Студопедия — РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Мы отдаем себе отчет в том, что при анализе письменных ответов мы группировали их по темам в соответствии с наши­ми внутренними критериями
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Мы отдаем себе отчет в том, что при анализе письменных ответов мы группировали их по темам в соответствии с наши­ми внутренними критериями






 

 

Мы отдаем себе отчет в том, что при анализе письменных ответов мы группировали их по темам в соответствии с наши­ми внутренними критериями. Мы исходили из определений и понятий, используемых в психологии, стараясь максималь­но приблизить их к тому, что имели в виду и хотели выра­зить респонденты. Свой анализ мы начали с выявления тех форм активности, которые особым образом акцентировались в их письменных ответах. Ровно половина из тридцати двух респондентов (шестнадцать человек) написали о том, что они создали значимые для них рисунки, картины, скульптуры и коллажи. Примером может служить ответ одного из респон­дентов, который подошел к созданию рисунка как к процессу:

«Когда нас попросили выразить наши чувства в ка­ком-нибудь виде творчества, я пришел в сильное волне­ние и начал рисовать большое, преисполненное гнева чудовище. Работая над ним, я почувствовал нечто, подоб­ное отстраненности, и стал наблюдать себя, в гневе соз­дающего что-то. Было похоже, будто бы это рисунок соз­давал меня» (Респондент 17).

Эта цитата свидетельствует о том, что участник семинара способен выразить некий неизвестный ему ранее, неиссле­дованный аспект самого себя с помощью определенной формы искусства, без слов. Участники семинара постепенно начинали доверять и другим способам выражения и позна­ния своих чувств, образов и потенциальных возможностей. Значимой для участника становилась именно та форма искусства, которую он сам выбрал, и это отношение сохраня­лось до тех пор, пока его интерес не переключался на что-ли­бо другое. Приведенная выше реакция гнева была выражена посредством рисования и представляла собой новое отноше­ние к этой часто подавляемой эмоции.

Следующая из наиболее распространенных форм актив­ности включала в себя различного рода движения: индиви­дуальный и/или групповой танец под музыку, выражение в движении образов рисунка или прочитанного вслух лите­ратурного произведения. Семь респондентов описали свой личный опыт экспрессивных движений. Наиболее яркий пример того, как глубоко танец может затронуть человека, приводится ниже:

«В танце я выражал то, что для меня было историей моей эмоциональной жизни на тот момент. Это был пре­исполненный боли танец, и он затягивал меня все глубже, глубже и глубже к моим глубинным чувствам. Я позволил себе... почувствовать правду в его ритме и интенсивности. Это была наиболее рискованная работа, которую я ко­гда-либо выполнял» (Респондент 3).

Привлекательность человекоцентрированного подхода, использующего средства экспрессивной терапии, связана с утверждением, что человек — центральная фигура, и он мо­жет свободно выбрать то, что будет использовано в качестве инструментов самоисследования: рисование, живопись, дви­жение или что-либо другое.

Следующая по частоте упоминаний форма активности — литературное творчество. Здесь используются разные техни­ки: свободное письмо, сочинение стихов, историй и ведение дневников. Шестеро из тридцати двух респондентов отзыва­лись о данной форме экспрессивного искусства как о личностно значимой и усиливавшей их внутреннее самоощуще­ние. Ниже приводится яркий пример того, как литературное творчество повлияло на жизнь одной из наших респонденток:

«Мы писали... О Духе-проводнике, которого повстре­чали в одной из ранних медитаций. [Затем следует опи­сание ее духа-проводника, после чего она продолжает]… Они устроили для меня церемонию, в ходе которой мне был преподан урок: "Даже тьма может быть желанна, потому что я никогда не теряю себя". Этот опыт дал мне силы уникальным образом достичь центра моей соб­ственной жизни» (Респондент 10).

Иногда опыт литературного творчества был прочувство­ван и пережит как завершенный в самом себе, а иногда участ­ники комбинировали этот вид деятельности с другими вида­ми, такими, как движение или элементы драмы (см. пример, приведенный выше).

Шесть респондентов написали о разыгрывании ролей, импровизации, жестикуляции, участии в маскараде, панто­миме или некоторых формах направленного воображения как о волнующем событии, способствующем обретению внутренней мудрости. Здесь мы приводим весьма необыч­ный пример из отчета пожилой респондентки:

«Когда Натали ставила с нами инсценировку под наз­ванием «Деревня», мне досталась роль старой мудрой женщины. Другие люди обращались ко мне в поисках ду­шевного спокойствия и близости. Мне понравилась эта роль; я думаю, она помогла мне принять факт моего старе­ния. Я начала видеть себя человеком, обладающим боль­шой мудростью, которой я могу поделиться с другими» (Респондент 14).

Два других респондента писали о том, что для них были значимы музыка и особенно игра на ритмических и ударных инструментах, а один респондент таким значимым занятием назвал медитацию. Ниже приводится пример того, как звук и ритм действуют на человека:

«Игра на музыкальных инструментах, особенно на ударных, создание ритмов, перекликающихся друг с дру­гом,— все это заряжало энергией и доставляло удоволь­ствие. Это усилило мою веру в спонтанность и риско­ванные начинания, в то, что я могу испытать что-то незнакомое и создать нечто новое в своей жизни и в жиз­ни других людей» (Респондент 7).

Из приведенных ответов видно, что участие в том или ином виде творческой деятельности помогло респондентам более позитивно почувствовать и оценить себя. По-види­мому, и индивидуальный, и групповой процессы экспрессив­ного творчества воодушевляют людей и побуждают их вы­ражать себя более открыто и с меньшим страхом перед мне­нием других.

Тренинговые семинары по экспрессивной терапии обес­печивали участников разнообразными формами практиче­ской учебной деятельности, каждому человеку была оказана поддержка в том, чтобы он смог найти свою область для исследования и выражения. Мы особенно подчеркиваем исследовательский аспект. Творческие способности участ­ников и результаты их творчества не оценивались; напротив, каждый из них мог полностью отдаться творческому процес­су в созвучии с выбранным им средством художественного выражения.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 336. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия