Студопедия — Сейчас, пожалуй, более, чем когда-либо, человечество нуждается в порядке. Ныне и плохой порядок предпочтительнее беспорядка, как "худой мир лучше доброй ссоры".
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сейчас, пожалуй, более, чем когда-либо, человечество нуждается в порядке. Ныне и плохой порядок предпочтительнее беспорядка, как "худой мир лучше доброй ссоры".






Кроме революционных экспериментов существуют и другие способы улучшения и реконструкции социальной организации. Таковыми прин­ципиальными канонами являются:

1. Реформы не должны попирать человеческую природу и проти­воречить ее базовым инстинктам. Русский революционный эксперимент,как, впрочем, и многие другие революции дают нам примеры обратного.

2. Тщательное научное исследование конкретных социальных усло­вий должно предшествовать любой практической реализации их рефор­мирования. Большинство революционных реконструкций не следовало этому правилу.

3. Каждый реконструктивный эксперимент вначале следует тестиро­вать на малом социальном масштабе. И лишь если он продемонстриру­ ет позитивные результаты, масштабы реформ могут быть увеличены. Революция игнорирует этот канон.

4. Реформы должны проводиться в жизнь правовыми и конституци- нными средствами. Революции же презирают эти ограничения.

кии рание^этих канонов делает каждую попытку социальной реконстру-

и тщетной. Подобным канонам люди следуют, к примеру, возводя рексты 111111 при разведении скота. Но, увы, очень часто считается, что при НесвИСТР^К-ИИ °бщества нет необходимости следовать этим канонам. ФопмДУЩИЙ человек зачастую становится лидером революционных ре- прелп- ^ЧСТ Реальных условий сплошь и рядом объявляется "буржуазным моще аСС^ДК°М ''а тР ебование законности — трусостью или гражданским нничеством. Призывы к мирным и правовым методам — "реакцией";,

' * необычная болезнь (фр.).

"духом разрушения". Эти "революционные методы" приводят к поо в революционных реконструкциях, а появление жертв становится обВаЛач1 ным явлением. Житель далекой планеты, наблюдающий за цял^^ действиями, вправе заключить, что на земле коровы и мосты пен ^ больше, чем человеческая жизнь: к первым относятся явно с больи*0* тщанием, ими не жертвуют с такой легкостью и в таком количестве, в ка^ приносят на алтарь революции ad majorem gloriam[129]* человеческие жиз°М

Обозревая все эти факты, трудно определить — смеяться над ни*1* или плакать.

При любом раскладе было бы несправедливым уравнивать ппаля человека с "привилегиями" коров и мостов. Однако это требовани гораздо проще выполнить, чем многие призывы всевозможных "neC клараций прав человека и гражданина". ";

Причины революций

Основные причины революций. Анализируя предпосылки революций правильнее было бы начать спричин, порождающих революционные отклонения вповедении людей. Если поведение членов некоего общества демонстрирует такие отклонения, то и все общество должно быть под­вержено подобным изменениям, поскольку оно представляет собой сум­му взаимодействующих друг сдругом индивидов.

Каковы же тогда те причины, которые приводят к быстрым и всеоб­щим отклонениям в поведении людей?

Вопрос о причинах, поставленный в наиболее общей форме, всегда аморфен и имеет некоторый метафизический душок. А потому, видимо, мне необходимо как-то дополнительно квалифицировать свой вопрос. Под причинами я в данном случае разумею комплекс условий, связь событий, обрамленных в причинную цепочку, начало которой теряется в вечности прошлого, а конец — в бесконечности будущего. В этом смысле можно дать предварительный ответ на поставленный вопрос. Непосредственной предпосылкой всякой революции всегда было увели­чение подавленных базовых инстинктов большинства населения, а также невозможность даже минимального их удовлетворения.

Таково в общих чертах суммарное утверждение о причинности револю­ций, которая конечно же проявляется во множестве конкретных реалий разных времен и места действия. Если пищеварительный рефлекс доброй части населения "подавляется" голодом, то налицо одна из причин восстании и революций; если "подавляется" инстинкт самосохранения деспотическими экзекуциями, массовыми убийствами, кровавыми зверствами, то налицо другая причина революций. Если "подавляется" рефлекс коллективного самосохранения (к примеру, семьи, религиозной секты, партии), оскверняют­ся их святыни, совершаются измывательства над их членами в виде арестов и т. п., то мы имеем уже третью причину революций. Если потребность в жилище, одежде и т. п. не удовлетворяется по крайней мере в минимальном объеме, то налицо дополнительная причина революций. Если у большинства населения "подавляется" половой рефлекс во всех его проявлениях (в вид ревности или желания обладать предметом любви) и отсутствуют условИ* его удовлетворения, распространены похищения, насилие жен и принудительное замужество или разводы и т. п. — налицо пятая причин революций. Если "подавляется" собственнический инстинкт масс, гоС?°^е ствует бедность и лишения, и в особенности, если это происходит на Ф°

Действия других, то мы имеем уже шестую причину революций. Если бЛаГ вЛЯется" инстинкт самовыражения (по Э. Россу) или индивидуальности П°Н М ихайловскому), а люди сталкиваются, с одной стороны, с оскорбле­но ^ пренебрежением, перманентным инесправедливым игнорированиемдостоинств идостижений, а с другой — с преувеличением достоинств я* ^еЙ, не заслуживающих того, то мы имеем еще одну причину революций. ^^Если подавляются убольшинства людей их импульс к борьбе исорев-ательности,творческой работе, приобретению разнообразного опыта, ^тоебность в свободе (в смысле свободы речи идействия или прочихП° пределяемыхманифестаций их врожденных наклонностей), порождае-**е0 чересчуруж мирной жизнью, монотонной средой обитания иработой, ораЯ не дает ничего ни мозгу, ни сердцу, постоянными ограничениямиК°свободеобщения, слова идействий, то мы имеем вспомогательные всЛОвия — слагаемые революционного взрыва. И все это лишь неполный список причин. Мыобозначили наиболее значимые импульсы, которые подвергаются "репрессии" и которые ведут к революционным катаклиз­мам, а также лишь основные "репрессированные" группы, руками кото-пых свергаютсястарые режимы и воздвигается знамение революции.

Причем и сила "подавления" наиболее значимых инстинктов, и их совокупное число влияют на характер продуцируемого взрыва. Во всех исторически значимых революциях "репрессии" дают о себе знать осо­бенно на второй их стадии. Необходимо также, чтобы "репрессии" распространялись кад можно более широко, и если не среди подавляюще­го числа людей, то по крайней мере среди достаточно весомой группы населения. Подавление меньшинства существует повсеместно; оно приво­дит к индивидуальным нарушениям порядка, обычно именуемым престу­плениями. Но когда репрессии становятся всеобщими, то это приводит уже к "рутинности" нарушений и свержению режима. Акт этот по сути тождествен тем, которые совершаются индивидами, то есть преступлени­ям, но, став универсальным, он именуется высокопарно — "революция";.

Рост репрессий, как и все остальное в этом мире, — вещь сугубо относительная. Бедность или благоденствие одного человека измеряется не тем, чем он обладает в данный момент, а тем, что у него было ранее и в сравнении с остальными членами сообщества. Полумиллионер сегод­ня, который был мультимиллионером еще вчера, чувствует себя бедня­ком по сравнению со своим былым состоянием и другими милли­онерами. Рабочий, зарабатывающий 100 долларов в месяц, — бедняк в Америке, но богач в России. То же можно сказать и о возрастании или сокращении "репрессий". Они возрастают не только с ростом трудно- стви на пути удовлетворения инстинктов, но и тогда, когда они возраста­ет с разницей в темпах у разных индивидов и групп. При виде прекрасно Ротированного обеденного стола человек, физиологически вполне сы- и, почувствует голод и подавленность. Человек, увидев роскошные и и фешенебельные апартаменты, чувствует себя плохо одетым и ГД0МШ>1м, хотя с разумной точки зрения он одет вполне прилично ^имеет приличные жилищные условия. И это вновь — пример подавле­но ^Деленных инстинктов[130]. Человек, объем прав которого достаточ­ны* иРен> чувствует себя ущемленным перед лицом более существен- * привилегий у других.

Эти примеры могут послужить в качестве иллюстрации к моему тез и объяснить, почему в таком значительном числе случаев "подавлен**0^ инстинктов определенных групп в дореволюционные периоды возраст**6 не столько абсолютно, сколько относительно, первым долгом благода^ росту правовой собственности, социальной дифференциации и неравен ву. Следует постоянно помнить об этой релятивности "репрессий";

В этом суть первичной и всеобщей причины революций. Но таког объяснения было бы достаточно. Ведь для революционного взрьгв^ необходимо также, чтобы социальные группы, выступающие на страж существующего порядка, не обладали бы достаточным арсеналом средств для подавления разрушительных поползновений снизу. Когда растущим революционным силам "репрессированных" инстинктов груп­пы обороны способны противопоставить контрсилу подавления, а тем самым создать баланс давления, революция отнюдь уже не является столь неизбежной. Возможен сериал спонтанных выступлений, но не более. Когда же силы порядка уже не способны проводить в жизнь практику подавления, революция становится делом времени.

Таким образом, необходимо вновь подчеркнуть, что 1) растущее подавление базовых инстинктов; 2) их всеобщий характер; 3) бессилие групп порядка в адекватном описании являются тремя необходимыми составными всякого революционного взрыва.

Почему подавление импульсов всегда ведет к революциям? Почему рост репрессий базовых инстинктов масс приводит к всеобщим революционным отклонениям в поведении людей? Да потому, что подавление основных импульсов неизбежно вынуждает людей искать пути выхода, так же как и любой другой живой организм ищет спасения от несвойственной ему окружающей среды. Старые формы поведения нетерпимы, следовательно, необходим поиск новых форм. Репрессированный рефлекс вначале старается найти выход в подавлении в свою очередь других инстинктов, которые препятствуют его удовлетворению. К примеру, репрессированный пищева­рительный инстинкт оказывает давление на те тормоза, которые удержива­ют человека от воровства, лжи, поедания запретной пищи и т. п. И тот, кто никогда не крал, становится вором и бандитом; тот, кто стыдился протянуть руку, становится попрошайкой; верующий прекращает поститься; тот, кто всегда соблюдал закон, порывает с ним; аристократ, поборов в себе чувство позора, отправляется на рынок, дабы продать пару штанов; тот, кто стеснялся есть на улице, теперь делает это запросто; тот, кто ранее презирал людей, теперь попросту льстит им, лишь бы заполучить ломоть хлеба, и т. п. Исчезновение большинства привычек, препятствующих удовлетворению репрессированных врожденных инстинктов, означает освобождение их от множества тормозов и способствует высвобождению их. В то же время это означает и ослабление условных рефлексов, которые ранее сдерживали все же человека от совершения определенных актов насилия, подобно воровст­ ву, убийствам, святотатству и т. п.[131]

Человеческое поведение отныне развивается по биологическим зако­нам. Репрессированные инстинкты, разрушившие условные фильтры поведения, начинают оказывать давление на все остальные инстинкты- Баланс равновесия между ними исчезает, а инстинкты, на которы оказывается давление, смещаются. Это приводит к новой серии сдвиго в условных рефлексах и вызывает еще большую "биологизацию"; повеД "

Дей, дальнейшую расторможенность в совершении антисоциаль- fKT0B. Если правительство и группы, стоящие на страже порядка, не agHbI предотвратить распад, "революция" в поведении людей насту- сП°с°незаМедлительно: условно принятые "одежки" цивилизованного бдения мгновенно срываются, а на смену социуму на волю выпуска- '^рстия". Но как только видоизменяется тип поведения масс, то







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 330. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия