Студопедия — ЛЮБОВЬ И БЛИЗОСТЬ — МИЛОСТЬ ОТ АЛЛАХА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛЮБОВЬ И БЛИЗОСТЬ — МИЛОСТЬ ОТ АЛЛАХА







Поистине, любовь и ненависть — это состояния, которых
человек не способен достичь или избежать самостоятельно, ибо
это деяния сердца, а сердца находятся в руке Аллаха, и дости-
жение согласия между ними — милости от Него. Всевышний
сказал:
o
«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не раз-
деляйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам,
когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца и по Его
милости вы стали братьями» (сура 3 «Семейство ‘Имрана»,
аят 103);

«Он сплотил их сердца. Если бы ты израсходовал все,
что есть на земле, то не смог бы сплотить их сердца, однако
Аллах сплотил их. Поистине, Он — Могущественный, Муд-
рый» (сура 8 «Трофеи», аят 63).
Аллах заложил в сердца любовь к тем, кто делает челове-
ку добро. В одном из хадисов посланник r указал на предпо-
сылки и причины возникновения и усиления любви, а также
разъяснил сущность единения сердец. Передают со слов Абу
Хурайры, что посланник Аллаха r сказал:
الْأَرْوَاحُ جُنُودٌ مُجَنَّدَةٌ فَمَا تَعَارَفَ مِنْهَا ائْتَلَفَ وَمَا تَنَاكَرَ مِنْهَا اخْتَلَفَ.
«Души — это собранные вместе воины. Те из них, кото-
рые признают друг друга, объединяются, а те, которые не при-
знают друг друга, впадают в разногласия» Муслим (2638). [В другой версии, приведённой Муслимом в «Сахихе», говорится:
النَّاسُ مَعَادِنُ كَمَعَادِنِ الْفِضَّةِ وَالذَّهَبِ خِيَارُهُمْ فِى الْجَاهِلِيَّةِ خِيَارُهُمْ فِى الإِسْلاَمِ إِذَا
فَقُهُوا وَالأَرْوَاحُ جُنُودٌ مُجَنَّدَةٌ فَمَا تَعَارَفَ مِنْهَا ائْتَلَفَ وَمَا تَنَاكَرَ مِنْهَا اخْتَلَفَ.
«Люди — залежи, подобные залежам серебра и золота. Лучшие
из них во времена невежества становятся лучшими в исламе,
если понимают [религию]. Души — это собранные вместе вои-
ны. Те из них, которые признают друг друга, объединяются, а
те, которые не признают друг друга, впадают в разногласия».
В другой версии, переданной Ахмадом и Муслимом, говорится:
تَجِدُونَ النَّاسَ مَعَادِنَ فَخِيَارُهُمْ فِى الْجَاهِلِيَّةِ خِيَارُهُمْ فِى الإِسْلاَمِ إِذَا فَقُهُوا وَتَجِدُونَ مِنْ
خَيْرِ النَّاسِ فِى هَذَا الأَمْرِ أَكْرَهُهُمْ لَهُ قَبْلَ أَنْ يَقَعَ فِيهِ وَتَجِدُونَ مِنْ شِرَارِ النَّاسِ ذَا
الْوَجْهَيْنِ الَّذِى يَأْتِى هَؤُلاَءِ بِوَجْهٍ وَهَؤُلاَءِ بِوَجْهٍ.
«Вы увидите, что люди — это залежи, и лучшие из них во вре-
мена невежества становятся лучшими в исламе, если понимают
[религию]. Вы увидите, что лучшие из людей в этом деле — те,
которые питали к нему больше ненависти, прежде чем попали
в него, и вы увидите, что худшие из людей — двуликие, кото-
рые приходят к этим с одним лицом, а к тем — с другим». По-
хожий хадис приводится и в «Сахихе» имама ал-Бухари.
Имам ал-‘Айни пишет:
«Под признанием подразумевается совпадение качеств,
которыми Аллах наделил души, и сходство темперамен-
тов. Существует мнение, что души были созданы вместе, а
затем разбросаны по телам, и они дружат с теми, кто по-
хож на их половину, и питают неприязнь к тем, кто отда-
лён от неё. Ал-Хаттаби сказал: “На этот счёт есть два мне-
ния. Первое — речь идёт о сходстве в доброте и порочно-
сти, хорошие люди стремятся к похожим на себя, а злые
склоняются к себе подобным. Души признают друг друга
по тому хорошему и плохому, что заложено в их характе-
ре. Если они похожи, то признают друг друга и сближают-
ся, а если они разнятся, то питают друг к другу неприязнь
и противоречат друг другу. Второе — согласно сообщени-
ям, Всевышний Аллах создал души раньше тел и они
встречались друг с другом, а после воссоединения с тела-
ми они признают друг друга по первым воспоминаниям.
Две души признают или не признают друг друга в зависи-
мости от предыдущего знакомства”. Ал-Куртуби сказал:
“Если кто-либо ощущает неприязнь к достойному или
праведному человеку, он должен искать причину этого и
она откроется ему. А после этого он должен избавиться от
неё, чтобы спастись от такого порочного качества. То же
относится к тем, кто питает симпатию к человеку, обла-
дающему плохими и сомнительными качествами”».
Ибн Хаджар пишет:
«Слова “Вы увидите, что люди — это залежи” означают,
что они отличаются по своей сути. Слово مَعْدَنٌ ма‘дан ‘за-
лежь’ означает ‘месторождение в земле’. Иногда это нечто
драгоценное, а иногда бесполезное, и то же относится к
людям. В словах “лучшие из них во времена невежества
становятся лучшими в исламе” содержится сравнение. Как
содержимое рудников становится ясным и не изменяет
своих качеств, когда его извлекают наружу, так и достоин-
ство человека не исчезает, и если во времена невежества
он был уважаемым и считался лидером, то после обраще-
ния в ислам он останется достойным и будет более уважаем, чем остальные люди, принявшие ислам. Слова “если
понимают” указывают на то, что достоинство в исламе не-
возможно без понимания религии».
Ал-Мунави пишет:
«Этот хадис содержит сравнение, касающееся различий
между врождёнными и приобретёнными качествами, та-
кими как врождённый темперамент или приобретённые
манеры. И как велики различия между золотом и сереб-
ром, свинцом и медью, так же велики различия между ка-
чествами людей. Пророк r словно имел в виду, что люди
отличаются друг от друга по сущности и внешним формам
существования, как рудники отличаются друг от друга по
сущности и таким явлениям, как недостатки и примеси.
<...> В рудниках люди добывают то, к чему они не безраз-
личны. На одних рудниках нужно приложить много тру-
да, чтобы добыть мало руды, а на других наоборот. Ино-
гда даже обнаруживаются пещеры, полные золота. Среди
людей тоже есть такие, которые не могут запоминать и
рассуждать, которым не приносят пользы ни знамения, ни
предостережения. Одним небольшие знания достаются
благодаря усердному труду, а другим наоборот. А есть та-
кие, которые не стремятся к большим знаниям, но полу-
чают их с избытком оттуда, откуда даже не ждут. Им от-
крываются тайны, а между ними и святостью нет прегра-
ды. Это одно из лаконичных высказываний Божьего из-
бранника r, которые вдохновляют на приобретение пре-
красных качеств и устремление к ним любым путём».
В словах «...лучшие из людей в этом деле...» речь идёт об исла-
ме. ‘Умар ибн ал-Хаттаб, Халид ибн ал-Валид, ‘Амр ибн ал-‘Ас,
‘Икрима ибн Абу Джахл, Сухайл ибн ‘Амр — это лишь немно-
гие из тех, кто питал особую неприязнь к исламу, а потом ис-
кренне уверовал и возлюбил ислам всей душой. Согласно дру-
гому мнению, в словах «лучшие из людей в этом деле — те, ко-
торые питали к нему больше ненависти, прежде чем попали в
него» содержится указание на умелых правителей, которым
Аллах оказывает поддержку, потому что они не жаждали вла-
сти, но были избраны или назначены. Об этом толковании
упомянул имам ан-Навави (8/319) со слов кади ‘Ийада1.

Навави. Шарх Муслим. Т. 8. С. 319; Ибн Хаджар. Фатх. Т. 6. С. 648; ‘Ай-
ни. ‘Умда ал-кари. Т. 15. С. 216; Мунави. Файд ал-Кадир. Т. 6. С. 295.].
Ибн Хаджар в «Фатх ал-Бари» передал следующий комментарий ал-Хаттаби к этому хадису: «Возможно, это указывает
на то, что добро и зло, праведность и порочность объединяют
души. Хороший человек стремится к похожим на него, а злодей
стремится к себе подобным. Души узнают друг друга сообразно
тому добру и злу, которое заложено в их природе. Если эти ка-
чества совпадают, то души признают друг друга, а если нет, то
отвергают»Ибн Хаджар. Фатх. Т. 6. С. 369.
В «Муснаде» Абу Йа‘лы передается рассказ ‘Амры бинт
‘Абд ар-Рахман, в начале которого говорится: «В Мекке жила
большая шутница, и в Медине она остановилась у такой же,
как она. Когда эта весть дошла до ‘Аиши, она сказала: “Мой
возлюбленный сказал правду”». А потом она рассказала похо-
жий хадис Ибн Хаджар. Фатх. Т. 6. С. 369.
Ибн ал-Джаузи сказал: «Из этого хадиса следует, что если
человек ощущает в душе отвращение к добродетельным и пра-
ведным людям, то ему следует найти причину этого и изба-
виться от этого низкого качества, и наоборот»Ибн Хаджар. Фатх. Т. 6. С. 369.
Этого можно добиться, совершая деяния, на которые ука-
зал пророк r. Одно из них — распространение приветствия. Пе-
редают со слов Абу Хурайры, что посланник Аллаха r сказал:
لَا تَدْخُلُونَ الْجَنَّةَ حَتَّى تُؤْمِنُوا، وَلَا تُؤْمِنُوا حَتَّى تَحَابُّوا، أَوَلَا أَدُلُّكُمْ عَلَى شَيْءٍ إِذَا فَعَلْتُمُوهُ
تَحَابَبْتُمْ؛ أَفْشُوا السَّلَامَ بَيْنَكُمْ.
«Вы не войдете в рай, пока не уверуете, и не уверуете, по-
ка не возлюбите друг друга. Не указать ли вам на то, что нужно
сделать, чтобы возлюбить друг друга? Приветствуйте друг друга
миром»Муслим (54).
Другой способ добиться этого — преподнесение подар-
ков. Передают со слов ‘Аты ибн Абу Муслима (‘Абдаллаха ал-
Хорасани), что посланник Аллаха r сказал:
تَصَافَحُوا يَذْهَبْ الْغِلُّ، وَتَهَادَوْا تَحَابُّوا وَتَذْهَبْ الشَّحْنَاءُ.
«Обменивайтесь рукопожатиями, и ненависть исчезнет.
Обменивайтесь подарками и любите друг друга, и злоба ис-
чезнет» Малик (2641). Ал-Албани назвал хадис достоверным в «Силсила ал-ахадис ас-сахиха» (525).

Также передают со слов Абу Хурайры, что пророк r сказал:
لَوْ دُعِيتُ إِلَى ذِرَاعٍ أَوْ كُرَاعٍ لَأَجَبْتُ، وَلَوْ أُهْدِيَ إِلَيَّ ذِرَاعٌ أَوْ كُرَاعٌ لقبلت.
«Я приму приглашение, даже если меня пригласят на
баранью голень, и если мне подарят её, то я приму такой
подарок»Бухари (2568).
Ат-Тирмизи передал со слов Анаса ибн Малика, что по-
сланник Аллаха r сказал:
لَوْ أُهْدِيَ إِلَيَّ كُرَاعٌ لَقَبِلْتُ، وَلَوْ دُعِيتُ عَلَيْهِ لَأَجَبْتُ.
«Если мне подарят баранью голень, то я приму её, и если
меня пригласят отведать баранью голень, то я приму пригла-
шение». Абу ‘Иса назвал хадис хорошим и достоверным. Тирмизи (1338).
В «Тухфа ал-ахвази» сказано: «Этот хадис указывает на
прекрасный нрав пророка r, его скромность и его желание уго-
дить людям, а также на то, что нужно принимать подарки и
отвечать тому, кто приглашает человека к себе домой, если да-
же он знает, что его угостят чем-то незначительным»Мубаракфури. Тухфа ал-ахвази. Т. 2. С. 279.
Аллах облегчает дела тех, кто любит друг друга
ради Него
Аллах облегчает дела тех, кто любит друг друга ради Него,
когда они даже не ожидают этого. Существует много историй
на этот счёт. Удивительная история приключилась как-то раз с
Ахмадом ибн Ханбалом и Исхаком ибн Рахавейхом. О ней рас-
сказывает ‘Абдаллах, сын имама Ахмада:
— Когда испытания моего отца закончились, он
забеспокоился, что Исхак ибн Рахавайх [Абу Йа‘куб Исхак ибн Ибрахим ибн Махлад (больше известный
как Ибн Рахавайх) — выдающийся знаток хадисов и мусуль-
манского права. Говорят, что его отец получил прозвище Раха-
вайх (перс. ‘найденный на дороге’), потому что родился по пути
в Мекку. Когда эмир Хорасана ‘Абдаллах ибн Иахир спросил
учёного, не возражает ли он против того, чтобы его звали Ибн
Рахавайхом, он ответил: «Знай же, повелитель, что мой отец
родился в пути и за это жители Мерва нарекли его Рахавайхом.
Отцу не нравилось, когда его называли так, а мне всё равно».
Ибн Рахавайх родился в 161 г. х. и много путешествовал в по-
исках знаний. Он обучался у богословов Хиджаза, Ирака, Йе-
мена и Сирии, слышал хадисы от Суфйана ибн ‘Уйайны и его
современников. Он застал ‘Абдаллаха ибн ал-Мубарака и слы-
шал хадисы из его уст, но не решался пересказывать их, по-
скольку тогда был слишком молод. Ад-Даракутни упомянул его
в числе улемов, рассказывавших от имени имама аш-Шафи‘и, а
ал-Байхаки относил его к ученикам последнего. Согласно его
собственному признанию, он знал наизусть семьдесят тысяч
хадисов, легко запоминал то, что слышал, и никогда не забывал
то, что сумел запомнить. Среди его учеников — имамы ал-
Бухари, Муслим, Абу Давуд, ан-Насаи и многие известные бо-
гословы.
Благодаря глубоким знаниям и глубокой набожности Ибн Ра-
хавайх заслужил похвалу своих современников. Передают, что
Вахб ибн Джарир говорил: «Да воздаст Аллах добром от имени
ислама Исхаку ибн Рахавайху, Садаке ибн ал-Фадлу и Йа‘муру
[ибн Бишру]! Они возродили сунну на Востоке». Имам Ибн Ху-
займа говорил: «Клянусь Аллахом, если бы Исхак жил среди
табиев, то они признали бы его память, знания и понимание
религии».
Ибн Рахавайх скончался в Нишапуре в 243 г. х. Согласно ал-
Хакиму, к тому времени он закопал книги со своими записями.
Так поступали и некоторые другие имамы (например, ‘Абдал-
лах ибн ал-Мубарак и Мухаммад ибн Йахйа), которые считали
допустимым пересказывать только хадисы, услышанные непо-
средственно из уст учёных. Они опасались, что, если их записи
попадут в руки неблагонадёжных людей, те могут исказить их
смысл и привнести новшества в религию. Да смилуется над ними Всевышний Аллах!1
Захаби. Сийар. Т. 11. С. 358-383; Ибн Халликан. Вафайат. Т. 1. С. 199-200.] приедет навестить
его, и сам отправился к нему. Добравшись до Рея, он вошёл в
мечеть. Дождь лил как из ведра. Когда наступил вечер, ему
сказали: «Выйди из мечети, мы хотим закрыть её». Он сказал:
«Это мечеть Аллаха, а я Его раб». Ему ответили: «Что лучше,
если ты выйдешь из мечети сам или если мы вытащим тебя за
ноги?» Ахмад рассказывал: «Я сказал: “Мир вам”, — и вышел из
мечети. Повсюду лил дождь, гремел гром и сверкали молнии. Я
не знал, куда ставить ноги и куда идти. Какой-то мужчина
вышел из своего дома и сказал мне: “Ей, куда ты идёшь в такое

из своего дома и сказал мне: “Ей, куда ты идёшь в такое время?”
Я ответил: “Я не знаю, куда идти”. Он сказал: “Входи!” Он дал
мне войти в дом, взял мою одежду и взамен дал мне сухую. Я
совершил омовение для намаза, а потом вошёл в комнату с
угольной печью и войлоком. Стол уже был накрыт. Мне пред-
ложили поесть, и я поел вместе с ними. Он спросил меня: “От-
куда ты?” Я ответил: “Из Багдада”. Он спросил: “Ты знаешь че-
ловека по имени Ахмад ибн Ханбал?” Я ответил: “Я и есть Ах-
мад ибн Ханбал”. Он сказал: “А я — Исхак ибн Рахавайх”»Ибн ал-Джаузи. Манакиб. С. 380.
Говорят, что одно из важнейших достоинств таких отно-
шений — облегчение, которое Аллах дарует возлюбившим друг
друга ради Него.
Среди прочих факторов, укрепляющих взаимную любовь, —
забота о правах людей. На эту тему есть много священных тек-
стов, и некоторые из них мы приведём в следующих разделах.

 


ТРЕБОВАНИЯ ДРУЖБЫ И БРАТСТВА РАДИ АЛЛАХА


Дружба ради Аллаха предъявляет требования, которые
можно объединить в одном важном правиле: «Делай всё, что
приносит пользу и отдаляет зло». Смысл этого таков:

1. Материальные обязанности. Одной из них, причём
самой достойной, является предпочтение других людей самому
себе. Всевышний сказал:

«Они отдают им предпочтение перед собой, даже если
сами нуждаются» (сура 59 «Сбор», аят 9).
Передают, что ‘Убада ибн ас-Самит рассказывал со слов
посланника Аллаха r:
قَالَ للهُ تَعَالَى: حَقَّتْ مَحَبَّتِي لِلمُتَبَاذِلِينَ فِيَّ.
«Всевышний Аллах сказал: “Мою любовь заслужили те, ко-
торые жертвуют [своё имущество] друг для друга ради Меня”»Ибн Абу ад-Дунйа. Китаб ал-ихван. Ал-Албани назвал хадис достовер-
ным в «Сахих ал-джами‘» (4196).
Вспомните, как ансары встречали своих братьев-
мухаджиров, оказывая им радушный приём и отдавая им пред-


почтение перед собой. Это была редкая любовь, проявления
которой поражают воображение. Некоторые из ансаров даже
изъявляли готовность развестись со своей женой, чтобы на ней
женился его брат. Передают, что пророк r установил братские
отношения между ‘Абд ар-Рахманом ибн ‘Ауфом и Са‘дом ибн
ар-Раби‘а. Са‘д сказал ему: “Я самый богатый среди ансаров, и я
разделю с тобой моё богатство пополам. У меня две жены. По-
смотри, какая из них понравится тебе, и скажи мне. Я разведусь
с ней, и когда закончится идда [Слово عِدَّةٌ ‘идда ‘некоторое число’, ‘несколько’ образовано от
глагола عَدَّ ‘адда ‘считать’. В шариатской терминологии идда —
срок, который обязана выждать женщина, получившая развод
или потерявшая супруга, прежде чем она сможет снова выйти
замуж. Продолжительность этого срока различается в зависи-
мости от причины и состояния женщины.
Идда не полагается в том случае, если супруги развелись до то-
го, как вступили в половую близость, на что указывают слова
Всевышнего:
«Если вы вступаете в брак с верующими женщинами, а затем
объявляете им развод до того, как вы коснулись их, то они не
обязаны перед вами выжидать срок» (сура 33 «Союзники»,
аят 49).
Между улемами есть разногласия относительно обязательности
выжидания идды после уединения супругов, если они не всту-
пили в половую близость. Ханафиты, маликиты и ханбалиты
считали идда обязательным в случае уединения супругов, свя-
занных узами законного брака; если же брак был заключён без
выполнения обязательных условий, то идда становится обяза-
тельной только после половой близости. Шафииты считали,
что до половой близости выдерживать идда не обязательно ни
при каких обстоятельствах.
Если мужчина объявил неокончательный (первый или второй)
развод жене и собирается жениться на её сестре или тётке, то
он обязан дождаться завершения идды его жены, так как за-
прещено одновременно состоять в браке c двумя сёстрами или
с женщиной и её племянницей. Помимо того, если мужчина,
имеющий четыре жены, объявил неокончательный развод од-
ной из них, он обязан дождаться завершения её идды, и по

этим двум вопросам между улемами нет разногласий. Если же
развод объявлен женщине в третий раз, то муж не обязан до-
жидаться окончания идда. Это мнение большинства, и только
ханафиты считали выжидание обязательным и в этом случае.
Если мужчина овдовел, он не обязан держать траур по скон-
чавшейся жене и в принципе имеет право сразу же вступить в
новый брак.
Таким образом, в ряде случаев муж обязан дождаться истече-
ния идды разведённой жены, чтобы вступить в новый брак, но
в отношении его данный период не называется иддой. Бывают
и другие ситуации, когда мужчине запрещено вступать в брак,
например, если этому мешает болезнь или если он находится в
состоянии ихрама, но этот период тоже не называется иддой.
Предписание выжидать идду подчёркивает значимость брака и
семьи в исламе, удлиняет бракоразводный процесс, даёт воз-
можность супругам здраво оценить ситуацию и при желании
восстановить отношения. Данное предписание позволяет суп-
ругам и их родственникам убедиться в отсутствии беременно-
сти, прежде чем женщина снова выйдет замуж. Тем самым вы-
жидание идды обеспечивает защиту прав Аллаха, самой жен-
щины, её ребёнка, бывшего мужа, будущего мужа, а также их
родственников. Кроме того, оно позволяет женщине полно-
стью отдать свой супружеский долг перед мужем, а в случае его
смерти выразить скорбь по случаю кончины того, от чьего до-
вольства зависит, доволен ею Господь или нет.
Более подробно о разновидностях идды и связанных с ним ша-
риатских предписаниях сообщается в трудах по мусульманско-
му праву1.

См., напр.: Ибн Рушд. Бидайа ал-муджтахид. Т. 2. С. 66-72; Шаукани. Да-
рари. С. 202-205; Сан‘ани. Субул ас-салам. Т. 3. С. 298-318.], ты женишься на ней”. ‘Абд
ар-Рахман сказал: “Да благословит Аллах твою семью и твоё бо-
гатство. Где ваш базар?”»Бухари (3780)
Другим примером в истории стала битва при Ярмуке [Река Ярмук (греч. Гиеромакс) — левый приток реки Иордан,
впадающий в неё ниже Тивериадского озера. В джумуда-л-
ахира 13/августе 636 в каньоне реки Ярмук состоялось решаю-
щее сражение между армиями Халифата и Византии, опреде-
лившее исход наступления мусульман на Сирию.
Согласно ат-Табари, со стороны Византии в сражении приняли
участие 240 тыс. воинов, в том числе 80 тыс. всадников. Отно-
сительно численности мусульманской армии ат-Табари приво-
дит два сообщения. Согласно первому, армия мусульман со-
стояла из 36 тыс. воинов: к основной армии, насчитывавшей 27
тыс. человек, примкнул 9-тысячный отряд Халида ибн ал-
Валида из Ирака. Согласно второму сообщению, восходящему
к Абу ‘Убайде и Халиду, армия мусульман состояла из 46 тыс.
человек: 27 тыс. — основная армия, 3 тыс. — беглецы из отряда
Халида ибн Са‘ида, 10 тыс. — отряд Халида ибн ал-Валида, 6
тыс. — устоявшие воины бывшего отряда Халида ибн Са‘ида,
которыми командовал ‘Икрима ибн Абу Джахл. В составе му-
сульманской армии находилось около тысячи сподвижников, в
том числе около ста человек, принявших участие в битве при
Бадре во 2 г. х.
Несмотря на численное превосходство, византийцы потерпели
сокрушительное поражение, потеряв убитыми за три дня, по
разным источникам, от 70 до 120 тыс. воинов. Не имея воз-
можности собрать новую армию, император Ираклий принял
решение оставить Сирию, предоставив защиту городов мест-
ным гарнизонам. В битве при Ярмуке мусульмане потеряли
убитыми около 3 тыс. человек, среди которых были и некото-
рые первые мусульмане (Ну‘айм ибн ‘Абдаллах ал-‘Адави,
Са‘ид ибн ал-Харб ас-Сахми, ан-Нудайр ибн ал-Харис ибн ‘Ал-
кама и др.).
Западные и российские историки скептически относятся к то-
му, как данное сражение описано в арабских источниках. Ставя
под сомнение достоверность сведений относительно численно-
сти мусульманских и византийских войск, они занижают чис-
ленность войск византийцев и понесённые ими потери. Ком-
ментируя сообщение Абу ‘Убайды, Э. Гиббон пишет: «Так как я
не могу сомневаться в его правдивости и вместе с тем не могу
верить названным им цифрам, то я вынужден предположить,
что арабские историки держались обыкновения сочинять для
своих героев речи и послания».
Российский историк О. Г. Большаков полагает, что мусульман-
ская армия состояла из 24-27 тыс. человек, а византийская пре-
восходила её только в два раза. Не обосновывая свои догадки
историческими сообщениями, исследователь ищет причины
поражения византийцев в плохих погодных условиях: «Византийским атакам сильно мешали пыльный ветер из пустыни и
солнце, светившее в глаза. Воины завязывали рот и нос, чтобы
спастись от пыли. <...> Возможно, что успеху мусульман спо-
собствовал сильный ветер со спины, ослаблявший точность
обстрела и убойную силу стрел византийских стрелков». Не
отрицая значимость погодных условий, хочется добавить, что,
по сообщениям историков, стороны заняли свои позиции за
месяц до начала сражения и византийцы первыми перешли в
наступление.
Несмотря на очевидную пристрастность, не позволившую ис-
следователю отметить в числе причин успеха мусульман талант
военачальников и мужество воинов, он всё-таки признаёт, что
разгром византийцев был полным и открыл мусульманским
армиям путь в Палестину, в Иорданию и на север — в Дамаск1.
См.: Табари. Тарих. Амман. С. 551-554; Ибн Асир. Тарих. С. 302-303;
Гиббон. История. Т. 6. С. 105; Большаков. История Халифата. Т. 2. С. 56-57.].
Ал-Куртуби передал со слов Хузайфы ал-‘Адави [В тафсире имама ал-Куртуби данная история приводится со
слов некоего Хузайфы ал-‘Адави, сведений о котором я не на-
шёл в трудах мусульманских биографов. Сама история очень
похожа на рассказ о гибели ‘Икримы ибн Абу Джахла, его дяди
ал-Хариса ибн Хишама и ‘Аййаша ибн Абу Раби‘а в битве при
Ярмуке в 13/636. Он приводится в «Исти‘абе» и других биогра-
фических сочинениях. Однако его достоверность тоже сомни-
тельна, поскольку существует мнение, что ‘Икрима погиб в
битве при Аджнадине в период правления Абу Бакра. Как со-
общает ал-Вакиди, между его соратниками не было разногла-
сий по этому поводу. А лучше всего об этом известно Аллаху!2
С. 56-57.
2 Ибн ‘Абд ал-Барр. Исти‘аб. Т. 3. С. 1084; Захаби. Сийар. Т. 1. С. 323-324;]: «Во время
битвы при Ярмуке я пошёл искать сына моего дяди. У меня бы-
ло немного воды и я думал, что если он ещё жив, то я напою
его. Найдя его, я спросил: “Напоить тебя?” Он утвердительно
кивнул головой. Тут послышался стон мужчины: “Ох! Ох!” Сын
моего дяди сделал знак, чтобы я отправился к нему. Это был
Хишам ибн ал-‘Ас [Хишам ибн ал-‘Ас ибн Ваил ас-Сахми — славный сподвижник
пророка r, один из первых мусульман. Его мать — Умм Харма-
ла из бану махзум, сестра Абу Джахла. Опасаясь преследований
со стороны своих неверующих родственников, Хишам пересе-
лился в Абиссинию, а когда до него дошла весть о хиджре посланника r, он вернулся в Мекку, чтобы присоединиться к нему. Но соплеменники схватили его, не позволив ему совершить
хиджру. В итоге он переселился в Медину лишь после битвы у
рва, состоявшейся в 5/627. Во всех последующих походах и
сражениях посланника r Хишам принимал самое активное
участие, проявив себя умелым и мужественным воином.
Одним из достоинств Хишама было пророческое свидетельство
о том, что он и его старший брат ‘Амр были людьми верующи-
ми. В «Муснаде» Ахмада приводится хадис Абу Хурайры о том,
что посланник Аллаха r сказал:
ابْنَا الْعَاصِ مُؤْمِنَانِ عَمْرٌو وَهِشَامٌ.
«Двое сыновей ал-‘Аса — ‘Амр и Хишам — верующие». Редак-
торы книги «Сийар а‘лам ан-нубала» назвали иснад хорошим в
силу подтверждающих его свидетельств.
Существует мнение, что Хишам пал мученической смертью в
битве при Ярмуке. Согласно ат-Табари, ал-Вакиди и др., он по-
гиб при Аджнедине в 13/636 от рук гассанидов, а его тело было
расчленено на части под копытами животных, после чего его
останки были захоронены его братом. Суфйан ибн ‘Уйайна рас-
сказывал, что как-то раз брата Хишама спросили: «Кто лучше:
ты или твой брат Хишам?» Он ответил: «Я расскажу вам о нём
и о себе. Мы оба предложили свои души Аллаху, и Он принял
его душу и оставил мою». Да будет доволен ими Всевышний!1
Табари. Тарих. Бейрут. Т. 2. С. 347; Ибн ‘Абд ал-Барр. Исти‘аб. Т. 4.
С. 1539-1540; Захаби. Сийар. Т. 3. С. 77-79.]. Я спросил: “Напоить тебя?” Он тоже ут-
вердительно кивнул головой. Тут послышался стон другого
мужчины: “Ох! Ох!” Хишам сделал знак, чтобы я отправился к
нему. Когда я подошёл к нему, тот уже был мёртв. Я вернулся к
Хишаму, и он тоже был мёртв. Когда я вернулся к сыну моего
дяди, тот тоже был мёртв»Куртуби. Джами‘. Т. 18. С. 28.
Здесь уместно вспомнить историю о том, как один из ан-
саров приютил гостя посланника Аллаха r. Передают со слов
Абу Хурайры: «Однажды к пророку r пришёл человек, и он по-
слал кого-то к своим жёнам. Те ответили: “У нас нет ничего,
кроме воды!” Тогда посланник Аллаха r спросил:
مَنْ يَضُمُّ أَوْ يُضِيفُ هَذَا ؟
“Кто примет его у себя?” Один из ансаров сказал: “Я”. Он
привёл его в дом своей жены и сказал ей: “Окажи уважение
гостю посланника Аллаха r”. Она сказала: “Но у нас нет ниче-
го, кроме еды для моих детей”. Тогда он сказал: “Подай еду и
зажги светильник, а когда дети захотят поужинать, уложи их
спать”. Она подала еду, зажгла светильник и уложила спать де-
тей, а потом встала, будто желая исправить светильник, и погасила его. Затем они стали делать вид, что едят, а сами легли
спать голодными. Наутро он отправился к посланнику Аллаха
r, и тот сказал:
ضَحِكَ للهُ اللَّيْلَةَ، أَوْ عَجِبَ مِنْ فَعَالِكُمَا.
“Этой ночью Аллах посмеялся или подивился тому, что
вы сделали!” А затем Аллах ниспослал аят:

«Они отдают им предпочтение перед собой, даже если
сами нуждаются. А те, кто уберёгся от собственной скупости,
являются преуспевшими» (сура 59 «Сбор», аят 9)» Бухари (3798).
2. Обеспечение едой и одеждой. Одна из самых важных
обязанностей мусульман — оказание гостеприимства братьям
и друзьям-мусульманам, причём они имеют право поесть, даже
не спросив разрешения хозяина [В аятах Священного Корана подчёркивается, что мусульмане
должны одинаково искренне относиться как к самим себе, так
и к окружающим. В 29-м аяте суры «Женщины» верующим за-
прещается незаконно пожирать своё имущество, т. е. имущест-
во своих братьев, и убивать самих себя, т. е. друг друга. В 11-м
аяте суры «Комнаты» им запрещается быть несправедливыми к
самим себе, т. е. друг к другу. В 61-м аяте суры «Свет» им пред-
писано при входе в дом приветствовать себя миром, т. е. же-
лать мира друг другу. Всё это указывает на то, что мусульмане
должны заботиться друг о друге, как о самих себе, и желать

друг другу то же, что желают самим себе.
Поистине, вера человека не станет правильной и совершенной,
пока он не научится блюсти интересы своих братьев как свои
собственные. Именно такой была вера первых мусульман, вос-
питанных в школе последнего из Божьих пророков, имама бо-
гобоязненных праведников, самого достойного из приближён-
ных, мир ему и благословение Аллаха!
Очистив свои сердца поклонением Аллаху и бескорыстной
добротой к людям, они прониклись друг к другу самыми чис-
тыми чувствами. Их братские узы были настолько сильны, что
в случае нужды они без разрешения своего друга могли поесть
у него в доме или позаимствовать у его слуги немного денег, не
опасаясь непонимания, обиды или возмущения с его стороны.
Комментируя аят из суры «Свет», приведённый автором в тек-
сте книги, Ибн ‘Аббас рассказывал, что он был ниспослан по
поводу ал-Хариса ибн ‘Амра. Отправляясь в поход вместе с по-
сланником Аллаха r, он поручил Малику ибн Зайду позабо-
титься о его семье, а когда вернулся, тот был сильно истощён.
Он поинтересовался о его состоянии, и тот сказал: «Мне было
неловко есть твою еду без твоего разрешения». Тогда и был ни-
спослан этот аят. Этот хадис передал имам ал-Багави в своём
тафсире. Он же сообщил, что ал-Хасан ал-Басри и Катада раз-
решали прийти в дом друга и поесть у него без его разрешения.
Прекрасное свидетельство крепких братских уз между спод-
вижниками — слова ‘Абдаллаха ибн ‘Умара, переданные Ибн
Абу Шайбой в «Мусаннафе» (26705) и ал-Байхаки в «Шу‘аб ал-
иман» (10870):
لَقَدْ رَأَيْتُنِي وَمَا الرَّجُلُ بِأَحَقَّ بِدِينَارِهِ وَلَا دِرْهَمِهِ مِنْ أَخِيهِ الْمُسْلِمِ.
«В наше время мусульманин не считал, что у него больше прав
на его динар или дирхем, чем у его брата-мусульманина».
Имам ал-Куртуби, комментируя упомянутый выше аят, пишет:
«Пророк r приходил в сад Абу Талхи, известный как Байруха,
и напивался его вкусной водой без его разрешения. Наши уле-
мы говорили, что вода принадлежит её хозяину и если разре-
шается пить воду своего друга без его разрешения, то разреша-
ется и отведать его фрукты и поесть у него, если известно, что
он воспримет это с чистой душой из-за незначительности по-
ступка или из-за существующей между ними дружбы».
КОММЕНТАРИИ 305
Два обстоятельства, на которые указал имам ал-Куртуби, имеют
большое значение. Во-первых, воспользоваться имуществом
друга без его ведома можно, если речь идёт о чём-то незначи-
тельном, чем близкие люди обычно делятся друг с другом. Во-
вторых, между ними должны быть настолько доверительные
отношения, чтобы хозяин не воспринял действия своего брата
как ущемление его прав и вероломство. Имам Ахмад передал со
слов Ханифы ар-Ракаши, что посланник Аллаха r сказал:
إِنهَُّ لَا يَحِلُّ مَالُ امْرِئٍ إِلَّا بِطِيبِ نَفْسٍ مِنْهُ.
«Имущество мусульманина дозволено, когда он отдаёт его от
чистой души». Ал-Албани в «Сахих ал-джами‘» (7662) назвал
хадис достоверным1.
Ибн Абу Шайба. Мусаннаф. Т. 5. С. 341; Байхаки. Шу‘аб ал-иман. Т. 7.
С. 433; Багави. Ма‘алим ат-танзил. Т. 6. С. 65; Куртуби. Тафсир. Т. 12. С. 209.]. Всевышний сказал:

«Не будет грехом для вас самих, если вы будете есть в
ваших домах, или в домах ваших отцов, или в домах ваших
матерей, или в домах ваших братьев, или в домах ваших сес-
тёр, или в домах ваших дядей по отцу, или в домах ваших тё-
ток по отцу, или в домах ваших дядей по матери, или в домах
ваших тёток по матери, или в тех домах, ключи которых в
вашем распоряжении, или в доме вашего друга» (сура 24
«Свет», аят 61).
В аяте упомянуто, что человек имеет право поесть в доме
своего друга без его разрешения. Ал-Куртуби передал, что
Ма‘мар [Абу ‘Урва Ма‘мар ибн Рашид ал-Азди (по имени своих бывших
господ) ал-Басри — известный йеменский богослов. Родился в
95/96 г. х. и начал изучать шариатские науки, будучи подрост-
ком. Он присутствовал на похоронах ал-Хасана ал-Басри и обу-
чался у таких выдающихся улемов, как Катада ибн Ди‘ама, Ибн
Шихаб аз-Зухри, ‘Амр ибн Динар, Мухаммад ибн Зийад ал-
Кураши, Сабит ал-Бунани, Йахйа ибн Абу Касир и др. Ма‘мар
обладал прекрасной памятью и усердно изучал науку о хадисах.
Среди его учеников было много имамов, из которых дольше
других прожил Мухаммад ибн Касир (ум. 216 г. х.).
‘Али ибн ал-Мадини, один из учителей Ахмада ибн Ханбала,
говорил: «Я размышлял о столпах хадисоведения и обнаружил,
что среди наших предшественников таковых было шестеро:
среди жителей Медины — аз-Зухри, среди жителей Мекки —
‘Амр ибн Динар, среди жителей Басры — Катада и Йахйа ибн
Абу Касир, а среди жителей Куфы — Абу Исхак и ал-А‘маш. Я
ра







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 515. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.016 сек.) русская версия | украинская версия