Студопедия — Украшение факихов
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Украшение факихов






 

Поистине, один палец Мухаммеда ибн Васи' аль-Азди дороже мне, чем тысяча обнажённых мечей в руках тысячи юношей в расцвете сил!

Кутайба ибн Муслим

 

П еренесёмся в 87 год хиджры. Вот он, — гордость мусульман, полководец-триумфатор Кутайба ибн Муслим аль-Бахили, ведёт своё войско из Мерва в Бухару. Он намерен покорить оставшиеся области Мавераннахра и предпринять поход на приграничные области Китая, возложив на их жителей выплату подушной подати — джизьи.

Но не успел Кутайба переправиться через реку Сырдарья, как жители Бухары, узнав о его приближении, стали готовиться к сражению, и со всех сторон зазвучали походные барабаны. Они позвали на помощь соседей — жителей Согда, тюрков и китайцев, а также многих других.

К ним стало подходить подкрепление — войска, состоящие из людей разных цветов кожи и национальностей, говорящих на разных языках и исповедующих разные религии. Враг оказался в несколько раз многочисленнее мусульман. К тому же они перекрыли дороги, ограничив передвижения мусульман, отрезав пути и закрыв границы.

Кутайбе ибн Муслиму не удалось даже подослать к ним маленький отряд, который должен был разведать положение на территории врага и снабдить командующего добытыми сведениями.

Отдельные люди, которых он посылал на разведку, также не смогли ничего сделать.

 

182 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


Кутайба ибн Муслим встал лагерем близ города Бейкенд и стоял на месте, не продвигаясь вперёд и не отходя назад. Каждый день с первыми лучами солнца враг выходил к нему для сражения и между отрядами двух войск происходили стычки. А ночью вражеские отряды возвращались в свои надёжные крепости. Так продолжалось два месяца. Кутайба пребывал в растерянности, не зная, что делать дальше.

Он не знал, отступать ему или, наоборот, наступать.

Мусульмане всех областей вскоре узнали о положении, в котором оказался Кутайба со своим войском. И мусульмане стали опасаться за огромное непобедимое войско и его великого командующего, которого ещё никто не смог одолеть.

Наместникам было велено обращаться к Аллаху с мольбами за мусульманские войска, которые оказались в трудном положении в землях Мавераннахра, после каждой обязательной молитвы.

И в мечетях мусульман зазвучали слова мольбы, с которой мусульмане обращались за Кутайбу и его воинов. Имамы читали ду'а-кунут* в каждой обязательной молитве. На помощь к доблестному войску устремились очень многие во главе с благородным последователем сподвижников Мухаммедом ибн Васи' аль-Азди.

 

 


У Кутайбы ибн Муслима был разведчик из числа неарабов, известный своей сообразительностью, проницательностью, мудростью и острым умом. Его звали Тейзар. Враги пере-

 

 


* Иначе говоря, они обращались к Аллаху с мольбами за Кутайбу и его воинов и просили его помочь им.

 

 

Мухаммад ибн Васи' аль-Азди. Украшение факихов 183

 

 


манили его на свою сторону, щедро одарив его. Они потребовали от него использовать свою хитрость и острый ум для того, чтобы ослабить мусульман и заставить их покинуть их земли без боя.

 

 


Тейзар зашел к Кутайбе ибн Муслиму аль-Бахили. А у него в это время сидели его командующие и наиболее благородные воины. Сев рядом с ним, Тейзар наклонился и прошептал ему в ухо:

— Распусти своё собрание, о предводитель. Если, конечно, пожелаешь.

Кутайба сделал знак присутствующим, и все они поднялись и ушли, кроме Дырара ибн аль-Хусейна, которому Кутайба велел остаться.

Тогда Тейзар повернулся к Кутайбе и сказал:

— У меня для тебя новости, предводитель.

Командующий с нетерпением спросил:

— Какие же?

Тейзар ответил:

— Повелитель верующих в Дамаске снял с должности аль-Хаджжаджа ибн Юсуфа ас-Сакафи и всех командующих, находившихся в его подчинении, в том числе и тебя. И он на значил новых командующих и уже послал их, чтобы они заняли свои новые должности. Твой заместитель прибудет со дня на день. И я считаю, что тебе следует увести войско из этих земель и вернуться в Мерв, чтобы разобраться со своими делами подальше от полей сражения.

 

 


Едва Тейзар закончил свою речь, как Кутайба ибн Муслим позвал своего слугу Сияха и, когда тот явился, велел ему:

 

184 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


— Сиях, отруби голову этому предателю!

И тот отрубил Тейзару голову и удалился.

Кутайба повернулся к Дырару ибн аль-Хусейну и сказал:

— Никто на земле не слышал этого известия, кроме нас с тобой. И я клянусь Высочайшим и Великим Аллахом, что если оно дойдёт до чьих-нибудь ушей, прежде чем мы завершим нашу войну, я отправлю тебя вслед за этим предателем! Если тебе дорога твоя жизнь, то держи язык за зубами. И знай, что распространение этого известия ослабит воинов и принесёт нам сокрушительное поражение.

Потом он разрешил людям войти к нему. Увидев убитого Тейзара, тело которого лежало на земле в луже крови, люди остановились и стояли молча, растерянные и напуганные.

Кутайба сказал им:

— Почему вас так напугало убийство этого подлого предателя?

Они ответили:

— Мы думали, он искренне служит мусульманам и предан нам...

Кутайба сказал:

— Нет, он обманывал нас. И Аллах наказал его за это.

Потом он возвысил голос и воззвал:

— А теперь отправляйтесь сражаться с вашим врагом! И на этот раз встретьтесь с ним не с такими сердцами, с которыми вы встречались с ним прежде!

 

 


Воины выполнили приказ своего командующего Кутайбы ибн Муслима и перешли границы, чтобы встретиться с врагом. Когда оба войска построились друг против друга, мусульмане увидели, что их враг заметно превосходит их численностью и хорошо вооружён.

 

Мухаммад ибн Васи' аль-Азди. Украшение факихов 185

 

 


Это наполнило их сердца страхом. Кутайба понял, какие чувства испытывают его воины. Он стал ходить между рядами, обращаясь к воинам с речами, призванными поднять боевой дух и разжечь в сердцах благородный пыл и укрепить решимость воинов.

Потом он огляделся и спросил:

—А где Мухаммад ибн Васи' аль-Азди?

Ему сказали:

—Он там, на правом фланге, о предводитель.

Кутайба спросил:

—Что он делает?

Ему ответили:

— Опёрся на своё копьё, вперил взгляд во врага и шевелит пальцем, указывая на небеса... Позвать его, о предводитель?

Кутайба ответил:

— Нет... Оставьте его.

А потом добавил:

— Клянусь Аллахом, поистине, один палец Мухаммеда ибн Васи' аль-Азди дороже мне, чем тысяча обнажённых мечей в руках тысячи юношей в расцвете сил!.. Оставьте его, пусть обращается к Аллаху с мольбами. Ведь все мы знаем, что его мольбы не остаются без ответа.

 

 


Два войска сошлись и стали сражаться, как разъярённые львы, схлестнулись, подобно двум огромным волнам во время шторма.

И Всевышний Аллах ниспослал сердцам мусульман покой и умиротворение и помог им духом от Него.

Они сражались с врагом весь день, а когда настала ночь, Аллах сотряс стопы многобожников и вселил в их сердца страх. Они побежали, а мусульмане преследовали их, убивая и захватывая в плен.

 

186 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 


Тогда они запросили мира и согласились выплачивать джизью. Кутайба заключил с ними мирный договор.

 

 


Среди пленных оказался скверный и злонравный человек, который настраивал свой народ против мусульман и побуждал их идти против них.

Он сказал Кутайбе ибн Муслиму:

—Я заплачу выкуп за свою жизнь, о предводитель.

Его спросили:

—А сколько ты заплатишь?

Он ответил:

— Пять тысяч мотков китайского шёлка стоимостью в тысячу тысяч.

Кутайба повернулся к своим командующим и спросил:

— Что вы об этом думаете?

Они ответили:

— Мы считаем, что это имущество увеличит добычу мусульман. Да и после одержанной победы нам нечего бояться влияния этого человека и ему подобных.

Кутайба повернулся к Мухаммеду ибн Васи' аль-Азди и спросил:

— А ты что скажешь, о Абу 'Абдаллах?

Он ответил:

— О предводитель, поистине, мусульмане вышли из своих земель не для того, чтобы собирать военную добычу и приумножать имущество. Они вышли ради того, чтобы снискать довольство Аллаха и Его награду и распространять Его религию на земле и одерживать верх над Его врагами.

Кутайба сказал:

— Да воздаст тебе Аллах благом... Клянусь Аллахом, я не позволю ему пугать женщину-мусульманку после этого

 

 

Мухаммад ибн Васи' аль-Азди. Украшение факихов 187

 

 


дня, даже если он принесёт мне все сокровища мира в качестве выкупа.

И он велел казнить элодея.

 

 


Мухаммад ибн Васи' поддерживал связь не только с Язидом ибн аль-Мухаллябом и Кутайбой ибн Муслимом аль-Бахили, но и с другими наместниками и командующими Омейядов. В их числе был и наместник Басры Биляль ибн Абу Бурда. До нас дошло немало историй, главными героями которых были Мухаммад ибн Васи' и этот наместник.

Рассказывают, что однажды Мухаммад ибн Васи' зашёл к нему, а на нём была грубая шерстяная рубаха. Биляль ибн Абу Бурда спросил его:

— Что заставляет тебя носить эту грубую одежду, о Абу 'Абдаллах?

Шейх смотрел в сторону, не отвечая. Наместник спросил:

— Почему же ты не отвечаешь мне, о Абу 'Абдаллах?

Мухаммад ибн Васи' сказал:

— Я не хочу говорить, что делаю это, проявляя равнодушие к мирским благам, потому что тогда получится, что я хвалю себя. И я не хочу говорить, что поступаю так из-за бедности, потому что тогда получится, что я жалуюсь на своего Господа. Я не желаю ни того, ни другого.

Наместник спросил:

— Есть ли у тебя какая-нибудь просьба, которую я могу исполнить, о Абу 'Абдаллах?

Шейх ответил:

— Что до меня, то у меня нет просьб, с которыми бы я обращался к кому бы то ни было из людей... Я пришёл к тебе, чтобы попросить за одного брата-мусульманина. Если Аллах

 

 

188 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


пожелает, ты удовлетворишь эту просьбу и будешь хвалимым. А если Аллах не пожелает, то ты не исполнишь эту просьбу, и у тебя будет оправдание.

Наместник сказал:

— Мы исполним эту просьбу с позволения Аллаха.

Потом наместник повернулся к Мухаммаду ибн Васи' и спросил:

— Что ты скажешь о предопределении и судьбе, о Абу 'Абдаллах?

Он сказал:

— О предводитель... Поистине, Всевышний Аллах не станет спрашивать Своих рабов в Судный день о предопределении и судьбе. Он спросит их об их деяниях.

Наместник устыдился и замолчал.

Пока он сидел у наместника, наступило время обеда. Наместник пригласил Мухаммада ибн Васи' пообедать с ним. Он настаивал, но шейх всё находил отговорки.

Наместник разгневался и воскликнул:

— Я вижу, ты не желаешь пробовать нашу еду, о Абу 'Абдаллах!

Шейх ответил:

— Не говори так, о предводитель... Клянусь Аллахом, поистине, лучшие из вас, предводителей, дороже для нас, чем собственные сыновья и самые близкие родственники.

 

 


Мухаммаду ибн Васи' несколько раз предлагали занять должность судьи, однако он отказывался и всеми силами старался избежать назначения на подобный пост, из-за чего ему даже довелось пострадать.

Однажды Мухаммад ибн аль-Мунзир начальник городской стражи в Басре, вызвал его к себе и сказал:

 

Мухаммад ибн Васи' аль-Азди. Украшение факихов 189

 

 


— Поистине, правитель Ирака велел мне пригласить тебя на должность судьи.

Шейх сказал:

— Избавьте меня от этого, и да дарует вам Аллах благополучие.

Тот повторил ему свою просьбу во второй и в третий раз. Но Мухаммад ибн Васи' решительно отказался.

Наконец начальник стражи сказал:

— Клянусь Аллахом, либо ты станешь судьёй, либо я дам тебе триста плёток и еще и опозорю!

Шейх ответил:

— Если ты собираешься поступить так — что ж, тебе ничто не мешает. И поистине, подвергающийся мучениям в мире этом лучше подвергающегося мучениям в мире вечном.

Начальник стражи устыдился и отпустил его.

 

 


В мечети Басры вокруг Мухаммада ибн Васи' собиралось множество искателей знания, для которых он служил источником мудрости и благих наставлений.

Книги по истории и сборники жизнеописаний полны сообщений об этих его собраниях.

Например, рассказывают, что как-то раз один человек сказал:

— Дай мне наставление, о Абу 'Абдаллах.

Шейх ответил:

— Я наказываю тебе быть царём в этом мире и в мире вечном.

Тот человек в изумлении спросил:

— Как же мне это сделать, о Абу 'Абдаллах?!

Шейх ответил:

 

 

190 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 


— Будь равнодушен к тленным мирским благам, и ты станешь царём здесь, обходясь без того, что принадлежит людям, и ты станешь царём там, преуспев и обретя благую награду у Аллаха.

А другой человек как-то сказал ему:

—Поистине, я люблю тебя ради Аллаха, о Абу 'Абдаллах.

Шейх ответил:

—Да полюбит тебя Аллах, ради Которого ты полюбил меня.

И он ушёл со словами:

— О Аллах, прошу у Тебя защиты от того, чтобы меня любили ради Тебя, а Ты при этом ненавидел меня.

Каждый раз, когда Мухаммад ибн Васи' слышал, как люди хорошо отзываются о нём, хвалят его и восхищаются его богобоязненностью и поклонением, он говорил им:

— Если бы грехи пахли, то никто из вас не смог бы приблизиться ко мне из-за исходящего от меня зловония!

 

 


Мухаммад ибн Васи' неустанно побуждал своих учеников следовать Книге Аллаха и жить в соответствии с ней.

Он говорил:

— Коран — сад верующего. С какого бы места он ни читал его, он оказывается в прекрасном саду.

Он также наказывал им не переедать:

— Кто ест мало, понимает и объясняет и помогает понять другим. А если человек ест много, то становится тяжёлым на подъём, и это отвращает его от многого из того, к чему он стремится.

 

 


Мухаммад ибн Васи' достиг высот в богобоязненности и благочестии. До нас дошло немало историй, подтверждающих

 

 

Мухаммад ибн Васи' аль-Азди. Украшение факихов 191

 

 


это. Например, сообщается, что однажды Мухаммад ибн Васи' стоял на рынке, продавая своего осла, и один человек спросил его:

— Довольствуешься ли ты, если я возьму его себе, о шейх?

Мухаммад ибн Васи' ответил:

— Если бы я сам был доволен им, то не стал бы продавать его.

 

 


Мухаммад ибн Васи' прожил всю свою жизнь, боясь своих грехов. Он очень боялся предстать перед Господом. Когда его спрашивали:

— Как ты встретил утро, о Абу 'Абдаллах?

Он отвечал:

— Я встретил его так, что смертный час мой близок, надежда моя далеко, а деяния мои скверны.

Заметив удивление на лице спрашивающего, шейх добавлял:

— Что вы думаете о человеке, который каждый день приближается к миру вечному на мархалю*?!

 

 


Когда Мухаммад ибн Васи' заболел своей предсмертной болезнью, люди стали навещать его. Их было очень много. Одни выходили, другие заходили, и дом постоянно был наполнен людьми, стоявшими и сидевшими.

Мухаммад ибн Васи посмотрел на одного из своих близких друзей и сказал:

— Вот скажи мне, от чего смогут избавить меня все эти люди в Судный день, когда нас потащат за головы и за ноги? И какую пользу они принесут мне, когда меня бросят в Огонь?

 

* Расстояние, которое караван проходит от привала до привала.

 

192 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


Потом он обратился к Господу со словами:

— О Аллах, поистине, я прошу у Тебя прощения за каждое скверное стояние, за каждое скверное сидение, за каждое скверное вхождение, за каждый скверный выход, за каждое скверное деяние, за каждое скверное слово. О Аллах! Поистине, я прошу у Тебя прощения за всё это, прости же меня... Я шлю тебе приветствие моё до того, как буду отягощен.

После этого он испустил дух.

 

 

'УМАР ИБН 'АБД-АЛЬ-'АЗИЗ

Замечательные эпизоды из его жизни

 

 

'Умара ибн 'Абд-аль-'Азиза учёные считают одним из деятельных учёных и праведных халифов.

Аз-Захаби

 

Р ассказ о пятом праведном халифе, много поклонявшемся Аллаху и равнодушном к мирским благам, благоуханнее мускуса и прекраснее цветущего сада.

Его жизненный путь уникален и действительно напоминал цветущий сад: в какой бы уголок этого сада ты ни забрёл, ты непременно найдёшь там свежие зелёные растения, прекрасные цветы и спелые плоды...

Хотя мы не можем охватить всю его жизнь, которая была украшением истории, это не мешает нам сорвать несколько плодов из этого прекрасного сада и взять оттуда немного света, потому что невозможность охватить всё не повод, чтобы отказаться от этого полностью — почему бы не взять хотя бы часть?..

Итак, вашему вниманию представлены три эпизода из жизни 'Умара ибн 'Абд-аль-'Азиза. Позже мы ещё вернёмся к этой выдающейся личности, если будет на то воля Всевышнего Аллаха.

 

 


Первуго историю рассказал нам Саляма ибн Динар, учёный, судья и шейх Медины. Вот эта история.

Я прибыл к халифу мусульман 'Умару ибн 'Абд-аль-'Азизу, когда он был в Хунасыре в окрестностях Халеба. Тогда я был уже пожилым человеком, и к тому времени мы с ним уже давно не встречались.

 

194 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


Он был в доме. Но я не узнал его, потому что он изменился с тех пор, как занимал должность наместника Медины. Он поприветствовал меня и сказал:

— Подойди сюда, о Абу Хазим.

Приблизившись, я спросил:

— Никак ты и есть повелитель верующих 'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз?

Он ответил:

— Он самый...

Я воскликнул:

— Что же случилось с тобой?! Разве не было лицо твоё прекрасным, кожа — гладкой, а жизнь — богатой?

Он ответил:

— Да. Всё это было...

Я спросил:

— Что же так изменило твоё положение после того, как у тебя было много золота и серебра и ты стал повелителем верующих?

Он спросил:

— А что во мне изменилось, о Абу Хазим?

Я ответил:

— Твоё тело исхудало. Кожа сделалась шершавой, лицо пожелтело... И глаза твои — они потеряли свой былой блеск...

Он заплакал и спросил:

— А что было бы, если бы увидел меня в могиле по прошествии трёх дней?.. Глаза мои вытекли на щёки, живот раскрылся и растрескался, и черви пожирают моё тело... Если бы ты увидел меня в таком состоянии, я показался бы тебе ещё более чужим и странным, чем сегодня.

Затем он поднял на меня глаза и сказал:

— Разве не помнишь ты хадис, который ты пересказывал мне в Медине, о Абу Хазим?

 

 

'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз. Замечательные эпизоды из его жизни 195

 

 


Я сказал:

— Я пересказал тебе множество хадисов, о повелитель верующих...

Он сказал:

— Это хадис, который передал Абу Хурайра.

Я ответил:

— Да, я помню его, о повелитель верующих.

— Повтори его для меня, поистине, я хочу услышать его от тебя, — попросил он.

Я сказал:

— Я слышал, как Абу Хурайра говорил: «Я слышал, как Посланник Аллаха говорил: "Поистине, перед вами возвышенность, которую трудно одолеть и которая смертельно опасна. Не поднимется на неё никто, кроме исхудавшего* и истощённого";».

И 'Умар заплакал так, что я даже стал опасаться, как бы печень его не разорвалась от плача. Потом он принялся вытирать слёзы и, посмотрев на меня, сказал;

— Неужели ты станешь упрекать меня, о Абу Хазим, за то, что я истощил себя ради этой возвышенности в надежде, что мне удастся одолеть её? И при этом я не думаю, что мне удастся спастись...

 

 


А вот вторая история из жизни 'Умара ибн 'Абд-аль-'Азиза. Её передаёт ат-Табари от ат-Туфайля ибн Мирдаса.

Став халифом, повелитель верующих 'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз написал Сулейману ибн Абу ас-Сарри, своему наместнику в Согде, письмо, в котором говорилось следующее «Построй в твоей области постоялые дворы, чтобы принимать

 


* От поклонения и усердия на пути Аллаха.

 

196 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


мусульман: если кто-то из них приедет туда, ему бы оказывали там гостеприимство в течение одних суток. Позаботьтесь о нём самом и его верховых животных. Если же он будет очень утомлён, то оказывайте ему гостеприимство в течение двух суток и оказывайте ему помощь. А если он остался без средств и у него нет ни запасов, ни верхового животного, на котором он мог бы ехать, то дайте ему столько, сколько ему необходимо, чтобы добраться до своей области».

Наместник исполнил веление повелителя верующих и построил постоялые дворы. Весть об этом быстро распространилась. Люди заговорили об этих гостиницах в разных областях исламского государства, поминая добрым словом халифа и радуясь его справедливости и богобоязненности.

Наиболее влиятельные и знатные жители Самарканда приехали к наместнику Сулейману ибн Абу ас-Сарри сказали:

— Поистине, твой предшественник Кутайба ибн Муслим аль-Бахили напал на наши области без предупреждения и не следовал в войне с нами тем путём, которым следуете вы, мусульмане. Мы знаем, что вы сначала призываете своих врагов принять ислам, а если они отказываются, предлагаете им выплачивать джизью. А если они отказываются и от этого, то вы объявляете им, что будете сражаться с ними. И поистине, мы увидели справедливость вашего халифа и его богобоязненность и решили пожаловаться вам на ваше войско и призвать вас на помощь против того, что сделал с нами один из ваших командующих. Разреши же, о предводитель, нашей делегации отправиться к вашему халифу и подать ему нашу жалобу. Если правда на нашей стороне, то вы дадите нам то, что принадлежит нам по праву, а если нет, то мы вернёмся оттуда, откуда пришли.

Сулейман разрешил их делегации отправиться к халифу в Дамаск. Прибыв туда, они подали жалобу халифу мусульман 'Умару ибн 'Абд-аль-'Азизу.

 

 

'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз. Замечательные эпизоды из его жизни 197

 

 


Халиф написал своему наместнику Сулейману ибн Абу ас-Сарри письмо, в котором говорилось: «Когда получишь это моё письмо, то пошли к жителям Самарканда судью, который рассмотрит их жалобу. И если он вынесет решение в их пользу, то вели войску мусульман покинуть их землю и призови мусульман, которые живут среди них, покинуть их земли. И вернитесь в то положение, в котором вы пребывали до того, как в их земли вошёл Кутайба ибн Муслим аль-Бахили.

Когда делегация прибыла к Сулейману ибн Абу ас-Сарри, её члены вручили ему письмо повелителя верующих. Сулейман поспешил исполнить веление и послал к ним судью Джумай'а ибн Хадыра ан-Наджи. Он рассмотрел их жалобу и выслушал их историю, а также выслушал свидетельства воинов мусульман и их командующих. И ему стало ясно, что истцы правы. И он вынес решение в их пользу.

Тогда наместник велел мусульманам уйти с земли этих людей, вернуться в свои гарнизоны и подойти к ним войском снова, после чего предложить им выбор: либо они войдут в их земли мирным путём, либо они покорят их земли с боем, либо им не суждено будет одержать победу над ними.

Услышав о том, что судья мусульман вынес решение в их пользу, знатные жители Самарканда сказали друг другу:

— Горе вам! Эти люди смешались с вами и жили вместе с вами, и вы видели, как они живут и насколько они справедливы и правдивы. Оставьте же их у себя. Примите их и радуйтесь тому, что они живут рядом с вами!

 

 


Третий случай из жизни 'Умара ибн 'Абд-аль-'Азиза приводит Ибн 'Абд-аль-Хакам в своей очень полезной книге «Жизнеописание 'Умара ибн 'Абд-аль-'Азиза».

 

 

198 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


Когда к 'Умару пришла смерть, к нему зашёл Масляма ибн 'Абд-аль-Малик ибн Мерван, один из наиболее уважаемых предводителей бану 'Умайя, и сказал: «Поистине, ты, о повелитель верующих, лишил своих детей этого имущества. Ты бы поручил заботу о них мне или кому-то другому из членов твоей семьи». Когда Масляма закончил говорить, 'Умар сказал: «Помогите мне сесть» — и ему помогли сесть. Он сказал: «Я слышал, что ты сказал, Масляма... Что до того, что я лишил своих детей этого имущества, то, клянусь Аллахом, я не лишал их того, на что они имеют право... И я не стану давать им то, на что у них нет права. Что же до твоего предложения поручить заботу о них тебе или кому-то другому из членов семьи, то их единственный покровитель и опекун — Аллах, Который ниспослал Писание с истиной и является Покровителем праведных. Знай, о Масляма, что мои сыновья могут быть либо праведными и богобоязненными, и Аллах обогатит их из милости Своей и укажет им выход, либо нечестивыми грешниками, и в этом случае я не буду первым из тех, кто помог им своим имуществом в ослушании Аллаха».

Затем он сказал: «Позовите ко мне моих детей» — а у него было больше десяти детей. Когда они пришли, он посмотрел на них и глаза его наполнились слезами: «Клянусь, эти юные создания — я оставил их без всего». И он замолчал и заплакал, а потом посмотрел на них и сказал: «Дети мои... Я оставил вам много блага. Мимо кого бы из мусульман или зиммиев вы ни прошли, они непременно будут считать, что у них есть перед вами обязанности... Дети, поистине, вы можете выбрать одно из двух: либо вы разбогатеете таким путём, за что ваш отец войдёт в Огонь, либо не станете этого делать — и благодаря этому ваш отец войдёт в Рай. Я думаю, что вы предпочтёте спасти вашего отца от Огня, чем разбогатеть». Сказав это, он посмотрел на них взглядом, исполненным отцовской нежно-

 

'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз. Замечательные эпизоды из его жизни 199

 

 


сти, и сказал: «Идите же, да убережёт вас Аллах от всего дурного... Идите же, да дарует вам Аллах благой удел».

Масляма сказал: «О повелитель верующих! Я могу предложить нечто лучшее». 'Умар спросил: «Что же?» Масляма сказал: «У меня есть триста тысяч динаров, и я дарю их тебе. Раздай же их своим детям или раздай их в качестве милостыни, если желаешь».

'Умар сказал: «А я могу предложить нечто лучшее, о Масляма». Масляма спросил: «Что же, о повелитель верующих?» 'Умар сказал: «Верни их тому, у кого ты взял их. ибо у тебя нет прав на них». Глаза Маслямы наполнились слезами, и он сказал: «Да помилует тебя Аллах, о повелитель верующих, и живого, и мёртвого! Ты смягчил наши ожесточившиеся сердца и напомнил нам о том, что мы забыли, и будут поминать тебя среди праведных».

После кончины 'Умара люди позаботились о его детях, и они никогда не знали нужды и бедности. Истину сказал Всевышний Аллах: «Пусть опасаются те, которые боялись бы за своих немощных потомков, если бы им пришлось оставить их после себя. Пусть они боятся Аллаха и говорят слово правильное» (4:9).

 

 

МУХАММАД ИБН АЛЬ-ХАНАФИЙЯ

(сын 'Али ибн Абу Талиба)

 

Я не знаю человека, который перенял от 'Али и передал от него больше, чем Мухаммад ибн аль-Ханафийя.

Ибн аль-Джунайд

 

К ак-то раз Мухаммад ибн аль-Ханафийя и его брат аль-Хасан ибн 'Али перестали общаться, и Мухаммад ибн аль-Ханафийя послал сказать ему:

— Поистине, Аллах превознёс тебя надо мной. Твоя мать — Фатыма, дочь Мухаммеда ибн 'Абдаллаха , а моя мать — женщина из бану Ханифа. Твой дед со стороны матери — Посланник Аллаха и лучший из Его творений, а мой дед со стороны матери — Джа'фар ибн Кайс... Когда получишь это моё письмо, то приди ко мне и помирись со мной, дабы ты превосходил меня во всём.

Как только аль-Хасан получил это письмо, он поспешил к дому Мухаммада и помирился с ним.

Кто же этот благовоспитанный, проницательный и благоразумный человек — Мухаммад ибн аль-Ханафийя?

 

Эта история началась в конце жизни Посланника Аллаха .

Однажды 'Али сидел с Пророком и спросил его:

— О Посланник Аллаха, если у меня родится сын уже после твоей кончины, могу я назвать его твоим именем и дать ему твою кунью?

Он ответил:

—Да.

 

 

Мухаммед ибн аль-Ханафийя (сын 'Али ибн Абу Талиба) 201

 

 


Прошли дни. Посланник Аллаха покинул этот бренный мир. Через несколько месяцев к нему присоединилась его любимая дочь Фатыма, мать аль-Хасана и аль-Хусейна. И 'Али породнился с бану Ханифа.

Он женился на Хауле бинт Джа'фар ибн Кайс аль-Ханафийе, и она родила ему сына. Он назвал его Мухаммадом и дал ему кунью Посланника Аллаха — Абу аль-Касим — поскольку тот разрешил ему.

Однако люди продолжали называть его Мухаммад ибн аль-Ханафийя, дабы отличать его от его братьев аль-Хасана и аль-Хусейна, сыновей Шатымы, дочери Посланника Аллаха . Под этим именем он и остался в истории.

 

 


Мухаммад ибн аль-Ханафийя родился в конце правления ас-Сыддика . Его вырастил и воспитал отец — 'Али ибн Абу Талиб. Он же обучал его. И Мухаммад ибн аль-Ханафийя перенял от него его поклонение и равнодушие к мирским благам и унаследовал от него его силу и смелость и научился у него красноречию. На полях сражений он показал себя бесстрашным воином. А на собраниях мужей он был прекрасным оратором. А когда на землю опускался ночной мрак и другие люди засыпали, он усердно поклонялся Господу.

 

 


Отец привлёк его к участию в своих войнах, которые ему довелось вести, и возложил на него при этом ещё более тяжкое бремя, чем на двух его братьев аль-Хасана и аль-Хусейна. Однако Мухаммад ибн аль-Ханафийя ни разу не проявил слабости или нерешительности.

Однажды ему сказали:

 

 

202 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


— Почему твой отец посылает тебя туда, где опасно, и возлагает на тебя непосильное, но не поступает так с твоими братьями аль-Хасаном и аль-Хусейном?

Он ответил:

— Это потому, что для отца два моих брата — словно глаза, а я — словно руки. И он защищает глаза руками...

 

 


В битве при Сыффине, которая произошла между войсками 'Али ибн Абу Талиба и войсками Му'авии ибн Абу Суфьяна, Мухаммад ибн аль-Ханафийя нёс знамя своего отца.

Пока воины разили друг друга в этом сражении, произошла следующая история. Её рассказывает сам Мухаммад ибн аль-Ханафийя: «Во время битвы при Сыффине, когда мы встретились с войском Му'авии, мы сражались так, что мне начало казаться, что никто из нас и никто из них не останется в живых. Я понял, что положение очень серьёзное. И вдруг я услышал, как позади меня кто-то кричит: "О мусульмане! Ради Аллаха! Ради Аллаха! О мусульмане! Кто останется женщинам и детям?! Кто останется оберегать религию и честь?! Кто останется для византийцев и дейлемитов*?! Ради Аллаха! Ради Аллаха! Сберегите мусульман!" И я дал себе зарок никогда не поднимать меч в лицо мусульманина после этого дня...

 

 


Потом 'Али принял мученическую смерть от грешной и несправедливой руки. Власть перешла к Му'авии ибн Абу Су-

 


* Ираноязычные жители Дейлема (Таламаи, Дсйлемана) — горного Гиляна, горной части Табаристана в северном Иране (побережье Каспийского моря). Мусульмане сражались с ними. Впоследствии они приняли ислам.

 

Мухаммед ибн аль-Ханафийя (сын 'Али ибн Абу Талиба) 203

 

 


фьяну, и Мухаммад ибн аль-Ханафийя присягнул ему, поклявшись в покорности в приятном и неприятном, стремясь объединить мусульман и предотвратить раскол. Он хотел, чтобы они восстановили своё единство, и желал силы и велич







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 448. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия