Студопедия — Родовые культы и патриархи
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Родовые культы и патриархи






«На основании всех имеющихся в нашем распоряжении материалов и исследований историю еврейской религии можно представить следующим образом. В древнейший период своей истории, в первой половине второго тысячелетия до н.э., евреи представляли собой конгломерат скотоводческих бедуинских племён, кочевавших в Северной Аравии. Они жили тогда патриархальным родо-племенным бытом, и религия их отражала этот быт.

Видимо, существовал культ родовых покровителей, может быть, духов-предков[137]. От этого культа сохранились слабые следы в библейском тексте. Например, в книге Бытия рассказывается о том, как во время бегства Иакова и его жен от их отца Лавана одна из них, Рахиль, похитила домашних идолов отца. В еврейском тексте Библии эти идолы названы словом «терафим»; видимо, это были родовые покровители. По библейскому рассказу, Лаван, был разгневан не столько бегством дочерей и зятя, сколько похищением его богов-покровителей; он погнался за беглецами, упрекал их в похищении терафимов и настойчиво добивался их возвращения (Быт. 31:19, 30-34). Очевидно, евреи очень серьёзно относились тогда к этим предметам родового культа.

Очень интересно одно прямое упоминание в Библии о родовом культе. В 1-й книге Царств рассказывается о том, как молодой воин Давид (впоследствии — царь), опасаясь за свою жизнь, ибо царь Саул намеревался умертвить его, уклонился от приглашения на царский пир, мотивировав это необходимостью посещения родного города Вифлеема. «У нас в городе родственное жертвоприношение, и мой брат пригласил меня» — говорил Давид (1 Цар. 20:29).

С родовым же культом, по всей вероятности, связаны и представления о патриархах. Что патриархи, упоминаемые в Библии (Авраам, Исаак, Иаков и др., вплоть до Моисея), не представляют собой исторических личностей, признают многие исследователи. Но кто же такие эти патриархи? Конечно, ошибочно мифологическое понимание их имён как олицетворений небесных явлений. Наиболее правдоподобно, что образы патриархов — персонификация родоплеменных делений. Это отмечал, в частности, Ф.Энгельс в письме к К.Марксу 26 мая 1853 г.[138] В древности патриархам, видимо, воздавались религиозные почести».

 

Если эта версия действительно исторически состоятельна, то она лишний раз доказывает, что никакого «богоизбранного» прошлого у евреев не имеется. Все еврейские родоначальники-патриархи — не более, чем такие же родоначальники других древних племён, у которых также существовал культ предков-патриархов. В древности племена могли называться как тотемами и фетишами, так и по имени их легендарных родоначальников, которым молились посредством домашних идолов[139]. Совсем другое дело — личность Моисея — не являвшегося родоначальником, но выделившегося в истории еврейских племён, как избавитель их от египетского плена. Мешать Моисея и его миссию в истории с местом и ролью еврейских родоначальников — не следует[140]. Миссия Моисея состояла в пресечении попытки египетских “жрецов” и следующим их воле фараона сделать из евреев орудие ведения глобального наступления на другие страны[141]. Моисей пытался вразумить верхушку египетской иерархии, но ничего подобного не замечено за другими еврейскими патриархами. Авторское (С.А.Токарева) и марксистское приравнивание Моисея к другим еврейским патриархам — уводит в сторону от исторической роли евреев, с которой боролся Моисей, направленный в Египет милостью Божией.

«Ю.Вельгаузен[142] сделал очень важное наблюдение: в Иеговисте — более древнем источнике библейского текста — патриархи действуют и в тех священных местах, где совершался обычно культ[143], тогда как в более позднем Жреческом кодексе, отразившем борьбу жрецов за централизацию культа в Иерусалиме, патриархи уже оторвались от этих культовых центров[144]. В тексте Библии сохранились следы почитания могилы Рахили (Быт. 35:19-20; 1 Цар.10:2)».

 

Следует особо отметить, что ни в древнейшие патриархальные времена, ни в более поздние времена Палестинского периода — вплоть до периода вавилонского плена и «второго храма» — у евреев не наблюдается признаков веры в загробное воздаяние. Их религия изначально прельщает и пугает сугубо земными вещами, и после египетского плена направлена в основном на цели захвата земель от имени Бога[145]. Доктрины загробного воздаяние, видимо, в иудаизме изначально предусмотрено не было: Богом пугали в этой жизни и суеверным евреям долгие века этого было вполне достаточно. К тому же их “Бог” щедро одаривал завоевателей материальными “богатствами” завоёванных народов, что являлось наилучшим стимулом следовать духу и букве закона. Вот что пишет о раннем периоде С.А.Токарев:

 

«Очень мало можно сказать о погребальном культе. Умерших, очевидно, зарывали в землю, но какие религиозные представления соединялись с этим обычаем, предположить трудно. Даже в позднейшую эпоху представления верующих евреев о загробном мире были очень смутны. Во всяком случае, веры в загробное воздаяние не было: за грехи Бог наказывал людей в этой жизни — если не их самих, то потомство: в Библии бог не раз изображается как «наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвёртого рода» [146] (Исх. 34:7). Верили в возможность вызвать тени (души) умерших и беседовать с ними[147]. Такое спиритуалистическое представление о покойниках засвидетельствовано в царский период: например, царь Саул приказал волшебнице вызвать тень умершего Самуила (1 Цар. 28:7-20). Существовало ли оно уже в кочевую эпоху, об этом трудно судить».







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 450. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия