Культовые заимствования«Раннехристианский культ был чрезвычайно прост, обрядов почти не было. Простота и лёгкость взаимного общения между людьми, не разъединявшимися обрядностью, в своё время были условиями, обеспечивающими христианству победу над другими религиями. Первоначальная христианская обрядность ограничивалась периодически собиравшимися вечерями — трапезами в память основателя учения. На этих трапезах вкушался хлеб, читались священные тексты; это были вечери любви — агапы. По мере включения в состав христианских общин приверженцев других культов происходит наплыв различных элементов древней обрядности. Главное место в христианской обрядности принадлежит, как известно, таинствам[319] — культовым действиям, цель которых состоит низведении на верующих благодати божией[320]. Древнейшие и в то же время важнейшие христианские таинства — крещение и причащение. Таинство причащения, в котором верующие вкушают под видом хлеба и вина «плоть и кровь Христову», есть не что иное, как модификация древнего обряда богоядения. Возникнув ещё, по-видимому, на почве тотемизма, этот обряд богоядения особенно развился в земледельческих религиях. Бога — покровителя растительности верующие убивали и поедали в лице его человеческого или животного заместителя[321]. В культе Митры, Аттиса и других восточных богов существовал обряд причащения хлебом и вином. Эти священные еда и питьё считались, по-видимому, воплощением бога. Митраистическое причастие почти без изменения и перешло в христианство. Здесь оно, однако, переплелось с древнееврейским пасхальным ритуалом умерщвления агнца. Основатель христианства, принесший себя в жертву[322], начал изображаться как агнец (кстати в образе мистического небесного агнца он и выступает в Апокалипсисе). Так возник комплекс христианской Пасхи. Трапеза причастия из ежегодной сделалась еженедельной, каждую неделю совершались богослужения с обрядовым поеданием тела и крови принёсшего себя в жертву Бога. Вслед за причастием появилось таинство крещения, тоже заимствованное из других культов. Водяное крещение, то есть обрядовое очищение при помощи воды восходит к древним обрядам инициаций [323] посвящения в тайные союзы, а в древневосточных религиях мистерии сопровождались всегда ритуальным очищением. Обряды принятия в тайные культы рассматривались как второе рождение. Обрядовое купание употреблялось в элевсинских мистериях, в таинствах Диониса, Исиды. Ещё более видное место занимало оно в ритуале секты мандеев (секта неясного происхождения с резко дуалистическим вероучением, почитавшая некоего «искупителя», а также Иоанна Крестителя; приверженцы этой секты — 2-3 тысячи человек — есть сейчас в Южном Ираке и Иране)[324]. Мандеистский ритуал водного крещения, вместе с образом легендарного Иоанна Крестителя, видимо, и послужил для христианских общин непосредственным источником заимствования. В христианстве крещение водой, как бы смывающей скверну, получило особенно большое значение в связи с учением о всеобщей греховности, от которой будто бы избавила людей смерть Спасителя. Этот «первородный грех» и смывает с верующего при крещении вода. Лишь позже проявились другие таинства, которых в настоящее время в христианской церкви считают семь. Это число (семь таинств) было первоначально установлено католической церковью на Лионском соборе в XIII в., а позже было заимствовано восточной православной церковью. Итак, христианство уже в том виде, как оно сформировалось во II-III вв., представляло собой чрезвычайно сложное, запутанное и противоречивое вероучение, единство которого удавалось удержать лишь с огромным трудом, и скорее лишь внешним образом. В нём переплелись:
· иудейское учение о едином Боге-вседержителе; · иудейская же идея мессии-спасителя, правда превратившегося в духовного спасителя-искупителя и слившегося с образами земледельческих умирающих и воскресающих богов; · гностическое учение о противоположности духа и материи и о божественном посреднике между ними — Логосе; · маздеистская эсхатология и вера в будущее царство блаженства для праведных; · маздеистское же представление о духе зла — дьяволе; · древневосточное почитание богини-матери (она же богородица).
В христианское вероучение влилось и многое другое, в том числе:
· древний погребальный культ с сопутствующей ему верой в загробную жизнь души; · шаманская практика заклинания и изгнания злых духов; · знахарские приёмы магического исцеления больных; · античное почитание гениев, восходящее к древнему нагуализму и превратившееся в христианскую веру в ангелов-хранителей, · и т.п., вплоть до пережитков древних тотемических обрядов и представлений (вера в непорочное зачатие, таинство причащения)».
|