Студопедия — Преподобный Иосиф Волоцкий (или Волоколамский).
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Преподобный Иосиф Волоцкий (или Волоколамский).






Преп. Иосиф, в мире Иоанн, родился в 1440 г. в.с. Язвище (или Покровском), близ г. Волоколамска, Московской губернии; он происходил из знатной фамилии бояр Саниных, переселившейся из Швеции в Россию; семи лет он был отдан отцом для обучения грамоте в Волоколамский Крестовоздвиженский монастырь (ныне приходская церковь); там он, под руководством благочестивого старца Арсения, возрастал в страхе Божием. Возлюбив монашеское житие, он рано стал помышлять об иночестве и 20-ти лет поступил в Воронский монастырь (Ииалуж. губернии), где преп. Пафнутий постриг его в монашество с именем Иосифа. Здесь Иосиф, не смотря на свою молодость, строгостью жизни, точным выполнением монастырских послушание, любовью к чтению божественных Писаний и усердием к Богослужению превосходил всех иноков, и поэтому был любимым учеником преп. Пафнутия, который пред смертию назначил его своим преемником по управлению обителью. Но Иосиф вскоре возбудил против себя неудовольствие братии; ему желательно было, по уставу древних обителей, ввести строгое общежитие. Встретив со стороны монахов сильное сопротивление, Иосиф с благочестивым старцем Герасимом тайно оставил Боровский монастырь и, скрывая свой сан игумена, выдавал себя за ученика Герасимова; с этим старцем Иосиф желая изучить монастырскую жизнь, особенно общежительный устав, посетил многие обители, между прочим Саввин, Савватиевский и др. обители Тверской губернии (см. пр. Савва Саввинский и Савватий Савватиевский и через довольно продолжительное время возвратился в свой (Воронский) монастырь, где братия с радостью приняли его. Но и на сей раз от введения общежития они уклонились. Тогда с 7 иноками, разделявшими его убеждения, он отправился в Волоколамск с дозволения местного князя избрал для построения обители глухое место среди дремучего леса и здесь. с благословения Новгородского архиепископа Геннадия в 1479 г. построил монастырь и церковь в честь Успения Божией Матери и ввел в нем строгое общежитие. Слух о благочестии и мудрости Иосифа привлек многих, желавших под его руководством проводить иноческую жизнь, и вскоре собралось братии до ста человек.

Строгость жизни, обязательная для всех и особенно попечение о бедных и больных, для коих было устроено особое помещение, вскоре прославили Волоколамский монастырь; благотворное влияние обители росло по мере увеличения её средств. Окрестные жители постоянно приходили к Иосифу за советами и материальною помощью и никому ни в чем не было отказа. Иосиф служил для братии образцом глубокого смирения, непрестанной молитвы, воздержания и трудолюбия. Следуя примеру игумена, многие из его учеников прославились святостью жизни; из Иосифова монастыря часто брали иноков в настоятели обителей и передке на святительские кафедры. Мудрые советы и благочестивая жизнь Иосифа привлекали в его обитель не только простой народ, но бояр и князей, которые избирали его своим духовным отцом и слушались его советов и наставлений. передке великие князья (Иоанн 3-й и Василий 4-й) приглашали его к себе в Москву не только для духовных бесед, но и для участия в делах церковных и гражданских, как то в раскрытии и обличены ереси жидовствующих, в вопросе о церковных имуществах и др. Когда ересь жидовствующих, благодаря покровительству Московского митрополита Зосимы, приняла широкие размеры и угрожала православию, тогда Иосиф с ревностью восстал против этой опасной ереси; он рассылал письма к святителям с мольбой немедленно принять строгие меры против еретиков, составлял обличительные на них послания; самому великому князю Иоанну (в семье коего были сочувствующие еретикам), представлял всю опасность, в которой находилась церковь и, по его настоянию, в Москве состоялся в 1504 собор, на котором ересь жидовствующих была осуждена и главные еретики были преданы строгому наказанию. По предложению великого князя и просьбе Новгородского архиепископа Геннадия Иосиф составил знаменитое свое сочинение "Просветитель", в котором, изложив историю ереси жидовствующих, опроверг ересь сильными доказательствами. "Просветитель" —первое в России догматическое сочинение.

В вопросе о церковных и монастырских имуществах Иосиф явился горячим защитником церквей и обителей, их прав и необходимости им для полезной деятельности иметь движимую и недвижимую собственность. И его сильным речам Русская церковь того времени была обязана тем, что от нее не были отняты земельный угодья и крестьяне.

Важное значение Иосифа в решении церковно-гражданских дел, близость к великокняжескому двору, защита церковных и монастырских имуществ, возбудили против него сильных противников, даже и в лице таких подвижников благочестия, как пр. Нил Сорский. Против Иосифа восстали многие даже из духовенства, вследствие чего он подвергался многим неприятностям и даже удалению от игуменства. Причиною последнего был Волоколамский князь Феодор Борисович, который, часто посещая Иосифову обитель, требовал угощения и денег. Такие неуместные требования побудили Иосифа обратится к Московскому вел князю с просьбою взять его монастырь под свое покровительство. Но Новгородский архиепископ Сера пион, к епархии коего относился Волоколамск по жалобе Феодора Борисовича, за своевольную (будто бы, передачу от него зависевшего монастыря великому князю' удалил Иосифа от игуменства. Впрочем. убедившись потом в его правоте, он возвратил ему сан, а Феодор Борисович, примирившись пред смертью с Иосифом, завещал его обители большое свое село Буйгород. Пред кончиною своею пр. Иосиф назначил своим преемником по управлению обителью любимого своего ученика Даниила (впоследствии Московская митрополита).

Пр. Иосиф скончался в глубокой старости 9 сент. 1515 г. От гроба преп. Иосифа стало совершаться много чудесных исцелений, что и побудило Московский собор 1547 г. причислять его к лику святых и установить празднование ему в Волоколамской обители. Равным образом на соборе 1579 г., по повелению царя (Иоанна 4-го) и благословенно собора всех русских святителей вторично было постановлено: "петь в обители Пречистые Богородицы преп. Иосифу, доколе монастырь Пречистые стоит”. На Московском соборе 1591 г. патриархом Иовом была освидетельствована служба пр. Иосифу и постановлено праздновать память ему повсюду. Мощи преп. Иосифа почивают под спудом в монастырском соборе, в приделе его имени посвященном. Житие пр. Иосифа первоначально было составлено Саввою Черным, Крутицким епископом и издано К. Ив. Невоструевым (в Чтениях Москов. общества Истории Рос. Древностей, 1865).

В "Иконописном Подлиннике" под 9 ч. сентября о пр. Иосифе сказано: "подобием сед, аки Сергий, брада покороче Сергиевой, пошире и тупа, риза преподбническая, схима на плечах, риза вохряная. В житии его пишется: бе же святый возрастом умерен и лицем благообразен, браду же имея окружену, мерку, прежде русу, а в старости сединами сияющу" (Филимонов, 146 стр.). На иконе Тверских святых пр. Иосиф изображен согласно подлиннику: правая рука его положена (в молитвенном состоянии) на персях, а в левой руке держит свернутый свиток. Пр. Иосиф свято чтится в Тверской епархии, в которой есть престолы в честь его, как-то: в Торжке, Кашине Осташкове и в некоторых сельских церквах. В 1904 г. близ г. Твери освящен храм-музей во имя пр. Иосифа, в коем погребено тело фельдмаршала Иосифа Влад. Гурко (t 15 янв. 1902 г.).

В честь пр. Иосифа составлен акафист, написанный в Москве 1887 (Архиеп. Димитрий. Месяцеслов русских святых. Сентябрь). Служба ему помещается в сентябр. Минее; два канона, один с ирмосами: Волною морскою...

Тропарь пр. Иосифу Волоцкому, глас 5-й. "Яко постников удобрение и отцев красоту, милости подателя, рассуждения светильника, вси вернии сошедшеся восхвалим, кротости учителя,' и ересей посрамителя, премудрого Иосифа, российскую звезду, молящася Господу помиловатися душам нашим”.

 

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 352. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия