Отражение конфуцианского учения в современном нашем правеКонфуций всегда стремился в человеколюбию, говорил о ценности человеческой жизни и принципе гуманизма. Это, несомненно, нашло отражение в российском праве, в первую очередь - в конституционном. Наша Конституция, как основной закон, имеющий высшую юридическую силу на территории РК, в статье 2 содержит изречение: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.». Принцип гуманизма отражен и в других отраслях права в Казахстане, например, в уголовном праве он звучит следующим образом: «Уголовное законодательство РК обеспечивает безопасность человека. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства». Однако, к сожалению, в реальности этот принцип далеко не всегда соблюдается. Реальная правоприменительная практика в нашей стране нередко показывает обратные ситуации, часто правосудие подкупают. Какая тогда здесь может быть речь о принципе гуманизма? Вот здесь считаю нужным заострить внимание на учении Конфуция о воспитании. Конфуций. Беседы и суждения (Лунь Юй): «Учитель сказал: «Если в человеке естественность превосходит воспитанность, он подобен деревенщине. Если же воспитанность превосходит естественность, он подобен учëному-книжнику. После того как воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга, он становится благородным мужем». Чтобы принцип гуманизма и человеколюбия соблюдался, человека нужно воспитывать, причем с малых лет, не только прививая ему определенные качества, но и поучая его на жизненных примерах - чтобы имела место обоснованность, и человек понял, что такое справедливость. Пока в обществе сохраняется невежество, эгоизм и ограниченность, общество не может быть здоровым, а следовательно, и государство не может строиться на принципах гуманизма, равенства и справедливости. «Когда мораль не совершенствуют, изученное не повторяют, услышав о принципах долга, не в состоянии им следовать, не могут исправлять недобрые поступки, я скорблю»... «Направь свою волю на достижение правильного пути, придерживайся принципов морали, поступай в соответствии с человеколюбием, упражняйся в искусствах». Конфуций призывал к соблюдению во всем золотой середины, учил не впадать в крайности. («У сдержанного человека меньше промахов»). Конфуций. Беседы и суждения (Лунь Юй): «Благородный муж участлив, но лишен пристрастности. Малый человек пристрастен, но лишен участливости». Такой подход очень важен, прежде всего потому, что он ведет к объективности восприятия и позволяет оставаться беспристрастным и быть справедливым. Несмотря на приверженность традициям, Конфуций общался с любым человеком просто и объяснял ему что-либо простым доступным языком, не зависимо от его происхождения, социального положения и богатства. Этот принцип равенства так же отражается в Конституции: «Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.». (ст. 19 Конституции РФ). В зарубежном, в частности, европейском законодательстве так же отражены конфуцианские учения. Возьмем, к примеру, Конституцию Французской Республики: «Франция является неделимой, светской, демократической и социальной республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всем гражданам, независимо от происхождения, расы или религии...» (Преамбула, ст.1) Однако, Конфуций, придавая особую важность долгу и чувству долга, считал, что залогом порядка в обществе является соблюдение «пяти постоянств»: человеколюбие, чувство долга, благопристойность, разумность и правдивость. К ним следует добавить так называемые "пять связей": 1) государя и подданного, господина и слуги. Эти отношения считались важнейшими в обществе и доминировали над всеми остальными. Безусловная преданность и верность господину была основой характера "благородного мужа" в конфуцианском понимании; 2) родителей и детей. В этих отношениях подчеркивались непререкаемые права родителей, в первую очередь отца, и священная обязанность детей проявлять сыновнюю почтительность; 3) мужа и жены. Здесь права мужа были безграничны, а обязанности жены сводились к беспрекословной покорности, образцовому поведению и ведению хозяйства; 4) старшего и младшего. Обязательным считалось не только уважение к старшему по возрасту, но и к старшему по положению, чину, званию, мастерству; 5) между друзьями. Отношения между друзьями должны были носить характер искренней и бескорыстной взаимопомощи. Конфуций считал, что у каждого должно быть свое место, и он должен соответственно занимаемому положению, пусть, может быть, и не сильно влиятельному, добросовестно выполнять свой долг. Конфуцианские правила лояльности и послушания старшим предписывали ученикам свято следовать наставлениям Учителя, а приемникам - ревностно оберегать опыт предшествующих поколений.
3. Обьясните смысл учения «У-вэй» (недеяния) в философии даосизма. 3. Даосизм В качестве примера можно привести гипотетическую историю о сороконожке, которую в шутку спросили в каком порядке она шагает. Сороконожка в полной прострации лежала в луже, не зная с какой ноги ступить. И действительно, никто не станет отрицать, что мы "знаем" как двигать руками, дышать, хотя едва ли сможем объяснить это в абстрактных символах - словах. Даосизм есть развитие именно такой разновидности знания, его развитие создает у человека совершенно новое представление о самом себе и о мире, представление, далекое от привычного конвенционального. Человек в даосизме воспринимается как система не просто аналогичная или подобная общекосмическому устройству, но структурно и сущностно ему полностью тождественная. Дао не поддается рациональному толкованию, формально-логическому анализу, потому что беспредельно, ничему не противостоит, исключает альтернативную постановку вопроса в принципе. Оно неконвенционально, т.е. никто не может сказать определенно, что это такое, даже само его название - условность. Для Лао-цзы, например, оно приравнивается к слову "Великое". Алан Уотс, столкнувшись с этим феноменом, говорил, что мы можем более или менее определенно назвать то, чем НЕ является Дао, и лишь надеяться на то, что подобно тому как скульптор, отсекая от глыбы камня ненужное, получает фигуру, и мы сможем очертить понятие Дао. Дао не подлежит проверке практикой, ибо то, что мы видим, не является "постоянным" Дао. С этого начинается "Дао-дэ цзин", как бы предупреждая о том, чтобы вникающие не поддавались иллюзии, не принимали неистинное за истинное. То, что дано в опыте, носит изменчивый, преходящий характер, не имеет постоянного смысла и потому нереально. Одна из главных идей "Дао-дэ цзина", краеугольный камень для понятия даосизма - "у-вэй". Осуществление "у-вэй" (неделания всего) приносит собой чувство легкости и независимости, ведь, только тот, кто всегда готов потерять, истинно свободен. Не будучи "привязанным" к своим повседневным делам, он может воспринять то, что лежит за их пределом - бескрайний мир. Человек Пути стремится обрести это настроение духа с тем, чтобы в конце концов оно составило содержание всего, что бы он ни делал. Quot;Недеяние" не значит "ничего не делание" в прямом смысле. По-другому можно передать "у-вэй", как совершение поступков бесстрастно, не ради конечной цели, а ради самого процесса.. Это напрямую всязано с принципом действия Дао - спонтанностью. И "спонтанность" здесь не воспринимается как слепой порыв или каприз. Просто Дао, действуя у-вэй, не знает как оно создает мир. В противоположность европейскому пониманию Абсолюта (Бог как правило полностью осознает сам себя и контролирует свои поступки) Дао таинственно и темно. Пока сознательный ум пытается втиснуть весь мир в прокрустово ложе абстракций, до тех пор Дао останется чуждо такому сознанию. Дао доступно лишь тем, кто, освободившись от условностей, овладеет простым и тонким искусством "недеяния". Нельзя сказать, что путь даосов легче, не требует усилий, но он иной - путь простоты и естественности. Таким образом, в основу даосизма был заложен идеал "естественного человека", необремененного исполнением социальных конвенций. Отрешенность, созерцательность и недеяние характеризовали даосского человека.
|