Студопедия — Специфика актёрского воображении.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Специфика актёрского воображении.






Фантазирование в каждом искусстве имеет свою специфику (у живописца это прежде всего – зрительные образы, у композитора – звуки). Какова специфика актёрского воображения?

Главный материал актёрского искусства – действие, поэтому для актёра фантазировать – значит внутренне проигрывать. Воображая, актёр не вне себя рисует предмет своего воображения (как, например, живописец), а самого себя ощущает действующим в качестве образа.

Известно, что воображение человека может воспроизводить представления, создаваемые пятью органами чувств (зрением, слухом, осязанием, обонянием и вкусом). Актёрское воображение работает в сфере всех пяти этих чувств. Но, кроме того, есть ещё один канал воображения, свойственный только актёру и, более того, являющийся доминирующим для актёрского воображения. Это так называемый кинестатический канал.

Что это за канал?

Как мы знаем, главным материалом творчества для актёра является действие. А действие – психофизический акт. Поэтому ни одно действие не может быть выполнено без участия мускулатуры нашего тела. И если мы в воображении воспроизводим какое-либо действие, мы неизбежно приводим в деятельное состояние нашу мускульную память.

Таким образом, актёр фантазирует не только всеми пятью органами чувств, но ещё и (и главным образом) своими мышцами.

Например: когда актёр в воображении представляет себе какое-нибудь действие – объясняется в любви, приказывает, просит, утешает и т.д. – он непроизвольно ощущает себя совершающим ряд движений, необходимых для выполнения этого действия (мысленно подходит к партнёру, берёт его за руку, сажает в кресло и т.д.).

 

 

11. Эмоциональная память как элемент актёрского мастерства.

 

Сутью театрального искусства и целью творчества актёра на сцене, по определению А.С. Пушкина, является «истина страстей и правдоподобие чувствований в предлагаемых обстоятельствах».

«Правдоподобие чувствований» на сцене означает, что актёр относится к декорациям и реквизиту так, как если бы они были настоящими (и, соответственно, ко всему на сцене).

«Истина страстей» заявляет, что актёр на сцене испытывает свои подлинные искренние эмоции, что он не притворяется, не изображает. Но сценические переживания актёра, являясь его собственными и искренними, тем не менее отличаются от тех переживаний, которые актёр испытывает в жизни и потому носят название сценических или повторных переживаний. В жизни человек испытывает непосредственные спонтанные, первичные эмоции, когда сталкивается с какой-то ситуацией. На сцене с различными ситуациями сталкивается образ, а не сам актёр, и актёру необходимо вспомнить те свои собственные эмоции, которые он пережил, когда сталкивался с подобной ситуацией в своей жизни, т.е. пережить повторные эмоции.

Повторные эмоции актёра отличаются от первичных тем, что

· во-первых, они не захватывают его целиком, он при этом частью своего сознания остаётся на сцене актёром, контролирующим своё поведение;

· во-вторых, повторные эмоции у талантливого актёра сильнее и чище тех первичных эмоций, которые он способен пережить в жизни, т.к. у талантливого актёра повторные эмоции являются поэтическим отражением его жизненных переживаний.

Это объясняется тем, что эмоциональная память человека способна синтезировать однородные чувства.

Как это происходит?

В жизни человек неоднократно испытывает однородные чувства. Например, гнев: один раз ему подали плохой обед и он разгневался, другой раз – сын нахулиганил, третий раз – его оскорбили на улице и т.д. и т.п. Каждый раз гнев проявился по-своему, но в чём-то все эти «гневы» были и одинаковы. Вот эта-то «одинаковая» составляющая гнева и накапливается в эмоциональной памяти человека, синтезируется из различных жизненных ситуаций. В этом воспоминании остаётся лишь самое существенное, очищенное от всего лишнего. И если его удаётся извлечь из своей памяти, то оно, это чувство, станет необыкновенно заразительным для зрительного зала.

Но как извлекать необходимые повторные эмоции из своей эмоциональной памяти? Ведь эмоциональная память человека пуглива и капризна. Чем сильнее актёр пытается вспомнить нужную эмоцию, тем упрямее она от него прячется.

Самый лучший способ для актёра – не думать о своём чувстве, «забыть о нём». К.С. Станиславский советовал: «Не ждите чувства, сразу начинайте действовать!» И если действие ваше целенаправленно и логично, чувство придёт само, и – именно такое, какое нужно. Недаром К.С.Станиславский называл действие «ловушкой для чувств». Помогают этому и практически все элементы «системы» – внимание, мышечная свобода, воображение, темпоритм и т.д. – ведь сам создатель «системы» называл все эти элементы манками, помогающими выманивать нужные эмоции. Помогает этому и «память чувств» – какой-нибудь определённый аромат, мелодия, изображение на открытке и т.д. – могут внезапно пробудить «дремлющие» в нас чувства.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1046. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия