Студопедия — КУЛЬТУРА КРАЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КУЛЬТУРА КРАЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.






Книга: ИСТОРИЯ ТАТАРСТАНА (учебное пособие) (Ф.Х.Хузин, И.А. Гилязов, В.И. Пискарев, Б.Ф. Султанбеков, Л.А.Харисова, А.А.Иванов, А.Г.Галлямова)

Первая половина XIX в. стала временем нового подъема отечественной культуры. Серьезные изменения произошли в культурной жизни края, населявших ее народов.

Образование и наука, общественная мысль.

В 1804 г. был основан первый в Поволжье и третий в России Казанский университет. В феврале следующего года его переступили первые 33 студента. Их подготовкой предстояло заняться восьми ординарным профессорам, пяти адъюнкт- профессорам и шести учителям.

Роль Казанского университета в культурной, духовной жизни края первой половины XIX столетия велика и неоспорима. Однако поначалу татары, башкиры, представители других нерусских народов неправославной веры не имели возможности стать его студентами. Лишь через двенадцать лет после основания университета поступило разрешение на прием 20 мусульман на медицинский факультет. Это правило было подтверждено в 1849 г. Тем не менее первые татары и башкиры, представители других тюркских народов получили высшее образование в стенах Казанского университета. Общее их число к середине XIX в. составляло несколько десятков человек.

Определенное развитие в этот период получает начальное и среднее образование. Возникают школы для детей русских государственных и удельных крестьян, в уездных городах учреждаются уездные училища. Кроме уже существовавшей 1-й Казанской гимназии, на базе главного народного училища в 1835 г. создается 2-я гимназия. В последующем многие ее питомцы заняли высшие административные должности, многие стали профессорами Казанского университета, в том числе литературовед Н.Н. Булич, физиолог Н.О. Ковалевский, химик А.М. Зайцев, зоолог Н.М. Мельников, медик Н.И. Котовщиков. Шестью годами позже на средства помещицы А.Н. Родионовой открывается Казанский институт благородных девиц, названный Родионовским. Долгое время институт оставался единственным женским образовательным учреждением в крае. Многие ее воспитанницы работали в самом институте и возникших затем женских учебных заведениях. В 1847 г. при Северо-Восточной ферме Казанского экономического общества была открыта сельскохозяйственная школа. Ее воспитанники, прежде всего дети государственных крестьян, получали знания по земледелию, животноводству, огородничеству, ветеринарии. В 1853 г. для детей духовенства создаются епархиальное и окружное училища.

Не оставалось неизменным число татарских школ. В начале второй половины XIX столетия в крае насчитывалось около 500 сельских мектебов и медресе. Татарские учебные заведения находились в особо стесненных условиях, поскольку правительство средств на их содержание не выделяло. К тому же, не допускалось открытие светских татарских учебных заведений.

Издательское дело и периодическая печать. Важное значение для развития культуры края имело зарождение издательского дела и периодической печати. В 1801 г. была открыта в Казани Азиатская типография, приобретенная на средства отставного поручика А. Бурашева. Через год появились первые, изданные здесь книги на арабском алфавите. В 1807 г. казанским губернатором Б.А. Мансуровым была основана русская типография при губернском правлении. Некоторое время спустя основывается типография Казанского университета, в состав которой позднее вошла Азиатская. Одной из первых изданных здесь книг был букварь и этимология татарского языка И. Хальфина. Впоследствии в Казани были открыты частные типографии Л. Шевица, Ш. Яхина, К.А. Тилли, Г.М. Вячеслава, В результате в первой половине XIX в. по общему количеству издаваемых книг Казань стала занимать третье место в России после Москвы и Петербурга.

Книги несли с собой знания. Их распространению способствовали периодические издания. В первой половине XIX в. появились такие газеты, как «Казанские известия», «Казанские губернские ведомости», журналы «Казанский вестник», «Заволжский муравей». Свои «Ученые записки» начал издавать Казанский университет, а затем стали выходить «Записки Казанского экономического общества». По-разному сложилась судьба этих изданий, они имели разную направленность. Так, основанные в 1811 г. «Казанские известия», которые являлись первой провинциальной газетой в России, через девять лет были закрыты Магницким. С конца 20-х гг. видное место среди либеральной печати России занял журнал «Казанский вестник». В либеральном духе издавался «Заволжский муравей», на страницах которого печаталось немало материалов по истории, географии, статистике, этнографии, по общественным вопросам. Одним из редакторов журнала был преподаватель Казанского университета, историк края М.С. Рыбушкин. Журнал просуществовал только два года, он вынужден был закрыться в 1834 г. из-за недостатка подписчиков. Татарской периодической печати в то время не было. Попытки ее создания не были поддержаны правительством.

Художественная литература, театр, живопись. Нередко на страницах периодической печати можно было встретить произведения художественной литературы. Издавались также литературные сборники, проводились литературные вечера. И в этом отражалось развитие художественной литературы края.

На протяжении нескольких десятилетий центром литературной жизни являлось созданное в 1806 г. Общество любителей отечественной словесности. В нем Объединилось несколько десятков писателей, поэтов, которые представляли все тогдашние литературные направления — классицизм, сентиментализм, реализм, романтизм. Инициаторами и активными членами общества были преподаватель Казанского университета, автор знаменитого стихотворения «Во поле березонька стояла», ставшего песней, Н.М. Ибрагимов, С.Т. Аксаков, университетский профессор П.С. Кондырев, В.И. Панаев, астроном И.М. Симонов и некоторые другие. Почетными членами общества являлись Г.Р. Державин, Э.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, многие другие видные русские поэты и писатели. Пробовали свое перо студенты Казанского университета. В 1805-1807 гг. они издавали рукописные журналы «Аркадские пастушки» и «Журнал наших занятий». В доме К.Ф. Фукса, жена которого была поэтессой, страивались литературные вечера. На одном из таких вечеров присутствовал 7 сентября 1833 г. А.С. Пушкин, выбиравший материалы по истории пугачевского бунта, где же с ним встретился поэт Е.А. Боратынский, находившийся в Казани. Казанские впечатления отразились в таких стихах Е. Боратынского, как «Мой Элизий», «Где сладкий шепот...», «На смерть Гете». Не стояла на месте и татарская художественная литература. В первой половине XIX в. татарские писатели поэты создают новые произведения, написанные доступном широким слоям татарского общества зыке. Это, прежде всего Габдельджаббар Кандалый 1797-1860), из-под пера которого вышли, например, татарские лирико-эпические поэмы «Мулла и абыстай», Сахибжамал». Новые произведения создали Утыз Имяни (1754-1834), Хибатулла Салихов (1794-1867), Абульманих Каргалый (1782-1833), другие поэты и писатели. Так, были опубликованы две книги поэтических произведений X. Салихова «Подарок потомкам» и «Свод правил поведения»; «Переводы Абульманиха Хаджи из Сеитовой слободы» А. Каргалыя.

Татарская интеллигенция активно занималась популяризацией устного народного творчества, переводческой деятельностью. Татарские народные песни, поговорки, загадки широко были представлены в «Татарской хрестоматии» М.И. Иванова, «Сборник татарских рассказов» был издан СБ. Кукляшевым. Перевод на татарский язык произведений русской литературы связан с именами М.-Г. Махмудова, И.И.Хальфина.

Продолжали развиваться театральные традиции. Русский театр становился профессиональным. На его сцене можно было увидеть пьесы Я. Княжнина, А. Сумарокова, других авторов. Трижды была поставлена комедия А. Грибоедова «Горе от ума», первый раз — с участием великого русского актера М.С. Щепкина. Из местных артистов известны были Н.К. Милославский, АЛ. Стрелков, В.И. Виноградов, Е.Г. Пиунова. Однажды в одном из любительских спектаклей участвовал студент Казанского университета Л.Н. Толстой. Театральные представления привлекали внимание татар. Как писал М.С. Рыбушкин в «Краткой истории Казани», изданной в 1848 г., они «стали страстными любителями театра». Кроме того, в Казанском университете, гимназиях, в среде интеллигенции действовали кружки любителей театрального искусства.

Менялся архитектурный облик Казани. Город украсили многие здания, построенные в классическом стиле. Был построен по проекту архитекторов П.Г. Пятницкого и МЛ. Коринфского университетский городок. В 1847 г. во дворе университета был установлен первый в России памятник «отцу русских поэтов» Г.Р. Державину (в 1870 г. памятник был перенесен на Театральную площадь, а в 1931 г. — снесен). Привлекали внимание своей архитектурой Гостиный двор, здания городской управы, Дворянского собрания, 1-й Казанской гимназии, городского театра. По заказу татар русскими архитекторами было построено немало каменных и деревянных мечетей. Восточный колорит несли в себе мечеть Иске-Таш в Новотатарской слободе, Голубая и Галеевская мечети в Старотатарской слободе, Базарная мечеть на Сенной площади..

В первой половине XIX в. Казань четырежды горела. При пожарах огонь уничтожил более двух тысяч строений, преимущественно деревянных. По новому плану застройки Казани в центре города разрешалось строительство только каменных зданий. Крутые, неудобные спуски и подъемы на дорогах были срыты. В 1847 г. началось строительство первой дамбы через Казанку, которая соединила город с Адмиралтейской слободой.

Интересные живописные произведения — картины, гравюры, офорты — оставили после себя преподаватель рисования в Казанском университете Лев Дмитриевич Крюков (1783-1847), учитель рисования в Казанском главном народном училище Василий Степанович Турин (1780-1834), университетский лектор английского языка Эдуард Петрович Турнерелли (1813-1854). Они позволяют увидеть минувшее в ярких реалистических образах, в том числе внешний облик Казани и ее окрестностей первой половины XIX в. (альбомы «Перспективные виды губернского города Казани» В. Турина, «Собрание видов города Казани» Э. Турнерелли). Это относится и картинам живописца, преподавателя 2-й Казанской гимназии, а затем университета Андрея Николаевича Раковича (1815-1866) «Петропавловский собор», «Казань. Кремль». На литографиях В. Турина, Э. Турнерелли изображены и мечети, прилегающие к ним дома Старотатарской слободы. Развивались татарское прикладное искусство, графика на основе традиций каллиграфии, книжной миниатюры, шамаилей.


 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 970. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия