Студопедия — Www.rosstour.ru, телефон: 8-800-100-99-30, e-mail: bron2@rosstour.ru — Килина Марина 6 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Www.rosstour.ru, телефон: 8-800-100-99-30, e-mail: [email protected] — Килина Марина 6 страница






 

[765]159 Рыбаков Б. А. Календарь IV в. из земли полян. – СА, 1962, № 4, с. 79‑80.

 

[766]160 Рыбаков Б. А. Календарь IV в. …, с. 78.

 

[767]161 Шахматов А. А. Повесть временных лет. Пг., 1916, с. 149.

 

[768]162 Ефименко П. С. О Яриле, языческом божестве русских славян. СПб., 1869; Кагаров Е. Г. Религия древних славян. М., 1918, с. 16.

 

[769]163 В. В. Иванов и В. Н. Топоров в указанной выше книге привели много терминов, связанных с корнем «яр» (с. 180–184), и, на мой взгляд, правильно сблизили культ Ярилы с культом Георгия‑Юрия (с. 183 и след.).

 

[770]164 Niederle L. Slovanske Starozitnosti, s. 149–150.

 

[771]165 Веселовский А. Разыскания в области русского духовного стиха. XV. – ОРЯС, 1889, т. 46, № 6, с. 296 – 297; см. также: Галъковский Я. М. Борьба христианства…, т. I, с. 29.

 

[772]166 Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования…, с. 67–72, 168, 173, 175. В списке использованной литературы нет ни вышеуказанной работы Веселовского, ни основного тома исследования Гальковского. См. указатель., с. 308.

 

[773]167 Иванов В, В., Топоров В. Н. Исследования…, с. 335 и след.

 

[774]168 Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования…, с. 45, 66.

 

[775]169 Шахматов А. А. Невесть временных лет, с. 32 и 87.

 

[776]170 Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования…, с. 122.

 

[777]171 Летопись по Лаврентьевскому списку. СПб., 1897, с. 77.

 

[778]172 Иванов В. В.. Топоров В. Н. Исследования…, с. 141.

 

[779]173 Moszynski К. Kultura ludowa Slowian, § 475, s. 585.

 

[780]174 Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования…, с. 49, 54, 57, 65. К библиографии, собранной авторами, следует добавить работу Н. Янковича, в которой он приводит данные о наименовании Плеяд «Влашичами», т. е. сыновьями Волоса. См.: Iankovic N. Astronomija u predanjima i obicajima Srba. Beograd, 1951, s. 139‑141.

 

[781]175 Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования…, с. 72.

 

[782]176 Воронин Н. Н. Медвежий культ в Верхнем Поволжье. – Краевед, зап. Гос. Ярославск. заповедника, 1960, вып. 4; Крайнов Д.А. Волосово‑Даниловский могильник фатьяновской культуры. – СА, 1964, № 1.

 

[783]177 Срезневский И. И. Материалы…, т. III, стлб. 386‑388.

 

[784]178 Календарные обычаи и обряды… Летне‑осенние праздники, с. 183, 189, 204, 228.

 

[785]185 Фаминцын А. С. Божества древних славян, с. 237‑240.

 

[786]186 Чичеров В. М. Зимний период…, с. 69‑70.

 

[787]187 Даль В. И. Толковый словарь…, т. I, с. 9.

 

[788]188 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. II, с. 187, 299.

 

[789]189 См.: Георгиев В. Трите фази на славянската митология. София, 1970.

 

[790]190 Из новейших на эту тему работ см.: Зализняк А. А. Проблемы славяно‑иранских языковых отношений древнейшего периода. – Вопросы языкознания, 1962, № 6, с. 28‑45.

 

[791]191 Тревер К. В. Собака‑птица: Сэнмурв и Паскудж. – В кн.: Из истории докапиталистической формации. М.; Л., 1933, с. 324 – 325.

 

[792]192 Вей М. К этимологии древнерусского «Стрибог». – Вопросы языкознания, 1958, № 3, с. 96‑99.

 

[793]193 С представлением о Стрибоге как о божестве неба вполне увязывается и наименование ветров «стрибожьими внуками» («Слово о полку Игореве»),

 

[794]194 Геродот. История, IV‑59, с. 201.

 

[795]195 Тревер К. В. Собака‑птица…

 

[796]196 Рыбаков Б. А. Русалии и бог Симаргл‑Переплут, с. 91‑116; Rybakov В. A. The Rusalii and the God Simargl‑Pereplut. – Soviet Anthropology and Archeology, 1968. vol. VI, N 4, p. 34‑59.

 

[797]197 Рыбаков Б. А. Календарь IV в. …, с. 80; Rybakov Boris. Calendrier agraire et magique des anciens Polianes. – In: Atti del VI Congresso Intern. delle Scienze Preistoriche e Protoistorich. Roma, 1966, sez. V‑VIII, s. 204.

 

[798]198 Рыбаков Б. А. Русское прикладное искусство X‑XIII веков. Л., 1971, рис. 145‑146.

 

[799]1 Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. Харьков, 1916, т. I, с. 153.

 

[800]2 Срезневский И. И. Рожаницы у славян и других языческих народов. СПб. 1855

 

[801]3 Веселовский А. Н. Разыскания в области духовного стиха. XIII. Судьба‑доля в народных представлениях славян. – ОРЯС. СПб., 1890, т. 46, с. 172 – 264 (о Роде

 

[802]4 Фаминцын А. С. Божества древних славян. СПб., 1884.

 

[803]5 Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь. СПб., 1913, с. 163.

 

[804]6 Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь, с. 162; Пономарев А. И. Памятники древнерусской церковноучительной литературы. СПб., 1897, вып. 3, с. 319.

 

[805]7 Niederle L. Slovanske Starozitnosti. Praha, 1924, t. II, 1, s. 67 – 70.

 

[806]8 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. I, с. 153 – 191.

 

[807]9 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. I, с. 154 – 160, 177.

 

[808]10 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. I, с. 177 и 183.

 

[809]11 Комарович В. Л. Культ Рода и земли в княжеской среде XI – XIII вв. – ТОДРЛ. Л., 1960, т. XVI, с. 84 – 104.

 

[810]12 Комарович В. Л. Культ Рода и земли…. с. 88.

 

[811]13 Комарович В. Л. Культ Рода и земли…, с. 89.

 

[812]14 Комарович В. Л. Культ Рода и земли…, с. 90.

 

[813]15 Комарович В.Л. Культ Рода и земли…, с. 88.

 

[814]16 Комарович В.Л. Культ Рода и земли…, с. 88.

 

[815]17 Lowmianski H. Religia slowian i jej upadek. Warszawa, 1979, s. 123, 124.

 

[816]18 Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка. М., 1958, т. III, стлб. 134 – 139. Латинское выражение «fortunam ас fatum et genealogiam» переводилось так: «часть, имармению и родословью». Иногда даже слово «род» означало то же самое: «От нужда рода» («ex fati necessitate») – «по неотвратимости судьбы». См.: Дьяченко Г. Полный церковнославянский словарь. М., 1900, с. 551 – 554.

 

[817]19 Дьяченко Г. Полный церковнославянский словарь, с. 554.

 

[818]20 Дьяченко Г. Полный церковнославянский словарь, с. 554.

 

[819]21 Гальковский Н. М. Борьба христианства… М., 1913, т. II. Текст, с. 22 – 25.

 

[820]22 Рыбаков Б. А. Русалии и бог Симаргл‑Переплут. – СА, 1967, № 2,

 

[821]23 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. II, с. 24, 30.

 

[822]24 Срезневский И. И. Материалы…, т. II, стлб. 112.

 

[823]25 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. II, с. 24.

 

[824]26 В другом, часто цитируемом и важном поучении – «Слове некоего Христолюбца» мы тоже видим особое внимание к Роду и рожаницам. Летописные боги (Перун, Хорс, Макошь и др.) упоминаются лишь в общем перечне, а Род и рожаницы выделены н вторично упоминаются как особый пример смешения «честныя молитвы с проклятым моленном идольским» (Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. II, с. 43).

 

[825]27 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. II, с. 24.

 

[826]28 Гальковский Н. М. Борьба христианства.., т. II, с. 24.

 

[827]29 Ссылка у Гальковского (Борьба христианства…, т. II, с. 86) на книгу Голубинского неверна (Голубинский Е. Е. История русской церкви. М., 1901, т. I, 1‑я пол., с. 827 – 828). На с. 828 говорится о «Слове Исайи», но датировка Голубинским не приводится.

 

[828]30 Памятники древнерусского канонического права, т. I, § 33.

 

[829]31 Гордон С. Ханаанейская мифология. – В кн.: Мифология древнего мира. М., 1977, с. 202.

 

[830]32 В ханаанейских мифах (Гордой С. Ханаанеиская мифология, с. 220), как и в мифах сибирских охотников, упоминаются две космические реки. Эти реки, как мы помним, изображались на югорских сульде.

 

[831]33 Гордон С. Ханаанейская мифология, с. 223, 227.

 

[832]34 Калачов Н.В. Архив историческо‑юридических сведений, относящихся до России, издаваемых Николаем Калачовым. М., 1850‑1861, изд. 2‑е, СПб., 1876, кн. I; Гальковский Н. М. Борьба христианства.., т. II, с. 97 – 98.

 

[833]35 Бестужев‑Рюмин К. Русская история. СПб., 1872, т. I, с. 24.

 

[834]36 Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь, с. 248.

 

[835]3 Веселовский А. Н. Разыскания в области духовного стиха. XIII. Судьба‑доля в народных представлениях славян. – ОРЯС. СПб., 1890, т. 46, с. 172 – 264 (о Роде

 

[836]38 Бегунов Ю. К. Козьма Пресвитер…, с. 34.

 

[837]39 Гальковский Н. М. Борьба христианства,.., т. II, с. 97‑98.

 

[838]40 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. II.

 

[839]41 Срезневский И. И. Материалы…, т. I, стлб. 599‑600.

 

[840]42 Далее следуют опущенные мною рассуждения автора о том, что ребенок во чреве матери, лишенный доступа воздуха, может жить и расти только по божьей воле.

 

[841]43 Щепкин В. Н. Новгородские надписи – graffiti. Древности. – Тр. Моск. археол. о‑ва. М., 1902, т. XIX, вып. 3, табл. VII, № 35, с. 32. Предложенное мною чтение отличается от того, которое дал Щепкин. См.: Рыбаков Б. А. Русская эпиграфика X – XIV вв. М., 1963, с. 63.

 

[842]44 Беседа на новоявившуюся ересь богомилу Козмы Пресвитера. См.: Бегунов Ю. К Козьма Пресвитер…, с. 327 и 305.

 

[843]45 Трубачев О. Н. История славянских терминов родства. М., 1959, с. 153.

 

[844]46 Трубачев О. Н. История славянских терминов…, с. 152‑153. В значении «горы» слово «род» употреблялось и в древнерусском. См: Срезневский И. И. Материалы…, т. III, с. 138.

 

[845]47 Абаев В. И. Скифский язык. – В кн.: Осетинский язык и фольклор. М.; Л., 1949, т. 1, с. 154‑155.

 

[846]48 В древнерусском переводе «Иудейской войны» Иосифа Флавия при описании символики жреческих одежд говорится, что колокольчики обозначали гром, «а родиа – млънию»; «родиа» здесь – гранат. См.: Мещерский Н. А. История Иудейской войны Иосифа Флавия в древнерусском переводе. М.: Л., 1958, с. 372 – 517.

 

[847]49 Срезневский И. И. Материалы…, т. III, стлб. 139 (Изборник 1073 г.); Дьяченко Г. Полный церковнославянский словарь, с. 551.

 

[848]50 Срезневский И. И. Описание сборника XV столетия Кирилло‑Белозерского монастыря. Б. м., б.г., с. 31. Заглавная буква слова «восемь» написана в виде ребуса: в большом кругу (буква О) написана цифра 7 (z), и все должно читаться: в О семь. Слово «безводное» в нашей третьей строке написано (или напечатано) ошибочно. В каноническом переводе Библии стоит «безвидное», т. е., что бог есть невидим, безвиден.

 

[849]51 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. II, с. 60.

 

[850]52 Гальковский Н, М. Борьба христианства…, т. II, с. 78.

 

[851]53 Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30‑ти т. Л., 1976, т. 14, с. 114.

 

[852]54 Воронин Н. Н. Археологические заметки. – КСИИМК.М., 1956, вып. 62, с. 27, рис. 14. Медальон найден в Суздале.

 

[853]55 См., например: Slovenske ludove umenie. Bratislava, 1953, tab. 21.

 

[854]56 Соколов С., Томский И. Народное искусство Севера России. М., 1924, рис. 19.

 

[855]57 Идея вселенского «неосяжаемого» света с очень давних времен стала ассоциироваться с зеркалами или с их предшественниками – плоскими сосудами, налитыми водой (Киклады). Зеркало удваивало мир, постоянно отражало «белый свет», являясь как бы его двойником.

 

[856]58 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. I, с. 168‑169.

 

[857]59 Смирнов О. Древнерусский духовник, с. 46, 331; Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. I, с. 169.

 

[858]60 Срезневский И. И. Материалы…, т. I.

 

[859]61 Лосев А. Ф. Античная мифология. М., 1957, с. 100‑104.

 

[860]62 Нельзя исключить предположения, что расплывчатое слово «свет» могло появиться как легальная замена запрещенного и преследуемого церковниками имени Рода.

 

[861]63 Гилъфердинг А. История балтийских славян. СПб., 1874, с. 160.

 

[862]64 Niederle L. Slovanske Starozitnosti, t. II, s. 142.

 

[863]65 Рыбаков Б. А. Святовит‑Род. – In: Liber lozepho Kostrzewski octogenario a venera‑toribus dicatus. Wroclaw, 1968, s. 390 – 394.

 

[864]66 Lenczyk G. Swiatowid Zbruczaiiski. – In: Materialy Archeologiczne. Krakow, 1964, t. V, s. 5 –59.

 

[865]67 Lenczyk G. Swiatowid Zbruczanski, s. 15.

 

[866]68 Фаминцын А. С. Божества древних славян, с. 138.

 

[867]69 Раскопки К. Яжджевского в Ленчице. Деревянный фаллос найден вместе с ведром. См.: Hensel W. Polska przed tysacem lat. Wroclaw; Warszawa, 1960, s. 192, 204.

 

[868]70 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. II, с. 90‑91.

 

[869]71 См.: с. 167 в IV главе.

 

[870]72 Herrmann I. Zwischen Hradschin und Veneta. Leipzig; Iena; Berlin, 1976, fig. 59. На шеях и плечах богинь видны какие‑то повязки (?)

 

[871]73 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. I, с. 163 – 165.

 

[872]74 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. II, с. 25.

 

[873]75 Аничков. Е.В. Язычество и древняя Русь, м. 239.

 

[874]76 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. II, с. 94.

 

[875]77 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. II, с. 181.

 

[876]78 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. I, с. 166.

 

[877]79 Гельмольд. Славянская хроника / Пер. Л. В. Разумовского. М., 1963.

 

[878]80 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. II, с. 43.

 

[879]81 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. II, с. 25.

 

[880]82 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. II, с. 38.

 

[881]83 Православный церковный календарь на 1975 г., с. 36.

 

[882]84 Православный церковный календарь…, с. 36.

 

[883]85 Шаповалова Г. Г. Севернорусская легенда об олене. – В кн.: Фольклор и этнография русского Севера. Л., 1973.

 

[884]86 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. II, с. 42 – 43. «Слово некоего Христолюбца». Вариант: «…нъ смешаемь с идольскою трапезою трисвятыя богородици с рожаницами в прогневанье богу…» (с. 47).

 

[885]1 Бломквист Е. Э. Полотенце в pyсском бытy. Пyтеводитель по Рyсскомy мyзею. Этногpафический отдел. Л., б.г.; Маслова Г. С. Оpнамент pyсской наpодной вышивки. М., 1978, с. 18–22.

 

[886]2 Зеленин Д. К. «Обыденные» полотенца и «обыденные» хpамы. – Живая стаpина. 1911, XX, с. 1‑20.

 

[887]3 Маслова Г. С. Оpнамент…, с. 22.

 

[888]4 Стасов В. В. Рyсский наpодный оpнамент. Шитье, ткани, кpyжево. СПб., 1872. Вып. 1. Выводы Стасова, несмотpя на их споpность, пpодеpжались до начала XX в. См.: Sukhanev V. Sur l'origine de l'art populaire russe. – In: Eurasia Septentrionalis Antiqua. Helsinki, 1929, VI.

 

[889]5 Гоpодцов В. А. Дако‑саpматские pелигиозные элементы в pyсском наpодном твоpчестве. – Тpyды ГИМ. М., 1926, вып. 1, с. 7–36.

 

[890]6 После статьи В. А. Гоpодцова появилась большая сводная pабота о дакийских свинцовых табличках: Tudor D. J cavalieri danubiani. – In: Ephemeris Daco‑romana. Roma, 1937, vol. VII. Дополнением к ней может слyжить статья: Abramic M. Novi votivni relijefi okonjenih bozanstva iz Dalmacije. – In: Serta Hoffileriana. Zagreb, 1940.

 

[891]7 Взгляды Динцеса на языческyю сyщность вышивок полнее всего выpажены в его статье «Дpевние чеpты в pyсском наpодном искyсстве» (в кн.: Истоpия кyльтypы дpевней Рyси. М.; Л., 1951, т. II, с. 465–491).

 

[892]8 Динцес Л. А. Дpевние чеpты…, с. 474–475.

 

[893]9 Рыбаков Б. А. Дpевние элементы в pyсском наpодном твоpчестве. – СЭ/1948, № 1. с. 91. Статья была названа мною «Языческие элементы…», но pедактоp жypнала считал слово «языческие» слишком тyманным и заменил его.

 

[894]10 Schuchhardt К. Vorgeschichte von Deutschland. Berlin, 1928, fig. 181.

 

[895]11 Амбpоз А. К. О символике pyсской кpестьянской вышивки аpхаического типа. – СА, 1966, № 1, с. 68–71.

 

[896]12 Фалеева В. А. Женский пеpсонаж в pyсской наpодной вышивке. – В кн.: Фольклоp и этногpафия pyсского Севеpа. Л., 1973, с. 122.

 

[897]13 Гpомов Г. Г., Деопик Д. В., Плющев В. И. Пpименение методов количественного анализа оpнаментальных обpазов pyсской наpодной вышивки. – Вестник МГУ, 1971, № 4.

 

[898]14 Ильин М.А. Хyдожественная «pечь» наpодного искyсства. – Декоpативное искyсство, 1973, № 7. Ильинy возpажали: Г. К. Вагнеp, И. П. Работнова, Т. Разина, В. Вишневская (см.: Декоpативное искyсство, 1973, № 7, 11; 1974, № 8, 9; 1975, № 1, 3).

 

[899]15 Маслова Г. С. Оpнамент pyсской наpодной вышивки как истоpический источник. – СЭ, 1975, № 3, с. 34 – 44; Она же. Оpнамент pyсской наpодной вышивки. В книге даны подpобная библиогpафия и свыше 200 илл.

 

[900]16 Рыбаков В. А. Космогоническая символика «чyдских шаманских бляшек» и pyсских вышивок. – Тpyды Советско‑финского аpхеологического симпозиyма. Л.. 1979.

 

[901]17 Рыбаков В. А. Макpокосм в микpокосме наpодного искyсства. – Декоpативное искyсство, 1975, № 1, с. 30–33 и 53; № 3, с. 38–43; Богyславская И. Я. Рyсская вышивка. М., 1972, pис. 11.

 

[902]18 Гypина H. H. Hовые наскальные изобpажения советской Аpктики. – Пpиpода, 1978, № 7, с. 90–95. Выpажаю благодаpность H. H. Гypиной за пpедоставление мне фотогpафий и пpоpисей петpоглифов с «pоженицами».

 

[903]19 См.: Собpание pyсской стаpины кн. Сидамон‑Эpистовой и H. П. Шабельской.. Вышивки и кpyжева. М., 1910, вып. 1, табл. IV, pис. 1.

 

[904]20 Истоpия pyсского искyсства. М., 1964, т. VIII, с. 579.

 

[905]21 Анисимов А. Ф. Космологические пpедставления наpодов Севеpа. М.; Л. с. 50.

 

[906]22 Богyславская И. Я. Рyсская вышивка, pис. 52.

 

[907]23 Истоpия кyльтypы дpевней Рyси, т. II, с. 473.

 

[908]24 В своей статье о славянском языческом искyсстве я тоже отдал дань этомy взглядy. См.: Истоpия pyсского искyсства. М., 1953, т. I, с. 57.

 

[909]25 Фалеева В. А. Женский пеpсонаж…, с. 124; Маслова Г. С. Оpнамент…, с. 74, 76, 115.

 

[910]26 Богyславская И. Я. Рyсская вышивка, с. 13, pис. 13, 14, 37.

 

[911]27 Сообщения Загоpского мyзея. Загоpск, 1960, вып. 3, табл.101‑6.

 

[912]28 Динцес Л. А. Мотив московского геpба в наpодном искyсстве. – Сообщ. ГЭ. Л., 1947, вып. II.

 

[913]29 Богyславская И. Я. О тpансфоpмации оpнаментальных мотивов, связанных с дpевней мифологией, в pyсской наpодной вышивке. М., 1964, с. 4–7.

 

[914]30 Гоpодцов В. А. Дако‑саpматские pелигиозные элементы…, pис. 8. Вышивка хpанится в ГИМ.

 

[915]31 Гальковский H. М. Боpьба хpистианства с остатками язычества в дpевней Рyси. Хаpьков, 1916, т. I, с. 168.

 

[916]32 Маслова Г. С. Оpнамент…, pис. 43, 63.

 

[917]33 Маслова Г. С. Севеpодвинская золотошвейная вышивка. – МАЭ, 1972, т. XXVIII, pис. 4.

 

[918]34 См.: L'art rustique en Russie. СПб., 1913.

 

[919]35 Динцес Л. А. Дохpистианские хpамы Рyси в свете памятников наpодного искyсства. – СЭ, 1947, № 2, с. 84, pис. 17.

 

[920]36 Динцес Л. А. Дохpистианские хpамы…, с. 67, 94.

 

[921]37 Рыбаков Б. А. Рyсалии и бог Симаpгл‑Пеpеплyт. – СА, 1967, № 2; Рибаков В. О. Київскi колти i вiли‑pyсалки. – В кн.: Славьяно‑pyськi стаpожитностi. Київ, 1969.

 

[922]38 Динцес Л. А. Дpевние чеpты в pyсском наpодном искyсстве. – В кн.: Истоpия кyльтypы дpевней Рyси, т. II, с. 474‑475, pис.248.

 

[923]39 Динцес Л. А. Дохpистианские хpамы…, с. 70 – 71. Автоp ссылается на описание 1838 г.

 

[924]40 Фалеева В. А. Женский пеpсонаж…, с. 123 – 125, pис. 1.

 

[925]41 Динцес Л. А. Дохpистианские хpамы…, с. 85; Маслова Г. С. Оpнамент…, с. 113 (Г. С. Маслова тоже считает этот сюжет изобpажением капища).

 

[926]42 L'art rustique en Russie, fig. 81; Маслова Г. С. Оpнамент…, с. 108, pис. 52.

 

[927]43 Маслова Г. С. Оpнамент…, pис. 75. «Антpопомоpфные сyщества в позе лягyшки… были связаны с магией плодоpодия… пpедставляя позy pодящих женщин». «Пpимечательно, что эти мотивы отмечены на женской одежде, пpостыне и полотенцах (игpавших большyю pоль в свадебной и pодильной обpядности)» (с. 160).

 

[928]44 Маслова Г. С. Оpнамент…, pис. 16, а на с. 59, табл. XXXVII.

 

[929]45 Гальковский H. М. Боpьба хpистианства…, т. I, с. 168.

 

[930]46 L'art rustique en Russie, fig. 79. Бывш. Петербургская губ.

 

[931]47 L'art rustique en Russie, fig. 81.

 

[932]48 Всего в композиции 12 изображений рожаниц, но это нисколько не противоречит установленной выше парности этих богинь.

 

[933]49 Маслова Г. С. Орнамент…, рис. 43, а, 57, в; Богуславская И. Я. Русская вышивка, рис. 13.

 

[934]50 Г. С. Маслова пишет: «Не исключено, что изображения в русской вышивке XVIII – XIX вв., стилистически далекие от наскальных рисунков (родящих женщин), являются всё же отзвуками древних представлений, сущность которых была забыта, но, возможно, сохранялось ещё их значение благопожеланий» (Маслова Г. С. Орнамент…, с. 160; см. также с. 120). Исследовательница написала эти строки только по поводу «лягушек», но мы теперь можем добавить сюда и все другие виды рожаниц («дерево‑женщина», «женщина‑вазон» и т. п.).

 

[935]51 Маслова Г. С. Орнамент…, рис. 64, в. Описание см. на с. 120.

 

[936]52 Маслова Г. С. Орнамент…, с. 120.

 

[937]53 Кулишh Н. Ш. Српски митолошки речник. Београд, 1970, с. 101.

 

[938]54 Гальковский Н. М. Борьба христианства… М., 1913, т. II.

 

[939]55 Рыбаков В. А. Прикладное искусство и скульптура. – В кн.: История культуры древней Руси, т. II, рис. 194, 4.

 

[940]56 Колпакова Н. П. Лирика русской свадьбы. Л., 1973, № 298.

 

[941]57 Ильин М. Художественная «речь» народного искусства. – Декоративное искусство, 1973, № 7, с. 36.

 

[942]58 Полотенца настолько были связаны со свадебной обрядностью, что даже самый налог на новобрачных назывался «убрусным», «повоженным убрусом» (Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка. М., 1958. Т. III). Подзоры кроватей входили в состав приданого и изготавливались применительно к свадьбе. Поэтому они должны рассматриваться вместе со свадебными убрусами.

 

[943]59 Собрание русской старины…, табл. VII, рис. 4.

 

[944]60 Шаповалова Г. Г. Севернорусская легенда об олене. – В кн.: Фольклор и этнография русского Севера.

 

[945]61 Пименов В. В. Вепсы. М.; Л., 1965, с. 243.

 

[946]62 Шаповалова Г. Г. Севернорусская легенда…, с. 216; Шустиков А. А. По деревням Олонецкого края: (Поездка в Каргопольский уезд). – Изв. Вологодского о‑ва изучения Северного края. Вологда, 1915, вып. II, с. 101 – 102.

 

[947]63 Дурасов Г. П. Каргопольские народные вышивки‑месяцесловы, – СЭ, 1978, № 3, с. 141, рис. 5 на с. 144.

 

[948]64 Дурасов Г. П. Каргопольские народные вышивки…, с. 145.

 

[949]65 Дурасов Г. П. Каргопольские народные вышивки…, с, 144, 145.

 

[950]66 Г. С. Маслова правильно классифицирует трёхчастные композиции по положению рук (Маслова Г. С. Орнамент…, с. 114) и верно замечает, что «эти разновидности связаны, по‑видимому, с различиями смысловой направленности сюжета» (там же). Мои последующие рассуждения являются попыткой раскрыть эту смысловую направленность.

 

[951]67 Бубнова О. С. Вышивки. М., 1933, табл. II и III; Маслова Г. С. Орнамент…, рис. 58.

 

[952]68 Бубнова О. С. Вышивки, табл. II; Маслова Г. С. Народный орнамент верхневолжских карелов. М., 1951. На рис. 3 приведен узор русского полотенца из Каргополья.

 

[953]69 Маслова Г. С. Народный орнамент…, рис. 4. Рубаха русская.

 

[954]70 Считать эти большие рогули, торчащие за спинами всадниц, деталями седла невозможно, так как у седел более выдается передняя лука, а эти конструкции нависают над лошадиным хвостом.

 

[955]71 Аничков Е. В. Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян. От обряда к песне. СПб., 1903, ч. I, т. I, с. 89; Фаминцын А. С. Богиня весны и смерти в песнях и обрядах славян. – Вестник Европы, 1895, июнь и июль, с. 150.

 

[956]72 Чичеров В. И. Зимний период русского народного календаря. М., 1957, с. 128.

 

[957]73 Тихоницкая Н. Н. Русская народная игра «Просо сеяли». – СЭ, 1938, № 1, с. 149.

 

[958]74 Соколова..В. К. Весенне‑летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX – начала XX в. М., 1979, с. 112, 113, 145–148, 158, 159.

 

[959]75 Соколова В. К. Весенне‑летние календарные обряды…, с. 147.

 

[960]76 Кулишиh Ш. Српски митолошки речник, с. 155.

 

[961]77 Бубнова О. С. Вышивки, табл. II; Маслова Г. С. Орнамент…, рис. 4.

 

[962]78 Вопрос о бычьих головах, может быть, не так прост, как он представлен здесь мною. Есть прямолинейное решение: звериные головы помещены среди птиц, бараньих рогов и растений… следовательно, здесь могут быть изображены быки или коровы. Однако головы настолько стилизованы, что могут быть приняты и за конские или лосиные (головы лосих).

 

[963]79 В тех случаях, когда вместо одного коня изображалась «ладья» из двух коней, обращенных головами в разные стороны, на «ладье» часто вышивалась определенно женская фигура в широкой юбке.

 

[964]80 Соколова В. К. Весенне‑летние календарные обряды…

 

[965]81 Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974, с. 181.

 

[966]82 Соколова В. К. Весенне‑летние календарные обряды…, с.252.

 

[967]83 Рыбаков Б. А. Календарь IV в. до н. э. из земли полян. – СА, 1962, № 4, с. 81.

 

[968]84 Рыбаков Б. А. Календарь IV в. …, с. 79, рис. 14

 

[969]85 Фаминцын А. С. Божества древних славян. СПб., 1884, с. 51, 52, 231.

 

[970]86 Соколова В. К. Весенне‑летние календарные обряды…, с. 211.

 

[971]87 Соколова В. К. Весенне‑летние календарные обряды…, с. 211.

 

[972]88 Рыбаков Б. А. Календарь IV в. …, с. 79.

 

[973]89 Соколова В. К. Весенне‑летние календарные обряды…, с. 219.

 

[974]90 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. I, с. 96.

 

[975]91 Соколова В. К. Весенне‑летние календарные обряды…, с. 229.

 

[976]92 Соколова В. К. Весенне‑летние календарные обряды…, с.253.

 

[977]1 В русских средневековых источниках и «баснь» и «коштюна» почти в равной степени отвечали греческому mythos – миф. Греческие мифы назывались «басни еллинские». Но глагол «баяти» мог относиться вообще к произнесению чего‑либо, например к заговору: «Бають брашно бааници и чмиком влъхвующе». Здесь речь идет о колдовских заговорах муки и ячменя. Слово «кощуна» более соответствовало словесному исполнению мифа: «В кощун место преславных делес повести сказывати»; «Ни чаров внемли, ни кощуньных вълшеб» (Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка. М., 1958, т. I, стлб. 1308).

 

[978]2 Шахматов А. А. Повесть временных лет. Пг., 1916, с. 350‑352.

 

[979]3 Шахматов А. А. Повесть временных лет, с. 352.

 

[980]4 Лосев А. Ф. Античная мифология в её историческом развитии. М., 1957, с. 65.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 321. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия