Студопедия — Архитектоника. Скачать http://narod.ru/disk/1283280000/Kletka-28.zip.html
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Архитектоника. Скачать http://narod.ru/disk/1283280000/Kletka-28.zip.html

Скачать http://narod.ru/disk/1283280000/Kletka-28.zip.html

 

(А ВОТ ЭТО ДЛЯ ВАС)))))

Просмотр и обсуждение короткометражного игрового фильма «За имя мое»

Смотреть:

1 http://www.youtube.com/watch?v=5MKtrB9MQyM

2 http://www.youtube.com/watch?v=Us_StnN_NmU&feature=related

3 http://www.youtube.com/watch?v=ZCegwiR8rNA&feature=related

 

Скачать:

http://pravtor.spb.ru/viewtopic.php?t=730

 

 

ЗАДАНИЕ

Проверьте свои сюжеты на соответствие архитектонике. При необходимости поправьте его построение и части, особенно внимательно проследив непрерывное нарастание конфликта от завязки до кульминации, за исключением «остановок».

Проверьте неожиданность и логику поворота, а также рассчитайте приблизительный хронометраж каждого эпизода, чтобы проверить, где находится кульминация. При необходимости перестройте сюжет и перераспределите драматургическую «силу» эпизодов так, чтобы кульминация отстояла примерно на две трети от начала сюжета.

Проверьте, соответствует ли поворот вашей авторской идее. Если нет — найдите вариант, раскрывающий идею и соответствующий всем критериям поворота.

 

Лекция № 3

Архитектоника

 

На прошлом занятии мы с вами уяснили, что такое предлагаемые обстоятельства и поняли – что действие, двигатель сюжета, что экранное произведение ни что иное (говоря образно) - слоенный пирог, состоящий из ряда событий, цепи событий, то есть событийного ряда. Что без конфликта, события – ЭКРАННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, как и любое другое, вялотекущий – никому не интересный набор кадров. Подчеркну что мы говорим о произведении а не о «хоумвидео» из семейного архива, да и то если проанализировать то окажется, что и домашний архив мы снимаем не просто так, а по причине какого либо события, свадьбы, рождения ребенка, дня рождения и т.д. и в каждой такой нашей видеоленте наверняка можно найти и конфликт, и событийный ряд, сюжетную линию и естественно предлагаемые обстоятельства. Ведь так? Допустим свадьба. Там может произойти масса непредвиденного и интересного с позиции кино! Украли невесту – «грабитель» потребовал неподъемный выкуп, в итоге жених поссорился с шутником, гости разделились на два лагеря и в итоге передрались … Невеста плачет, жених бинтует голову….Свадьба расстроилась.. Событие? Да! Это драма… Или молодой папаша забирает из роддома новорожденного. Берет свое чадо на руки. У счастливого главы семейства вечером очень важная встреча, от которой зависит дальнейшее ее благосостояние. Только младенцу то все равно, он об этом не знает и попросту портит, известным способом и естественным путем, единственный в гардеробе отца костюм… А как известно - по одежке встречают… Событие? Безусловно. Все мы будем ждать что последует дальше. Как развернется история. Это может быть и комедия и драма – все что угодно. Так вот, если в наших с вами «бытовых» фильмах все то о чем мы раньше говорили есть, то почему же это «кино» интересно только нам и нашим родным и близким. Посторонний же зритель стал бы смотреть наши художества разве что из личного глубочайшего уважения к автору либо под угрозой Дамоклова меча… ПОЧЕМУ?! Ведь казалось – есть все! И событие и конфликт… Есть но…. Этого далеко недостаточно! В этом случае не спасет и крайняя заинтересованность автора, и идея……. Что же мешает такому «кино» стать интересным для массового зрителя? Все просто, как и все гениальное! НЕХВАТАЕТ ПРАВИЛЬНОГО ПОСТОЕНИЯ СЮЖЕТА. Да! И здесь, как и в любом другом виде искусства - литературе, балете, музыке и т.д. В любой сфере человеческой деятельности действуют определенные законы и правила, соблюдая которые мы и добиваемся желаемого результата. Согласитесь - дом постоянный без соблюдения законов инженерии простоит не долго… Врятли вы захотите в нем жить! От длительного однотонного звука скрипки вы если не сойдете с ума, то в бешенство прейдете точно и не станете слушать такую «музыку». То же самое происходит с нами и в том случае если мы беремся снимать кино, не зная о законах и правилах построения ЭКРАНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. А такие правила существуют. И так мы подошли с вами к понятию Архитектоника!

Архи — от гр. Arche: начало, главенство.

Архитектоника — построение, соразмерность

художественного произведения.

Большой толковый словарь иностранных слов

 

 

Архитектоника — открытый на заре человечества и веками выверенный, неизменный закон человеческого восприятия ситуаций, событий и действий в них. По этому закону строится любое взаимодействие, развитие отношений между людьми: и семейные ссоры, и мировые войны, и пьесы Шекспира, и болтовня за бутылкой пива. Ну и любой сюжет тоже, конечно. Попробуйте найти в жизни человека или общества хоть что-нибудь, что развивается по другому закону! Кроме плохих телепрограмм, конечно.

В отличие от обычной жизни, архитектоника на экране должна быть выстроена точнее и жестче. Нарушая или не учитывая архитектоническую схему, автор однозначно работает против себя, против своего сюжета. Здесь за подробностями отсылаю к прекрасной книге А. Митты «Кино между адом и раем»1. Сам же только напомню основные элементы.

СНОСКА 1 Митта А. Кино между адом и раем: кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку, Тарковскому… М.: Зебра Е, 2005.

Экспозиция — обычно (но не обязательно) первая часть сюжета, в которой представляются основные персонажи, место и время действия, предварительная расстановка сил и устремления героев. Но кроме этого, из экспозиции зритель должен понять еще и жанр, язык и меру условности всей вещи — без этого он не может начать воспринимать сюжет как историю. Сама же история всегда начнется с завязки.

Если экспозиция неясна, зритель воспримет начало сюжета как загадку, разгадывать которую он никогда не будет. То есть, прежде чем начнется история, зритель должен понять, как и про кого она будет рассказана, «условия игры» сюжета в целом.

В быту большинство наших разговоров тоже начинаются с экспозиции. Фраза: «Ты слышал, что вчера с Васей на набережной случилось?» — задает время, место действия и основного персонажа. А интонация, с которой мы эту фразу произносим, сразу настраивает слушателя на определенное восприятие: будет ли это драма, анекдот, детектив... Попробуйте в бытовом разговоре начать хоть одну историю без такой экспозиции — ваш собеседник тут же скажет: «Стоп! О ком речь? Где, когда и с кем эта история произошла?»

Это доказывает, что экспозиция, впрочем, как и остальные части построения архитектоники, никем не выдуманы. Они только выявлены в человеческой природе. Такая структура наиболее комфортна и действенна для восприятия информации нашей психикой, а значит, на экране обретает ранг закона, исполнение которого обязательно для каждого, желающего быть услышанным.

Интуитивно любой автор, конечно же, тоже стремится начать сюжет с экспозиции. Например в новостях - «Сегодня в городской Думе принят бюджет на следующий год», — стандартная экспозиционная фраза, которую хоть раз в жизни написал любой журналист. Сама по себе она ни плоха, ни хороша. Проблема в том, что в этой фразе отсутствуют жанр и предварительная расстановка сил. А значит, зритель, не «включенный» в коллизии думской жизни (а таких все же большинство), получил слишком мало информации для того, чтобы этим сюжетом заинтересоваться. Внимание упущено с первой фразы.

Во-первых, обычно эта фраза произносится «нейтральным» тоном. То есть зритель не получает «сигнала» о том, как сам автор к этому событию относится. О том, почему это важно, о жанровых законах и приемах речь пойдет в БУДУЩЕМ.

 

Во-вторых, в такой экспозиции упущено соотношение сил, не заявлены основные персонажи. Поэтому многие журналисты начинают сюжет так: «Сегодня городская Дума, несмотря на протесты профсоюзов, приняла бюджет на следующий год». Разница очевидна, но и в этой фразе нет интриги и постановки общезначимой проблемы, которые, как рыболовный крючок, «зацепят» зрительское внимание. Собственно, хороший «лид»

"Лид", так в журналистике обычно именуется первый абзац -- английское lead вести, побуждать, руководить, быть первым, быть впереди, возглавлять -- или, как его еще иногда называют, "расширенный заголовок". Так вот возвращаясь – Лид отличается как раз тем, что в нем соблюдены все названные условия.

Тут тоже может помочь классика. Помните? «Все смешалось в доме Облонских».

Или: «В уездном городе N было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий, что казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, постричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть» (И. Ильф, Е. Петров, «12 стульев»).

Что мы видем в такой экспозиции? Географию.Город. Атмосфера. Быт – ритм, социум и проблемы.

 

Примеры можно множить до бесконечности. Можно приближать их к ежедневной практике или абстрагировать, но сами по себе они мало что дают.

Гораздо важнее понимание, почему классиками выбирается именно такая экспозиция. Но прежде чем двинуться дальше, нам придется обратиться к следующей части, которая в хорошем сюжете всегда слита с экспозицией, — завязке. Окончательно же разобраться в принципах выбора первой экспозиции можно, только понимая, как задается мера условности и работают жанровые законы — к этому мы обязательно вернемся. И так:

Завязка — начало основного конфликта, а значит и действия, борьбы персонажей, порождаемого противоречием интересов и разрушающего временный баланс сил. Само слово «завязка» — сокращение термина «завязка драматического узла».

В хорошо сделанном сюжете экспозиция обычно объединяется с завязкой. То есть представление происходит одновременно с началом конфликтного столкновения, в действии, что позволяет сразу «зацепить» внимание зрителя. Если упустить внимание на этом этапе, удержать его будет - чем дальше, тем труднее. М. И. Ромм говорил, что «дурная драматургия, как правило, связана с бездейственной экспозицией». А В. Шкловский советовал молодым авторам «хотя бы однажды выйти из дому с развязанными шнурками на ботинках», чтобы навсегда запомнить, как мстит автору плохо сделанная завязка сюжета.

Если в нашей экспозиционной фразе, ВОЗВРАЩАЯСЬ К ПРИМЕРУ О НОВОСТИЙНОМ СЮЖЕТЕ, совместить экспозицию с завязкой, то получится что-то вроде: «Сегодня в городской Думе определена цена нашей жизни на следующий год». Или: «Несмотря на протесты профсоюзов, Дума приняла бюджет, определив цену жизни в нашем городе на этот год».

Понятно, что такая завязка уже заставит смотреть сюжет большинство горожан — ведь речь идет об их личных расходах. Само же по себе принятие бюджета для зрителя имеет меньше значения чем текущий на кухне кран. Информационный повод — не основа сюжета, а только толчок, повод к тому, чтобы общезначимая проблема была поднята автором.

А первые кадры сюжета зададут внутренний жанр. Будет ли это возмущенно кричащий оппозиционер, уверенный жест спикера или портрет сонного депутата — зависит от авторского отношения. Вот только оставлять выбор кадра на выбор его величество случая или монтажера точно не стоит. Ведь полученный зрителем первый «сигнал», независимо от нашего желания, задаст ему и отношение ко всей ситуации, «переломить» которое В ФИЛЬМЕ БУДЕТ СЛОЖНО! А ЕСЛИ РЕЧЬ ИДЕТ О ТРЕХМИНУТНОМ СЮЖЕТЕ - уже практически невозможно.

Кстати, замечу, что такой «перевертыш» зрительского отношения к персонажам в умелых руках — ход довольно сильный и часто и на экране, и в литературе используемый. Но в одно-трехминутном сюжете он практически нереализуем, так как требует довольно много времени. Ведь сначала нужно задать зрителю определенное отношение, затем его переломить, затем — доказать, что именно оно и верно…

Если говорить о телевидении то завязка может быть связана с информационным поводом, (Информационный повод-событие, которое может заинтересовать публику: читателей, зрителей или слушателей) особенно в чисто телевизионных жанрах (репортаж, интервью, ток-шоу и т. д.) Более того, отсутствие внятных информационных поводов в программах так называемых «крупных жанров» однозначно всегда работает против автора. Типичный принцип подобного ввода в тему: «Сегодня мы поговорим о…» — вместо завязки через некое событие. Но случайность в отборе материала, которая сквозит в этой фразе, рождает и ощущение необязательности просмотра у зрителя. Поэтому позволю себе предостеречь вас от таких убогих завязок.

По времени экспозиция с завязкой должны занять ровно столько, сколько нужно для изложения самых главных для истории «вводных». В информации их главные критерии — ясность, минимальная достаточность и действенность. Затянуть экспозицию с завязкой ничуть не лучше, чем недодать информацию. Развитие истории идет в следующих после завязки частях конструкции архитектоники — перипетиях.

Перипетии — внезапные перемены в судьбе персонажей, противоположные их и (или) зрительским ожиданиям. Перипетии — это цепь событий, развивающая конфликт во взаимоотношениях персонажей. Слово «перипетия» переводится с греческого как «неожиданное происшествие». Ключевое слово любой перипетии — «вдруг».

Каждое новое событие меняет взаимоотношение сил персонажей, а значит, и их поведение. Здесь выявляются истинные цели, «Я хочу» персонажей. То есть их образы мотивации, поступки. Причем каждое новое событие должно обострять конфликт. Такой способ дает возможность, с одной стороны, удерживать зрительское внимание, а с другой — через действие самих персонажей раскрыть их цели и характеры, чтобы через чувственное восприятие зрителя вынести вместе с ним в итоге свои оценки и героям, и всему событию. То есть для автора перипетии — это способ исследования ситуации, героев и исследование части человеческой природы в целом.

Мы можем сделать это, если построим на наш сюжет о принятии Думой бюджета как борьбу фракций или столкновение интересов администрации и каких-то групп горожан. Ведь при любом раскладе всегда будет категория, недовольная сложившимся положением дел. Тогда, сталкивая эти группы в споре, мы можем доказать… нет, не плох или хорош бюджет — это должны решать экономисты, — а отвечает ли он интересам наших зрителей. И соответственно построить сюжет так, что в споре «выиграет» одна из сторон — большинство или оппозиция. Какая именно — зависит не от некой «реальности» (которая у каждого своя), а только от нашего отношения к проблеме и авторской идеи.

Единственный вариант, который, при всей иллюзии «объективности», зритель воспримет как скучный, — это сухое информирование. Которое, увы, чаше всего и используется журналистами в таких сюжетах. А Жанр «доклада» - зрителя заинтересовать никогда не сможет и значит, время, силы и средства, потраченные на сюжет, были потрачены бессмысленно.

Коллизии борьбы можно разделить на этапы, выделив значимые, переломные моменты, которые и станут перипетиями сюжета. Точно выстроенная последовательность перипетий обеспечит сюжету и непрерывность действия, и нарастание конфликта.

 

Приемы обострения конфликта:

· введение в конфликт все более активных сил на той и другой стороне, все более влиятельных и «опасных» персонажей;

· введение новых обстоятельств, обостряющих конфликт, усиливающих противоречия основных персонажей;

· обострение и активизация старых и введение новых, более опасных и острых способов борьбы;

· увеличение количества вовлеченных в борьбу на той и другой стороне персонажей — разрастание действия до группового и массового;

·

Все эти приемы могут использоваться для обострения действия как по отдельности, так и вместе. Понятно, что все «введения» и «обострения» происходят в рамках рассказываемой нами истории. Истинная же объективность подачи — не в сухом изложении фактов, а в том, что все эти коллизии присутствуют в реальности. Отбор и «порционность» подачи помогают сделать саму историю внятной и комфортной для зрительского восприятия. Только для этого внимание должно быть обращено не на факты, а на «сломы» ситуации события. Событийный ряд сюжета — «инструмент», достойный отдельной лекции. И мы обязательно вернемся к нему когда будем говорить о драматургических событиях.

Ну а возвращаясь к сегодняшней теме скажу, что например, в «думском» сюжете перипетиями могут стать протест меньшинства, попытки найти компромисс, выдвижение фракционных требований и взаимные претензии фракций, приезд представителя администрации и т. д. То есть наша история обрастает интересной информацией, интересной картинкой, она оживает и становится более глубокой и объемной. Ее вполне можно сравнить с закипающей кастрюлей с молоком. Молоко греется, появляется пенка, закипает и готово уже сбежать, но……Мы не позволим молоку сбежать! Потому, что мы не хотим запачкать плиту.))))) Как и не хотим что бы наша история была банальной…При помощи перипетий -

цепи событий, развивающих конфликт во взаимоотношениях персонажей, мы обостряем их борьбу. А в итоге эта борьба, нарастая, приводит к… остановке действия. И сейчас поймем почему!

Остановка — временный спад напряженности конфликта перед кульминацией и поворотом. Действие как бы «тормозится». В этой фазе действия стороны накапливают силы для решающего «броска». А зритель получает короткую паузу, которая необходима ему для вынесения своей предварительной оценки происходящему событию.

Кроме того, остановка — безотказный прием подготовки зрителя к главному рывку действия, предельному обострению конфликта в кульминации. Она дает возможность зрителю передохнуть от перипетий борьбы, а нам — использовать это «расслабление» для более сильного «удара». (Здесь к месту вспомнить «технологию отката» Мейерхольда: чем больше оттянута тетива — тем дальше и быстрее летит стрела, чем сильнее замах — тем мощнее удар.) Времени она займет на экране ровно столько, сколько нужно, чтобы дать персонажам собраться с силами для решающего «броска».

Кстати, именно архитектоника, взаимосвязь ее элементов и драматургическая напряженность определяют длину сюжета и каждой его части, а также темпо-ритм и прочие элементы. Все формальные установки, вроде «максимальной длины плана», «количества склеек» и т. п., обычно выдают попытку прикрыть некими «законами экрана» авторскую беспомощность на уровне замысла. Ранг закона на экране имеет только психология зрительского восприятия. Все остальное — дело вкуса и личных предпочтений отдельных персон.

Итак, во время остановки мы дали и персонажам, и зрителю время на подготовку к финальному раунду борьбы. Теперь самое время начать решающую схватку персонажей за свои, уже выявленные в перипетиях «Я хочу» — кульминацию. Что это такое:

Кульминация — предельное обострение конфликта, доведение его до высшей точки, логического предела, требующее от героев максимального напряжения всех сил и приводящее к повороту всего действия. Именно на кульминацию всегда бросаются самые мощные выразительные средства, именно здесь до предела раскручивается (или, при обратном ходе, наоборот, замедляется) темпо-ритм и ситуация приходит к финальному «взрыву», переворачивающему всю нашу историю, жизнь персонажей и отношение к ним зрителя. Этот «взрыв» называется «поворотом».

Тут к месту вспомнить один из главных законов восприятия — закон «золотого сечения».

«Золотое сечение» — это центр композиции, самая сильная по психологическому воздействию на зрителя точка, которая всегда находится на расстоянии двух третей от начала сюжета относительно его общей протяженности.

То есть в минутном сюжете это будет 40-я секунда, в двухминутном — 1 минута 20 секунд в часовой истории (я говорю часовой - для простоты подсчета, ибо этот хронометраж взят произвольно так как в каждом виде экранного произведения существует свой установленный стандарт длительности. В док кино -13, 26, и 52 минуты, в игровом кино есть понятия «короткий метр» это до 90 мин., и полный – все, что после 90 мин.) и т. д.

И так две трети - на это время должна приходиться и «кульминация кульминации». Это всегда обеспечит ее наибольшее воздействие на зрителя.

Кульминацией сюжета о принятии бюджета может стать волевое прекращение дискуссии спикером или само голосование. Но что бы мы ни взяли в кульминацию, по воздействию на зрителя это место должно стать самым сильным, а борьба привести к видимому «выигрышу» одной из сторон. То есть наступает новое статичное состояние, баланс сил. Напряжение конфликта идет на спад, кажется, борьба закончилась. Но историю на этом завершать нельзя. Во-первых, потому что в самой жизни любой баланс интересов и целей — лишь эпизод в борьбе интересов. А во-вторых, зритель в этом случае останется в недоумении — зачем эту историю ему рассказали?

Но внешне борьба в сюжете окончена, поэтому следующим элементом построения снова станет остановка — на сей раз предельно короткая. Времени, которое она займет, должно хватить зрителю на то, чтобы осознать сам факт победы одной из сторон, а формальному победителю — утвердиться в своей победе. В минутном сюжете это может быть один яркий, передающий «сброс» напряжения акцентный кадр или краткая монтажная фраза. Например: откидывается на спинку кресла спикер, расстегивает ворот оппозиционер, пожимают руку победителю и т. п.

 

Казалось бы все история закончена….та или иная сторона одержала победу! Однако, это еще не финал! С выигрышем одной из сторон конфликт не исчерпан. Ведь любая победа — ничто без торжества победителя (правого или нет — здесь неважно) и переоценки своих действий побежденным. Истинные «победители» и «проигравшие», как и то, чем эта «победа» обернется для них, а главное — для зрителей в будущем, выясняется в повороте.

 

Поворот — разрешение сюжета неожиданным образом, слом всех взаимоотношений и логико-чувственное разрешение конфликта. Именно здесь чаще всего раскрывается основная авторская идея — зачем был показан зрителю этот сюжет. На этом «сломе» дается, не обязательно открытым текстом, авторская оценка каждому из главных героев. Поворот всегда должен нести в себе массированный толчок к разрешению темы.

Скажем, в Думе таким поворотом может стать разбивающее вдребезги принятый бюджет мнение эксперта-экономиста или угроза забастовкой из уст представителя обойденной бюджетом социальной группы, или новый этап борьбы, объявленный оппозицией… Вариантов масса, их выбор зависит от автора, вернее, от его позиции и идеи. Потому что симпатии зрителя всегда будут на стороне того, кто показал себя более компетентным в решении проблемы, а значит и достойным победы в повороте, а вовсе не того, кто выиграл борьбу в кульминации. Поэтому выявляемая в повороте позиция героя должна напрямую работать на авторскую идею.

Вот теперь борьба действительно закончена, история исчерпана. Осталось только развязать все линии действия сюжета. Последняя точка нашей истории – развязка!

Развязка — разрешение конфликта сюжета и торжество окончательной победы одной из сторон или доведение конфликта до степени или ситуации, когда борьба становится бессмысленной, бесполезной или откладывается на будущее, — т. е. прекращение борьбы. Развязывание всех драматургических узлов действия, незавершенных конфликтных линий и всех основных сюжетных линий.

Развязка может быть закрытой, завершать тему. Или открытой — оставлять зрителю пространство для собственных домыслов о судьбах героев. Технологически развязка выполняет функции спада темпо-ритма и возвращения зрителя к реальности.

Хорошо сделанный поворот должен уже нести в себе и развязку сюжета. Приведенные выше примеры поворотов вполне могут стать развязками, особенно если автор заранее, а не на монтаже этой проблемой озаботится. Примеры опять же можно поискать у классиков. Непревзойденным мастером поворотов в литературе считается O. Генри, недаром на нем учатся сценаристы всех теле- и киношкол мира. Примеры развязок приводить бессмысленно, так как они всегда жестко привязаны к конкретным сюжетам.

Очевидно одно, что вся архитектоника должна внятно и точно выстраиваться не только в тексте, но и в видеоряде. Закладывается она еще в замысел, выявляется на съемке и окончательно формируется в монтаже.

 

И вот теперь, когда мы знаем о существовании этих правил построения сюжета, давайте вернемся вновь к нашим бытовым, домашним съемкам. Которые кроме нас никто не хочет смотреть и коротко проанализируем почему они интересны только нам. J Теперь очевидно что мы снимали не выстроенную историю а некий жизненный поток информации. Снимали одинаково и по темпоритму и по крупности и по другим критериям. ВСЕ ОДИНАКОВО И МОНОТОННО. Вот и получили соответствующий результат. Но это опять же касается тех случаем когда мы хотели бы сделать что то из нашего «хоумвидео» что – то увлекательное…

Скажите, разве кульминационный эпизод стоит снимать так же, как остановку? В тех же темпо-ритмах, крупностях, в той же динамике? Чтобы добиться внятности, нужно еще на съемке сориентироваться не только в пространстве и тексте, но во временнóм развитии сюжета. Понять, куда именно по архитектонике встанет конкретный эпизод, и сказать об этом оператору. Поэтому еще на съемке автор должен точно представлять, что у него станет завязкой, на чем будет построена кульминация и т. д.

Более того, по архитектонике выстраивается не только весь сюжет, но и, по принципу матрешки, каждый его элемент. Завязка, перипетии, остановка, кульминация, развязка — все они имеют внутри себя то же построение. По архитектонике строится и каждый эпизод, и каждая монтажная фраза.

 

Резюме

Архитектоника — не выдуманная формула, а психологический закон восприятия любых ситуаций человеком. Нарушение, несоблюдение закона чревато разрушением формы всего сюжета или, как минимум, значительным ослаблением его воздействия на зрителя.

Архитектоника состоит из семи неизменяемых обязательных элементов: экспозиции, завязки, перипетий, остановки, кульминации, поворота и развязки. В хорошем сюжете экспозиция обычно объединяется с завязкой, а поворот с развязкой. Кульминация должна приходится на момент, отстоящий от начала на две трети общей длины сюжета, так как именно там находится «золотое сечение», композиционный центр.

В экспозиции, в том числе и объединенной с завязкой, автор должен сразу заявить зрителю время и место действия, основных персонажей, авторский жанр и меру условности, помня, что для этого можно использовать не только текст, но и видеоряд. Распределение представляемых в экспозиции «условий игры» между этими двумя основными средствами — самый экономный и действенный способ представления.

Борьба субъектов начинается в завязке, нарастает от одной перипетии к другой, достигает своего пика в кульминации и разрешается в повороте. Для усиления драматургического эффекта перед кульминацией и поворотом делают остановку — кратковременный спад конфликта. Чем острее конфликт, тем более он интересен зрителю. Для обострения и нарастания конфликта хороши все средства, не выходящие за рамки правды ситуации и этики.

Поворот должен быть неожиданностью для зрителя, но в то же время оправдан всей художественной логикой сюжета. Персонаж, доминирующий в повороте, должен впрямую работать на авторскую идею. Ведь именно он должен остаться «победителем» в глазах зрителя, «выхватывая» предмет борьбы, — у своего соперника.

(ПЕРВЫЙ КУРС - ЭТО МЫ НЕ СМОТРЕЛИ ПОСЕМУ ЭТО НЕ ДЛЯ ВАС)))))

 

Теперь посмотрим и разберем фильм Иркутского кинорежиссера Андрея Каминского «Клетка» в качестве справки, награды фильма:

 

Диплом Токийского кинофорума.
Первая премия фестиваля "Беспредел в России" (Москва). Международная премия Артема Боровика Международной ассоциации журналистов (США) В 2004 г. Фильм вошел в Фонд киноинститута Чехии
.

 

Просмотр, обсуждение и разбор.

 

В «Клетке» экспозиция-завязка — это подготовка и уколы (до титра). Перипетии — процедуры, рассказ медсестры, обед, игра через стекло, забор крови. Остановка — фотосъемка (здесь не только выстраивается спад конфликта, но и заложена смена эмоциональной доминанты всего сюжета). Кульминация — ночь. Поворот — отрицательный анализ и выписка. Развязка — выход Тимура из «клетки».

Фильм «Клетка»




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Архитектоника | РЕЖИССУРА

Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 312. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия