Студопедия — АБДАЛЛАХ ИБН СУВАБ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

АБДАЛЛАХ ИБН СУВАБ






(АБУ МУСЛИМ АЛЬ-ХАУЛЯНИ)

 

Абу Муслим поклонялся Аллаху с таким усердием, что в конце концов сам стал говорить: «Если бы я даже увидел воочию Рай или Ад, я не смог бы делать больше».

'Усман ибн Абу 'Атика

А равийский полуостров облетела весть о том, что после возвращения из хаджа, который потом получил название прощального, Посланник Аллаха заболел и слёг. И шайтан стал наущать аль-Асвада аль-'Анси, побуждая его вернуться к неверию, после того как он уверовал, и возвести ложь на Аллаха. И он объявил своим соплеменникам, что он пророк, посланный Всевышним Аллахом.

 

 


Аль-Асвад аль-'Анси был человеком очень сильным, с могучим телом и чёрной душой. Он просто излучал зло. Во времена невежества он занимался предсказаниями и умело обманывал людей. При этом он был красноречивым, умел произносить цветистые речи и изъясняться так, что ему без труда удавалось играть умами простых людей, умело преподнося им свою ложь.

В то же время он склонял на свою сторону и влиятельных и знатных людей с помощью подарков и подношений.

Перед людьми он появлялся только в чёрном, закрыв лицо чёрной тканью, намеренно окружая себя ореолом мрачной таинственности и внушая людям благоговейный страх.

 

 


Призыв аль-Асвада аль-'Анси распространился в Йемене молниеносно. Ему помогли в этом его последователи из числа его

 

266 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


соплеменников из бану Мазхидж. В те времена это племя было самым многочисленным, влиятельным и сильным в Йемене.

Помогла ему и его способность самостоятельно придумывать ложь, которую далеко не все могли распознать. В этом ему помогали самые умные и хитрые из его последователей.

Аль-Асвад утверждал, что к нему приходит ангел небесный, который приносит ему Откровение и сокровенное знание. Для того чтобы люди поверили ему, он использовал несколько путей.

Например, он рассылал повсюду своих шпионов, которые следили за людьми и вызнавали их секреты, раскрывая тайные, никому не известные стороны их жизни. И они старались узнать о людях всё, что можно, включая их боль и надежды. Одновременно они побуждали людей обращаться к аль-Асваду за помощью. Стоило человеку прийти к аль-Асваду, как тот уже сообщал ему о том, зачем тот пришёл и какие трудности и беды привели его к нему. Он демонстрировал людям, что знает все их секреты и ему хорошо известно то, что они скрывают в своих душах.

И он проделывал на их глазах разные удивительные трюки, которые приводили их в изумление и казались им чудесами, чем-то сверхъестественным.

Очень быстро влияние его усилилось, и он приобрёл известность. У него появилось множество последователей. Собрав их, он пошёл сначала на Сану, а потом и на другие области Йемена и подмял их под себя. Аль-Асваду удалось подчинить себе все земли, лежащие между Хадрамаутом и Та-ифом и между Бахрейном и Аденом.

 

 


Итак, аль-Асваду аль-'Анси покорилось множество людей и под его властью оказалась обширная территория. Он жестоко преследовал всех, кто осмеливался сказать ему слово по-

 

 

'Абдуллах ибн Суваб (Абу Муслим аль-Хауляни) 267

 


перёк. Он расправлялся с теми, кому Аллах даровал твёрдую веру и приверженность Его истинной религии, убеждённость в правдивости благородного Пророка и искреннюю преданность Аллаху и Его Посланнику. Это были люди, которые открыто, не таясь, произносили слово истины и противостояли ложному. Аль-Асвад жестоко преследовал их, подвергал страшным мучениям и безжалостно уничтожал.

Среди тех, кому довелось испытать это на себе, был и 'Аб-даллах ибк Суваб, известный как Абу Муслим аль-Хауляни.

 

 


Абу Муслим аль-Хауляни был человеком, беззаветно преданным своей религии, обладателем непоколебимой веры. С редкостным упорством открыто говорил он правду. Он был всей душой предан Аллаху, отвернулся от мира этого с его украшениями и был равнодушен к мирским благам. Он посвятил свою жизнь покорности Аллаху и призыву к Его религии, со спокойным сердцем обменяв тленное на вечное. И люди отвели этому человеку почётное место в своих душах, видя в нём чистого и богобоязненного человека, мольбы которого обычно не оставались без ответа.

 

 


Аль-Асвад аль-'Анси хотел уничтожить Абу Муслима, чтобы внушить страх всем тем, кто втайне или открыто противостоял его призыву, и нанести им сокрушительный удар.

Он велел сложить кучу дров на одной из площадей Саны и развести огромное пламя. Он велел людям собраться, чтобы посмотреть на то, как он будет «призывать к покаянию» фа-киха Йемена — усердно поклонявшегося Аллаху Абу Муслима аль-Хауляни, и побуждать его признать, что он, аль-Асвад, является пророком.

 

268 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


В назначенное время аль-Асвад пришёл на площадь, где уже полыхал огонь. Его окружала стража и командующие его войсками. Он сел на огромный трон, который поставили специально для него напротив огня. На глазах у собравшихся к нему привели Абу Муслима аль-Хауляни. Когда он предстал перед аль-Асвадом, лживый тиран бросил на него надменный взгляд, потом посмотрел на бушующее прямо перед ним пламя, после чего снова посмотрел на Абу Муслима и сказал:

— Свидетельствуешь ли ты, что Мухаммад — Посланник Аллаха?

— Да. Я свидетельствую, что он — раб Аллаха и Его Посланник и что он — господин посланников и последний из пророков, — ответил он.

Аль-Асвад нахмурился и сказал:

—А ты свидетельствуешь, что я — посланник Аллаха?

Абу Муслим сказал:

—Поистине, я глуховат и не слышу того, что ты говоришь...

Аль-Асвад сказал:

—Тогда я брошу тебя в этот огонь!

Абу Муслим сказал:

— Если ты сделаешь это, то с помощью этого огня, растопкой для которого служат дрова, я уберегусь от Огня, растопкой для которого являются люди и камни, а над ним — ангелы, грубые, сильные, они не ослушиваются Аллаха в том, что Он повелел им, и делают то, что им велено...

Аль-Асвад сказал:

— Я не стану спешить и дам тебе ещё одну возможность хорошенько подумать.

И он снова спросил Абу Муслима:

— Свидетельствуешь ли ты, что Мухаммад — Посланник Аллаха?

 

 

'Абдуллах ибн Суваб (Абу Муслим аль-Хауляни) 269

 

 


Он ответил:

— Да, я свидетельствую, что он — раб Аллаха и Его Посланник и что Аллах послал его с религией верного руководства и истины и запечатал его посланием все предыдущие послания.

Аль-Асвад разгневался ещё сильнее и спросил:

— А свидетельствуешь ли ты, что я — посланник Аллаха?

Абу Муслим сказал:

— Разве я не говорил тебе, что я глуховат и не слышу эти твои слова?!

Аль-Асвада окончательно разъярил его решительный ответ и его спокойствие и невозмутимость.

Он уже собрался приказать бросить Абу Муслима в огонь, но один из его приближённых подошёл к нему и шепнул в ухо:

— Поистине, этот человек, как тебе известно, обладает чистой душой, и Аллах отвечает на его мольбы. И поистине, Всевышний Аллах никогда не оставит без помощи верующего, который остаётся предан Ему даже в самые трудные часы. И если ты бросишь его в огонь и Аллах спасёт его от этого огня, то ты в одно мгновенье разрушишь всё, что построил, и сам подтолкнёшь людей к тому, чтобы они перестали верить в твою пророческую миссию. А если он сгорит в огне, то люди только больше полюбят его и станут превозносить его больше, чем прежде, считая его мучеником. Лучше помилуй его и отпусти, и изгони его из своей земли, и тогда ты избавишь от него нас и сам сможешь отдохнуть от него.

Аль-Асвад послушал своего приближённого и велел Абу Муслиму немедленно покинуть его земли.

 

 


Абу Муслим аль-Хауляни отправился в Медину. Он мечтал встретиться с Посланником Аллаха . Он уверовал в него,

 

 

270 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


не видя его, и теперь желал удостоиться чести быть его сподвижником. Однако когда он добрался до окрестностей Медины, то узнал, что Посланник Аллаха уже скончался и Абу Бакр ас-Сыддик стал халифом мусульман вместо него.

Абу Муслима глубоко опечалила кончина благородного Пророка .

 

 


Прибыв в Медину, Абу Муслим направился в мечеть Посланника Аллаха . Он опустил верблюдицу на колени и привязал её недалеко от входа в мечеть, после чего вошёл в мечеть и призвал благословение на Пророка . Потом он встал поближе к одному из столбов мечети и начал совершать молитву.

Когда он закончил молиться, к нему подошёл 'Умар ибн аль- Хаттаб и спросил:

— Откуда ты?

Он ответил:

— Из Йемена.

'Умар спросил:

— Как поживает ваш товарищ, для которого враг Аллаха развёл огонь, а потом Аллах спас его от этого огня?

Абу Муслим ответил:

— С ним всё в порядке по милости Аллаха.

'Умар сказал:

— Заклинаю тебя Аллахом, скажи, ты и есть тот человек?

Он ответил:

—Да.

Умар поцеловал его между глаз и спросил:

—Знаешь ли ты, что сделал Аллах с Его врагом и твоим врагом?

—Нет, я ничего не знаю о нём с тех пор, как покинул Йемен, — ответил Абу Муслим.

 

'Абдуллах ибн Суваб (Абу Муслим аль-Хауляни) 271

 

 


'Умар сказал:

—Аллах погубил его руками уцелевших искренних верующих и опрокинул его царство и вернул его последователей в лоно религии Аллаха.

—Хвала Аллаху, Который не забрал меня из этого мира, пока не порадовал меня его гибелью и возвращением обманутых жителей Йемена в ислам! — сказал он.

'Умар сказал ему:

— И я восхваляю Аллаха, Который показал мне в общине Мухаммеда человека, с которым сделали то же, что в своё время сделали с халилем Милостивого, нашим праотцом Ибрахимом .

С этими словами 'Умар взял его за руку и отвёл его к Абу Бакру. Войдя к нему, Абу Муслим поприветствовал его, назвав его халифом, и присягнул ему. Ас-Сыддик усадил его между собой и 'Умаром и вместе они послушали его историю с аль-Асвадом аль-'Анси.

 

 


Некоторое время Абу Муслим аль-Хауляни прожил в пресветлой Медине, почти не покидая мечеть Посланника Аллаха .

Он много раз молился в ар-Рауде между минбаром Посланника Аллаха и его могилой и постарался перенять как можно больше знания у таких сподвижников, как Абу 'Убайда ибн аль-Джаррах, Абу Зарр аль-Гифари, 'Убада ибн ас-Самит, My'аз ибн Джабаль и 'Ауф ибн Малик аль-Ашджа'и.

Потом Абу Муслим решил переселиться в Шам. Ему хотелось находиться вблизи границ, чтоб участвовать вместе с остальными мусульманами в походах против византийцев и получить награду за несение дозора на пути Аллаха.

Когда халифом стал Му'авия ибн Абу Суфьян , Абу Муслим стал часто приходить к нему и посещать его собрания.

 

272 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


До нас дошли рассказы, главными героями которых были Абу Муслим и Му'авия. Эти рассказы подтверждают, какое высокое место занимали эти два человека и сколь достойными и благородными они были.

Однажды Абу Муслим зашёл к Му'авии и обнаружил, что тот сидит в окружении людей, среди которых были государственные мужи, командующие войсками и другие влиятельные люди. Видя, что они относятся к Му'авии с величайшим почтением и возвеличивают его как только могут, Абу Муслим испугался за него и обратился к нему со словами:

—Мир тебе, о аджир* верующих!

Люди повернулись к нему и сказали:

—Амир верующих, о Абу Муслим...

Но он не обратил на их слова ни малейшего внимания и снова сказал:

—Мир тебе, о аджир верующих!

Люди опять сказали:

—Амир верующих, о Абу Муслим...

Но он опять не обратил на их слова ни малейшего внимания и снова сказал:

— Мир тебе, о аджир верующих!

Люди опять хотели поправить его, но Му'авия сказал:

— Оставьте его. Он лучше знает, что говорит.

Абу Муслим подошёл к Му'авии и сказал:

— Поистине, после того, как Аллах дал тебе власть над людьми, ты подобен наёмному работнику, которого наняли, чтобы он пас овец, и обещали ему награду при условии, что он будет заботиться об овцах и стеречь их, стараясь, что бы у них была хорошая шерсть и много молока. Если он

 


* То есть вместо слова «амир» (повелитель) Абу Муслим умышленно сказал: «аджир» (наемный работник).

 

 

'Абдуллах ибн Суваб (Абу Муслим аль-Хауляни) 273

 

 


выполнит эту работу согласно договору, так что маленькие овцы вырастут, истощённые нагуляют жир, а больные поправятся, то наниматель даст ему обещанную плату и даже добавит ему. А если он не будет заботиться об овцах и ухаживать за ними, так что истощённые погибнут, жирные исхудают, и их шерсть и молоко пропадут, то наниматель не даст ему обещанную плату, а разгневается на него и накажет его... Выбери же для души своей то, в чём благо и награда для тебя.

Му'авия, который всё это время сидел, понурив голову, поднял её и сказал:

— Да воздаст тебе Аллах благом и от меня и от паствы, о Абу Муслим. Мы знаем тебя только как человека, искреннего по отношению к Аллаху и Его Посланнику и ко всем мусульманам.

 

 


Абу Муслим однажды присутствовал на пятничной молитве в мечети Дамаска, и повелитель верующих Му'авия произносил проповедь и напомнил людям о том, что он велел им прокопать новое русло для реки Барада, чтобы её вода очистилась.

Абу Муслим обратился к нему из толпы:

— Вспомни, о Му'авия, о том, что ты сегодня-завтра умрёшь и что дом твой — одна из могил. И если ты придёшь туда с чем-то, то и там у тебя будет что-то, а если ты придёшь туда с пустыми руками, то там у тебя ничего не будет. И поистине, я прошу Аллаха уберечь тебя, о Му'авия, от того, чтобы ты считал, что правление халифа — это рытьё рек и собирание богатства. Поистине, быть халифом — значит трудиться во имя истины и говорить справедливо и искренне и поступать с людьми так, чтобы Всевышний Аллах был доволен тобою... О Му'авия, поистине, мы не станем обращать

 

 

274 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


внимания на мутную воду, если исток нашей реки будет чист, и поистине, ты — исток реки нашей. Прилагай же усилия для того, чтобы оставаться чистым... О Му'авия, поистине, если ты поступишь несправедливо хотя бы с одним человеком, то твоя несправедливость по отношению к нему уничтожит всю твою справедливость. Остерегайся же несправедливости, ибо поистине, несправедливость обернётся густым мраком в Судный день.

Когда Абу Муслим завершил свою речь. Му'авия спустился с минбара, подошёл к нему и сказал:

— Да помилует тебя Аллах, о Абу Муслим. И да вознаградит Он тебя наилучшим вознаграждением.

 

 


В другой раз Му'авия поднялся на минбар и начал произносить проповедь. А к тому времени он уже два месяца не выдавал людям то, что им причиталось. Абу Муслим обратился к нему со словами:

— О Му'авия, поистине, это имущество принадлежит не тебе и это не имущество твоих родителей. По какому же праву ты удерживаешь его от людей?

По лицу Му'авии было видно, что он разгневан, и люди смотрели на него, желая увидеть, что же он предпримет.

Му'авия жестом велел людям оставаться на месте, после чего спустился с минбара, совершил малое омовение, вылил на себя немного воды, после чего вновь поднялся на минбар, восхвалил Всевышнего Аллаха должным образом и сказал:

— Поистине, Абу Муслим упомянул о том, что это имущество не принадлежит мне и оно не принадлежало моим родителям. Абу Муслим сказал правду. И поистине, я слышал, как Посланник Аллаха говорил: «Гнев — от шайтана, а шайтан сотворен из огня, а вода тушит огонь. И когда

 

 

'Абдуллах ибн Суваб (Абу Муслим аль-Хауляни) 275

 

 


любой из вас гневается, пусть он омоется». О люди! Подойдите и возьмите то, что вам причитается с благословения Всевышнего Аллаха.

 

 


Да воздаст Аллах Абу Муслиму аль-Хауляни наилучшим воздаянием! Поистине он был уникальным примером человека, открыто говорящим правду.

И да будет доволен Аллах Му'авией ибн Абу Суфьяном, который являл собой прекрасный пример возвращения к слову истины.

Блажен сказавший:

 

Перестаньте ругать их, как вам, право, не совестно?

Для начала попробуйте им во всем уподобиться...

 

САЛИМ, СЫН 'АБДАЛЛАХА ИБН

'УМАРА (внук 'Умара ибн аль-Хаттаба)

 

Салим был заслуживающим доверия передатчиком, передавшим много хадисов, занимал достойное место среди людей и был благочестивым.

Ибн Са ' д

 

 

П еренесёмся в эпоху правления 'Умара ибн аль-Хаттаба .Вот в Медину — город Посланника Аллаха — привезли богатейшую военную добычу, которая досталась мусульманам после гибели Иездигерда, последнего персидского царя.

Среди доставшегося им богатства были и короны персидских правителей, украшенные драгоценными камнями, и их пояса, расшитые жемчугом, и их мечи, инкрустированные рубинами и перламутром. Это были сокровища невиданной красоты.

Помимо ценностей мусульманам досталось ещё множество пленных персов. Среди них были три дочери Иездигерда. Их купил 'Али , после чего предоставил каждой из них выбрать себе мужа по нраву из числа лучших юношей-мусульман.

Одна из них выбрала аль-Хусейна ибн 'Али, внука Посланника Аллаха , и родила ему Зейн-аль-'Абидина. Вторая выбрала Мухаммеда, сына Абу Бакра ас-Сыддика, и родила ему аль-Касима, одного из семи величайших факихов Медины. А третья выбрала 'Абдаллаха, сына халифа 'Умара ибн аль-Хаттаба, и родила ему Салима, внука аль-Шарука, который был похож на него поведением и манерами больше, чем кто бы то ни было.

Давайте же ознакомимся с некоторыми эпизодами из жизни Салима, сына 'Абдаллаха ибн 'Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен Аллах им, его отцом и его дедом.

 

Салим, сын 'Абдуллаха ибн 'Умара (внук 'Умара. ибн алъ-Хаттаба) 277

 


Салим родился в пресветлой Медине, в которой жил и скончался Посланник Аллаха и которая была местом его переселения.

В атмосфере, пропитанной благоуханием пророчества и озарённой сиянием Откровения, рос и воспитывался наш герой. Его воспитанием занимался усердно поклонявшийся Аллаху, равнодушный к мирским благам и много постившийся в знойные дни отец, и сын перенял от него благонравие, которое тот в своё время перенял от своего отца 'Умара ибн аль-Хаттаба.

Отец увидел в нём признаки богобоязненности и следования прямым путём. В его поведении он увидел воспетые исламом достоинства и коранический нрав. Он выделялся среди своих братьев.

'Абдаллах любил сына всем сердцем, любил так сильно, что его даже упрекали за это.

Но 'Абдаллах отвечал на эти упрёки:

 

Они меня упрекают за любовь мою к Салиму,

И я упрекаю их, потому что он для меня

Словно кожица, что между глазом и носом...

 

Абдаллах пересказывал Салиму хадисы Посланника Аллаха , помогая ему обретать глубокое понимание религии, и учил его Книге Аллаха, после чего отправил его в мечеть Пророка .

 

 


В мечети Посланника Аллаха в те времена было по-прежнему много благородных сподвижников.

С первого дня своего пребывания в мечети он обнаружил перед собой звезду, которая излучала сияние пророчества, и ощутил благоуханье прекрасного божественного послания.

 

 

278 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


Куда бы он ни посмотрел и когда бы ни прислушался, везде и всегда он слышал лишь благо и благочестивые слова.

Салиму посчастливилось перенимать знание от таких сподвижников, как Абу Айюб аль-Ансари, Абу Хурайра, Абу Рафи', Абу Любаба, Зейд ибн аль-Хаттаб, не говоря уже о его собственном отце 'Абдаллахе ибн 'Умаре.

Очень скоро Салим сделался одним из самых выдающихся мусульман и одним из предводителей последователей сподвижников, а также одним из факихов Медины, к которым мусульмане обращались по религиозным вопросам и к которым шли за советом и помощью, когда случалось что-нибудь серьёзное и важное — как связанное с религией, так и связанное с миром этим.

Наместники велели своим судьям предоставлять этим факихам решать подобные вопросы. Они собирались вместе и рассматривали вопрос, после чего судьи непременно выносили решение, которое вынесли эти факихи.

 

 


Самыми счастливыми и благополучными и наиболее близкими к людским сердцам и заслужившими наибольшее доверие халифов были те наместники, которые советовались с Салимом ибн 'Абдаллахом и следовали его советам.

А те, которые поступали наперекор его советам, не могли найти себе покоя и недолго удерживались на своих должностях.

Вспомним 'Абд-ар-Рахмана ибн ад-Даххака, правителя Медины в эпоху правления Язида ибн 'Абд-аль-Малика.

Шатыма, дочь аль-Хусейна , овдовела и посвятила себя своим детям. 'Абд-ар-Рахман ибн ад-Даххак посватался к ней.

Она сказала:

— Клянусь Аллахом, я не желаю выходить замуж. Я осталась одна с детьми и посвятила им себя.

 

Салим, сын 'Абдуллаха ибн 'Умара (внук 'Умара. ибн алъ-Хаттаба) 279

 

 


Он настаивал, а она отговаривалась как могла, стараясь не обидеть его при этом, потому что опасалась, что иначе он может причинить ей зло.

Поняв, что она не желает выходить за него, 'Абд-ар-Рахман сказал:

— Если ты не желаешь выходить за меня замуж, то я заберу твоего старшего сына и подвергну его бичеванию по обвинению в употреблении вина!

Она обратилась к Салиму ибн 'Абдаллаху, и тот посоветовал ей написать халифу жалобу на его наместника, упомянув при этом о своём родстве с Посланником Аллаха и о своей связи с остальными членами его семьи.

Она написала письмо халифу и отправила гонца с этим письмом в Дамаск.

 

 


Едва гонец выехал с письмом, как казначей Ибн Хурмуз получил от халифа приказ явиться к нему для отчёта.

Ибн Хурмуз принялся обходить обладающих правом на него. Зашёл он и к Фатыме бинт аль-Хусейн. Он сказал ей:

— Я отправляюсь в Дамаск. Нужно ли тебе что-нибудь?

Она ответила:

— Да... Сообщи повелителю верующих о том, как поступает со мной Ибн ад-Даххак и как он обижает меня... И скажи ещё, что он не уважает учёных Медины и особенно Салима ибн 'Абдаллаха.

Ибн Хурмуз пожалел о том, что зашёл к ней. Он не хотел передавать халифу её жалобу на Ибн ад-Даххака.

 

 


Ибн Хурмуз приехал в Дамаск в один день с гонцом Фатымы, который вёз её письмо халифу.

 

280 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


Когда Ибн Хурмуз вошел к халифу, тот стал расспрашивать его о событиях в Медине. Спросил он и о Салиме ибн 'Аб-даллахе и о его товарищах-факихах:

— Случилось ли что-нибудь такое, о чем мне следует знать? Есть ли у тебя какие-нибудь важные новости?

Ибн Хурмуз ничего не сказал ему об истории Фатымы бинт аль-Хусейн. Не упомянул он и об отношении наместника к Салиму ибн 'Абдаллаху.

И вот, пока он отчитывался перед халифом, вошёл привратник и сказал:

— Да благословит Аллах повелителя... Прибыл гонец Фатымы бинт аль-Хусейн.

Ибн Хурмуз изменился в лице и сказал:

— Да сделает Аллах жизнь повелителя долгой. Поистине, Фатыма бинт аль-Хусейн велела мне кое-что передать тебе.

И он рассказал ему её историю.

Выслушав Ибн Хурмуза, халиф спустился со своего ложа и воскликнул:

— Да лишится тебя твоя мать! Разве я не спрашивал тебя о Медине и произошедших в ней событиях? У тебя была такая новость и ты скрыл её от меня?!

Ибн Хурмуз начал оправдываться, сказав, что забыл.

Затем халиф велел впустить посланца Фатымы. Взяв у него письмо, он сломал печать и стал читать. При этом казалось, что глаза его мечут искры — так он был разгневан. Он стал стучать по земле жезлом, который держал в руке, и восклицать:

— Ибн ад-Даххак дерзнул обижать членов семьи Посланника Аллаха ! И он не прислушался к совету Салима ибн 'Абдаллаха! Кто подвергнет его такому наказанию в Медине, что я услышу его крики здесь в Дамаске?

Ему сказали:

 

 

Салим, сын 'Абдуллаха ибн 'Умара (внук 'Умара. ибн алъ-Хаттаба) 281

 

 


—Есть такой человек, о повелитель верующих... В Медину нужно отправить 'Абд-аль-Вахида ибн Бишра ан-Надри. Назначь его правителем. Он сейчас в Таифе.

Халиф сказал:

—Хорошо. Клянусь Аллахом, я это сделаю. Он — подходящий человек.

Он велел принести бумагу и написал своей рукой: «От повелителя верующих Язида ибн 'Абд-аль-Малика 'Абд-аль-Вахиду ибн Бишру ан-Надри. Мир тебе! Поистине, я назначил тебя правителем Медины, и когда получишь моё письмо, поезжай в Медину и смести с этой должности Ибн ад-Даххака. Возложи на него штраф в сорок тысяч динаров и подвергни его такому наказанию, чтобы я услышал его голос из Медины».

 

 


Гонец взял письмо и поспешил в Таиф. Путь его лежал через Медину. Доехав до Медины, он не зашёл к Ибн ад-Даххаку и не поприветствовал его. Наместник заподозрил неладное.

Он послал к гонцу и пригласил его в свой дом. Когда тот пришёл, он спросил его о причине его приезда. Гонец ничего не рассказал ему. Тогда Ибн ад-Даххак приподнял край своего ложа и сказал:

—Погляди-ка...

Тот посмотрел и увидел целый мешок динаров.

Он сказал:

—Здесь тысяча динаров. И я клянусь тебе Аллахом, что отдам тебе эти деньги, если ты сообщишь мне о том, с каким поручением тебя послали. И я никому не расскажу об этом.

Гонец рассказал ему обо всём. Ибн ад-Даххак отдал ему деньги и сказал ему:

—Подожди три дня, пока я не доберусь до Дамаска, а потом выполняй данное тебе поручение.

 

282 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 


Ибн ад- Даххак во весь опор поскакал в Дамаск. Там он зашёл к брату халифа Масляме ибн 'Абд-аль-Малику, а тот был человеком великодушным, достойным и благородным.

Представ перед ним, Ибн ад-Даххак сказал:

— Прошу твоей защиты и покровительства, о предводитель!

Тот ответил:

— Радуйся и надейся на благое... Но что стряслось?

Ибн ад-Даххак сказал:

— Повелитель верующих хочет отомстить мне за допущенную мной ошибку...

Масляма пошёл к Язиду и сказал:

— Мне нужно кое-что от повелителя верующих.

Язид ответил:

— Я выполню любую твою просьбу, если только она не связана с Ибн ад-Даххаком.

Масляма сказал:

—Как раз о нём я и пришёл поговорить.

Язид сказал:

—Клянусь Аллахом, не видать ему моего прощения!

Масляма спросил:

—Но что он такого сделал?

Язид сказал:

— Он обидел Фатыму бинт аль-Хусейн, угрожал ей и стал причиной её тревог и печалей. И он не прислушался к совету Салима ибн 'Абдаллаха относительно неё. И теперь все поэты Медины порицают его и высмеивают в своих стихах. И все праведные жители Медины и мединские учёные порицают его.

Масляма сказал:

— Раз так, поступай с ним как знаешь, о повелитель верующих.

 

 

Салим, сын 'Абдуллаха ибн 'Умара (внук 'Умара. ибн алъ-Хаттаба) 283

 

 


Язид сказал:

— Вели ему вернуться в Медину, и пусть новый правитель Медины исполнит веление, которое я дал ему относительно Ибн ад-Даххака. И пусть это станет уроком для остальных наместников.

 

 


Жители Медины очень обрадовались прибытию нового правителя. Им пришлась по душе решительность, с которой он исполнил веление халифа относительно Ибн ад-Даххака.

И они ещё больше привязались к нему, когда увидели, что он поступает праведно и ничего не предпринимает, не посоветовавшись в аль-Касимом ибн Мухаммадом ибн Абу Бакром и Салимом ибн 'Абдаллахом ибн 'Умаром.

Да благословит Аллах халифа мусульман Язида ибн 'Абд-аль-Малика!

И слава великому исламу, который порождает и воспитывает таких людей!

До новой встречи с благородным последователем сподвижников Салимом, сыном Абдаллаха ибн 'Умара ибн аль-Хаттаба.

 

САЛИМ ИБН 'АБДАЛЛАХ ИБН 'УМАР







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 412. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия