Студопедия — КУЛЬТУРА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КУЛЬТУРА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.






Книга: ИСТОРИЯ ТАТАРСТАНА (учебное пособие) (Ф.Х.Хузин, И.А. Гилязов, В.И. Пискарев, Б.Ф. Султанбеков, Л.А.Харисова, А.А.Иванов, А.Г.Галлямова)

Пореформенные годы — время большого подъема сценического искусства. Казанский городской театр приобретает славу одного из лучших провинциальных театров России. Этой славе во многом был обязан деятельности антрепренера, казанского купца ПМ. Медведева. Начиная с 1874 г. в казанском театре действовали уже три труппы — драматическая, оперная и опереточная. Здесь ставились драмы и комедии А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, А.В. Сухово-Кобылина, произведения В. Шекспира, Ф. Шиллера. Большим успехом пользовались оперы Ш. Гуно, Дж. Верди, А.С. Даргомыжского, Дж. Мейербера, П.И. Чайковского. В ряде драматических и оперных спектаклей в роли статиста выступал юный Федор Иванович Шаляпин, уроженец Казани. В марте 1890 г. в опере «Евгений Онегин» в хоре он исполнил партию Зарецкого. Через девять лет, уже, будучи известным артистом, Ф.И. Шаляпин на казанской сцене выступал в операх «Русалка», «Фауст» и «Жизнь за царя».

На казанской сцене начинался творческий путь многих актрис, актеров. Среди них М.Г. Савина, П.А. Стрепетова, В.Н. Давыдов, М.И. Писарев. Их имена вскоре стали известны всей российской театральной публике. В товариществе антрепренера ММ. Бородая в Казанском городском театре в конце 90-х гг. блистал В.И. Качалов.

Татарский профессиональный театр возник позже. Но уже тогда в частных домах ставились самодеятельные спектакли. Учащаяся молодежь, педагоги организовывали театрализованные представления в медресе, татарских учительских семинариях.

В 80-х гг. создаются общества любителей сценического искусства, любителей музыки, пения и драматического искусства, Казанское отделение Русского музыкального общества, музыкальная школа. В работе Общества любителей музыки, пения и драматического искусства (с 1895 г. Общество любителей изящных искусств) участвовали профессора Казанского университета А.Н. Казем-Бек, Н.П. Загоскин, поэт Н.Е. Боратынский, музыкант и композитор А.И. Панаев.

Насыщенной становится музыкальная жизнь татарского общества. Наряду с традиционными, в быт начинают входить русские музыкальные инструменты. Приметой времени становятся домашние концерты, обучение молодежи музыке.

В 1895 г. для подготовки художников, скульпторов, граверов и архитекторов в городе открывается Казанская художественная школа. Через год в ее помещении состоялась первая в Казани художественная выставка картин. В последующем такие выставки становятся обычным явлением.

Через три года после открытия Казанской художественной школы умер великий русский живописец, график, мастер литографии и офорта Иван Иванович Шишкин (1832-1898). Он родился в Елабуге. Родители надеялись, что Иван Шишкин станет купцом, продолжателем семейных традиций. Но он с юных лет увлекся рисованием. Эта его склонность была отмечена и учителями 1-й Казанской гимназии, где И. Шишкин учился в 1844-1848 гг. Затем последовала учеба в Московском училище живописи ваяния и зодчества. И вот он уже художник первого разряда. В 70-90-е гг. И.И. Шишкин пишет большие эпические полотна — «Сосновый бор. Мачтовый лес в «Вятской губернии» «Кама», «Утро в сосновом лесу», «Афанасовская корабельная роща близ Елабуги». Все они пронизаны елабужскими мотивами, любовью к природе родного края.

Прежде всего, как прикладное развивается татарское изобразительное искусство. Распространение получают художественные промыслы по изготовлению вышивок, цветной и узорной обуви. Художественный талант народа находил выражение в узорном ткачестве, резьбе по дереву, ювелирном деле. Над художественным оформлением книг, издававшихся в Казани на татарском, восточных языках, плодотворно работал каллиграф, мастер книжной миниатюры М. Г. Махмудов.

На рубеже XIX-XX вв. начинается становление татарского профессионального изобразительного искусства. В 1883 г. в Петербургской академии художеств получил диплом на право преподавания первый татарский художник Шакирджан Ахмеджанович Тагиров (1858-1918). Преподаватель рисования в Казанской татарской учительской школе стал известным мастером рукописной и печатной книги.

В апреле 1895 г. состоялось торжественное открытие Казанского городского музея (ныне Государственный объединенный музей РТ). Основу музея составила уникальная коллекция казанского археолога, нумизмата и коллекционера Андрея Федоровича Лихачева, уроженца села Полянки-Никольское Спасского уезда. В ней было около 40 тысяч предметов, живописные полотна русских и западноевропейских мастеров, несколько сотен книг. Все это богатство за 30 тысяч рублей серебром вдова коллекционера уступила его брату И.Ф. Лихачеву, который и передал коллекцию музею, (коллекция была оценена специалистами в 200 тыс. руб.). Крупные суммы на создание музея пожертвовали купцы и промышленники, в том числе И.И. Алафузов, П.В. Щетинкин, Я.Ф. Шамов, И.В. Александров. Дочь казанского предпринимателя О.С. Александрова-Гейне выдела 500 тысяч рублей. Казанский архиепископ подарил городу знаменитую карету Екатерины II. В фонды музея вошла и этнографическая коллекция, собранная учителями Царевококшайского уезда на средства, предоставленные наследником царского престола.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 348. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия