Студопедия — Шествия и парады
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Шествия и парады






 

Часто используемым приемом активизации массовой аудитории и организации участников праздничного действия с помощью средств театрализации являются шествия и парады. На эту их важнейшую функцию обращал особое внимание еще на заре Советской власти А. В. Луначарский, подчеркивавший, что «для того, чтобы почувствовать себя, массы должны внешне проявить себя, а это возможно, только когда... они сами являются для себя зрелищем... Если организованные массы проходят шествием под музыку, поют хором, исполняют какие-нибудь, большие гимнастические маневры или танцы... насыщенные таким содержанием, которое выражало бы идейную сущность, надежды, проклятия и всякие другие эмоции народа, — то те, остальные, неорганизованные массы, обступающие со всех сторон улицы и площади, где происходит праздник, сливаются с этой организованной массой, и, таким образом, можно сказать: весь народ демонстрирует сам перед собой свою душу» 37.

В раннем советском массовом празднике шествия несли огромный социальный смысл именно в силу потребности людей с максимальным эффектом выразить себя и вовлечь в красочное зрелище тех, кто к ним еще не присоединился. Не случайно герои произведений тех бурных лет у В. Маяковского, А. Блока, Д. Бедного и других совершают постоянное движение в революционном марше. Шествие становится важной сюжетной канвой стихов и песен послереволюционного периода.

— Разворачивайтесь в марше! (В. Маяковский. «Левый марш»).

— Революционный держите шаг! (А. Блок. «Двенадцать»).

— Вперед же, братья, бодрым строем! (Д. Бедный «Благословение»).

Участие в шествии несло ясно выраженный смысл — движение в будущее, к новому бытию по дороге исторических свершений, помогало ощутить собственную причастность к революционной событийности. Иллюстрацией такого понимания внутреннего смысла праздничного шествия могут служить стихи пролеткультовского поэта Ильи Садофьева из раздела с символическим названием «Поступь радостных веков»:

 

На площадях, на улицах, над блузами, шинелями

Реет шелк и ситец, цвета крови алой...

Марсельеза плавает над людными туннелями...

Речи... Пенье... Праздник в Мире небывалый...

Массовым движением цепи разбиваются,

Сжигаются сознанием Зла и Тьмы рассадники...

Судорожно корчась, в Лету погружаются —

Поэмы о покорности Року, Медным Всадникам.

……………………………………………………..

Торжественно проходят первыми матросы...

Строго-величавы поступь, взгляды, лица...

Кто-то им семейку незабудок бросил,

Нищая старушка радостно слезится.

Безотчетно счастливый, весь благоговение,

Обнажаю голову, слитностью постигаю:

Я, Они — Единство... Общее сцепление...

Это Я, под музыку, с Ними, в Них шагаю...

Это Я, разбивший рабства, тьмы оковы,

Я, в Борцах Бессмертных Свободы, Коммунизма...

Я — Советов, Армии иду к Победам новым,

Это Я шагаю в Мир Социализма 38.

 

Весьма заурядное с литературной точки зрения, это стихотворение интересно как демонстрация наполненности содержания движения символическим смыслом. В нем отражается важность шествия в действенном приобщении масс к осуществлению задач революционного преобразования страны.

Именно исходя из этого в праздновании дат Красного календаря шествиям придавалось большое значение. На расширенном заседании Центральной комиссии по проведению 10-летия Октябрьской революции с участием делегатов IV Всесоюзного съезда представителей республиканских юбилейных комиссий внимание акцентировалось на нешаблонности шествий, возможности проявления в них народно-массового творчества и изобретательности. Методически выделялось, что они «должны носить самый живой характер. При шествиях нужно организовывать встречи разных групп рабочих (металлисты с текстильщиками и др.), взаимные приветствия, обмен наглядными изображениями опыта разных заводов и т. п. Активность масс должна быть выражена еще в песнях, коллективных словесных маршах, коллективных рапортах и других видах народно-массового творчества» 39.

Уже первые опыты проведения массовых шествий по всей стране показали, что в революционных празднествах, приобретших новое содержание благодаря естественному процессу подъема самосознания масс, пробуждающейся потребности включиться в развертывающуюся созидательную работу, продемонстрировать как можно в более яркой форме свое отношение к происходящим свершениям, на первое место выдвинулось органичное единство реального и художественного действия, ставшее той основой, которая дала толчок развитию театрализации.

В специальной главе «Методы театрализации» видный теоретик революционных празднеств 20-х годов О. В. Цехновицер подчеркивал важность «вопроса о театрализации движения колонн», понимая, что именно в этом залог активности участников, а значит, и агитационно-пропагандистской эффективности художественно-массового мероприятия 40.

Наряду с традиционными формами массового шествия трудящихся, сложившимися еще до революции, начинают появляться элементы нового творческого подхода к их художественно-образному решению. Так, на праздновании 1-й годовщины Октябрьской революции в Петрограде организацией шествия занимались культурно-просветительные комиссии райкомов партии. В их функции входило не только вести агитационно-пропагандистскую работу среди населения о значении октябрьских торжеств, но и непосредственно разрабатывать и реализовывать сценарный замысел вовлечения масс в праздничное шествие. Например, партийным комитетом 2-го Городского района было принято решение устраивать во время шествия большие инсценировки с привлечением к участию в них всей массы.

 

Шествие колонн со знаменами и факелами, лозунгами и плакатами начиналось на улицах с раннего утра. Затем все колонны сливались в общее шествие — начиналась основная часть праздника, Шествие сопровождали взрослые и детские оркестры, хоровые коллективы, а так же, что особенно важно, специально изготовленные две группы колесниц с аллегорическими фигурами, изображавшими новый и старый мир. Первая группа была решена в стилистике героической символики пролетариата и раскрывала темы: «Трудя», «Равенство», «Братство», «Апофеоз». Вторая группа колесниц демонстрировала антинародную сущность свергнутого строя и была решена в сатирически-гротесковой манер. Колесница «Царизм» представляла собой колоссальных размеров дракона, извергающего из пасти лозунги старого мира. Следовавшая за ней колесница «Герб старого строя» являла собой огромного двуглавого орла, имевшего вместо крыльев кулаки, сложившие фиги. В когтях орла - атрибуты царской власти: цепи, нагайки, кандалы.

Кульминацией шествия стал ритуал публичного сожжения хлама, символизирующего самодержавие: короны, мантии, митры, трона, портретов представителей царского дома под революционные песни и марши.

Попытка театрализации праздничного шествия с помощью включения в него аллегорических групп колесниц имела очевидный успех и была повторена с некоторыми изменениями во время последующих торжеств. Организаторы шествия так сформулировали свое решение: «Устроить аллегорические фигуры, изображающие два противоположных мира. Одна — изображение мирового самодержавия, капиталистического строя, представленных группой лиц; эта фигура, как отжившая и сгнившая, свергается, сжигается. Другая — изображение всеобщего мира и братства и всеобщего просвещения. Это означение нового созидания и творчества» 41.

Во время первомайского шествия во Владикавказе 1921 г. была найдена интересная образность в организации колонн, построенных как «земледельческая армия». Впереди, «вооруженная» косами, вилами, граблями, серпами, с пением революционных песен шла «пехота». За ней следовала «артиллерия», которая включала запряженные волами орудия земледельческого труда — бороны, плуги. Замыкала шествие конница горных крестьян в национальных костюмах, двигавшаяся под музыку народов Северного Кавказа. Это аллегорическое шествие с развевающимися красными знаменами, украшенными зеленью и цветами, орудиями сельскохозяйственного производства, вызвало сильнейший эмоциональный подъем, включило движение колонн всех собравшихся, видевших в шествии образ растущей земледельческой мощи края.

Значительным шагом в методическом развитии театрализованного шествия в праздничном действии стал «Праздник Конституции», организованный в годовщину пятилетия Советской республики на площади Урицкого (Дворцовой) в Петрограде. В этом шествии удалось соединить массовое действие с выразительными средствами искусства, светозвуковой партитурой 42.

Единство линий информационно-пропагандистского эмоционально-образного воздействия в шествиях начиная с первых лет революции неразрывно связано с полит-карнавалом. Его элементы, вызванные острейшими событиями как в жизни страны, так и за рубежом, органично входят в массовые шествия, тем самым заостряя политический смысл действия, придавая ему особую остроту и выразительность, наполняя злободневностью.

Удельный вес сатиры, буффонады и гротеска в пропагандистском содержании шествий в различные годы в зависимости от политического и хозяйственного положения страны, были различны. Укрепление позиций Страны Советов, стабилизация положения на международной арене и внутри страны — все это выявил в начале 20-х годов потребность широких народных масс в демонстрации уверенности и спокойствия через веселье и смехотворчество, которые пришли на смену преобладанию героической жертвенности в шествиях периода военного коммунизма. Смех, в котором так нуждалась революция, синтез героического и веселого в театрализованных шествиях как универсальное средство проявления массами чувства коллективного подъема, акцентирования внимания на актуальных задачах развития страны породили огромное количество интереснейших карнавальных задумок. Приведем примеры нескольких наиболее интересных.

Распространенными становятся шаржированные похоронные процессии. На «траурном катафалке» провозились гроб II Интернационала, покрытый рогожей, сопровождаемый факельщиками и духовенством различных вероисповеданий (10-я годовщина начала первой мировой войны Ленинград); «исторический хлам: Николай II, Распутин, Деникин, Колчак, Юденич, Махно, Петлюра», за которыми следовал кортеж городовых и стражников (10-годозщина Октября, Одесса). А в 12-ю годовщину Октября по улицам Ленинграда следовала уже другая похоронная процессия — по всем правилам обряда хоронили сорокоградусную. Обряд похорон нашел свое применение и в советской деревне, где крестьянским активом во время театрализованного шествия хоронилась трехполка, вслед за которой двигался трактор.

Частым приемом являлось использование движущихся сценических площадок как эпицентров импровизационного творческого игрового действия участников шествия.

 

Во время майской демонстрации 1927 г. в Ленинграде два клоуна появляются на подвижной площадке и, балагуря, условливаются, что один изображает капиталиста, другой — рабочего. Затем они начинают играть в войну. Капиталист начинает атаку и швыряет в рабочего огромные шары с надписями: «интервенция», «гражданская война», «блокада», «отказ в займах». Рабочий их ловит и начинает ответный обстрел шарами, на которых написано: «повышение производительности труда», «борьба с прогулами», «уменьшение брака» и пр. Капиталист сначала их безразлично ловит, затем пугается и, не выдержав «атаки», в страхе убегает, подгоняемый участниками шествия.

На верхней площадке автомобиля едут японцы, китайцы, Другие представители народов Азии. За автомобилем бегут империалисты: англичанин, француз и американец. Они, угрожая револьверами, пытаются остановить машину, прося участников шествия оказать им в этом содействие. Империалистам удается взобраться на верх автомобиля где они встречают яростное сопротивление. Китаец зовет всех на помощь, совместно с участниками шествии сбрасывает и преследует империал истов.

 

Мы видим, что, несмотря на наивность приемов подобной политической сатиры с позиций современного восприятия, карнавальные задумки обладали бесспорно важным качеством — предусматривали возможность активного включения всех присутствующих в действие. При этом обоюдоострый его характер со стороны как участников инсценировки, так и участников шествия требовал от первых умения импровизировать, ежеминутно встречая ответные реплики, а порой даже встречную игру, импульсы творчества, рождающегося в социальной динамике.

Использование подобного рода карнавальных задумок является актуальным и сегодня. Тревожным явлением стал формально-бюрократический тип праздника с казенным ритуалом, из которого начисто исчезли острое слово критики, сатира, живая импровизация, составлявшие прежде самую суть театрализованного действа.

Смех — действенное выразительное средство массового праздника. В годы культа личности, времена застоя стало считаться неудобным смеяться в праздник, нарушая этим церемонию торжества. Мы словно забыли, что очистительный смех просто необходим людям, помогает движению вперед. Нужно шире открывать двери юмору, разящей сатире в наших праздниках. Ведь это одно из орудий борьбы за социальное переустройство общества.

Подчеркнем, что традиции карнавального действия в театрализованных шествиях, заложенные в 20-х годах, имеют продолжение сегодня. В частности, очень интересно были придуманы карнавальные шествия: в 1977 г. в Геленджике — посвященное 60-летию Октября; в 1978 г. в Сочи - Всесоюзному дню медработника и 60-летию советского здравоохранения (режиссер А. Д. Силин, художник И. Стрельников) 43.

Возможность гармоничного сочетания в театрализованном шествии широкомасштабной пропаганды с развлеченим, героического и серьезного со смешным и гротесковым неоднократно дискутировалась организаторами массовых праздников. Впервые этот вопрос встал остро в середине 20-х годов, когда целый ряд теоретиков пытались противопоставить карнавальные задумки театрализованного шествия его торжественности и серьезности. Боязнь того, что форма яркого карнавала может заглушить революционный пафос содержания шествия, внести в него дезорганизацию, привела к противопоставлению информационно-пропагандистской и эмоционально-образной линий. К сожалению, тезис о том, что «если в агитпроцессии мы строги и серьезны, то в игрищной процессии мы шутим» 44, постепенно расслоил структуру шествий в праздниках. Преобладать стали тематические демонстрации, военно-спортивные парады. Маскарадные выходы и карнавальные шествия стали уделом парковых народных гуляний.

Во время подготовки демонстрации в Октябрьские дни 1927 г. все районы Ленинграда получили задания на определенные политические темы. Колонны в исторической последовательности отражали строительство социализма за десять лет: «Преддверие Октября и Октябрь», «Восстановительный период», «Нэп», «Признание СССР», «Индустриализация», «Без Ленина по ленинскому пути», «Режим экономии», «Рационализация производства», «Плановое хозяйство», «Международное положение», «Оборона СССР». Кроме общих тем, в задания предприятиям входили также такие, как «Красная гвардия», «Разруха», «Продотряды», «Мешочники», «Стачка горняков», «Китайская революция» и т. п. Таким образом, во время шествия на улицах наглядно развертывались отдельные эпизоды из истории Октября.

В г. Карачеве Брянской обл. шествие было развернуто в хронологическом порядке, согласно прожитым этапам десятилетия. 1917 год — кучка оборванных, грязных людей, на плече — винтовка, грудь обмотана пулеметной лентой, за поясом — граната, на ремне — привязан куском старой веревки наган. 1919 год — лозунг «Пролетарий — на коня». На худых лошаденках изможденные черные от пыли и грязи люди. На груди — пулемет лента, ржавая винтовка. 1921 год — «Поволжье охвачено голодом». Плетутся мужчины с котомками за плечами в армяках, покрытых грязью. Женщина ведет за руку мальчишку, у которого за плечами мешок. Лозунг — «Помоги Поволжью!». 1923 год — рабочий с молотом, крестьянка с косой, красноармеец с винтовкой. За ними телега, груженная плугами, серпами и косами. Это — «смычка»: город отправляет в деревню промышленные товары. 1924 год, январь — смерть Ильича. Массовые вступления партию. 1926—1927 годы — «Крепить оборону СССР». Молодежь шагает в воинских рядах, на плечах новые винтовки, противогазы. Шествие замыкает парадное прохождение Красной Армии 45.

Такое несколько прямолинейное построение действия надставляет для нас интерес как первая попытка тематичекого театрализованного оформления лозунгов с помощью костюмирования, маленьких сцен-пантомим.

Другим важным тематическим направлением шествий этих лет явилась театрализация действия, связанного с производственной пропагандой в так называемых индустриальных празднествах. Такие шествия носили характер рапорта, отчета предприятия о своей деятельности. Интересным приемом, получившим широкое распространение, стали «живые диаграммы», которые в наглядной и понятной форме раскрывали цифровые данные, подчеркивающие нарастание или убывание производства продукции данного предприятия. Предметные «живые диаграммы» строились на соединении текста с демонстрацией различных предметов: от зажигалки до мощной турбины (Ленинградский металлический завод), от коптилки до деревенской электростанции (завод «Светлана»).

Интересный замысел оформления, лаконичного и образного, продемонстрировали работники железнодорожных мастерских. Огромная модель вагона была разделена вертикальными линиями на несколько частей так, что каждая из них наглядно рассказывала о состоянии подвижного состава страны после революции. Вот окно, заколоченное досками вместо стекол, окраска вагона стерлась, загрязнилась. В следующем отсеке окно уже прикрыто кусками стекол, а краска подновлена. Наконец, последнее окно с надписью «1925» — в нормальном виде, окраска блестит своей новизной и чистотой. Так один «вагон» позволил проследить в динамике улучшение советского железнодорожного транспорта.

Производственная пропаганда решалась также с помощью организации малого театрализованного шествия внутри основного. Так, в Октябрьскую годовщину 1927 г. в Ленинграде по улицам города прошел городской транспорт, показывая его развитие по годам. Открыл этот проезд «рикша» годов гражданской войны с надписью «1918». За ним готовая пасть в любую минуту кляча тянула разбитый шарабан с надписью «1919». Под плакатом «1920/1921» шла лошадь получше, а под «1922/1923» — хорошо упитанный битюг. «1924/1925» был отмечен небольшим автомобилем, «1926» — грузовиком и «1927» новеньким, блестящим свежей краской автобусом.

А. И. Пиотровский, рассматривая методику этого возникшего на рубеже 30-х годов направления шествий пришел к выводу, что в лучших из них обязательно присутствовало:

символическое декорирование транспортных средств, изображающих деятельность отдельных фабрик и заводов, с максимальным использованием в образном решении новейших технических возможностей (материалов, света, звука);

оформление кавалькады производственными эмблемами, световыми диаграммами, бутафорскими фигурами, и прочим силами самих предприятий на местах, что открывало возможности творческой фантазии, самодеятельности;

подчинение декоративного оформления грузовиков «заводов» целостному идейно-тематическому замыслу, рассчитанному по выразительным средствам на преодоление огромных масштабов окружающего пространства;

серьезное внимание, несмотря на монументальный характер действия, человеческой массе — реальным героям производственных успехов. Предоставление им возможности проявить активное отношение к происходящему 46.

Один из самых интересных парадов, демонстрирующих достижения производственных коллективов, прошел в 1934 г. в Ленинградском центральном парке культуры и отдыха в честь героев-челюскинцев.

 

По естественной логике шествие открывалось огромным макетом корабля — прославленного ледокола «Красин». Его сопровождают «гребцы» — весело поющие под оркестры, шагающие, точнее, «плывущие» на лодках ленинградские водники — организаторы головной группы шествия,

Работники пищевой промышленности показывают образцы своей лакомой продукции. Лихо покачиваясъ, проезжает огромная бутыль пенистого лимонада. Ее окружают сотни танцующих конфет, пачек печенья, плиток шоколада. Движутся гигантские коробки папирос «Арктика», «Алжир», «Блюминг», а по обеим сторонам, словно почетный эскорт, шелестят идущие в полонезе золотистые табачные листья.

За пищевиками следуют коммунальщики. В центре их карнавальной колонны движется громадный совсем настоящий трамвай с обозначением маршрута: «Ленинград — Северный полюс». Из окон трамвая льется веселая песня, звучат приветственные лозунги.

Трамвайщиков сменяют работники городского хозяйства, мастера чистоты и порядка. На скрытых ходулях шагают дворники двухэтажного роста. В окружении их огромных метел медленно движется шестиметровое чучело, олицетворяющее грязь, неряшливость, бескультурье. Оно упирается, не желает идти вперед и упрямо останавливается.

Тогда под бодрую музыку его настигает колонна парикмахеров с метровыми бритвами и такими же большими щипцами для завивки волос. Начинается «обработка» позорного чучела. Одновременно изгоняются громадные фигуры «болтуна», «бюрократа», «вельможи». Как только изгнание нечисти закончено, хоровод всепобеждающих метел рассыпается и открывает великолепную корзину цветов. Под аплодисменты зрителей молодые коммунальщики подносят цветы героям-челюскинцам и присутствующему на параде С. М. Кирову...

Одна картина сменяет другую. Работники авиапромышленности идут моделями новейших самолетов. Рабочие Монетного двора катят огромные, с человеческий рост, гривенники и двугривенные... Сотни разноцветных шаров качаются над головами работников резиновой промышленности. Высоко поднимая «конвейер» с гирляндами ботинок и туфель, шагают кожевенники.

Словно знамена, реют яркие, пестрые ткани над колонной текстильщиков, а за ними, развернув штук двадцать гармоней-трехрядок, с песней следуют швейники, держа в руках, словно копья, длинные сверкающие иглы. «И иглой и острым, как игла, искусством мы строим социализм!» — провозглашает плакат. Объединенный хор швейников поет «Песню о встречном», дирижирует молодая работница, восседающая на огромной катушке ниток, которую несут певцы-мужчины.

Заканчивает шествие-парад колонна химиков. Они как бы заглядывают в будущее. Оформление колонн выполнено из новых по тем временам синтетических материалов: метровые цветы и листья из разноцветного целлофана, лозунги и плакаты с буквами из блестящих пластических масс, эмблемы из целлулоида. Рабочие Невского и Охтинского комбинатов с гордостью рапортуют о первых победах в борьбе за новое, за прогресс промышленности...

 

На примере этого шествия-парада можно проследить углубляющуюся тенденцию к соединению наглядной информации о достижениях тех или иных отраслей с художественно-образной ее подачей, требующей фантазии, изобретательности, вдохновенного народного творчества, Рассказывая об этом театрализованном действии, один из его организаторов Н. Синцов отмечал, что оно явило собой новый тип советского массового шествия, «подлинно народного, освященного высокой и благородной идеей, связанного с трудовыми делами наших людей, пронизанного жизнерадостными эмоциями», использующего «включение всех видов и жанров художественной самодеятельности, жизненное содержание интермедий, оформление костюмированных групп, их аллегоричность, сочный народный юмор». 47

Это шествие-парад с методической точки зрения обобщило и развило некоторые приемы сценарно-режиссерского и оформительского мастерства, накопленные опытом праздничных шествий первых лет революции. В рамках единого идейно-тематического замысла произошло естественное слияние организации материала и аудитории: плакатность карнавальных фигур и масок, укрупнение их, нарочитое смещение масштабов (гигантские самодвижущиеся бутыли, монеты, метлы и пр.) в рапорте отраслей органично сочетались с ритмичностью и разнообразием движения (пешего, конного, моторизованного) и остановками для розыгрыша интермедий и пантомимы, включавшими зрителей в действие.

Соединение в праздниках торжественного движения колонн со смотром достижений как кульминационным моментом действия привело в 30-е годы к использованию в качестве обязательного элемента заключительной части шествия — парада воинских частей и спортивных обществ Прохождение войск, различные спортивные построения (звезда, серп и молот, пирамида) применялись в шествиях для организации точности и размеренности движения, художественного усиления действия.

Плодотворной для организации театрализованного действия этих лет представляется мысль о том, что «физкультурно-художественное оформление массовых шествий является одним из видов массовой работы, посредством которого через физкультурное зрелище, пляску, лозунги, песню, инсценировку заостряется политическое значение данной кампании или празднества, пробуждается энтузиазм». 48

Об использовании спорта в качестве синтетического выразительного средства театрализации следует говорить в связи с проведением ежегодных традиционных физкультурных парадов на Красной площади. По мнению крупнейшего режиссера художественно-спортивных праздников в СССР народного артиста РСФСР Б. Н. Петрова своего апогея по массовости, богатству тематики, режиссерским находкам, энтузиазму участников физкультурные парады достигли в 30-е годы 49.

Это было связано, с одной стороны, с бурным развитием физической культуры и спорта, огромным интересом советской молодежи к ним как к новой форме общения, возможности проявить себя, с другой — со сложившейся политической ситуацией в стране. Мы не ставили задачу ее анализа в этой книге. Однако заметим, что огромный интерес на государственном уровне к соединению пропагандистской направленности различного рода парадов с яркой художественной образностью формы, поиск которой вели лучшие режиссеры, балетмейстеры, композиторы, художники и конструкторы, был связан с запрограммированным в вышестоящих инстанциях обязательным проявлением массового ликования по всей стране: «Жить стало лучше, жить стало веселей». Таким образом, можно говорить, что физкультурные парады явились в большей степени средством наступления на личность, в меньшей — средством реализации ее социальных потребностей.

В 1937 г. парад на Красной площади был посвящен двадцатилетию Октября и принятию Конституции. Газета «Правда» в передовой 13 июля писала, что этот «физкультурный парад был не только показом успехов и достижений советских спортсменов, но и крупнейшей политической демонстрацией единства и сплоченности народов Советского Союза». Зная сегодня трагический разворот событий в стране в годы культа личности, следует подчеркнуть, что «показ успехов и достижений», «политическая демонстрация единства и сплоченности» тщательно корректировались и приукрашивались с учетом психологических и физиологических аспектов процесса восприятия. Это позволило манипулировать сознанием масс в художественно-массовой работе.

Несмотря на вышесказанное, бесспорная новизна зародившегося особого жанра театрализованного праздничного действа — художественно-спортивного представления, опыт участия во всесоюзных парадах лучших профессиональных и самодеятельных коллективов требуют серьезного анализа. Именно поэтому необходимо рассмотреть позитивный опыт особенностей сценарно-режиссерского решения массового действия в 30-е годы, делая акцент на том новом в нем, что обогатило арсенал выразительных средств театрализованных праздников в СССР.

Большое впечатление во время физкультурного парада произвел эпизод «Полюс» (колонна общества «Спартак», режиссер Б. Юдин, художник В. Андриевич), явившийся пожалуй, первым образцом драматургически законченного действия в непрерывном движении, отразившего актуальные события в максимальном соединении информации с художественными выразительными средствами и техническим решением оформления.

 

От Исторического музея по направлению к Мавзолею сплошным потоком двигались «сверкающие ледяные поля и торосы Арктики» В момент, когда голова колонны (начало льдов) поравнялась с Мавзолеем, от нее отделился ранее невидимый большой краснокрылый самолет, как бы двигающийся во все ускоряющемся полете над обтекающими его по бокам льдинами. Навстречу самолету приближается конструкция — огромный макет северного полушария, покрытый «белыми пятнами» Арктики, па полюс которого аэроплан успешно «приземляется». Тотчас «белые пятна» Арктики уступают место ярко алому пятну, заливающему весь полюс. Одновременно на нем вырастает тонкая высокая мачта, на вершину которой взвивается флаг СССР. Плывущие льдины все одновременно неожиданно поворачиваются тыльной, красной стороной, на которой золотом сверкает текст приветственной телеграммы покорителям полюса.

 

Мы видим, как художественное и конструкторское решение последовательно, в течение нескольких минут шествия раскрыло сюжет в драматургическом развитии, с кульминацией и финальной точкой.

Яркой образностью отличалась задумка колонны строителей канала Волга — Москва. Их «шлюз» оказался одним из наиболее эффектных и интересных эпизодов соединившим в себе реальное действие трудового коллектива с сюжетным.

Вот как описывает его очевидец. «Из глубины площади подходит новая колонна. Что это? Перед нами гигантский шлюз — точно такой мы видели на канале Волга - Москва. Через него перекинут даже железнодорожный мост. Ворота шлюза раскрываются. Из него лавиной вырывается голубой поток: люди, одетые в голубые костюмы и голубые шапочки, идут тесной колонной и чудится, будто это вытекает из шлюза вода. На волнах качаются яхты и катера. Голубой поток движется очень быстро, — сзади подходят все новые и новые колонны» 50.

Образцом драматургического построения театрализованного действия, занимавшего всего 11 минут, стало выступление белорусской делегации «Граница на замке» «Постановщики А. А. Губанов, И. А. Моисеев), которое можно по праву считать и сегодня эталоном сочетания в сюжете шествия выразительных средств спорта, искусства, динамики трансформации предметов и движения участников колонн.

 

350 девушек и юношей врываются на площадь. Внезапно вырастает большая березовая роща, в центре которой появляется пограничник в зеленой фуражке, зорко всматривающийся вдаль.

Зеленая роща шумит и раскачивается от ветра. И вдруг разом березы расступаются — из рощи «вылетают» на площадь голубые самолеты, их легкие крылья несут в руках физкультурницы в зеленых костюмах. Серебряные пропеллеры сверкают на солнце. Самолеты мчатся по площади, а из-под сени берез выползают «танки». Гимнасты держат в руках, металлические палки и, ловко покачивая и вращая их, создают полное впечатление движения гусениц трех стремительно мчащихся танков. На середине площади «танки» исчезают. Гимнасты рассыпаются по ней серебряными точками. «Самолеты» и «танки» сделали свое дело фронт наступающего «противника» прорван. Физкультурники все теми же универсальными металлическими палками демонстрируют рукопашную схватку. Победа! К гимнастам выбегают девушки. В бешеном темпе начинается танец. Вихрем кружатся девушки. Парни, окружив их, проделывают ритмичные вращательные движения металлическими палками и чудится, будто за хороводом плещутся волны моря.

Тем временем в «роще», которую несут на руках парни и девушки, одетые в яркие национальные костюмы Белоруссии, начинается шуточный футбольный матч... без мяча. Игроки яростно нападают на ворота, где суетливый вратарь пропускает гол за голом. Футболистов сменяет народный танец «лявониха». Но вот звучит сигнал. Привал закончен. Роща меняет свои очертания. Образуется густая зеленая аллея, через которую уходит с боевой красноармейской песней отряд гимнастов-бойцов. И... «лес» уходит вместе с ними.

 

Приведенные эпизоды позволяют отметить, что впервые на параде физкультурников были преодолены две встречающиеся до этого в подобного рода действиях крайности: подмена физкультурных парадов суррогатами искусства и непреодолимое превалирование спорта над искусством. В прессе тех лет отмечалось, что целеустремленность и яркая политическая направленность, сюжетность и образность, органическое сочетание силы и движения, богатство ритмического и графического рисунка, мысленное физкультурно-спортивное мизансценирование, свобода исполнения — все это становилось основой действия, в котором «блестящая техника не затемняет замысла, но, напротив, является лишь средством его полноценного выражения». И что особенно важно, «подобные приемы обогащения марша ритмическими и графическими «пассажами» были не случайным явлением; это сознательная плодотворная тенденция сдвига в сторону театрализации, в лучшем смысле этого слова» 51.

Завершая разговор о физкультурных парадах, необходимо отметить появление еще двух важных методических моментов.

Во-первых, органическое включение в шествия-парады реальных героев, участников событий, которые отражены в художественно-образном действии. В этом плане интерес представляет анализ отдельных эпизодов парада 24 июля 1938 г., посвященного выборам в Верховные Советы союзных республик 52.

Колонна общества «Локомотив» имела тему оформления «СССР — великая железнодорожная держава». Неожиданно по ходу шествия на площади возникали легкие стальные конструкции. Дети на плечах у юношей соединяли конструкции кольцами, образуя красивый цепной мост перекинутый через площадь. По нему двигался мощный серебристый паровоз с вращающимися красными колесами. К нему прицеплены платформы, на которых едут ударники-железнодорожники, депутаты Верховных Советов республик. На перилах вокруг них спортсмены легко и непринужденно демонстрируют акробатические упражнения.

В центре колонны общества «Темп» — знатный каменщик, депутат Верховного Совета РСФСР вместе со своей бригадой укладывает громадные «кирпичи», строя на глазах у всех современный дом.

Во-вторых, использование в построении театрализованного действия возможностей фольклора, сочетающегося со спортом и искусством. Изобретательность в шествиях колонн республик была в большой степени основана на исторических традициях, насыщена характерными народными темами, разнообразным по тембру и ритму музыкальным сопровождением, сюжетными танцами и играми, уходящими корнями в производственные и сельскохозяйственные празднества, в героический период борьбы за национальную независимость.

Так, например, азербайджанская делегация по ходу движения колонны исполнила под звуки зурны и барабана чрезвычайно оригинальный народный танец в сопровождении старинной народной песни «алма», органично вписанный в ритмичные упражнения с национальными спортивными снарядами: тяжелыми конусообразными «мили», напоминающими булавы, сверкающими лукообразными «зенджиркемана», сделанными из никелированного металла и издающими во время действия нежный, мелодичный звон.

Грузинская делегация прошла под «перхули» — замечательную по высокой технике, требующую исключительной силы, ловкости, изящества, ритма народную пляску в пирамидах, доходящих до трех этажей, сочетающуюся непрерывно нарастающими по темпу игровыми действиями «берики» — героев импровизированного народного театра масок.

 

В годы Великой Отечественной войны развитие советских массовых праздников прервалось.

Окончание войны ознаменовалось всенародным Праздником Победы советского народа. Кульми







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 847. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия