Студопедия — С ФЕМИНИСТСКИХ ПОЗИЦИЙ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

С ФЕМИНИСТСКИХ ПОЗИЦИЙ






 

«Феминистские реконцептуализации патриархальной версии социальной, исторической и психологической жизни пред­ставляют несколько кардинально различных точек зрения на феномен человечности» (Sampson, 1989b, p. 2). Несколько феминистски (и постфеминистски) настроенных авторов предложили альтернативу автономной и не связанной с дру­гими людьми модели Я. В соответствии с их взглядами, акцент на сепарации-индивидуации как аспекте идентично­сти характеризует маскулинную точку зрения. Феминистский взгляд обращен к «"другому голосу", с которым, как кажется, женщины вступают в мир и в терминах которого они строят свое мировосприятие. Это "голос" взаимодействия и связей, а не "голос" границ и сепарации» (Sampson, 1988, р. 18). «Женщины живут в мире связей и отношений... Идея сепари­рованной идентичности, или сепарированного ощущения Я, совсем не одна и та же для женщин и для мужчин» (Josselson, 1987, р. 169-170).

Согласно Джосселсон (Josselson, 1987), женщины нико­гда не позиционируют себя отдельно от других из-за спе­цифики развития в раннем детстве. Фактор, имеющий решающее значение в их раннем развитии, — уникальная природа отношений между матерью и дочерью. В силу того, что мать — первичный объект любви и имеет при этом тот же пол, что и дочь, идентификация не требует такой мощной сепарации, как в случае с сыном. Для того чтобы идентифи­цировать себя в качестве мужчины с отцом, сын должен избавиться от своей первичной привязанности к матери. «В результате девочки чувствуют себя более естественными в отношениях с другими... У девочек границы Я никогда не являются столь ригидными, как у мальчиков, и базальное женское ощущение Я весьма гибко связано с миром» (Josselson, 1987, p. 170). Джосселсон отмечает также, что вследствие тендерного сходства материнское влияние на дочь является, вероятно, более интенсивным и более про­должительным, нежели ее влияние на сына.

Таким образом, женщины растут с ощущением Я, изна­чально предполагающим отношения с другими людьми. В данном случае идентичность означает «быть с». Без других нет смысла в реализации Я. Чем больше других, тем больше Я, и наоборот. Идентичность оказывается способом опреде­ления внутреннего опыта Я посредством привязанности к другим. В отличие от мужчин, растущих в культуре само­утверждения, власти, индивидуальных различий, одиноче­ства и отделенности, которую Бекен (Bakan, 1966) назвал «агентствованием», женщины растут в культуре общно­сти, контактов, объединения, кооперации и пребывания вме­сте. Для многих женщин общность значительно важнее, чем агентствование. Сама по себе женщина является выра­жением таких потребностей в агентствовании, как в само­утверждение, мастерство, достижение. Навык и успех в уста­новлении связей образуют краеугольный камень женской идентичности.

Джосселсон (Josselson, 1990) рассматривает семь психо­логических параметров отношения человека к другим лю­дям в качестве оснований и проявлений его идентичности. Потребности во владении, принадлежности и либидозном удовлетворении, по ее мнению, являются генетически первич­ными. Первые две потребности самоочевидны. В третьей ли­бидо выступает как объект, а не поиск удовольствия. Влюб­ленность является открытием себя другому или другим. Страсть является столь интенсивным переживанием из-за единения, достигаемого на физическом уровне. Четвертое из­мерение — признание или отвержение другими. Мы нужда­емся в признании. Как бы мы ни старались жить независимо, игнорируя признание других, это признание дает нам шанс найти самих себя. Переживание признания-отвержения другими является интегральной частью интерсубъектного контекста идентичности.

То же самое справедливо и для пятого измерения связан­ности — идеализации и идентификации. Джосселсон считает (Josselson, 1990), что подростки нуждаются в героях. Она по­лагает, что те подростки, которые не могут кого-либо обо­жать, оказываются в зоне риска. Очень важным шестым измерением идентичности она считает включенность. Иден­тичность появляется благодаря группе, в которую мы вклю­чены. Это почва, на которой растет идентичность. Я является частью социального мира, и наоборот. Мы как часть Я выра­жает интимную взаимосвязь Я с социальным миром.

Идентичность, наконец, возникает на основе того, что че­ловек предлагает другим в виде своей заботы. О нежности и заботе редко говорят в терминах идентичности. Они просто не входят в ту этику развития, которую мы считаем важной в процессе воспитания детей. Это особенно относится к про­цессу социализации мальчиков. В одной из своих работ я писала, что «мальчикам следует прививать то, что в нашем об­ществе традиционно получают девочки, а также следует стимулировать у них развитие аналогичных социально пози­тивных, кооперативных, стимулирующих развитие качеств, в том числе и сензитивность» (Holdstock, 1990с). Возможно, отношения с другими людьми являются основой идентично­сти не только женщин, но и у мужчин, хотя они не реализу­ют их в такой же степени, как стремление к власти и само­утверждению (Josselson, 1990). «Наша психология развития так же, как и наша культура в целом, склонна приравнивать зрелость к независимости и непроницаемости личностных границ, сводя, таким образом, взаимопроникновения различ­ных Я, существующих во взаимоотношениях, к менее зрелым формам существования» (Josselson, 1987, р. 185). Мы должны приложить поистине героические усилия к тому, чтобы до­стичь близости и заботы в отношениях. Умения, требующиеся для этого, совсем не мешают человеку быть эффективным в самых различных ситуациях.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 286. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия