Студопедия — НАГАЙКИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

НАГАЙКИ






Прежде всего необходимо разобрать, из чего же состоит нагайка, каково ее устройство? Лучше всего это сделать, обратившись к работе С. Каширского «Донская казачья нагайка» [12], материалы из ко­торой, дружески предоставленные нам автором, по­служили основой для нашего дальнейшего повество­вания. Но при этом необходимо отметить, что неко­торые аспекты мы трактуем несколько иначе, под углом зрения не художника, а специалиста в обла­сти боевых искусств. И это вполне естественно.

Рассмотрим исторический тип донской нагайки, приведенный на рис. 1. Как видно из рисунка, на­гайка состоит из двух основных деталей — это ру­коять и плеть.


Рис. 1. Исторический тип донской нагайки

рукоять,как видно из самого названия, предназ­начена для захвата нагайки рукой. В свою очередь, она состоит из ствола, на котором находятся следу­ющие вспомогательные детали.

1. хват — место непосредственного захвата ру­кояти ладонью, как правило, покрыт кожаной оп­леткой.

2. шалыга (оголовок), представляет собой металлическую обойму, надеваемую на окончание рукоя­ти. Предназначена для нанесения ударов обратной стороной нагайки. Иногда является концом руко­ятки небольшого ножа — зализки, закладываемого как в пенал в рукоять нагайки.

3. обоймица,состоит из темляка и завода.

4. темляк, представляет собой петлю для продевания кисти. Предназначен для постоянного удер­жания нагайки на руке, иногда на мизинце.

5. завод,представляет собой малую петлю,
предназначенную для продевания плети.

Здесь необходимо внести некоторую ясность. С точки зрения здравого смысла, возникает вполне резонный вопрос, а для чего плеть нагайки было убирать таким сложным образом, путем продевания через малоудобную петлю небольших размеров? Не проще было бы ее попросту обмотать вокруг руко­ятки и засунуть, например, за пояс или голенище сапога? Ответ напрашивается сам: конечно, проще. Но, тем не менее, продевали именно через завод, и это имеет глубокие исторические корни.

Все дело в том, что во времена шелопуг, нагайка, оказывается, имела две плети. Одну для непосред­ственного управления конем и другую... боевую. Соответственно, по мере необходимости, лишняя плеть убиралась путем продевания через завод, а нужная оставалась свободной.

 

6.
укреп — устройство, сочленяющее рукоять с плетью; представляет собой кожаный ремень, оплетающий ствол рукояти для прикрепления к нему
зацепа и долони.

7.
зацеп — деталь, непосредственно сочленяющая рукоять с плетью. Как правило, представляет собой металлическое кольцо, сквозь которое продето та­
кое же кольцо, находящееся на конце плети.

8.
долонь — кожаный флажок, в нижней части шириной с половину диаметра ствола рукояти, в верхней — расширяющийся, предназначенный для защиты коня от удара металлическими частями ук­репа.


плеть — ударная часть нагайки, состоящая из следующих частей (сверху вниз).

9. махра представляет собой густую бахрому из тонких кожаных ремешков, расположенных в верх­ ней части плети. Изначальное предназначение декоративно-социальное, имитация конского хвоста на бунчуке. Имеет также боевое значение, но о нем ниже.

10. сарвень — кожаная оплетка ударной части; представляет собой ремни, сплетенные различными способами вокруг срединного шнура — витеня.

11. шлепок — окончание бьющей части плети; представляет собой кожаный мешочек, в который закладывается груз для усиления удара. Является результатом трансформации боевой части кистеня. В настоящее время на юге Европейской части России приняты два основных исторических типа нагайки — это кубанский и рассмотренный выше — донской.

Основные различия между кубанским и донским типом заключаются в длине рукояток и способах крепления плетей.

Кубанская нагайка характеризуется небольшим размером рукоятки (примерно 15—20 см), заплетен­ной в кожу, плавно переходящей в плеть. То есть рукоятка получается вплетенной в плеть без четко выраженного перехода. Соотношение длины руко­ятки и плети примерно 1:3.

В донской нагайке рукоятка имеет длину 20— 30 см. Соотношение длины рукояти к плети со­ставляет примерно 1:1,5—2,0. Рукоять и плеть представляют собой отдельные элементы, соеди­ненные между собой сочленяющим устройством (см. выше).

Даже поверхностный взгляд на отмеченные осо­бенности позволяет предположить различные тех­ники боевого применения, продиктованные особен­ностями устройства нагаек. Например, конструкция кубанского типа предполагает возможность нанесе­ния щелчковых ударов по принципу «бегущей вол­ны», в то время как в донском они принципиально невозможны из-за наличия сочленяющего устройства. Зато в нем возможна другая техника, осно­ванная на горизонтальном вращении плети вокруг относительно неподвижной рукояти.

Сразу же необходимо оговориться, что представ­ленные типы сейчас имеют несколько условный характер и в настоящее время как кубанские, так и

донские казаки носят так называемый современный тип нагайки, в той или иной мере сохранивший свои основные исторические черты.

Именно данный тип представляет особый инте­рес для нашего исследования, вследствие чего сле­дует рассмотреть его более подробно. Размеры и соотношение элементов в современном типе нагай­ки различны, но в целом он больше тяготеет к дон­скому (да не обидятся на меня 'братья кубанцы).

Поскольку вариантов современных нагаек много, изготовленных зачастую без определенных знаний и четкой цели, в качестве примера современного типа предлагаем рассмотреть нагайку сконструирован­ную нами. Мы имеем на это полное право, так как многолетнее использование нашей нагайки на прак­тике доказало ее оптимальную пригодность в усло­виях современного рукопашного боя и тренировок по казачьему боевому искусству, при полном сохра­нении основной исторической традиции (см. рис.2).

Рис. 2. Современный тип нагайки

Но, как видно из рис. 2, современный тип нагай­ки, естественно, несколько отличается от рассмот­ренного выше исторического. На то он и современ­ный. Проанализируем эти отличия.

Рукоять. На рукояти без изменений остались шалыга (2) и хват (1). Исчезла обоймица, соответ­ственно исчезли и темляк с заводом. Полностью видоизменился укреп, в частности, отсутствует долонь.

Прежде всего, обоснуем, почему отказ от таких исторических атрибутов, как долонь и обоймица, мы считаем вполне целесообразным.

Да потому, что современная нагайка несет в себе, прежде всего боевую функцию. Функцию управле­ния конем она, к сожалению, утратила, за неимени­ем таковых (коней) в нашей повседневной жизни. Соответственно отпала нужда и в предохранении коня от ударов металлическими частями укрепа.

Теперь о боевой функции. Наличие двух плетей (боевой и обычной), в современных нагайках не на­блюдается, и существующая единственная плеть, по сути, является боевой. То есть наличие устройства для убирания лишней плети полностью теряет свою актуальность. Ну, а поскольку современное казачье боевое искусство мало располагает к тому, что в од­ной руке будет шашка, а нагайка — в другой, или что нагайка будет висеть на той же руке где и шаш­ка, так как другая в это время будет управлять ко­нем, то и в темляке острая нужда отпадает. Даже наоборот, он будет только мешать при работе нагай­кой на обе руки.

Что касается современного варианта укрепа, то о нем мы детально поговорим ниже, а сейчас остано­вимся на длине рукояти. В целом она может со­ставлять величину порядка 30 — 40 см, возможны вариации в зависимости от индивидуальных физи­ологических особенностей человека. Но при этом она должна строго равняться длине руки от конца 1; локтевого сгиба до середины сгиба ладони. Отметим, что именно так подбирается размер нунчаку, и в данном случае опыт японцев мы считаем вполне положительным.

Ширина рукояти, прежде всего, зависит от разме­ров ваших ладоней. Ясное дело, что у крупного муж­чины зрелого возраста и у формирующегося подро­стка они будут различны. Но при этом должно со­блюдаться правило о том, что ширина рукояти, прежде всего, должна обеспечивать надежный зах­ват нагайки и в то же время позволять производить ее свободное вращение между указательным и сред­ним пальцем.

^ Примерные рекомендуемые размеры:нижней части рукояти — 25—30 мм иногда до 40 мм; верх­ней — на 5 мм меньше.

Материалы для изготовления рукояти. Это, преж­де всего традиционные твердые сорта дерева (дуб, бук, граб, ясень, акация и т.п.). Также возможно применение различных современных материалов (дельта-древесина, эбонит, текстолит и т.п.). Глав­ное чтобы он был прочен и достаточно легок. Исхо­дя из последнего, легкие сплавы металлов катего­рически не подходят.

Ну а если есть широкие финансовые и прочие воз­можности, то можно использовать и различные экзо­тические варианты. Как, например, ногу косули вме­сте с копытцем, на которое набита серебряная под­ковка и т.п. Но при этом необходимо учитывать, несмотря на то, что обладание подобной нагайкой всегда считалось особым шиком, что на практике лучше применять все-таки что-нибудь попроще.

Определившись с материалом и своими индивиду­альными размерами, трезво взвесьте свои возможно­сти. Способны ли вы в одиночку обработать матери­ал? Не делайте скоропалительных выводов, прикинь­те, если у вас под рукой подходящие инструменты и умеете ли вы ими владеть? Если да, то желаем вам успеха на токарно-столярном, поприще. В конце концов, рукоятку для своей первой нагайки я изготовим просто с помощью ножа и стекла от бутылки (это вместо наждачки, так как ее под руками в тот момент не оказалось), и ничего, свою роль она сыграла вполне даже достойно...

А если вы не имеете тяги к ручному труду, а заиметь нагайку все-таки хочется, поступите просто, возьмите заготовку, выпишите размеры и идите к знакомому токарю, но только после того как прочтете всю главу до конца.

В процессе изготовления рукояти первый нюанс заключается в подготовке поверхности хвата, так как хват рукояти мы настоятельно рекомендуем оплести кожей. Особенно, если для изготовления рукояти вы использовали нетрадиционные или ина­че — (неживые) материалы. Многолетний опыт по­казывает, что кожа является оптимальным покры­тием оружия в месте его соприкосновения с рукой. Никакая, даже самая изощренная, насечка неспособна обеспечить тот комфорт в работе с оружием, который обеспечивает кожа.

Дело в том, что на разделе двух сред (рукояти и ладони) обязательно возникнет влага, и это неиз­бежно скажется на качестве работы оружием. А уж скользкие ладони у начинающего...

Во-первых, это действительно страшно для ок­ружающих, как для людей, так и для мебели, так как оружие может в любой момент вырваться. А во-вторых, влажные ладони зачастую сводят на нет весь учебный процесс, так как все внимание уче­ника будет направлено только на то, чтобы это треклятое оружие позорно не выскользнуло. Ес­тественно, что ни о каком «продолжении руки...» или «рассредоточенном сознании» здесь не может быть и речи.

Поэтому просто необходимо учитывать тот факт, что в результате сложных биохимических процессов в месте соприкосновения кожи оплетки с кожей ладони влаги образуется гораздо меньше, а норой она и вовсе отсутствует. Поэтому оплетайте, это пой­дет вам на пользу.

Способы плетения оплетки — любые, насколько хватит фантазии, например, простое обвивание ствола ремнем, естественно с закреплением начала и кон­ца ремня.

Лично мы хват нагайки оплели простым дедов­ским способом, к которому лучше всего подходит название «шахматный порядок» см. рис.3. Полу­чилось достаточно прочно, красиво и удобно, что дает нам все основания рекомендовать «шахматный по­рядок» к широкому использованию.

Рис. 3. Вариант оплетки рукояти

Суть его заключалась в том, что сначала в конце хвата, по всему диаметру оплетаемой поверхности, маленькими сапожными гвоздиками прибиваются ремешки шириной около 5 мм, ориентированные вдоль рукоятки. Количество ремешков строго не лимитируется и зависит от размера диаметра (а, в конечном счете, от ширины ладони), но обязательно должно быть четным. Таково требование техноло­гии «шахматного порядка».


Потом прибивается один ремешок, той же шири­ны, но более толстый и желательно иного цвета, чем продольные, для обмотки в поперечном направле­нии (лучше всего по часовой стрелке).

Дальше наступает один из самых ответственных моментов, имеющего под собой цель скрытия шля­пок гвоздей. Для этого поперечный ремешок один раз оборачивают вокруг поверхности с гвоздями, предварительно промазав его клеем.

После того как клей схватится, начинается соб­ственно оплетка. Заключается она в том, что попе­речный ремешок попеременно то продевается через продольный, то наоборот накладывается сверху. То есть он оказывается то непосредственно на рукояти, и в этом случае он прижимается к ней продольным, то наоборот оказывается сверху, прижимая к ней продольный. И так по всей поверхности хвата.

В процессе плетения, для придания оплетки до­полнительной прочности, рекомендуется прибивать каждый ремешок примерно через 4—5 см гвозди­ком, но только в том случае, когда он окажется ниж­ним. То есть будет перекрываться сверху.

Дойдя до конца оплетки, все ремешки прибива­ются, и как уже было вначале, повторяется та же операция с клеем. Торчащие излишки ремешков аккуратно обрезаются ножом. Все, оплетка за­вершена, и будьте уверены, что вы потрудились не зря.

А теперь примерьтесь к руке и вы увидите... что хват рукояти стал безобразно толстым и тест на­счет вращения между указательным и средним пальцем никак не походит. Все правильно, именно так и должно было случиться, так как оплетка сама по себе имеет толщину равную толщине двух ре­мешков. А теперь представьте, что вы применяли ремешки толщиной по одному миллиметру, а всего их... Вот и получается, что только в сечении вы


увеличили рукоять уже на четыре миллиметра, а если взять по всему диаметру...

Именно такое безобразие и случилось у автора данных строк, когда в начале девяностых годов он изготовлял свою первую нагайку. Тогда мне, увы, при­шлось все расплетать обратно и начинать работу за­ново. Уверен, что с вами подобного казуса не случит­ся, так как вы воспользуетесь следующим советом:

перед оплеткой место хвата необходимо об­работать, уменьшив диаметр рукояти на величи­ну, равную суммарной толщине используемых ре­мешков.

Подготовив соответствующим образом хват, пе­реместимся на противоположный конец нагайки и займемся таким важным элементом рукояти, как укреп.

Прежде всего, рассмотрим простой вариант ук­репа (рис.4).

Рис. 4. Простой вариант укрепа

Как видно из рис. 4, простой вариант укрепа пред­ставляет собой соединительное кольцо (4), которое за ременную петлю (3) прикручивается к стволу рукояти (1) ремнем (2).

В данном случае название «простой» полностью соответствует сути. Про рассматриваемый вариант укрепа можно добавить еще, что он наиболее бли­зок к «историческому» и отличается от него только отсутствием долони.


Т еперь рассмотрим используемый нами более сложный вариант укрепа, который с полным осно­ванием можно назвать «современным» (рис.5). Он изготавливается следующим образом. На ствол рукояти (1) надевается металлическая обойма (3), внутри которой находится подшипник с запрессо­ванным в него штоком (2). Обойма намертво зашплинтовывается на стволе рукояти. В конце што­ка имеется отверстие, через которое продевается кольцо (4) и соответственно запаивается. В свою очередь, кольцо прикрепляется к плети через ка­рабин (5).

Рис. 5. Современный вариант укрепа

В данном месте у пытливого читателя может воз­никнуть вполне резонный вопрос, а для чего все это нужно? Зачем подшипник, а еще и карабин и разве они раньше применялись?

Прежде всего, ответим «зачем», а затем что на­личие подшипника значительно увеличивает угло­вую скорость вращения плети. Потому что из кур­са физики известно, что сила трения качения мень­ше силы трения скольжения. Соответственно, если в простом варианте укрепа (рис. 4) соединительное кольцо (4) при вращении (подчеркиваем именно при вращении, не при ударе) так или иначе трется о ременную петлю (3), тем самым, замедляя движе­ние, то в современном варианте это явление отсут­ствует. Наоборот, продетое через шток подшипника (2) соединительное кольцо, а следовательно и вся плеть при вращении получает дополнительный инер­ционный момент.

Теперь о карабине. С его помощью всегда можно отцепить плеть от рукояти, и тогда нагайка как вид хоть национального, но все же холодного оружия попросту перестает существовать, превращаясь в обычную палочку непонятного назначения и в ку­сок сплетенных ремней. При этом тот факт, что на конце ремней находится карабин, приводит к мыс­ли, что это пусть не совсем обычный, но тем не ме­нее... поводок для выгула собак.

Все дело в том, что современных нормативных актов по ношению- и применению нагайки не суще­ствует, но тем не менее юридически она является неотъемлемым атрибутом национальной казачьей одежды. Соответственно, если вы идете одетый по полной казачьей форме, то вопрос по наличию на­гайки возникать не должен. А если формы на вас нет, а допустим, на тренировку или на соревнования идти надо, а если вы проходите таможенный или иной досмотр... Зачем вам лишние неприятности, отсоедините карабин и положите — рукоятку в один чемодан, а плеть в другой, если нет чемоданов, то в разные места сумки. И вот тогда, вы с полным на то основанием может утверждать, что в соответствии с «Законом об оружии РФ», нагайка в данном слу­чае находится в непригодном для эксплуатации виде и считается в стадии транспортирования.

Если я вас убедил, то не пожалейте незначитель­ной суммы. Купите соединительный карабин.

Теперь вернемся к вопросу: «А раньше разве они (подшипники и карабины) применялись?» Сразу ответим — конечно, нет, но при этом добавим, что применение различных технических достижений в традиционных видах оружия является не только целесообразным, но и абсолютно необходимым. Ес­тественно в той мере, пока оно не противоречит

основной исторической традиции, а лишь обеспечи­вает его естественную эволюцию.

Ведь действительно, именно разумное примене­ние технических достижений приближает любое оружие к современным условиям тем самым, про­длевая ему жизнь. Следовательно, крайне неразум­но было бы отказываться от применения подшип­ников в рукояти (а, соответственно и от дополни­тельного увеличения угловой скорости) только на том основании, что, дескать, раньше казаки их не применяли. Да, верно не применяли, потому что их тогда попросту не было. А если бы были, допустим, во времена кистеней, то и неизвестно как бы в даль­нейшем пошла эволюция нагайки.

Наиболее серьезным боевым искусствам всегда было свойственно использование новейших дости­жений в области науки и техники, это позволяло им быть эластичными и шагать в ногу со време­нем. А искусствам, проявлявшим в данном отно­шении косность, была уготована участь забвения или, в лучшем случае, прозябания в качестве реликта. Соответственно, используемое в данных искусствах, оружие автоматически приобретало статус музейных экспонатов и не более...

Но вернемся к нагайке и, отложив в сторону го­товую рукоять, перейдем к не менее ответственно­му делу — изготовлению плети.

Прежде всего, размер плети — это величина по­рядка 45—50 см, определяемая длиной вашей руки. Тест по определению длины следующий: необходи­мо, чтобы в вытянутой перед собой, чуть-чуть согну­той руке находящаяся в вертикальном положение нагайка свободно вращалась, не доставая лица вра­щающего человека. Допускается только легкое ощу­щение рассекаемого воздуха.

^ Материал плети — кожаные ленты, главным об­разом сыромятина, сплетенные таким образом


чтобы обеспечить надежный, крепкий шнур толщи­ной 15—20 мм.

Способы плетенияв принципе допускаются лю­бые, обеспечивающие предыдущее условие. Напри­мер, известный, пожалуй, каждому мальчишке спо­соб плетения, применяемый для изготовления брелков из проволоки. Только вот ремни тогда должны быть в сечении или округлыми, или, по крайней мере, квадратными, то есть их размеры в сечение должны быть близи к изометричным. Соответственно кожа­ные ремни будут больше похоже на шнуры, чем на ленты. При этом один срединный шнур остается неподвижным (витень),а четыре других его опле­тают, формируя сарвень.

Другой способ — это широко известное всем и каждому, а особенно представительницам прекрас­ной половины человечества, плетение «в косичку» (см. рис.6). Его известность настолько широка, что на наш взгляд, он не нуждается в детальном рас­смотрении детальном рассмотрении. Тем более, что детально объяснить сам технологический процесс плетения на бумаге весьма затруднительно.

Рис. 6. Вариант плетения «в косичку»

Отметим лишь, что, прежде всего, необходимо иметь основу — витень, кожаный шнур диамет­ром длиной не менее 0,5 м, шириной примерно 3—5 мм, сечение которого близко к округлой форме. Данный шнур привязывается к чему-нибудь, напри­мер, к дверной ручке, а к другому свободному концу привязывается металлическое кольцо, желательно с карабином. Это и будет часть укрепа.

Дальше, вокруг него косичкой плетется сарвень из четырех ременных лент. Секретов плетения не существует, надо только чтобы каждый ремешок прижимал соседний и сам в свою очередь был за­фиксирован другим ремнем. Это как раз тот слу­чай, когда рассказать гораздо труднее, чем сделать.

Бели вы, уважаемый читатель, знаете какие-либо иные способы плетения, а как известно их суще­ствует превеликое множество, то смело их исполь­зуйте, так как полученный результат в любом слу­чае будет положительным.

И еще один практический совет перед плетени­ем кожу целесообразно вымочить. Говорят, что в старину для этого использовали различные соля­ные растворы. Мы же рекомендуем использовать обычную воду. И, прежде всего, потому, что, во-пер­вых, с размякшей вымоченной кожей гораздо удоб­ней работать, а во-вторых, после высыхания готовая плеть становится более прочной.

После того, как вы определились со способом плетения, сделали пробные шаги и они увенчались успехом, отложите будущую плеть в сторону и заду­майтесь, а точно ли вам известна конечная длина вашего изделия? Все теоретические положения вы уже давно прочитали, но вот реально воспользова­лись ли вы ими применительно к себе?

Скорее всего, нет, но это не поздно сделать и сей­час. Прежде всего, возьмите готовую рукоять, кото­рая, как известно, должна равняться длине руки от конца локтевого сгиба до середины сгиба ладони и измерьте ее с точностью до сантиметра. Данную цифру умножьте на 1,5 и вы получите величину, на которую должны опираться в процессе плетения


И вот наконец плеть сплетена. Закрепите обычным узлом ее свободный конец, отложите в сторону и дай­те спокойно высохнуть. Займитесь в это время чем-нибудь другим, например, изготовлением махры.

Махра изготовляется чрезвычайно просто. Берет­ся кусок кожи прямоугольной формы шириной от 5 до 10 см и длиной позволяющей два — три раза обернуть его вокруг плети, аккуратно разглажива­ется, и на нем, вдоль одного края, ножницами дела­ются ровные надрезы с интервалом 3—5 мм, с тем, чтобы по другому краю ширина целой, неразрезан­ной кожи была около одного сантиметра. В резуль­тате должно получится нечто отдаленно напомина­ющее расческу.

Полученная «расческа» оборачивается вокруг укрепа и закрепляется. Если вы используете соеди­нительный карабин, то к нему кожу махры можно прикрутить обычной медной проволокой, концы которой потом заводятся во внутрь кожи. Мы, на­пример, именно так и потупили. Если же карабина нет, то махру можно просто пришить нитками к коже плети.

Здесь необходимо сделать небольшое отступле­ние. Как мы помним, изготавливаемый нами вари­ант нагайки носит название «современный» и для него мы обоснованно отказались от таких истори­ческих деталей как завод, темляк, долонь, а вот мах­ру почему-то оставили. Возникает правомочный вопрос — почему?

Прежде чем ответить на него углубимся в исто­рию и зададимся вопросом, а какую же махра несла в себе функцию? Если с остальными деталями все предельно ясно (одно предохраняет, в другое заво­дят) то, что все —- таки делает эта пушистая бахро­ма расположенная в начале плети?

По нашим предположениям она несла в себе две функции.

Первая декоративно-социальная. Она являлась неким прообразом бунчука, игравшего роль заменыдля многих южных евразийских народов, которому предавался огромный социальный смысл. Вспомним, например, трехбунчужных пашей османской империи или ханские бунчуки чингизидов. Были бунчуки и у казаков, особенно у запорожцев. Но настоящий бунчук это, прежде всего большое копье с конским хвостом и правом его обладания пользовались далеко не многие, а вот его подобие — это небольшая махра на нагайке. Хотя, конечно, статус и не тот, но все равно, подсознательно приятно. А кроме того, очень красиво.

Вторая функция махры — это боевая. Ее разлетающиеся во все стороны «махринки» отвлекали внимание противника от движений самой плети, не позволяя на нем сконцентрироваться, что соответ­ственно способствовало пропуску удара. Примерно то же самое, что и различные платки и кисти, при­вязываемые к оружию в китайском ушу. Там по­добное явления считаются в порядке вещей, а для нас, наша родная нагайка с махрой почему-то в диковинку...

Как бы там ни было, но именно приведенные выше соображения подвигли нас оставить махру на совре­менном варианте нагайки, что мы и вам советуем. Но вернемся к плети, она уже вполне высохла и ее можно прикрепить к рукояти. Теперь настало самое время применить вышеизложенный тест по определению длины плети. Напомним, что его суть заключается в том, что в вашей вытянутой перед собой, чуть-чуть согнутой руке, находящаяся в вер­тикальном положение нагайка должна свободно вра­щаться, не доставая лица. Допускается только лег­кое ощущение рассекаемого воздуха. Соответственно, что если вместо «легкого ощущения» вы почувствуете на своем лице нечто более существенное, то это значит, что исходя из ваших индивидуальных фи­зических особенностей, длина плети подобрана неправильно. Соответственно она как минимум нуждается в корректировке. Корректировку необходимо осуществлять методом самого простого подрезания плети на 1—2 см. Подрезали — попро­бовали, опять подрезали, опять попробовали и так до достижения желаемого результата. При этом важно не впасть в крайность и не отхватить лишку, так как исправить положение потом будет весьма затруднительно.

Ну вот наконец вы держите в руках рукоять с плетью нужной длины, но нагайкой ее еще назы­вать рановато, потому что на ней отсутствует такая важная деталь, как шлепок.

Напомним, что шлепок — это окончание бьющей части плети, он представляет собой кожаный мешо­чек, в который закладывается груз для усиления удара. Является результатом трансформации бое­вой части кистеня.

Прежде всего, вам необходимо данный мешочек изготовить. Кожу для этого рекомендуем взять са­мую плотную и толстую, поскольку, как следует из определения, это, прежде всего, окончание бьющей части, а следовательно, именно оно будет непосред­ственно наносить удары.

Самая удобная и распространенная форма шлеп­ка — это трапеция, состоящая из двух крепко-на­крепко прошитых между собой кусков кожи, малая сторона которой пришивается к плети.

А вот теперь, уважаемый читатель, мы подходим к наиболее щекотливой теме, а именно к грузику, заложенному в шлепок. С одной стороны, его при­сутствие просто необходимо и даже не столько для нанесения ударов, сколько для придания всей нагай­ке нужной балансировки. Но вот, с другой сторо­ны... с юридической точки зрения, лучше бы его и не было... Выход из создавшегося положения можно найти только в том случае, если сделать шлепок, позволяющий проводить выемку грузика в зависи­мости от ситуации.

Достигается это тем, что верхняя часть трапеции не зашивается, а зашнуровывается и просто-напро­сто завязывается. То есть, например, несете вы на нагайку на тренировку, грузик просто лежит отдель­но в кармане и никто не может его наличие вам инкриминировать. Пришли на тренировку, вложи­ли грузик, зашнуровали шлепок и работайте, толь­ко после тренировки не забудьте его опять изъять. Теперь вопрос, какой же грузик лучше всего ис­пользовать? Вообще-то исторически для этой цели применялись обычные пули. В настоящее время применяют все что угодно. Автору этих строк дово­дилось наблюдать в данном качестве даже куски свинца размером со спичечный коробок... Но это скорее нонсенс и подобное оружие уже с трудом можно назвать нагайкой.

Личный опыт показывает, в том случае, если вы применяете соединительный карабин, в качестве груза целесообразно использовать пулю от охотни­чьего ружья двенадцатого калибра. Если же соеди­нительного карабина нет, то лучше всего использо­вать кусок свинца размером примерно с пулю от АКМ калибра 5,45 мм.

Теперь поговорим немного о дизайне нагайки. Естественно, что он является произвольным и мо­жет варьироваться в зависимости от вашего эстети­ческого вкуса и, что особенно немаловажно, от ва­ших художественных способностей. И хотя, как говорится, «на вкус и цвет товарищей нет», все же дадим несколько практических советов.

Прежде всего, для плетения целесообразно исполь­зовать разноцветную кожу или хотя бы кожу с раз­ными оттенками. И тогда, например, заурядную оплетку хвата рукояти можно превратить в краси­вый узор. Ствол рукояти можно покрыть узорами и рисунками, естественно с использованием на нацио­нальной тематики. Ведь странно было бы видеть на казачьей нагайке, допустим, надпись, сделанную во­сточными иероглифами, или рисунок из приключе­ний Чипа и Дейла. А вот Елень, пронзенный стрелой, или двуглавый орел вполне уместны. Также как впол­не уместны надписи, сделанные славянским шриф­том (например, свой девиз или просто свою фамилию). Главное, чтобы все это было сделано со вкусом и красиво, максимально подчеркивало присущее на­гайке природное изящество. Оно в сочетании с не­сомненными боевыми качествами, только усилива­ет потенциал нагайки как оружия. И поверьте мне, таким оружием будет не просто приятнее работать, но и достижение успехов будет значительно быст­рее (такова уж природа человека).

Но при этом главное не перебрать, не впасть в безвкусицу, не перегрузить излишне нагайку все­возможными ненужными бляшками, наклепками и прочими металлическими украшениями, так как при реальной работе они имеют устойчивую тенденцию отрываться и просто-напросто мешать.

А еще лучше обратится к настоящему професси­оналу и мастеру своего дела. Таковым в г.Ростове-на-Дону, по праву считается Сергей Каширский. Выходящие из его рук нагайки признаны истин­ными произведениями искусств, каковыми они, вне всякого сомнения, и являются. Не сочтите за рек­ламу, просто настоятельно рекомендуем.

В заключение главы, выразим надежду, что ты уважаемый читатель, последовал нашим советам, и в результате у тебя в руках появилась настоящая казачья нагайка. А, следовательно, пришло время приступить к ее освоению.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1870. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия