Студопедия — Искренность и выразительность. 1. Искренность и выразительность__________________________________________________________ 1
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Искренность и выразительность. 1. Искренность и выразительность__________________________________________________________ 1

ВВЕДЕНИЕ__________________________________________________________________________________ 1

1. Искренность и выразительность__________________________________________________________ 1

2. Общение — взаимодействие_____________________________________________________________ 2

3. Общие закономерности и штампы________________________________________________________ 3

4. Экономия сил и субординация целей_____________________________________________________ 5

5. Обнажение борьбы______________________________________________________________________ 8

6. Задача, предмет и тема борьбы__________________________________________________________ 9

Глава I. «ИНИЦИАТИВНОСТЬ»________________________________________________________________ 14

1. Принадлежность инициативы____________________________________________________________ 14

2. Распределение инициативы_____________________________________________________________ 16

3. Наступление___________________________________________________________________________ 18

Мобилизованность______________________________________________________________________ 19

Пристройки_____________________________________________________________________________ 21

Воздействия____________________________________________________________________________ 23

Развитие и темпо-ритм___________________________________________________________________ 26

Наступление «за настоящее» (за поступок партнера)________________________________________ 28

Наступление «за будущее» (за сдвиги в сознании партнера)__________________________________ 30

Наступление «за прошедшее»____________________________________________________________ 31

4. Оборона_______________________________________________________________________________ 34

5. Наступление-основа борьбы____________________________________________________________ 36

Инициатива и тема спектакля_____________________________________________________________ 37

На репетиции___________________________________________________________________________ 39

Инициатива и сверхзадача роли___________________________________________________________ 41

Глава II ДЕЛА. И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В БОРЬБЕ_____________________________________________ 44

1. Представления о партнере и представления о себе________________________________________ 44

2. Взаимоотношения как предмет борьбы__________________________________________________ 47

3. Разновидности позиционных наступлений_______________________________________________ 52

«Удалять» — «ставить на место»__________________________________________________________ 54

«Удалять» — «возвышать себя»__________________________________________________________ 56

Приближать — «возвышать партнера» («призывать к себе»)__________________________________ 58

Приближать — «унижать себя» («идти к партнеру»)_________________________________________ 60

Выяснение отношений___________________________________________________________________ 62

4. В пьесе, в режиссуре, на репетиции______________________________________________________ 63

Глава III. СООТНОШЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ — ДРУЖЕСТВЕННОСТЬ И ВРАЖДЕБНОСТЬ_______________ 65

1. Общность и разность интересов_________________________________________________________ 65

2. Соотношение интересов и инициативность_______________________________________________ 68

3. Соотношение интересов в деловой и позиционной борьбе________________________________ 71

4. В пьесе, в режиссуре, на репетиции______________________________________________________ 74

Глава IV. СООТНОШЕНИЕ СИЛ. СИЛА И СЛАБОСТЬ____________________________________________ 78

1. Возможности и интересы_______________________________________________________________ 78

2. Проявления представлений о соотношении сил___________________________________________ 83

3. Соотношение сил, инициативность, дело и позиция, дружественность и враждебность______ 88

4. В пьесе, в режиссуре, на репетиции______________________________________________________ 92

Глава V. ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ — ДОБЫВАТЬ И ДАВАТЬ_____________________________________ 95

1. Информация — способ борьбы__________________________________________________________ 95

2. Инициативность в обмене информацией_________________________________________________ 98

3. В позиционной и деловой борьбе______________________________________________________ 100

4. Соотношение интересов и сил в обмене информацией___________________________________ 101

5. На репетиции и в спектакле____________________________________________________________ 107

Глава VI. ПРОИЗВОДНЫЕ «ИЗМЕРЕНИЯ»____________________________________________________ 109

1. Благовоспитанность и невоспитанность (манеры)________________________________________ 109

2. Молодость и старость (возраст)________________________________________________________ 115

3. Мужественность и женственность_______________________________________________________ 120

4. Уравновешенность и экспансивность. Профессиональные навыки и др.___________________ 123

Глава VII. О ПРАКТИЧЕСКОМ ПРИМЕНЕНИИ «ИЗМЕРЕНИЙ»____________________________________ 128

1. В дополнение, а не взамен_____________________________________________________________ 128

2. Река взаимодействий и берега предлагаемых обстоятельств______________________________ 129

3. Отбор действий_______________________________________________________________________ 133

4. Примеры из репетиционной практики К. С. Станиславского, Вл. И.Немировича-Данченко, А. Д. Дикого__________________________________________________________________________________ 136

5. «Измерения» и мизансценирование_____________________________________________________ 143

6.«Измерения» и «решение»______________________________________________________________ 144

Глава VIII. НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОБЩЕНИЯ______________________________________ 147

1. Рисунок (композиция, структура, партитура, схема, контуры, костяк) взаимодействий______ 147

2. Становление профессии_______________________________________________________________ 150

3. Борьба — материал режиссерского искусства____________________________________________ 156

ОГЛАВЛЕНИЕ______________________________________________________________________________ 163

 

ИСКУССТВО ТОЛКОВАНИЯ

Часть первая

Режиссура как практическая психология

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Искренность и выразительность

 

Искренность подкупает. А в театральном искусстве ей принадлежит едва ли не решающая роль. И на вступительном экзамене в театральную школу и при воплощении сложнейшего образа мировой драматургии прославленным мастером первое, что привлекает, подчиняет, очаровывает, — это искренность. Она убеждает в подлинности. Но, как ни велико ее значение, одной искренности в искусстве мало. Совершенно искренен всякий спящий человек, всякий действительно испытывающий физическую боль...

Два актера совершенно искренни в одной и той же роли или сцене: разве это значит, что работы их равноценны? Отличия объясняют чаще всего уровнем дарования, таланта того и другого. Такие объяснения нельзя опровергнуть, их бесполезно оспаривать; более того — с ними нельзя не согласиться. Но объяснять успехи талантом, а неудачи недостатком дарования — это значит уклоняться от вопроса, переадресовывать его в ту инстанцию, которая вообще ответов не дает.

«Всякий талант неизъясним» — сказал Пушкин (116, т.5, стр.278)*. Область таланта безгранична. Поэтому любые адресования таланту только в том случае не похожи на письмо «на деревню дедушке», когда указывают, в чем именно обнаруживается его мощь или его недостаток, а не только космические пространства неисследованного {1).

[* Здесь и далее первая цифра в скобках обозначает порядковый номер, под которым цитируемое издание значится в указателе литературы, помещенном в конце книги.

Более точное адресование в принципе возможно; это доказано многовековой практикой человечества буквально во всех отраслях деятельности. Значит, у таланта можно «отвоевывать» территорию — переводить ее из ведомства интуиции в ведомство сознания и мастерства. Причем из безграничного можно вычесть любую величину без всякого для него ущерба. Так что и тревожиться за интуицию нет оснований {2).

Без искренности, простоты и правды нет и не может быть волнующего и покоряющего театра. Это истина номер один. Она стала общепризнанной только после того, как к простоте и естественности на сцене были найдены рациональные пути. Но должны существовать также пути и к выразительности, не в ущерб и не в замену им, а для их утверждения и торжества. Нет у них более опасного врага, чем натуралистическая серость и бесформенность, по пятам за которыми идет скука.

Где лежит то общее, что ведет к выразительности правды и искренности? Что присуще не тому или другому деятелю театра, а многим и разным явлениям театрального искусства, когда правда и искренность выразительны? Наметить хотя бы ориентировочные контуры этого общего применительно к искусству режиссуры — такова дерзкая цель этой книги.

Многолетняя педагогическая и экспериментально-лабораторная практика, а также «производственная» работа в театрах привели автора, после многократных проб и ошибок, к предлагаемой концепции. Все, что читатель найдет в книге, возникло в практике и проверялось ею, но ничто, разумеется, не претендует на окончательность. Да она здесь, видимо и неуместна.

Я призываю читателя — режиссера и актера — сделать некоторые общие выводы из тех известных ему разнообразных и многочисленных случаев, когда простота и искренность выступают яркими явлениями театрального искусства. Чтобы подтолкнуть к таким выводам, я предлагаю свои. Читатель, знакомый с моей книгой «Технология актерского искусства» (М., ВТО, 1959; 2-е изд.: М., РОУ, 1992), поймет меня, я надеюсь, точнее и конкретнее; но и тот, кто с этой книгой не знаком, думаю, не встретит чрезмерных неудобств. Дело ведь не в терминологии, а в общем направлении интересов и поисков. Не претендуя на занимательность, я адресуюсь к читателям любознательным, как и двенадцать лет тому назад.

 




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 

Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 226. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия