Студопедия — Вопрос №10
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Вопрос №10






Русская православная церковь за рубежом. История создания. Причины противоречий между РПЦ и РПЦЗ. Объединение двух церквей и влияние данного события на имидж православной церкви и российского государства

Ру́сская Правосла́вная Це́рковь заграни́цей [1](сокращённо РПЦЗ; другие названия Ру́сская Зарубе́жная Це́рковь, Ру́сская Правосла́вная Це́рковь за рубежо́м;англ. the Russian Orthodox Church Outside of Russia; ROCOR или англ. the Russian Orthodox Church Abroad, ROCA) — самоуправляемая часть Русской православной церкви (с 17 мая 2007 года).

Возникла в 1920-е годы как русская православная эмигрантская церковная организация, которая объединяла большую часть епископов Православной Российской Церкви, оказавшихся вследствие революции 1917 года в России и гражданской войны в изгнании и эмиграции. Окончательно вышла из административного подчинения«московской церковной власти» после издания митрополитом Сергием (Страгородским) «Декларации» от29 июля 1927, отвергнув «Декларацию» и провозгласив эту власть несвободной в своих решениях в условиях атеистических и политических гонений на церковь и находящейся в порабощении убольшевистского режима[2][3].

В Советском Союзе рассматривалась властями и официальной пропагандой как контрреволюционная,антисоветская монархическая «эмигрантская религиозно-политическая группировка»[4]; в литературе Московского Патриархата до начала 2000-х обычно именовалась «карловацким расколом»[5].

17 мая 2007 в московском Храме Христа Спасителя Патриарх Московский Алексий II и Первоиерарх РПЦЗмитрополит Лавр подписали Акт о каноническом общении[6][7][8], гласящий, что «Русская православная церковь Заграницей <…> пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской православной церкви» (п. 1 Акта)[9].

Принятые 27 июня 2008 года Архиерейским Собором РПЦ поправки к Уставу РПЦ (от 2000 года)[10]определяют РПЦЗ как одну из самоуправляемых Церквей Московского Патриархата[11].

Возобновление канонического общения между РПЦ и РПЦЗ

 

версия для распечатки текущего документа

  Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 26-27 мая 2007 г. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. Заметным событием в жизни православного мира стало недавнее подписание Акта о возобновлении канонического общения между Русской православной церковью (РПЦ) и Русской православной церковью за рубежом (РПЦЗ). Об этом событии 'знают', по их словам, 35% опрошенных, 'что-то' слышали – 13%, а 5% впервые услышали о нем в ходе опроса. Возможно, многих людей именно подписание данного документа побудило задуматься о том, что Русская православная церковь и само православие существуют не только в нашей стране. Каждый второй участник опроса (52%) полагает, что православие является основной или одной из основных религий не только в России, но и в ряде других стран, но 18% уверены, что только у нас православие – основная религия (30% затруднились ответить на вопрос). Характерно, что среди стран, в которых, по мнению людей, православие широко распространено, каждый десятый респондент назвал Америку (как известно, Акт о каноническом общении подписали Алексий II – Патриарх Московский и всея Руси и Лавр – митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский). Несколько чаще упоминалась Украина (12%), несколько реже – Белоруссия (9%), Грузия и Армения (8% и 7% соответственно). О Греции как стране, принадлежащей православному миру, вспомнили 6%, о Болгарии – 4%. Столько же (4%) отнесли к православным странам Германию. О существовании двух русских православных церквей, одна из которых базируется в России, а другая – за рубежом, известно, по их словам, 54% респондентов; треть (34%) об этом не знают, 12% ушли от определенного ответа1. Информированным респондентам был задан открытый вопрос 'Что именно Вам известно о Русской православной церкви за рубежом?' Среди наиболее распространенных ответов на этот вопрос встречалось указание на недавно состоявшееся духовное воссоединение с РПЦ: 'недавно был подписан документ об объединении церквей'; 'возобновление канонического общения церкви из-за рубежа' (7%). Некоторым респондентам просто известно, 'что за рубежом есть православные храмы'; 'это то же самое, что и у нас, русские в основном приходят там в церковь' (7%). Примерно столь же часто респонденты говорили, что знают о самом факте существования РПЦЗ, ссылаясь при этом на сведения, недавно полученные ими из средств массовой информации: 'никаких подробностей, только те, что такая церковь есть'; 'об этом сейчас постоянно говорят по телевизору' (6%). Упоминался факт визита Лавра в Москву, его встреча с Алексием II, совместное богослужение (1%). Другие демонстрируют более или менее отчетливые представления об истории возникновения РПЦЗ: 'раскол был – вот и образовалась РПЦЗ'; 'во время гражданской войны произошел раскол'; 'эта церковь образовалась в результате Октябрьской революции русскими эмигрантами за границей' (6%). Возобновление канонического общения церквей респонденты склонны считать важным событием для нашей страны. Так оценили его 37% опрошенных, или 69% из числа тех, кто сказал, что знает о существовании РПЦЗ и кому был задан соответствующий вопрос. Отвечая на открытый вопрос, почему они так думают, респонденты чаще всего говорили о благотворности объединения как такового, о том, что 'единение всегда прекрасно ': 'любое объединение приносит одну пользу'; 'когда люди объединяются, они лучше относятся друг к другу'; 'люди одной веры должны быть вместе' (14%). 'Было раздорье, а теперь будет мир', – с удовлетворением отмечали 3% респондентов. Фактически, как подчеркивали 2% респондентов, речь идет о восстановлении того, что когда-то было насильственно разрушено: 'время разделило – а теперь снова вместе'; 'все возвращается'; 'конец расколу'; 'раньше, до 1917 года, так и было: церковь была единой'. В представлении некоторых респондентов, речь идет не столько о религиозном, сколько о национальном объединении, результатом которого будет 'консолидация с зарубежными соотечественниками ': 'все русские должны быть вместе'; 'много русских за рубежом живет – у них будет связь с Россией'; 'мы – россияне, и должна быть одна вера' (4%). По мнению 2% респондентов, возобновление канонического общения 'поднимет авторитет России ', столько же полагают, что оно поспособствует стабилизации международной политической обстановки (' ближе будут страны'; 'войны не будет'; 'не будет ссор между странами'; 'это дружба, чтобы войны не было '). Некоторые надеются, что в мире 'будет больше понятия и добра ', человечности, духовности, 'веры человека' (1%), другие просто не сомневаются в том, что 'это правильно' и 'хорошо для наших народов' (1%). В глазах 5% респондентов (9% знающих о существовании РПЦЗ) возобновление канонического общения не является важным, значимым для России событием. Кто-то не придает ему значения в силу безразличия к православной вере, кто-то думает, что у России и ее граждан есть более насущные заботы, а некоторые напоминали о том, что в нашей стране церковь отделена от государства. 12% респондентов (или 22% от тех, кому был задан открытый вопрос) затруднились дать определенный ответ на вопрос о значении возобновления канонического общения между РПЦ и РПЦЗ. Существенным фактором, повлиявшим на ответы респондентов на все обсуждавшиеся вопросы, оказалось личное отношение к религии. Россияне, считающие себя православными (таковых в нашей выборке 62%), продемонстрировали более высокий уровень информированности о конфессиональных проблемах и более эмоциональное отношение к ним, нежели люди неверующие (25% выборки) или исповедующие другую веру (8%). Так, о существовании православия за пределами России знают 59% православных (порядка 40% в каждой из других названных выше групп), столько же осведомлены об РПЦЗ (46–48% в других группах). Подписание Акта о возобновлении канонического общения не прошло мимо внимания 53% православных, 44% представителей других конфессий и религий и 40% неверующих. Большинство православных, знающих о существовании РПЦЗ (74%, или 44% от всех опрошенных православного вероисповедания), считают возобновление канонического общения важным, значимым событием (среди представителей других религиозных направлений этой точки зрения придерживаются 34% опрошенных, среди неверующих – 25%). Освещением в средствах массовой информации темы возобновления канонического общения большинство из тех, кому был задан соответствующий вопрос (59%), или треть (32%) от выборки в целом, остались удовлетворены: по их мнению, газеты, радио, телевидение уделяли этой теме столько внимания, сколько следовало. Крайние точки зрения статистически почти равноценны: 9% (5% от выборки) считают, что теме уделялось слишком много внимания, по мнению 12% (7% от выборки) – слишком мало. Каждый двадцатый из отвечавших на данный вопрос (10% от выборки) затруднился высказать свою точку зрения на этот счет. http://bd.fom.ru/report/cat/rel_rel/d072222   «Разделение РПЦ и РПЦЗ нельзя назвать расколом»   Версия для печати 31.10.08, 11:21
Русскую Православную Церковь за границей (РПЦЗ), а также ее отношения с Русской Православной Церковью после революции 1917 года и прихода в России к власти большевиков до недавнего времени принято было называть карловацким расколом (от названия города Сремские Карловцы, где до 1944 года заседал Архиерейский собор РПЦЗ). Однако, как поясняет магистр богословия, кандидат исторических наукиерей Александр МАЗЫРИН, это некорректное наименование Русской Зарубежной Церкви (РПЦЗ), использовавшееся в полемике 1920-1990-х годов: Собор иерархов РПЦЗ в Югославии. 1929 г. В центре на фото - основатель и предстоятель РПЦЗ митрополит Антоний Храповицкий -- Разделение Церкви в Отечестве и за рубежом было следствием политики большевистской власти, которая требовала от Московской Патриархии подвергнуть каноническим прещениям (вплоть до анафемы) русское эмигрантское духовенство за его антисоветские политические выступления. (Такие выступления действительно были. Так, например, в 1922 году старейший из русских заграничных иерархов митрополит Антоний обратился к Генуэзской конференции с призывом помочь честным русским гражданам изгнать из России и всего мира большевизм -- «этот культ убийства, грабежа и богохульства».) Однако, несмотря на сильнейшее давление, ни патриарх Тихон вплоть до своей кончины в 1925 году, ни митрополит Петр, ставший после его смерти патриаршим местоблюстителем, ни заместитель местоблюстителя митрополит Сергий в 1926 году не стали учинять суда над заграничными иерархами. Они исходили из того, что не дело Церкви судить за политическую деятельность. Церковь может судить за грехи, но греха под названием «контрреволюция» нет. В результате сначала был арестован патриарший местоблюститель (1925 год), а затем и его заместитель (1926 год.). После трех месяцев тюрьмы митрополит Сергий принял условия власти и, выйдя на свободу, потребовал летом 1927-го от русского заграничного духовенства дать подписку о лояльности советскому правительству (Декларация 1927 года). Отказавшиеся подлежали исключению из состава клира, подведомственного Московской Патриархии. Исполнить это требование Русская Зарубежная Церковь не могла, так как оно означало отказ говорить правду о гонениях на Церковь в СССР (любое правдивое слово трактовалось советской властью как проявление нелояльности). Христианская совесть не позволяла русскому зарубежью принять условие Московской Патриархии, поскольку ясно было, что за ним стоит безбожная власть. Именно веления совести, а не какие-то властолюбивые, честолюбивые или иные греховные мотивы, характерные для настоящих раскольников, побудили большую часть русского зарубежного духовенства (как, впрочем, и значительную часть духовенства в России) уйти в оппозицию заместителю местоблюстителя. В результате Зарубежный синод заявил о прекращении административных отношений с митрополитом Сергием. Это не было расколом, поскольку главой Русской Церкви был не митрополит Сергий, а заключенный митрополит Петр, местоблюстительские права которого Зарубежная Церковь продолжала признавать и имя которого по-прежнему возносилось за богослужением в русских заграничных храмах. Конечно, с формальной точки зрения действия Карловацкого синода не были канонически безупречными, но и канонический статус митрополита Сергия был далеко небесспорен. Он действовал как полноправный первоиерарх Русской Церкви, в то время как в действительности был тогда лишь временным заместителем заместителя патриарха. Причем сам патриарший местоблюститель митрополит Петр не одобрял действий своего заместителя, которые тот предпринимал с 1927 года, и настойчиво призывал его из ссылки «исправить допущенную ошибку, поставившую Церковь в унизительное положение». В дальнейшем РПЦЗ не приняла провозглашение митрополита Сергия местоблюстителем (в 1937 году) и патриархом (в 1943 году), считая эти акты неканоничными. Начавшаяся затем «холодная война» усугубила противоречия между двумя частями Русской Церкви, поэтому последующие московские патриархи со стороны РПЦЗ также признаны не были. В пылу развернувшейся полемики раздавались даже взаимные обвинения в безблагодатности, хотя до принятия официальных постановлений на этот счет дело не дошло. Наиболее трезвомыслящие церковные люди по обе стороны «железного занавеса» понимали искусственность навязанного политикой разделения. Незримые духовные нити продолжали связывать Церковь в Отечестве и за рубежом. После падения коммунистического режима причины, приведшие в 1927 году к разделению, постепенно стали отпадать. В 2000 году в Москве состоялся Архиерейский собор, сформулировавший новые принципы отношений Церкви с государством: «Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требований лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах. Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви (чем советская власть усиленно занималась все время своего существования. -- иер. А. М.), а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении… При наступлении гонений Церкви надлежит продолжать открыто свидетельствовать истину и быть готовой следовать путем исповедничества и мученичества ради Христа». Такое твердое заявление Собора не могло не вызвать положительного отклика со стороны русского зарубежья. В 2001 году Первоиерархом РПЦЗ был избран митрополит Лавр (Шкурла) -- замечательный подвижник, сторонник восстановления единства Русской Православной Церкви. В 2004 году по приглашению Святейшего Патриарха Алексия, переданному Президентом России В. В. Путиным, митрополит Лавр нанес первый официальный визит в Россию. В 2007 году был подписан Акт о восстановлении канонического единства двух частей Русской Церкви. Важно отметить, что принятие в общение иерархов РПЦЗ не сопровождалось требованием покаяния в якобы учиненном «расколе» (что имело место, например, при ликвидации обновленческого раскола в 1940-е годы). Были признаны все хиротонии, совершенные в РПЦЗ и полученные ее клириками церковные награды, что также не делается при приеме настоящих раскольников (тех же обновленцев в свое время принимали в том сане, который они имели до уклонения в раскол). Условия жизни Русской Церкви в ХХ веке (особенно в 1920-1930-е годы, когда произошло разделение) были чрезвычайными, не имевшими прецедентов в церковной истории. Оценивая произошедшие тогда события, нельзя формально оперировать канонами III-IX веков и видеть раскол там, где в действительности был поиск пути отстаивания церковной Истины.

http://www.nsad.ru/articles/razdelenie-rpc-i-rpcz-nelzya-nazvat-raskolom

Русская Православная Церковь в России и Русская Православная Церковь за рубежом: перспективы взаимоотношений







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 281. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия