Студопедия — ОБРАЗОВАНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.,
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ОБРАЗОВАНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.,






Книга: ИСТОРИЯ ТАТАРСТАНА (учебное пособие) (Ф.Х.Хузин, И.А. Гилязов, В.И. Пискарев, Б.Ф. Султанбеков, Л.А.Харисова, А.А.Иванов, А.Г.Галлямова)

 

Во второй половине XIX в., прежде всего в пореформенный период, произошли глубокие сдвиги в социаль-экономической, общественной жизни страны. Под их влиянием развивалась культура, в различных областях которой наблюдался существенный прогресс.

 

Во второй половине XIX в. Казанский университет перестает быть единственным высшим учебным заведением в крае. В 1874 г. на базе университетских кафедр был организован ветеринарный институт, который возглавил П.Т. Зейфман. Он был призван готовить специалистов для районов Волго-Камья, Сибири и Средней Азии. На первых порах ученых и преподавателей там было немного — всего 14 человек. Но вскоре институт становится крупным центром ветеринарного образования и науки. Среди Харьковского, Юрьевского и Варшавского ветеринарных институтов он занимал первое место по общему числу студентов (200-250 человек).

К высшим учебным заведениям относились также Казанские высшие женские курсы и Казанский учительский институт. Оба эти учебные заведения были открыты в 1876 г.

Среднее специальное образование давали промышленное техническое училище — первое среднее химическое учебное заведение в России, музыкальная школа Р.А. Гуммерта, художественная школа, юнкерское пехотное училище.

Получает развитие средняя школа. В конце столетия в Казани действовали четыре мужских и три женских гимназии, реальное училище, ремесленное училище, а также Родионовский институт благородных девиц.

 

Из религиозных учебных заведений продолжали работать духовная академия и духовная семинария. Здесь велась подготовка кадров священнослужителей и миссионеров.

Основным типом массовой начальной школы были земские школы. С 1884 г. правительство стало насаждать церковно-приходские школы, единственным учителем в которых был местный священник. В начале 90-х гг. таких школ было более 60. Часть детей могла обучаться в начальных народных училищах, вольных крестьянских школах.

Для нерусского населения края были открыты министерские школы с преподаванием на русском языке, особые церковно-приходские школы, а также школы, которыми ведало Братство святителя Гурия. На детей мусульман были рассчитаны русско-татарские школы. Эти школы финансировало государство, доведя их число к концу столетия до 57. В мектебы и медресе внедрялись русские классы, содержавшиеся на средства населения. Эти школы и классы имели обрусительную направленность. Вместе с тем они способствовали распространению русской грамотности и русского языка, элементов светской культуры.

Основой начального и среднего образования татарской молодежи являлись мектебы и медресе. Их число во второй половине XIX столетия значительно возросло. К началу следующего века в городах, сельских населенных пунктах Казанской губернии насчитывалось более 640 мектебов и медресе. В них обучалось около 50 тысяч учащихся. Постепенно в систему национального образования входили новометодные школы, однако их общее число было еще невелико. Проект создания для татар крупного светского учебного заведения, который в начале 60-х гг. разработал ученый-просветитель X. Фаизханов, не был осуществлен из-за противодействия правительства. На рубеже XIX-XX вв. около 80 процентов татар Казанской губернии владели грамотой на родном языке.

Была начата подготовка учителей для новометодных мектебов и медресе на специальных педагогических курсах. Первые такие курсы были открыты в 1897 г. в Оренбурге благодаря усилиям промышленника, мецената Гани Хусаинова и молодого педагога Фатиха Карими. В 90-х же гг. популярностью пользовались ялтинские педагогические курсы, организованные И. Гаспринским.

Для получения образования шире начинают использоваться возможности средних и высших русских учебных заведений. Татарских юношей, пусть и в небольшом количестве, можно было встретить в казанских гимназиях, училищах. Ежегодно несколько десятков человек оканчивали Казанскую татарскую учительскую школу, основанную в 1876 г. при участии также К. Насыри и Ш. Марджани. Среди ее выпускников крупные деятели татарского национального движения М. Султан-Галиев, С. Максуди, Ф. Туктаров, педагог М. Курбангалиев, один из создателей татарского профессионального театра И. Кудашев-Ашказарский. С их именами и деятельностью мы познакомимся в следующих главах учебного пособия.

В пореформенные годы увеличилось количество студентов-татар в Казанском университете. Несколько татарских юношей стали студентами ветеринарного института. Татары учились также в Петербургском, Томском, Московском университетах. С конца XIX столетия и, особенно с начала следующего некоторые из них стали получать образование в зарубежных средних и высших учебных заведениях.


 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 435. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия