Студопедия — ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ






Давно известно большое и многогранное влияние искус­ства на жизнь и здоровье людей, поэтому к нему стали на­стойчиво обращаться за помощью. Искусство помогало, воз­вращая силы, устойчивость и активность.

Психотерапевтические, развивающие возможности искус­ства лежат в самой его природе. Быть может, искусство и было создано для того, чтобы не только принести человеку эстетические радости, но и помочь, сохранить и защитить его от всего, что мешает нормально существовать. Произве­дения искусства, по-видимому, способны создавать особое психо-энергетическое поле, транслирующее положительную энергетику своих творцов слушателям и зрителям. Эта энер­гетика обладает множественностью воздействия: она способ­на исцелять и возвращать к жизни, оказывать психологичес­кую помощь, вселять надежду и укреплять уверенность в себе.

В традициях разных народов сложились особые формы музыки и ритуальных танцев, предназначенные для защиты


человека от негативных воздействий. Появились и «профес­сионалы» — шаманы, колдуны, маги, помогающие человеку преодолевать внешние и внутренние трудности. Такие фор­мы искусства канонизировались и становились традицион­ными. В них были сосредоточены апробированные и заведо­мо хорошо действующие приемы оздоровления.

Многие столетия народная практика искусствотерапии иг­норировалась академической медициной. И только в XIX ве­ке оформился интерес ученых к терапии искусством (арттера-пии), что привело к созданию действенных систем, школ и направлений, в результате чего эта область медицины стала ее самостоятельной ветвью.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

В последнее время арттерапия и, в частности, музыкотерапия находят множество сторонников во многих странах. Специально подобранная музыка звучит в больницах (в по­слеоперационных палатах и палатах интенсивной терапии), кабинетах психологов и психотерапевтов.

Исследования американских и чешских ученых показали, что пожилые люди с глубоким поражением интеллекта, за­бывающие свое имя, преображаются, когда слышат музыку своей молодости.

В настоящий момент для терапевтических целей приме­няется как классическая, так и новая медитативная музыка. Часто прослушивание музыкальных фрагментов сопровожда­ется рисованием, лепкой, занятиями аппликацией. Таким образом, прослушивание музыки стимулирует человека к со­зданию собственного творческого продукта. Все это дает ос­нование для использования арттерапевтической методологии в процессе коррекции и развития «особых» детей с пробле­мами развития.

Наиболее видимое воздействие музыка и живопись ока­зывают на эмоциональную сферу человека.

В рамках экспериментальной программы «Особый ребе­нок» в школу была набрана группа детей 6—11 лет, у которых


 




глубокое нарушение интеллекта сочеталось с ДЦП, миопатией, хромосомными нарушениями, аутизмом и др. па­тологией. Эти дети ранее нигде не обучались, не были при­учены к общению в коллективе, проявляли различные не­гативные эмоциональные реакции, у многих отсутствовали элементарные навыки самообслуживания. Это были дети, за которых «никто не брался». Сначала они враждебно относи­лись друг к другу, не могли долгое время находиться в группе.

Адаптируя этих детей к школе, педагогам-дефектологам пришлось выполнять роль сиделок и санитарок. Много ду­ши, таланта и профессионального мастерства было вложено, прежде чем дети полюбили школу, привыкли друг к другу, стали воспринимать новое.

Однако нестабильность эмоционального состояния, его непредсказуемость, неадекватные невротические реакции яв­лялись серьезной проблемой. Психоэмоциональное состоя­ние «особых» детей находится в прямой зависимости от пере­падов атмосферного давления, смены погоды, посторонних раздражителей (новая обстановка, новые люди и пр.) и соб­ственного эмоционального состояния и самочувствия педа-гогов-дефектологов.

Для стабилизации эмоционального состояния детей педа­гоги обратились к музыке. Известно, что музыка имеет боль­шое значение в духовной жизни человека. Многие специа­листы — педагоги, психологи, психотерапевты и другие — используют музыку в своей практике. Специально подобран­ная музыка помогает человеку в работе, снимает напряже­ние, вызывает позитивные эмоции и развивает душу. Все это справедливо для обычных людей. Но какое влияние оказы­вает музыка на внутренний мир детей с проблемами психи­ческого развития?

Эти и многие другие вопросы задавали себе педагоги. Свой эксперимент они начали с прослушивания грамзаписей детских песенок. Быстрые и веселые детские песни вызывали у детей не только улыбку, но и возбуждение, неадекватные эмоциональные реакции, шум, беспорядочную активность. Тогда педагоги поняли, что этим детям нужна другая музыка, более спокойная и одухотворенная.


Педагоги дали прослушать детям произведения И.-С. Ба­ха, Л. - В. Бетховена, П. И. Чайковского и Г. Ф. Генделя. Они увидели, что дети с большим удовольствием, «как зачарован­ные», слушают классическую музыку. И именно такая му­зыка способствовала стабилизации их психоэмоционального состояния.

Во взгляде детей появились глубина и понимание. Было заметно, как в процессе прослушивания музыкального про­изведения у детей расслабляются мышцы, уходит напряже­ние. Важно отметить, что педагоги специально подбира­ли музыку. Главными критериями для отбора музыкальных произведений были: спокойный темп, отсутствие диссонан­сов и напряженных кульминаций в разработке музыкальной темы, мелодичность и гармоничность. Педагоги заметили, что у детей с глубокими психическими проблемами есть внутренняя потребность в музыке, несущей умиротворе­ние, духовную цельность и ясность. Таким образом, сложи­лась программа классической музыки, которая предла­галась детям сначала только с целью паузы, разгрузки. В нее вошли такие музыкальные произведения, как «Лун­ная» соната Л.-В. Бетховена, «Утро» из сюиты Э. Грига «Пер Гюнт», концерт для кларнета с оркестром В.-А. Моцарта, «Кантата» И.-С. Баха, «Лебедь» К. Сен-Санса, «Шум дождя» Ф. Шопена, «Аве, Мария» Ф. Шуберта, а также произведе­ния М. Равеля, Ф. Гайдна, П. И. Чайковского и С. Рахмани­нова.

Сначала дети внимательно слушали и глубоко восприни­мали классическую музыку не более 10 минут. Для умствен­но отсталых детей, отличающихся рассеянным неустойчи­вым вниманием, это время является достаточно большим. По мере привыкания детей к классической музыке время прослушивания увеличилось до 15 минут. Педагоги замети­ли, что в результате прослушивания музыкальных произве­дений внимание на общеобразовательных занятиях стало бо­лее устойчивым.

Позитивный отклик детей на классическую музыку позво­лил педагогам расширить музыкальный репертуар и включить в него специальную музыку, направленную на снятие напря-


 


O



жения и релаксацию. Так список музыкальной программы дополнился произведениями Anugama, К. Waif «Ascention», М. Рере «Visions», «Звуками природы» и другой медитативной музыкой. Педагоги проводили строгий отбор специальной му­зыки.

«Особые» дети чрезвычайно чувствительны к качеству му­зыки, к тем образам и состояниям, которые она вызывает. Часто спонтанная реакция детей являлась индикатором ка­чества музыки. Детская интуиция удивительно точно опре­деляла те музыкальные композиции, которые впоследствии заняли место в фонотеке.

С появлением в фонотеке группы новой медитативной му­зыки дети получили уникальную возможность выбора. Они могли дать понять педагогам, какого рода музыку им хо­чется слушать в данный момент — классическую или меди­тативную. Постепенно выработались личностные предпо­чтения.

Таким образом, внутренний мир «особых» детей, доселе скрытый, недостаточно понятный и непредсказуемый, при­открыл свою тайну. Наблюдение за детьми в моменты про­слушивания музыкальных произведений, исследование му­зыкальных предпочтений, отслеживание динамики психо­эмоционального состояния детей до и после прослушивания музыки дали педагогам уникальную информацию о законо­мерностях внутренней жизни «особых» детей. Педагоги по­лучили возможность регулировать психоэмоциональное состояние детей в соответствии с их внутренним глубинным запросом, а не авторитарно-директивно.

Музыка стала для детей, с одной стороны, средством для создания и поддержания эмоционального равновесия, с дру­гой стороны — инструментом моделирования позитивного рабочего состояния. Музыка стала неотъемлемым компонен­том коррекционно-развивающего процесса.

После того как первичная тревога и недоверие были пре­одолены, встал вопрос: как понять изменения, происходящие с ребенком, получить от него обратную связь? Ведь эти дети не могут выразить свои чувства и переживания общеприня­тыми средствами.


РИСОВАНИЕ ПОД МУЗЫКУ

Следующим шагом на пути развития и адаптации «осо­бых» детей стало рисование под музыку как классическую, так и медитативную.

Рисование под музыку как один из приемов арт-терапии довольно широко применяется в современной пси­хотерапевтической практике. Такой вид самовыражения позволяет психически неадекватным людям экстериорези-ровать (перенести вовне) внутреннее напряжение, усилить внутренние позитивные процессы, направленные на выздо­ровление, а также дает психотерапевту информацию о дина­мике психоэмоционального состояния пациента.

Однако это справедливо для людей, не имеющих глубоких нарушений интеллекта. Но сможет ли «особый» ребенок от­разить на бумаге собственное психоэмоциональное состоя­ние, навеянное музыкальным произведением? Этот и многие другие вопросы задавали себе педагоги, приступая к экспе­рименту.

Сложность эксперимента заключалась еще и в том, что детям было трудно самостоятельно держать кисточку и поль­зоваться красками. Педагогам потребовалось много времени и терпения, для того чтобы научить детей пользоваться кис­точкой, красками и бумагой.

«Особые» дети не могут передавать в своих рисунках об­разы предметов в правильных пропорциях, ракурсах и пр. Поэтому педагоги попробовали с ними декоративное ри­сование (волнистые линии, отпечатки кисточки, рисование кончиком кисти и пр.).

Первые опыты самостоятельного рисования доказали, что дети часто выбирают для рисования черный или другой тем­ный цвет. Педагоги предположили, что такой выбор может быть связан со сложным психоэмоциональным фоном детей

Анализ используемой детьми цветовой гаммы дает педа­гогам экспресс-информацию об актуальном психоэмоцио­нальном состоянии ребенка. Например, если ребенок рису­ет преимущественно красной или черной краской, педагог знают, что ему сегодня необходим щадящий режим работы


 




В этом случае ему предлагается понаблюдать за рыбками, покачаться в кресле, расслабиться в «сухом бассейне», по­слушать записи природных звуков (журчание ручья, шум дож­дя, пение птиц, и пр.).

Постепенно рисование под музыку изменило цветовую гамму, выбираемую детьми. Появились светлые тона, более яркие краски. Таким образом, можно сделать предположение о том, что специально подобранная музыка в момент рисо­вания позитивно влияет на психоэмоциональное состояние детей.

Было замечено, что характер рисунков, выполненных под классическую и медитативную музыку, различен. В рисун­ках, созданных в момент звучания классической музыки, прослеживалась некоторая структура: отдельные линии, точ­ки, образные элементы. В рисунках, выполненных под ме­дитативную музыку, подобная структурированность не на­блюдалась: рисунки представляли собой сложное перепле­тение цветовых пятен, заполняющих пространство листа, отдельные абстрактные элементы рисунков были взаимосвя­заны друг с другом, плавно переходили один в другой, как будто подчиняясь какому-то закону.

Арттерапевты заметили, что восприятие классической и специальной музыки у людей в «норме» различно. Чаще всего в ответ на классическое музыкальное произведение у человека возникает какой-то конкретный образ: картинка из прошлого, другая цепочка конкретных образов, либо доста­точно чётко разделенные цветовые пятна. Восприятие же медитативной музыки отмечено созданием неожиданных об­разов, изображением взаимопроникающих цветовых пятен, ощущением себя различными объектами окружающего ми­ра и пр. Рисунки, выполненные под медитативную музы­ку — это, как правило, спонтанные рисунки-состояния: аб­страктные пятна различных цветов, невиданные конфигу­рации...

Между наблюдениями арттерапевтов и наблюдениями в классе «особых» детей можно найти определенные парал­лели. Но главное, что дети различают эмоциональные со­стояния, навеянные классической и медитативной музыкой,


улавливают внутренний строй музыки — законы, по кото­рым построено музыкальное произведение.

Работая над изучением природных явлений, педагоги включили в тему рисования дождь, тучи, снегопад, сугробы, летящие осенние листья и пр. При создании этих образов подбиралась соответствующая музыка. Дети предварительно многократно ее слушали, и только после этого рисовали. Такой прием позволил более глубоко ввести детей в соответ­ствующее состояние и четче сформулировать образ, предла­гаемый для изображения. По такому же принципу педагоги работают и с «живыми картинками»: дети выкладывают кар­тинки в соответствии с тем, о чем идет речь, или с теми образами, о которых им рассказывает музыка.

Каждый раз после необычных событий (приход гостей, по­ход на концерт или в кукольный театр) педагоги предлагают детям порисовать, для того чтобы им было легче поделиться со взрослыми своими впечатлениями и переживаниями. Ри­сунки рассказывают педагогам о том, какое воздействие на внутренний мир детей произвело то или иное событие.

В конце дня или в тяжелые дни (магнитные бури, низкое атмосферное давление и пр.) педагоги предлагают детям ра­ботать с папье-маше под музыку. Эта монотонная работа хорошо стабилизирует их внутренние процессы.

Таким образом, сочетая изобразительную деятельность со специально подбираемым музыкальным сопровождением, педагоги могут стабилизировать и развивать эмоционально-волевую сферу детей. Об изменениях в их психоэмоциональ­ном состоянии «рассказывали» используемые детьми цвета, характер мазков и линий (тревожные, спокойные, плавные, отрывистые, структурированные, хаотичные и пр.).

Рисунки детей дают специалисту и родителям информа­цию о внутренних процессах ребенка. Зная, как отражается педагогический процесс на состоянии ребенка, его реакцию, можно смело следовать одному из основополагающих прин­ципов педагогики — «идти от ребенка». А это значит, под­бирать соответствующую индивидуальным особенностям му­зыкальную программу, приемы развития, коррекции и соци­ализации.


 




Работа в этом направлении позволяет говорить о законо­мерностях влияния музыки и рисования под музыку (арттерапия) на психоэмоциональное состояние «особых» детей и сделать следующие выводы.

Рисование под музыку позволяет детям экстериорезиро-вать (выносить вовне) свои эмоции и чувства (для многих детей это единственный способ самовыражения).

Дети получают реальную возможность «увидеть» на ри­сунке свой внутренний мир и донести свои переживания до другого.

Рисование под музыку формирует навыки саморегуляции (рисуя, дети стабилизируют и структурируют свои внутрен­ние процессы, регулируют себя).

Существенно обогащается эмоциональная сфера детей, и совершенствуются способы регуляции собственных эмоций и чувств.

Арттерапия позволяет сублимировать даже негативные эмоции и реагировать на них адекватным путем.

Но самое главное, дети намного продвинулись в способ­ности слышать свой внутренний ритм и ритм других людей, что позволяет им строить позитивные взаимоотношения с окружающими людьми — детьми и взрослыми.

В процессе работы окончательно оформились и принци­пы педагогического воздействия:

1. Завершенность действия. Часто дети не могут уложиться во время, отводимое расписанием на занятие. Однако дляраз­вития эмоционально-волевой сферы важна завершенность процесса. Ибо незаконченное действие отвлекает внимание детей, дестабилизирует их состояние. Поэтому педагоги всегда дают ребенку возможность закончить рисунок и любой другой процесс.

2. Чуткость реакции. Педагоги всегда чутко реагируют на состояние ребенка. Если ребенок в данный момент находит­ся в «нерабочем состоянии», ему предлагается необременяю-щее задание, занятие, «выравнивающее» состояние: рисова­ние, прослушивание аудиозаписей и пр.

3. Подбор музыки «от ребенка». Создание индивидуальных программ. Использование арттерапевтических приемов по-


зволяет работать над развитием эмоционально-волевой сфе­ры детей по трем направлениям:

— осознание ребенком своих желаний и эмоций;

— расширение спектра эмоций ребенка и развитие навы­ков адекватной вербальной и невербальной передачи собст­венного эмоционального состояния;

— обучение ребенка навыкам саморегуляции эмоций.
Научить ребенка дифференцировать свои эмоции не так

просто. Многие исследователи находят связь между эмоцио­нальным состоянием, самочувствием человека и цветом. Так, восьмицветный тест М. Люшера через выбор цветов позволяет диагностировать состояние человека в данный момент. Этот метод важен и в коррекционно-развивающей работе. Связы­вая цвет и состояние, можно, с одной стороны, закрепить знание сенсорных эталонов, с другой стороны, научить ребен­ка дифференцировать свои состояния и регулировать их. Для обозначения состояний можно использовать пиктограммы.

Разнообразные пиктограммы достаточно эффективно ис­пользуются в реабилитационном процессе для обозначения жизненно важных потребностей (есть, пить, спать, ходить в туалет) и элементов социального назначения. Немало разра­ботано и развивающих игр, где используются пиктограммы, отображающие эмоциональные состояния человека (радость, гнев, страх и пр.).

Дети с глубоким нарушением интеллекта могут диффе­ренцировать четыре состояния: радость, беспокойство (кото­рое может проявляться через неадекватные эмоциональные реакции), покой (удовлетворенность) и недомогание (боль, плохое физическое самочувствие, дискомфорт). Эти состоя­ния могут быть отражены в пиктограммах (схематично на­рисованное человеческое лицо, изображающее то или иное эмоциональное состояние). Через объяснение смысла пикто­граммы происходит «проработка», формализация состояния, описание его проявлений (мимика, физические ощущения, сопутствующие желания). Далее детям предлагается связать пиктограмму-состояние с цветом — красным, желтым, си­ним, зеленым и черным. После того как ребенок выбрал цвет, педагог может рассказать ему о том, какой бы цвет


 




выбрал он для обозначения этого состояния. Таким образом, ребенок получает возможность выразить свое состояние и в то же время узнать точку зрения педагога (или родителя, если занятие проводится дома). Этот опыт укрепляет взаимопо­нимание между ребенком и взрослым. И, главное, позволяет увидеть практический смысл сенсорных эталонов цвета.

Для «особых» детей занятия с использованием арттера-певтических приемов — это не просто возможность выразить себя, но и способ социальной адаптации.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 408. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия