Студопедия — Правовая основа функционирования религиозных организаций в Российской Федерации. Вопрос о традиционных религиях в Российской Федерации
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Правовая основа функционирования религиозных организаций в Российской Федерации. Вопрос о традиционных религиях в Российской Федерации






Со второй половины 1990-х гг. в научном обороте широкое распространение получают дефиниции «тра­диционные религии», «традиционные религиозные организации», в число которых входят и православие, Русская Православная Церковь. Поскольку по ст. 14 Конституции Российской Федерации «религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом», требования предоставить некоторым кон­фессиям особый статус «традиционная религия» вызывают серьезные противоречия в российском обществе.

Сам термин «традиционные религии» является дискуссионным. В словарях и справочниках предлагают­ся дефиниции «религия», «традиция», но четкого определения «традиционная религия» нет. Так, в словаре-справочнике «Религия» читаем: «Традиционные религии - 1) ранние формы религии; то же, что традицион­ные верования; 2) условно-обобщающий термин для обозначения религий народов, которые изначально жи­ли на территории какого-либо государства или на территориях, входивших в его состав на протяжении ве­ков, - в противоположность нетрадиционным религиям, «привнесенным» извне в течение последних деся­тилетий. Считается, что традиционные религии оказали определяющее влияние на развитие духовности и культуры, внесли существенный вклад в историю, традиции, культуру, язык и самоосознание народа и по­этому могут претендовать на особое покровительство со стороны государства. Однако нечеткость и размы­тость критериев для отнесения тех или иных верований и религиозных структур к традиционным религиям делают термин в таком словоупотреблении двусмысленным и малосодержательным» [10].

Доктор юридических наук И. В. Понкин обращает внимание на тот момент, что статус традиционной ре­лигиозной организации существенно отличается от статуса государственной религии: «Признаками госу­дарственной религии являются: государственное финансирование всех ее расходов; государственные чи­новники осуществляют управление делами церкви; только священники государственной религии имеют право вести службы в тюрьмах, образовательных учреждениях; только священники государственной рели­гии приглашаются на официальные государственные мероприятия; руководство государственной религии активно вмешивается в дела государства и пр.» [9, с. 55].

Священник Д. Сысоев пишет, про «набор аргументации, применяемой ныне сторонниками «традицион­ности религии»: это и указание в качестве критериев истинности какой-либо веры ее древности и степени распространения, и утверждение, будто истинная религия должна поддерживать крепость государства и обеспечивать материальное благосостояние своим адептам» [12].

В действующем российском законодательстве термины «традиционная религия» или «традиционная конфессия» отсутствуют. Но преамбула Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объеди­нениях» декларирует признание государством особой роли православия в истории страны и выражение ува­жения к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям, являющимся неотъемлемой частью духовного и исторического наследия народов России.

Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», заменивший Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. № 267-I «О свободе вероисповеданий», в преамбуле содержит признание «особой роли православия в истории России».[3]

Православие (в понимании термина государственными органами и религиоведами) в РФ представлено Русской Православной Церковью, старообрядческими объединениями, а также рядом неканонических (альтернативных) православных организаций русской традиции.

Русская православная церковь — крупнейшее религиозное объединение на территории России. РПЦ полагает себя исторически первой христианской общиной в России: официально-государственное начало было положено святым князем Владимиром в 988 году, согласно традиционной историографии.


По мнению руководителя «Русского Общественного Движения» политолога Павла Святенкова (январь 2009 года), РПЦ де-факто занимает особое положение в современном российском обществе и политической жизни:[16]

Русской православной церкви было разрешено возродиться при Сталине в качестве института, в который канализировалась архаичная русскость. <…> РПЦ является своего рода русской автономией в составе сначала СССР, а потом Российской Федерации. <…> Именно церковь, стоя рядом с государством, легитимизирует его как государство русского народа.

Исследователь Николай Митрохин писал (2006):[17]

Реальный политический вес РПЦ полностью соответствует её реальному влиянию на граждан России: и тот и другой показатель близки к нулю. Российские политики и государственные деятели готовы воспринимать РПЦ как часть культурного наследия и даже в качестве одного из символов российской государственности. <…> Однако при кадровых назначениях или подготовке общественно значимых инициатив вряд ли кто из чиновников будет учитывать мнение представителя Церкви.

С. А. Бурьянов, С. А. Мозговой весьма категоричны в своей оценке: «Введение в правовой оборот неопреде­ленного термина «традиционная» конфессия вообще может ввести в заблуждение общество и правоохранитель­ные органы. Сколько времени необходимо религиозному объединению, чтобы стать традиционным? 15, 50, 100 или 1 000 лет? Каких-либо критериев ни в науке, ни в праве не существует. Да и вообще в государстве, провоз­гласившем в своем Основном Законе равенство (ст. 14 Конституции РФ), не должно быть таких исключений» [2].

В законопроекте «О традиционных религиозных организациях» депутатов Государственной Думы В. У. Корниенко, В. А. Лисичкина и В. И. Шандыбина (1999 г.) были предложены признаки «традиционной религии»: «1) ее последователи открыто действуют на территории Российской Федерации не менее ста лет; 2) ее учение изаконодательству Российской Федерации; 3) ее нравственное учение и социальная деятельность направлены на цели, признаваемые обществом гуманными, укрепляющими личную и общественную мораль и содейст-вующими укреплению российской государственности» [1, с. 14]. Естественно, «традиционными» для России признавались православие и ислам.

 

В проекте закона А. В. Чуева «О традиционных религиозных организациях в Российской Федерации» (2002 г.) предлагались следующие определения и критерии: «традиционная религиозная организация Российской Федерации – зарегистрированная централизованная религиозная организация, действующая на территории Российской Федерации не менее 50 лет, объединяющая не менее одного миллиона верующих или последователей и признанная в соответствии с настоящим Федеральным законом неотъемлемой частью исторического, духовного и культурного наследия народов России; традиционная религиозная организация отдельных народов Рос-сийской Федерации – зарегистрированная централизованная религиозная организация, действующая на терри-тории Российской Федерации или на территории отдельных субъектов Российской Федерации не менее 50 лет, объединяющая не менее ста тысяч верующих или последователей и признанная в соответствии с настоящим Федеральным законом неотъемлемой частью исторического, духовного и культурного наследия соответст-вующего народа или нескольких народов России; историческая традиционная религиозная организация – заре-гистрированная централизованная или местная религиозная организация, действующая на территории Россий-ской Федерации, на территории отдельных субъектов Российской Федерации или в отдельных местностях Российской Федерации не менее 80 лет и признанная в соответствии с настоящим Федеральным законом не-отъемлемой частью исторического, духовного и культурного наследия народов России» [8]. Позже А. В. Чуев подготовил новый законопроект «О социальном партнерстве государства и традиционных религиозных орга-низаций в Российской Федерации», но в нем, по мнению С. А. Бурьянова, «сохранил главный изъян, не позво-ляющий ему соответствовать Конституции РФ и нормам международного права. Дело в том, что правовых критериев “традиционности” в принципе не существует, и создать их невозможно» [1, с. 17].

В проекте закона «О социальном партнерстве государства и религиозных организаций» депутатов С. Ю. Глазьева и А. Н. Белоусова традиционные религиозные организации классифицировались следующим образом: «организации, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, имеют статус традиционных», к ним относились «Русская Православная Церковь, а также уполномоченные в установленном порядке мусульманские, буддистские и иудаистские религиозные организации в местах традиционного компактного расселения верующих соответствующих конфессий» [7].

По мнению И. В. Понкина, «рано или поздно, но российская государственная власть придет к пониманию необходимости выделения перечня традиционных для России религиозных организаций, что позволит коренным образом изменить сложившуюся ныне парадоксальную ситуацию, когда, с одной стороны, значи-тельный потенциал традиционных российских религиозных организаций практически не используется государством в деле духовно-нравственного образования и воспитания населения, а с другой стороны, всевозможные маргинальные и просто преступные религиозные группы во многих случаях получают “зеленый свет” для проведения своих сомнительных инициатив, выливающихся в массовые случаи нарушений прав граждан и российских законов, ситуации межрелигиозного противостояния» [9, с. 63].

Таким образом, единые трактовки дефиниций «традиционная религия», «традиционная религиозная организация» отсутствуют, и вопрос нуждается в дальнейшем исследовании, поскольку свое место данные дефиниции в научном, да и общественном, поле уже заняли, и, как следствие, для употребления их в правовом обороте необходима ясность.

Мельниченко О. В http://www.gramota.n...2012_4-1_34.pdf







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 719. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия