Студопедия — Часть третья. Джованни (1844 – 1846).
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Часть третья. Джованни (1844 – 1846).






Я часто прихожу в этот висячий сад на крыше, посидеть в одиночестве. Когда под горячим полуденным солнцем Рима начинает подниматься зловоние грязных улиц, мне нравится тихо дремать на туфовой скамейке, вдыхая пьянящие ароматы цветов Лючаны, растущих в горшках. Иногда, срезая один из них скрюченными пальцами, почти до неузнаваемости изуродованными артритом, я вспоминаю, с какой нежной заботой Эрик ухаживал за этими цветами, измученными абсолютным пренебрежением со стороны Лючаны, как иногда он ласкал гладкий зеленый листок, как будто безмолвно уговаривал его расти дальше. В тот год они дали потрясающие соцветия, как и он сам расцвел под моей направляющей рукой. Эти цветы, эта белая каменная скамья, да таинственные модели, развешанные на стенах погреба, вот и все, что осталось на память о тех двух годах, что изменили весь мой мир.

Воспоминания! Воспоминания подобно светлячкам скользят по поверхности сознания, то и дело высвечивая столь яркие и живые картины, что у меня перехватывает дыхание, но потом изображение исчезает, словно камешек, упавший в зыбучий песок сожаления и самообвинений. Может быть, правы те, кто говорят за моей спиной – я ведь знаю, что они это говорят! – что я начал впадать в детство еще до той трагедии. Но я надеюсь, что они ошибаются. Хотелось бы верить, что я был разумен, как и любой другой, в день, когда встретил Эрика; чтобы моя история оставалась последней волей и свидетельством здравомыслящего человека.

Я хорошо помню неподвижность пустых темных улиц, когда я шел на стройку. Я помню болезненную тяжесть в сердце, когда размышлял над письмом, потревожившим мой покой и выгнавшим меня из постели еще до рассвета. Было ничем не примечательное утро, обещавшее самый обычный день. В сером свете легкий дождь разбудил разрытую землю, и мне в ноздри ударил привычный запах мокрого песка и цемента. Некоторые мастера-каменщики не любят стройку на рассвете, когда первый свет безжалостно выявляет, как мало им удается сделать за день. Так мало удалось завершить вчера, так много нужно сделать сегодня! А вот мне рассвет дарил вдохновение. Всю жизнь я просыпался, ел… дышал ради очередного недостроенного здания. Только когда строительство подходило к концу, меня охватывала грусть, я как будто терял близкого человека.

Эрик это понимал. Эрик понимал многое, о чем мальчики его возраста и не задумываются. Но из-за его глубокой страсти к творчеству, я боялся за него. Я знал, что когда-нибудь ему непременно бросят вызов, появится великолепное творческое задание, которому он отдаст все свои силы, и с которым не сможет расстаться – прекрасное дитя его воображения, и он будет готов убивать, чтобы не отдавать его. Я знал его как мягкого, чувствительного гения, но я никогда не обманывался на его счет. Этому юноше случалось убивать задолго до нашего знакомства, это я понял при первой же встрече. Мы еще ни одним словом не обменялись, а он уже направил на меня свой нож…

 

Он вторгся на запретную территорию. Зайдя на стройку, я сразу заметил худую мальчишескую фигурку, скользящую подобно призраку, по серым лесам, странное, потустороннее видение в лучах встающего солнца. Я не закричал в возмущении, а стоял и смотрел, как мальчик любовно проводит пальцами по влажной каменной кладке. Минуту спустя он отступил, протянул руки к стенам, как какой-нибудь жрец-друид, обращающийся к языческим богам, и принялся делать такие движения, будто что-то строил прямо из воздуха. Никогда не видел ничего более удивительного и прекрасного. Было что-то мистическое в этой странном причастии, за которым я наблюдал, не дыша, как завороженный, но я поддел ногой резец каменщика, брошенный, как пришлось, и он с грохотом упал на землю.

Мальчик соскочил с лесов с ловкостью молодой пантеры, и через секунду стоял передо мной, наставив на меня нож. Меня поразила белая маска на его лице. Глаза в ее прорезях смотрели настороженно и опасливо, как у дикого зверя, когда он подал мне знак прислониться спиной к каменной кладке и освободить ему проход на улицу. Теперь-то я знаю, что мне следовало прислушаться к его мудрому совету и позволить ему уйти. Но я не был трусом, и юноша возбудил мое любопытство. Его нож сверкал в каком-нибудь полудюйме от моего горла, а я только поднял руки ироничным жестом и поинтересовался, всегда ли он так любезен с пожилыми людьми. Я не ждал ответа, но, к моему удивлению, он опустил нож, и неприкрытая агрессивность в его глазах сменилась неуверенностью.

– Мсье.

Как только он заговорил, я понял, что, несмотря на причудливый цыганский наряд, это не был юный уличный бандит, готовый перерезать мне горло ради кошелька. Одно единственное произнесенное им слово прозвучало настолько прекрасно, с такими совершенными модуляциями, что у меня возникло непреодолимое желание, чтобы он снова заговорил.

– Ты говоришь по-итальянски? – с любопытством спросил я.

– Да, господин, – казалось, его удивило, что кто-то вежливо обращается к нему.

– Ты зашел на частную территорию…ты понимаешь, что я могу арестовать тебя за это? – Он снова поднял нож, но с таким утомленным нежеланием, что я решился оттолкнуть его руку. – Ради Бога, убери чертову игрушку, юноша, ты меня нервируешь. Вот… так-то лучше. А теперь… что ты здесь делал?

– Я не воровал! – быстро сказал он, беспомощно поглядывая на нож, словно не зная, что с ним делать. – Я ничего не испортил…

– Я заметил, – с сухой иронией ответил я. – Трудно испортить камень, если просто гладишь его.

– О! – Он в смущении поднес руку к маске. – И долго вы за мной наблюдали?

– Достаточно долго, чтобы понять, что ты не воруешь, – сказал я. – Интересуешься каменной кладкой, так что ли? Может быть, хочешь взглянуть на чертежи?

Он настороженно посмотрел на меня, словно пытаясь понять, не издеваются ли над ним, но когда я вынул из-под куртки бумаги, это естественное подозрение развеялось.

– Спасибо, – автоматически бросил он, беря у меня листы бумаги и раскладывая их на клочке сухой земли под лесами. Он напоминал мальчишку, в которого долго и болезненно вбивали хорошие манеры, и я вздрогнул, когда он издал крик ярости, похожий на рыдание.

– Не так! – со злостью сказал он. – Это неправильно, совсем не как я… и как вы можете строить нечто настолько вульгарное?

Я слегка вздохнул, вспомнив, что моя первая реакция на эти чертежи была примерно такой же.

– Здание строят, чтобы удовлетворить запросы очень богатого и вульгарного заказчика, – терпеливо объяснил я. – Архитектор, как ты понимаешь, должен есть, и мастер-каменщик тоже. Если бы мы строили только для того, чтобы удовлетворить свое собственное тщеславие, мы бы умирали с голоду.

Он мрачно смотрел на чертеж.

– Я бы лучше умер с голоду! – заявил он с необычайной страстью. – Я бы лучше умер с голоду, чем строить уродливые дома!

И в это можно было поверить. Тон его голоса глубоко взволновал меня… как будто «уродливый» было самой худшей характеристикой в его личном словаре.

– Ты учишься здесь, в Риме? – спросил я после приличной паузы.

– Нет, господин, – Мне показалось, или он напрягся при этом вопросе?

– Но ты ведь интересуешься архитектурой? Тебе нравятся красивые здания?

– Когда-то я немного учился, – осторожно признался он. – Очень давно, когда был ребенком.

Ему вряд ли было много больше тринадцати, но он говорил о детстве так, словно оно миновало десятки лет назад. Меня заинтриговали и поразили его печальное, настороженное достоинство и бешеная реакция на угрозу. Мне захотелось узнать, кто он, откуда он взялся, почему он сочетал в себе манеры юного джентльмена и повадку опытного уличного убийцы. Как ни странно, маска вызывала у меня куда меньше любопытства…

– Я веду и другие работы, – тихо сообщил я. – И думаю, ты убедишься, что среди моих клиентов есть и люди с хорошим вкусом. Если, конечно, ты согласен терпеть общество упрямого старика… – Я протянул руку, указывая на улицу, и после минутных колебаний, вызванных, Бог знает, каким печальным опытом, он последовал за мной.

Странная радость понеслась по моим тонким жилам, когда я вышел на улицу, не оглядываясь, веря, что он не убежит при первой же возможности, всадив мне в спину нож. Моя тоска развеялась, как утренний туман, и возникло странное, трепещущее ощущение счастья, уверенность, что я нашел редчайшую драгоценность. На мгновенье мне показалось, что я точно знаю, что чувствовал Христос, когда позвал за собой Иоанна.

 

Не оглядываться было трудно. Он двигался тихо, как кошка, и поскольку было еще слишком рано, чтобы на стены, мимо которых мы проходили, падали наши тени, у меня возникло странное ощущение, что за мной следует призрак. Стройка, которую я хотел ему показать, находилась с южной стороны города, за пределами древних стен Рима, и до ее окончания осталось несколько недель. По тому, как он резко вдохнул, я понял, что ему понравилось, да и меня результат работ вполне удовлетворял. В последние пятнадцать лет я занимался, в основном, заключением контрактов, однако, не выпускал из-под контроля работы, требовавшие большой тщательности выполнения. Изящные рельефы капителей и карнизов, ажурную резьбу я все еще считал своей особой сферой деятельности, несмотря на медленно распространяющийся артрит. И здесь я мог продемонстрировать ему чистую, изящную работу, без излишней вычурности, умелое освобождение природной красоты камня. Он был потрясен. Он ничего не сказал, но его молчаливое одобрение обмывало меня теплой волной, и я чувствовал себя так, словно показывал свой шедевр членам старинной масонской ложи. Странное ощущение для человека, который посвятил своему ремеслу сорок пять лет жизни! Я позволил ему порыскать по пустому зданию, где все звуки отдавались громким эхо. Он все ощупывал, задавал вопросы, иногда осмеливался критиковать, и меня потрясла точность и уместность его замечаний, его поразительное видение, и непостижимое совпадение наших ощущений. А потом, когда во двор внизу явились плотник и его ученик, юноша сразу же спрятался за стеной спальни.

– Я должен идти, – нехотя сообщил он, уже выискивая глазами кратчайший путь бегства. Я схватил его за тонкую руку, пытаясь удержать.

– Где ты живешь? – вдруг спросил я.

– Я нигде не живу, – он смотрел на мои пальцы, сжимавшие его руку, не пытаясь вырваться, просто смотрел, словно ему не верилось, что кто-то прикоснулся к нему, не желая причинить ему боль. – Иногда я путешествую с ярмарками. Я слыхал, что открылась ярмарка в Трастевере, так что я оставил лошадей за стенами города и пошел посмотреть, пока на улицах тихо… – продолжая говорить, он прикоснулся пальцем к тыльной стороне моей ладони, нежно прослеживая узловатые вены, пронизывавшие сухую и морщинистую кожу, загрубевшую и побелевшую за долгие годы от каменной пыли.

– Мне надо идти, – с грустью повторил он.

– Но ты вернешься, – я сам удивился своему необъяснимому нежеланию наблюдать, как он исчезает навсегда в лабиринте римских улиц, – Ты ведь вернешься… я многое еще могу тебе показать.

Во двор приходило все больше людей, они приветствовали друг друга и ругали тяжелую жару, что уже повисла в душном небе и вздымала над влажной землей горячую дымку. Юноша посмотрел вниз сквозь незастекленное окно, и все его болезненно худое тело, казалось, напряглось от отчаянной внутренней борьбы. И я понял – впрочем, я догадался об этом в первый же момент, как увидел его – что ему угрожает какая-то опасность, что тянутся за ним цепи неведомых преступлений. Тьма его души отбросила тень, которая словно соприкоснулась с моей душой, и, глядя на него, я так и видел, как он погружается в черные воды собственного прошлого. Мне захотелось бросить ему веревку и вытянуть из этого ядовитого омута… потому что, что бы он ни совершил – а что-то, без сомнения, было! – я не верил, что он плохой человек. Нет, только не после того, как он прикоснулся к моей руке с молчаливым изумлением невинного ребенка.

– Приходи! – решительно повторил я. – Завтра на рассвете, встретимся здесь.

Он обернулся и искательно посмотрел мне в лицо, словно рассчитывал увидеть в нем ту же искренность, которую почувствовал в голосе.

– Завтра на рассвете, – тихо повторил он. На досках лестничной площадки, ведущей в комнату, послышались тяжелые шаги, и без единого слова юноша выскользнул в окно и почти беззвучно приземлился во дворе. Когда я выглянул в окно, его уже не было видно.

 

Я всегда считал себя практичным человеком, и до той странной и ужасной интерлюдии думал, что мне совершенно не грозят подобные духовные откровения. Мне было пятьдесят восемь лет, а при моем ремесле умирают рано. Постоянная пыль и мельчайшие осколки камня годами откладываются в легких каменщика, тяжелый труд сокрушает самые крепкие мускулы. Немногие из нас к сорока годам могут похвастаться тем, что их не мучает сильный кашель – предвестник скорой смерти. Мне повезло больше других. Только год назад начали проявляться хорошо знакомые жуткие симптомы разрушения легких.

В моей карьере было несколько ярких моментов. Работа с Джузеппе Валадье на Пьяцца дель Пополо завоевала мне репутацию одного из лучших каменщиков в Риме. Я стал получить перспективные предложения и естественно стал подрядчиком, со временем превратившись в состоятельного человека, хотя и не забросил свое ремесло. В результате получилось так, что вот уже десять лет у меня не было подмастерья.

Мой последний ученик полностью меня разочаровал. Полгода небрежного труда, одна наглая выходка, и я понял, что парень просто не стоит знаний, которые я собирался ему передать. Я разорвал наше соглашение без малейших угрызений совести и отказался брать других учеников, сказав себе, что я слишком стар и слишком привык к определенному образу жизни, чтобы бороться с неумелыми руками и терпеть беспорядок, который обязательно устроит в доме мальчик. Я знаю, что немногие из нас до сих пор берут учеников в свой дом. Они позволяют мальчикам жить у себя, где им не дает закалиться постоянная забота матерей. Я же всегда предпочитал действовать по старинке, в традициях готических строителей. Мастер должен служить образцом юному каменщику во всем, а как это возможно, если мальчик не будет сидеть у твоего очага, есть твой хлеб, дышать одним с тобой воздухом, принимать твои взгляды, все твое существо? Нет… действовать по-старому было лучше всего, при условии, что хватит терпения, но система контрактов естественным образом сводила традиции на нет. Большинство юношей предпочитали урвать какие-то крупицы знания и болтаться по стране строительными артелями, вместо того, чтобы браться за семилетнее обучение, требовавшее большого прилежания и строгой дисциплины. Скоро уже не останется настоящих мастеров, только могущественные, бездушные подрядчики, которых не волнует, будут ли стоять построенные ими здания через тысячу лет.

Я был стар, и мои легкие хрипели, как потрескавшаяся кожа старых кузнечных мехов, но не в этом была причина моего смутного недовольства, досадной неудовлетворенности, отравлявшей мой успех. Даже в расцвете лет я не мог найти ученика, который не стремился бы поскорее покончить с работой и отдаться юношеским развлечениям – дракам и попойкам на вечерних улицах или прогулкам по темным аллеям с новой подружкой. Я говорил себе, что все изменится, когда у меня появится сын, который мог бы стать моим преемником, но, хотя я прилежно сеял семя (да и не без энтузиазма!), я напрасно ждал всходов. Три дочери, заурядные, послушные долгу девушки, которые удачно вышли замуж и никогда не причиняли мне беспокойства, потом – перерыв на десять лет, во время которого я отказался от всякой надежды и уже покорился судьбе. А потом… Лючана!

Жена рыдала в ночь, когда Лючана родилась, а я из чувства долга заглянул в колыбель, готовясь скрывать горькое разочарование. Но то, что я увидел, откинув покрывало, меня совершенно потрясло. Я думал, что всякий новорожденный младенец походит на сморщенную черносливину – она не была такой. Уже тогда она была прекрасна, ее крохотная ручка схватилась за мой палец, и так же цепко она удерживала мое сердце в последующие годы. Лючана не была особо близка с матерью, даже совсем маленькой. Когда я приходил домой, меня всегда встречали жалобы на ее невыносимое поведение и горячее, трагичное, залитое слезами лицо, утыкавшееся в мою куртку. Я и не думал в ту пору, что настанет день, когда я сам отошлю ее из дома, опасаясь за собственный здравый рассудок. Я и не думал… Но нет, я не буду думать о Лючане! Не сейчас… Лучше думать о юноше – о юноше, который должен был быть моим сыном…

 

– Я хочу увидеть все, – ответил он на мой вопрос, когда мы встретились на следующее утро со всеми нелепыми предосторожностями юных возлюбленных, – все.

– Серьезный запрос, – улыбнулся я. – Но если ты действительно хочешь увидеть весь город, лучше всего подняться на Яникулум. С этого холма открывается самый лучший вид на Рим… увидишь не все, но увидишь достаточно.

Мы молчали, взбираясь по крутой дороге, петлявшей между соснами к вершине холма, но это было дружеское молчание, и так я мог лучше рассмотреть его при дневном свете. Он вел двух прекраснейших лошадей из всех, что я видел, обе были кобылы, обе очень ухоженные, они несли хорошо сбалансированный груз, но никаких седел и упряжи. Я спросил его, как ему удавалось справляться с животными без удил.

– Я никогда не пользуюсь удилами, – спокойно ответил он. – Это жестокость, в которой нет необходимости. Лошади сами соглашаются везти меня, я не принуждаю их.

Я заметил, что он вовсе не ведет животных, они сами идут за ним, как собачки. Когда мы остановились, он не стал их привязывать, просто приласкал обеих, а потом повернулся оценить вид.

– О! – произнес он. Это не назовешь высказыванием, это был скорее просто экстатический вздох, но я до сих пор слышу его в своих беспокойных снах, голос души, поднявшейся из праха. Я смотрел, как он подходит к обрыву, словно в трансе, и у меня возникло жуткое предчувствие, что он не остановится, а так и уйдет в предательскую пустоту внизу. Я бросился к нему, схватил его за рукав и оттянул на шаг назад.

– Осторожнее! – потребовал я. – Земля здесь может осыпаться. Не подходи к краю.

– Не подходить к краю, – задумчиво пробормотал он. – Я никогда не должен подходить к краю?

Что-то странное, потустороннее было в его голосе, и я почувствовал дрожь глубоко внутри. Как будто он обращался не ко мне, а к кому-то другому – ужасной, незримой твари, возникшей вдруг рядом с ним. Нечто, владевшее им прежде и теперь вернувшееся, подобно землевладельцу, проверяющему свое законное имущество. Я сильно встряхнул его руку, и он обернулся и растерянно взглянул на меня, как будто не ожидал меня увидеть. Мгновенье спустя он словно вспомнил, где находится, и окинул взглядом Рим, как ни в чем не бывало.

– Что это за плоский фасад справа? – спросил он, с внезапно вернувшимся интересом.

– Санта-Мария д'Аракоэли, – ответил я, неуверенно косясь на него. – Небольшой купол – это Пантеон, а за ним стоит дворец Квиринала. Слева от тебя, – я протянул руку, указывая направление, – ты видишь крышу замка Сант'Анджело. Большой парк прямо перед тобой – это вилла Боргезе, а две башни с краю – но ты не смотришь… вон там, видишь?

– Да, господин… две башни… что это?

– Вилла Медичи.

Он отреагировал так, словно я ударил его, отвернулся, стиснув кулаки, как будто видеть больше не мог перспективу, которой так восхищался минуту назад.

– Ты слышал о вилле Медичи? – с любопытством спросил я.

– О да! – его голос звучал так, словно он летел в какую-то глухую бездну тьмы. – Я слышал о ней! – Он резко вдохнул и продолжал, как будто читал заученный наизусть текст или стихотворение. – Вилла была построена в шестнадцатом веке для кардинала Риччи ди Монтепульчано и перешла к семье Медичи в 1576 году. В 1803 году в ней расположилась Французская академия после того, как палаццо Сальвьяти был разграблен и сожжен во время революции. В Академию принимают только художников, музыкантов и архитекторов. Принимают только прошедших конкурс… Гран-При-де-Ром.

Не в силах понять охватившую его горечь, я только смотрел на него и поражался, откуда у молодого цыгана такие познания, и почему упоминание об этом привело его в такую бешеную ярость. Он резко отскочил от меня, вернулся к своим лошадям, как будто готов был взять и уехать, не говоря ни слова. Но белая кобыла ткнула носом лицо в маске, и я увидел, как его напряженное тело постепенно расслабляется. И минуту спустя он нерешительно подошел ко мне.

– Простите, – просто сказал он. – Я не хотел быть невежливым. Если вы сможете простить меня, господин, я был бы счастлив посмотреть, что вы еще могли бы мне показать.

Странный юноша, вызывающий беспокойство, но чем больше я наблюдал за ним, тем большее чувствовал к нему расположение, тем более убеждался, что мы необходимы друг другу. Я сразу же принял его обезоруживающие извинения.

– Идем, – сказал я с такой же простотой. – Я покажу тебе Колизей.

 

Мы время от времени встречались следующие две недели, и в те дни, когда мы не виделись, я испытывал необъяснимое беспокойство. Он рассказывал о себе с величайшей неохотой, как будто малейшее проявление доверия могло пробить его защиту от окружающего мира. Расспрашивать его было все равно, что вскрывать неудачную устричную раковину, но откуда-то я знал, что, проявляя мягкость и настойчивость, я, в конце концов, достану необыкновенную жемчужину. Только через неделю он, наконец, сказал мне свое имя и, чем он занимался на ярмарке в Трастевере.

– Фокусы, – признался он, пожав плечами с самоосуждением. – Не самые лучшие фокусы, по правде… но людям немного надо.

Он показал мне пустые ладони, а потом изящным, театральным взмахом достал из воздуха кошелек и беспечно бросил мне в руки. Это был мой кошелек!

– Вижу, голод тебе не грозит, – сухо заметил я, засовывая маленькую кожаную сумочку в карман. – Почему ты не оставил его себе? Ты ведь собирался, а я бы ничего и не заметил?

– Это было бы нехорошо, – вздохнул он.

– Но другие ты оставляешь себе.

– О, да! – весело признался он. – Всегда.

– И тебе не стыдно грабить людей?

– Нет, – просто ответил он. – Я не люблю людей, – он помолчал, а потом добавил едва слышным шепотом. – Как правило.

Я вспомнил Трастевере, один из наименее респектабельных округов Рима, где водились шарлатаны и мошенники худшего толка. И я подумал о его руках, этих тонких, ловких инструментах, которые могли бы заниматься куда более благородным делом, если бы только… если бы только… Я подавил вздох.

– Я думаю, ты должен увидеть Ватикан, – вот и все, что я сказал.

 

Я устроил так, чтобы мы пришли, когда великая базилика была пуста – по ней бродил только один восторженный пилигрим. Около двух часов я наблюдал, как Эрик исследует экстравагантные красоты архитектуры прошедших веков. И видя его изумление и восторг, я снова почувствовал себя молодым, как будто переродившись, глядя его глазами, и пока я отвечал на заданные шепотом вопросы, мне казалось, что я сам вижу собор Святого Петра впервые. Цвета казались мне более живыми, внушительнее стал цилиндрический свод, сильнее я прочувствовал идеальную гармонию пропорций базилики. Никогда я не ощущал себя ближе к Богу, никогда так сильно не чувствовал Его благое присутствие. Гигантскую церковь пронизывала пульсирующая тишина, когда мы остановились перед бронзовой статуей Святого Петра. Я задержался, чтобы привычно поклониться ему, и на мгновенье прижался лбом к правой ступне, где прикосновения пилигримов с течением веков сгладили бронзовые пальцы и лишили формы. Я взглянул на ключи от Рая, которые Святой Петр держал у сердца, и правую руку, взнесенную символом надежды для бесчисленных грешников, и автоматически отступил, ожидая, что Эрик повторит мой жест. Он разглядывал статую с чисто академическим восхищением, но не стал прикасаться к ней, и мне почудился зловещий знак в этом демонстративном отказе выражать почитание.

– Говорят, – неуверенно напомнил я, – что когда грешник целует ногу Святого Петра, он получает первую надежду на спасение Господне.

Эрик медленно повернулся ко мне.

– Бога нет, – тихо сказал он с печальной уверенностью. – Есть прекрасные церкви, есть прекрасная музыка… но Бога нет.

Я стоял и смотрел, как он удаляется по пустынному нефу. Я не смог уговорить его посмотреть на Пьета, шедевр Микеланджело, изображающий Богородицу с мертвым сыном на руках. Меня тогда удивила холодная вежливость его отказа. Теперь мне казалось, что я понял. Когда я вышел на лестницу, он стоял в центре площади Святого Петра и смотрел на двойную колоннаду, поддерживаемую статуями святых и мучеников. Но когда я подошел, он сразу же уставился на огромный обелиск в центре площади – работу египетских язычников первого века до Рождества Христова. Значение его жеста было очевидно – он не хотел ничего слышать о Боге. Если бы я принялся обсуждать его заявление в базилике, наши странные отношения мгновенно подошли бы к концу, и больше я бы никогда его не увидел. И в ответ на его страстную безмолвную мольбу, я проглотил все те возмущенные банальности, что так и рвались с языка.

– Когда ярмарка уезжает из Трастевере? – спросил я.

– Завтра, – он не смотрел на меня.

– Завтра у меня дела в туфовом карьере в Тиволи, – отрывисто сообщил я. – На рассвете я буду на дороге Тибуртини. А ты решай, какое направление тебе лучше избрать.

Теперь была моя очередь сердито удалиться. Я знал, что он с тоской смотрит мне вслед, но, черт возьми, я уж постарался не оглядываться.

 

На следующий день, увидев его на старинной римской дороге с обеими кобылами, я испытал удовлетворенное облегчение. До предгорья Тиволи оттуда было двадцать миль, а карьер находился ненамного ближе, но лошади были свежими, и мы добрались быстро. Управляющий карьером был моим старым знакомым, и у него были все причины быть благодарным мне за то, что с годами способствовал успеху его дела. У него не возникло возражений, когда я попросил позволить юноше поработать с камнем часок-другой.

– Новый ученик? – спросил он с заметным удивлением.

– Возможно, – осторожно ответил я.

– Ты меня удивляешь, Джованни, вот уж не думал, что ты будешь связываться с мальчиками сейчас, когда ты можешь нанимать лучших каменотесов в городе.

Я нахмурился, и он шутливо воздел мускулистые руки, словно защищаясь.

– Занимайся своим делом, Луиджи, – произнес он с добродушной насмешкой. – Твоего мнения никто не спрашивает, так?

– Нам понадобятся инструменты, – многозначительно намекнул я.

– Бери все, что хочешь, Джованни. Ты достаточно взял камня из этого карьера в свое время, чтобы знать, что тебе незачем спрашивать.

Солнце безжалостно палило, превращая карьер, окутанный удушливым облаком пыли, в какую-то белую преисподнюю. Я выбрал тихий уголок, подальше от групп рабочих, и Эрик стоял там в одной сорочке и с пренебрежением ощупывал грязную белую поверхность камня.

– Не думал, что он такой, – сказал он. – Такой пористый, ноздреватый и… грубый.

– Это не самый красивый камень в мире, – холодно признал я, – но, если уж он оказался достаточно хорош для Цезаря, надеюсь, и тебе он подойдет.

Внезапно он рассмеялся, звук смеха эхом разнесся по карьеру, и я почувствовал, что очарован этой непосредственностью и детской наивностью.

– Пожалуйста, покажите, что мне делать, господин, – попросил он с таким смирением, что я почти простил его атеизм. И когда я вложил в его руки старинные инструменты каменотеса, мне показалось, что ему еще не поздно сказать: «Да будет Свет».

Мы вернулись в Рим после полуночи, но на улицах было все еще полно народу. Из таверн и кафе доносилась музыка, а вокруг обелисков и фонтанов люди шумно обсуждали Молодую Италию. Я почувствовал, что юноша напрягся при виде толпы, его рука непроизвольно потянулась к ножу на поясе, и я поспешил увести его на более тихие улочки. Так мы добрались до моего дома

– Что это за место? – настороженно спросил он, когда я подал ему знак спешиться и идти за мной в маленький дворик.

– Здесь я живу, – сказал я.

Он отступил на шаг.

– Зачем вы привели меня сюда? – прошептал он.

И по ужасу в его голосе, по внезапному испугу в глазах я все понял. Какой-то мужчина оскорбил этого мальчика самым страшным образом, и я почувствовал, как во мне вскипает дикая злость на этого неведомого мучителя.

– Я привел тебя сюда, чтобы ты спал в безопасном месте, а не на улице, – решительно сказал я. – Никакой платы за это я с тебя не потребую.

– Вы позволите мне переночевать здесь? – с сомнением спросил он. – Вы впустите под свою крышу вора и… – он резко замолчал, так и не произнеся слово, которое я заранее боялся услышать. Мы в молчании занялись лошадьми, а потом я поманил его в дом. Он переступил порог медленно, нерешительно, с нервной неохотой, остро напоминая голодного зверя, рискнувшего покинуть безопасный лес, вопреки предостережениям инстинкта. Пока я обходил большую гостиную с каменными стенами, зажигая масляные лампы, он стоял, стиснув руки на груди, оглядываясь с таким изумлением и осторожным недоверием, что у меня перехватило горло. И с непрошеной безнадежностью я осознал, насколько трудное дело меня ждало, если я хотел возвести здание на шатких руинах этой изувеченной души.

Я оставил его на минутку, спустившись в погреб за кувшином вина. Когда я вернулся, он стоял перед старым спинетом, беззвучно пробегая пальцами по пыльным клавишам.

– Кто на нем играет? – вдруг спросил он.

– Сейчас – никто, – со вздохом сообщил я. – Мы держим его в семье много лет, но никто из моих детей не обладает музыкальными способностями. Я уже подумываю избавиться от него – он занимает много места и только собирает пыль.

Он снова с сожалением прикоснулся к дереву.

– Как вы можете об этом думать? – несчастным голосом спросил он. – Такой прекрасный инструмент… Я бы хотел…

– Да?

Он молчал.

– Ты умеешь играть? – спросил я.

Он кивнул, не отводя глаз от клавиш.

– Его можно перенести в погреб, – тихо предложил я. – Если хочешь.

Он в изумлении посмотрел на меня.

– Вы хотите сказать, я могу здесь остаться… почему?

Я слегка пожал плечами.

– Возможно, мне нужен ученик.

Молчание.

Он отвернулся на мгновенье, закрыв обеими руками маску.

– Я солгал вам, когда сказал, что ни у кого не учусь, – тихо сообщил он. – У меня уже есть учитель.

Мне не надо было спрашивать, что этот учитель, я уже заметил клеймо Смерти на нем, броское, как овечье тавро. Я подошел к камину, опустился в кресло и стал спокойно набивать трубку.

– А ты не думаешь, что пока еще слишком молод, чтобы определиться со своей дорогой в жизни? – спросил я минуту спустя, не глядя на него.

Он снова промолчал, и я положил так и не разожженную трубку на каминную полку.

– Соглашение можно расторгнуть в любой момент обучения, Эрик, каким бы темным ни было ремесло. Даже самый суровый учитель не заставит тебя заниматься ремеслом, от которого ты решил отказаться. Но помни, как бы долго и рабски преданно ты ни служил, если уж ты расторг соглашение, ты никогда не сможешь назвать себя мастером в этом ремесле.

Он все так же молчал, глядя на старый спинет, но по его напряженным плечам я понимал, какая бешеная борьба происходит в его душе, насколько ему не хочется покидать того единственного учителя, который дал ему надежду на уверенное будущее и гордость своим делом. Дьявол умеет завоевать верность и уважение учеников; его харизма, наверно, мало с чем сравнится. Наверно, я все-таки уговаривал его напрасно… Длинные пальцы Эрика прошлись по клавишам, и зазвучали богатые, мелодичные аккорды, на мгновенье зависавшие в воздухе, заполняя комнату и отдаваясь эхом, чтобы вслед за тем погаснуть в глухой тишине. А потом, наконец, он обернулся и посмотрел на меня через комнату.

– Пожалуйста, покажите мне погреб, – попросил он.

 

В течение нескольких недель я позволял ему работать каменотесом, но только в отсутствие других рабочих и только под моим надзором. Он по-прежнему не изъявлял желания снять маску, и я знал, что эта мрачноватая эксцентричность сослужит ему плохую службу на стройке. Ну да, все равно он там долго не протянет, если не покажет, что чего-то стоит.

Вскоре он обтесывал камень так, словно родился с топориком каменщика в руке. Каждая порция строительного раствора, который он готовил для меня, совершенно не отличалась от других, и я не мог понять, как ему удается так точно, без ошибки, смешивать его каждый раз. Одна мера итальянской паццолоны, две – чистого речного песка, одна – свежей негашеной извести – рецепт прост, но мало кому из подмастерьев удается сразу смешать пристойный раствор. Видит Бог, в свое время я сам получил немало подзатыльников от собственного учителя, пока научился этому. Возможно, меня должно было задевать то, с какой легкостью он осваивал мое искусство, но я только изумлялся его невероятной способности поглощать знания. Он прекрасно понимал камень, интуитивно чувствовал его слабые и сильные места, обращался с ним с редкой почтительностью, словно с живым существом. Он отказывался носить перчатки каменщика, которые защитили бы его от острых осколков, ему нравилось чувствовать камень голыми руками, и нередко он подмечал крохотные изъяны, которые пропустил бы и куда более опытный глаз.

Наконец – гораздо раньше, чем я рассчитывал – наступил день, когда ему уже нечему было учиться в этой детской с каменными стенками, так что я отвел его на одну из моих строек и поручил ряд. Там трудились несколько молодых рабочих, и от того, как они перемигивались и обменивались многозначительными взглядами, у меня возникли нехорошие предчувствия. Когда я вернулся в полдень на стройку, рабочие отдыхали от не соответствующей времени года жары, и по тому, как торопливо направился ко мне Джилло Каландрино, я понял, что что-то уже произошло.

– Новый мальчишка опасен! – мрачно объявил он, вытирая пыльные ладони о фартук каменщика.

Я нахмурился.

– По-вашему, он не хочет учиться? Недостаточно внимателен… уважителен?

Мужчина хмыкнул, видимо, сдерживая смешок.

– Да нет, с желанием учиться у него все хорошо, господин, у меня за утро уже мозги набекрень свихнулись от его вопросов – выжал меня, как губку!

– Так в чем же дело? – спросил я с растущим раздражением.

– Прошу прощения, господин, но я бы сказал, у него не все в порядке с головой… проклятье, полчаса назад он едва не убил двух наших парней! Мне пришлось отослать Паоло домой, чтобы ему перевязали руку. У него жуткая ножевая рана… не уверен, что он сможет работать до конца недели.

– Полагаю, мальчика спровоцировали, – холодно заметил я.

– Об этом я ничего не знаю, господин, – ответил Каландрино, вдруг потеряв уверенность и избегая моего взгляда. – Но я знаю, что он вел себя, как маленький дикарь. Когда я вмешался, мне показалось, что он и на меня нападет… и, не боюсь вам признаться, я бы дважды подумал, прежде чем связываться с ним, когда у него в руке нож. Он умеет с ним обращаться, это уж точно.

– Но он ничего вам не сделал.

– Ну… не сделал, – нехотя признал укладчик. – Как будто пришел в себя. Но не стоит винить парней, господин, они просто хотели пошутить. Ничего странного в том, что им захотелось посмотреть, что под маской, я хочу сказать, любой нормальный юноша захотел бы это узнать.

– А я думал, вы не знаете, что произошло.

Мужчина заметно покраснел под загаром и слегка пожал плечами.

– Мальчики есть мальчики, господин, но, если хотите знать мое мнение, этого парня надо бы запереть! У него точно одного-двух шариков не хватает.

– Ваше мнение меня не интересует! – ответил я со сдерживаемой яростью. – А вам бы следовало лучше следить за порядком на стройке в мое отсутствие. Если вы на это не способны, может быть, вам пора искать другое место. А что до рабочих, передайте им, что я им плачу не за то, чтобы удовлетворяли свое любопытство. Еще одно подобное происшествие, и я их всех вышвырну! Вам все понятно?

– Да, господин, – мужчину явно ошеломил мой тон.

– Так чего вы ждете? Сейчас же все за работу!

Бросив на меня сердитый взгля







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 402. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия