Студопедия — Блаженный Константина Новоторжский.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Блаженный Константина Новоторжский.






В книге, глаголемей "Описание о российских святых”, изданной графом М. В. Толстым (М. 1868 г.) между святыми града Новоторжка (Торжка), Тверской епархии, упоминается Константину "преподобный строитель монастыря, преставися в лето 6000 (1492 г.), месяца июля в 29 день". Далее граф Толстой замечает, что о нем (Константине) сведений не имеется. В списках настоятелей монастырей, существовавших в Торжке, нет Константина (ни строителя, ни игумена какой-либо обители в городе Торжке). В ныне существующем в г. Торжке Борисоглебском монастыре, основанном преп. Ефремом, между настоятелями, в сане архимандрита, в списках Строева (454 стр. № 3) упоминается Константин 1600-1609, "в январе убит Литвою". — В "Описании Новоторжского Ворисоглебского монастыря, составленном священником Новоторжского Преображенского собора И. Колосовым, на основании монастырского архива, сказано об архимандрите Константине, что он настоятельствовал в обители с 1600 по 1609 г. и был сожжен в деревянной Введенской церкви с братиею и частию городских жителей (Петербург 1900 г. 2-е издание, 72 стр.), но не указано ни числа, ни месяца его кончины. В монастыре сохраняется предание, что архимандрит Константин был сожжен с братиею 25 января и в этот день в Введенской церкви совершается по нем панихида. Константин в некоторых документах (см. Описание Новоторжского Борисоглебского монастыря) называется настоятелем Введенского монастыря, но такового в Торжке никогда не существовало, а была в Борисоглебском монастыре прежде деревянная, а ныне каменная (освященная в 1438 г.) теплая церковь в честь Введения Пресвятой Богородицы. Без сомнения, эта Введенская церковь, по недоразумению, обращена в особый монастырь.

В числе Тверских святых Архимандрит Константин (на иконе собор Тверских святых) не написан.

В Тверской редакции "Книги, глаголемой о российских святых” между святыми г. Торжка помещен: "Святый, блаженный Константин юродивый" (См. Твер. ЕпВед. 1889 г. № 8, где с примечаниями г. Рубцова напечатана упомянутая Книга о российских святых в Тверской редакции). Имени блаженного Константина, Новоторжского, юродивого, нет ни у архиепископа Филарета ("Русские святые"), ни у архиепископа Сергия (Полный Месяцеслов Востока, в первом издании; во 2-м издании, после выхода в свет Месяцеслова русских святых архиеп. Димитрия, замечено: "Константин Новоторжский XIV или XV в.-Св. арх. Димитрий 21 мая, под каковым числом помещены в Месяцеслове краткие о нем сведения): ни у архимандрита Леонида ("Св. Русь"), ни у Барсукова (Источники русской агиографии) и др. У графа МВ. Толстого между святыми г. Торжка упомянут не блаженный, или юродивый, а строитель монастыря Константин. А между тем в Торжке сохранилось предание о местночтимом угоднике Божием Константине; указывают место его предполагаемого погребения, где ныне часовня на базарной площади; имеются его изображения (старинные) в Новоторжских церквах: в Крестовоздвиженской церкви он изображен с другими местночтимыми святыми (преп. Ефремом, Аркадием, княгинею Иулианиею), в Климентовской церкви он изображен на древней иконе св. мучеников Гурия, Самона и Авива и Московских святителей; есть его икона в Новоторжской Городской Думе и в домах жителей г. Торжка. Одна из таковых икон находится в Тверском Церковно Археологическом Древлехранилище.

Так-как о блаженном Константине не сохранилось никаких письменных преданий, то существуют различные предположения о нем. Так, в 1876 г. г. Красницкий, будто-бы на основании местного предания и устных рассказов, сообщает, что Константин был родом Угрин (Венгерец) Кон, или Конов, что он принадлежал к свите св. равноапостольной княгини Ольги и вместе с нею приняв в Константинополе св. крещение (в 945 г.), удалился в Новгородские области и положил начало христианству в окрестностях Торжка, в 7 вер. от которого он устроил скит, в котором жил до глубокой старости. Когда же христианская вера в Новгородских областях уже распространилась, то Кон отправился в Новгород и, "приняв у епископа Иоакима 1030) монашество с именем Константина, возвратился в свое убежище (в скит близ г. Торжка), где и окончил свою жизнь на руках препод. Ефрема (| 1052 г. основателя Борисоглебской обители (Тверская Старина. -Торжок. С.-Петербург 1876 г.)

Другое предположение о блаженном Константине Новоторжском, еще более фантастичное, неправдоподобное и, видимо, измышленное под влиянием былины о Косте Новоторжанине помещено в 22 № Твер. Еп. Вед. за 1898 г. под заглавием "Краткие сведения о блаженном Константине, Новоторжском чудотворце". В этой статье сообщается, что Константин родился в г. Торжке. Кто были его родители не известно, но известно только, что он отличался необыкновенной силой, вследствие чего в составе Новгородской рати и считался богатырем "Костею Новоторжанином”; (жил же блаженный Константин во времена Иоанна Грозного) и много помогал Новгородцам в борьбе с врагами; затем, оставив военную службу, переселился в родной город и стал проходить подвиг юродства;-скончался он в Торжке, где ныне стоит часовня на площади против здания Городской Думы. В этом сказании путаница до исторического периода в России с временами Грозного царя; смешение былинного героя "Кости Новоторжанина" с блаженным Константином... (О Косте Новоторжанине былина в издании Каспари в журнале Родина 1905 г. Краткий анализ былины в Месяцеслове русских святых. Июль. 339 стр.). Есть и другие предположения о блаженном Константине, но такие же неосновательные (Твер. Епарх. Вед. 1898 г. № 24).

На иконе, находящейся в Торжке, написанной как значится в подписи на ней, в 1797 г. "Святым Константин, Блаженный Новоторжский", изображен в рост, с сложенными на персях руками, с молитвенным взором к Спасителю, благословляющему десницею в облаках, в верхней части иконы; блаженный Константин в одной одежде (в рубашке), с обнаженными по локоть руками, босой; на голове волосы короткие, курчавые, желтоватого (рыжего) цвета. Он изображен в таком виде, как пишут обычно Христа ради юродивых. Видно, что иконописец, изобразивший (в 1797 г.) блаженного Константина именно имел в виду написать юродивого Христа ради (блаженного, как обычно называют таковых в России). В Синодике бывшего в Торжке Троицкого монастыря (Дальняя Троица), написанном в 7186 г. (т. е. 1674 г.), между юродивыми помещено имя Константина. «Помяни, Господи, души блаженно юродивых Христа ради Иоанна, Симеона ('21 июля), Андрея Цареградского (2 окт.)... Николая Кочанова (27 июля), Терентия убиенного, Мефодия Кроткого, Евстафия Пречудного, Кириака Смиренного,.. Григория Незлобивого,.. Константина,.. Спиридона Озябшего и др. (до 80). Когда жил Константин Новоторжский неизвестно. Юродство, как особый подвиг ради Христа, в России становится известным с 18 века (Прокопий Устюжский f 1308 г.) и особенно процветалов царствование Иоанна Грозного (в Москве — Московские Василий f 2 августа и Иоанн; Никола Салос в Пскове и др.). Вероятно, в это время жил и Константин. На иконе "Собора Тверских Святых” блаженный Константин изображен также, как и на иконе 1797 г. Ему нет службы, нет даже и тропаря.

 

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 409. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия