Студопедия — Глоссарий. авата́ра (санскр. «нисхождение, сошествие») – в индуизме воплощение бога в новом теле (напр., бога Вишну в облике героев Кришны
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глоссарий. авата́ра (санскр. «нисхождение, сошествие») – в индуизме воплощение бога в новом теле (напр., бога Вишну в облике героев Кришны






авата́ра (санскр. «нисхождение, сошествие») – в индуизме воплощение бога в новом теле (напр., бога Вишну в облике героев Кришны, Рамы, вепря, карлика и пр.)

авраами́ческие рели́гии – религии, в основе которых лежит откровение,

↓ Стр. 90.

данное Богом прародителю еврейского народа Аврааму: иудаизм, христианство, ислам.

англика́нская це́рковь, англика́нство – протестантская церковь, возникшая в 16 в.; в Великобритании – государственная. В догматике англиканской церкви сочетаются положения протестантизма о спасении личной верой и католицизма о спасающей силе церкви. По культу и организационным принципам близка католической. Церковную иерархию возглавляет король.

аними́зм (лат. «душа, дух») – вера в души и духов; одна из ранних форм религии, вера в наличие сверхъестественных двойников у людей (души), у животных и предметов (духов). Анимистические верования связаны с культом камней, растений, животных, душ умерших и пр.

антропоморфи́зм (греч. «человекоподобие») – 1. очеловечивание, наделение человеческими свойствами неодушевлённых предметов, явлений природы, животных; 2. представление богов в человеческом образе (напр., греческие боги).

аскети́зм, аске́за (греч. «упражнение, практика») – отказ от мирских благ и удовольствий, посвящение своей жизни служению Богу, существующие в большинстве религий: особенно буддизме, индуизме (йога); в христианстве (монашество) Человек, занимающийся аскетизмом, называется аскет.

атеи́зм (от греч. «отрицание» и «бог») – отрицание бога; разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека, находившие выражение в вольнодумстве, свободомыслии и др. Современные последователи атеизма (атеисты) рассматривают религию как иллюзорное сознание.

а́тман – одно из центральных понятий индуизма – «душа», перерождающаяся после смерти тела в новое тело (см. сансара).

ахи́мса – (санскр. непричинение вреда), религиозный принцип буддизма и индуизма, отказ от намеренного и случайного убийства, причинения боли и зла живым существам.

баха́и, бахаи́зм – Новая монотеистическая синкретическая авраамическая религия, основанная в 1844 г. в Персии Ба ́ бом и разработанная его последователями (Баха ́ -Улла ́ и Абду ́ л Баха ́). Сочетает элементы авраамических религий и буддизма.

Би́блия (греч. «книга») – свод текстов, составляющих Священное Писание христиан. Состоит из Ветхого Завета и Нового Завета.

бог (от санскр. «светлый»), боги, божества – сверхъестественные существа, ответственные за 1) явления природы, 2) занятия людей, 3) психо-эмоциональные проявления людей. В зависимости от количества богов религии разделяют на монотеизм, пантеизм, политеизм, См. пантеон.

богосло́вие – см. теология.

↓ Стр. 91.

бодхиса́ттва, бодиса́ттва (санскр. «существо, стремящееся к просветлению») – в буддизме – человек, решивший выйти из круга перерождений и достичь состояния будды, достигшее нирваны, но сознательно перерождающееся, чтобы помогать людям.

бу́дда (санскр. «просветлённый») – 1. Сиддха ́ ртха Гаута ́ ма, Бу ́ дда Шакьяму ́ ни, основатель буддизма, живший в 6 в. до н. э. (Сиддха ́ ртха – личное имя, означающее – «Выполнивший свое назначение», Гаута ́ ма – родовое имя, фамилия, Бу ́ дда – «Просветлённый высшим знанием», Шакьяму ́ ни – «мудрец из племени Шакья»); в махаяне трактуется как высшее существо, единственная безусловная реальность,

будди́зм – мировая религия, в основе которой лежит учение Будды о Серединном пути спасения (учение Дха ́ рмы); основана Буддой в 6 в. до н.э. в Индии. Вероучительные тексты: Трипитака (Сутра-питака, Винная-питака, Абхидхарма-питака). Вероучение: вера в Будду как высшее существо, возможность достичь состояния нирваны – избавления от жизненных страданий и бесконечной цепочки перерождений; Три драгоценности (Будда, Дхарма, сангха); Четыре благородные истины, Восьмеричный путь спасения, и др. Этические требования: целомудрие, правдивость, чистоты поступков и мыслей, щедрость запрет убийства живых существ, непричинение боли и зла живым существам (как в индуизме). Основные направления буддизма: тхеравада (хинаяна, южный буддизм), махаяна (северный буддизм), в т.ч. тибетский буддизм (устаревшее название – ламаизм), и ваджраяна (тантризм), кроме того, существует масса школ (напр., Цзен-буддизм).

ва́рны (санскр., букв. – качество, цвет), четыре сословия Древней Индии: брахма́ны (жрецы), кша́трии (воины), ва́йшьи (земледельцы и ремесленники, торговцы) и шу́дры (слуги); вне системы варн находятся «неприкасаемые» (чандалы).

ваххаби ́ зм, ваххаби ́ ты – религиозно-политическое течение в суннизме, возникшее в 18 в как движение за чистоту ислама.

ве ́ ра – волевой акт, выражающий согласие с непроверенным. Религиозная вера – вера в сверхъестественное.

веротерпи ́ мость,– признание права человека на свободный выбор религии, уважительное отношение к представителям всех верований, см. толерантность.

вероуче ́ ние – систематизированное изложение веры, догматов и положений конкретной религии.

Влади ́ миров пантео ́ н – в восточнославянском язычествепантеон богов (Перун, Даждьбог, Стрибог, Хорс, Макошь, Симаргл), введенный на Руси князем Владимиром Красное Солнышко в 982 году с целью объединения

↓ Стр. 92.

славянских племен под своим руководством. В 988 (989) г. был отменен с принятием христианства.

Вселе́нские собо́ры – собрания высшего христианского духовенства, поводившиеся начиная с 325 г. для уточнения основ вероучения и обрядности, а также для осуждения ересей. Православие признаёт 7 Вселенских соборов (325-787 гг.), произошедших до разделения церквей, а католическая церковь – 21.

гностици ́ зм (от греч. «знание») – религиозно-философское эзотерическое дуалистическое учение поздней античности (1-5 вв. н.э.), ставшее во 2 в. соперником христианства (восприняв некоторые его положения, греческой философии и восточных религий) и оказавшее влияние на средневековые ереси и мистику Нового времени. Вероучение: дуализм доброго и злого начал в мире, света и тьмы, духа и материи, Бога и греховного мира; неприятие Ветхого Завета и искупительной миссии Иисуса Христа; эзотеризм («истинное» знание о боге и тайнах мироздания). Через познание собственного «Я» гностики познают мир и идеальное доброе божественное начало, отрицая злое телесное, материальное.

дала ́ й-ла ́ ма (великий как океан) – высший учитель в тибетском буддизме, считающийся воплощением бодхисаттвы.

даоси ́ зм – философская система и мистическая синкретическая национальная религия Китая, возникшая в 5 в до н.э. Основателем считается Лао цзы, изложивший в трактате «Дао дэ цзин» («Книга о Дао и Дэ») основные принципы даосизма: да́о (естественный путь возникновения, развития и исчезновения всех вещей; основа их существования), дэ (качество всех вещей; в конфуцианстве – мораль или энергия), у-вэ́й (недеяние, подчинение дао и гармония с ним). Цель даоса – поиск вечного счастья (единства с дао), достигаемого 10 добродетелями (сыновний долг, терпение, самопожертвование и др.), соблюдение заповедей и обретение бессмертия посредством алхимии и психофизических упражнений.

даца ́ н (тибет. «монастырская школа») – буддийский монастырь, в которой монахи живут и изучают Учение.

декало ́ г (греч. – «десять слов») – «десять заповедей», нормы поведения древних евреев, согласно Ветхому Завету, данные Богом Моисею

деномина ́ ция (лат. «наименование») – 1. общий термин для обозначения типа религиозной организации, ограниченной классовыми, национальными, расовыми и иногда региональными рамками, а также течения или ответвления религии (конфессии); 2. в социологии религии – тип и этап в развитии религиозной организации, переходной от секты к церкви и характеризующийся её частичной социализацией (включением в общественную жизнь).

джиха ́ д (араб. «усердие, рвение»), предписание ислама, предусматривающее его распространение и утверждение, вплоть до т. н. «священной войны» против иноверцев.

↓ Стр. 93.

д о ́ гмат, до ́ гма (греч. «мнение») – неоспоримое положение вероучения, неизменное и обязательное для всех верующих.

дуали ́ зм (лат. «двойственный») – учение о двух равноправных противостоящих началах; в философии обычно – материя и идея; в религиях – постоянное противостояние доброго Бога (богов) и его противника (сатаны, злых богов). См. зороастризм.

ду ́ хи – бестелесные сверхъестественные двойники объектов природы, представителей флоры и фауны; персонажи низшей мифологии;

духов е ́ нство – священнослужители. В православии различают чёрное (монашествующее) и белое (немонашествующее, брачное) духовенство.

дха ́ рма (санскр. «учение», «правило», «миропорядок») – кардинальное многозначное понятие всей индийской философии. В буддизме Дхарма – это 1. Безличный мировой Закон и учение Будды (Закон Дхармы); 2. мельчайшие активные элементы, из которых состоит весь материальный, идеальный и психический мир.

епи ́ скоп (греч. надзиратель, блюститель) – в православной, католической, англиканской церквах высшее духовное лицо, глава церковно-административной территориальной единицы (епархии), третий чин духовенства. Иерархическое деление епископов (с 4 в.): патриархи, митрополиты (часть из которых имеет титул архиепископа) и собственно епископы.

е ́ ресь (от греч.: «школа», «учение», «течение») – религиозное учение, отклоняющееся от официальной (канонической) позиции церкви в вопросах догматики, культа и церковной организации, напр., монофизиты.

закя ́ т – один из 5 столпов ислама, предполагающий добровольное пожертвование.

Зарату́́стра, Зарату ́ штра (иран.), Зороастр (греч.) – пророк и основатель зороастризма, живший около 6 в. до н. э., составил древнейшую часть Авесты.

зороастри ́ зм (маздеи́зм, авести́зм, огнепокло́нство) – древнеиранская религия, основанная Заратуштрой в 7 – 6 вв. до н.э. Священная книга – Аве́ста. Вероучение разделяет мир на две части (дуализм): земную – мир вещей и духовную – мир душ и предполагает борьбу добрых духов (ахуров) со злыми (дэвами), господство триад (троек) богов – в

↓ Стр. 94.

добром мире (Ахура-Мазда, Арту Вахишта, Воху Мана) и злом (Друдж, Ако Мана и Айшма, возглавляемые Анхра-Майнью). Главную роль в культе зороастризма играет огонь. Численность – около 190,5 тыс. (две территориальные группы: гебры в Иране и парсы на индийском субконтиненте).

индуи ́ зм – этническая политеистическая религиозная система индийского субконтинента.

исла ́ м (мусульма́нство) – мировая монотеистическая религия, последователи которой верят в единого бога Аллаха, посланником которого был Мухамма́д (Мухаммед)

иудаи ́ зм – этническая монотеистическая религия потомков Авраама (евреев).

календа ́ рные обря ́ ды или обряды годового цикла – обряды, связанные с солнечным, лунным или климатическим (сельскохозяйственным) циклами.

Кальв и ́ н, Жан – французский богослов, один из лидеров Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение – «Наставление в христианской вере».

кальвини ́ зм – направление протестантизма, основано Ж. Кальвином. Для кальвинизма характерны: исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека, его спасения или осуждения; успех в профессиональной деятельности служит подтверждением его избранности), и упрощение церковной обрядности. Современные приверженцы кальвинизма – кальвинисты, реформаты, пресвитериане, конгрегационалисты.

камла ́ ние – религиозные действия шамана, сопровождающиеся ударами в бубен/барабан, пляской, пением и пр., и направленные на введение себя и окружающих в состояние экстаза (транса) с целью обеспечения общения с духами.

ка ́ рма – одно из основных положений в индуизме и буддизме – общая сумма совершённых всяким живым существом поступков (в этой и прошлых жизнях) и их последствий, определяющая характер его нового рождения, перевоплощения. Закон кармы – воздаяние за поступки.

католи ́ чество, католици ́ зм – (от лат. «всеобщий», «вселенский») – одно из основных направлений в христианстве (Западное христианство), возникшее вследствие разделения церквей в 1054 году и находящихся под духовной властью папы Римского (под католицизмом также понимают политику папы и католической церкви).

кита́йские рели́гии (сань цзя́о – кит. «три религии») – китайский термин для определения трёх основных религий Китая (и некоторых стран Юго-Восточной Азии): конфуцианство, даосизм, буддизм.

клерикали ́ зм (от лат. «церковный») – социально-политическое течение, стремление обеспечить первенствующую роль церкви и религии во

↓ Стр. 95.

всех сферах общественной жизни, противоположное понятию секуляризация. Клерикал – сторонник клерикализма; член клерикальной партии.

конфе ́ ссия (лат. «признание, исповедание») – термин, обозначающий вероисповедание, религиозное объединение со своим вероучением, культом, организацией; обычно понимается как течение в какой-либо религии (реже – как синоним религия), например, христианскими конфессиями являются православие, католицизм и протестантизм.

конфуциа́нство – философско-этическое учение древнекитайского мыслителя Конфуция (Кун-цзы) и его последователей, превратившееся на рубеже н.э. в национально-государственную религию Китая. Конфуцианство отличается от других религий отсутствием официального жречества, мистических элементов и метафизических спекуляций. Оно сводится главным образом к строгому выполнению ритуалов и социально-этических предписаний.

Кора ́ н – (араб. – чтение) – Священное писание в исламе.

космоло ́ гия (от греч. «космос» и «слово, учение») – мироустройство, представления об устройстве мира, включая космогонию. Обычно разделяется по вертикали: небеса, срединный мир, преисподняя (см. Ось мировая, мировое Древо); в горизонтальной проекции – по сторонам света, на мир явный и непроявленный. Может изображаться в виде сложных схем, см. мандала.

кришнаи ́ зм, кришнаи ́ ты – новое религиозное движение, возникшее на основе вишнуизма, последователи которого поклоняются богу Кришне (аватара бога Вишну), напр. Международное Общество сознания Кришны

ксенофо ́ бия – (от греч. «чужой» и «страх») – неприязнь ко всему иностранному.

культ (лат. «поклонение», «возделывание») – 1. религиозные действия; общее название для всех видов религиозных действий: вербальные формы (молитвы, мантры), моторные формы (жесты, поклоны), обряды, жертвоприношения и пр.; 2. культ религиозный – социологическое понятие, обозначающее тип религиозной организации на начальном этапе её существования, характеризующийся наличием харизматического лидера, слабой разработанностью вероучения и обрядности, значительной активностью последователей, осознанно выбравших данное религиозное направление в результате убеждения и эмоционального кризиса (напр., Богородичный

↓ Стр. 96.

центр). Культ может перейти в секту.

культ вожде ́ й – поклонение вождям и правителям в ранних формах религии, ставшее причиной появления небесных (астральных) божеств и небесной иерархии божеств, закрепившей неравенство в обществе и наследование власти вождей, став предпосылками к возникновению государства.

культ плодоро ́ дия/ сельскохозя ́ йственный культ – в первобытных и сельскохозяйственных обществах – поклонение силам природы, ответственным за плодородие и урожай.

культ пре ́ дков –одна из ранних форм религии, поклонение духам умерших предков, которым приписывалась способность влиять на жизнь потомков.

ла ́ ма – монах в буддизме.

лютера ́ нство – (евангельские христиане, Евангелическо-Лютеранская церковь лютеранство), христианская конфессия 1 волны протестантизма, основанная Мартином Лютером в 1517 г. в Виттенберге, Германия, дав начало реформации.

ма ́ гия – совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в таинственные силы, с помощью которых путем определённых символических действий возможно оказать влияние на людей, предметы, ход событий в нужном для человека направлении.

маха ́ яна (широкий путь спасения) – одно из основных направлений в буддизме возникшее в первом веке. Не требует обязательного принятия монашеского сана для духовного спасения и воспринимает Будду как божество.

месси ́ я (от др. евр. «машиах» – помазанник) – в авраамических религиях – посланник Бога, который придёт перед Судным днём, чтобы спасти людей.

мировы ́ е рели ́ гии – религии, не имеющие этно-национальной привязки, распространённые по всему миру и включенные в культуру разных стран: буддизм, христианство, ислам.

ми ́ стика, ми ́ стицизм (от греч. «таинственный») – религиозные вероучения и действия, направленные на переживание в экстазе (трансе) единения с божеством.

митраи ́ зм, древняя религия, основанная на культе Митры бога солнца, одного из главных индоиранских богов, бога договора, согласия, покровителя мирных, доброжелательных отношений между людьми. Распространилась в эллинистическом мире и Римской империи; во 2-4 вв. Митраизм – один из главных соперников христианства.

миф – (от греч. «сказание, предание») – архаические (древние) повествования о деяниях богов и героев, за которыми стояли фантастические представления о мире и управляющими им богах и духах. Выделяют мифы космогонические (о происхождении мира), космологические (об

↓ Стр. 97.

устройстве мира), антропогенетические (о происхождении человека), этногенетические (о происхождении этноса, народа), календарные (об умирающих и воскресающих богах), эсхатологические (о конце мира) и пр. Мифы тесно связаны с обрядами. Десакрализация превращает мифы в сказки.

мифологи ́ ческое мышле ́ ние – вид мышления, характерный для детей и для ранних этапов человеческой истории, предполагающий одушевление объектов и явлений природы (см. анимизм) и определение их взаимодействий на основе мифических сюжетов.

монотеи ́ зм (от греч. «один» и «бог») – единобожие, почитание одного Бога: иудаизм, христианство и ислам (см. табл. типологии религий по объекту).

монофизи́тство, монофизи́ты (от греч. «один» и «природа») – течение в христианстве, Древние Восточные церкви отделенные на Халкидонском Вселенском Соборе, за то, что полагали природу Христа единой (Христос – только Бог), в противовес остальным христианам, полагавшим его двойственную природу: Богочеловек (дуофизиты).

мусульма́нство – см. ислам.

нирва́на (санскр. – угасание), центральное понятие буддизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений – выход из сансары (прекращение перерождений) и полное успокоение дхарм сознания.

обря́д религио́зный, (ритуа ́ л) – система символических действий (устанавливаемых обычаем или традицией), в отношении сверхъестественного или между людьми по поводу сверхъестественного. Выделяют три типа обрядов: 1. инициационные, обряды перехода или жизненного цикла; 2. календарные или обряды годового цикла; 3. ситуативные

пантеи́зм (от греч. «все» и «бог» – всебожие) – тип религий и религиозно-философских учений предполагающих единство Бога и мира, идеальной и материальной сущностей.

пантео́н (от греч. «все» и «боги») – 1. иерархическая (или иная) система богов в какой-либо конкретной религии, напр., Владимиров пантеон.; 2. Пантеон – название храма всех богов в Риме.

↓ Стр. 98.

па́стор (лат. «пастырь, пастух») – служитель культа в протестантских течениях, отрицающих институт священства.

полидемони́зм (от греч. «много» и «демон, дух») – поклонение духам, этап в развитии религии, возможно предшествующий политеизму.

поликонфессиона́льность (от греч. «много» и «конфессия») – одновременное наличие разных конфессий/деноминаций в одном регионе.

политеи́зм (от греч. «много» и «бог») – многобожие; тип религий, в которых происходит поклонение многим богам в противовес монотеизму. Боги могут представать в разном виде (зооморфизм, антропозооморфизм, антропоморфизм), находиться в четких иерархических отношениях (см. пантеон) или в противостоянии (см. дуализм). Обычно боги отражают явления или объекты природы (Перун – бог грозы, Ра – бог солнца, Посейдон – бог морей), занятия/профессии людей (Велес – скотий бог, Гефест – бог кузнец, Марс – бог войны) или психосоматические процессы человека (Афродита – богиня любви, Морфей – бог снов, Фобос – бог страха).

правосла́вие – Восточная ветвь христианства, возникшая вследствие разделения церквей в 1054 году. В настоящее время православие представлено 15 автокефальными церквями, крупнейшая из которых – Русская Православная Церковь.

протестанти́зм – одна из трёх основных конфессий в христианстве, возникшая в XVI в. в Европе как движения за реформацию католической церкви. Полагает основным источником вероучения Священное писание, отвергает Священное предание, провозглашает принцип спасения личной верой и принцип всеобщего священства. Первыми основными протестантскими церквами стали лютеранство, кальвинизм и англиканство.

пять столпо́в исла́ма – действия предписанные мусульманину: шаха ́ да (исповедание веры), саля ́ т/нама ́ з (молитва), закя ́ т (благотворительность), сау ́ м (пост в месяц рамада ́ н), хадж (паломничество в Мекку).

религиове́дение – комплексная наука, изучающая религию как таковую (её структуру, типы, функции) и разнообразие религиозных феноменов;

рели́гия – вера в сверхъестественное и в возможную связь с ним с помощью символических действий – обрядов, выражающихся в поклонении.

реформа́ция – религиозное движение в Европе XV в. за изменение католической церкви, на основе которого возник протестантизм.

↓ Стр. 99.

ритуал – см. обряд.

санса́ра – одно из основных понятий индуизма – перевоплощение души (в индуизме) или личности (в буддизме) в цепи новых рождений (в образе человека, бога, животного), осуществляемое по закону кармы.

сверхъесте́ственное – то, что выходит за рамки обыденного и за рамки известных законов природы. Различают сверхъестественные существа (напр., Бог, боги, духи, души и т.д.), явления (напр., чудеса), свойства предметов (напр., обереги), «дар» человека (харизма) и пр.

свяще́нное писа́ние – священные (вероучительные) тексты, по преданию дарованные Богом или его пророком (в христианстве – Библия; в исламе – Коран, в иудаизме – Танах).

свяще́нное преда́ние – сведения и канонические положения, дополняющие и комментирующие Священное Писание (в христианстве – сочинения Отцов – основателей Церкви и решения Вселенских Соборов, из которых православные признают 7, а католики – 21; в исламе – Сунна)

се́кта – (не юридический термин; в большинстве случаев не принимаемый в науке термин в силу своего эмоционального негативного отношения) (от лат. «отделяться», «следовать») тип религиозной организации, характеризующийся замкнутостью, противопоставлением себя доминирующим религиозным организациям, наличием харизматического лидера, слаборазвитыми обрядностью и вероучением; может перейти в деноминацию.

секуляриза́ция – (от лат. «светский») – процесс «омирщения», превращения из религиозного в светское.

Си́мвол ве́ры – краткое догматическое изложение основ христианского вероучения, составленное I и II Вселенскими Соборами, проходившими в г. Никея и Константинополь, от чего получил название Никео-константинопольский символ веры. В православии и католицизме состоит из 12 членов (в католицизме называется «кредо» (credo)).

синаго́га (греч. «место собраний») – место собраний и молений в иудаизме (не храм, т.к. нет алтаря).

синкрети́зм (от греч. «соединение, объединение») –сочетание, слияние, взаимопроникновение и совместное сосуществование разнородных религиозно-философских воззрений (напр., в современном православии – синкрелизм славянского язычества и восточного христианства).

собо́р – в христианстве – 1) (архитектурное) храм (церковь) с несколькими алтарями, собранными под одной крышей, где богослужения проводятся обычно собором священнослужителей (собранием, т.е. несколькими); кафедральным называется собор, в котором находится кафедра, с которой обращается к народу митрополит или патриарх 2) собор церковный – Собрание представителей высшего духовенства для решения важных вопросов (напр., поместный собор избирает патриарха), см. также Вселенские Соборы.

↓ Стр. 100.

Су́нна – мусульманское священное предание, состоящее из хадисов – преданий о поступках и изречениях Мухаммеда.

сунни́зм, сунниты – одно из главных направлений в исламе, почитающее наряду с Кораном Сунну, возвеличивающее наряду с пророком Мухамедом и его наследниками ряд халифов.

та́инства – главные обряды в христианстве, посредством которых верующим сообщается божественная благодать (крещение, миропомазание, причащение (евхаристия), исповедь (покаяние), брак, соборование (елеосвящение), священство).

Талму́д (др.евр. «Изучение Торы») – вероучительные, религиозно-правовые и культовые представления иудаизма; представляет собой толкования Торы.

Тана́х – главные священные тексты в иудаизме, состоящие из 3 сводов (39 книг): Тора («Закон»), Невиим (Пророки), Кетувим (Писания), почти полностью составившие христианский Ветхий Завет.

теи́зм, теистические религии (от греч. «бог») – вид монотеизма, где Бог – творец управляет миром (иудаизм, христианство, ислам).

теоло́гия, богосло́вие (от греч. «бог» и «слово, учение») – учение о боге, о его сущности и действии, основанное на священных текстах. Как религиозная наука теология изучает проявления божественного в этом мире, определяя догматы и основы вероучения. В строгом смысле о теологии принято говорить применительно к иудаизму, христианству и исламу.

толера́нтность (от лат. «терпение») – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; см. веротерпимость.

То́ра (евр. «Учение», «Закон») – священный текст в иудаизме, данный по преданию пророку Моисею Богом.

тотеми́зм – одна из ранних форм религии, вера в наличие у рода (родовой общины) сверхъестественного предка (тотема) – животного или растения.

трансценде́нтное – (потустороннее) религиозно– философский термин, обозначающий то, что находится за пределами человеческих чувств и разума.

↓ Стр. 101.

тхерава́да (санскр. «учение старших») или ХИНА ́ ЯНА (санскр. узкий путь спасения) – течение в буддизме, связанное с ранним буддизмом. В отличие от махаяны, в тхераваде Будда воспринимается как человек, нашедший путь к спасению – нирване; подобно ему, достичь нирваны могут только монахи и монахини.

фетиши́зм – вера в наличие у предмета сверхъестественных свойств. Виды фетишей талисманы, амулеты, обереги и др.

филио́кве (лат. – «и от Сына») – католический догмат об исхождении Святого Духа, послуживший формальной причиной Великой схизмы: православные полагают, что Святой Дух исходит только от Бога-Отца, а католики – «филиокве» – и от Сына (

фундаментали́зм (от лат. «основа») – 1 общественные идеологические религиозные движения, требующие преодоления появившихся отклонений в учении или ересей, направленные на возврат к первоначальной чистоте, «возвращению к истокам» и противостоящие процессам модернизации (обновления) и секуляризации. В протестантизмепресвитериане, в правосмлавии – старообрядцы; в исламе – ваххабиты.

хари́зма (греч. «дар, милость, благодать»), – 1. сверхъестественные способности, присущие конкретной личности, по мнению окружающих (мудрость, героизм, «святость»). 2. в христианстве – термин для обозначения даров Сятого Духа.

харизмати́ческий ли́дер, харизма́тик – религиозный лидер, обладающий харизмой.

храм – место отправления культа, где имеется алтарь для жертвоприношений. В христианстве – здание, предназначенное для совершения богослужения (литурги́и/мессы и общественной молитвы), особо устроенное и имеющее престол, освященный архиереем; жертва во время литургии – символическая. В иудаизме Храм – место, где пребывал Бог, и ему совершались жертвоприношения: I Храм (10-6 вв. до н.э.) был построен царём Соломоном; II Храм (6 в до н.э – 70 г н.э.) был разрушен римлянами; начало строительства III Храма будет знаменовать приход судного дня.

христиа́нство – мировая монотеистическая религия, возникшая в первой половине 1 в. в восточных провинциях Римской империи. В её основе лежит учение о богочеловеке Иисусе Христе, его искупительной жертве, воскресении и грядущем втором пришествии. Христианство – монотеистическая религия с отчетливо выраженной мессианской идеей. В процессе своего развития христианство распалось на три основные ветви (конфессии): православие, католицизм, протестантизм.

це́рковь –1) собрание верующих – экклесия 2); общее название христианского храма

↓ Стр. 102.

(постройки), обычно имеет 1 алтарь; 3) приход конкретного храма; 4) все верующие христиане или представители одной из его конфессий; 5) тип централизованной религиозной организации, иерархическое объединение священнослужителей и мирян.

шама́н – профессиональный служитель культа в шаманизме – посредник между духами и людьми, достигающий в процессе камлания экстатического состояния, в котором он может вступать в связь с духами и душами, исцеляя людей, вызывая изменения в природе и предсказывать будущее.

шамани́зм, шама́нство – ранняя форма религии, предполагающая веру в сверхъестественные возможности шамана.

шариа́т – система мусульманского права, основанная на Коране.

шии́зм, шии́ты – направление в исламе, последователи которого считают, что государственная власть имеет божественную природу и должна переходить по наследству от потомков пророка Мухаммеда и его зятя Али.

эзоте́рика (греч. «сокрытый»), оккульти́зм, гермети́зм, эзотери́ческие уче́ния – религиозно-философские учения, признающие существование скрытых сил в человеке и космосе, доступных лишь для «посвящённых» (в противовес открытым – экзотерическим); основывается на принципах соответствия (всеобщих скрытых связях всех элементов и явлений Вселенной) и аналогии (подобие макрокосма (Вселенной) и микрокосма (человека)); к эзотерике относятся астрология, алхимия, каббала и пр.

эсхатоло́гия (эсхатологические мифы) – религиозное учение о конечных судьбах мира (учение о конце света) и человека.

этнонациона́льные рели́гии – религии, распространённые в пределах одного (нескольких) этносов (народов) и / или государств.

язы́чество (от слав. «языцы» – народы) – 1. некорректный термин, обычно используемый представителями авраамических религий по отношению религиям «народов, забывших Бога» и поклоняющихся «твари, а не Творцу» чаще всего обозначает политеизм; 2. название дохристианских религиозных традиций у народов, принявших христианство.

 

↓ Стр. 103.

Учебно-методический комплекс рассмотрен на заседании кафедры гуманитарных и социальных дисциплин, ПРОТОКОЛ № 3 от 21 октября 2008 г.

_ _ _ _ _ _ _ _ _


[1] Цит. по: по Радугин А.А. Религиоведение: Курс лекций. М., 1997. С. 84.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 589. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия