Религиозное законодательство в США. Ответственность за правонарушения в религиозной сфере.Законы о богохульстве (оскорбление религиозных чувств, оскорбление верующих, кощунство) — существующие во многих странах законы(c разной степенью реального использования), ограничивающие свободу слова и выражения своего мнения в отношении кощунства, неуважения к святым лицам, религиозным артефактам, обычаям и верованиям. Отношение законодателей к оскорблению религии варьируется от наказания в виде смертной казни за оскорбление ислама в некоторых мусульманских странах до полного отсутствия состава преступления в нескольких странах (так, в США в настоящее время суд считает преследование за оскорбление религии несоответствующим свободе слова, а в Великобритании соответствующие законы Англии и Уэльсa были отменены в 2008 году).
Религия играет огромную роль в жизни американцев, не случайно девизом США стала фраза In God We Trust (В Бога мы веруем), которую можно увидеть, например, на американских долларовых банкнотах. Когда в Америке говорят о пяти своих главных свободах, первой называют свободу вероисповедания. Верующими себя называют почти 88 процентов американцев, что значительно превышает количество религиозных людей в других развитых странах. При этом здесь функционирует больше, чем где бы то ни было, сект, различных религиозных конгрегаций и организаций. Как же складываются отношения между церковью и правительством в стране с таким разнообразием вероисповедания? Об этом мне в интервью ответили два эксперта в области религии и права. Гарантией религиозной свободы в Америке является Первая поправка Конституции США, которая обязывает Конгресс не поддерживать какую-либо религию, не утверждать государственную религию и не запрещать свободное вероисповедание. Отцы-основатели Соединенных Штатов надеялись, что наложив такие запреты на государство, они спасут страну от религиозных конфликтов, которыми была охвачена Европа в XVI и XVII веках. Многие иммигранты из Европы пытались найти спасение на берегах Нового Света, скрываясь именно от этих религиозных преследований. Интересно, что потомки тех, кого преследовали в Европе по религиозной принадлежности и кто обрел свою свободу на другом берегу Атлантического океана, сами потом преследовали своих религиозных диссидентов. Например, обосновавшиеся в Америке пуритане впоследствии жестоко наказывали своих отступников. В середине XVIII века протестанты обеспечили себе относительную религиозную свободу и толерантность властей. В то же время другие религиозные группы, такие, как католики и евреи, а также атеисты, не смогли добиться такой же защищенности. На протяжении 18 века религиозные течения продолжали добиваться своей независимости от власти, и в 1791 году Первая поправка Конституции США была ратифицирована Конгрессом США. Но несмотря на то, что составлена она была довольно просто и прямолинейно, ее трактовка до сих пор вызывает дискуссии в судах. Роберт Таттл, профессор юридической школы университета имени Джорджа Вашингтона, считает, что в США не существует какой-либо одной серьезной проблемы, которая стоит между государством и церковью: — В основном, — говорит он, — суды пытаются разобраться в конфликтах, которые происходят внутри самих религиозных организаций. Церкви Америки в последнее время все чаще оказываются в центре юридических скандалов. К примеру, католики яростно пытаются отмежеваться от ответственности за прием на работу священнослужителей, обвиняемых в растлении малолетних. Епископальная церковь замешана в целом ряде судебных исков по поводу владения недвижимостью, принадлежащей приходам. И часто судьям трудно определить, какие обстоятельства, улики, доказательства вины и невиновности можно принимать во внимание, а какие нет. Скажем, в случае, когда церковь решает уволить какого-то священника. Когда увольняют пастора, то возникает вопрос, может ли гражданский суд вмешаться и решить, что закон был нарушен, если он или она будут уволены... Более столетия эти и другие судебные разбирательства вызывают бурные споры не только в юридических кругах, но и у широкой общественности. Среди них главный — дает ли церкви Первая поправка конституции США уникальный юридический статус, который неподвластен решениям и действиям гражданского суда? Другими словами, отличаются ли юридические споры, в которых замешаны церкви и другие религиозные институты, от светских?
|