете прямым путём”. Скажи: “Нет, в религию Иб-
рахима, ведь он был ханифом и не был одним из многобож-
ников”» (сура 2 «Корова», аят 135).
Комментируя слова «он был ханифом», Мухаммад ибн Ка‘б ал-
Курази и ‘Иса ибн Джарийа сказали: «Он следовал прямым пу-
тём». Муджахид сказал: «Он был искренним». Ибн ‘Аббас, ал-Хасан ал-Басри, ад-Даххак, ‘Атиййа, ас-Судди сказали: «Он со-
вершал хадж». Абу ал-‘Алийа сказал: «Ханиф — тот, кто обра-
щается лицом к Каабе в намазе и считает хадж обязательным
для себя, если имеет возможность попасть туда». Абу Килаба
сказал: «Ханиф — тот, кто верит во всех посланников, от пер-
вого до последнего». Катада сказал: «Ханафиййа — это свиде-
тельство о том, что нет божества, кроме Аллаха. Сюда входит
запрещение жениться на матерях, дочерях и тётках по мате-
ринской и отцовской линиям, запрещение всего, что запретил
Могучий и Великий Аллах, и обрезание [крайней плоти]». Об
этом сообщил Ибн Касир1.
Рагиб. Муфрадат. С. 140; Ибн ал-Асир. Нихайа. С. 239; Ибн Касир. Таф-
сир. Т. 1. С. 246; Кашталёва. О термине ‘ханиф’ в Коране. С. 161.] Ибрахиме u и тех, кто уверовал вместе с ним:



«Прекрасным примером для вас были Ибрахим и те,
кто был с ним. Они сказали своему народу: “Мы отрекаемся
от вас и тех, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха. Мы отвер-
гаем вас, и между нами и вами установились вражда и нена-
висть навеки, пока вы не уверуете в одного Аллаха”» (сура 60
«Испытуемая», аят 4). На эту тему есть и другие аяты.
6. Один из признаков любви к пророку r — распростра-
нение его сунны различными путями. Передают со слов Зайда
ибн Сабита, что посланник Аллаха r сказал:
نَضَّرَ للهُ امْرءا سَمِعَ مِنَّا حَدِيثاً فَحَفِظَهُ حَتَّى يُبَلِّغَه غَيْرَهُ، فَرُبَّ حَامِل فِقهٍ إِلَى مَنْ هُوَ أَفْقَهُ مِنهُ،
وَرُبَّ حَامِل فِقهٍ لَيسَ بِفَقِيهٍ.
«Пусть Аллах сделает сияющим того, кто услышал от нас
хадис и запомнил его, чтобы передать другим. Возможно, он
передаст знания тому, кто более сведущ, чем он, и, возможно,
носитель знания сам не является факихом [Слово فَقِيهٌ факих образовано от глагола فَقِهَ ‘понимать’, ‘знать’. В
правоведении факихами называют улемов, знающих практиче-
ские предписания религии и их обоснование аятами Корана,
хадисами, единым мнением улемов, суждением по аналогии и
прочим шариатским инструментарием. Факихом можно на-
звать и учёного, не обладающего достаточными знаниями для
иджтихада — самостоятельного исследования религиозных
текстов.
Из обсуждаемого нами предания следует, что глубокое понима-
ние вопросов шариата не является обязательным требованием к
тому, кто пересказывает хадисы. Передатчик хадисов должен от-
вечать требованиям благонадёжности (справедливости) и точно
пересказывать то, что он запомнил или записал. Что же касает-
ся исследования значений текстов и извлечения из них религи-
озных предписаний, то это входит в обязанность факихов2.
Мунави. Файд ал-Кадир. Т. 6. С. 284-285; ‘Азимабади. ‘Аун ал-ма‘буд.
Т. 10. С. 68.]». Ат-Тирмизи
назвал хадис хорошим 1 Тирмизи (2656).
Передают со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Амра, что пророк r
сказал:
بَلِّغُوا عَنِّي وَلَوْ آيَةً، وَحَدِّثُوا عَنْ بَنِي إِسْرَائِيلَ وَلَا حَرَجَ، وَمَنْ كَذَبَ عَلَيَّ مُتَعَمِّدًا فَلْيَتَبَوَّأْ مَقْعَدَهُ
مِنْ النَّارِ.
«Рассказывайте от моего имени, даже если это всего один
аят. Рассказывайте от имени сынов Исраила, и в этом нет ниче-
го плохого. А тот, кто сознательно солжёт от моего имени, зай-
мёт своё место в огне» 2 Бухари (3461).

 

 

 

ЛЮБОВЬ СПОДВИЖНИКОВ К АЛЛАХУ И ЕГО ПОСЛАННИКУ (саля Ллаху `алейхи ва салям)


Сподвижники явили собой высший образец любви к
пророку r, и ниже мы приведём несколько блестящих приме-
ров этого.
1. Дружба между посланником Аллаха r и Абу Бакром

зародилась до начала пророческой миссии, а когда он стал по-
сланником Аллаха r, Абу Бакр был первым из мужчин его на-
рода, кто ответил на его призыв и без заминки последовал за
своим другом. Передают со слов Абу Хурайры, что пророк r
сказал:
مَا عَرَضْتُ الإسْلَامَ عَلَى أَحَدٍ إلَّا كانَتْ لَهُ كَبْوَةٌ إلَّا أَبُو بَكْرٍ، فَإنهَُّ لَمْ يَتَلَعْثَمْ في قَوْلِهِ.
«Кому бы я ни предлагал принять ислам, все медлили,
кроме Абу Бакра. Поистине, он сказал своё слово без промед-
ления» 1 См.: Ибн Асир. Джами‘ ал-усул. Т. 8. С. 585.
Абу Бакр ас-Сиддик явил собой восхитительный пример
любви к посланнику Аллаха r. Он совершил славный поступок
во время хиджры, когда перед лицом опасности думал о проро-
ке r больше, чем о себе. Его на редкость удивительное поведе-
ние описано в Коране:

«Если вы не окажете ему (т. е. Мухаммаду) поддержки,
то ведь Аллах уже оказал ему поддержку, когда неверующие
изгнали его. Он был одним из тех двоих, которые находились
в пещере, и сказал своему спутнику (т. е. Абу Бакру): “Не
скорби, ибо Аллах — с нами”. Тогда Аллах ниспослал ему
спокойствие и поддержал его воинами, которых вы не виде-
ли. Аллах сделал слово неверующих нижайшим, тогда как
Слово Аллаха превыше всего. Аллах — Могущественный,
Мудрый» (сура 9 «Покаяние», аят 40).
Аш-Ша‘би сказал: «В этом аяте Могучий и Великий Аллах
упрекнул всех обитателей Земли, кроме Абу Бакра ас-Сиддика,
да будет Аллах доволен им» 2 Багави. Ма‘алим. Т. 2. С. 282.
Ал-Багави сказал: «Передают, что когда Абу Бакр вместе с
посланником Аллаха r отправился к пещере, он некоторое

время шёл перед ним, а некоторое время — позади него. По-
сланник Аллаха r спросил его: “Что с тобой, Абу Бакр?” Он от-
ветил: “Когда я вспоминаю о погоне, то иду за тобой, а когда я
вспоминаю о засаде, то иду перед тобой”. Когда они добрались
до пещеры, Абу Бакр сказал: “Постой здесь, пока я не осмотрю
пещеру”. Он зашёл в неё и убедился в том, что она безопасна, а
затем сказал: “Спускайся, о посланник Аллаха”, — и тот спус-
тился. ‘Умар сказал: “Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, одна
эта ночь лучше, чем семья ‘Умара”» 1 Багави. Ма‘алим. Т. 2. С. 283.
Другим восхитительным примером из его жизни было
приготовление к походу на Табук. Зайд ибн Аслам передал со
слов своего отца, что ‘Умар ибн ал-Хаттаб сказал: «Посланник
Аллаха r приказал нам сделать пожертвования, и в то время у
меня было некоторое имущество. Я сказал: “Если я когда-
нибудь и опережу Абу Бакра, это произойдёт сегодня”. Я при-
нёс половину моего имущества, и посланник Аллаха r спросил:
مَا أَبْقَيْتَ لِأَهْلِكَ؟
“Что ты оставил своей семье?” Я сказал: “Столько же”.
Абу Бакр же принёс всё, что было у него. Пророк r спросил у
него:
يَا أَبَا بَكْرٍ، مَا أَبْقَيْتَ لِأَهْلِكَ ؟
“Абу Бакр, что ты оставил своей семье?” Он ответил: “Я
оставил им Аллаха и Его посланника”. Тогда я сказал: “Клянусь
Аллахом, я никогда не смогу опередить его ни в чём”». Ат-
Тирмизи сказал: «Это хороший и достоверный хадис» 2 Тирмизи (3675).
Также передают, что Абу Бакр сказал пророку r: «Кля-
нусь Тем, Кто послал тебя с истиной, что обращение в ислам
Абу Талиба принесёт мне больше радости, чем обращение [мое-
го отца Абу Кухафы], потому что обращение в ислам Абу
Талиба доставило бы тебе больше радости».
Похожие слова ‘Умар ибн ал-Хаттаб сказал ал-‘Аббасу:
«Твоё обращение в ислам мне милее, чем обращение в ислам
ал-Хаттаба, потому что это милее посланнику Аллаха r» 3 Кади ‘Ийад. Китаб аш-шифа’. Т. 2. С. 22.
Поэтому посланник Аллаха r сказал:
إِنَّ مِنْ أَمَنِّ النَّاسِ عَلَيَّ فِي صُحْبَتِهِ وَمَالِهِ أَبَا بَكْرٍ، وَلَوْ كُنْتُ مُتَّخِذًا خَلِيلًا مِنْ أُمَّتِي لَاتَّخَذْتُ

أَبَا بَكْرٍ إِلَّا خُلَّةَ الْإِسْلَامِ، لَا يَبْقَيَنَّ فِي الْمَسْجِدِ خَوْخَةٌ إِلَّا خَوْخَةُ أَبِي بَكْرٍ.
«Самым щедрым по отношению ко мне в дружбе и
богатстве был Абу Бакр. Если бы я отдал высшую любовь кому-
либо из моей общины, им стал бы Абу Бакр, но любовь ради
ислама [лучше]. Не оставьте ни одной двери в мечети, кроме
двери Абу Бакра» 1 Бухари (3904).
2. Другим примером является поведение ‘Умара [Абу Хафс ‘Умар ибн ал-Хаттаб ибн Нуфайл — выдающийся
сподвижник Мухаммада r, второй праведный халиф. Он был
на тринадцать лет младше пророка r и принадлежал к роду ба-
ну ‘ади. Его предок в девятом колене Ка‘б ибн Луайй приходился предком посланнику Аллаха r в восьмом колене. Его мать —
Хантама бинт Хашим ибн ал-Мугира, двоюродная сестра Абу
Джахла и ал-Хариса, двух сыновей Хишама ибн ал-Мугиры.
‘Умар принял ислам в конце шестого года после начала
пророчества. Согласно преданиям, это событие было
результатом мольбы пророка r и стало поворотным в ранней
истории ислама. В «Сунане» ат-Тирмизи сообщается со слов
‘Абдаллаха ибн ‘Умара, что посланник Аллаха r сказал:
اللَّهُمَّ أَعِزَّ الْإِسْلَامَ بِأَحَبِّ هَذَيْنِ الرَّجُلَيْنِ إِلَيْكَ بِأَبِي جَهْلٍ أَوْ بِعُمَرَ بْنِ الْخَطَّابِ؛ قَالَ: وَكَانَ
أَحَبَّهُمَا إِلَيْهِ عُمَرُ.
«О Аллах, укрепи ислам тем из двоих, кого Ты больше любишь:
Абу Джахлем или ‘Умаром ибн ал-Хаттабом». [Пророк r] ска-
зал: «[Оказалось,] что Он больше любил ‘Умара». Ат-Тирмизи
назвал хадис хорошим и достоверным, но малоизвестным. Он
усиливается похожими сообщениями, переданными ат-
Табарани со слов Ибн Мас‘уда и Анаса.
Обращение ‘Умара ибн ал-Хаттаба в ислам изменило положе-
ние мусульман в Мекке. Ибн Са‘д в «ат-Табакат ал-кубра» и ал-
Хайсами в «Маджма‘ аз-заваид» привели рассказ Ибн Мас‘уда:
«Поистине, принятие ‘Умаром ислама было настоящей побе-
дой, его переселение — настоящей поддержкой, а его правле-
ние — настоящей милостью. Клянусь Аллахом, мы не могли
молиться возле Каабы, пока ‘Умар не принял ислам, а после то-
го, как он принял его, он продолжал сражаться с ними, пока
они не оставили нас в покое и позволили нам молиться».
После обращения в ислам ‘Умар получил прозвище ал-Фарук,
означающее «различающий [между истиной и ложью]». Из ря-
да преданий следует, что первым его назвал так посланник Ал-
лаха r. Ибн Абу Шайба в «Тарихе» сообщил об этом со слов
самого ‘Умара, а Ибн Са‘д в «ат-Табакат ал-кубра» — со слов
‘Аиши. Есть сообщения о том, что это прозвище ему дали люди
писания или ангел Джибрил u.
‘Умар принял участие в битве при Бадре и во всех последую-
щих походах и сражениях посланника r. Он был назван в чис-
ле десяти сподвижников, которым ещё при жизни был обещан
рай. Согласно единому мнению праведных улемов, он был са-
мым достойным в мусульманской умме после пророка r и Абу
Бакра. Перед смертью последний передал ему власть, и десятилетний период его правления был отмечен установлением в
Халифате внутриполитической стабильности, великими побе-
дами над Персией и Византией, успешными внутригосударст-
венными реформами, основанием новых городов и многими
прогрессивными изменениями.
О превосходстве ‘Умара ибн ал-Хаттаба говорится во многих
хадисах. В комментарии о достоинствах Билала (комм. 53) мы
уже привели рассказ Джабира ибн ‘Абдаллаха о том, что по-
сланник r увидел в раю дворец ‘Умара. Ал-Бухари передал со
слов ‘Абдаллаха ибн ‘Умара, что посланник Аллаха r сказал:
بَيْنَا أَنَا نَائِمٌ أُتِيتُ بِقَدَحِ لَبَنٍ فَشَرِبْتُ مِنْهُ حَتَّى إِنِّي لَأَرَى الرِّيَّ يَخْرُجُ مِنْ أَظْفَارِي ثُمَّ أَعْطَيْتُ
فَضْلِي يَعْنِي عُمَرَ. قَالُوا فَمَا أَوَّلْتَهُ يَا رَسُولَ الَّلهِ ؟ قَالَ: الْعِلْمَ.
«Я увидел во сне, что мне поднесли кубок молока, которое я
пил до тех пор, пока не напился досыта, после чего отдал оста-
ток ‘Умару ибн ал-Хаттабу». Люди спросили: «Как ты истолко-
вал это, посланник Аллаха?» Он ответил: «Это знание».
Ал-Бухари и Муслим передали со слов Абу Са‘ида ал-Худри,
что посланник Аллаха r сказал:
بَيْنَمَا أَنَا نَائِمٌ رَأَيْتُ النَّاسَ يُعْرَضُونَ عَلَيَّ وَعَلَيْهِمْ قُمُصٌ مِنْهَا مَا يَبْلُغُ الثَّدْيَ وَمِنْهَا مَا يَبْلُغُ دُونَ
ذَلِكَ وَمَرَّ عَلَيَّ عُمَرُ بْنُ الْخَطَّابِ وَعَلَيْهِ قَمِيصٌ يَجُرُّهُ. قَالُوا مَا أَوَّلْتَهُ يَا رَسُولَ الَّلهِ ؟ قَالَ: الدِّينَ
.
«Во сне я увидел людей, и на них были рубахи. Одни рубахи
достигали груди, другие опускались ниже этого. Я увидел ‘Ума-
ра, и на нём была рубаха, которая волочилась». Его спросили:
«Как ты истолковал это, посланник Аллаха?» Он ответил: «Это
набожность». В другой версии сообщается, что задавшим этот
вопрос был Абу Бакр.
Ахмад и ат-Тирмизи передали со слов ‘Укбы ибн ‘Амира, что
посланник Аллаха r сказал:
لَوْ كَانَ مِنْ بَعْدِي نَبِيٌّ لَكَانَ عُمَرُ بْنُ الْخَطَّابِ.
«Если бы после меня был пророк, то им был бы ‘Умар ибн ал-
Хаттаб». Ал-Албани в «Силсила ал-ахадис ас-сахиха» (1/646)
назвал иснад хадиса хорошим и привёл ещё две версии, усили-
вающие его.
Пророк Мухаммад r завершил череду Божьих пророков и по-
сланников. Он передал людям писание Аллаха и оставил им со-

вершенный шариат, удовлетворяющий здоровым потребно-
стям индивидов и целых обществ. Принесённая им истина не
исчезнет с лица земли вплоть до наступления Судного часа, по-
тому что Всевышний обязался защитить Своё писание от ис-
кажений и уберечь его толкование, записанное в виде сунны.
Это значит, что люди не будут ощущать потребности в новом
руководстве и в новом пророчестве, пока стоят небеса и земля.
По этой причине ‘Умар ибн ал-Хаттаб не мог быть пророком.
Вместе с тем он обладал прекрасными качествами, характер-
ными для Божьих избранников, и это величайшее свидетельст-
во его превосходства и благочестия.
В «Сахихе» ал-Бухари и «Муснаде» Ахмада приводится рассказ
Абу Хурайры о том, что пророк r сказал:
إِنهَُّ قَدْ كَانَ فِيمَا مَضَى قَبْلَكُمْ مِنْ الْأُمَمِ مُحَدَّثُونَ وَإِنهَُّ إِنْ كَانَ فِي أُمَّتِي هَذِهِ مِنْهُمْ فَإِنهَُّ عُمَرُ بْنُ
الْخَطَّابِ.
«Среди предшествовавших вам народов были люди озаряемые,
и если есть такой в моей общине, то это ‘Умар ибн ал-Хаттаб».
Ахмад, Муслим, ат-Тирмизи и ан-Насаи также передали этот
хадис со слов матери правоверных ‘Аиши.
Это качество ‘Умара проявлялось как при жизни посланника r,
так и после его смерти. Так, после предложений и изречений
‘Умара было ниспослано несколько аятов Корана: о молении
позади «места Ибрахима» (сура 2 «Корова», аят 125), о завесе
(сура 33 «Союзники», аят 53), о решении не щадить пленников
Бадра (сура 8 «Трофеи», аят 67), о порицании жён, приревно-
вавших пророка (сура 66 «Запрещение», аят 5), о запрещении
опьяняющих напитков (сура 2 «Корова», аят 219; сура 4 «Жен-
щины», аят 43; сура 5 «Трапеза», аяты 90-91), о запрещении
мольбы за лицемеров и совершении заупокойной молитвы по
ним (сура 9 «Покаяние», аяты 80-84). В период правления Абу
Бакра именно ‘Умар настоял на кодификации Корана, а за годы
своего правления он принял десятки мудрых решений, обеспе-
чивших укрепление и развитие мусульманского государства.
‘Умар ибн ал-Хаттаб был смертельно ранен персом по имени
Абу Лу’лу’ Файруз, который нанёс ему шесть ранений кин-
жалом с двумя остриями. Он скончался в конце зу-л-хиджжа
23 г. х. и с позволения матери правоверных ‘Аиши был похо-
ронен в её комнате рядом со своими любимыми — рядом с
посланником Аллаха r и Абу Бакром. Да будет доволен ими
Аллах!1
Ибн ‘Абд ал-Барр. Исти‘аб. Т. 3. С. 1144-1159; Навави. Шарх Муслим.
Т. 8. С. 170-180; Ибн Хаджар. Фатх. Т. 7. С. 51-67; Шайх. ‘Акида. С. 243-258.]. Передают, что ‘Абдаллах ибн Хишам сказал: «Однажды, когда мы
находились в обществе пророка r, он держал за руку ‘Умара
ибн ал-Хаттаба. Тот сказал ему: “Посланник Аллаха, я люблю
тебя сильнее всего на свете, кроме самого себя”. Пророк r
сказал:
لَا وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ حَتَّى أَكُونَ أَحَبَّ إِلَيْكَ مِنْ نَفْسِكَ.
“Нет, клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, никто из вас
не уверует, пока не полюбит меня сильнее, чем самого себя!”
Тогда ‘Умар сказал ему: “Поистине, сейчас я возлюбил тебя
сильнее, чем самого себя!” — и пророк r сказал:
الْآنَ يَا عُمَرُ.
“Вот теперь, о ‘Умар!”» Бухари(6632).

3. История ‘Усмана [Абу ‘Амр ‘Усман ибн ‘Аффан ибн Абу ал-‘Ас — выдающийся
сподвижник Мухаммада r и третий праведный халиф. Он был
на пять лет моложе пророка r и принадлежал к известному ро-
ду бану умаййа ибн ‘абд шамс. Его предок в пятом колене ‘Абд
Манаф был прапрадедом посланника Аллаха r. Его матерью
была Арва бинт Курайз ибн Раби‘а, дочь Умм Хаким ал-Байды
бинт ‘Абд ал-Мутталиб и племянница ‘Абдаллаха ибн ‘Абд ал-
Мутталиба. Иными словами, ‘Усман был сыном двоюродной
сестры посланника Аллаха r.
Он одним из первых принял ислам и вместе со своей женой
Рукиййей, дочерью Мухаммада r, переселился в Эфиопию.
Позднее он вернулся в Мекку и оттуда совершил хиджру в Ме-
дину. Во время битвы при Бадре он с позволения пророка r ос-
тался в городе, чтобы ухаживать за своей больной женой, после
чего пророк r выделил ему одну долю трофеев и обещал ему
награду участников битвы. После смерти Рукиййи он женился
на её сестре Умм Кулсум. Таким образом, он был женат на двух
дочерях посланника Аллаха r и мусульмане прозвали его Зу-н-
нурайн, что означает «обладающий двумя светочами». Перед
заключением Худайбийского мира мекканцы задержали ‘Усма-
на в Мекке, и он отсутствовал, когда мусульмане принесли
«присягу довольства», но пророк r сам пожал себе руку и ска-
зал, что это за ‘Усмана. Он играл важную роль в жизни мусуль-
манской общины и особо отличился при снаряжении армии
перед походом на Табук. Пророк r назвал его в числе десяти
сподвижников, которым ещё при жизни был обещан рай. Пе-
ред смертью ‘Умар включил его в совет из шести старейшин,
которым полагалось избрать между собой нового халифа, после
чего мухаджиры и ансары единодушно присягнули ему на вер-
ность.
По мнению подавляющего большинства мусульман, ‘Усман ибн
‘Аффан был самым достойным среди сподвижников после Абу

Бакра ас-Сиддика и ‘Умара ал-Фарука. Имам ан-Навави в ком-
ментариях к «Сахиху» Муслима (8/165) пишет: «Некоторые
приверженцы сунны из Куфы отдавали предпочтение ‘Али пе-
ред ‘Усманом, но достоверное и самое распространённое мне-
ние то, что ‘Усман превосходил его». На правильность данного
суждения указывает тот факт, что совет мухаджиров и ансаров
присягнул на верность ‘Усману после гибели ‘Умара ибн ал-
Хаттаба. Это подтверждается и другими изречениями ранних
мусульман и праведных имамов. Так, в «Сахихе» ал-Бухари при-
водятся слова ‘Абдаллаха ибн ‘Умара: «Во времена пророка r мы
никого не равняли с Абу Бакром, потом — с ‘Умаром, а потом
— с ‘Усманом. О превосходстве остальных сподвижников про-
рока r друг перед другом мы не говорили».
В сунне есть много хадисов о достоинствах ‘Усмана Зу-н-
нурайна. Ал-Бухари и Муслим передали со слов Абу Мусы ал-
Аш‘ари, что пророк r вошёл в сад и приказал ему охранять во-
рота сада. Тут кто-то спросил разрешение войти, и пророк r
сказал:
ائْذَنْ لَهُ وَبَشِّرْهُ بِالْجَنَّةِ.
«Разреши ему и обрадуй его вестью о рае». Оказалось, что это
был Абу Бакр. Потом пришёл ещё кто-то и спросил разрешение
войти, и пророк r сказал:
ائْذَنْ لَهُ وَبَشِّرْهُ بِالْجَنَّةِ.
«Разреши ему и обрадуй его вестью о рае». Оказалось, что это
был ‘Умар. Потом пришёл ещё кто-то и спросил разрешение
войти, и пророк r сказал:
ائْذَنْ لَهُ وَبَشِّرْهُ بِالْجَنَّةِ عَلَى بَلْوَى سَتُصِيبُهُ.
«Разреши ему и обрадуй его вестью о рае после несчастья, ко-
торое постигнет его». Оказалось, что это был ‘Усман.
Ат-Тирмизи передал со слов ‘Абд ар-Рахмана ибн Хаббаба ас-
Сулами: «Я был рядом с пророком r, когда он призывал снаря-
дить “армию тягот”. ‘Усман ибн ‘Аффан встал и сказал: “Послан-
ник Аллаха, я отдаю сто верблюдов месте с попонами и сёдлами
на пути Аллаха”. Потом он снова призвал [поддержать] армию, и
‘Усман снова встал и сказал: “Посланник Аллаха, я отдаю двести
верблюдов месте с попонами и сёдлами на пути Аллаха”. Потом
он снова призвал [поддержать] армию, и ‘Усман снова встал и

сказал: “Посланник Аллаха, я отдаю триста верблюдов месте с
попонами и сёдлами на пути Аллаха”. Я видел, как посланник
Аллаха r сошёл с минбара и дважды сказал:
مَا ضَرَّ عُثْمَانَ مَا عَمِلَ بَعْدَ الْيَوْمِ.
“‘Усману не навредит то, что он совершит после этого”». Ал-
Албани в «Мишкате» (6063) назвал хадис слабым.
Муслим передал со слов ‘Аиши, что однажды посланник Алла-
ха r лежал в её доме и часть его бедра или голени была обна-
жена. Абу Бакр спросил разрешение войти, и он разрешил ему.
Он лежал в таком же положении, беседуя, а потом ‘Умар спро-
сил разрешение войти. Он разрешил ему и продолжал лежать в
таком положении, беседуя. Потом ‘Усман попросил разреше-
ние войти, и посланник Аллаха r сел и поправил одежду.
(Один из передатчиков хадиса сказал, что не знает, произошло
это в течение одного дня или нет.) Когда они закончили разго-
вор и ‘Усман вышел, ‘Аиша сказала: «Когда вошёл Абу Бакр, ты
не обрадовался и не придал этому значения. Потом вошёл ‘Умар,
и ты тоже не обрадовался и не придал этому значения. А потом
вошёл ‘Усман, и ты сел и поправил одежду». В ответ он сказал:
أَلَا أَسْتَحْيِي مِمَّنْ يَسْتَحْيِي مِنْهُ الْمَلَائِكَةُ.
«Как мне не стесняться того, кого стесняются ангелы?»
В хадисах сообщается, что посланник r предсказал мучениче-
скую смерть ‘Усмана. Ал-Бухари привёл рассказ Анаса ибн Ма-
лика о том, что однажды пророк r вместе с Абу Бакром, ‘Ума-
ром и ‘Усманом поднялся на гору Ухуд и она затряслась. Тогда
пророк r топнул ногой и сказал:
اثْبُتْ أُحُدُ فَإِنمََّا عَلَيْكَ نَبِيٌّ وَصِدِّيقٌ وَشَهِيدَانِ.
«Успокойся, Ухуд! На тебе лишь пророк, Сиддик и два мученика».
‘Усман был убит повстанцами, последователями ‘Абдаллаха
ибн Сабы. Он был иудеем из Йемена и на протяжении несколь-
ких лет под видом мусульманина распространял смуту в отда-
лённых областях Халифата, подстрекая народ на восстание и
проповедуя еретические взгляды. Эти события, положившие
начало первому расколу в мусульманской умме и повлекшие за
собой братоубийственные сражения, подробно описаны в тру-
дах историков. Для нас важно знать, что в последние годы сво-
его правления ‘Усман ибн ‘Аффан не отступил от истины, не

пролил крови мусульман и не отдал приказ силой положить
конец восстанию. Он поступил в соответствии с наставлениями
пророка r, который предупредил своих ближайших сподвиж-
ников о грядущей смуте.
В «Сунанах» ат-Тирмизи и Ибн Маджи приводится рассказ
Мурры ибн Ка‘ба о том, что как-то раз посланник Аллаха r
рассказывал о смуте и мимо него прошёл мужчина с накидкой
на голове. Он сказал:
هَذَا يَوْمَئِذٍ عَلَى الْهُدَى.
«В тот день этот будет на прямом пути». Мурра сказал: «Я встал
и подошёл к нему, и оказалось, что это ‘Усман. Я повернул его
лицо к пророку r, а потом спросил: “Это он?” Он сказал: “Да”».
Ал-Албани в «Мишкате» (6067) назвал хадис достоверным.
В «Муснаде» Ахмада приводится рассказ Абу Хурайры о том,
что посланник Аллаха r сказал:
إِنَّكُمْ تَلْقَوْنَ بَعْدِي فِتْنَةً وَاخْتِلَافًا أَوْ قَالَ اخْتِلَافًا وَفِتْنَةً.
«Поистине, после меня вы увидите смуту и разногласия (или:
разногласия и смуту)». Кто-то спросил его: «Посланник Аллаха,
с кем нам быть?» Он сказал:
عَلَيْكُمْ بِالْأَمِينِ وَأَصْحَابِهِ.
«Держитесь того, кто заслуживает доверия, и его сторонников»,
— и он показал на ‘Усмана.
Там же приводится рассказ ‘Аиши о том, что как-то раз по-
сланник Аллаха r сказал:
ادْعُوا لِي بَعْضَ أَصْحَابِي.
«Позовите ко мне одного из моих сподвижников». Она спроси-
ла: «Абу Бакра?» Он ответил: «Нет». Она спросила: «‘Умара?»
Он ответил: «Нет». Она спросила: «Твоего двоюродного брата
‘Али?» Он ответил: «Нет». Она спросила: «‘Усмана?» Он сказал:
«Да». Когда пришёл ‘Усман, он сказал ей: «Отойди в сторону».
Потом пророк r начал шептать ему что-то, и ‘Усман изменился
в цвете. ‘Аиша рассказывала: «Когда он был окружён в своём
доме, мы спросили: “Разве мы не будем сражаться?” Он сказал:
“Нет, посланник Аллаха r поручил мне дело, и я терпеливо вы-
держу его”». Ал-Хаким назвал иснады последних трёх хадисов
достоверными, и с ним согласился аз-Захаби.
КОММЕНТАРИИ 265
‘Усман был убит в своём доме, когда читал Коран. Похоронить
его удалось только ночью. Заупокойной молитвой по нему ру-
ководил Марван ибн ал-Хакам. Его близкие не имели возмож-
ности помыть его тело, и он был погребён в своей окровавлен-
ной одежде на кладбище Баки. Да будет доволен им Аллах!1
Ибн ‘Абд ал-Барр. Исти‘аб. Т. 3. С. 1037-1053; Навави. Шарх Муслим.
Т. 8. С. 181-186; Ибн Хаджар. Фатх. Т. 7. С. 51-67; Шайх. ‘Акида. С. 259-274.], которая произошла перед похо-
дом на Табук. Передают со слов ‘Абд ар-Рахмана ибн Самуры,
что он сказал: «Когда пророк r снаряжал “армию тягот”, ‘Ус-
ман принёс ему тысячу динаров. (Как сообщил ал-Хасан ибн
Ваки‘, в другой версии уточняется, что он принёс их в рукаве и
высыпал ему на колени.) Я видел, как пророк r пересыпал их у
себя на коленях и дважды сказал:
مَا ضَرَّ عُثْمَانَ مَا عَمِلَ بَعْدَ الْيَوْمِ.
“Не навредит ‘Усману то, что он совершит после этого
дня”». Ат-Тирмизи назвал эту версию хорошей, но малоизвест-
ной Тирмизи (3701).
4. История ‘Али во время хиджры, когда он провёл ночь в
постели пророка r. Однажды его спросили: «Как вы любили
посланника Аллаха r?» Он ответил:
كَانَ وَللهِ أَحَبَّ إلَيْنَا مِنْ أَمْوَالِنَا وَأَوْلَادِنَا وَآبَائِنَا وَأُمَّهَاتِنَا وَمِنَ المَاءِ البَارِدِ عَلَى الظَّمَأِ.
«Клянусь Аллахом, мы любили его сильнее, чем наше богатство, наших детей, отцов и матерей, сильнее, чем прохладную воду во время жажды» Кади ‘Ийад. Китаб аш-шифа’. Т. 2. С. 22..
5. Когда Билал лежал при смерти, его жена сказала: «Ка-
кое горе!» Он сказал:
وَاطرَبَاه! غَداً أَلقِى الأَحِبَّةَ محمداً وَحِزْبَهُ.
«Какая радость! Завтра я встречусь с любимыми: Мухам-
мадом и его последователями» Кади ‘Ийад. Китаб аш-шифа’. Т. 2. С. 22.
6. Талха ибн ‘Убайдаллах [Талха ибн ‘Убайдаллах принадлежал к курайшитскому роду ба-
ну тайм. Его мать ас-Са‘ба бинт ал-Хадрами была родом из Йе-
мена; она приняла ислам и совершила хиджру. Талха был од-
ним из первых пяти мусульман, обращённых в ислам Абу Бак-
ром. Он не принял участия непосредственно в битве при Бадре,
но посланник Аллаха r выделил ему одну долю из трофеев и
обещал ему награду тех, кто принял участие в битве. Как сооб-
щил ал-Вакиди, посланник Аллаха r послал Талху ибн ‘Убай-
даллаха и Са‘ида ибн Зайда разузнать о том, как обстоят дела на
дороге в Шам. Это произошло за десять дней до того, как он
выступил из Медины в Бадр. Они оба вернулись в Медину в
день битвы при Бадре. Их поход в разведку был в интересах
сражения и считается формой участия в нём.
Талха ибн ‘Убайдаллах принял участие в битве при Ухуде и в
последующих походах и сражениях посланника r. В битве при
Ухуде он проявил необычайную храбрость и стойкость, закрыв
собой посланника Аллаха r от вражеских стрел. От получен-
ных в тот день ранений пальцы его руки были парализованы.
Абу Ну‘айм в «Хилйа ал-аулийа» передал слова Абу Бакра о
сражении при Ухуде: «Этот день целиком был днём Талхи».
Некоторые хадисы о награде, которая была обещана Талхе ибн
‘Убайдаллаху после битвы при Ухуде, автор упомянул в тексте
книги. Также известно, что пророк r назвал его в числе десяте-
рых сподвижников, которым был обещан рай. ‘Умар ибн ал-
Хаттаб, находясь при смерти, включил его в совет из шести ста-
рейшин, которым было поручено избрать между собой халифа.
Ибн Хаджар, сославшись на Ибн ас-Сакана, сообщил, что Талха
приходился свояком пророку r через каждую из четырёх своих

жён: Умм Кулсум бинт Абу Бакр была сестрой ‘Аиши, Хамна бинт
Джахш — сестрой Зайнаб, ал-Фари‘а бинт Абу Суфйан — сестрой
Умм Хабибы, а Рукиййа бинт Умаййа — сестрой Умм Саламы.
Талха был известен своей щедростью, и это замечательное ка-
чество было отмечено пророком r. Ал-Хаким в «Мустадраке» и
ат-Табарани в «ал-Му‘джам ал-кабир» привели рассказ о том,
что в день сражения при Зу Караде Талха ибн ‘Убайдаллах заре-
зал верблюда и купил колодец, накормив и напоив людей, и
пророк r сказал:
يَ







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 528. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия