Студопедия — Религия славян
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Религия славян






Как и другая языческая религия, религия славян основывалась на мистическом отношении к природе. Это отношение к природе или останавливает на моменте рождения, видит в природе великую производительницу, и тогда религия принимает фаллический характер, становится культом рождающих сил, или же в природе выделяется, как предмет почитания, другой столь же неизбежный ее момент - смерть, что порождает культ духов умерших, культ предков. В религии древних славян есть и тот, и другой моменты. Кроме того, оба момента достигли настолько глубокого развития, что мы находим у древних славян вполне сложившимися множество богов, правда, сохраняющих еще свое природное значение, грома, солнца, ветра и т.п. Может быть, больше всего мы знаем о культе солнечных божеств любви, брака и плодородия. Их популярность подтверждается большим количеством их имен (Ярило, Ладо, Кострома, Хор, Дождь-бог, Тур и т.д.), две губернии до сих пор сохранили имена этих богов любви и веселья - Ярославская и Костромская. Культ этих божеств пережил введение христианства и дожил до наших дней, отчасти косвенно, в виде многочисленных игр и хороводов с пением непристойных (с интеллигентной точки зрения) песен, отчасти прямо, в виде чествования, оплакивания и похорон девушки, изображающей Кострому, или славянского чучела Ярилы. Все эти данные указывают, какую большую роль в религиозных взглядах славян занимали явления, относящиеся к браку. Ежегодное возрождение солнца и вообще пробуждение природы (равно как и осеннее замирание) сопровождалось шумными празднествами с венками, цветами, плясками, пением и играми. Эти весенние и летние праздники в честь солнца и существ, наполняющих природу - только частный пример религиозного и мистического отношения древних славян к природе. Перейдем теперь к культу предков, душ умерших и духов вообще, как он существовал у древних славян. Поговорка - “На печи сидел, кирпичам молился” - имеет старинное происхождение и глубокий смысл. Печь, тождественная со священным огнем арийских народов, не имела ничего общего с нашей кухонной плитой или, тем менее, с голландскими и иными печами, служащими для отопления. Древнее священное значение печи как очага и религиозного центра семьи и дома, чувствуется у нас, и то очень слабо, пожалуй, в камине. Печь была сидалищем домашних богов, духов предков, огонь ее поэтому, священен, угли из нее - лечебное средство, еще и теперь при переходе в новую избу хозяйка переносит туда золу из старой печи, и эта зола заменяет, таким образом, домашнего бога.

Славя́нская мифоло́гия и рели́гия (славя́нское язы́чество) — совокупность мифологических воззрений, верований и культов славянских народов. В данной статье рассматривается славянская мифология до принятия славянскими народами христианства, то есть примерно до IX-XII веков с привлечением этнографических описаний славянских праздников и обрядов позднейших времён, вплоть до XXI века. Информацию о славянском пантеоне с краткими характеристиками божеств см. в статье «Список славянских богов».

По отношению к мифологии и религии славян употребление термина «язычество» вполне оправдано его славянской этимологией: слово «язык» означало, в том числе и «отдельный народ, племя». Нестор-летописец, рассказывая об истории славян, придерживался мнения, что все славянепроизошли от общности славянских племён: «Был един язык славянский: славяне, которые сидели по Дунаю <…> От тех славян разошлись по земле и прозвались именами своими, от мест на которых осели… И так разошёлся славянский язык…». Таким образом, слово «язычество» в ряде случаев используется не для описания политеизма как такового, но и в узком смысле как синоним политеизма славян.

В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество - обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности- в эпоху верхнего палеолита, около 30 тыс. лет до н.э. С переходом к новым типам хозяйствования языческие культы трансформировались, отражая эволюцию общественной жизни человека. При этом самые древние пласты верований не вытеснялись более новыми, а наслаивались друг на друга. Поэтому восстановление информации о славянском язычестве чрезвычайно сложна. Помимо этого обстоятельства воссоздание картины язычества славян затруднено и потому, что до сего дня практически не сохранилось письменных источников. По большей части - это христианские антиязыческие сочинения


7. Религиозные верования в период перехода к классовому обществу.

Комплекс рассмотренных первобытных верований стал ядром родоплеменных религий, которые отличались большой пестротой, так как отражали специфические для того или иного рода и племени условия обитания, социальные связи, особенности материальной культуры и т.п.

Период доклассового общества характеризовался низким уровнем развития производительных сил и относительно простыми социальными отношениями. Он растянулся на много тысячелетий, и в его рамках происходили существенные изменения как в общественной жизни, так и в религиозных верованиях. На ранних этапах родового строя основным объектом религиозного поклонения была природа. В зависимости от географической среды и хозяйственной специализации необычными свойствами наделялись различные стороны окружающей первобытных людей действительности. Так, племена, занимавшиеся собирательством и примитивным земледелием, поклонялись растениям и небесным светилам, охотничьи племена — диким животным. Но в родоплеменных религиях отражались не только силы природы и специфика хозяйственной деятельности, в них отражались и социальные отношения. Например, смена матриархата патриархатом и возникшая на основе этого новая организация общества привели к существенным изменениям в религиозном сознании. Женские духи, почитание которых было повсеместным во времена матриархата, постепенно вытесняются духами мужского рода. Отправление культа также становится мужским занятием. В эпоху раннеродового строя религиозные верования отражали и реальное равенство соплеменников. Духовные существа носили в основном безличный характер, и у людей не было представлений об иерархии духов. В культовой деятельности преобладали магические обряды и инсценировки, в которых участвовали все члены племени. Колдуны, шаманы, заклинатели духов еще не были жестоко отделены от массы верующих.

К существенным изменениям в характере религиозных верований привело разложение родоплеменных отношений и углубление социальной дифференциации внутри племен.

В период перехода от родоплеменного строя к классовому обществу произошли существенные изменения и в сфере религиозной практики. Отношение к богам стало отличаться от отношения к духам умерших людей и безличным духам природы,

скроенным по образцу духовной природы человека. Если на ранних этапах развития человеческого общества отношение с душами умерших и духами рассматривались как дальнейшее развитие повседневного общения людей между собой, то впоследствии эти отношения приобретают характер общения несоизмеримых по своему статусу существ.

Изменяется и характер жертвоприношений. Многочисленные жертвы, в том числе человеческие, приносятся не только душам высоко стоящих в социальной иерархии людей, но в первую очередь богам, причем эти жертвоприношения начинают строго регламентироваться. Тонкости и нюансы жертвоприношений были известны жрецам, которые постепенно отделяются от массы рядовых верующих и образуют особое сословие, занимающее одно из самых высоких мест в социальной иерархии. Нередко жречество становится наследственной профессией, что было связано с эзотерическим характером жреческого знания, передающегося из поколения в поколение. Появляются постоянные святилища и храмы, которые становятся средоточием религиозной жизни. Жертвоприношения, доходы с храмовых земель, а также материальная поддержка светской власти укрепляют экономическое и политическое влияние жречества.

Таким образом, в рассматриваемый период религия превращается в относительно самостоятельную сферу общественной жизни, открывается новая страница в истории религии, страница, повествующая о развитии и функционировании религиозных систем государственно организованных народов.

Помимо высших богов, в славянском язычестве существовали боги, которые являлись покровителями плодовитости людей и скота, урожая, плодородия почвы. Они находились рангом ниже высших богов и влияли на хозяйственную деятельность людей, а также были связаны с ежегодными природными изменениями: переходом от одного сезона к другому.

Ярило. Корень «Яр» означает весну, состояние любви и готовности произвести потомство. Ярить (Яриться) означает горячиться, кипятиться, разжигать любовное желание, в украинском языке — сердиться. В диалектах ярость означает похоть, любовный пыл.

Праздник Ярилы начинали праздновать с апреля по июнь. Ритуалом праздника считалось погребение Ярилы — участники празднества делали куклу с половыми признаками, клали ее в гроб и закапывали. Целью этого ритуала являлось пробуждение земли к плодородию.

После принятия христианства некоторые черты праздника Ярилы перешли на праздник св. Юрия. В христианстве св. Юрий был покровителем урожайности и плодовитости скота. Праздник св. Юрия праздновали 23 апреля и 26 ноября. В эти дни женщины, по обычаю, должны были обнажиться и сиять своей природной красотой, чтобы их женская сила соединилась с силой св. Юрия.

Купала. Купала означает кипеть, страстно желать. Слово родственное Купидону. На болгарском наречии кипяозначает подниматься (когда речь заходит о хлебе).

Праздник Ивана Купала отмечался 20-22 июня (по старому стилю). Он был связан с плодородными и производительными силами природы, а также с палящим солнцем — источником жизни. Суть праздника заключался в проведении массового купания в реках и водоемах. Молодежи в день Иваны Купалы разрешалось нарушить устоявшиеся правила поведения.

Чтобы отогнать нечистую силу, молодежи было дозволено прыгать через костер (а чем выше прыжок — тем больше и лучше будет урожай), сжигать чучела ведьм или кости животных (например, конский череп), а в дверные и оконные косяки, на крышу и под порог клали колючие растения.

Костры разжигали на берегах рек — это считалось символом поклонения Солнцу. Вместе с кострами устанавливали деревцо купало и украшали его. Поскольку костры находились возле воды, считалось, что если во время проведения обряда парень хорошенько обольет девушку водой, то она выйдет за него замуж.

Также в праздник собирали нечетное число растений, делали из них венки и хранили дома для лечения болезней. Люди верили, что в эту ночь зацветет папоротник, и нашедший его сможет разговаривать с животными. Восход солнца тоже встречали символично — девушки снимали с себя сарафаны и в сорочках бегали по полю, присвистывая и приплясывая, а парни бегали за ними.

Со временем слово купало переросло в слово купаться, а с принятием христианства день Ивана Купалы стал отожествляться с Рождеством Иоанна Крестителя, отмечавшегося 24 июня по старому стилю и 7 июля по нынешнему. Согласно Библии, Иоанн крестил людей в реке, поэтому 24 июня люди устраивали массовые купания, а священники требовали в эту ночь каяться за свои грехи.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 526. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия